Дифференциация ч и щ конспект занятия. Конспект занятия по дифференциации звуков щ и сь план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ»

Цель

выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

2.Объявление темы и целей занятия

Посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой)

Какой звук издаёт кузнечик? (Ч-Ч-Ч)

Какой звук слышим, когда подметаем листья? (Щ-Щ-Щ) Молодцы!

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

И мы отправляемся, в путешествие на волшебном поезде, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Горка

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [ щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

На расческу Щ похожа.

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

От каких букв надо отличать Щ? (от Ш и Ц)

Обведите по контуру букву щ

Правильно, выложите букву Щ из счётных палочек.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь

6.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите на пассажира, который вместе с нами отправится в путешествие! Кто это? (кощей бессмертный)

Он зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопнте в ладоши, а если звук щ то топните

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: ( АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра что «возьмем в дорогу»

Ребята посмотрите на нашего второго пассажира! Кто это? (щелкунчик )

Давайте вместе с вами поможем ему сложит вещи слова со звуком Ч мы сложим в чемодан, а слова со звуком щ в ящик(картинки очки, щетка, мяч, часы, чайник, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи, а теперь давай с вами определим определение места звука в слове, и соединим их со схемой

.( слова

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

9.Упражнения на словоизменение Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

Ребята нам встретился следующий пассажир кто мне скажет, как его зовут? (Чиполино )

- Он хочет с нами поиграть в игру хитрые звуки

Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».

полоскать –

10.Работа на уровне слова

Чиполино, принес нам карточки , На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. но давай с вами вспомним правило, как мы пище мча-ща и чу-щу?

__ука

Енок

Удо

__ётка

Еснок

Улок

Ека

Егол

Еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята посмотрите, какое еще задание для нас приготовил чиполлино? Он принес нам карточки на которых записаны словосочетания в которых он допустил ошибки, давайте вместе с вами поможем ему исправить ошибки?

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер , мощный луч, горящие щи , птичье чебетанье, учёный ченок , щистое помещение , молощная пища, овочная начинка , чудесное угощение)

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

12.обогащение словарного запаса по теме «профессии»

Скажите мне как зовут нашего следующего пассажира)

Если вы сейчас выполните следующее задание, то мы вы узнаете кем же мечтает быть Дюймовочка

Я буду вам называть, а навозете мне проффесию но так чтобы появился звук ч или щ

Учит-учитель

Стреляет из пулемета –пулеметчик

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –крановщик

Дрессирует животных –дресировщик

Играет на скрипке –скрипач

Играет на барабане –барабанщик

13.Работа на уровне предложения

Пока вы отвечали на вопросы дюймовочка рассыпала слова, давай поможем ей собрать из этих слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Скрипач играет на скрипке.

Продавщица продает овощи.

Врач лечит детей.

Крановщик работает на кране.

Пограничник охраняет границу.

Часовщик чинит часы.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Аннотация: Занятие учит детей дифференцировать согласные звуки [Щ] — [С`] в слогах и словах. Расширять словарный запас. Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Данное занятие предназначено для детей с нарушениями речи 2- 3 класса.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах».

Тема: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах».

  • уточнение артикуляции звуков [Щ] — [С`]

Коррекционно-образовательные:

  • учить дифференцировать согласные звуки [Щ] — [С`] с опорой на артикуляцию.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • развитие речевого дыхания;
  • расширение словарного запаса.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение помогать друг другу.

Оборудование: зеркала, бумажные листья, предметные картинки, карточки с заданием.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Садитесь

Какое сейчас время года? (осень)

Ребята, а какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сейчас какой месяц? (ноябрь)

Число? (15)

Молодцы!

Чтобы начать наше занятие, произнесите цепочку слов:

щенок, сетка, щит, щавель, сюрприз, щи, сила.

Ребята, что вы заметили в эти словах?

Какие звуки чаще всего встречались в словах?

Правильно, звуки [Щ] — [С`].

II. Основная часть

Сегодня, мы более подробно узнаем о данных звуках и научимся различать их в слогах и словах.

1.​ Характеристика звуков [Щ] — [С`].

