Методика обследования больных с афазией. Речевой статус при афазии


Требуется комплексное (медико-психолого-педагогическое) обследование с выделением основного нарушенного звена. Особенностью афазиков в том, что тщательное обследование может осуществляться параллельно с логопедической работой (это мнение Оппель).

В процессе восстановительного обучения требуется динамическое обследование (в течении всего лечения). При работе содержание обследования учитывается время и хар-р воздействующей причины, динамика изменения речи и общего поведения с момента заболевания уровень развития человека (грамматность, образованность, профессия – преморбидный уровень больного). Активность в стремлении восстановить речь. Обследование ведется ин-но, продолжительность разового обследования зависит от самочувствия, от 15 мин. до1 часа.

Задачи обследования описать общую картину возникающих изменений психической деятельности, выделить основной дефект, определить вторичные симптомы нарушения, описать синдром аф. характерный для данного больного.

В схеме обследования можно выделить несколько блоков.

1. Предварительная беседа, беседа решает двухстороннюю задачу: а) выделение состояния сознания больного (насколько адекватно относиться к заболеванию, помнит ли себя); б) выявить круг патологических явлений в речи.

2. Исследование двигательной функции:

а) двигательная функция руки (выявляют изменения силы, точности, нарушения тонуса, наличие гиперкинезов)

Пробы на кинестетическую организацию движений (покажи: указательный - большой пальцы, указательный – средний, сначала на одной руке, потом на другой)

Пересчет пальцев поочередно

Пробы Хеда (покажи левой рукой правый глаз, левой рукой левое ухо)

б). оральный праксис (артикуляторная гимнастика) – улыбка, трубочка, лопатка, удержать язык за нижней губой, за верхней (движения предлагаются по образцу). По речевой инструкции (покажи как цокают, как свистят).

в) исследование речевой регуляции двигательного акта. Задания на графическую деятельность (нарисуй, срисуй). Сложность задания определяется состоянием больного.

3. исследование слухо-моторной координации.

А) пробы на восприятие музыкальных мелодий и звуко-высотных отношений (предлагается рукой моделировать услышанное)

Б) исследование восприятия и воспроизведение ритмической структуры (отстукать, отхлопать)

4. исследование зрительного восприятия предметов и изображений.

А) предметный гнозис (узнавание предметов)

Б)предметный гнозис в усложненных ситуациях (контурное изображение, наложение силуэтных изображений, методика матрица Равена – найти недостающую часть)

5. исследование ориентировки в пространстве.

использование задания выкладывание фигур из палочек, срисовывание фигур, пробы правильно или неправильно наложенных цифр или букв.

6. Исследование импрессивной речи.

а) фонематический слух (повтори изолированно зв., серию зв., записать целые серии зв., выложить услышанную серию зв. из разрезной азбуки)

б) исследование понимания слов (показать названный предмет, показать предметы – картинки, которые выложены перед больным на столе). Используют сложную пробу: больному называют 2-4 слова, он в том же порядке должен показать предметы. Найти названную картинку среди 3-7 изображений. Определить понятия: заусенить –гусеница.

В) понимание простых предложений (найти картинку соответствующему данному предложению). Выполнить инструкцию три действия в одном предложении (возьмите книгу, положите ее на подоконник, дайте мне тарелку)

Г) исследование понимания логико-грамматических конструкций (покажи карандаш ручкой, ручкой карандаш). Понимание сравнительных конструкций (Петя выше Мише, кто ниже). Определение правильной по логике конструкции (муха больше слона или слон больше мухи – Когда я сказала правильно). Логико- грамматические конструкции (Оля светлее Кати, но темнее Сони, кто самый светлый)

7. исследование экспрессивной речи.

А) исследование звукопроизношения (с помощью повторения звуков)

Б) исследование отраженной речи (повторение слов, предложений)

В) исследование номинативной функции речи (называние предмета по его описанию, называние обобщающих понятий, выделение лишнего слова из ряда названных: пруд, река, озеро)

Г) исследование повествовательной речи (описание картинки, пересказ текста, рассказ на заданную тему, пробы с использованием ситуации письменной речи: заполнить недостающую часть предложения – Я пошел в……чтобы купить хлеба)

8. исследования письма и чтения

А) исследование звукового анализа и синтеза слов (определить количество звуков в слове, определить последовательность звуков в слове)

Б) исследование письма: списывание, диктант

В) исследование чтения: чтение слогов, слов, фраз и целого текста.

Для проведения обследования важно понимать, что все задания нужно предлагать очень аккуратно, в доверительной беседе, а не в форме теста, для больного важно фиксировать внимание на положительных моментах и каждую ситуацию обследования заканчивать на положительной ноте.

Вопросами афазии занимались: Цветкова, Лурия, Оппель. Классификацию афазии выделил Лурия.

Нейропсихологический симптомокомплекс зависит от места локализации очага поражения головного места. Расположение очагов поражения коры больших полушарий мозга определяет ту или иную форму афазии. В данном документе представлены самые отсновыне разделы обследования больного с афазией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта обследования больного с афазией.

