Показатели творческой активности. Уровень творческой активности детей

Уровень творческой активности детей. Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

При анализе степени проявления творческих способностей детей во внеучебной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень.

Показатели степени творческой активности детей:

Наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей;

Настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность);

Эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием;

Наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения;

Наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий;

Активность детей в учебном процессе и других ;

Приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.

    Тест «Творческий потенциал» (подростки старшей возрастной группы и старшеклассники)

Уважаемые учащиеся!

Выберите один из вариантов ответов в данном тесте и обведите его кружком, или проставьте соответствующий балл: за ответ «а» — 3балла;

за ответ «б» — 1 балл;

за ответ «в» — 2 балла.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.


2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы обучаетесь, в объединении:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;


б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя;

вопросы 9 и 15 — постоянство;

вопрос 10 — амбициозность;

вопросы 12 и 13 — «слуховую» память;

вопрос 11 — зрительную память;

вопрос 14 — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться;

вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное-невероятное»

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию - 1.

    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

    Лицо - зеркало души (М. Горький).

    Единственная настоящая ценность - это труд человеческий (А. Франс).

    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).

    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник - родник

    глаз - слеза

    огонь - костер

    шторм - наводнение

24-27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

    В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше - Ваши действия?

    В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа - 0; тривиальный ответ - 1; оригинальный ответ - 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    Консервная банка.

    Металлическая линейка.

    Велосипедное колесо.

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

37.

а) смотреть интересный фильм дома

в) проводить время в компании друзей

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да - 2; трудно сказать - 1; нет - 0.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне удается находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать свою правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

    Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

Фамилия ______________________ Группа _____________

Дата заполнения ________________

1

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

    Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

    Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

    Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

    Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

    Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

    Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

    Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

    Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия «Фрактал»

Ахмедьянова Н.А., Дудина Т.Ю., Корелин Д.С.,

Мамалыга Р.Ф., Сукова Т.В., Тверской А.Г.

Екатеринбург, Россия

Аннотация

Ключевые слова: творчество, активность, фрактал, оригами.

В статье описан опыт работы по формированию творческой активности учащихся 5 классов в условиях пропедевтики первоначальных геометрических понятий на кружковых занятиях по оригами. Выявлены уровни творческой активности. Определены пути ее развития.

Ahmedyanova N.A., Dudina T.Y., Korelin D.S., Mamaliga R.F., Sukova T.V., Tverskoy A.G.

The Ural state pedagogical university

Yekaterinburg, Russia

FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY AT CHILDREN OF HIGH SCHOOL AGE AT PROPAEDEUTICS OF CONCEPT "FRACTAL"

Key words: Creativity, activity, fractal, origamis

Abstract: In this station is describe experience of work to formation creative activity the pupils of 5 class at conditions propaedeutics of original geometry concept on lessons origami group. Levels of creative activity are revealed. Ways of its development are defined.

Современная российская школа переживает обновление содержания, форм и методов обучения в целях поиска путей наиболее эффективного личностного развития учащихся на основе воспитания потребностей в творчестве, самообразовании, формировании ответственного отношения к процессу учения и в целом к собственной жизни. Это определило актуальность избранного нами направления исследования.

В научной литературе существуют разночтения в трактовке понятия «творчество». Так В.Н. Дружинин определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью .

В.А. Далингер понимает творчество как целенаправленную теоретическую и практическую деятельность человека, которая приводит к созданию новых, ранее не известных гипотез, теорий, методов, новых технологий, произведений искусства и литературы . В этих определениях (несмотря на различия в деталях), как и в исследованиях большинства ученых, творчество предстает как сложно структурированный, многокомпонентный, разноаспектный способ деятельности.

В результате анализа существующих подходов в понимании творчества, нами было создано рабочее определение этого понятия, как наиболее разностороннего, полного, эмоционального, духовно и культурно богатого удовлетворения потребности в самореализации и познании мира. При этом под познанием понимается процесс целенаправленного теоретического и практического освоения закономерностей и связей различных явлений, в результате чего появляется новый личностно и социально значимый объект.

Особенностью данного исследования стало изучение детского творчества, где приоритетным становится, прежде всего, личная значимость.

В своей концепции мы опирались на результаты исследований Л.С. Выготского о творческой активности ребенка, видевшего пути эффективного приобщения учащихся к творчеству через развитие познания различных элементов действительности . Исходя из этого, творческая активность понимается нами как устойчивое качество личности, характеризующееся осознанием собственных потребностей, возникающей из них мотивацией; пониманием их культурных оснований; владением технологией реализации средств их удовлетворения и созданием качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами .

В условиях модернизации и поиска новых форм обучения реализация практической программы нашего исследования осуществлялась на базе студии «Геометрия-Компьютер-Геометрия» при кафедре геометрии математического факультета УрГПУ. Для этого были организованы систематические занятия кружка «Фракталенок». В его работе (2009г.-2011г.) выделены три направления: «Оригами и фракталы» (5 класс), «Фракталы и Лого» (6 класс), «Фракталы и Pascal» (7-9 классы).

Основными задачами проведения занятий были:

· формирование представлений об основных понятиях как классической, так и фрактальной геометрии;

· расширение области пространственного опыта

· развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, классификация и др.;

· стимулирование творческой активности учащихся в процессе познавательной деятельности.

