Учебный процесс в китае. Китайская система образования

За последние годы Китай смог достаточно удивить все страны мира своим резким и уверенным экономическим ростом. Также стремительно развивается и система образования в Китае. Сейчас очень странно слышать, что еще в 40-х годах почти 80% населения Китая (оно составляет около 500 миллионов человек) были неграмотны.

Сейчас эта проблема решена, благодаря развитию образования в Китае. По стране было открыто множество современных школ. Также система образования в Китае пополнилась профильными университетами. Нужно отдать должное правительству Китая, ведь работа была проведена очень глобальная. На данный момент почти все районы страны подвергнуты обязательному начальному образованию, а 99% всех детей страны посещают школу.

Система образования в Китае включает в себя дошкольные, школьные и высшие учебные заведения.

Образование в Китае: дошкольные учебные учреждения

В Китае дошкольные учебные учреждения, а по-простому детские сады, полностью походят на наши. Китайские дети посещают их три года, начиная с трехлетнего возраста. Основной целью данных заведений является обучение детей элементарным знаниям, которые понадобятся при переходе в школу.

Школа как основная часть образования Китая

Следующая ступень, которую включает в себя система образования в Китае, это школа. Хочу отметить тот факт, что образование в Китае платное. Ученые даже провели некие подсчеты, и оказалось, что китайские семьи отдают на образование своих детей почти третью часть своих доходов.

Китайские дети посещают школу начиная с шести лет. Длительность же обучения составляет 12 лет. Каждый день у китайского школьника в среднем 6 уроков. Китайские школы отличаются жесткой дисциплиной. Например, если ученик пропустил 12 уроков без уважительной причины, в системе образования Китая предусмотрены санкции - его отчисляют. У каждого класса есть своя собственная аудитория, таким образом, не ученики приходят к учителю, а наоборот.

Средняя школа в Китае

Следующая ступень образования в Китае: средняя школа

По окончанию девяти классов китайских школьников ждет очень серьезное испытание. Образование в Китае предусматривает выпускные экзамены, согласно результатам которых будет понятно, смогут ли они продолжить учиться в средней школе и соответственно позже поступить в университет. Все родители крайне переживают за успех своих детей на этих экзаменах, ведь, по сути, от этого результата зависит их будущее и будущее кошелька их родителей.

Система образования в Китае предусматривает для своих учеников единый государственный экзамен, который сдается одновременно во всех уголках страны. Только самые лучшие ученики могут быть приняты в высшие учебные заведения.

Вершина образования в Китае: высшие учебные заведения

В связи с необходимостью большого количества квалифицированных кадров в системе образования в Китае делают большой акцент на высшие учебные заведения . Большинство китайских университетов представляют собой комплексы внушающего размера. Их можно даже назвать своего рода студенческими городками, на территории которых есть все необходимые заведения, начиная с учебных корпусов, заканчивая столовыми и прачечными. Конечно, учитывая перенаселенность страны, то такое обустройство вполне объяснительно и целесообразно.

Как я уже говорил, образование в Китае платное для всех, поэтому каждый год студентам приходится платить за обучение от 300 до 1000 долларов. Такая сумма зачастую слишком велика для обычного сельского жителя, поэтому государство дает малоимущим студентам кредиты. Однако если студент решит после учебы вернуться жить и работать обратно в село, то кредит возвращать уже не нужно будет, в обратном случае одолженные у государства деньги вернуть придется.

СПОРТ
Система образования в Китае не включает спорт, но я хочу затронуть эту тему, потому что считаю, что спорт играет очень важную роль в воспитании нации.

Большинство китайцев встают каждый день очень рано и обязательно начинают свой день с зарядки. Вы почти не встретите на улицах Китая человека, который не занимается хоть каким-нибудь видом спорта. Даже пожилые люди начинают свой день с длительной прогулки. Китайцы - очень активная и спортивная нация, благодаря чему еще и относится к нации, в которой чуть ли не самое большое количество долгожителей.

Нам определенно есть чему поучиться у жителей Поднебесной. Не упускайте возможности - начните день с занятий спортом, освойте игру на музыкальном инструменте или запишитесь на кулинарные курсы и научитесь готовить традиционное восточное блюдо. Но для начала - приезжайте в Китай. Образование в Китае доступно и для вас! Все еще думаете, что на сбор документов для визы уйдет полгода? Разобьем этот стереотип в пух и прах и без труда

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

А.А. Краснова

Университетский колледж Лондона Gower Street, London WC1E 6BT, UK

Статья посвящена опыту Китая по развитию системы технического профессионального образования. Система технического профессионального образования является важным компонентом системы китайского образования, которой в последние годы уделяется большое внимание в связи с ее решающим влиянием на рынок труда и обучение квалифицированной рабочей силы для повышения эффективности китайской экономики. Особое внимание в статье уделяется управлению и финансированию системы профессионального образования и подготовки.

Ключевые слова: профессиональное и техническое образование, непрерывное образование, неформальное и информальное обучение, национальная система квалификации.

Начало развития профессионального образования в Китае относится к 1866 г., когда в г. Фучжоу было основано Фуцзяньское кораблестроительное училище . После образования Китайской Народной Республики и в особенности с началом политики открытости развитие системы профессионального образования получило стремительное развитие. В 1990-х гг. среднее профессиональное образование «оказалось на точке высшего подъема. К тому времени количество учреждений среднего профессионального образования сравнялось с количеством общеобразовательных средних учебных заведений высшей ступени. Развитие среднего профессионального образования содействовало стремительному росту обрабатывающей промышленности, сферы услуг и росту качества, сыграло важную роль в создании новых рабочих мест» .

Согласно Закону о профессиональном образовании КНР 1996 г. профессиональная подготовка включает: начальное профессиональное обучение, переподготовку, облегчающую смену профессии, обучение подмастерьев в учебном заведении и на рабочем месте другие виды профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка осуществляется в профессионально-технических учебных институтах и/или профессиональных учебных заведениях. Другие школы или учреждения образования могут в зависимости от собственных возмож-

ностей предоставлять различные виды профессиональной подготовки для удовлетворения социальных потребностей.

