Система работы педагога хореографа в одаренными детьми. Развитие творческой одаренности детей в хореографии при подготовке к конкурсам

Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности в танцевальном коллективе «Step Forward»

В условиях осуществления педагогического процесса в МОУ ЦДТ «Эдельвейс» танцевального коллектива «Step Forward» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.

Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Все компоненты взаимосвязаны в процессе обучения. Систематические занятия танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.

Мотивационный аспект поведения ребенка с хореографической одаренностью может быть описан следующими признаками:

1. Переживание чувства удовольствия от процесса танца, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности.

2. Ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.

3. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем.

4. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

В работе с одаренными детьми применяются следующие инновационные педагогические технологии:

Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание чувства толерантности;

Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского творчества «Эдельвейс» разработана дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей с хореографической одаренностью.

Цель программы: обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях центра детского творчества.

Задачи программы:

1. Создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную потребность в саморазвитии, а также проявление потенциальной одаренности, в том числе хореографической: демонстрация веры в успех воспитанников, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно-эстетической деятельности;

2. Учить свободно, красиво и органично выражать себя в танце;

3. Учить элементам танцев различных жанров, направлений;

4. Учить создавать своими руками сценические костюмы через обучение моделированию и шитью;

5. Учить создавать образ и стиль через грим, визаж

Цели и задачи воспитательного процесса:

1. Создания условий для сохранения и укрепления здоровья, развития основных физических качеств и двигательных способностей.

2. Формирование потребности к культуре движений, оптимальном физическом развитии, здоровом образе жизни;

3. Формирование навыков и умений для самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;

4. Расширение объема знаний о различных видах двигательной активности, освоение техники движения.

5. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, формирование характера, утверждение активной жизненной позиции, оптимизма.

6. Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, для психического и эмоционального благополучия детей.

7. Воспитание самостоятельности и инициативности.

Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения ребенка определяется по итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики.

За период обучения в танцевальном коллективе «Step forward» дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно.

Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через:

педагогическое наблюдение на учебном занятии;

педагогическое наблюдение вне учебного занятия: на улице, в помещении (общение с другими людьми);

при организации индивидуальных занятий;

через просмотр видеоматериала с концертов коллектива;

Мониторинг образовательных результатов производится в соответствии с системой мониторинга, разработанного в МОУ ЦДТ «Эдельвейс».

Педагогический мониторинг в объединении проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.

Мониторинг содержит следующий план:

Наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов;

Обобщение результатов;

Анализ и оценка достигаемых результатов.

Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

Первичный контроль проводится в октябре, его целью является определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения детей. В ходе диагностики определяется уровень подготовленности детей данного вида деятельности, формы и методы работы с данными детьми, выбор программы обучения.

Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце месяца. Его целью является подведение промежуточных итогов, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется какова оценка успешности выбора технологии и методики, анализируются результаты обучения на данном этапе.

Итоговая диагностика проводится в апреле, мае. Целью является определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей.

По итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.

Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей. У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию.

Проводится индивидуальная работа, постановка танцев на конкретных детей, учитывая их уровень танцевального мастерства, пластику, эмоциональное раскрепощение и особенности собственной подачи танцевального, сценического образа.

За время существования танцевальный коллектив «Step Forward» добился значительных творческих результатов.

Таблица 1

Результативность участия детей в конкурсах, мероприятиях

Уровень и название конкурса

Результат

Год и место проведения

Межрегиональный конкурс «Пять баллов»

Диплом II степени,

Диплом III степени

Ярославль

Фестиваль юношеского творчества «Годы молодые»

Участники

Ярославль

Районный конкурс «Золотая лесенка»

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом II степени,

Диплом II степени

2009-2014 г.Пошехонье, Ярославская область

Межнациональный конкурс «Большая перемена»

Лауреаты 3 степени

Ярославль

Региональный Конкурс «Золотая нить»

Диплом II степени

Ярославль

1 Всероссийский конкурс творческой самодеятельности среди образовательных учреждений «Созвучие сердец»

Концерт к Дню милиции

муниципальный

Участники

Концерт к Дню инвалида

муниципальный

Участники

«Учитель года» выступление на торжественной части

муниципальный

Участники

Гала-концерт фестиваля «Золотая лесенка»

муниципальный

Участники

Отчётный концерт Центра

муниципальный

Участники

Концерт к Дню защиты детей

муниципальный

Участники

Выступление на конкурсе «Золотая нить»

муниципальный

Участники

Выступление на Дне Города

муниципальный

Участники

В ходе наблюдения за занятиями коллектива нами было отмечено, что педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятия в младшей группе педагог использует игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старшей группы педагог делает акцент на самостоятельности обучающихся. Дети сами выбирают репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танца.