При этом развитие творческой активности учащихся рассматривается как условие достижения большей продуктивности в осмыслении как ключевых геометрических понятий, так и других вышеперечисленных задач.

Рассмотрев основные качества человека-творца и взяв за основу классификацию уровней степени сформированности творческой активности , мы разработали следующую ее характеристику (ниже приведена часть таблицы - представлены два компонента):

творческая активность учащийся кружковый

Уровни творческой активности. Табл. 1

Уровень творческой активности

Мотивационно-эмоциональный и волевой компоненты

Интеллектуальные способности и умения

Подражание

Познавательный интерес занимательного характера. Радость открытия не испытывают. Неспособны самостоятельно преодолевать трудности. При наличии яркого эмоционального впечатления у них появляется желание «сделать также».

Происходит накопление знаний, опыта в конкретном виде деятельности.

Предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе - это метод «проб и ошибок». От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются.

Элементарный (нереализованные возможности)

К заданиям, носящим нестандартный характер, проявляют интерес. Любознательны, что выражается в большом количестве уточняющих вопросов. Не способны самостоятельно преодолеть трудности при выполнении учебных заданий. В случае получения нового результата или продукта испытывают радость открытия. Неадекватная самооценка собственных возможностей. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут.

Склонны к репродуктивной деятельности. Обладают такими умениями, как сравнивать, выделять главное. Могут решать задачи на основе частичной перестройки и выбора способов из ранее известных.

Наличие интереса к творчеству и готовность к нему

Учащиеся этого уровня характеризуются присутствием стремления отойти от деятельности по образцу и отстаиваем своих творческих позиций, объективной самооценкой своих возможностей. Наблюдается возросшая самостоятельность в преодолении возникающих трудностей. Готовы придти на помощь, порадоваться успеху и сопереживать неудачам. товарища

Низкий уровень развития способностей переноса знаний и умений в новую ситуацию. «Генераторы» идей. Умеют создавать предварительный замысел. Способность к фантазии проявляют в основном в конкретной области деятельности.

Ситуативное творчество

Способны ставить цель. Стремятся выполнить работу, требующую нестандартность мысли. Радость открытия испытывают в случае получения оригинального результата. Недостаточно смелы и решительны в отстаивании своей собственной точки зрения.

Алгоритмизированные задания выполняют только из-за того, что требует учитель. Генерация идей происходит незаметно для окружающих. Проявляют элементы креативности при выполнении заданий.

Творчество в избранной области

Решительны в отставании своей точки зрения только в пределах избранной ими области деятельности. Могут проявлять интеллектуальные и волевые усилия для достижения поставленной цели.

Творчество - стимул познавательной деятельности. Сильно развито стремление к творческим достижениям. Хорошо развита способность планирования своей деятельности. Способны к рефлексии, коррекции, доработке и совершенствованию первоначального замысла.

Творчество как стиль деятельности

Осознают свою мировоззренческую позицию в творчестве.

Характеризуются независимостью суждений и критичностью мышления.

При диагностике творческой активности учащихся 5 классов использовались такие методы как наблюдение, анкетирование, тестирование и самоанализ учащихся.

Выявленные уровни творческой активности отражены ниже (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение учащихся по уровням творческой активности (наблюдение)

Из диаграммы (Рис. 1) видно, что 56% учащихся находятся на первом уровне творческой активности. Это означает, что обучаемые неспособны самостоятельно преодолевать трудности, предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе - это метод «проб и ошибок».

Для реализации перехода основной группы учащихся на второй уровень развития творческой активности были созданы специальные дидактические условия на основе деятельностного подхода.

Рассмотрим образцы приемов, направленных на формирование таких логических операций как сравнение, классификация и выделение главного, используемых на занятиях по оригами. Так, при обобщении темы «Животные» учащимся было предложено провести классификацию фигур по принадлежности к одной из базовых форм (например, фигуры «Птица» и «Лягушка» основываются на базовой форме «Квадрат», а из базовой формы «Дом» складывается «Флигель» и «Фортепьяно»).

Также мы предлагали решить серию заданий, направленных на создание новых фигур на основе «частичной перестройки».

Для решения первого задания этой серии обучаемые дополняли сложенную ранее фигуру (разрисовывали, делали один-два сгиба). Для второго - школьники выбирали готовую модель оригами из предложенных, отличающихся тремя-четырьмя последними шагами построения. Они выполняли общую часть алгоритма сборки вместе с обучающими, а последние шаги построения проделывали самостоятельно. В итоге большая часть школьников воспроизводила выбранные модели.

В следующих заданиях этой серии мы увеличивали долю самостоятельной работы учащихся (им предстояло выполнить 5-6 шагов). В результате выполнения таких упражнений все учащиеся могли самостоятельно собрать показанную им модель оригами, отдельные обучаемые вышли на оригинальное решение.

Проделанная нами работа не претендует на исчерпывающие освещения проблемы, подтверждая мнения исследователей о том, что изучение творчества всегда сложно в связи с его выраженной индивидуальностью, особенно, если это касается детского творчества. Однако результаты нашего эксперимента позволили сделать следующие выводы.

Оригами, как вид художественной практики, интересен младшим подросткам. На занятиях по созданию оригами можно решать целый комплекс педагогических задач: развитие мелкой моторики, мышления как логического, так и образного; расширение геометрических знаний; формирование практического умения работы с материалом, и что для нас наиболее важно, творческой активности.

