Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности. Рабочая программа по предмету "основы финансовой грамотности" Финансовая грамотность программа курса

Разделы: Технология , Экономика

I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143 .

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586 .

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

Создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

Формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

Изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

Формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

Формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

Воспитывать ответственность за экономические решения.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Деловые гры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
  • Интерактивные технологии.
  • Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
  • Экскурсии.

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета « Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом , в результате обучения по данному предмету выпускник научится :

Принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

Проводить своевременный финансовый анализ;

Ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

Планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

Определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

Основам взаимодействия с кредитными организациями;

Основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

Основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

Выбирать страховые продукты и страховые компании;

Принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

Составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться :

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

Понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

Понимать права и обязанности в сфере финансов;

Владеть коммуникативными компетенциями;

Анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

Определять задачи в области управления личными финансами;

Находить источники информации для решения финансовых задач;

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

Формировать собственную финансовую стратегию;

Решать финансовые задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

Личное финансовое планирование (11 часов).

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок - деловая игра, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (7 часов).

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Повторение изученного (3 часа).

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Формы организации учебных занятий.

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

  1. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
  3. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока по плану
10 «д»
10 «ж»

Дата проведения урока по факту
10 «д»
10 «ж»

Личное финансовое планирование (11 часов)

Знакомство с курсом «ОФГ»

Человеческий капитал и успех

Принятие решений о личном финансировании

Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы

Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы

Составление личного финансового плана

Творческая работа «Составление личного плана»

Деловая игра «Моя стратегия»

Депозит (7 часов)

Накопления и инфляция

Что такое депозит и какова его природа?

Условия депозита

Управление рисками по депозиту

Повторение изученного по блоку «Депозит»

Кредит (7 часов)

Что такое кредит?

Основные характеристики кредита

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Как уменьшить стоимость кредита

Типичные ошибки при использовании кредита

Творческая работа «Кейс»

Расчетно-кассовые операции (7 часов)

Хранение, обмен и перевод денег

Различные виды платежных средств

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

В условиях рыночной экономики, учитывая ее взлеты и кризисы, для каждого человека важное значение имеет обеспечение личной денежной безопасности. Общество понимает эти реалии, поэтому государство должно создать программы, повышающие уровень финансовой грамотности россиян.

Зачем повышать?

В основном будущее российской экономики определяет молодежь. Именно поэтому особое значение приобретает повышение их образованности в сфере управления деньгами. Решение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничестве государства с коммерческими и финансовыми институтами, учреждениями в сфере образования и общественными организациями, которые способны повлиять на развитие этого процесса в своей сфере.

Более трети жителей страны вообще не брали кредиты в банках за последние несколько лет, опасаясь резкого перепада инфляции денег.

Исходя из вышеперечисленного, получается, что большая часть россиян распоряжается своими средствами без правильного подхода и совета специалиста. Все денежные вопросы решаются в домашних условиях за чашкой чая с друзьями. Которые, так же как и хозяева не особо разбираются в хитросплетениях решений.

Рыночная экономика страны, тем не менее, не стоит на месте, а наоборот движется вперед быстрыми темпами. Познания же людей остаются на старом уровне и не добавляются, что становиться критичны для самой страны и ее экономики в целом.

Непонимание этих проблем обществом, толкает руководство страны на крайние меры. Всеми возможными способами добиться повышения образованности людей.

Что для этого делается?

Ведется пропаганда, обращенная на умное расходование средств населения. На обучение умениям правильно обходится с .

Проходят обучающие семинары, направленные на получение знаний в области банковских услуг. На умение разбираться в ценных бумагах и их доходности.

Работа программы повышения финансовой грамотности

Специальные центры обучают людей тому, как не поддаваться на ухищрения мошенников, как обезопасить свои вклады в банковские структуры, как получать прибыль с пенсионных выплат и многому другому.

Она рассчитана на все возрастные категории населения и преподается даже в школах, где насчитываются специальные факультативные предметы для обучения детей. Естественно в школе на подаются лишь основы всего того, что предстоит узнать детям в более старшем возрасте.

В вузах также отводится немало лекционных занятий на достижение должного уровня познаний в данной сфере. При этом экономический вуз наиболее детально прорабатывает со своими подопечными тонкости банковского дела и денежных решений. Это делается для повышения .

На пути реализации программы созданы также и мониторинговые группы, отслеживающие перемены в познаниях финансовой сферы людьми. И хотя результаты пока еще плачевны, работа ведется по всем возможным направлениям.

Подключены все средства массовой информации. Телевидение занимается показом социальных роликов побуждающих людей прислушаться и объясняющих всю нужность таких знаний. Газеты и раздаточные материалы во всю излагают позицию валютных рынков. Издательства занимаются печатной продукцией, в которой описаны все основные пункты познаний этой науки.

