Организация мониторинга качества образования воспитанников став-ропольского пкус использованием электронной тестовой оболочки. «Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении» (новые технологии управления кач

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охране качества подготовки учащихся служит мониторинг . Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии.

Экология – мониторинг непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.

Социология – отслеживание небольшие числа показателей, отражающих состояние.

Мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека, деятельность по наблюдению за отдельными объектами и явлениями.

В педагогике это новое перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, А.В. Баранникова, А.Н. Майорова и др., посредством которого возможно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.

Виды мониторинга : дидактический – слежение за рзл сторонами учебно-воспитат. Процесса; воспитательный – слежение за рзл сторонами воспитат. Процесса; управленческий – слежение за характером взаимодействия на разных управленческих уровнях; социально-психол. Монит-г – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива. (А. С. Белкин)

Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распределения информации об образовании или отдельных нё элементах, которые ориентированы на инфо обеспечение управлением образования, позволяет судить о её состоянии в любой момент времени и дает возможность прогнозирования рзв образования.

Свойства мониторинга в образовании : регулярность, системность, информационность, аналитичность, диагностичность, результативность.

Функции мониторинга : интегративная (обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе); диагностическая (сканирует состояние системы); кампаравистическая (создает условия для сканирования системы образования в целом или рзл её элементов, как во времени, так ив пространстве); экспертная (экспертиза концепции, форм, методов развития системы образования); информационная (позволяет получить сопоставимую инфо о состоянии и развитии системы образования, которые необходимы для анализа состояния и развития системы образования); прагматическая (дает возможность использовать мониторинговую инфо для принятия управленческих решений и построения рекомендаций)

Объект мониторинга образования – система образования, на кот. Направлены процедуры монит-га.

Предмет МО – состояние данной системы образования в определенные периоды времени и конкретного изменения данной системы.

Субъект МО – носители мониторинговых функций: те кто предоставляет инфо, те, кто собирает инфо (завуч, директор).

Цель мониторинга качества образования : обнаружить связь между деят-ю педагога и результатами его труда, выраженными в рзв обучающихся, в культуре обучающихся, в эрудиции обучающихся, в умении обучающихся применить теорию на практике.

Этапы мониторинга в образовании : 1. Подготовительный (постановка цели, определение объекта, установка сроков проведения, изучение соответствующей лит-ры, разработка инструментария для проведения мониторинга); 2. Практический – сбор инфо (наблюдение, собеседование, тестирование, анкетирование, выход на уроки, контрольные работы); 3. Аналитический (систематизация полученных знаний, анализ данных, разработка рекомендаций и предложений на последующий период, выводы).

Качество образования – уровень достижения поставленных целей, соответствие определенным стандартам, степень удовлетворения ожиданий потребителя.

Мониторинг качества образования предусматривает рзл источники и способы получения инфо: промежуточный контроль, итоговый контроль, итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса, экспертное оценивание, внутришкольная отчетность.

Объект мониторинга качества образования: качество, обеспечиваемое школой, как совокупность его свойств, требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг.

Педагогический монит-г в течении учебного года осуществляется по разным направлениям: качество работы пед. и ученич. Коллективов; результативность работы в школе в течение учебного года; уровень обучаемости и качество знаний детей по предметам, четвертям, по годам; успешность работы учителя в конкретном классе;

Данные анализа отражаются в текстовых аналитических справках, схемах, графиках, таблицах, диаграммах.

В понятие «качество образования» включены два понятия : обученность – уровень предметных ЗУНов, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности (для ученика – оценка результата его собственной учебной деятельности, для учителя – оценка эффективности его работы); обучаемость – уровень учебных возможностей ученика в данное время для конкретного учебного предмета.

Уровни:

1.Общекультурный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, может применить правило по образцу, отвечает на вопросы репродуктив.уровня

2.Прикладной – выполнение заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание взаимосвязанности понятийного аппарата темы курса, не выходят за его рамки.

3.Творческий – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за пределы изучаемой темы, применяет знания на практике, самостоятельно выбирает цели и программу действий.

Шипулина Жанна Сергеевна, методист
Ставропольский край

В статье представлен педагогиче-ский и управленческий опыт рабо-ты Ставропольского президентско-го кадетского училища (СПКУ) по организации мониторинга качества образовательных результатов с ис-пользованием электронных тесто-вых оболочек. Раскрываются кон-цептуальные основы и структурно-содержательные элемента системы мониторинга качества образования кадет и готовности к осуществле-нию данной деятельности методи-ческой службы и педагогического коллектива училища



Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Организация мониторинга качества образования воспитанников Ставропольского ПКУс использованием электронной тестовой оболочки

Информационные и коммуникационные технологии сегодня признаны ключевыми технологиями, которые являются залогом интенсивного экономического роста и двигателем научно-технического прогресса. Мы все в настоящее время живем в информационном обществе, а информатизация образования является следствием и основным фактором ускоренного развития этого общества.

Одним из приоритетных направлений информатизации образования в нашем Училище мы выделили, мониторинг и аудит знаний воспитанников с применением информационных технологий, в частности применения для этих целей электронных тестов. Сделано это было по следующим причинам: в процессе реформирования образования, введения новых государственных стандартов, коренным образом пересматриваются подходы к оцениванию результатов обученности воспитанников и, прежде всего, на завершающих этапах обучения. Пересмотру подвергаются как само содержание оценки, так и процедуры оценивания результатов учебной деятельности. Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений кадет, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест, т.к. данный метод контроля отличается повышенной инструментальностью.

Тестирование –– инструмент мониторинга и прогнозирования. Мониторинг как контролирующая и диагностическая система обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения воспитанниками обязательного учебного материала, а администрацию об эффективности управления. Система компьютерного тестирования –– это универсальный инструмент для определения обученности воспитанников на всех уровнях образовательного процесса.