Литература

1. Выгодский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.: Искусство, 1986

2. Далингер, В.А. Творческое мышление учащихся как результат их поисково-исследовательской деятельности. Педагогические системы развития творчества [Текст] / В.А. Далингер. - Екатеринбург, 2010

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ИЦ «Академия», 1996

4. Леонтович, А.В. К вопросу о развитии творческой активности учащихся [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович. - М., 2001. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/leont.htm

5. Шабанов, Т.Н. Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Шабанов. - М.: [б. и.], 2000

Размещено на сайт

Подобные документы

    Теоретические аспекты развития творческой активности подростков в педагогическом процессе. Изучение ее сформированности у учащихся подросткового возраста. Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников-подростков.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2012

    Сущность понятия и психолого-педагогические основы развития творческой активности детей. Исследование условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Сущность творческой активности у детей 7-9-ти лет, их психофизические особенности, способствующие ее развитию. Танцевальная аэробика как форма развития творческой активности. Средства танцевальной аэробики для развития творческой активности школьников.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Характеристика творческой активности как качества личности. Виды внеклассной работы, ее основные направления в современной школе. Анализ эффективности использования внеклассной деятельности по предмету музыка в воспитании творческой активности детей.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Сущность понятия "творчество", его роль в развитии старших дошкольников. Экспериментальное исследование уровня сформированности творческой активности у детей. Конспект занятия по декоративному рисованию

1

Как отмечает автор данной статьи, критерии творческой активности одновременно являются показателями овладения студентами основными, функциональными элементами своей будущей профессиональной деятельности: умением ставить и анализировать цели своей деятельности, ориентироваться в различных ситуациях, принимать решения, реализовывать определенные программы или планы исполнения, проверять результаты своей деятельности и корректировать ее с учетом изменяющихся ситуаций. Наряду с передачей студентам в процессе обучения знаний, умений и навыков, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности, обучение направлено на достижение общедидактических целей, которое оценивается как умение студентов учиться и работать самостоятельно, профессиональной воспитанностью, сформированностью определенных черт личности, усилением мотивации творческой активности в процессе обучения, возможностью использования скрытых резервов своей личности, развитием способностей, необходимых для успешной творческой активности, возрастанием инициативы, умственным и социальным развитием личности студентов определяется качество вузовского образования. Автор считает, что современный педагогический процесс требует внедрения новых технологий обучения, овладев которыми студент сумел бы занять позицию субъекта обучения. Это способствует становлению личности, самостоятельному определению своего образовательного пути и выбору сферы профессиональной деятельности, что невозможно без формирования творческой активности как профессиональной и личностной характеристики. Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

критерии

творческая активность

результаты деятельности

Процесс обучения

профессиональная деятельность

обучение

развитие способностей

качество вузовского образования

новые технологии обучения

становление личности

структура творческой активности

мотивационный

когнитивный

рефлексивный

поведенческий компоненты.

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. М.: Наука, 1987.

3. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - С. 49-58.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М.: Знание, 1981. - 96 с.

5. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. 96 с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. - М.: Высш. школа, 1991. 207 с.

7. Орлова Ю.В. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при формировании лексических понятий: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 271 с.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

9. Технология творческого мышления. Минск, 2008. 430 с.

В последние годы наблюдается значительный рост внимания к проблеме развития творческих возможностей и творческой активности студентов в процессе обучения в вузе. Учеными на практике обоснована, сконструирована и апробирована целостная педагогическая система формирования творческой активности студентов педагогического вуза, пути и способы формирования творческой активности в процессе, но несмотря на это темп их научного построения не соответствует темпу роста потребности в них. Интенсивность исследования этого феномена в настоящее время сильно возросла в связи с происходящими переменами в обществе и системе образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества - воспитанием творчески активной личности, в значительной мере изменились и ориентиры системы образования. Время радикальных перемен требует от высшей школы образования и воспитания социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные и адекватные решения.

В теоретическое осмысление проблемы творчества внесли большой вклад исследования Е.В. Бондаревской, К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева и др.).

Исследованием проблемы профессионализма в педагогической деятельности занимались О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.

Проблема формирования и развития творческой активности имеет свои педагогические традиции в высшей школе, так как весь процесс обучения и воспитания, по мнению ученых, должен быть подчинен задачам формирования и развития у студентов педагогического вуза в процессе обучения таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы им плодотворную и общественно значимую творческую активность .

Проблемы творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения на современном этапе имеют следующие особенности: сложившаяся практика и достигнутый уровень педагогической деятельности оказывается недостаточно полным для решения этой проблемы: меняются критерии оценки творческих способностей и творческой активности студентов, включающей на современном этапе воспитание и самовоспитание высокой методологической культуры мышления, способности не только ориентироваться в потоках информации, но и правильно перерабатывать, самому искать новые знания; творчество предполагает развитие соответствующих способностей, развитие широкого комплекса свойств личности (интеллектуальный, идейно-нравственный, психологический и др.); современное представление о вузовском образовании предполагает самостоятельность и ответственность студентов за формирование их собственной творческой активности; формирование и развитие творческой активности студентов требует соответствующих умений от преподавателя, умножение и развитие его творческого потенциала, качественных преобразований в стиле педагогической деятельности и повышения её культуры; заказом общества на творческих студентов, обладающих высоким уровнем активности в процессе их профессионального и личностного становления; необходимостью обновления существующей практики подготовки студентов, способных с позиций творческой активности реализовывать требования личностно-ориентированного образовательного процесса; потребностью в разработке целостной системы формирования творческой активности как цели образовательного процесса; неразработанностью механизмов оптимального воздействия на профессиональное и личностное становление студентов в процессе формирования творческой активности .