Работа перед зеркалом (у каждого на парте)

Буква Щ дает нам какой звук? ([Щ])

А буква С? ([С]-[С`])

Но мы с вами остановимся на звуке [С`]

При произношении звука [Щ] какое положение принимает язычок? (вверх)

А при звуке [С`]? (↓- вниз)

Какое положение принимают губы при звуке [Щ]? (О – округлые)

А при звуке [С`]? (в улыбке)

Какой звук [Щ] по глухости и звонкости? (глухой)

А при звуке [С`]? (глухой)

Ребята, а по мягкости и твердости какой звук [Щ]? (всегда мягкий)

А звук [С`]? (мягкий)

Отлично!

2.​ Развитие фонематического слуха

Я буду произносить цепочку звуков, если вы услышите звук [Щ] — хлопните один раз, а звук [С`]- хлопните два раза.

Щ, С, Ц, К, Ш, Щ, Сь, Зь, Ж, Ч, Сь, Щ и т.д.

Подними одну руку, если услышите слог со звуком [Щ] и две руки со звуком [С`]

Ща, ша, щи, зи, са, си, се, цо и т.д.

Молодцы!

3.​ Дыхательные упражнения

1)​ Вдох через нос, выдох через рот

2)​ «Листопад» глубокий вдох носом, выдох через рот дуем на листок, лежащий на ладони.

4.​ Игра «Найди звуки»

Я буду показывать вам картинки, а вы должны выбрать, те картинки в которых есть звуки [Щ] — [С`]

Распределите в два столбика

Щенок Сеть
Щука Сережка
Плащ Месяц
Роща Лось

Запись в тетрадь

5.​ Физминутка



Яма! Все перепрыгнули, никто не попал?
Пошли дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Лес! Деревья гнутся, ветки шуршат!
Дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
А тут море! Зашумело море, волны, волны побежали!
Хорошо! Пошли дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Стоп! Потянули ручки вверх!
Хорошо! Дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Встретили солнышко! Машем, машем ручками!

6.​ Работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы Щ-Сь

…етка На…екомое

…авель За…итник

Ово… …епотка,

…ердце Ло…ь

Ли…ята При…епка

Запись в тетрадь

III. Итог занятия

С какими звуками мы сегодня работали?

Никитина Н.В., учитель-логопед ГБОУ Гимназии № 1554 г. Москвы.

    • выработать четкую дифференциацию звуков [ Ч] –[ Щ] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;
    • научить соотносить их с буквами Ч и Щ;
    • совершенствовать физический и фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
    • расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;
    • работать над развитием грамматических форм речи.

    Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, магнитофон, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.

    Ход занятия

      1. Орг. момент.
      2. Сядет тот, кто исправит предложение:

        Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

      3. Работа над ВПФ:

    О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

    О каких перелетных птицах мы говорили на прошлых занятиях? Давайте вспомним их (показ картинок; образец в приложении 1). Дети отгадывают птиц по половинкам изображений.

    (они говорят, беседуют и т. п.)

    Что бы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

    Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

    1. Введение в тему.
    • Вы потренировали язычок, теперь попробуем повторить четко чистоговорки:

    а) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

    Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

    Щ )

    б) Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

    Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

    Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч )

    Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)

    1. Изучение темы.
    1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ч] и [щ]. Запись характеристики звуков на доске.
    • Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ч] (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком [щ]
    • Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их.

    В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков:

    Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий

    Щ долгий, щелевой

    1. Задание на развитие фонематического слуха и четкую артикуляцию:

    “ Слушай, не зевай, громко повторяй!”

    Ща-ща-ча – наша каша горяча.

    Щу-чу-щу – я грибы ищу.

    Чу-щу-чу – колесо качу.

    Ча-ща-ча – пишу с буквой А.

    Ча-ча-ща - поймаю я леща.

    Чу-щу-чу – пишу с буквой У.

    3) Развитие фонемного восприятия. “Внимательные ушки”.

    • Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.

    Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.

    Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой, а [щ] – чертой

    Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.

    Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)

    4) Развитие фонемного анализа:

    Игра “Шифровщики”.

    Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов (приложение 2)

    Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.

    • Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?
    1. Динамическая пауза.
    2. Игра с перекидыванием мяча.
  • – Измените слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?

    1. Работа с буквами.

    а) Догадайтесь, о какой букве идет речь?

    На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

    Правильно, это буква Щ.

    Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ (приложение 3)

    От каких букв надо отличать Щ ? (от Ш и Ц )

    б) Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.