Анкетные данные больного

  1. Предварительная беседа с больным

ФИО_____

Дата рождения__________________

Домашний адрес____________________________________________________

Какое сейчас время года _____________________________________________

Какое у Вас образование _____________________________________________

Дата заболевания________________________________________________

Где Вы работаете __________________________________________________

Как ваше самочувствие____________________________________________

Дата заполнения речевой карты _______________________________________

Логопед:___________________________________________________________

Данные обследования невербальных психических функций

II. Обследование неречевого гнозиса и праксиса

1.Исследование двигательных функций руки:

А) Перечислить пальцы______________________________________________

Перебрать пальцев _______________________________________________

Сводить и разводить пальцы _______________________________________

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук _____________________________

Б) Исследование праксиса позы:

Показать 2 и 3 палец, 2 и 5 палец ___________________________________

Сложить 2 и 3 палец в кольцо ________________________________________

В) Исследование динамической организации двигательного акта:

Кулак, кольцо ______________________________________________________

2. Исследование орального праксиса:

А) Вытянуть губы___________________________________________________

Б) Оскалить зубы___________________________________________________

В) Показать язык лопаткой/свернуть трубочкой _____________________

Г) Надувание щек___________________________________________________

Д) Поместить язык между губами_____________________________________

Е) Поместить язык между зубами_____________________________________

Ж) Исследование динамической организации оральных движений, произвести 3-4 упражнения подряд:

Показать язык лопаткой, оскалить зубы, надуть щеки, поместить язык между зубами ____________________________________________________________

3.Исследование речевой регуляции двигательного акта

А) Срисовать простые фигуры________________________________________

Б) Серия простых геометрических фигур_______________________________

Заключение:____________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Исследование слухо-моторной координации

1. Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных музыкальных мелодий:

А) Дифференциация по высоте двух звуков _____________________________

Б) Восприятие и воспроизведение звуковысотных музыкальных мелодий___________________________________________________________

2. Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур:

А) Отстукивание простых ритмов (одиночные удары)____________________

Б) Отстукивание серии ритмов (два сильных, два слабых удара) ___________

В) Многократное повторение ритмов (два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный по времени)_____________________________________

Заключение: ______________________________________________________

IV. Исследования зрительного восприятия

1.Предъявления предметов или их изображений:

А) Назвать предмет/ изображение __________________________________

Б) Описать предмет/изображение __________________________________

2. Предъявляются сложные или недостаточно четкие изображения предметов:

А) Назвать отдельные детали изображенного предмета _________________

3. Предъявляются перечеркнутые, зашумленные или наложенные друг на друга предметы:

А) Назвать перечеркнутое изображение _______________________________

Б) Описать перечеркнутое изображение ________________________________

В) Назвать наложенные предметы___________________________________

Г) Проба Ровена ____________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Исследование ориентировки в пространстве

1. Предъявляется ряд графических проб:

А)Показать правую и левую руку____________________________________

Б) Показать предметы спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу по отношению к себе________________________________________________

В) Складывание фигур из палочек по образцу, по памяти _________________

2. Пробы с часами:

А) Поместить стрелки часов на указанное время ________________________

3. Сравнить правильно или нет, написаны буквы и цифры:

А) Узнавание букв написанных разным шрифтом _______________________

Б) Сравнение правильного написания букв и цифр при зеркальном расположение ______________________________________________________

Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности речи

VI. Исследование импрессивной речи

1.Исследование фонематического слуха:

А) Повторите звуки: б, р, м, д, к, с, н __________________________________

Б) Повторите близкие оппозиционные фонемы:ба-па, па-ра, да-та, да-та-да ______________________________________________________________

В) Повторите пары звуков: п-б, б-п, г-к, к-г, л-р, р-л _____________________

Г) Повторите серию из 3-х звуков: а-у-о, у-а-и, б-р-к, м-с-д _______________

Д) Повторите серию из 3-х звуков (близкие звуки): б-п-б, п-б-п, д-т-д, т-д-т ______________________________________________________________

Е) Показать на разрезной азбуке звуки: д, н, с, б, к, м, р ___________________

Ж) При произнесение звука «Б» поднять руку, при произнесение звука «П» держать руку на столе_______________________________________________

2. Исследование понимания слов:

А) Покажите предметы на картинках, которые я назову в правильной последовательности: диван, телевизор, стол, холодильник и тд.____________________________________________________________

Б) Покажите предметы, которые лежат на столе в правильной последовательности ________________________________________________

В) Покажите в правильной последовательности: ухо, глаз, ухо, нос_______________________________________________________________

Г) Найдите картинку, которую я назову (из 3, из 5, из 7) __________________

Д) Что означает слово «кошка»_____________________________________

Что означает слово «дерево»_______________________________________

Что означает слово «чистотел» _______________________________________

Е) Слуховая дифференциация слов квазиомонимов:

Повторите за мной мышка- миска, коса – козас, уточка- удочка, бочка- почка, трава- дрова_________________________________________________

3. Исследование понимания простых предложений:

А) Предлагается выполнить три действия в одной просьбе

Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне______________________________________________________________

Б) Предлагается ответить на вопросы на картинном материале

Покажите, чем режут хлеб____________________________________________

Покажите, что наливают в чайник _____________________________________

В) Предлагается выполнить пробу: «конфликтная ситуация».