По мнению ученых-педагогов, специалистов, мнения которых мы принимаем за основу в своем исследовании, сегодня необходимо разработать и внедрить такую педагогическую систему которая, реализовала бы комплекс мер по целенаправленному включению в учебную деятельность активного творчества обучаемых; составить целевую учебную программу, включающую теоретическое обоснование активных форм и методов в учебной и предстоящей профессиональной деятельности и практические мероприятия по их индивидуальному использованию; педагогическое управление творческой активностью должно осуществляться на социокультурном и индивидуально-личностном уровнях, с использованием психологического механизма творческой деятельности, которая детерминируется и программируется социокультурной средой, в которой оно совершается, формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе будет осуществляться эффективно .

Мы считаем, что необходимо с позиций новой образовательной парадигмы и требований современной социокультурной ситуации выявить сущность и уточнить определение категории «творческая активность в процессе обучения» и коррелирующих с ним понятий; научно обосновать алгоритм формирования творческой активности студентов, описать структуру, компонентный состав, уровни и показатели ее сформированности на разных этапах обучения в вузе; выявить способы управления формированием творческой активности студентов педагогического вуза.

Творческая активность является сложной и многоэтапной деятельностью. Структура творческой активности отражает необходимость движения от одной стадии к другой. Трудность выявления структуры творческой активности состоит в существовании многих особенностей, типов, связей, фаз, шагов и т.д. . Многими учеными выдвигались различные этапы, стадии, ступени творческой активности. На данный момент отсутствует четкое представление о компонентном составе структуры творческой активности, хотя ее связь с определенными логическими основами и условиями, с процессом познания и его закономерностями не вызывает сомнений. Эта связь не является жестко определенной, что, впрочем, соответствует общему правилу: поиски нового всегда связаны с вероятностью, неопределенностью при нахождении верных решений, идей, гипотез. Знание механизма творческой активности необходимо при планировании педагогических воздействий с целью развития в личности ее творческого потенциала активности.

Признание современного учителя главным действующим лицом творческого и активного преобразования действительности предъявляет растущие требования к уровню его теоретических знаний и характеру их практической подготовки, умение самостоятельно и высокоэффективно развивать и совершенствовать свою личность в процессе обучения. В условиях современного общества востребуется качественно новый уровень в организации профессионального и личностного становления студентов в процессе обучения.

В связи с этим на сегодняшний день актуальна потребность в разработке педагогических систем, осваивающих методологию, становление и развитие творческой активности и использующих принципиально новые подходы в подготовке будущего учителя в процессе его обучения в вузе.

Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

Мотивационный компонент в структуре творческой активности характеризуется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение к ценностям и целям предстоящей профессиональной деятельности, к собственному профессиональному становлению, осуществляющемуся на основе освоения творческой активности в процессе обучения, состоящий из:

  • социальных мотивов, выражающихся в потребности средствами творческой активности выполнить социальный заказ, поставленный перед современный школой условиями новой социокультурной ситуации;
  • мотивов профессионального достижения, направленных на поиск новых путей, позволяющих наиболее эффективно разрешать актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса;
  • личностного престижа, основанных на желании утвердить себя в качестве творческого педагога;
  • познавательных мотивов, направленных на удовлетворение потребности в освоении творческой активности;
  • творческих достижений, предполагающих возможность оптимально реализовать свой творческий и личностный потенциал средствами творческой активности;
  • мотивов, направленных на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними творческими побуждениями и внешними профессионально-образовательными нормами.

Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационного компонента в качестве критериального показателя выступает осознание творческой активности как условие разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной высшей школой.

Когнитивный компонент в структуре творческой активности проявляет себя в познавательной деятельности, во всем многообразии ее проявлений в условиях современного образовательного процесса. Данный компонент включает в себя следующие знания:

  • методологические, предполагающие знание сущности творческой активности в процессе обучения как одного из способов отношения человека к окружающему миру и специфики творческой активности в процессе обучения в ее историко-педагогическом и современном аспектах;
  • теоретические, включающие знание целей, принципов, содержания, методов, видов и форм творческой активности, закономерностей ее освоения и реализации;
  • методические, объединяющие знания основ методики освоения творческой активности в процессе обучения;
  • технологические, основанные на знании творческих технологий обучения и воспитания.

Анализ когнитивного компонента в структуре творческой активности позволяет нам в качестве критериального показателя его сформированности выделить объем знаний о сущности творческой активности и технологиях ее осуществления в условиях современной высшей школы.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности выделяется на основе того, что в современных исследованиях обращается внимание на развитие рефлексивных механизмов мышления личности студентов как одного из важнейших условий осознания, критического анализа и творческого осуществления им предстоящей профессиональной деятельности.

Чаще всего рефлексия понимается в исследованиях как феномен человеческого сознания, выступающий как способность индивида с помощью мыслительных средств с разной степенью глубины целенаправленно постигать основания собственной психической деятельности.