Педагог поддерживает интересы детей, поощряет их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Личный опыт автора показывает, что педагог использует совместные мастер-классы с обучающимися, проявившими особые способности. Такие мастер-классы проводятся на базах сельских школ, для детей, занимающихся в танцевальных объединениях.

В процессе исследовательской работы нами было проведено интервью с педагогом дополнительного образования Мосулиной Верой Юрьевной.

Тема интервью: «Система работы педагога дополнительного по выявлению одаренности в хореографии».

- Вера Юрьевна, проводите ли Вы мониторинг результатов обучающихся? И также собственных результатов?

Да, мониторинг результатов проводится три раза в год: входной, текучий, итоговый. В конце года составляется таблица по результатам того, насколько изменился уровень творческих, личностных, теоретических знаний, умений, навыков в показателях мониторинга.

Собственные результаты обязательно отслеживаю. В конце года пишу самоанализ своей деятельности. По результатам года определяю сильные и слабые стороны своей работы, с учётом корректировки своей деятельности составляю план на следующий год.

- Выделяете ли Вы детей, которые проявляют высокий уровень способностей, как одаренных детей?

Да. На самом деле одаренный ребенок понятие очень многогранное, потому что как правило, одаренный ребенок, это ребенок с незаурядными возможностями. Но, как правило, на практике выясняется, что одаренные дети не всегда отличаются в жизни или школе какими-то особенностями.

В младшей группе у меня есть совершенно замечательный пример Соколов Даниил. Он не послушный, не усидчивый, очень темпераментный, но, тем не менее он танцевально одарен. Танцевальную одаренность Данила было сразу не видно, она была завуалирована его сложным характером. После того как он раскрылся, почувствовал доверие к педагогу. И только тогда он начал работать, показал, какой он есть на самом деле. Чтобы одаренность раскрылась нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя раскрепощенным, почувствовал доверие со стороны педагога, был максимально загружен, чувствовал собственную значимость, профессиональный рост, самоудовлетворение как творческое, так и социальное.

- Какие критерии помогают Вам оценить уровень танцевальных навыков?

Как таковые критерии одаренности в хореографии не определены. Есть общие критерии, сходные с другими направлениями одаренности. Это такие как: музыкальность, чувство ритма, пластика, выдержка, эмоциональная раскрепощённость, креативность мышления.

- Вера Юрьевна, используйте ли Вы какие либо методики при выявлении одаренности в хореографии? Если да, то, какие?

В работе с одаренными детьми и я использую дидактические технологии, которые позволяют выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотры учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания; проведение методик на выявление коммуникативных способностей; выполнение упражнений и этюдов на раскрепощение и снятие зажимов; стретчинги, которые представляют собой импровизационные пластические упражнения и задания.

- Как проходит отбор в объединение?

В объединение я принимаю всех, поскольку центр детского творчества это место, куда дети могут прийти попробовать в разных направлениях деятельности. При естественном отборе остаются только те, которые могут и хотят танцевать, прикладывают к этому все свои усилия и возможности.

- С какого возраста дети принимаются в объединение?

В объединение принимаются дети с 5, которые ходят подготовительную группу.

- Каким образом формируются группы для выступлений? Есть ли прием «первой линии»?

В моём объединении танцуют все: у кого хорошо получается и не очень, собственно как в большинстве коллективов. В первую линию ставятся дети, которые показывают достаточно высокий результат: технику, пластику, эмоциональность. Особый акцент на первую линию я никогда не делаю, хотя конечно все хотят оказаться именно там.

- Какие воспитательные проблемы встают, если несколько лидеров?

В своей работе я, прежде всего, выделяю «истинных» лидеров и лидеров «ложных». Истинному лидеру давать возможность работать и показать коллективу, что это тот человек, за которым нужно идти.

- Планируйте ли Вы в объединении специальные занятия, формы, мероприятия для выявления особых танцевальных способностей?

Да, это различные концерты, фестивали, конкурсы, которые проходят на различных уровнях.

- Вера Юрьевна, выстраиваете ли Вы индивидуальный маршрут для детей с хореографической одаренностью?

Да, индивидуальный маршрут есть. Он создается для того чтобы максимально развить одаренность детей и дать им возможность самореолизоваться, достичь особых результатов, дать предпрофессиональную подготовку.