Если сейчас ночь, то поставьте «0» в белом квадратике, если сейчас день, поставьте нолик «0» в черном квадратике_______________________________

4.Исследование понимания логико – грамматических структур

А) Афлективная конструкция: больному предлагается показать два последовательно называемых предмета «кисточка - карандаш», «ручка - тетрадь», «линейка - ластик»_________________________________________

Б) Больному предлагается те же слова, поставленные в творительный падеж: «покажите кисточкой карандаш», «покажите ручкой тетрадь», «покажите линейкой ластик»___________________________________________________
В) Больному предлагается те же слова, но инструкция усложняется и меняется последовательность слов: «покажите карандашом кисточку», « тетрадью ручку», « ластиком линейку»________________________________

Г) Понимание конструкций атрибутивного родительного падежа: больному предлагается изображение мамы и дочки, затем просят показать, где «мама дочки», а где «дочка мамы»__________________________________________

«Брат отца»________________________________________________________

«Отец брата»_______________________________________________________

«Брат начальника»__________________________________________________

«Начальник брата»__________________________________________________

Д) Понимание предложных конструкций: больному предлагается поставить «крест под кругом», «круг над крестом», «точку под треугольником» __________________________________________________________________

Е) Больному предлагается «положи ручку справа от линейки и слева от карандаша»______________________________________________________

Ж) Больному нужно определить какая из двух фраз будет верной: «осень бывает перед зимой», «зима бывает перед осенью».

З) Понимание сравнительных конструкций: Коля выше Вани и ниже Саши. Кто здесь Коля, Ваня и Саша? (проводится на картинном материале)______________________________________________________

И) Понимание инвертированных грамматических структур: «Петя ударил Колю. Кто драчун?»_______________________________________________

Заключение: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Исследование экспрессивной речи

1.Состояние артикуляционной моторики.

Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот______________________________________________ Открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление ладони______________

подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

Движении губ:

растянуть губы в «улыбку»___________________________________________ вытянуть губы вперед «трубочкой»____________________________________

чередовать выполнение указанных упражнений

поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы__________________________ опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы __________________________

Движения языка:

показать широкий язычок - «лопатка»________________________________

показать узкий язычок - «жало» _____________________________________

чередовать упражнения___________________________________________

«качели»___________________________________________________________

маятник»_________________________________________________________ «вкусное варенье»________________________________________________

Движения мягкого нёба:

Широко открыть рот и зевнуть________________________________________

Заключение : (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) __________________________________________________________________

2. Исследование артикуляции звуков речи, изолировано: больного просят повторить

С,М______________________________________________________________

З, Б ______________________________________________________________

Сь, Бь_____________________________________________________________

А, У ______________________________________________________________

Зь, Мь_____________________________________________________________

Ш, Д _____________________________________________________________

Щ, Л _____________________________________________________________

Ж, Дь ____________________________________________________________

Ч, Ль _____________________________________________________________

Р, Кь______________________________________________________________

Рь, Хь ____________________________________________________________

Л, К ______________________________________________________________

О, Ы______________________________________________________________

Ть, В _____________________________________________________________

Гь, П______________________________________________________________

Х,Т _______________________________________________________________

Й,Пь ______________________________________________________________

Н, Вь _____________________________________________________________

Нь,Ф______________________________________________________________

Фь, Г______________________________________________________________

И, Э ______________________________________________________________

3.Исследование сопряжённой и отраженной речи:

А) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить

Стол, торт, ток, волк, сон__________________________________________

Труба, пакет, ваза, пирог, тропа. ___________________________________

Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья _________________________

Занавеска, парашютист, магнитофон, заполярье ______________________

Академия, математика, поведение, обучение__________________________

Г) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить:

Девочка бежала в свою комнату ____________________________________

Она работает в почтовом отделении ___________________________________

По прозрачному небу бегут облака ___________________________________

Ветер срывает одинокие листочки с деревьев ___________________________

На солнечных полянах краснеют гроздья рябины ________________________

Свистит сильная метель зимой___ _____________________________________

4. Исследование номинативной функции речи.

А) Названия частей тела и предметов (на больном, на предметах проводится на картинном материале).

Нос -

Живот -

Руки -

Сиденье -

Руль

Рот -

Грудь -

Воротник -

Спинка -

Фары

Шея -

Затылок -

Пуговицы -

Ножки -

Уши -

Ладонь -

Молния -

Кабина -

Глаза -

Висок -

Петля -

Кузов -

Голова -

Ноги -

Рукав -

Колёса -

Б) Обобщающие понятия:

Картофель, помидор, капуста_______________________________________

Груша, яблоко, апельсин___________________________________________

Кукла, пирамидка, мяч, кубики________________________________________

Штаны, юбка, кофта_______________________________________________

Чашка, поварешка, кастрюля_______________________________________

Пила, молоток, отвертка____________________________________________

Кровать, шкаф, стол_______________________________________________

Самолет, машина, автобус____________________________________________

Туфли, сапоги, валенки______________________________________________

Ворона, синичка, воробей__________________________________________

Корова, свинья, курица____________________________________________

Лисичка, белка, заяц_________________________________________________

Берёза, рябина, ель________________________________________________

В) Название профессий: что делает врач, парикмахер, учитель, пожарный, продавец, стоматолог, повар, почтально, швея _______________________________________________________________

5. Исследование повествовательной речи.