Для создания целостной системы оценивания образовательных результатов разработан Проект «Мониторинг качества образования воспитанников СПКУ с использованием электронных тестовых оболочек», в котором были определены следующие этапы реализации:

Выбор инструментария (программного обеспечения) для проведения мониторинга, сбора и обработки информации;

Апробация инструментария;

Разработка программного обеспечения для автоматизации сетевой раздачи теста;

Обучение преподавателей;

Разработка тестов и перенос в электронную систему;

Внедрение электронного тестирования в учебный процесс; мониторинг результатов.

Специалистами лаборатории «Инновационных образовательной технологий» Училища выбрано специальное программное обеспечение: «Система виртуального тестирования – MyTest». Данное программное обеспечение позволяет на основе электронных тестов в режиме реального времени выявить уровень успеваемости воспитанников по отдельным предметам. Данная программа предложена в Internet для скачивания бесплатно, позволяет проводить тестирование и анализировать результаты. Комплекс тестирования состоит из трех условно независимых частей: программы тестирования знаний, программы создания тестов и программы администрирования. Программа тестирования позволяет определить уровень знаний ученика в той или иной области. После прохождения теста выставляется оценка, вся информация о прохождении теста записывается в журнал.

На этапе апробации выявлено, что учебный процесс, включает тестирование с дробными функциональными задачами как внутриучилищный компонент системы. Выделено четыре уровня:

тестирование для проведения тренингового (в виде домашнего задания);

тестирование для проведения текущего контроля (тематическое, по разделам и собственно тестирование по предмету);

тестирование для проведения рубежного контроля (по блокам различных предметов);

тестирование для проведения итогового контроля (межпредметный экзамен, пробный итоговый контроль).

Для организации разноуровнего тестирования разработан модуль программного обеспечения для автоматизации сетевой раздачи теста.

Этапом обучения преподавателей в новой системе мониторинга с использованием электронных тестовых оболочек был построен на комплексе обучающих семинаров и мастер-классов:

Семинар «Мониторинг качества образования средствами тестирования», цель мероприятия обобщить теоретические знания преподавателей по составлению тестов;

Семинар «Тестовая оболочка MyTest. Редактор тестов MyTestEditor.», обучение всех участников навыкам работы в конструкторе тестов;

Мастер-класс «Использование оболочки MyTest для "сетевого тестирования"», проведение в форме ролевой игры - две команды «Кадет» и «Преподаватель», моделирование раздачи теста от преподавателя – воспитанникам.


Система контроля и мониторинга качества знаний

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass - это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных дости­жений обучающихся. Представлен программно-аппаратным ком­плексом, включающим в себя программное обеспечение, устанав­ливаемое на персональный компьютер, и комплектом оборудова­ния, состоящим из приемника сигналов и беспроводных пультов для ответа на вопросы педагога.

PROClass���������������������������������������������������может быть успешно использован в начальной, основ­ной и старшей общеобразовательной школе, в учреждениях на­чального, среднего и высшего профессионального образования. В аудитории, где проводятся занятия, необходимо наличие одно­го компьютера (для учителя) и проектора. К компьютеру подклю­чается приемник сигналов, мультимедийный проектор и устанав­ливается программное обеспечение. Учащимся раздаются беспро­водные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия пе­дагог задает вопросы, которые отображаются на экране при помо­щи мультимедийного проектора, и учащиеся отвечают на них про­стым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

4 Подробнее о модульной системе экспериментов см.: Модульная система эксперимен­тов PROLog. Инструктивно-методические материалы для педагога. - М.: Просвещение- регион, 2011.

Педагогические преимущества PROClass

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого ма­териала обучающимися при индивидуальной и групповой рабо­те, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. После каждого блока изложенного учебного материала обучаю­щихся, отвечая на вопросы при помощи пультов, могут продемон­стрировать свои знания и умения. По окончании занятия можно экспортировать результаты опроса в любое приложение для рабо­ты с таблицами (например, в Excel), провести анализ результатов. Программное обеспечение, поставляемое с системой контроля и мониторинга качества знаний, содержит наборы готовых тестов, позволяет педагогу создавать собственные тесты.

Программное обеспечение PROClass «Система контроля и мо­ниторинга качества знаний» – современное средство оценки зна­ний обучающихся. Система позволяет быстро и эффективно про­вести текущий, урочный и итоговый контроль знаний, не нарушая целостности образовательного процесса. Программное обеспе­чение позволяет в удобной форме осуществлять контроль присут­ствия обучающихся. База данных сохраняется в памяти компью­тера, наполняет портфолио учебных достижений ученика, позво­ляет проводить мониторинг качества знаний обучающегося в те­чение всего периода обучения. 48

Электронные образовательные ресурсы в современной системе средств обучения

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это наи­более общий термин, объединяющий средства обучения, раз­работанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представля­ется принципиальной, поскольку цифровые технологии - все­го лишь способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая, в настоящее время активно разрабатываются другие системы (квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы - на­звание более общее, характеризующее целую область техноло­гии, а не ее часть.

Чаще всего электронные пособия рассматривают лишь как аль­тернативный носитель информации, удобство которого заключено лишь в увеличении объема хранимых данных. Однако подобный подход абсолютно не реализует возможности современных инфор­мационных технологий, не учитывает их специфические функции. Напомним, что среди перспективных достижений средств обуче­ния, реализуемых при помощи СНИТ (средства новых информа­ционных технологий) - не только предъявление огромных объ­емов информации на одном носителе, но и возможность изме­нять вид и структуру материала, выбор самостоятельной траекто­рии изучения темы, интерактивность как возможность « диалого­вых » режимов взаимодействия с информацией. 49

Революция в технологии записи, воспроизведения, возмож­ностей использования информации далеко не всегда ведет к кар­динальным изменениям характера учебного процесса. Для это­го нужны изменения в самой структуре знаний, умений, навыков работы с информацией в образовании, изменение требований к выпускникам, иная структура стандартов образования, реальная интеграция предметных областей. Иными словами, для револю­ции в образовании прежде всего необходим переход от школы знаний к школе умений.