Обязательное образование в средней школе Китайской Народной Республики длится девять лет. На данном этапе техническое профессиональное образование (ТПО) осуществляется в профессионально-технических классах средних школ. Эти учреждения организовывают курсы от трех до четырех лет, которые в основном обеспечивают рабочих, крестьян и служащих основными профессиональными знаниями и навыками. Профессиональные младшие средние школы, как правило, расположены в сельской местности, где экономика менее развита.

В старших классах средней школы ТПО обеспечивается средними профессиональными учебными заведениями: средние специальные учебные заведения, школы для квалифицированных рабочих и профессиональные лицеи. Выпускники профессионально-технических младших средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где образование, как правило, длится три года. Самыми популярными курсами в средней школе являются: производственные, по информационным технологиям, розничной торговле и гостеприимству, гражданскому строительству. Студенты, успешно прошедшие среднее профессиональное образование, могут поступить в высшие учебные профессиональные учреждения, где продолжительность программ составляет от двух до трех лет.

Большую популярность в сельской местности получили селькохозяйственные телерадиошколы: «Подобные телерадиошколы не требуют больших затрат, дают быстрый эффект, покрывают большую территорию, и обслуживают большой контингент населения. Такая форма образования удобна как для государства, так и для крестьян, она соответствует ситуации в стране, эффективно содействует продвижению агротехнический знаний в деревне, повышает образовательный уровень крестьян. В настоящее время работает одна центральная телерадио-школа всекитайского масштаба, открыты 39 школ провинциального уровня, 353 школы окружного уровня, 2200 школ уездного уровня и около 10 тыс. низовых классов на уровне волости или поселка. Эта всеохватывающая образовательная сеть представляет собой основную силу развития образования для взрослых, профессионального образования и внедрения науки и техники в деревне. В последние годы некоторые ведущие школы и Дома культуры в волостных центрах и поселках подключились к Интернету, и Мировая паутина стала новым каналом развития профессионального образования и внедрения технологий в деревнях».

Высшими учреждениями профессионального образования и подготовки являются:

Высшие профессиональные технические учреждения;

Учреждения, которые обеспечивают пятилетние программы высшей профессиональной подготовки;

Университеты, которые обеспечивают высшее профессиональное образование.

«В ранние годы коммунизма в Китае, - пишут Рут Хейхо, профессор кафедры исследований теории и стратегии образования Института Онтарио по исследо-

ваниям в образовании Университета Торонто (Канада) и Цян Жа - адъюнкт-профессор на факультете образования Йоркского университета, Торонто (Канада) в статье «Политические институты и их роль в трансформации Китая», - от политехнических университетов требовалась концентрация на практических науках и предоставление научной и математической подготовки только на базовом уровне для обеспечения хороших технологических стандартов. К середине 1950-х гг. проблемы подобного подхода стали очевидными и Китайская академия наук предприняла беспрецедентный шаг, создав первый университет подобного рода в 1958 г. - Университет наук и технологий Китая. Его последующее влияние вызвало схожие направления реформ в других политехнических университетах. Результатом стало расширение учебных планов вместе с невиданными до этого возможностями для сотрудничества с хай-тек индустриями по всей стране политехнические учебные заведения заняли ведущие позиции в системе высшего образования Китая. Недавно состоятельный прибрежный город Шэньчжэнь решил вложить 10 млрд юаней (около 1,4 млрд долл.) для создания Южного университета наук и технологий для подъема местной экономики, вместо дополнительных вложений в уже существующий многопрофильный Шэньчжэнский университет .

Формальные и неформальные системы ТПО в Китайской Народной Республике.

В Китайской Народной Республике есть негосударственные поставщики профессионального образования в достаточном количестве. В основном они предлагают краткосрочные сертифицированные курсы и имеют автономию в принятии решений, что позволяет им быть более адаптированными к потребностям меняющегося рынка.

Негосударственных поставщиков ТПО можно разделить на две группы:

Некоммерческие организации при предприятиях, отраслевые, при социальных и профессиональных ассоциациях, профсоюзах и различных некоммерческих организациях;

Коммерческие организации, предлагающие краткосрочные сертифицированные курсы в рамках школьной программы. Эти организации зарегистрированы в налоговой инспекции и отделе по гражданским делам, ведение образовательной деятельности возможно после получения лицензии в отделе образования.

В соответствии с Законом о профессиональном образовании КНР предприятия должны обеспечить систематическое профессиональное образование и обучение своих работников и безработных лиц, которых они нанимают. Предприятие может создать профессионально-техническое училище или профессиональное учебное заведение либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с другим предприятием, а также может поручить существующим школам или профессионально-технических учебным заведениям обеспечение образования своих собственных работников или лиц, которых предполагается нанять на работу .

Профессиональное образование и подготовка в Гонконге реализуется на по-слесреднем уровне и обеспечивается следующими учреждениями, работающими под эгидой Совета профессиональной подготовки: Гонконгским институтом профессионального образования; Гонконгским проектным институтом; Школой

бизнеса и информационных систем; Молодежным колледжем; Учебным центром развития индустрии гостеприимства; Учебным институтом китайской кухни; Институтом профессионального образования и знаний.

Гонконгский институт профессионального образования предлагает курсы по прикладной науке, управлению бизнесом, детскому образованию и коммунальным услугам, строительству, дизайну, печати, пошиву одежды и электротехники и электронной техники, гостиничному сервису и туризму, информационным технологиям, производству и промышленному строительству.

Гонконгский проектный институт был основан в 2006 г. с целью объединения курсов, связанных с дизайном.

Школа бизнеса и информационных систем работает с 2001 г. по программам высшего образования и финансируется из средств, оплачиваемых студентами из обучения. С 2004-2005 учебного года Школа предлагает программы в рамках проекта Yi Jin (кит.), начатого Правительством, ориентированного на выпускников общеобразовательных школ и взрослых учащихся (от 21 года и старше). Проект направлен:

На обеспечение альтернативного пути для выпускников школ и взрослых учащихся в рамках непрерывного образования;

Обеспечение знаниями и навыками для работы и дальнейшей профессиональной языковой подготовки и применения информационных технологий в обучающихся;

Обеспечение непрерывного обучения;

Повышение качества и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Молодежный колледж был создан в 2004 г. Колледж принимает на обучение

выпускников средней общеобразовательной школы.