А) Больному предлагается перечислить цифровой ряд от 1 до 10 __________________________________________________________________

Перечислить дни недели _____________________________________________

Перечислить месяцы ________________________________________________

Б) Больному предлагается анализ диалогической речи: сначала больному задаются вопросы, в которых есть ответ (ты сегодня обедал?)___________________________________________________________

В) Больному задаются вопросы, в которых нет ответа (Что вы сегодня смотрели по телевизору?)____________________________________________

Г) Исследуется самостоятельная продуктивная повествовательная речь: больного просят рассказать содержание показанных картинок или пересказать только что прослушанный текст ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Исследуется умение оперировать сложными грамматическими высказываниями.

А) Больному даются написанные предложения и предлагается вставить пропущенное слово:

В Машиной ________ было много грибов.

Снег повалил большими ________.

Под ногами шуршат сухие _______.

Б) Больному даются три изолированных слова, из которых нужно составить предложение: лес, зонт, дождь ____________________________________________________________________________________________________________________________

В) Больному дается готовая фраза с нарушенным порядком слов, нужно составить правильный порядок: появились, лесу, проталинки, только, в __________________________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письменная речь

VII. Исследование чтения и письма

1.Исследование звукового анализа и синтеза слов.

А) Предлагается определить количество звуков в простых словах: кот, сон, рак, нос, вес _______________________________________________________

Определение количества звуков в слове: баранка, дерево, цветок, стакан

__________________________________________________________________

Б) Предлагается выделить отдельные звуки из слов:

Какой звук 1-й в слове «Кот»________________________________________

Какой звук 2-й в слове «Стол» _______________________________________

Какой звук 3-й в слове «Паук»_______________________________________

В) Исследуется позиция звука в словах:

Какой звук после звука «м» в слове «комок» ___________________________

Какой звук после звука «т» в слове «потолок»___________________________

Какой звук после звука «в» в слове «повар»_____________________________

Г) Исследование звукового синтеза:

Назвать слово, произнесённое, по слогам (слоговый синтез)

Кро-вать________________________________________________________

Па-ра-шют______________________________________________________

Ско-во-ро-да_______________________________________________________

Ма-ши-на__________________________________________________________

Пло-ща-ди________________________________________________________

Назвать, предложение, произнесённое, по словам (слоговый синтез)

В гор-шке рас-тет цве-ток___________________________________________

на ок-не ле-жит кош-ка ____________________________________________

в ле-су за-цве-ли под-снеж-ни-ки____________________________________

за ок-ном све-тит сол-ныш-ко_______________________________________

2. Исследование письма.

А) Списывание букв, слогов, слов ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Больному предлагается написать Ф.И.О. __________________________________________________________________

В) Написать под диктовку отдельные звуки, коротки слова (дом, ухо, окно):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Написание диктанта словосочетаний, предложений (Дети идут в лес. На улице плохая погода. Путешествие окончилось благополучно)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Д) Предлагается письменно перечислить окружающие предметы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Е) Предлагается написать о прочитанном им произведении или о том, что он делал последние дни ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исследование чтения.

А) Предлагается посмотреть на изображение написанных букв письменным шрифтом, заштрихованных, перечеркнутых и назвать их ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б) Чтение слогов (открытых, закрытых, со стечением) и слов (простых, сложных): ____________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Усложненное чтение: больному предлагается читать слова перечеркнутые штрихами_________________________________________________________

Г) Чтение фраз и целого текста:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______________ Логопед __________________


В результате органического поражения участков головного мозга отвечающих за способность разговаривать и понимать слова у человека может развиться такое состояние как афазия. Термином обозначается нарушение ранее имеющейся речевой функции, возникшая патология может выражаться в утрате навыков произношения слов и письма, потере способности к пониманию чужой речи. Афазия может выражаться легкими признаками или тяжелыми расстройствами, в последнем случае также нарушается двигательная и психическая сфера. Под влиянием заболевания изменяется личность больного, поэтому лечением выявленной патологии занимаются неврологи, психотерапевты, логопеды.

Причины

Нарушение речи развивается под влиянием патологических процессов, происходящих в контролирующих способность говорить центрах головного мозга. Заболевание характерно для пожилого возраста, иногда оно возникает у детей старше трех лет, то есть афазия развивается тогда, когда уже речь полностью сформирована. Среди причин расстройства речи выделяют:

  1. Инсульты – геморрагический и ишемический.
  2. головного мозга.
  3. Воспалительно – инфекционные заболевания – энцефалиты, менингиты , абсцессы.
  4. Хронические прогрессирующие изменения ЦНС – болезнь Пика или Альцгеймера .
  5. Оперативные вмешательства по поводу разных заболеваний.