Кроме того подключены все региональные органы управления. В них проводятся мастер-классы для предпринимателей и начинающих свой бизнес людей. Рассматриваются и способы их избегания. На такие встречи приезжают опытные люди в вопросах финансов.

Пенсионеры получают доходчивую информацию в пенсионных фондах. Одним словом идет всесторонняя информативная нагрузка на население. Чтобы как можно быстрее достучаться до их разума и привлечь к обучению навыкам денежных вопросов.

Взрослое население в рамках программы обучают умению в различные структуры и разными способами, что они приносили прибыль.

Когда программа принесет желаемый эффект?

И хотя программа начала свою работу еще в 2009 году, до сих пор люди отказываются доверять системе, считая, что их опять обманывают. За рубежом такие свособы используют достаточно давно, наверное, поэтому их население намного образованнее в денежных вопросах. Мы же пока отстаем и показываем в этом слабину.

Однако хочется надеяться, что все-таки в скором времени программа даст положительные результаты и Россия как страна станет более образованной с точки зрения экономики населения. На сегодня такая программа вводится и в Украине, но наверняка ее ожидают те же трудности с принятием ее населением, как и в нашей стране.

В основном программы направлены на повышения образованности подрастающего поколения. Если делать ставку исключительно на молодежь, программа эффективно заработает только через 15-20 лет. Тогда это уже взрослое поколение самостоятельно будет обучать своих детей финансовой грамотности, причем имея в этой области хорошие знания.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

Протокол заседания МО учителей

Заместитель директора по УВР_________Педашенко Г.В.

Решением педагогического совета

Естественно-математического цикла

от « »_____2017 года

от « »______2017 года №___

« »________ 2017 года

Протокол №___

Руководитель МО:

введено в действие приказом

/Костюк Л.Г../______________

от « »_____2017 года

Директор МКОУ «ЦО» ИМРСК

___________/Ю.Г. Горлов/

Рабочая программа

по курсу:

« Основы финансовой грамотности»

11 класс

Количество часов - 34 часа

Учитель математики: Костюк Любовь Григорьевна

Программа разработана по спецпроекту Российской экономической школы по личным финансам.

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Сейчас в мире сложилась ситуация, когда школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой.

Данный курс «Основы финансовой грамотности» разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 11 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс является одним из учебных модулей основного предмета «Обществознание». Предназначение курса - предметно-ориентированное - дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических работ.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса « Основы финансовой грамотности» состоит из пяти разделов:

Управление денежными средствами семьи.

Способы повышения семейного благосостояния.

Риски в мире денег.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Человек и государство: как они взаимодействуют.

Цели и задачи курса

Цель: сформировать у обучающихся 11 класса основы финансовой грамотности.

Задачи:

усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых в финансовой сфере

формирование финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе собственные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;

освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

Методы и формы обучения:

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

лекции,

практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,

семинары,

дискуссии,

деловые игры,

решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. В процессе обучения проводится две контрольных работ.

Структура курса

Курс «Основы финансовой грамотности» в 11 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Раздел

Количество часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

Раздел 3

Риски в мире денег

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

ВСЕГО:

Литература:

www.minfin.ru - сайт Министерства финансов РФ

www.gov.ru - сайт Правительства РФ

www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики

www.economy.gov.ru/minec/ma - сайт Министерства экономического развития РФ

www.minpromtorg.gov.ru - сайт Министерства торговли и промышленности РФ

www.fas.gov.ru - сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

www.cbr.ru - сайт Центрального банка РФ

www.nalog.ru - сайт Федеральной налоговой службы РФ

www.rbx.ru - сайт «РосБизнесКонсалтинг»

Содержание курса

Раздел 1.

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX - начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания :

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)

Базовые понятия и знания :

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

Базовые понятия и знания :

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)

Базовые понятия и знания :

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц. Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

Календарно - тематическое планирование по основам финансовой грамотности

11 класс

Количество часов: 1 час; всего 34 часа

Содержание

Кол-во часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Домашнее задание

1.

Управление денежными средствами семьи (10 ч)

1.1.

Деньги: что это такое?

конспект

1.2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

конспект

1.3

Какие бывают источники доходов

конспект

1.4

конспек

1.5

От чего зависят личные и семейные доходы

Подготовить реферат на тему: «Управление денежными средствами семьи»

1.6

Как контролировать семейные расходы

конспект

1.7

Что такое семейный бюджет и как его планировать

Привести пример семейного бюджета вашей семьи

1.8

Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.