Выводы по второй главе

Таким образом, было выяснено, что в Муниципальном образовательном учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Эдельвейс» разработана система работы по выявлению и поддержки одаренных детей. Для детей организуются мероприятия, фестивали, конкурсы, выставки направленные на выявление, поддержку творчески одаренных детей. Организуется проектно-исследовательская деятельность. Проводится анализ особых успехов и достижений, создается банк данных по талантливым и одаренным детям.

В результате исследовательской работы был проведен анализ педагогических средств по выявлению одаренности детей в хореографии на примере деятельности танцевального коллектива «Step Forward» МОУДОД ЦДТ «Эдельвейс». Рассмотрена и изучена дополнительная образовательная программа, обеспечивающая психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью, проведено интервью с педагогом дополнительного образования по хореографии.

Проанализировав деятельность коллектива, можно сделать вывод, что в работе педагога используются различные педагогические технологии, методы и способы, направленные на выявление у детей признаков одаренности в хореографии. Также для детей показавших высокие результаты педагог использует совместные выездные мастер-классы.

Исследование хореографических способностей ребенка, динамика его развития проводится таким методом как мониторинг, который дает возможность наблюдать за развитием хореографических способностей, фиксировать и обобщать достигаемые результаты, анализировать и оценивать их. Кроме того используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

3 Проект "Работа с одаренными детьми по хореографии"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей – центр дополнительного образования детей «Молодость»

Принято на педагогическом Утверждаю:

Совете Директор МБОУ «Молодость»

Протокол № ____1_______ _______________А. Н. Русакова

Программа

Работы с одарёнными и мотивированными

к обучению учащимися

педагог дополнительного

Образования Карпова О.В.

Нижний Новгород

2013г.

Пояснительная записка

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Детская одарённость – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

Выдающиеся умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъёмом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Необходимо диагностировать, выявлять и поддерживать одарённых детей потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны. Именно поэтому проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

МБОУ «Молодость» как учреждение дополнительного образования детей предоставляет детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и положительной мотивационной направленности. Целью деятельности учреждения становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное сопровождение ребёнка на всём протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного развития детей.

Условия нашего учреждения позволяют обучать и воспитывать одарённых и мотивированных детей путём создания условий для развития и реализации их интеллектуального и творческого потенциала. Это даёт возможность не потерять одарённого ребёнка, так как такие дети стремятся поступить в профильные учебные заведения и продолжить занятия искусством. Также позволяет формировать позитивное отношение к учащимся с ярко выраженной мотивацией к учебно-познавательной деятельности и воспитывать убеждение в ценности дополнительного образования на современном этапе развития нашего общества.

На занятиях и во внеурочное время создаются условия для полноценного воспитания и образования одарённых детей в разных творческих областях: традиционно проводятся конкурсы, фестивали, выставки и т.д. Учащиеся учреждения занимают большое количество призовых мест в городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, творческих выставках различного уровня, участвуют в мастер-классах.

Цель программы: Создать условия для выявления, поддержки и развития одарённых и мотивированных де­тей, их самореализации, профессионального самоопределения в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для полноценного воспитания и образования детей с повышенными творческими способностями.

2. Повысить эффективность работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми путём использования современных образовательных технологий в преподавании специальных дисциплин.

3. Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей.

Основные направления реализации программы

Способы стимулирования

1. Награждение дипломами (или грамотами), ценными подарками учащихся и премирование преподавателей.

2. Размещение фотографий на стенде «Наша гордость».

3. Размещение статей о достижениях учащихся на сайте учреждения и группе «ВК», клубной газете «Фантазеры».

4. Направление Благодарственных писем родителям учащихся, занявшим призовые места в олимпиадах, конкурсах, выставках.

5. Проведение ежегодных фестивалей «Волшебная маска», «Дебют», отчетных концертов.

6. Организация профильной смены в летний период на базе городских лагерей МБОУ «Молодость»

Формы и методы работы с одарёнными

и мотивированными к обучению учащимися

Первая ступень обучения (1 год обучения)

Выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по развитию способностей на занятиях и во внеурочное время;

Привитие навыков концертной деятельности;

Поддерживание тесной связи с родителями учащихся.

Вторая ступень обучения (2,3 год обучения)

Выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними на занятиях и во внеурочное время;

Широкое привлечение учащихся к работе во внеклассной работе (концертная деятельность);

Развитие инициативы и самостоятельности;

Формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;

Проведение внутриклубных, конкурсов, участие в городских, зональных, областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах;

Обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;

Работа по созданию системы профессиональной ориентации учащихся.