Роль средств обучения в учебном процессе меняется в зависи­мости от возможностей, предоставляемых данными средствами. Традиционно обучение строится на взаимодействии учителя и уча­щегося, обучающего и обучающегося. Педагогика и методика обра­зования накопили значительный багаж форм и методов обучения (способов передачи знаний). Задача учителя - найти такие сред­ства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и пси­хологических особенностей и возможностей каждого учащегося.

Появление таких средств обучения, где заложены широкие воз­можности использования новых технологий (мультимедиа), при­водит к расширению потенциала процесса образования в целом. Расширяется диапазон применения средств обучения, что дикту­ет многообразие методических приемов учителя и эффективное формирование универсальных учебных действий.

Развитие средств в современной школе определяется общим развитием информационных технологий. Появление компьютер­ной техники, интерактивных средств обучения, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет, в том числе наличие прямого доступа к Интернет в образователь­ных учреждениях изменило и требования к разработке современ­ных средств обучения.

В частности, подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет в 2006 – 2007 годах в рамках Приоритетного на­ционального проекта « Образование » потребовало ускорить по­полнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. 50

Оценка уровня качества ЭОР

Для оценки уровня качества ЭОР следует предложить систему показателей качества, которая не входит в противоречие с приро­дой образной системы, определяющей форму представления ин­формации, т.е. мультимедийным экранным образом .

Оптимальным предполагается сочетание научно-педагогических, эргономических и конструктивно-технических показателей каче­ства ЭОР.

Научно-педагогические показатели - показатели соответ­ствия ЭОР современному уровню развития образования пример­ной образовательной программе:

соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся, контекстным знаниям;

пригодность данного ЭОР к использованию в современных фор­мах обучения, методических комплексах;

наличие и универсальность заложенной в ЭОР методики рабо­ты с учебным материалом;

воспитательный аспект использования данного ресурса или группы ресурсов.

В группу эргономических показателей качества ЭОР следу­ет включить:

показатель соответствия итогового продукта возможностям ор­ганов зрения человека;

показатель соответствия итогового продукта возможностям ор­ганов слуха человека;

показатель соответствия способа кодирования информативных элементов (языка экранной образности и его составляющих - изображения предметов, соотношение статических и динамиче­ских элементов образа, цифры, надписи, рамки, их цвет, коло­рит, форма, последовательность и т.д.) возможностям восприя­тия учащегося, понимания и переработки им информации;

показатель оптимальности количества заложенной в ЭОР ин­формации.

В группу показателей соответствия формируемым умени­ям и навыкам могут быть включены такие показатели, как: 51

соответствие образовательным задачам;

наличие методической модели (моделей) обучения либо са­мообразования;

эргономика гипертекстовой структуры;

насыщенность медиатекста графическими элементами, звука­ми, анимацией, видеорядом, другими объектами;

соответствие конкретных приемов формирования умений и на­выков педагогическим технологиям;

вариативность использования ЭОР в условиях применения раз­личных педагогических методик.

Конструктивно-технические показатели качества ЭОР в на­стоящее время определяются возможностями программных обо­лочек и программного обеспечения оборудования. Поскольку эта область факторов является переменной, здесь следует рассмотреть периодичность, с которой необходимо возвращаться к пересмотру данных показателей. Для ситуации, сложившейся в первом деся­тилетии XXI века, можно предложить периодичность в два года, поскольку именно этот срок определяет границы технологическо­го поиска, обновления и широкого внедрения новых информаци­онных технологий в образование.

Использование в современном учебном процессе инноваци­онных средств обучения способствует:

интеграции ресурсов в единой информационно-образовательной среде;

освоению новых областей знания, обретению новых умений и навыков;

интенсификации процесса обучения за счет расширения ди­дактических функций инновационных средств обучения.

Выбор инновационных средств обучения, используемых на уроке, зависит от следующих факторов:

от целей (ожидаемых / формируемых компетенций);

от возрастных и интеллектуальных особенностей учебной группы;

от используемых методов (исследовательский, демонстраци­онный, работа с живым объектом и др.);

от уровня развития учебно-материальной базы образователь­ного учреждения.

Проанализировать правильность выбора можно по эффективно­сти учебного процесса, что проявляется в следующих показателях:

интерес учащихся к теме (активность на уроке, дополнитель­ные вопросы и др.);

достижение поставленных целей и задач урока (степень усвое­ния материала каждым учащимся; формирование ожидаемых компетенций, умений и навыков).

Характеризуя современную систему средств обучения, отметим возникновение новых компонентов, связанных с развитием инфор­мационных технологий. Это электронные образовательные ресур­сы (комплексы) так называемой модульной архитектуры - систе­ма взаимосвязанных модулей-уроков по разным предметам, объ­единяемая единым информационно-программным обеспечени­ем (мультимедиаплеер - « проигрыватель ресурсов »).

Коллекции ЦОР - цифровых образовательных ресурсов - представлены к настоящему времени на различных сайтах.

Коллекция Федерального центра информационно- образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

В коллекции Федерального центра информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлены локальные разработки циклов занятий практически по всем предметам. Сайт ФЦИОР предоставляет доступ к перечню (каталогу) электронных образовательных ресурсов различного типа, объединяемых за счет использования единой информационной модели метадан­ных, основанной на стандарте LOM. 53

Поддержка данной коллекции ЭОР направлена на распростра­нение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. На сайте представлены:

По основному общему образованию - 10 040 ЭОР.

По среднему (полному) общему образованию - 5 938 ЭОР.

Представленные на сайте ФЦИОР средства обучения делятся на следующие типы:

Электронные учебные модули открытых мультимедиасистем.

Электронные учебные модули виртуальных коллективных сред.

ЭОР на локальных носителях.

Сетевые текстографические ЭОР.