    Обведите по контуру только буквы Щ . (Дети, наложив на карточку кальку, обводят букву Щ).

    • Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)

    в) А теперь о какой букве стихотворение?

    Да! Вы правильно решили:

    Букву пишем, как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.

      • Молодцы! Это буква Ч.

    На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки (приложение 4).

    От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч ? (от У )

    г) Обведите по контуру только буквы Ч. (Дается аналогичная работа на кальке).

    1. Работа на уровне слова.

    а) - Откройте тетради, запишите число 20.03.

    • Отгадайте, кто так голос подает? (включается запись). Дети называют – ГРАЧ.
    • Грач принес нам задание (к картинке с изображением грача прикреплен конверт с заданием и набором демонстрационных карточек):

    На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. Запишите из слов в тетради только эти буквы через запятую. Первая буква – заглавная. (Логопед демонстрирует по одной карточке).

    Карточки:

    Сколько получилось букв Щ и Ч? Напишите на полях. (5 и 5)

    б) Кто это кричит (запись)? - КУКУШКА. Задание от кукушки:

    Прочитайте слова в карточке, вставьте “убежавшие” буквы Ч или Щ.

    Карточка:

    1. Работа на уровне предложения.

    а) Включается запись с пением соловья. Дети вспоминают, кто это поет (СОЛОВЕЙ ).

    • Соловей принес нам задание:
    • Послушайте предложения, ПОДУМАЙТЕ, что неверно, повторите правильно.

    Предложения:

    Овощи чистят мальчика.

    Плащ надевает девочку.

    Удочка попалась на леща.

    Комната освещает свечу.

    В птенчиках пищит гнездо.

    За сверчком пищит печка.

    б) Вспомните, как мы пишем ЧУ-ЩУ? (через У) и ЧА-ЩА? (через А)

    Исправьте ошибки в оформлении предложения и запишите его. На доске запись:

    в чаще щебечутщеглы

    • Кто покажет, как правильно оформить предложение? (Один учащийся, комментируя, исправляет запись на доске.).

    В чаще щебечут щеглы .

    Проверьте правильность написания в тетради, четко проговаривая все слова.

    Подчеркните орфограммы на чу, щу и ча, ща.

    VIII. Итоги.

    С какими звуками работали? Что нового узнали? Чему научились?

    Какое задание больше всех понравилось?

    Вспомните и назовите по 2 слова со звуками [ч] и [щ].

    Конспект логопедического занятия

    Авраменко И.Н., учитель-логопед

    Тема: Дифференциация ч-щ.

    Цели:

    Образовательные : Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ в устной и письменной речи. Развитие навыков фонематического анализа слов со звуками [ч], [щ]. Расширять словарный запас. Совершенствование навыков словообразования.

    Коррекционные: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, общей моторики, пространственной ориентировки.

    Воспитательные: Воспитание умения работать в коллективе, уважения друг к другу, взаимопомощи, самостоятельности, аккуратности на письме.

    Оборудование: Зеркала, предметные картинки, буквы, слоговая таблица, карточки, цветные карандаши, мяч.

    Ход занятия:

    Сядет тот, кто составит предложение и назовет в нем количество слов.

    2. Введение в тему занятия.

    Мы ходим ночью, ходим днем,

    Но никуда мы не уйдем.

    Мы бъем исправно каждый час,

    А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

    Назовите первый звук в слове «часы».

    Этот зверь, увидев кошку,

    Громко лает у окошка.

    Вечно крутится у ног

    Рыжий в пятнышках (Щенок)

    Назовите первый звук в слове «щенок».

    3. Сообщение темы занятия.

    Как вы, наверное, догадались, сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [ч], [щ] и буквы Ч-Щ.

    Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

    4. Сравнение артикуляции звуков [ч], [щ].

    Характеристика звуков: [ч] – согласный, глухой, мягкий.

    [щ] – согласный, глухой, мягкий.

    5. Соотнесение звука и буквы.

    Какой буквой на письме обозначается звук [ч], [щ]?

    6. Работа по карточкам.

    а) - Подумайте, сколько здесь букв Ч и Щ:

    б)- Подчеркните букву Ч в ряду букв:

    Подчеркните букву Щ в ряду букв:

    7. Игра «Кто самый внимательный?» (Буквы)

    Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки [ч], [щ], поднимите соответствующую букву: печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

    8. Дифференциация в слогах.