Афазические расстройства и травмах возникает резко, при новообразованиях письменная и устная речь ухудшается медленно. Тяжесть заболевания зависит от обширности очага поражения, возраста больного, своевременности лечения.

Классификация

Классифицирование расстройств речи позволяет врачам наиболее правильно подобрать схему лечения, предположить период дальнейшего выздоровления и сформировать прогноз. Разработано несколько классификаций, при постановке диагноза наибольшее значение имеет подразделение афазий, рассмотренное А. Р. Лурией.


У части больных присутствует сразу несколько форм афазии, что затрудняет дальнейшее лечение. В зарубежной медицинской литературе используется упрощенная классификация:

  1. «Задняя» афазия определяет вид органических поражений задних отделов доминантного, то есть правого или левого полушария. При этом речь остается достаточно плавной и понятной.
  2. Неплавная афазия развивается при поражении передних долей полушарий. Произношение слов и фраз затруднено.

Ниже следует видео, в котором интересным и доступным языком разъясняются особенности форм афазии:

Обследование

Диагноз афазии и выявление причин подобного нарушения проводится совместным обследованием нескольких врачей. Это неврологи, нейрохирурги, психотерапевты, логопеды. Для установления причины используется компьютерная томография отделов головного мозга, дуплексное сканирование, ангиография . В ходе обследования проводят следующие тесты:

  1. Оценку устной речи. Больному предлагается ответить расширенно на вопросы. Пациента просят точно повторить простые и сложные предложения.
  2. Оценку письма под диктовку или списывание.
  3. Оценку слуховой памяти.

Для выявления афазии подходят и тесты, при которых пациента просят назвать предметы, описать из чего они состоят. Больному предлагают назвать вещи, животных, явления на определенную букву – здоровый человек за минуту вспоминает не менее 12 слов.

Коррекция и лечение

Пациент нуждается в постоянном внимании медицинского персонала и родственников. При назначении лечения необходимо учитывать, что больной не воспринимает один из видов речи, поэтому все рекомендации должны быть пояснены несколькими способами – при помощи картинок, жестами, воспроизведением похожих действий. Курс лечения складывается из терапии основного заболевания и из занятий с логопедом – афазиологм. Восстановление речи происходит медленно за несколько лет, поэтому помощь близких людей в это период особенно важна и необходима.

Форма логопедических занятий зависит от вида нарушения. На первых занятиях необходимо выработать у больного желание к восстановлению утраченных функций, предотвратить появление стереотипных выражений.

Работу с пациентом проводят по всем направлениям, то есть работают над устной, письменной речью, стимулируют чтение и запоминание.

Больной с афазией нормально воспринимает окружающую действительность, но вместе с тем под влиянием болезни у него может развиться депрессия , агрессивность, не желание к продолжению лечения. Для таких пациентов важна помощь психолога, в восстановительный период прогноз полного выздоровления зависит и от внимательности родственников. Близким людям при общении с человеком с нарушенной речью рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Не нужно в присутствии больного говорить с третьими лицами о болезни, прогнозах, возникших нарушениях.
  2. Необходимо стимулировать больного на самостоятельно начатые диалоги. Не нужно за него произносить трудные для него слова.
  3. Пациенту с афазией необходима постоянная помощь при выполнении врачебных предписаний. Ему необходимо доступным способом объяснять предстоящие обследования и процедуры, контролировать время приема лекарств.
  4. Больной нуждается в постоянном общении – только разговоры, объяснения, чтение вслух позволят замедлить появление других речевых нарушений. Телевизор и газеты не в состоянии восстановить нарушенную речевую функцию.
  5. Необходимо проявлять терпения, объясняя по нескольку раз не понятные для родственника термины.

Прогноз

Прогноз восстановления письменной и устной речи зависит от причины заболевания, возраста больного, степени органического поражения головного мозга. У молодых пациентов чаще всего наблюдается благоприятный исход. Во многом дальнейшая речь больного зависит от грамотного специалиста – логопеда и от родственников, оказывающих постоянную моральную поддержку в восстановительный период.

Методика восстановления речи при семантической афазии.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Основная цель восстановительного обучения – работа над пониманием логико-грамматических конструкций, восстановление симультанно-пространственного восприятия.
Инициальная стадия заболевания Основной этап На последующих этапах восстановленияречи методы обучения рассчитаны на произвольную деятельность. Максимально используются обходные пути. Резидуальная стадия заболевания
Понимание речи (импрессивная речь) Преодоление пространственной апрактогнозии: - схематическое изображение пространственных взаимоотно­шений предметов; - изображение плана пути, комнаты и т.д.; - конструирование по образцу, по словесному заданию; - работа с географической картой, часами. Восстановление способности понимания слов с пространст­венным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.): - наглядное изображение простых пространственных ситуа­ций, обозначаемых предлогами и другими частями речи; - заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе; - составление фраз со словами, имеющими пространственное значение. Конструирование сложноподчиненных предложений: - уточнение значений подчинительных союзов; - заполнение пропущенных главных и придаточных предло­жений; - составление предложений с заданными союзами. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций: - картинное изображение сюжета конструкции; - введение дополнительных слов, обеспечивающих смысло­вую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подру­ги» и т.д.); - введение логико-грамматических конструкций в разверну­тый смысловой контекст; - предъявление конструкций письменно, а затем устно.