ЭОР на базе динамических электронных технологий.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

В последнее время получили также распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объ­единяющие электронные учебные модули трех типов: информа­ционные, практические и контрольные.

Проект « Развитие и поддержка Единой коллекции цифровых об­разовательных ресурсов » в системе ОМС реализован на базе На­ционального фонда подготовки кадров (НФПК). Работы по фор­мированию Единой коллекции цифровых образовательных ресур­сов осуществлялись с марта 2005 года.

Создание коллекции в настоящее время ведется в двух направ­лениях:

создание хранилища коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

Целью создания электронных образовательных ресурсов мо­дульной архитектуры по различным предметам было обеспечение наиболее эффективной реализации образовательных программ 54

основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего и среднего профессионального образова­ния. Однако коллекция решала поставленную цель лишь частич­но. Основными проблемами, не позволившими создать систему средств обучения, стали: несогласованность учебных программ, фрагментарность разработанных ЭОР, несоответствие отдельных модулей требованиям дидактики и педагогической эргономики.

Электронные учебные модули были созданы по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный мо­дуль автономен и представляет собой законченный интерактив­ный мультимедиа-продукт, нацеленный на решение определен­ной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт - ОМС-плеер.

При разработке данных ЭОР решались следующие предмет­ные задачи:

1) воспитание гражданственности и национальной идентичности на материале данного учебного предмета;

2) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, спо­собности определять собственную позицию по отношению к реальности, осмысленно формулировать собственные сужде­ния и самостоятельно делать выводы;

3) формирование целостного представления о сущности, харак­терных чертах и особенностях области предметного изучения;

4) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа предметной информации;

5) формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопостав­лять различные версии и оценки явлений и событий, опреде­лять собственное отношение к дискуссионным проблемам про­шлого и современности.

Помимо перечисленных общепредметных задач, электронные образовательные ресурсы (модули) позволяли решить следую­щие задачи, связанные с повышением эффективности образова­тельного процесса: 55

1) способствовать решению проблемы активизации познаватель­ной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально-насыщенную познавательную деятельность, ор­ганизуемую на базе мультимедиатехнологий;

2) дать возможность изучать материал по индивидуальным об­разовательным траекториям, с учетом личных склонностей и уровня интеллектуального развития обучающихся;

3) в значительной мере решить проблему обеспечения наглядно­сти в преподавании конкретного учебного предмета;

4) дать школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки;

5) открыть новые возможности для использования проверки зна­ний, мониторинга образовательных процессов, реализации дистанционных форм обучения.

Сетевые социально-педагогические сообщества

Параллельно происходило создание и развитие социально- педагогических сообществ в сети Интернет, которые объедини­ли учителей, социальных педагогов, психологов, социальных ра­ботников, методистов, преподавателей системы дополнительно­го образования и родителей. Эта работа была направлена на ре­шение следующего комплекса задач:

поддержка процессов информатизации школ;

профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ;

широкое распространение электронных образовательных ре­сурсов и внедрение методик использования;

модернизация системы методической поддержки информати­зации образования.

Можно отметить следующие сетевые сообщества:

Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network)

http://www.it-n.ru/

Свыше 80 % активной аудитории портала - учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя- методисты. Качественные ресурсы отмечены знаком « Логотип пор­тала ». На сайте существует открытая общественная экспертиза ав­торских разработок участников портала « Сеть творческих учите­ 56

лей », которая заканчивается регистрацией и присвоением лого­типа в случае успешно прохождения. Экспертиза координируется Институтом научной информации и мониторинга РАО. Все это га­рантирует высокое качество представленных работ.

Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет

http://pedsovet.org/

В разделе « Медиатека » ресурсы сайта классифицированы по образовательным областям, в которых можно ознакомиться с ме­тодикой и опытом преподавания школьных дисциплин, в том чис­ле с использованием ИКТ.

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества:

http://www.openclass.ru/

Сайт содержит разделы « Цифровые образовательные ресурсы по предметам », « Элементы единой коллекции ЦОР », « Планы- конспекты уроков », « Мастер-классы », « Все материалы сайта », « Комментарии к материалам сайта ». Несмотря на то, что админи­страторы сайта упоминают о суровой экспертизе, поскольку ресур­сы сайта разрабатываются самими участниками Открытого класса, « у которых тоже есть, что сказать » (цитата с главной страницы сай­та ), при использовании ресурсов рекомендуется применять кри­терии оценки качества (см. выше).

Существенным дополнением современной системы средств об­учения становятся также разрозненные электронные образователь­ные ресурсы, представленные в различных коллекциях методиче­ских разработок учителей, на личных сайтах, а также на сайтах учеб­ных учреждений, медиаконкурсов и медиафестивалей, где пред­ставлены разработки современных средств обучения. Например:

Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»

фестиваль работы размещаются на сайте без рецензирования, что сказывается на качестве материалов. При использовании ресурсов рекомендуется применять критерии оценки качества (см. выше).

Полная информация о Федеральных образовательных ресур­сах для общего образования представлена на странице сайта Минобрнауки РФ по адресу

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

Электронные таблицы

Происходит также развитие традиционных средств обучения, их синтез с новыми информационными технологиями. Так, напри­мер, в последнее время получил развитие новый вид средств об­учения - электронные таблицы.

При разработке таблиц учитываются следующие требования к электронным образовательным ресурсам:

Соответствие содержания утвержденным Примерным образо­вательным программам по данному предмету.

Изложение учебного материала в последовательности, определя­емой методикой его изучения (учитывая, что функции электрон­ных таблиц предполагают создание не отдельных разрозненных средств обучения, но некоторого педагогического комплекса).

Соответствие принципам педагогической эргономики визуально- наглядных пособий.

Соответствие принципам доступности, научности, наглядности.

Учет принципов: целесообразности, мотивационной стиму­ляции, системно-структурного, системно-функционального, системно-коммуникативного.

Включение дополнительных элементов занимательности с це­лью обеспечения вариативности содержания и возможностей методической обработки таблицы.