Рефлексивные процессы обусловливают выбор решений профессиональных проблем на основе субъективных предпочтений, определяющихся системой ценностей и интересов личности. Рефлексирующее сознание контролирует процесс получения, построения и проверки знаний, способствует критическому осмыслению деятельности.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности позволяет в качестве критериального показателя его сформированности выделить характер самооценки будущим учителем себя как субъекта творческой деятельности.

Поведенческий компонент характеризует практический, действенный аспект творческой активности, он направлен на целостное самоопределение и самовыражение студентов в учебно-профессиональной деятельности. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что характер самовыражения и самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяет как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности .

Анализ процесса становления личности студентов как профессионалов позволяет выделить в многообразии их отношений следующую динамику поэтапного освоения творческой активности:

  • эмоциональное восприятие, основанное на интуитивном способе предстоящей профессиональной деятельности;
  • осмысление, основанное на рефлексивно-когнитивном способе деятельности;
  • учебное применение, базирующееся на поисковом способе деятельности;
  • системное освоение, основанное на частично-исследовательском способе деятельности;
  • творческое применение, основанное на эвристическом способе деятельности.

Таким образом, способ осуществления предстоящей педагогической деятельности является основным критериальным показателем развития поведенческого компонента творческой активности в процессе обучения.

Перестройка системы высшего образования и повышение качества обучения студентов в вузе связаны с созданием и использованием различных методов обучения и воспитания, активизирующих и побуждающих студентов к самостоятельной и творческой активности в процессе обучения. В связи с этим встает проблема определения критериев творческой активности, которые должны отвечать следующим основным требованиям:

  • отражать как результативные, так и процессуальные характеристики творческой активности студентов и характеризовать не только ее результат, но и то, какой ценой этот результат получен;
  • указывать влияние полученного результата на последующую деятельность студента;
  • быть взаимосвязанными, т.е. составлять некоторую целостную систему;
  • выводиться из основных дидактических принципов обучения и воспитания;
  • быть социально и психологически значимыми, иметь смысл для студента;
  • быть простыми для понимания и легко измеримыми;
  • позволяет вести определение творческой активности с позиций субъекта деятельности .

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов предлагают шесть критериев оценки творческой активности:

Первый показатель - улучшение количественных и качественных характеристик учебной деятельности студентов в плане соответствия их целям обучения по сравнению с некоторыми прошлыми результатами. Поскольку главными целями обучения являются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть студенты, то прирост их количества и качества за некоторый период характеризует в том числе и повышение уровня творческой активности. Тестовый контроль можно проводить на экзаменах и зачетах, на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

Второй показатель - уменьшение времени, затраченного на достижение конкретной цели обучения, обеспеченное за счет определенных приемов и средств. Критерием уровня творческой активности здесь выступает возрастание свободного времени студентов. Использование времени как критерия позволяет обеспечить взаимное согласование в работе разных кафедр и правильно распределить учебное время между дисциплинами данного года обучения.

Третий показатель - прочность усвоения и «выживаемости» знаний, умений и навыков студентов. Этот показатель ориентирует преподавателя не на промежуточные, а на конечные результаты обучения, которые важны для последующего обучения студентов и профессиональной деятельности выпускника. Возрастание этого показателя свидетельствует о большом мастерстве педагога, т.к. прочность усвоения предусматривает глубокое включение личности студентов в процесс обучения, повышение мотивации учения, формирование профессиональной памяти, ответственного отношения к учебной деятельности.

Четвертый показатель - облегчение учебной деятельности студентов путем улучшения организации материала, повышения его доступности, усиления мотивации учения, выработки у студентов умения учиться, адекватных привычек познавательной деятельности, соразмерности заданий возможности студентов, соблюдения принципов дидактики. Этот параметр отвечает на вопрос о том, какой ценой достигаются желаемые результаты учебной деятельности. Измеряется этот показатель с помощью специального бланка самооценки студентами трудности-легкости выполнения определенных видов учебных действий.

Пятый показатель - удовлетворенность студентов учением, что является главным эмоциональным фактором, подкрепляющим процесс учебной деятельности и являющийся для нее очень важным, стимулирующим эмоциональным фоном. Переживание удовлетворения - эффект, обращенный в будущее. В результате удовлетворенности учением у студента создается установка на самостоятельную учебную работу, повышается мотивация познания и самосовершенствования, которая по окончании вуза выражается в стремлении постоянно повышать свою квалификацию. Для определения этого показателя используется специальный опросник, позволяющий шкалировать и количественно (в баллах) отражать степень удовлетворенности студентов процессом обучения.

Шестой показатель - отношение студентов к учению, к преподавателю, к конкретным видам занятий. Изучение отношения студентов к любой деятельности включает в себя измерение их интереса к ней, желание заниматься данной деятельностью, оценку способности противостоять воздействиям, дезорганизующим деятельность, отвлечение от нее на другие занятия, оценку ответственности за ее результаты. Этот показатель является интегральным выражением многих сторон учебной деятельности. Измеряется он с помощью различного рода вопросников, применением общей шкалы отношения к учению, шкалы отношения к практическим занятиям. Создаются и другие шкалы отношения к различным видам учебной работы .

Степень проявления творческой активности является динамическим, изменяющимся показателем. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам сформировать переход с активного исполнительского уровня до уровня творческой активности в процессе обучения. Она будет характеризоваться готовностью студентов к самостоятельной постановке проблемы и поиску новых нестандартных решений, не простым проникновением в сущность явлений и определением их взаимосвязи, но и нахождением для этих целей новых способов. Если позиция студентов характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию и заняться поиском новых средств ее решения, то мы имеем дело с высокоразвитым уровнем творческой активности.