конспект

1.9

Как оптимизировать семейный бюджет

конспект

1.10

Практическая работа

Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

2.1

Для чего нужны финансовые организации

конспект

2.2

конспект

2.3

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

конспект

2.4

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

конспект

2.5

Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Подготовить реферат на тему: «Способы повышения семейного благосостояния»

2.6

Контрольная работа № 1

Повторение пройденного материала

Риски в мире денег (5 ч)

3.1

Особые жизненный ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

конспект

3.2

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

конспект

3.3

Какие бывают финансовые риски

конспект

3.4

Способы сокращения финансовых рисков.

конспект

3.5

Что такое финансовые пирамиды

Подготовить реферат на тему: «Риски в мире денег»

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

4.1

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

конспект

4.2

Польза и риски банковских карт

конспект

4.3

Что такое бизнес

конспект

4.4

Личный бизнес - план

Привести пример личного бизнес - плана

4.5

Как создать свое дело

конспект

4.6

Что такое валютный рынок и как он устроен

конспект

4.7

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Подготовить реферат на тему: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)

5.1

Что такое налоги и зачем их платить

конспект

5.2

Какие налоги мы платим

конспект

5.3

Все о будующей пенсии: для учебы и старости.

конспект

5.4

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

конспект

5.5

Ответственность налогоплательщика.

Подготовить реферат на тему: «Общие принципы устройства пенсионной системы РФ»

5.6

Контрольная работа № 2

Подведение итогов

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основании учебной программы по финансовой грамотности для учащихся 7-9 классов (Е.В. Видгорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 16 c., Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц.Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. - 32 c. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).

Рабочая программа по финансовой грамотности для 7-9 классов ориентирована на УМК для обучающихся 7 класса под редакцией Видгорчик Е.В., (авторы: Е.В. Видгорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.)М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. УМК, для обучающихся 8-9 классов под редакцией Рязановой О. И., (авторы: О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова.)М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Состав УМК:

    - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 64 c.

    7 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 112 c.

    - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 144 c.

    - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 64 c.

Программа составлена для обучающихся 7-9 классов общеобразовательной школы. Сроки реализации программы с 2017 по 2020 год.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7-9 классов в сфере экономики семьи.

Целями курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Ф ормирование основ финансовой грамотностиу учащихся 7–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сферфинансовых отношений, а также практических умений и компетенций,позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи курса «Финансовая грамотность»:

    создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными понятиями;

    овладение умениями применять экономические знания для решения типичных задач в области семейной экономики ;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения экономики семьи;

    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни .

В 7–9 классах дети обучаются в возрасте 13–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 7–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты:

Личностными

Осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

Готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере иисполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Требования к интеллектуальным

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

Формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

Владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

Сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

Умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

Понимание цели своих действий;

Планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

Проявление познавательной и творческой инициативы;

Оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

Составление текстов в устной и письменной формах;

Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно

оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

Владение знанием:

Структуры денежной массы;

Структуры доходов населения страны и способов её определения;

Зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

Статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции;

Основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

Возможных норм сбережения;

Способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;

Видов страхования;

Видов финансовых рисков;

Способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

Способов определения курса валют и мест обмена;

Способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ;

Освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

Приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:

Знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

Развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

Развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: устный опрос; решение задач; срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов); графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей; аналитическая работа: расчет показателей, анализ статистических данных, оценка результатов; доклад.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического мышления; технология группового обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по решению основных задач в сфере экономики семьи.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстом (пересказ; выделение в тексте терминов, составление плана; заполнение предложенных таблиц);

Подготовка кратких сообщений с использованием иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества; оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

Лекция-беседа. Такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах:

– просмотр документальных и художественных фильмов;

– просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

– рассказ-беседа о проблематике данной сферы;

– встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими.

Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.

Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8–9 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.

Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах:

– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

– поиск и анализ правовых документов по теме;

– разработка индивидуальных или групповых проектов;

– проведение мини-исследований;

– поиск информации для написания эссе;

– составление и решение финансовых кроссвордов.

Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.

Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:

«Управляем денежными средствами семьи»;

«Увеличим семейные доходы с использованием финансовых услуг»;

«Осуществляем долгосрочное финансовое планирование»;

«Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»;

«Внимание! Финансовые риски!»;

«Планируем свой бизнес»;

«Валюты и страны»;

«Налоги и семейный бюджет»;

«Пенсии родителей».

Семинар. Такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара будет выглядеть так:

1. Определение цели семинара

2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)

3. Представление результатов обсуждения группами

4. Общее обсуждение

В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам:

1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?

2. Чем сегодня обеспечены деньги?

3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?

4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?

5. Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?

6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?

7. Какие способы самозанятости сегодня существуют в России (в вашем городе, деревне, посёлке)?

8. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы?

9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?

10. Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения?

11. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?

12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?

13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем городе, селе, посёлке)?

14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций?

15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов?