Возможность проведения кратких виртуальных экспериментов.

Возможность включения элементов проверки знаний, тестиро­вания, формирования ассоциативных связей.

Доминирующей организационной формой использования элек­тронных таблиц является фронтальная работа во время урока, 58

однако возможны и другие варианты использования подобных средств обучения. А при размещении подобных информацион­ных ресурсов в открытом информационном пространстве (в рам­ках дистанционных курсов, научно-популярных сайтов и.т.п.) воз­можно использовать их для повторения пройденного, самостоя­тельной работы учащихся.

Функционал электронных таблиц и сравнение их с разработ­кой и областью применения традиционных печатных таблиц по­казывает, что происходит расширение возможностей разработки и применения традиционных средств обучения за счет внедрения современных информационных технологий.

Основные требования к разработке ЭОР

Основные требования к разработке электронных образователь­ных ресурсов компаниями, специализирующимися на разработке средств обучения, и отделами разработки электронных пособий крупных издательств следующие:

учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

гармоничное использование разнообразных методов и спосо­бов обучения; (традиционных и инновационных) для комплекс­ного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестети­ческую системы восприятия мира в образовательных целях;

учет дидактических целей и принципов дидактики (принципов наглядности, доступности, научности, связи обучения с жизнью и т. д.);

ориентация на индивидуальную образовательную траекторию;

расчет на совместное творчество педагога и обучающегося;

приоритет безопасности в использовании средств обучения.

Скорость представления различных элементов учебной инфор­мации (звука, изображения) должна соответствовать скоростным возможностям слухового и зрительного восприятия обучающихся.

Компоновка каждого отдельного изображения, способы выде­ления объектов, выбранный шрифт надписей и стиль живописных образов должны соответствовать существующим эргономическим требованиям. Условные обозначения должны соответствовать при­нятым (используемым в учебном процессе).

Благодаря широким динамическим и художественным возмож­ностям современных ЭОР в них широко используют фотоматериа­лы, слайды, архивные материалы, доступные сканированию, на­туральные съемки различных явлений или процессов. Известные факты (эксперименты, исследования) могут быть иллюстрирова­ны при помощи рисунков, комиккса, анимации.

Методика использования ЭОР в процессе обучения

Сбор инновационного опыта разработки и внедрения прие­мов, методов и методик использования ЭОР в процессе обучения определила в первую очередь реальная педагогическая практи­ка. Были отмечены следующие факторы отбора ЭОР и методов их использования:

стимулирующие критическое и творческое мышление;

формирующие компетентностный подход к решению проблем;

использующие новые сведения о механизмах мышления, за­поминания и анализа;

использующие информационные и коммуникативные техноло­гии в качестве вспомогательных педагогических инструментов;

применяющие мультимедийные средства для интенсификации запоминания, структурирования и преобразования поступаю­щей информации; 60

использующие эмоционально-окрашенные элементы экранно­го (аудиовизуального) образа в мультимедийных технологиях;

формирующие навыки коллективной работы;

обучающие навыкам самостоятельного мышления;

прививающие приемы самостоятельного обучения для фор­мирования перехода от парадигмы « знания - на всю жизнь » к парадигме « учиться - всю жизнь ».

Современная система образования должна с опережением го­товить новое поколение к условиям существования и профессио­нальной деятельности в глобальном информационном обществе. Приоритетным становится переход к открытому образовательно­му пространству и всемерное развитие системы непрерывного об­разования на базе электронных средств и новых форм обучения.

Принципиальное отличие современной системы образования заключается в специфике ее технологического обеспечения: в со­временном образовании используется богатый арсенал инфор­мационных компьютерных технологий.

В настоящее время в педагогической практике можно выделить некоторые подходы к использованию компьютерных технологий.

Программированное обучение. Направлено на усвоение (за­поминание) хорошо структурированных и последовательно выстро­енных фрагментов, сопровождающихся пошаговым контролем и подкреплением. В ее рамках создавались специальные програм­мированные учебники, машины и целые классы, оснащенные ав­томатизированными рабочими местами педагога и обучающего­ся. Стоит отметить, что данный подход не оправдал возложенных на него надежд, поскольку человеческий мозг оказался не таким дискретно мыслящим и обрабатывающим информацию органом, как изначально предполагал Берт Скиннер (классик бихевиориз­ма и создатель программированного обучения). Сейчас в чистом виде программированное обучение практически не применяется.

Группа базовых технологий, основанная на применении компьютеров. В рамках данного подхода предполагается исполь­зование педагогом компьютерных средств обучения на некоторых этапах занятия (представление информации сообщающего, спра­ 61

вочного и иллюстративного плана, динамическая визуализация содержания, представление упражнений и тестов и т.д.), но при этом общий контроль за образовательным процессом осущест­вляет сам педагог.

Педагогические технологии, основанные на комплексном применении современных мультимедийных средств обуче­ния. Следует отметить, что в рамках данного подхода много препо­давательских функций берет на себя компьютер. Учащимся пред­лагаются готовые обучающие компьютерные модули с контроль­ными заданиями, анализом эффективности выполненных зада­ний, выставлением оценки и т.д.

На современном этапе развития образования происходит транс­формация методов обучения за счет использования новых инфор­мационных технологий и программных мультимедийных средств.

Так, в режиме словесных методов обучения использование ком­пьютерных средств позволяет осуществлять как подачу текстовой информации с экрана (текст, речь диктора), так и возможность мно­гократно повторить такое же содержание в различных режимах.

В режиме наглядных методов появляется возможность демон­страции не только статичной информации (натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстра­ции и т.д.), но и виртуального преобразования предметов в про­странстве и на плоскости, а также визуализации процессов, невоз­можных для рассмотрения в реальных условиях.