Библиографическая ссылка

Калдыбаева А.Т., Шамбеталиев К.Ы. КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25493 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;10

реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания

– искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.);

рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Сотворчество. В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспри-

нимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст).

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.

Частным видом педагогического творчества является импровизация 11 – нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа: 1) педагогическое озарение; 2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации; 3) публичное воплощение этой идеи и 4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

1.4. Уровни (типы) творчества

Творчество может быть различного уровня. Гизелин (Ghiselin, 1963) пишет о двух уровнях – низшем и высшем. Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный уже способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку. Примером такого творчества стало создание А. Эйнштейном теории относительности.

А. Л. Галин (1986), говоря о разных уровнях творчества, пишет следующее: «Человечеством накоплено много знаний, имеется множество способов преобразования имеющейся информации, способов мышления, поэтому новое может быть получено путем комбинирования имеющихся знаний, «компиляции» или выведено непосредственно из того, что

10 Когда на выставке работ Пикассо одна из посетительниц спросила художника, как надо понимать его произведение, тот ответил, что его надо не понимать, а эмоционально воспринимать.

11 Импровизация (от лат. imprivisus – неожиданный, внезапный) в самом общем понимании – создание чего-то (сочинение стихов, написание музыки, выступление с чем-либо и т. п.) в момент исполнения, без подготовки.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

известно. Сказать, что это не творчество, вряд ли можно. Нечто новое в результате такой работы получается. Но оно принципиально выводимо из того, что известно. Поэтому назовем это творчеством невысокого уровня. Многое может быть сделано путем применения специальных приемов решения изобретательских задач (Альтшуллер Г. С., 1979), направленного перебора вариантов решения, последовательного осмысления задачи, задания себе вопросов определенного типа и т. п. Но качественно новое знание, предполагающее изменение самих основ рассмотрения явления, таким путем получено быть не может. Получение новых знаний, принципиально меняющих рассмотрение объекта исследования, назовем творчеством высокого уровня» (с. 9).

A. Л. Галин пишет далее, что творчество невысокого уровня связано с рациональным упорядочиванием знаний, их соотнесением и удобным представлением и не обязательно предполагает обращение к интуиции. Творчество же высшего типа включает в себя и интуицию.

Очевидно, что творчество высокого уровня в определенных сферах деятельности доступно не всем, что заставляет говорить о наличии у людей разного по уровню творческого потенциала, т. е. способности к творчеству.

Низший уровень проявляется в способности анализа предметной ситуации с целью ее преобразования; в анализе текстов художественных и научных произведений, в осознании жизненных проблем и собственного опыта в решении практических задач. Новообразованиями этого уровня творческого развития являются умение по-новому, нестандартно взглянуть на ситуацию, широкий диапазон действий при выполнении проблемных заданий, т. е. альтернативность мышления.

Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию. Психологическими новообразованиями этого уровня являются адекватное отражение себя, умение анализировать свои поступки, предвидеть их последствия.

Высший уровень творческого развития дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих. Данный уровень развития проявляется в умении проектировать личность другого человека и прогнозировать его поступки, в умении отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других. Люди этого уровня одновременно и мечтатели, и прагматики, они самостоятельны и независимы, гибки, эффективны и эмоционально устойчивы.

Л. А. Китаев-Смык (2007) пишет о трех уровнях творчества: компилятивном, проективном и инсайтно-креативном.

Компилятивный уровень связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов.

Проективный уровень имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний.

Инсайтно-креативный уровень связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него («побочный продукт» интеллектуального напряжения по Я. А. Пономареву).

Личности, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, проявлять коммуникативную креативность, быть хорошими администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся блестящими педагогами, создают учебные программы, фундаментальные учебники. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

классификаторству. Кроме того, они слывут неуживчивыми людьми с дурным характером, поэтому плохо справляются с работой, успешно выполняемой «компилятивными творцами».

По С. С. Беловой (2008), сущность процесса творчества заключается:

1) в завершении схемы, восстановлении пробела в репрезентации задачи (О. Зельц);

2) в реорганизации информации или переформулировке задачи (К. Дункер);

3) в преодолении ментального блока, функциональной фиксации (К. Дункер, Р. Майер);

4) в нахождении аналога задачи (Д. Гентнер);

5) в случайных рекомбинациях идей (Д. Саймонтон);

6) в дивергентном мышлении (Дж. Гилфорд);

7) в ассоциировании отдаленных элементов опыта (С. Медник);

8) во взаимодействии логического и интуитивного режимов мышления (Я. А. Понома-

9) в закономерностях функционирования семантической (Э. Нецке) или нейронной (К. Мартиндейл) сети.

М. Боден (Boden, 1999) выделяет три типа творчества (креативности):

1) комбинаторную креативность – порождение новой идеи через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей;

2) исследовательскую креативность – обнаружение «белых пятен», формулирование проблем; творчество состоит в исследовании содержания, границ и потенциала концептуального пространства;

3) трансформационную креативность – выдвижение идей, немыслимых ранее: это научные прорывы на уровне парадигм, «новое слово в искусстве» и т. д. Это творчество в полном смысле слова.