    а) Игра «Эхо». Игра с мячом.

    Повтори слоги:

    ча - ща, ща - ча, ча - ща -ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча,

    чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.

    б) Слоговая таблица.

    9. Дифференциация в словах.

    Работа по карточкам.

    а) Подчеркните картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркните картинки, в названии которых слышится звук Щ.

    10. Прочитай слова с буквой Ч, затем с буквой Щ:

    Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, лучик, ущелье, дочка, защита.

    11. Физ. пауза.

    Глазодвигательные упражнения.

    Посмотреть на потолок, на пол, вдаль (в окно), на пальцы руки.

    12. Дифференциация Ч-Щ на письме.

    а)Вставить букву Ч зеленым цветом, Щ - синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

    Ука, ...ашка, ...ай, ...едрый, ...ужой, ...емодан, ...ерепаха, пло...адь, па...ка, бор..., колю...ка, бо...ка, ...авель, ве...ь, ...асы, клю..., мя...ик, за...еркнуть, ...ипцы, свер...ок, ово...и, кула...ок, тре...ать.

    б)Прочитайте слова. Запишите в три столбика: слова с буквой Ч, с буквой Щ, с буквами Ч и Щ в одном слове. Ч пишите зеленым цветом, Щ - синим.

    Час, щавель, щука, чисто, клещи, чаща, щелчок, щечка, щеточка, дощечка, ящичек, щенок, вращать, чище, часовщик, щекочущий, голенище, угощение.

    13. Дифференциация в предложениях.

    Подчеркнуть букву Ч зеленым цветом, Щ - синим.

    Мальчики взяли удочки и пошли на речку. С ними был щенок Черныш. Дорога шла через рощу. В чаще они увидели ящерицу. Ящерица быстро исчезла в щели между веточек. Черныш помчался за ней и пытался вытащить ее. Но у него ничего не получилось.

    14. Итог занятия.

    Какие звуки и буквы мы сравнивали сегодня на занятии?

    Дифференциация Щ-Сь

    • Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
      Послушай загадку.

      - Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
      - Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
      «Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
      Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
      С и Щ
    • Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
    • Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
      Измени слово так, что бы в нем звук
      С заменил звук Щ
    • Отгадайте загадку:


    Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).


    Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.

    Картинка

    Физкультурная пауза.

    ЩА – ЩА – ЩА

    (3 хлопка,

    Коля ходит без плаща

    шаги на месте)

    СИ-СИ-СИ

    (3 хлопка,

    Ты скорее унеси

    руки в стороны)

    ЩИ – ЩИ – ЩИ

    (3 хлопка,

    Щиплем щавель мы на щи

    присесть, встать)

    СОК – СОК – СОК

    (3 хлопка,

    Тянем свой носок

    руки на пояс, поднимать ноги)

    Закрепление звука [Щ] чистоговорки:

    АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

    ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

    УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

    ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

    ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

    ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

    ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.

    ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

    Скороговорки

    Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

    Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

    Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.

    Игра «Большущие слова». Доскажи словечко

    У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.

    У птички глаза, у дракона – глазиЩи.

    У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.

    В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.

    Если большие, значит – зубиЩи.

    Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.

    А динозавр здоровуЩим хвостиЩем

    ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.

    Выучить стихотворение со звуком [Щ].

    Помощник Щен

    ПомоЩь требуется Жучке:

    У ЩИПЦОВ сломались ручки.

    В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.

    Жучка иЩет в роЩе сына.

    У собаки сын – ЩЕНОК.

    ТаЩит ЩЕПОК он мешок:

    От жары рассохся дом,

    ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.

    Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,

    Починил все в доме веЩи,

    Для борЩа почистил овоЩи…

    «Ну, какое ты сокровиЩе!-

    Не нахвалится им Жучка. -

    Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.

    Ведь за помоЩь, без сомнения,

    Ты достоин угоЩения!»

    Работа с перфокартами
    - давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).

    Точильщик точит ножи.
    Часовщик чинит часы.
    Чистильщик чистит обувь.
    Дрессировщик дрессирует зверей.
    Продавщица продаёт овощи.
    Стекольщик вставляет стекло.
    Скрипач играет на скрипке.


    - У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
    - Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).