Третья ступень обучения (4 год обучения)

Индивидуальная работа на занятиях и во внеурочное время с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

Оказание помощи в выборе профессии;

Тесная связь МБОУ «Молодость» с НОКК и НОЦЭВД г. Нижнего Новгорода;

Участие в конкурсах различного уровня;

Индивидуальная работа с родителями учащихся.

Принципы работы с одарёнными и

мотивированными к обучению детьми

· Индивидуализация обучения (осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе занятий и внеурочной деятельности, наличие индивидуального плана обучения учащихся).

· Принцип опережающего обучения (обогащение учебного материала дополнительными данными, заданиями творческого характера).

· Принцип комфортности в любой деятельности.

· Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

· Принцип развивающего обучения.

Этапы реализации программы «Мир танца»

Подготовительный этап – 2013-2014:

1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

2. Разработка и утверждение проекта «Мир танца».

3. Актуализация ЗУН учащихся как необходимого условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.

4. Психолого-педагогическая диагностика учащихся и составление индивидуальных планов.

5. Создание банка данных по одарённым и мотивированным детям.

Основной этап – 2013-2015:

1. Реализация плана мероприятий, разработанных в рамках проекта «Мир танца»

Рефлексивно-оценочный этап – 2015-2016:

1. Оценка результатов деятельности педагогического коллектива по претворению в жизнь программы.

2. Анализ эффективности действия программы.

3. Формирование новых целей и задач.

Ожидаемые результаты деятельности педагогического коллектива

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

· сформировать ценностную культуру учебно-воспитательного процесса в условиях микросоциума;

· сформировать систему работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

· создать условия для развития способностей одарённых и мотивированных детей;

· совершенствовать формы работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

· повысить результативность учащихся школы в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.

Ожидаемые результаты работы по программе «Театр и дети»

Реализация данной Программы позволит:

· оказать адресную помощь по поддержке одарённых и мотивированных учащихся и преподавателей, работающих с ними;

· развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;

· сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

· повысить качество образования;

· совершенствовать новые формы профессиональной ориентации;

· создать систему работы педагогического коллектива по данной проблеме.

Модель одарённого и мотивированного учащегося:

· личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

· личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

· личность, способная осуществить самостоятельную дея­тельность;

· личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

· личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

· личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учётом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно­стей.

Участники программы «Театр и дети»

Директор МБОУ «Молодость»;

Заместитель директора по УВР;

Педагоги дополнительного образования театральных объединений;

Родители учащихся;

Учащиеся театральных коллективов.

Контроль за выполнением программы работы с одарёнными и мотивированными к обучению учащимися осуществляют: Педагогический совет школы, заместитель директора по УВР. Результаты контроля представляются ежегодно на заключительном заседании Педагогического совета, публикуются на сайте учреждения.

Основная часть

Программа работы с одарёнными мотивированными к обучению учащимися МБОУ «Молодость» «Театр и дети» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление, обучение, воспитание и оказание поддержки одарённым детям.

I . Направления работы по развитию способностей одарённых и мотивированных к обучению учащихся

1. Работа с педагогическими кадрами.

2. Индивидуальная работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.

3. Внеклассная работа.

4. Участие в конкурсах, фестивалях.

5. Индивидуальная работа с родителями.

1. Работа с педагогическими кадрами

1. Повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи.

2. Создание условий для применения новых педагогических технологий.

3. Инструктивно-методическое совещание с преподавателями по разъяснению необходимости проведения работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

4. Собеседование с преподавателями по результатам диагностики учащихся, планирование работы по программе работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

5. Экспертиза планов работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми преподавателей-специалистови преподавателей групповых дисциплин.

Анастасия Хусанбаева

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «» актуальна, обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей в исполнительском.

По словам президента РФ В. В. Путина «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип : каждый ребенок, подросток одарен , способен преуспеть и в науке, и в творчестве , и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России.» Поэтому в настоящее время дополнительное образование детей в современной модели образования рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного общего образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития , удовлетворить его творческие , креативные способности, позволяющее максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. «система дополнительного образования обязана мотивировать учащихся, родителей и учителей к интеллектуальному и творческому развитию , помогать в поиске и обучении талантливых и заинтересованных детей ».

Считается, что привлечение ребенка к танцевальному искусству является одним из средств всестороннего развития учащихся . средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером танцев, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Наибольший интерес в этом плане представляют дошкольники и младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности , самореализации, самовыражения.

Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель , близкую их пониманию : померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Конкурсные мероприятия - это форма соревнования, которое имеет большое воспитательное и обучающее и развивающее значение . Подготовка к участию в конкурсах для детей существенная дополнительная нагрузка. В то же время участие в конкурсах позволяет учащимся повысить уровень самооценки; способствует развитию индивидуальных творческих возможностей по хореографии .