Анамнез . Внезапное начало речевых расстройств свидетельствует о цереброваскулярном заболевании. Подострое начало может быть обусловлено опухолью, абсцессом или другим процессом с умеренно прогрессирующим течением. Медленное начало свидетельствует о дегенеративном заболевании, таком как болезнь Альцгеймера или Пика. Сбор семейного анамнеза и опрос родственников является решающим, когда расстройства речи больного ограничивают выяснение анамнеза заболевания непосредственно у него самого.

Очаговые неврологические симптомы . Детальное неврологическое обследование позволяет определить двигательные, чувствительные или зрительные расстройства, которые сопровождают речевые нарушения, что облегчает топическую диагностику. Важными «сопутствующими» симптомами являются гемипарез, гомонимная или квадрантная гемианопсия и апраксия.



Исследование психического статуса. Важно оценить уровень бодрствования и внимание пациента, чтобы избежать неверной интерпретации ошибок в речи, происходящих от невнимательности, как собственно лингвистических. В случае выраженного нарушения речи перед ее рутинным исследованием следует оценить с помощью невербальных тестов функции памяти, зрительно-пространственного восприятия и выполнение команд. 3. Исследование речи. Подробная оценка всех компонентов речевых функций необходима для точного синдромального и топического диагноза.

– Спонтанная речь. Спонтанная речь больного в ходе беседы и ответов на вопросы общего характера должна быть оценена с точки зрения беглости и наличия парафазии. Необходимо задавать вопросы открытого типа, такие как «Почему Вы находитесь в больнице?» или «Чем Вы обычно занимаетесь в течение дня, находясь дома?», т. к. главные речевые нарушения у больных могут быть скрыты за односложными ответами «да - нет» и другими короткими репликами.

Повторение. Больного просят повторять сложные предложения. При очевидных затруднениях, с целью определения степени поражения, предлагаются более простые словосочетания - от односложных слов до многосложных слов и коротких фраз. И, наконец, одно предложение с множеством грамматических и функциональных конструкций, такое как «Никаких если, и или но», следует использовать для выявления изолированного или явного расстройства повторения, что может наблюдаться при моторной афазии или других афазиях, обусловленных поражением передних отделов головного мозга.

Понимание афазии. Первоначальное суждение о понимании речи на слух может быть сделано в процессе выяснения анамнеза или при обычной беседе. Тесты, не требующие речевого ответа или требующие минимального речевого ответа, необходимы для оценки понимания речи у больных с выраженными речевыми расстройствами или у интубированных больных.

Команды. У лежащего в постели больного применяется простой тест - его просят выполнять одно- или многоэтапные команды, например, «Поднимите лист бумаги, сложите его пополам и положите на стол». К интерпретации результатов тестирования следует относиться с осторожностью, поскольку (1) апраксия и другие двигательные расстройства могут вызвать нарушения выполнения теста при отсутствии дефектов понимания речи; (2) выполнение таких команд, как закрывание или открывание глаз и вставание обусловлено особыми анатомо-функциональными системами и может быть сохранено даже при грубых нарушениях понимания речи.

Ответы «да - нет». Если пациент может давать словесный или при помощи жестов ответ типа «да - нет», это может быть использовано для оценки понимания речи на слух. Для точной оценки степени нарушения понимания следует использовать вопросы различной степени сложности.

Способность показывать предметы. Этот простой двигательный ответ также дает возможность определить особенности нарушения понимания с помощью вопросов различной степени сложности. Врач должен использовать как простые задания («Покажите стул, нос, дверь»), так и более сложные в синтаксическом и лексическом плане («Покажите источник освещения данной комнаты»).

Способность называть предметы. Затруднения при назывании предметов присутствуют при всех видах афазии. Поэтому тесты на называние предметов, не являясь специфичными, высокочувствительны для выявления афазии.

Называние предметов в сопоставлении. Пациента просят называть предметы и их части, части тела и цвета, предметы, указанные врачом. Обычно используют как часто встречающиеся слова (шнурок, часы), так и редкие (узел шнурка, браслет от часов) слова.

Перечисление. Пациента просят перечислить слова, относящиеся к одной категории (животные, автомобили), или слова, начинающиеся с определенной буквы (Ф, А, С). Здоровый человек способен за 1 минуту назвать не менее 12 слов, начинающихся с определенной буквы.

Речевые автоматизмы. Пациентов с грубыми речевыми нарушениями просят воспроизвести: (1) ряд заученных слов, включая цифры от 1 до 10 и дни недели; (2) заученные речевые конструкции, например, «Отче наш»; (3) знакомые песенки, например, «В лесу родилась елочка». Анатомическим субстратом речевых автоматизмов являются подкорковые структуры, а также зоны коры недоминантного полушария. Сохранность речевых автоматизмов у больного указывает на степень резервных возможностей, что используется при реабилитации. ? Чтение. Пациента просят почитать вслух. Письменные команды, например, «Закройте глаза», позволяют одновременно исследовать чтение вслух и понимание прочитанного. g. Письмо. Пациенту предлагают написать буквы, простые слова и короткие предложения. Следует учитывать, что способность расписываться может сохраняться даже при утрате всех других функций письма.