Кроме того, Совет профессиональной подготовки имеет в подчинении учебные и исследовательские центры, которые предлагают базовые навыки в рамках учебных программ и инновационных учебных курсов разного уровня для автомобильной промышленности, по электротехнике, электроники, газу, ювелирному мастерству, механике и металлообработке, морскому делу, печати, текстильной и сварочной промышленности .

Управление и финансирование ТПО в Китайской Народной Республике. Китайская Народная Республика является самой крупной по численности населения страной в мире. Поэтому развитие системы профессионального образования имеет критическое значение для конкурентоспособности страны и социальной стабильности. В этих условиях Правительство КНР несет ответственность по следующим трем направлениям: 1) развитие профессионального образования должно осуществляться в рамках программ по экономическому и социальному развитию страны ; 2) приоритетная поддержка ведущих профессиональных учебных заведений и центров подготовки, которые составляют основу системы и служат образцом для других; 3) осуществление общей координации общественной деятельности по организации профессиональных учебных заведений и центров подготовки на законодательной основе, макро регулирование этой деятельности» .

Основная ответственность за профессиональное образование и подготовку в Китайской Народной Республике лежит на Министерстве образования и Министерстве трудовых ресурсов и социального обеспечения. Министерство образования занимается профессионально-техническим образованием, а Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения уделяет больше внимания профессиональной подготовке, отвечает за разработку профессиональных стандартов навыков, оценку квалификаций и навыков, выдачи лицензий. На местном уровне соответствующие департаменты образования и ведомства трудовых ресурсов и социального обеспечения отвечают за текущее администрирование профессионального образования и подготовки, в том числе распределение бюджетных ассигнований и управление персоналом государственных учреждений ТПО.

Для того более эффективного взаимодействия между Министерством образования и Министерством трудовых ресурсов и социального обеспечения, а также другими министерствами, участвующих в ТПО, в 2004 г. был создан межведомственный механизм, направленный на координацию деятельности Министерства образования, Национальной комиссии развития реформ, Министерства финансов, Министерство труда и социальной безопасности, Министерства по кадрам, Министерства сельского хозяйства и Офиса по борьбе с бедностью.

Центральный институт профессионально-технического образования является национальным научно-исследовательским институтом ТПО Министерства образования. Он был создан в 1990 г. и занимается консультациями по вопросам политики в правительстве; профессиональными консультациями профессиональным учебным заведениям; профессиональными исследованиями в сфере образования; международным сотрудничеством и обменами.

Китайское общество профессионального образования и обучения было создано в 1990 г. и отвечает за разработку и техобслуживание сотрудничества между различными учреждениями ТПО в Китае и академическими организациями на национальном уровне.

Правительство играет ведущую роль в финансировании профессионального образования и подготовки и обеспечивает пособиями образовательные организации. Государственные учреждения ТПО финансируются за счет государственного бюджета, в то время как негосударственные провайдеры ТПО являются финансово независимыми. Согласно Закону о профессиональном образовании в Китае предприятие несет расходы по профессиональному образованию своих сотрудников и планированию по найму работников, а конкретные меры в соответствии с законодательством должны быть согласованы с курирующими департаментами при Государственном совете или региональными правительствами провинций, автономных районов или муниципалитетов.

Учреждениям ТПО разрешено взимать плату со студентов, получающих среднее или высшее образование, профессиональную подготовку. Стоимость обучения для несостоятельных граждан может быть уменьшена, как и для студентов с ограниченными возможностями. Некоторые студенты также могут быть освобождены от платы за обучение. Предприятия, учреждения, неправительственные организации и другие общественные организации, а также отдельные граждане

могут выделять финансовые средства или учреждать стипендии для поддержки ТПО. Все доходы, полученные учреждениями ТПО, используются в основном для развития.

Правительство Китайской Народной Республики профинансировало создание большого числа национальных лабораторий по ключевым направлениям экономики. В основном все лаборатории располагаются в непосредственной близости от ведущих политехнических университетов. К примеру, «китайская оптическая долина расположена поблизости кампуса Хуажонского университета наук и технологий. Янлинский хай-тек сельскохозяйственный демонстрационный район, поддерживаемый 19 национальными министерствами, расположен рядом с Северо-западным университетом сельского хозяйства, лесных наук и технологий, и Государственная синхронтонная радиационная лаборатория находится на кампусе ^ТС в Аньхой. Ни один из этих университетов не находится в ключевых городах, как Пекин или Шанхай. Тем не менее, правительство выбрало разместить некоторые из ключевых двигателей исследований для экономического развития поблизости, предоставляя обильное финансирование для исследований, благоприятные условия и возможности. Многие из этих университетов также активно вовлечены в консультирование некоторых из ведущих китайских транснациональных компаний, предоставляя значительный приток денежных средств из частного сектора» .

Совет по профессиональной подготовке в Гонконге был создан в 1982 г. Совет состоит из 18 членов неправительственных организаций, включая представителей образования, промышленности, торговли, услуг и труда и трех государственных представителей - уполномоченного по труду, генерального директора по торговле и промышленности, заместителя секретаря по вопросам образования. Советом руководит исполнительный директор, внутри Совета работа ведется четырьмя функциональными комитетами, 21 учебными комитетами и пятью общими комитетами.

Цель учебных комитетов - консультировать по рабочим кадрам и образовательным потребностям различных отраслей или коммерческих секторов и рекомендовать на лучшие практики для удовлетворения этих потребностей. Общие комитеты отвечают за конкретные направления подготовки, которые могут быть применены к более чем одной отрасли экономики. Этими областями являются ученичество и торговля, информационные технологии, управление и контроль, технологии обучения и профессиональная подготовка для людей с ограниченными возможностями.

В соответствии с постановлением Совета его средства и имущество включают:

Денежные средства, выделенные Законодательным советом для целей Совета;

Денежные средства, полученные Советом по грантам, займам, пожертвованиям, сборам, арендной плате или процентам;

Денежные средства, полученные от продажи любого имущества, принадлежащего Совету;

Имущество и активы, приобретенные Советом.

Обучение в учреждениях ТПО является платным. Но студенты могут получить кредит на обучение или финансовую помощь в соответствии с существующими схемами.