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью творческого развития каждого одаренного ребенка . Развитие конкурсной деятельности серьезной поддержкой для творчески одаренных детей . Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, родителей.

Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством : переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение , создаются условия для реализации творческого потенциала , воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества

Они особенные как для учеников, у которых конкурсы и соревнования всегда вызывают особые эмоции, так и для педагогов, так как подготовка и проведение конкурсных мероприятий требует от них особых знаний и умений.

Для подготовки детей к конкурсам мероприятиям проводится системная целенаправленная работа, в основе которой лежит схема «от идеи до конечного результата» .

1. Проектирование программ для одаренных детей ;

2. Методы работы с учащимися

3. Работа с родителями

4. Формы отслеживания и фиксации ресурсов

5. Результативность

Я работаю по дополнительной общеразвивающей программе «Танцевальная мозаика» . Программа рассчитана на 3 года для детей дошкольного , младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программа спроектирована. Структура дополнительных развивающих программ одинакова для всех образовательных организаций, а структурирование программы зависит от цели программы.

Программа «Танцевальная мозаика» состоит из 7 разделов (модулей) :

Партерная гимнастика,

Ритмика,

Классический танец,

Народно-сценический танец,

Современный танец,

Музыкально-ритмические игры,

Актерский тренинг.

Все перечисленные разделы связаны между собой, каждый из них имеет свои конкретные задачи .

В работе я уделяю особое внимание актерской игре. Актерская игра является неотъемлемой частью исполнительского мастерства танцовщика. Наряду с движением-мимика, жест, эмоции входят в арсенал выразительных средств хореографического языка . Поэтому в программу я ввела раздел «Актерский тренинг» .

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Игровой метод. Является ведущим методом обучения. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру , которая отвечает задачам и содержанию. Метод помогает хорошо ориентироваться в дальнейшем на любой сцене.

Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.

Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.

Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.

Метод тройных передвижений позволяет развить координацию , чувство равновесия, ориентировка в пространстве).

Хочется сказать отдельно о медиа ресурсах. Это так же неотъемлемая часть обучения, позволяющая повысить качество исполнения танцевальных номеров, с помощью анализировния учениками своих ошибок после выступления на сцене.

Оптимальное сочетание методов дает возможность работать индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности.

Формы отслеживания и фиксации образовательных ресурсов

выступления

журнал посещаемости

портфолио творческих достижений объединения (грамоты, дипломы, сертификаты и др.)

«летописи» детского творческого объединения (видео-ифотоматериалы)

выполнение зачетных : упражнений, импровизаций, этюдов

Работа с родителями.

Очень важно вовлечение в процесс подготовки конкурсных мероприятий родителей, которые оказывают определенную помощь в организации мероприятий. Это моральная поддержка детей , помощь в пошиве сценических костюмов и изготовлении реквизитов для танцевальных номеров, сопровождение в выездных концертах и т. д.

Результативность.

Наша хореографическая студия танца «Карамельки» участвует в конкурсах и фестивалях с 2015 года, которые проходят как в Тамбове, так и в области. За 2 года мы приняли участие в 10 конкурсных мероприятиях и фестивалях. Где стали призерами и лауреатами Муниципальных, Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов , таких как :

Конкурс русского народного танца «Состязание плясунов» в рамках «2 Фестиваля русских народных забав»

Открытое первенство МАУ ДО «ДЮСШ №1» по современному танцевальному спорту

конкурса «Здравствуй Мир» 2017 год

конкурса «Здравствуй Мир» 2018 год

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Звездочки Тамбовщины» 2016 год

Муниципальный и Региональный этап Всероссийского конкурса «Звездочки Тамбовщины» 2018 год

Фестиваль-конкурс «Радуга хореографии »

Межрегиональный конкурс хореографических коллективов «Дарить радость людям»

Всероссийский фестиваль «В Ритме Века» в 2017 и 2018 году

В декабре 2017 года мы посетили Всероссийский фестиваль «Snow dance» , Идея данного фестиваля носила «Обмен опытом среди танцующей молодежи» . Важную роль играет компетентное жюри и зритель в целом, что очень побуждало конкурсантов стараться выступать мощнее и показывать себя как можно лучше. Хорошо подготовленные интересные сцены , внимательные и приветливые службы, великолепная звуковая, световая аппаратура - все это играет очень большую роль для осмысления детьми процесса сценического действия и осознания собственной значимости и принадлежности к нему. Все это способствует дальнейшему развитию их профессиональных навыков.