1.5. Мотивация творческой деятельности

Как писал Г. Гутман (Gutman, 1967), для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего-то нового. А Сантьяго Рамон-и- Кахаль полагал, что исследователя отличают от других людей не особые интеллектуальные способности, а его мотивация, объединяющая две страсти: любовь к истине и жажду славы.

В отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности, имеются разные точки зрения.

Сократ первым указал на то, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, но следуя некоторому природному инстинкту. Действительно, многие гении и одаренные люди отмечают, что позыв к творчеству возникал у них инстинктивно. Примеры такого рода приводит Ч. Ломброзо: «Альфиери, называвший себя барометром – до такой степени изменялись его творческие способности в зависимости от времени года, – с наступлением сентября не мог противиться овладевавшему им невольному побуждению, до того сильному, что он должен был уступить, и написал шесть комедий. На одном из своих сонетов он собственноручно сделал такую надпись: «Случайный. Я не хотел его писать»…»12

12 Как тут не вспомнить и Болдинскую осень А. С. Пушкина! Ч. Ломброзо на основании сделанных им подсчетов пришел к выводу, что у многих великих людей были свои излюбленные месяцы и времена года, в которые они преимущественно обнаруживали склонность делать наибольшее число наблюдений или открытий и создавать художественные произведения. У Беранже – в январе, у Лютера – в марте и апреле, у Гальвани – в апреле, у Гюго – в мае, у Мальпиги и Шиллера – в июне и июле, у Ламартина – в августе, у Байрона – в сентябре, у Вольта – в ноябре – декабре. У большинства пик творческой продуктивности в области литературы и искусства приходится на весну, а наименьшая активность – на зиму. То же наблюдается и в отношении научных открытий.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Моцарт в одном из своих писем 1789 г. пишет: «Когда я, как это бывает, нахожусь наедине с собой и я в хорошем настроении (например, путешествуя в повозке или гуляя после хорошего обеда) или в течение ночи, когда я не могу заснуть, мои идеи. появляются в наибольшем количестве. Почему и как это происходит – я не знаю. Я не могу насильственно вызвать их».

…Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует – уж одни эти действия предполагают в самом начале вопрос; если с самого начала не задал себе вопрос, то не о чем догадываться и нечего выбирать. Чтобы быть покороче, закончу психиатрией: если отрицать в творчестве вопрос и намерение, то нужно признать, что художник творит непреднамеренно, без умысла, под влиянием аффекта, поэтому если бы какой-нибудь автор похвастал мне, что он написал повесть без заранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, то я назвал бы его сумасшедшим (Чехов А. П.

Полное собр. соч.: В 12 т. М., 1956. Т. 2.).

Короленко Ц. П., Фролова Г. В., 1975, с. 47.

«Все гениальные произведения, – говорит Вольтер в письме к Дидро, – созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать «Армиды Кино» или же басни «Мор зверей», которую Лафонтен диктовал, даже не зная толком, что из нее выйдет. Корнель написал своих «Горациев» так же инстинктивно, как птица вьет гнездо» (Ломброзо Ч., 2006, с. 26–28).

Французский ученый М. Рорбах (Rohrbach, 1959), основываясь на самонаблюдении, тоже считает, что мотивация к творчеству самовозникает и саморазвивается.

Моль (Moles, 1963), опираясь на идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Левина и бихевиористов, представляет мотивацию творчества как трехслойную структуру. На низшем уровне находится редуцированный образ человечества в целом, его непрерывный мятеж против законов природы или мифологические образы, грезы человечества, от Прометея и Икара до философского камня и эликсира долголетия (неосознаваемый коллективный опыт человечества). Средний уровень представляет «страсть» (побудительная сила мотивации), а верхний уровень – социальные мотивы (например, ориентация на научное признание, славу).

Некоторые ученые решающую роль отводят мотиву достижения, т. е. стремлению к успеху, к достижению цели. Это выявлено Чамберсом (Chambers, 1967), обследовавшим 740 ученых (400 химиков и 340 психологов).

А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассин (1978) рассматривают творческую активность художника как неосознанное стремление к отреагированию фрустраций, а литературное произведение – как продукт изживания конфликтов по механизму проекции и идентификации.

Л. Г. Жабицкая (1983б) считает такой подход неадекватным. Бессознательное стремление к изживанию фрустрационного напряжения может стать стимулом к созданию литературного продукта, однако такая мотивация является побочной для литературного творчества (даже если она осознается автором в качестве основной). Жабицкая отстаивает точку зрения, что ведущие мотивы литературно-художественного творчества связаны с познавательной потребностью в художественном исследовании действительности и формированием ценностного отношения к миру. Потребность в познании мотивирует творческую деятельность в особой проблемной ситуации при столкновении художника с новыми явлениями общественной и индивидуальной психологии, требующими установления ценностного отношения.

Можно привести сколько угодно примеров, когда причиной творческой деятельности и выдающихся результатов были честолюбивые желания

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

выделиться из общего ряда людей, подражание, зависть, высокая самооценка, высокие ожидания окружающих людей и т. п. «Сладостное внимание женщин почти единственная цель наших усилий». Эти слова А. С. Пушкина не просто пылкая фраза поэта. По-ученому строгий в суждениях И. И. Мечников писал: «Связь поэзии, литературы, ораторского искусства и музыки с любовью признаны всеми. Но почему-то существует мнение, будто научная инициатива составляет исключение из этого правила. Это еще не доказывает, что любовь не играла направляющей роли в жизни ученых».