Преподаватели ТПО в Китайской Народной Республике. Создание базы подготовки педагогов профессиональных учреждений, финансируемой государством, впервые было обозначено в «Плане возрождения системы образования КНР в 21 века», принятом в 1999 г. Госсоветом КНР. Предполагалось открыть 50 центров подготовки педагогов при участии профильных технологических институтов и учебных заведений. В дальнейшем число центров увеличилось и они стали основой системы подготовки преподавательских кадров для профессиональных образовательных учреждений. По мнению китайских экспертов, «система проявила себя лучшим образом в деле содействия подготовки преподавательских кадров, сертификации, повышения ученой степени, став опорой и гарантией развития системы профессионального образования в Китае в новом веке» .

В настоящее время образовательные учреждения самостоятельно набирают преподавательский состав в соответствии с квотами, устанавливаемыми правительством ежегодно по количеству преподавателей. В Китайской Народной Республике действует система профессиональных званий для преподавателей:

Преподавательские должности в специализированных школах: доцент, преподаватель, ассистент, учитель;

Преподавательские должности в квалифицированных рабочих школах: старший преподаватель, преподаватель, доцент-лектор;

Практико-ориентированные преподаватели в квалифицированных рабочих школах и профессиональных средних школах: старший преподаватель-практик, преподаватель - практик первого, второго и третьего ранга.

Квалификационная система преподавателей сформулирована в законодательстве: даны названия, типы, сферы применения квалификации преподавателя, требования к различным видам преподавателей, квалификационные экзамены для преподавателей разных типов, подтверждение квалификации преподавателей и их права.

Существуют следующие типы учителей ТПО в зависимости от полученного образования:

Учителя младших средних школ/учителя общеобразовательных и специализированных курсов в начальных профессиональных школах являются выпускниками высших специальных нормальных школ или колледжей, обучавшихся в течение двух-трех лет;

Учителя старших средних школ/учителя общеобразовательных и специализированных курсов старших профессиональных училищ, техникумов и профессионально-технических вузов являются выпускниками нормальных колледжей, университетов;

Преподаватели, работающие в учреждениях различных уровней и видов образования для взрослых, являются выпускниками институтов высшего образования.

Подготовка учителей является обязанностью различных административных органов. Учебные заведения сотрудничают с организациями, ответственными за

исследования в области. Школы, где работают учителя, являются основными местами для подготовки учителей. Учителя учреждений ТПО обязаны провести один месяц на производстве в течение года или два месяца каждые два года. Во многих школах преподаватели работают неполный рабочий день, поскольку работают также время и на производстве.

Основная подготовка учителей в Гонконге осуществляется Гонконгским институтом образования. Институт предлагает широкий спектр программ, включая профессиональные и профессионально-технические программы.

Другие учреждения, осуществляющие подготовку педагогических кадров: Гонконгский баптистский университет, Китайский университет Гонконга и Университет Гонконга.

Консультативный комитет по педагогическому образованию и квалификации рекомендует:

Всем преподавателям участвовать в непрерывном профессиональном развитии, посвящая ему не менее 150 часов в течение трех лет;

Засчитывать и признавать время, затраченное на повышение квалификации.

Центр учителей Гонконга был создан в 1989 г. с целью продвижения непрерывного профессионального развитии среди учителей. Центр предоставляет учителям возможность обменяться передовыми практиками, участвовать в лекциях, семинарах и курсах, осваивать новые методы преподавания и знания в вопросах образования.

Квалификации и рамки квалификаций в Китайской Народной Республике. Система сертификации профессиональных квалификаций была введена в Китайской Народной Республике в 1993 г. Присвоение квалификации принимает форму национальной экспертизы, которая состоит из двух частей: экзамена на проверку знаний и оценки практических навыков. После успешного прохождения квалификационных испытаний выдается национальный профессиональный сертификат в соответствии с профессионально-технических стандартами квалификации или квалификационных требований, установленных правительством. Экспертиза проводится органами по оценкам, утвержденным правительством.

Сертификаты профессиональной квалификации имеют пять уровней:

Первичный сертификат работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 5);

Промежуточный сертификат работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 4);

Расширенное удостоверение работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 3);

Свидетельство техника (национальная профессиональная квалификация, уровень 2);

Удостоверение старшего техника (национальная профессиональная квалификация, уровень 1).

Сертификат является доказательством того, что обладатель имеет знания и навыки, необходимые для практической работы.

Настоящие и будущие реформы, проекты, вызовы в ТПО Китайской Народной Республики. В соответствии с исследованием ОЭСР (2010) системы профессио-

нального образования и подготовки в странах в настоящее время сталкиваются со следующими проблемами:

Недостаточно развитое сотрудничество между заведениями ТПО и работодателями по предоставлению обучения на рабочем месте, что является обязательным для каждого студента;

Отсутствие финансовых ресурсов. Государственные профессиональные учреждения зависят от финансовых ресурсов провинции, округа или района. Неравномерное экономическое развитие регионов Китая, школ в сельской местности и ограниченных в финансах провинциях в условиях ограниченных ресурсов и замедленного экономического роста;

Недостаточное планирование потребностей рынка труда и несбалансированность предложений и спроса на рынке труда.

В целях решения вышеперечисленных проблем предприняты ряд инициатив:

Государственный совет Китайской Народной Республики ввел меры, направленные на создание новых рабочих мест путем массового внедрения профессионального образования и подготовки в сельских районах;

Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения и Министерство финансов совместными усилиями занимаются распространением профессионального образования и подготовки среди уволенных сотрудников. Сельские граждане могут подать заявки на специальное финансирование для покрытия оплаты обучения;

Азиатский банк развития инициировал проект под названием «Техническое и профессиональное образование и демонстрационная подготовка». Проект направлен на улучшение качества и актуальности профессионального образования и подготовки в провинции Хунань путем улучшения институционального потенциала профессионального образования и подготовки, обучения инструкторов и разработки учебных программ;

Министерство финансов КНР финансировало проект под названием «Профессиональное образование: Лидерство - Программа обучения (2008-2013)». Цель проекта - поддержка национальной модели высшего профессиональных колледжей путем повышения роли высших профессиональных колледжей в Китае. В рамках проекта состоялось знакомство с лучшими мировыми практиками ТПО: 125 человек были отправлены в США, Германию и Австралию;

С 2008 года проходит ежегодный Симпозиум Китайско-Австралийского профессионального образования. Темами обсуждения являются: обмен и сотрудничество в рамках профессионального образования, взаимная аккредитация, обеспечение качества преподавания, академическая мобильность преподавателей и студентов.