В октябре 2017 года хореографический коллектив «Карамельки» стали лауреатами III степени в IV Международном онлайн - конкурсе для хореографических коллективов Творческого Движения «Вдохновение» . Один из самых масштабных Международных онлайн - конкурсов хореографического искусства «Вдохновение» проходил при поддержке Федерального агентства по делам молодежи г. Санк-Петербурга. В конкурсе приняли участие 1309 творческих хореографических коллективов из России, Белоруссии, Украины, Марокко, Молдовы, Узбекистана, Финляндии и Эстонии. В номинации «Танцевальное шоу» хореографический коллектив «Карамельки» представил танцевальный номер «Райские птицы» . Компетентное жюри высоко оценили профессиональную исполнительскую деятельность, эстетический и музыкальный вкус, творческий потенциал коллектива.

И это как раз то, в чём так нуждаются дети для реализации собственного творческого потенциала , пробования своих сил, сравнения с другими, возможностью посмотреть на другие коллективы, показать себя и общаться с новыми людьми. Детям всегда очень весело и комфортно на таких мероприятиях, несмотря на стресс перед выступлениями и порой жёсткую конкуренцию на сцене . Подобные фестивали и конкурсы - это огромная радость и колоссальный опыт-профессиональный, коммуникативный. С другой стороны, большой стресс, если дети не занимают призовые места. Поэтому необходимо проводить постоянную работу с учащимися и родителями с целью- мотивировать на постоянную системную работу по подготовке к конкурсным мероприятиям . Дает сильный толчок для дальнейшего развития . И очень приятно, что в финале, каждый солист, каждый коллектив, выложившись на сцене на 100%, получает отдачу не только в виде рукоплесканий зала, но и дипломы, подарки , поздравления. Фестивали и конкурсы для детей - это движение , практика, опыт, проявление себя.

Хочу обратить ваше внимание на то, что с 2017 года в системе дополнительного образования стали проводится олимпиады по художественной направленности дополнительного образования (по хореографии и вокалу , где участники должны показать, как теоретический, так и практический уровень подготовки .

В данный момент существует список олимпиад и иных конкурсных мероприятий , по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

Из опыта работы хореограф. «Развитие творческой одаренности детей на занятиях хореографии»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.
В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.
Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.
Для развития творческой одаренности школьника на занятиях хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии.
Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.
Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;
Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.
Кроме указанного выше активно используется опыт кружковой и факультативной работы. Тренинги и репетиции проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с учащимися.


Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность педагога основывается:
на уважении и эмпатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
умении тонко и деликатно обращаться с учащимеся, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
в поощрении при развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
в воспитании стремления к свободе.
Условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности учащихся:
возможность овладения учащихся опыта самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в учебном процессе;
создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;
выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального педагога и индивидуального, уникального ученика;
совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца."
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка - строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, - рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой - движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца - это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Танец часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения - упражнения. Назначение упражнения различно:
- для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки);
- предварительного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам;
- развитие выразительности движения персонажей сюжетных игр;
- композиционной завершенности музыкально-танцевальных движений у детей.
Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности. Важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с танцем, музыкой, он с интересом воспринимает музыкально-хореографическую информацию. Поэтому важно приобщать детей к основам хореографической деятельности. Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу учителя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизацией). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.
Занятия танцами в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в
человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования музыкально-художественной направленности.
Одарённость – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.

Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Существует 2 способа выявления одаренных детей: при помощи медико-психологической диагностики и при помощи педагогической диагностики. Данная разработка посвящена педагогической диагностике выявления одаренных детей в хореографии и формам работы.
Для выявления одаренных детей в хореографии были разработаны критерии, формы выявления и диагностические задания. Не редко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Критерии для выявления одаренных детей по хореографии

Критерии

Способы, формы определения результата

  1. Гибкость
  2. Выворотность
  3. Танцевальный шаг
  4. Пластичность, музыкальность
  5. Чувство ритма
  6. Апломб, устойчивость и равновесие
  7. Артистичность
  8. Координация
  9. Подъем стопы
  10. Коммуникативные качества
  11. Поведенческие качества

Тесты, Педагогическое наблюдение
Тесты, Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение, тесты (подъем ноги выше 90 градусов у девочек, выше 90 градусов у мальчиков, исполнение шпагатов: поперечных и продольных).
Педагогическое наблюдение (музыкально-пластические этюды, задания на импровизацию)
Педагогическое наблюдение (задания на ритмические рисунки, задания на импровизацию, музыкально-ритмические игры)
Педагогическое наблюдение, тесты.
Педагогическое наблюдение (задания на импровизацию, актерские этюды с использованием музыки, танцевальные этюды)
Педагогическое наблюдение (упражнения на координацию, тесты)
Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение, отзывы ребят их коллектива

Диагностические задания на проверку гибкости:

Оценка гибкости плечевого пояса

Наиболее приемлемыми методами тестирования гибкости являются контрольные упражнения, не требующие специальных методик.
Простейшим методом определения гибкости плечевого пояса является сгибание рук за спиной из положения одна рука вверху, другая внизу. При этом тестируемый не должен выполнять упражнения, превозмогая боль в плечевых суставах.
Перевод качества исполнения упражнения в балльную систему приведен в таблице.