С точки зрения методов, ориентированных на практические действия учащихся (упражнения, практические и лабораторные работы), становится возможным предлагать не только учебные задания, упражнения и лабораторные работы, но и все перечис­ленное в режиме виртуального практического действия с пошаго­вым объяснением и автоматизированной демонстрацией отдель­ных операций.

Прежде чем вводить новые средства обучения, педагог должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на уроке (или во внеучебной деятельно­сти). Кроме того, ему необходимо иметь представление о том, ка­ 62

кие образовательные задачи можно реализовать, если применить новые средства обучения. Для этого учитель должен обладать спе­циальными знаниями: об образовательных функциях и дидактиче­ских возможностях информационных технологий; о новой струк­туре учебной деятельности; об условиях организации и проведе­ния уроков с компьютерной поддержкой. Используемые ЭОР (или их медиаприложения) должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержа­нием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

Сегодня можно выделить следующие основные виды электрон­ных учебных материалов:

наглядная презентация учебного материала;

электронный справочник;

электронный лабораторный практикум;

компьютерная тестирующая система;

электронное учебное пособие (интегрирует элементы электрон­ного справочника, электронного лабораторного практикума, компьютерной тестирующей системы);

образовательный комплекс (содержит все вышеуказанные виды учебных материалов).

Необходимо отметить, что названные электронные средства обучения представляют из себя достаточно большие по объему и информационной насыщенности комплексы. Они, как прави­ло, реализуются в специальных профессиональных лаборатори­ях или мастерских и предоставляются практикующим педагогам уже в готовом виде.

Сегодня многие педагоги самостоятельно готовят медиапод­держку для своих занятий. Причин этому много, но основной при­чиной можно назвать желание педагогов работать в режиме соб­ственного авторского подхода к процессу обучения. Для того, что­бы обеспечить максимальный эффект обучения, педагоги готовят и используют не только уже созданные электронные средства обу­чения, но и авторские медиаприложения. Как правило, авторские медиаприложения представляют из себя объединение нескольких средств представления информации в одной системе. 63

По итогам самостоятельных разработок были выдвинуты сле­дующие критерии оценки самостоятельно разработанных учите­лем электронных образовательных ресурсов:

1) Соответствие требованиям к подготовке выпускников по учеб­ным предметам и утвержденным ФГОС (стандартам образова­ния).

2) Направленность материалов на реализацию целей обучения и повышение эффективности освоения содержания примерных образовательных программ.

a) на повышение уровня знаний учащихся;

б) на развитие личностного роста учащихся, на повышение вос­питанности учащихся.

4) Направленность разработанной методики на стимулирование самостоятельной активности учащихся.

5) Оригинальность методической идеи, использование новых форм, приемов, содержания, которые являются средством по­вышения учебной мотивации учащихся;

6) Доступность применения в массовой школе (наличие всех не­обходимых технических возможностей). Возможность исполь­зования другими педагогами.

7) Наглядность. Соответствие эргономики и дизайна назначению ресурса, в частности: удобство структуры и организации вза­имодействия отдельных модулей и экранов, достаточность и удобство навигации, единство стиля, информационная насы­щенность экранов, графика, планировка, цветовой баланс, ка­чество изобразительных материалов. Соответствие эргономики и дизайна возрасту аудитории, для которой этот ресурс пред­назначен. Эстетичность.

8) Достоверность представленной в материалах информации, отсутствие фактических и теоретических ошибок, логичность представления информации, грамотность.

9) Оптимальность технологических решений, оправданность ис­пользования данного средства на уроке, в частности: оптималь­ность размеров файлов, целесообразность и полнота исполь­

зования возможностей выбранных форматов файлов и про­граммных решений

11) Реализация системного подхода. Комплект из локальных ЭОР по теме, разделу, курсу. Соответствие другим средствам обучения.5

В системе современных средств обучения, помимо специальных, разработанных профессионалами ресурсов, методические разра­ботки самих учителей и их учеников обретают все большее значе­ние. Информационно-образовательная среда становится во всех смыслах интерактивной. Эта тенденция будет усиливаться; однако для ее реализации необходимо активное использование иннова­ционных технологий, реализуемых через АРМ ученика и учителя.

5 Подробнее об использовании ЭОР в учебном процессе см.: Информационно- образовательные ресурсы. Инструктивно-методические указания по использованию в учебном процессе. - М.: Просвещение-регион, 2011. 65

Интернет-ресурсы в школе

В качестве важнейшей цели современного образования опреде­лено воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России1.

В этой связи главной задачей школьного образования стано­вится формирование у обучающихся потребности в непрерыв­ном образовании, приобретение ими навыков, позволяющих со­временному человеку успешно адаптироваться к динамично ме­няющемуся миру. Ключевой характеристикой образования ста­новится « формирование общего деятельностного базиса как си­стемы универсальных учебных действий, определяющих способ­ность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании пре­образовании окружающего мира »2. Приоритетным направлени­ем развития личности становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присво­ение нового социального опыта.

Такой подход к содержанию образования требует существенной организационной перестройки образовательного процесса, внедре­ния педагогических технологий, обеспечивающих формирование универсальных действий познавательной направленности, в число которых входят, в частности, поиск и выделение необходимой ин­формации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств3.

1 См.: Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.:Просвещение, 2009. С. 9.

2 Там же. С. 4.

3 Там же. С. 56.

66

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности школьного курса, нацеленность его на метапредметные результа­ты обучения - важнейшие условия для формирования способ­ности человека максимально быстро адаптироваться в меняю­щейся внешней среде и эффективно действовать в новых усло­виях. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются универсальные по­знавательные способности, позволяющие работать с различны­ми источниками (включая компакт-диски учебного назначения и ресурсы Интернета): осуществлять библиографический поиск, применять методы информационного поиска (в том числе с по­мощью компьютерных средств), извлекать и перерабатывать не­обходимую информацию.