ЛИТЕРАТУРА

Ли Ланьцин. Образование для 1,3 миллиарда. Пекин: Издательство преподавания и исследования иностранных языков, 2007. 612 с.

Рут Хейхо, Цян Жа. Политические институты и их роль в трансформации Китая // Международное образование. Астана: Независимое казахстанское агентство по обеспечению

качества в образовании, 2010. № 60. URL: http://ihe.nkaoko.kz/

Li Lan"cin. Obrazovanie dlja 1,3 milliarda. Pekin: Izdatel"stvo prepodavanija i issledovanija inostrannyh jazykov, 2007. 612 c.

Rut Hejho, Cjan Zha. Politicheskie instituty i ih rol" v transformacii Kitaja // Mezhdunarodnoe obrazovanie. Astana: Nezavisimoe kazahstanskoe agentstvo po obespecheniju kachestva v obrazovanii, 2010. № 60. URL: http://ihe.nkaoko.kz/

UNESCO-IBE (2011). World Data on Education: People"s Republic of China. VII Edition. 2010/11. Geneva: UNESCO-IBE.

Education Bureau of the Government of the Hong Kong Special Administrative Region (2012). Vocational Education. Hong Kong: The Government of the Hong Kong. URL: http://www.edb. gov.hk/mobile/en/edu-system/other-edu-training/vocational-other-edu-program/vocational. html

Kuczera M and Field S. (2010). Learning for Jobs. OECD Reviews of Vocational Education and Training. Options for China. Paris: OECD. promotion. Singapore: National University ofSingapore.

[ 6] Asian Development Bank (ADB). Technical and Vocational Education and Training Demonstration Project. Mandaluyong: ADB. URL: http://www.adb.org/projects/45511-001/main

DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION IN CHINA

London University College Gower Street, London WC1E 6BT, UK

The article is devoted to the development of China"s experience of the technical vocational education. System Technical and Professional Education is an important component of Chinese education, which in recent years received much attention due to its crucial influence on the labor market and train-of skilled labor to improve the efficiency of the Chinese economy. The special attention in article is paid to management and financing of system of professional education and preparation.

Key words: Technical and Vocational Education, lifelong learning, non-formal and informal learning, the national qualifications system.

В настоящее время образование в Китае является одним из приоритетных направлений. Сложно поверить в то, что в середине 20 века в стране было больше 80 процентов неграмотных людей.

Ступени образования

Система образования в Китае имеет три ступени. Дошкольное образование, как и в нашей стране, здесь представлено в виде детских садов. Их могут посещать малыши с трехлетнего возраста. Дошкольное образование в Китае рассчитано на три года.

Второй вариант рассчитан на шесть лет учебы в начальной школе, затем три года в неполной средней школе.

Последующее образования в Китае предназначено для подростков. После трехлетнего образования они смогут поступить в вуз, потом в аспирантуру.

Профессиональные училища

Такое образования в Китае представлено в двух разновидностях:

  • для подростков, которые окончили неполную среднюю школу оно рассчитано на 4 (или 3) года;
  • для выпускников средней школы, возраст которых составляет 22 года, предлагается двухлетний вариант.

Высшая школа

Высшее образование в Китае (бакалавриат) продолжается 4-5 лет. Чтобы стать профессиональным врачом, необходимо учиться не меньше 7-8 лет. В аспирантуре Китая готовят:

  • магистров (2-3-летний вариант);
  • докторов наук (3 года).

Магистры не должны быть старше 40 лет, а доктора - 45 лет.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования в Китае предполагает частные и государственные сады. Здесь малыши от трех до шести лет готовятся к школе, осваивают школьную программу. В одном дошкольном учреждении находится около 270 малышей, в каждой группе по 25-26 человек. Около пяти процентов малышей проводят здесь не только день, но и ночь, остальные после 18-00 вместе с родителями уходят домой. В каждой группе работает по два квалифицированных воспитателя и одному помощнику.

Среднее образование

Основа школьного образования в Китае рассчитана на девять лет, оно платное. Цель его состоит в обучении рабочего человека, а также его подготовке к последующему получению высшего образования. В начальной школе дети шесть лет обучаются китайской грамоте, получают базовые знания об обществе, природе. Особое внимание здесь отводится патриотическому воспитанию, а также физической культуре.

С третьего класса, кроме китайского языка, математики, физической культуры, музыки, этики, дети изучают иностранный язык. Особенности образования в Китае в том, что с четвертого класса ребята по две недели трудятся в мастерских и на ферме, одни раз в неделю занимаются общественной деятельностью.

В будни у детей по 6-7 уроков. В Китае жесткая дисциплина, поэтому школьникам запрещено пропускать больше 12 занятий без уважительной причины. У каждого класса есть свой учебный кабинет.

После окончания седьмого класса ребята сдают в Китае экзамены. Именно от тех результатов, которые они покажут, зависит последующая судьба школьников. В Китае также есть ЕГЭ, по его результатам лучшие ученики получают «счастливый билет» в высшее учебное заведение. Проходят выпускные экзамены в мае.

Чем еще характеризуется современное образование? Китай ввел определенные правила получения аттестата. Чтобы стать счастливым обладателем заветного документа, необходимо сдать экзамены по математике, физике, политологии, истории, химии, информатике, языкам.

Направленность ПТУ

Что можно сказать про это образование в Китае? Кратко отметим, что ПТУ в этой стране рассчитаны на подготовку специалистов сельского хозяйства, правовых наук, медицины. Кроме того, существуют и определенные учебные заведения технической направленности, занимающиеся подготовкой работников для сталелитейной, фармацевтической, топливной, текстильной промышленности. Среди престижных направлений, в Китае выделяют профессиональное сельскохозяйственное образование. Курс рассчитан всего на три года.