Контрольное упражнение выполняется в обе стороны (правая рука вверху, затем левая). Регистрируется лучший результат.

Оценка пассивной гибкости плечевых суставов

Следующий тест определяет пассивную гибкость плечевых суставов. Для тестирования понадобится обыкновенная сантиметровая лента, веревка или просто полотенце. Из положения руки вверху выполняется круговое движение назад в плечевых суставах. При этом руки должны оставаться прямыми. Движение выполняется одновременно двумя руками.

Минимальное расстояние между кистями в сантиметрах позволяет оценить гибкость. Допускается несколько попыток, фиксируется лучший результат- наименьшее расстояние между кистями. По таблице определяется уровень пассивной гибкости в плечевых суставах.

Тесты проводятся в начале и конце учебного года. Результаты заносятся в сводную таблицу наблюдений.

Контроль подвижности позвоночного столба

Следующая группа тестов служит контролем подвижности позвоночного столба. Два из них - это наклоны в стороны из положения сидя на стуле и стоя. Помимо подвижности позвоночника они оценивают эластические свойства мышц туловища. Третий тест этой группы – наклон вперед, качество выполнения которого во многом зависит от эластичности мышц и связок задней поверхности бедра. В таблице приведено описание контрольных упражнений, способ измерения и оценка в баллах.

Описание тестов

Измерение

Оценка в сантиметрах

Оценка в баллах

№1
Встать спиной к стене на небольшом расстоянии, пятки не касаются стены, стопы вместе.
Удерживая линейку сначала в правой, затем левой руке, выполнить наклон точно в сторону (влево), руки прямые, спина касается стены.

Расстояние от кончиков пальцев до пола до и после выполнения в обе стороны.

Разница между первичным и вторичным измерением является показателем гибкости.
Общий показатель определяется как сумма двух измерений, деленная на два. Менее 18 1

№2
Сесть на стул, спиной прижаться к спинке стула, ноги врозь, наклон вправо и влево.
Выполняется медленно, до болевых ощущений

Высота стула должна быть такой, чтобы бедра и голень образовали прямой угол.
Измерение проводится с помощью сантиметровой линейки.

Кисть касается пола

Кулак касается пола 3
Кончики пальцев касаются пола 2
Расстояние 3 см. и более 1

№3
Стоя на полу наклон вперед, колени прямые

Ладони лежат на полу
Кулаки касаются пола
Пальцы касаются пола
Расстояние более 3 см.

Диагностические задания на устойчивость и равновесие

Тест Бондаревского

Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согнуть в колене и развернув ее в сторону, прижать пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксировать это положение, закрыть глаза и включить секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому.) выключить секундомер тогда, когда начнете терять равновесие (опорная нога сдвинется с места, либо изменит положение согнутая нога). Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с таблицей.

Удовлетворительными считаются такие результаты:


Пластические тесты №1, №2, №3, №4

Тест№1

Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Стоять с закрытыми глазами 15 секунд.

Тест №2
Стоя на высоких «полупальцах» (на цыпочках), руки на поясе. Быстрые наклоны головы вправо и влево – в тройном режиме в каждую сторону (вправо, влево, вправо; влево, вправо, влево; вправо, влево, вправо- 15 секунд)

Тест №3
Стоя на высоких полупальцах, руки на поясе, быстрые наклоны головы вперед- назад в тройном режиме- 15 секунд (вниз, вверх, вниз; вверх, вниз, вверх; вниз, вверх, вниз)

Тест №4
Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. выполнить наклоны туловища в тройном режиме- 15 секунд(вправо, влево, вправо; влево, вправо, влево)
Если все упражнения удалось выполнить легко и четко, значит вестибулярный аппарат функционирует нормально. Если же вы не смогли выполнить упражнения и при этом возникли головокружение, тошнота, это свидетельство того, что вестибулярный аппарат нуждается в тренировке.