В данной статье представлен дидактический материал для занятий по восстановлению понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы как на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, так и в целях .

Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Дидактический материал для восстановления понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

Центральным механизмом при сенсорной афазии является нарушение фонематического слуха, первичным речевым дефектом — нарушение понимания речи .

Понимание речи является сложным психологическим процессом со сложной многоуровневой структурой .

Понимание значения высказывания обеспечивается совместной работой по крайней мере четырех звеньев лингвистического уровня : звукоразличение, оперативная слухоречевая память, выбор нужного значения слова из всплывающих альтернатив, т.е. выделение одних значений и торможение других, перешифровка грамматических структур на единицы значения .

При сенсорной афазии легкой степени выраженности больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций. Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому дефекты также проявляются редко, в основном в условиях истощения слухового внимания. Понимание устных инструкций доступно. Объем слухоречевой памяти лишь несколько ограничен (5-6 элементов) .

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации и проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей .

Предлагаемый нами дидактический материал разработан с учетом звеньев, обеспечивающих понимание значения высказывания, и подобран в соответствии с методами, используемыми при восстановлении понимания речи в процессе нейрореабилитации больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

При восстановлении понимания речи логопедическая работа ведется по следующим направлениям:

I. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению;

II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению;

III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст;

IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух;

V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях;

VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление слух);

VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи;

VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи;

I. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению.

Инструкция:

Прочитайте предложения и коротко ответьте на вопросы.

После удачной охоты за утками художник и его собака возвращались к месту ночлега.

1. После чего возвращались художник и собака?
2. За кем охотились художник и собака?
3. Кто возвращался с охоты?
4. Куда возвращались художник и собака?
5. Какая была охота?

Через год на берегу лесного озера я случайно встретил взрослого барсука со шрамом на носу.

1. Кого я встретил на берегу озера?
2. Какого барсука я встретил?
3. Когда я встретил барсука?
4. Где я встретил барсука?
5. Какой был барсук?
6. Что было на носу у барсука?

Четыре дня моторное рыболовное судно носилось по бушующему морю без пищи и воды.

1. Что делало судно?
2. Какое было судно?
3. Сколько дней носилось судно по морю?
4. Какое было море?
5. Без чего было судно?

II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению.

Инструкция:

Послушайте предложения и ответьте на вопросы.

Моя сестра Екатерина в прошлом году окончила школу и поступила в Самарский университет.

1. Как зовут мою сестру?
2. Когда Екатерина окончила школу?
3. Куда поступила Екатерина?
4. В какой университет поступила Екатерина?

На кухне стоял овальный стол, покрытый льняной скатертью.

1. Что стояло на кухне?
2. Где стоял стол?
3. Какой формы был стол?
4. Чем покрыт стол?
5. Какая была скатерть?

На диване лежал толстый рыжий щенок и грыз плюшевую игрушку.

1. Кто лежал на диване?
2. Где лежал щенок?
3. Какой был щенок?
4. Что делал щенок?
5. Какую игрушку грыз щенок?

III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст.

Инструкция:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Хитрый осёл»

На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Осел выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде.

На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осел с трудом выбрался на берег.

1. Что нагрузили на осла?
2. Где осел споткнулся?
3. Куда упал осел?
4. Что стало легче?
5. Что произошло с солью?
6. Чем нагрузили осла на следующий день?
7. Что осел сделал нарочно?
8. Каким стал хлеб?
9. Куда выбрался осел?
10. Как осел выбрался на берег?

«Рецепт»

В девятнадцатом веке в небольшом городке произошел забавный случай. Однажды в аптеку вошел человек, втаскивая за собой тяжелую деревянную дверь. Аптекарь подумал, что тот вошел по ошибке, и закричал ему: «Ты куда, приятель? Столярная мастерская напротив!». Но посетитель поставил дверь перед аптекарем и ответил: «У меня ночью заболела жена, и я позвал доктора. А когда он хотел выписать рецепт, то не нашел ни пера, ни бумаги. Тогда доктор написал рецепт мелом на двери. Пожалуйста, приготовьте лекарство по этому рецепту!» Аптекарь посмеялся, но лекарство приготовил.

1. Когда произошел этот случай?
2. Где произошел случай?
3. Куда вошел человек?
4. Что человек втащил в аптеку?
5. Что подумал аптекарь?
6. Где находилась столярная мастерская?
7. Перед кем посетитель поставил дверь?
8. Что ночью случилось с женой?
9. Кого позвали к жене?
10. Что хотел выписать доктор?
11. Нашел доктор перо и бумагу?
12. Чем был написан рецепт?
13. На чем был написан рецепт?
14. Аптекарь приготовил лекарство?