Для ребят, приехавших в Китай из других стран, предусматривается возможность получения образования в специальных школах-пансионатах частного вида. После завершения курса обучения, выпускник получает официальный диплом о среднем образовании.

Подобный документ чаще всего имеет двойной образец. Один на китайском языке, а второй на английском. Пансионаты принимают ребят с девятилетнего возраста. Подобные учебные заведения делают эту страну открытой для детей из любого государства, включая и Россию.

Единственную русскую школу в этой стране можно найти только в Инине. Она представляет собой начальный вариант образования, не располагает собственным общежитием. В связи с этим в ней могут обучаться только дети, которые проживают в Инине. Уроки в этом образовательном учреждении проводят на русском и китайском языках. В программе есть музыка, языковая грамота, физическая культура, математика.

Каникулярное время

У китайских детей два вида каникул. Летние каникулы продолжаются с середины июля по конец августа. Зимний отдых рассчитан на срок с января по середину февраля.

В отличие от нашей страны, на протяжении всего каникулярного времени, дети выполняют разнообразную домашнюю работу. Далеко не всех учеников родители отправляют за границу на две недели для прохождения стажировок по разным учебным дисциплинам.

Особенности высшего образования

В Поднебесной в настоящее время функционирует множество академий и государственных институтов. В некоторых высших учебных заведениях есть огромные студенческие городки. После завершения академии, практически все выпускники получают работу по распределению.

При желании получить китайский диплом о высшем образовании могут и иностранные граждане. Для этого необходимо перевести на китайский язык все документы об образовании, заверить их нотариально. Часть высших учебных заведений Поднебесной не требуют нотариальной заверки документов, довольствуются подписью на материалах проректора по международной работе, а также их заверкой гербовой печатью.

Процесс признания эквивалентными иностранных дипломов о высшем образовании (нострификация китайских и российских документов) осуществляется в автоматическом режиме. Этому способствует соглашение, которое было подписано в 1995 году. Согласно документу, граждане, которые получили образование в одной стране, имеют право на получение рабочего места по имеющейся специальности в другом государстве, где действует соглашение.

Если с той страной, в которой специалист получил диплом, не подписано соглашение, придется осуществлять легализация своих документов. Для этого в Китае созданы специальные экстерриториальные представительства государственной выдачи, кроме того, такую процедуру можно провести в Министерстве юстиции, МИДе.

Студенты из России могут получить в Поднебесной образование по 12 основным специальностям. В этой восточной стране к услугам россиян около пятисот вузов, обладающих правом принимать на обучение иностранных студентов.

Студенты из РФ могут изучать:

  • военное дело;
  • агрономию;
  • инженерию;
  • естественные науки;
  • историю;
  • менеджмент;
  • педагогику;
  • медицину;
  • философию;
  • юриспруденцию;
  • экономику;
  • математику.

Особой популярностью у иностранных студентов пользуется китайское юридическое образование. Обучение осуществляют на английском и китайском языке. Данные высшие учебные заведения имеют собственные центры языковой подготовки, которые предназначены для иностранных студентов. Чтобы стажироваться в таком центре, достаточно иметь минимальный уровень владения китайским языком.

За два года интенсивного образования, иностранные студенты в достаточной мере овладевают национальным языком Поднебесной, получают допуск к обучению выбранной дисциплин, связанных с понравившейся им специальностью.

Если студент демонстрирует отличный уровень подготовки по всем предметам, он получает право на дополнительную специальность. В этом случае в его дипломе указывают баллы по каждой специальности.

Заключение

В настоящее время в Китае функционирует продуманная, уровневая система образования. После завершения курса обучения в высшем учебном заведении, у молодых дипломированных специалистов есть возможность пройти дополнительное обучение в аспирантуре. Она имеет двухуровневый вариант.

На первой ступени можно получить степень магистра, имея завершенное бакалаврское образование.

В докторантуру в Китае принимают только тех студентов, которые успешно освоили курс магистратуры. Послевузовское образование предлагается как на платной, так и на бесплатной (грантовой) основе. Чтобы иностранный студент мог попасть в аспирантуру, он должен владеть китайским языком на 4 уровне специального квалификационного экзамена. В программу включены разнообразные профильные лекции, сдача экзаменов, подготовка диссертации, семинарские занятия. В Китае существует обязательная проверка защищаемой диссертации на плагиат. Процент уникальности не должен быть меньше 85, в противном случае защита будет запрещена.

Для того чтобы студент мог рассчитывать на получение в Поднебесной бесплатного образования, ему необходимо выиграть в одной из грантовых программ.

Главный результат проведенной в Китае реформы системы образования - доступность обучения для всего населения. Сегодня почти 99 % детей в Поднебесной посещают школьные занятия. До 1949 года для большинства образование было недоступным, а численность неграмотного населения достигала 80 %.

Дошкольное

Система дошкольного образования в Китае представлена государственными и частными заведениями. Правительство Китайской Народной Республики всячески поощряет развитие частных дошкольных организаций. Несмотря на наличие общей программы воспитания молодого поколения, существуют некоторые отличия в процессе обучения детей в государственных и частных детских садиках.

В государственных учреждениях учеба больше направлена на подготовку ребят к школе и приобщение к труду, а в частных основное внимание уделяется эстетическому и культурному развитию детей.

Каждый день начинается с поднятия национального флага, так как китайский народ гордится своей страной и стремится с раннего детства прививать подрастающему поколению любовь и уважение к родине.

Учебный день в китайских организациях дошкольного образования расписан практически по минутам. Свободное время в Китае приравнивается к безделью. Пристальное внимание уделяется вопросам личной гигиены и аккуратности. Воспитатели строго следят, чтобы дети мыли руки перед едой, а после завтрака и обеда в некоторых садах ребята сами убирают со столов. Детей активно приучают к труду. Они сами выращивают овощи, а потом учатся самостоятельно готовить из того, что вырастили.

Главное отличие китайского дошкольного образования - отсутствие стремления развить индивидуальность ребенка. Наоборот, воспитатели делают все возможное, чтобы не допустить у маленького человека и мысли, что он особенный.

Педагоги полностью контролируют поведение детей даже в процессе игр. Все подчиненно строжайшей дисциплине. Несмотря на критику такой практики другими странами, китайцы верят в ее эффективность, так как считают: то, что необходимо государству, нужно и детям.