Диагностические задания. Артистичность

Психологические упражнения (этюды)

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Ниже приводится содержание этюдов, по одному на каждую эмоцию. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, «проиграть» ситуацию, произошедшую в группе, из прочитанной сказки и т.д.
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает то или иное упражнение, можно менять героя. Даже присваивая ему имя играющего ребенка.

Новая кукла(этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. она рада, весело скачет, кружится. Играет с куклой.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть, а сама уснула. Проснулась, Аленушки нет-сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в чужой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала очень печальной- она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Один дома (этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны всякие шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

Дуремар и Тортилла (презрение и гнев)
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, не ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставил все население пруда просить меня об этом» (гнев).

Диагностические задания. Контроль координационных способностей

Визуальная экспресс-диагностика качества исполнения движения (пластические тесты).
Специальные упражнения на развитие координации, координационные тесты.

Вальсовый квадрат в координации с руками.

«Тройные » шаги в рисунке – вперед, в сторону, рядом - назад, в сторону, рядом. Одновременно с перешагиванием руки опускаются сверху – вниз, снизу - в стороны, со стороны- вверх.

И.П. – 6 позиция ног, руки подняты верх.

1 – шаг пр.н вперед, руки опускаются сверху вниз на бедра.
2 – шаг л.н. влево, руки выводятся в стороны.
3 – пр.н. приставляется к л.н. в 6 позицию, хлопок над головой.
4 – л.н. шаг назад, руки опускаются с хлопком на бедра.
5 – шаг пр.н. в сторону, руки в сторону.
6 – л.н. приставляется к пр.н. в 6 позицию, руки с хлопком над головой.

Вальсовый квадрат в координации с руками и в повороте между углами зала

Это более сложная форма исполнения, его принято называть «Большой вальсовый квадрат». Исполняется точно также как «Вальсовый квадрат в координации с руками», но в повороте на 2, 4, 6 и 8 точки хореографического класса.

Примечание

Изучать стереотип следует в три этапа:

  • Первый – раздельный (только тройные перешагивания - вперед, в сторону, рядом). Руки за спиной.
  • Второй - только руками (сверху вниз, снизу - в стороны, со стороны вверх без перешагивания).
  • Третий – одновременный (Перешагивания в координации с руками и ногами).

Специальные координационные упражнения

Упражнение №1

И.П. – ноги в 1 позиции, руки внизу.
1 – правую руку на пояс.
2 – левую руку к плечу.
3 – правую руку за голову.
4 – левую руку вперед.
5 – левую руку к плечу.
6 – правую руку на пояс.
7 – левую руку вниз.
8 – правую руку вниз.

Упражнение №2

И.П. – 6 позиция ног, руки внизу.
1 – шаг пр.н. вправо, пр.р. на пояс, поворот головы направо
2 – л.н. приставить к пр.н. в 6 позицию, л.р. на пояс, поворот головы налево.
3 – шаг пр.н. вправо, пр.р. вниз, поворот головы направо.
4 – л.н. приставляется к пр.н. в 6 позицию, л.р. опускается вниз, голова прямо.

Все исполняется в другую сторону.

Диагностика по выявлению одаренных детей в области хореографии была проведена в группах 1 и 2 года обучения. В каждой группе были выявлены способные дети и для них разработан индивидуальный план работы.

Индивидуальный план работы включает в себя: подбор усложненного репертуара, дифференцированного подхода на занятиях, включение сольных кусков в массовые хореографические постановки (Сольные кусочки «Олимпиада», «У войны не детское лицо», «Гномики», «Чешская полька», «Святая Россия», «Дуняши») и отдельные сольные постановки («Маленькая помощница», «Ой, как ты мне нравишься», «Три подружки»).

Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Социально-экономическое, политическое развитие современной России требует все большего участия талантливой молодежи в построении. Одно из ключевых направлений деятельности педагога на современном этапе является работа с одаренными детьми.

В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование.

  1. Бражник А.Л. «Эффективные методики растяжки». – Харьков: ФЛП Дудукчан И.М., 2009 – 152 с.
  2. Лисицкая Т., Сиднева Л.,«Аэробика»- М:Федерация Аэробики России, 2002-216с.
  3. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. – Воронеж, 2003. – 464 с.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с.
  6. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии.-1960.-№1.
  7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М., 1993. – 127 с.
  8. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. – М., 2001. – 131 с.
  9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – 356 с.
  10. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1982. – 286 с.
  11. Тобиас. М., Стюарт М., «Растягивайся и расслабляйся» - М.: Физкультура и спорт, 1994-160с.
  12. Цацулин П., «Растяжка расслаблением. Супергибкость». – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010-142с.
  13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996. - 96 с.
  14. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.