16. Как выбрать наиболее надежный паевой инвестиционный фонд?

17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?

18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей?

19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребенка?

20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?

21. Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?

22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе?

23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?

24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье?

25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне?

26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от инфляции?

27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?

28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?

29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире?

30. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитной картой?

31. Чем полезны банковские карты в современной жизни?

32. О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара?

33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства?

34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов?

35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят налоги?

36. Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России?

37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?

38. Для чего нужны косвенные налоги?

39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица?

40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии?

41. Какая пенсия должна быть справедливой?

42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин?

Семинары могут проводиться за пределами занятий и иметь форму дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8–9, так и 10–11 классов. Могут участвовать учителя и администрация, а также привлечённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие и др.).

ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ»

Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:

– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);

– устный опрос;

– викторина;

– конкурс;

– творческий отчёт;

– защита проекта;

– защита исследовательской работы;

– написание эссе;

– решение практических задач;

– выполнение тематических заданий.

и как человек может от этого защититься

Семья и государство: как они взаимодействуют

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Управление денежными средствами семьи

Способы повышения семейного благосостояния

Риски в мире денег

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Человек и государство: как они взаимодействуют

7 класс

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (11 ч)

Занятие 1-2. Деньги

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Основные понятия

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Компетенции:

Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег;

Перечислять виды денег;

Приводить примеры товарных денег;

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег;

Составлять задачи с денежными расчётами;

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться;

Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк;

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег - преступление.

Занятия 3–5. Доходы семьи

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Основные понятия

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Компетенции:

Описывать и сравнивать источники доходов семьи;

Описывать виды заработной платы;

Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних;

Объяснять, как связаны профессии и образование;

Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии;

Объяснять причины различий в заработной плате;

Приводить примеры кредитов.

Занятие 6-8. Расходы семьи

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок.

В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Основные понятия

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Компетенции:

Объяснять причины, по которым люди делают покупки;

Описывать направления расходов семьи;

Классифицировать виды благ;

Рассчитывать расходы семьи на условных примерах;

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Занятие 9-11. Семейный бюджет

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Основные понятия

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Компетенции:

Составлять семейный бюджет на условных примерах;

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения;

Объяснять причины, по которым люди делают сбережения;

Описывать формы сбережений;

Описывать последствия превышения расходов над доходами;

Сравнивать потребительский и банковский кредиты;

Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества

и как человек может от этого защититься (5ч)

Занятие 12-14. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Основные понятия

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

Компетенции:

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.);

Определять последствия таких событий для бюджета семьи;

Различать обязательное и добровольное страхование;

Объяснять, почему существует обязательное страхование;

Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку;

Сравнивать различные виды страхования.

Занятия 15-16. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч)

Занятия 17-19. Налоги

Налоги - обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Основные понятия

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Компетенции:

Объяснять, почему государство собирает налоги;

Приводить примеры налогов;

Описывать, как и когда платятся налоги;

Рассчитывать величину подоходного налога и НДС;

Объяснять, почему вводятся акцизные налоги;

Описывать последствия невыплаты налогов для граждан;

Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Занятие 20-22. Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Компетенции:

Объяснять, почему существуют социальные выплаты;

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий;

Находить информацию о социальных выплатах.

Занятие 23. Итоговая работа по разделу 3:

мини-исследование в группах «Государство - это мы!».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12ч)

Занятие 24-26. Банковские услуги

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Основные понятия

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Компетенции:

Приводить примеры банковских услуг;

Описывать условия вкладов и кредитов;

Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу;

Объяснять, почему и как страхуются вклады;

Находить информацию о вкладах и кредитах;

Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита;

Объяснять условия кредита, приводить примеры;

Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам;

Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Занятие 27-29. Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Основные понятия

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Компетенции:

Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;

Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес;

Объяснять, что такое бизнес-план;

Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Занятие 30-31. Валюта в современном мире

Валюта - денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Основные понятия

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Компетенции:

Приводить примеры валют разных стран;

Объяснять, что такое валютный курс;

Находить информацию о валютных курсах;

Проводить расчёты с валютными курсами.

Занятие 32. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».

Резерв 3 часа

8 класс

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (12 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (10 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (10 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Резерв – 3 часа

9 класс

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как

сотрудничать без проблем (18 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (14 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Резерв 3 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Литература:

    Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 208 с., ил.

    Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.57 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 64 c.

    Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для родителей.57 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 112 c.

    Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. -352 с., ил.

    Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 144 c.

    Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 64 c.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга

11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»

12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)

16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»

17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике

18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики

19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований

20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ

21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи

22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации

23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка

24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда

25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету

Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)

1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/

2. http://www.banki.ru/products/deposits/

3. http://www.sravni.ru/vklady/

4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html

5. http://www.ndscalc.ru/

Компьютер