В основном дошкольные учреждения работаю до шести вечера, но есть и такие, где ребенка можно оставить на ночь.

Школьное

Система школьного образования в Китае состоит из трех ступеней:

  • начальной;
  • средней;
  • старшей.

В младших классах ребенок проводит 6 лет, в средних и старших - по 3 года. Первые два этапа обязательны и бесплатны, за обучение на завершающем приходится платить.

Программа начальной школы включает в себя:

  • китайский язык;
  • математику;
  • историю;
  • природоведение;
  • географию;
  • музыку.

Иногда проводятся дополнительные лекции по морали и этике. В программу также входит производственная практика, во время которой дети трудятся в различных мастерских или на фермах.

В средней школе проводится углубленное изучение китайского языка, математики и иностранного языка (чаще всего английского). Дети осваивают точные науки, информатику, большое внимание уделяется политической грамотности.

Система образования в школах Китая предполагает огромную нагрузку, поэтому учебный день разделен на две части. В первой половине изучаются основные предметы, во второй - дополнительные. Почти все каникулы ученики проводят за выполнением объемного домашнего задания.

Дисциплина в школах очень строгая. Стоит пропустить двенадцать занятий без уважительной причины - и ученик отчисляется. Все экзамены проходят в форме тестов, а знания оцениваются по 100-балльной шкале. После окончания средней школы дальнейшее обучение необязательно. Но если у ребенка есть желание, а финансовые возможности родителей позволяют, то можно поступить в старшую школу.

Перед тем как продолжить образование, ученик должен выбрать направление обучения. В Китае существуют два типа старших школ:

  • академического профиля - в них проходит глубокое изучение наук и подготовка учащихся к вузам;
  • профессионально-технического - в которых растят кадры для работы на производстве.

Высшее

В Китае высшее образование доступно после окончания старшей школы. Правительство республики ежегодно выделяет довольно значительные средства на улучшение уровня обучения в вузах. В результате такой политики многие университеты КНР входят в число лучших на планете, а их дипломы признаются в 64 странах мира.

Система высшего образования в Китае включает в себя колледжи, профессиональные высшие школы и университеты.

Учебная программа колледжей бывает двух видов:

  • двухгодичная - подготовка специалистов среднего уровня, в конце курса студент получает свидетельство;
  • четырехгодичная - после обучения выдается диплом бакалавра.

Учебный год в китайских вузах разделен на два семестра - весенний и осенний. Зимние каникулы длятся с конца января по февраль, летние - 2 месяца (июль и август).

В большинстве своем университеты Китая, в отличие от известных вузов Европы и США, работают по довольно узким направленностям - по археологии, сельскому хозяйству, педагогике. В программах университетов, готовящих политиков и дипломатов, значительная часть времени отведена навыкам ораторского искусства и письма.

Для привлечения иностранных студентов обучение во всех вузах Поднебесной проходит на двух языках - китайском и английском. Желающим учиться на китайском предлагаются специальные дополнительные курсы.

По окончании университетов Китая можно получить диплом бакалавра, магистра или доктора наук.

Технологический и финансовый рост Китая хорошо известен далеко за пределами Поднебесной. Это вторая экономика мира после США и первая (!) по соотношению ВВП и покупательной способности. Причем если раньше основной объем китайского производства приходился на копии чужих продуктов и технологий, в последнее время это меняется. Все чаще появляются собственные разработки, среди них много оригинальных решений, а некоторые даже эксклюзивны. Практические результаты научно-исследовательской деятельности свидетельствуют о том, что образование в Китае уже достаточно хорошо отлажено по полному циклу обучения , от школ до НИИ и конструкторских бюро.

Соответственно, в мире растет интерес к китайскому образованию. В Китае уже учится более 300 тысяч студентов из 175 стран , и число желающих увеличивается. Их не останавливает даже требование выучить китайский язык, без которого большинство китайских вузов не могут принять абитуриентов. Строгие правила тоже не проблема.

Американской и западной молодежи непривычно соблюдать жесткое расписание , проходить учебный курс в точности по официальным учебникам, без возможности выбрать интересные для себя модули. Для русских студентов неприятным сюрпризом может стать дресскод , который действует в некоторых китайских вузах. Есть также проблемы с доступом к онлайн-ресурсам (например, Google, Facebook, Instagram, Viber и множество других ресурсов в Китае заблокированы).

Что же так сильно привлекает в китайском образовании, чтобы ради него терпеть лишения и неудобства? Прежде всего, сам Китай. Это огромная, очень интересная и красивая страна с историей на порядок древнее, чем у западной цивилизации. Обязанность выучить китайский язык является также преимуществом , которое пригодится в любой точке мира. Все торгуют с Китаем, и ценность специалиста, который может вести переговоры напрямую, заметно выше. Тем более, что разница в менталитете гораздо важнее, чем знание языка. Поэтому переводчик не сможет заменить человека, который жил в Поднебесной, понял местные нормы поведения, научился налаживать контакты с китайцами.

Кроме того, Китай последовательно инвестирует в университеты , и это заметно по их внешнему виду, техническому оснащению, преподавательскому составу. Все на высшем уровне. Огромные благоустроенные территории, современные здания, лаборатории, исследовательские центры, библиотеки. Большое внимание уделяется спорту. На территории кампусов, и вообще в китайских городах много стадионов, спортивных площадок, кортов, бассейнов, тренажерных залов, всевозможных фитнес-центров и специализированных секций. Студенты получают гармоничное развитие, что напоминает подход классических английских колледжей и университетов.

По сравнению с европейским или американским китайское высшее образование очень дешево . Это касается как оплаты самого обучения, так и проживания, питания, экскурсий на выходных и длинных каникулах. Китай по праву гордится своим транспортом. Скоростные поезда, современные аэропорты во всех ключевых городах, широкая сеть междугородних автобусных перевозок, суда, паромы - добраться куда-то очень легко, а студенты, к тому же, покупают билеты с существенной скидкой. Наконец, рядом страны ЮВА, Япония, Корея, Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Австралия. На планете не так много стран, которые настолько удобны в качестве базового лагеря для дальнего туризма.