«Две козы»

На узкой тропинке встретились две козы. С одной стороны стояла высокая гора. С другой стороны была глубокая пропасть.

Остановились козы: что им делать? Тогда первая коза легла и плотно прижалась к земле. Вторая осторожно перешла через неё. Так обе козы благополучно разошлись, и каждая пошла своей дорогой.

1. Сколько коз встретилось на узкой тропинке?
2. Что было с одной стороны тропинки?
3. Что было с другой стороны тропинки?
4. Что сделала первая коза?
5. Что сделала вторая коза?
6. Как разошлись козы?

IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух.

Инструкция:

Послушайте текст и ответьте на вопросы.

«Хитрая мышка»

На столе стояла чашка. В чашке было молоко. Прибежала мышка. Она хотела попить молоко. Мышка не могла достать молоко, потому что чашка была высокая. Тогда мышь опрокинула чашку. Молоко вылилось, и мышка смогла попить.

1. Что стояло на столе?
2. Что было в чашке?
3. Кто прибежал?
4. Что хотела сделать мышь?
5. Мышка могла достать молоко?
6. Почему мышь не могла достать молоко?
7. Что сделала мышка?
8. Что случилось с молоком?
9. Смогла мышка попить?

«Ягненок»

В сарае жил ягненок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Саша заметил это. Он промыл ранку водой, намазал йодом и забинтовал. Саша напоил ягненка молоком. Рана зажила быстро.

1. Где жил ягненок?
2. Какая лапка была ранена у ягненка?
3. Кто это заметил?
4. Чем Саша промыл ранку?
5. Чем Саша намазал ранку?
6. Чем Саша напоил ягненка?
7. Как зажила ранка?

«Кот на рыбалке»

Петя пошел на рыбалку. С ним пошел кот Васька. Петя закинул удочку. Кот сидел рядом и внимательно следил за мальчиком. Петя поймал рыбу и положил ее на траву. Мальчик еще раз закинул удочку в реку. А Васька в это время довольно ел рыбу. Остались от рыбы одни косточки.

1. Кто пошел на рыбалку?
2. Как звали кота?
3. Что закинул Петя?
4. Где сидел кот?
5. Куда Петя положил рыбу?
6. Кто съел рыбу?
7. Что осталось от рыбы?

V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях.

Инструкция: Прочитайте предложения и исправьте ошибки.

1. Собака не кусалась, чтобы на нее надели намордник.
2. У меня не было денег, потому что я не смогла купить билеты в театр.
3. Если мы поедем в лес, то не будет дождя.
4. На дороге была пробка, потому что я опоздал на работу.
5. Скоро наступит Новый Год, потому что я купил подарки.
6. Чтобы купить муку, нужно испечь пироги.
7. У меня много работы, потому что я приду сегодня поздно.

VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление на слух).

Инструкция: Послушайте толкование слов и исправьте ошибки.

1. Щенок – детеныш кошки.
2. Поганка – съедобный гриб.
3. Юг – одна из трех сторон света.
4. Лес – пространство, заросшее травой.
5. Бас – высокий женский голос.
6. Наволочка – чехол для одеяла.
7. Лицо – задняя часть головы человека.
8. Изнанка – наружная сторона одежды.

VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи.

Инструкция: Прочитайте и ответьте на вопросы

1. У крысы зубы больше, чем у мыши, но меньше, чем у зайца.

У кого самые большие зубы? У кого самые маленькие зубы?

2. Дорога шире, чем тропа, но уже, чем шоссе.

Что самое широкое? Что самое узкое?

3. Петя уехал раньше Оли, но позже Кати.

Кто уехал раньше всех? Кто уехал позже всех?

4. Яблоко кислее ананаса, но слаще лимона.

Какой фрукт самый сладкий? Какой фрукт самый кислый?

5. Каспийское море глубже, чем Аральское, но мельче, чем Черное.

Какое море самое глубокое? Какое море самое мелкое?

VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

Оборудование: газета, целлофановый пакет, ложка, очки, чашка, книга.

Инструкция: Послушайте и сделайте то, о чем я вас прошу.

1. Заверните пакет в газету. Положите газету в пакет.
2. Положите очки справа от газеты. Положите газету справа от очков.
3. Закройте книгу, откройте шкаф, поставьте книгу на полку.
4. Возьмите ложку, положите ее в чашку, поставьте чашку на газету.

IX. Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух.

Инструкция: Послушайте описание предметов и угадайте, о чем я говорю.

1. Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт) .
2. Башня с сигналом для ориентира судов (маяк).
3. Обувь с высоким голенищем (сапоги).
4. Густое желтое вещество в птичьем яйце (желток).
5. Небольшие тонкие дощечки для настила полов (паркет).

Список литературы:

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
2. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – Москва – Воронеж, 2004.
3. Цветкова Л.С., Ахметова Э.А. О нарушении понимания речи при моторной афазии.// Проблемы афазии и восстановительного обучения/ Под ред.Л.С.Цветковой. – М., 1979.
4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.

1. Дас Гупта Мария Алексеевна,
Центр патологии речи и нейрореабилитации, (8 понравилось, средний балл: 4,88 из 5)