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его по­знавательных, интеллектуальных и творческих способностей опре­деляет и роль технического оснащения в системе преподавания. Со­временное оборудование должно не только обеспечивать нагляд­ность процесса обучения, но и создавать - с помощью мультиме­дийных средств, аудио- и видеоматериалов – новую образователь­ную среду, направленную на развитие речемыслительных способ­ностей учащихся и обеспечивающую не только формирование си­стемы предметных навыков и умений, но и на отработку общеучеб­ных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуни­кативную компетенции4.

Использование современных материально-технических средств обучения позволяет перейти от репродуктивных форм учебной деятельности работы к поисково-исследовательским видам де­ятельности, усилить аналитический компонент изучения пред­мета, формировать коммуникативную культуру учащихся и уме­ние работать с различными типами информации и с ее источни­ками. Одним из существенных условий реализации государствен­ного образовательного стандарта по всем предметам является ис­пользование в школьной практике информационных и коммуни­

4 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. - 2 е изд. М.: просвещение, 2010. С.52.

67

кационных технологий, в частности разработка информационных и информационно-деятельностных моделей обучения.

В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают информационно-коммунникационные средства обучения. Мультимедийные обучающие программы, инте­рактивные школьные доски и электронные учебники (электронные приложения к учебникмм на бумажных носителях) по основным раз­делам школьного курса, мультимедийные тренинговые, контрольные и диагностические программы, электронные библиотеки по пред­мету, игровые компьютерные программы и т.п. информационные и коммуникационные технологии должны войти в повседневную систему контроля, оценки и мониторинга учебно-образовательных достижений школьника.

Для получения учащимися качественного образования в Феде­ральном государственном образовательном стандарте общего обра­зования второго поколения прописаны требования к материальному оснащению образовательного процесса5. Государство должно гаран­тировать каждому обучающемуся школы возможность использова­ния в школе необходимого оборудования и интернет-ресурсов. Это позволит обеспечить реализацию таких целей в начальной, основ­ной и средней школе, как проведение проектной и исследователь­ской деятельности и овладение учащимися общеучебными уме­ниями и универсальными действиями при работе с информацией, в частности: проводить библиографический поиск и пользоваться словарями и справочниками различных типов; извлекать и преоб­разовывать необходимую информацию из различных источников на бумажных и электронных носителях, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.6.

Электронные пособия дают возможность усилить самостоя­тельность учащихся при изучении нового материала и при систе­матизации изученного, оценить свой уровень подготовки по кон­кретной теме на данный момент времени. Использование средств мультимедиапроекции позволяет проводить автоматизированный

5 Там же, с. 48.

6 Там же, с.5 68

контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применять особые формы подачи информации, доступной дан­ному ученику или группе учащихся, строить индивидуальную тра­екторию обучения.

Современные средства обучения призваны содействовать соз­данию деятельностной учебно-образовательной среды, способ­ствующей:

1) использованию в образовательном процессе современных об­разовательных технологий деятельностного типа;

2) достижению планируемых результатов освоения предмета все­ми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными воз­можностями здоровья;

3) эффективной самостоятельной работе обучающихся;

4) выявлению и развитию индивидуальных способностей обуча­ющихся;

5) работе с талантливыми и одаренными детьми;

Данное пособие для учителя посвящено актуальному вопро­су использования современного интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков окружа­ющего мира в 1–4 классах начальной школы. Использование ин­терактивного оборудования и Интернет-ресурсов при изучении предмета « Окружающий мир» направлено на:

активизацию познавательной деятельности обучающихся и по­вышение интереса к окружающему миру;

формирование навыков анализа, в том числе умений класси­фицировать явления и факты окружающего мира;

воспитание речевой культуры и повышение общекультурно­го уровня;

формирование разных видов информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и ее передачи в соответствии с поставлеными задачами;

обеспечение дифференциации и индивидуализации в обучении;

использование предметных знаний в практической деятельности.

В примерном тематическом планировании уроков указаны лучшие, по мнению авторов, на сегодняшний день интернет- ресурсы - с точки зрения их эффективности для решения кон­

кретной образовательной задачи, простоты в использовании, со­держательности.

Представленное тематическое планирование носит рекомен­дательный характер. При его составлении автор исходил из прин­ципа избыточности материала для изучаемых тем. Это позволит учителям использовать данные материалы при работе с любым учебно-методическим комплектом по окружающему миру, реко­мендованным Федеральными перечнями.

Технологию проведения занятия учитель определяет с уче­том как индивидуальных возможностей обучающихся, так и кон­кретного детского коллектива, в том числе и в плане владения информационно-коммуникационными технологиями, а также с учетом технических возможностей имеющегося в школе интерак­тивного оборудования. 70

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе с указанием электронных образовательных ресурсов

По утверждению В. А. Левина , школа представляет собой сложную социальную систему, требующую осознанного управления и целенаправленного, продуманного развития. Важно подчеркнуть, что школа до сих пор остается достаточно закрытым социальным институтом. Происходящие в ней перманентные изменения, заданные как извне, так и изнутри, не всегда полностью осознаются школьным сообществом, сосредоточенным в целом на формировании знаниевого компонента образования, что предопределено существованием ЕГЭ и ГИА. Поэтому в качестве источника получения объективной информации о качестве своего функционирования педагогические коллективы зачастую используют только формальные количественные показатели.