Университеты Китая


Система образования Китая по классификации очень схожа с западной. Есть бакалавриат (4-5 лет), магистратура (2-3 года), докторантура. Также по некоторым специальностям есть постдипломные практики и стажировки. Различий по методологии с западными вузами все меньше, в том числе благодаря большому числу преподавателей, приглашенных из-за рубежа.

В Китае больше полутысячи вузов, доступных иностранным студентам. Многие из этих университетов входят в международные рейтинги. Кроме того, в Китае действуют собственные методы ранжирования - как на федеральном уровне, так и в пределах провинций. Обобщенно, лучшие Университеты в Китае можно представить таким списком:

  • Peking University (北京大学)
  • Tsinghua University (清华大学)
  • Wuhan University (武汉大学)
  • Zhejiang University (浙江大学)
  • Fudan University (复旦大学)
  • Xidian University (西安电子科技大学)
  • Huazhong University of Science and Technology (华中科技大学)
  • Shanghai Jiao Tong University (上海交通大学)
  • Harbin Institute of Technology (哈尔滨工业大学)
  • Central China Normal University (华中师范大学)
  • Hunan University (湖南大学)
  • Northwestern Polytechnical University (西北工业大学)
  • Tianjin University (天津大学)
  • Sun Yat-sen University (中山大学)
  • Beijing Institute of Technology (北京理工大学)
  • South China University of Technology (华南理工大学)
  • East China University of Science and Technology (华东理工大学)

Такие списки, конечно, помогают составить быстрое мнение об университетах. Однако, нужно учитывать прежде всего специализацию. Как правило, вузы в Китае специализируется на одной из 12 специальностей: агрономия, военное дело, естественные науки, инженерия, история, математика, медицина, менеджмент, педагогика, философия, экономика или юриспруденция. Это позволяет максимально сосредоточиться на изучении главного по каждому учебному курсу. Выбирая вуз, лучше смотреть не общие рейтинги, а более узкие, по заведениям похожего профиля.

Требования к знанию языков при поступлении в китайский университет


Крайне важным является хорошее знание китайского языка. Обычное требование большинства вузов - не менее HSK-3, то есть чуть ниже среднего по шкале до 6 баллов, где высшая отметка означает абсолютно свободное владение. Важное уточнение: академические требования к языкам всегда строже, чем в среднем по стране. Так, HSK-6 требует знание более 5000 иероглифов. Коренные китайцы, получившие образование в Китае, в среднем знают около 3000 иероглифов.

Однако, HSK-3 гораздо проще. В него входит изучение всего 600 иероглифов. Их реально выучить за год или даже быстрее, если заниматься настойчиво. Есть большое количество курсов HSK, которые помогают подготовиться к сдаче экзамена, делают тестовые проверки и практически гарантируют результат. Такое обучение можно пройти и за пределами Китая, но жизнь с полным погружением в языковую среду дает неоспоримое преимущество.

Знание других языков не критично для поступления, и это можно считать косвенным преимуществом для русских абитуриентов. Хотя в китайских вузах есть программы, преподавание по которым ведется на английском, но это редкость. Полностью обучаться на английском и получить китайский диплом практически невозможно, разве что в частных колледжах по крайне ограниченному списку специальностей, и гораздо дороже, чем в среднем по стране.

Тем не менее, знание английского может пригодиться, потому что учебные материалы в Поднебесной часто содержат дублирующие пояснения на английском языке. Это сильно ускоряет понимание для иностранных студентов. Китайский язык по этой же причине учить проще, если уже знаешь английский.

Стоимость обучения в китайских университетах

По соотношению цена/качество высшее образование в Китае однозначно относится к одному из самых выгодных в мире. Стоимость года обучения - всего от $2,5 до $3 тысяч. Нужно уточнять заранее, входят ли в эти суммы затраты на получение студенческой визы и оплата проживания. Как правило, нет, и даже учебники нужно приобретать за свой счет отдельно. Однако, если сравнивать с ценами на обучение в западных странах по аналогичным специальностям, разница достаточно большая, чтобы остались деньги на решение всех открытых вопросов.

Обычно вузы настаивают на том, чтобы первый год обучения был оплачен полностью, и только со второго курса можно претендовать на стипендии или подавать заявки на гранты. Это делается для проверки фактической успеваемости и усердия, которое в Китае высоко ценится. Шансы на оплату обучения государством для иностранных студентов невысоки. Это возможно, но потребует действительно выдающихся достижений. И сравнивать будут в том числе с азиатскими студентами, которые очень настойчивы в учебе. Для многих конкурентов по грантам китайский родной, либо они учат его много лет и знают очень хорошо. Словом, лучше рассчитывать на свои силы и готовить деньги на оплату полного курса обучения.

Подработка для иностранцев, проживающих в Китае по студенческим визам, строго запрещена. Сама процедура получения визы связана с подписанием обязательства не работать на территории страны - иначе визу могут аннулировать. Однако, несмотря на такое строгое начало, многие иностранцы нарушают это правило. Китайцы сами предлагают много разных способов заработать. Обычно это просьбы помочь с изучением английского языка, реже участие в модельном бизнесе или «работа белым лицом» для представительских целей на совещаниях, в кафе, спортивных клубах.

Как поступить в университет в Китае

Формальных требований к поступающим в китайские вузы не так много:

  • Знание китайского языка на уровне HSK-3 (минимум 180 баллов)
  • Документы о полученном ранее образовании (заверенные переводы)

Кроме того, во многих китайских вузах действуют ограничения по возрасту:

  • Абитуриенты, поступающие на бакалавриат, должны быть от 18 до 25 лет
  • Поступление в магистратуру - для тех, кто моложе 40 лет

Разумеется, будущий студент должен отвечать требованиям иммиграционной службы Китая. Это означает отсутствие судимостей (справку, впрочем, требуют редко), наличие медицинской страховки (аналогично, документ нужно предъявлять не всегда), определенная сумма денег на счету (могут проверить). Если специальность творческая, может также понадобиться презентация или личный проект, портфолио, рекомендации.

Все нюансы нужно обсуждать после выбора конкретного учебного заведения, потому что несмотря на общие правила для всех вузов Китая, в разных провинциях есть корректирующие уточнения и дополнения.