«Любознательность – это главный движущий стимул ученого», – утверждал выдающийся венгерский биохимик А. Сент-Дьерди. Таков

что единственный стимул – это наслаждение, даруемое напряжением творческих сил и поисками материала. На любых других условиях я писать отказываюсь – точно так же, как не стану охотиться только ради того, чтобы пообедать кроликом. Однако коль скоро сему занятию будут способствовать хвала и деньги, возражать против этого было бы так же нелепо, как выбрасывать убитого кролика».

Чурбанов В., 1980, с. 65–66.

Другим ведущим мотивом литературного творчества является, по Л. Г. Жабицкой, коммуникативный мотив (иногда автокоммуникация). Его действие проявляется как в установке автора на социальный заказ, так и в установке на эстетическую выразительность, точность и художественное совершенство формы. Этот мотив осознается и произвольно регулируется художником.

К обобщенному мотиву литературно-творческой деятельности Л. Г. Жабицкая относит и эмоциональную направленность как свойство личности, стимулирующее стремление к повторному переживанию эмоций, обусловливающих субъективное видение писателем действительности. Этот мотив менее осознан и плохо поддается управлению. Так, итальянский писатель Фосколо говорил, что он пишет свои письма не для Отечества и не ради славы, а для того, чтобы испытать наслаждение, которое доставляет ему упражнение своих способностей.

Мотивом творческой деятельности может быть «удовольствие, доставляемое работой мысли», как писал Ч. Дарвин. «Восстанавливая в памяти… черты моего характера в школьные годы, я нахожу, что единственными моими качествами, которые уже в то время подавали надежду на что-либо хорошее в будущем, были сильно выраженные и разнообразные вкусы, большое усердие в осуществлении того, что интересовало меня, и острое чувство удовольствия, которое я испытывал, когда мне становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы» (1957, с. 59).

А. С. Шаров (2000) обращает внимание на стремление творческого человека к значимости собственной личности. «Для творческого человека особенно характерно стремление к эскалации значимости собственной личности и Я. Это стремление не только направляет, но и мобилизует человека в реализации выполняемой им деятельности. Сделать что-то лучше, качественнее, чем другие, не так, как все. Стремление к значимости охватывает всего человека, он ищет место приложения своих сил и способностей, поэтому творческие люди многое пробуют делать, начинают и бросают, пока не найдут то, где они максимально результативны, и это приносит им огромное удовлетворение» (с. 329–330).

Ч. Дарвин (1957) признавался, что помимо любви к естествознанию были и другие причины его научной деятельности: «На помощь этой чистой любви приходило, однако, мое честолюбивое желание снискать уважение моих товарищей-натуралистов» (с. 150), «Успех

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

первого моего литературного труда до сих пор доставляет моему тщеславию большое удовольствие» (с. 124).

Следовательно, причинами, повышающими силу мотива творческой деятельности, может быть соревновательность или элементарная зависть, о которой А. С. Пушкин писал: «Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду».13

Например, в отечественном авиастроении известны конкуретные отношения между различными конструкторскими бюро, приведшие к выдающимся достижениям. Насколько соревнование может подхлестнуть мысль и активность исследователя, можно прочесть в книге американского химика Дж. Уотсона «Двойная спираль» (1968).

Один из стимулов научного творчества – ореол исключительности, которым окружены ученые.

Все же о широком признании как мотиве деятельности большинства научных работников говорить не приходится. Если раньше ученые более низкой квалификации могли иметь иллюзии на этот счет, думая, что их статьи все-таки читают и используют, то «индексы цитирования» вывели их из этого заблуждения.

Одна из ведущих научно-технических библиотек Лондона в 1956 г. могла предложить своим читателям 7820 периодических изданий. Из них 4800 ни разу не были взяты на руки ни одним читателем, 2274 были затребованы лишь один раз, наиболее солидный журнал – 382 раза, 60 журналов – по 100 каждый. Эти цифры свидетельствуют, что большая часть научной информации содержится в статьях очень узкого круга выдающихся ученых и только их публикации читает научный мир. И все же ученые ни в коем случае не отказываются от публикаций даже в третьестепенных изданиях. Напечатанная статья свидетельствует о завершенной научной работе и позволяет почувствовать свою причастность к науке. Человек освещен лучами того ореола исключительности, который присущ научной деятельности.

Что касается высоких побуждений как непосредственного стимула научного творчества, то выдающийся венгерский ученый, биохимик А. Сент-Дьерди отозвался о них скептически. Он считал, что если юноша стремится в науку, чтобы осчастливить и облагодетельствовать человечество, то такому юнцу лучше поступить на службу в благотворительное общество.

Лук А. Н., 1978, с. 69–70.

Интерес, любопытство. Интерес – это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творчество для ее удовлетворения. Г. Мерфи описывает интерес как врожденное «стремление к открытию», как творческий импульс, «живое любопытство». Интерес – одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований, ассоциирования. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности, зачарованности (см. пункт 5.2).

Смена направления творческой деятельности как способ сохранения мотивации.

Смена направлений, характера творческой деятельности происходит у выдающихся деятелей довольно часто и, вероятно, является одним из факторов сохранения мотивации и твор-

13 Пушкин А. С. Заметки и афоризмы разных годов. Полное собр. соч.: В 10 т. 1958. Т. 7. С. 515.