В свою очередь, исследование процессов развития требует соответствующего методического, диагностического инструментария, адекватного тем целям, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Внедрение в систему управления школы разумной и эффективной психолого-педагогической экспертной деятельности является сегодня одной из перспективных и ключевых задач развития всей образовательной системы. Экспертная деятельность в образовательном учреждении, по мнению В. А. Левина - особый вид исследовательской деятельности, объектом которой является педагогическая практика . Главный смысл экспертизы состоит в прояснении той реальности, которая существует в стенах конкретного образовательного учреждения, при этом экспертиза основывается на субъективные мнения экспертов. Экспертиза предполагает осмысление всей совокупности полученных в процессе диагностических данных, получаемых из разных источников. Одним из перспективных направлений в экспертной деятельности, по мнению С. Л. Братченко (2004), является гуманитарная экспертиза, которая может ответить на вопрос: в какой мере в исследуемом воспитательном пространстве созданы условия для полноценного развития всех его субъектов. Инструментом экспертизы является внутренний мониторинг качества образования, который представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, включающее систему сбора, обработки, и распространение информации, отражающей количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Несомненно, что современное управление образовательным учреждением возможно на основе системной аналитической деятельности по отношению к получаемым результатам. Внутренний мониторинг качества образования является одним из самых важных элементов системы управления инновационным образовательным учреждением, устраняющий эффект неполноты и неточности информации о качестве образования и позволяющий принимать обоснованные и своевременные управленческие решения.

Система внутреннего мониторинга качества образования представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Основными пользователями результатов внутреннего мониторинга качества образования школы являются педагогический совет школы, учителя, обучающиеся и их родители, экспертные комиссии при проведении процедур фронтальных проверок, лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, муниципальные органы управления образованием. Система внутреннего мониторинга качества распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. Система внутреннего мониторинга качества использует следующие понятия:

  • - качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам;
  • - качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в образовательном процессе;
  • - Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса;
  • - критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг выполняет функции обратной связи (управление образовательным процессом), оценки результативности педагогической деятельности (соотнесение достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности), воспитательно-побуждающую функцию (активное включение коллектива, его субъектов в воспитательную деятельность), коммуникативную, функцию информирования участников образовательного процесса о результатах диагностики и прогностическую (определение перспективы развития диагностируемого объекта).

В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников школы; посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Основными пользователями результатов мониторинга в первую очередь является администрация и педагогический совет школы, которые обеспечивают разработку и внедрение модели системы мониторинга, проведение необходимых оценочных процедур, их количественный и качественный анализ и дальнейшее использование полученных результатов.

Внутренний мониторинг качества образования является одним из компонентов научно-методического сопровождения управления инновационной деятельностью коллектива, однако не ограничивается изучением содержания деятельности, связанной с инновациями.

Целями системы внутреннего мониторинга качества образования являются:

  • - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
  • - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • - предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • - прогнозирование развития образовательной системы школы.

В качестве критериев оценки качества образования были выбраны следующие:

  • - критерий здоровья;
  • - образовательный критерий: достижение заданного качества образования;
  • - критерий продуктивного развития воспитательного пространства школа-вуз;
  • - критерий эффективности управления образованием (системность, активность и продуктивность управления ОУ);
  • - критерий индивидуально-личностного развития;
  • - критерий профессиональной компетентности.

Мониторинг качества образования осуществляется по следующим

трем направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга:

  • 1. Качество образовательных результатов.
  • 2. Качество реализации образовательного и воспитательного процесса.
  • 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс. Наиболее важным, определяющим исход всей образовательной деятельности учреждения, по нашему мнению, является критерий профессиональной компетентности педагогического коллектива. Новый стандарт профессионального образования неразрывно идеологически связан с ФГОС нового поколения и предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности учителя. Процесс повышения квалификации учителя современной школы должен быть ориентирован на освоение путей профессионального развития и участие в инновационной деятельности. Образовательные инновации характеризуют антропологический аспект, личностное приращение, «перезагрузку» профессиональной деятельности, постижение новых смыслов образования, обретение личностно значимых качеств педагога, как безусловного субъекта. Важнейшими критериями в этом являются определение ценностей собственной профессиональной позиции в инновационной деятельности (например, разработка проекта, публикации), выход педагога за пределы собственного опыта.

В Приложении 8 представлена модель внутреннего мониторинга качества образования, разработанная в процессе инновационной деятельности коллективом МБОУ «СОШ» № 15 г. Владимира. Модель содержит критерии и индикаторы, позволяющие получать полную информацию о качестве образовательных результатов, качестве реализации образовательного и воспитательного процессов и условий, обеспечивающих эти процессы. В Приложениях 2, 3 представлены диагностические методики, которые апробированы в мониторинге качества образования на базе МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира.

Мониторинг как средство повышения качества образования

Бударгин Егор Иванович, преподаватель,

ГБОУ СПО «Вознесенский агротехнический техникум»

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов .

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для преподавателя должны быть поставлены следующие задачи :

  • определение достижений обучающихся по темам изучаемой дисциплины
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование календарно-тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. В работе используется мониторинг базовый, тематический и «одного урока».

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого обучающегося.

Результаты контроля

№ п/п

Ф.И.

входящий

промежуточный

итоговый

вывод

Тематический мониторинг.

На каждого обучающегося составляется индивидуальная карточка. В данной карточке указываются виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаются различные виды заданий для устранения данных нарушений.

Далее делается анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты с учетом индивидуальных особенностей д. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний обучающихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.

Результаты учебных достижений оформляются в виде диаграммы качества знаний.

Данный мониторинг позволяет получить:

  • объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;
  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и группы в целом;
  • систематический контроль над качеством знаний, полученных с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока .

мониторинг урока

Ф.И.

Видеть ошибку

Задать вопрос

Предложить ход
(шаг) решения

Аргументировать

Привести пример

Другой способ решения

Для «сильных» обучающихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.

Для «слабых» обучающихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”.

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех обучающегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.

Мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и группы в целом.

Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволяет:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
  3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
  4. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
  5. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Литература

  1. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/авт.-сост. Г.П. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. А.Н.Майоров. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование –культура,1998
  3. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Вып. 1.// Екатеринбург, 1997.
  4. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  5. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе “учитель-ученик”. Методическое пособие для учителя. Педагогическое общество России. М.:-1999.
  6. Ксензова Т.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно –методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России,1999.
  7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Кн.1,2.- Спб: Образоварние-культура, 1998.
  8. Уилмс Д. Системы мониторинга и модель “вход-выход”// Директор школы. – № 1, 1995.