Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков –. Подгрупповое логопедическое занятие дифференциация с - ш Серия занятий по дифференциации звуков с ш

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Заходит ребёнок, здоровается!

Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка ”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
- Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

К нам сегодня пришёл ещё один гость - это кукла.

Она сказала, что зовут её Фафа.

Ты слышала когда – либо такое имя?

А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

Поможем ей в этом?

Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

И вот первое задание.

Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

Как зовут нашу гостью? (Саша).

Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху).Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог - селим на первый этаж, если два слога - на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй - ка”.Игра с мяом.

Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, - ой, - ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, - ой, - ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

Необходимо выложить схему имени – Саша.

Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

Назови звуки пропущенные в словах?

А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] - [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Тема: «Дифференциация [С] - [Ш] в словах, предложениях» Рассказ по серии картин

«Разбитая чашка».

Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнение артикуляции звуков [С] --- [Ш];

Закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш];

Совершенствование грамматического стоя речи, формирование навыка

словоизменения и словообразования;

Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательно, излагая

события.

Коррекционно-развивающие :

- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового

анализа слов;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;

- улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

Коррекционно-воспитательные :

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания

помогать другим

Планируемые результаты: дети различают звуки [С] - [Ш] в слогах, словах и

предложениях. Могут использовать речь для выражения своих мыслей и построения

речевого высказывания в ситуации общения, проявляют шпщиагиву и самостоятшносгь в

общении, активно взаимодействуют оо сверсгншсами и взрослыми, участвуют в совместных

играх.

Оборудование : проектор, компьютер, презентация, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1. Приветствие. «Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте вспомним

правила, которые помогут нам на занятии!»

Проговаривание хором:

Я спокоен всегда, говорю всегца красиво, смело и неторопливо! (і ‹ „‚ "Ёж!

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, a

выдохните через ротик все обиды, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

Логопед : А теперь, посмотрите, кго пришёл к нам B гости?

Это девочка, она говорит, что её зовут Фафа. Фафа тоже хочет с вами заниматься.

Девочка не умеет красиво говорить, потому что не может произносить некоторые звуки.

Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

- Как зовут нашу гостью? Саша.

Значит какие звуки девочка не выговаривает? (Ответы детей).

С и Ш.

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Вы сегодня делали утреннюю зарядку?

-Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет

На детишек быть похожим

-Угадай гласные по артикуляции и пропой их.

Иголочка, Лопатка, Чашечка, Орешек, Лошадка, Грибок, Гармошка.

II. Сообщение темы занятия.

Сейчас мы c вами отправимся в путешествие в страну Логландию. Посмотрите на каком транспорте мы поедем?

Мы поедем на автобусе. Ho прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли

И шины туго накачали: с - с -- с.

Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим

И на деревья глядим.

Тихо дует ветерок,

Он нам с вами говорит: ш-ш-ш.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед Произнесите звук С.

Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Звук С - согласный, твёрдый, глухой

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху) Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш - согласный, твёрдый, глухой.

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино».

Повторяйте за мной.

со-шо--со ша-са-ша

ус-уш-ус аш-ос-уш

Са-са-са ~ вот коса.

Шу-шу-шу - Мише я пишу.

Иш-ис-ыш - беги сюда малыш

Шу-шу-су -- сушки Саше я несу.

4. Дифференциация звуков С - Ш в словах.

называть сначала слоги, а затем слова, если вы услышите звук [с] - поднимите карточку

со стрелкой, которая показывает вниз. Если услышите звук [ш] - поднимите карточку со

стрелкой, которая показывает вверх».

Слоги: ша, ca , ус, ш y , co , a ш.

Слова: лиса, мешок, бусы, нос, мышь, усы, уши, груша.

Дети выполняют задание.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где

есть звук Ш. Исправьте Сашу.

са -- ша сы - ши сма - шма

со - шо ста _ шта сла - шла

су - my cna ~- Inna

сутки -шутки

миска _- мишка

каска _ кашка

касса - каша

маска - Машка

плюс - плюш

6. Физкультминутка. (Видео)

7. Звуковой анализ слова Саша.

Остановка «Схемкино».

Саша: А что это за остановка?

Мы можем выложить схемой твоё имя.

А как это?

Сейчас увидишь. Дети, составьте схему слова «Саша».

- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.

Какой первый звук в слоге СА? Второй?

Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

Какие звуки во втором слоге?

Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их. Покажите согласные. Назовите их.

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка « Угадай-ка» ?

- Угадайте, каким словом нужно закончить предложение. Вам помогут картинки.

шут сук мыш-ка мас-ка

Клоун ~- это.. Кошка съела бедную..

У сосны большой… . Снегурочка подарила Маше… .

Сравнение их буквенного состава

Для чего нужна кашка? - каска? Кому нужна каска?

каш-ка кас-ка

Малыш ест вкусную. У солдата большая.

КА. КА К А _ КА

Скажите, где нарисована каска справа или слева?

Закрыть слова между картинками, а также подписи под ними.

Какой звук _- [ш] или [с] - есть в слове КАШКА? Где находится этот звук: в начале, в

конце или в середине слова?

Назови все звуки по порядку в слове КАШКА, КАСКА.

Какую букву нужно написать вместо кружка? (См. подписи под картинками.)

Прочитай слово КАШКА, КАСКА. (слова между картинками), скажите какая картинка

к нему подходит. Справа или слева. Прочитай оба слова.

- Прочитайте первый слог.

Какие буквы одинаковые, какие разные в первых слогах?

Что можно сказать о вторых слогах.

Вывод: Все буквы в словах одинаковые, кроме букв С и Ш.

Логопед Мы изменили одну букву в слове, и поручилось новое слово.

9. Чтение слов с пропущенными буквами.

А сейчас! Доставай карандаши - букву нужную пиши.

- У вас на столах лежат листочки со словами. Саша-шутница, стёрла буквы в словах.

Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.

Апка …анки...утки

Ипы...ина...ова

ква... …уба...ода

насо. .. шила. .. …умка

Прочитайте слова с буквой С (Ш).

10. Произнесение скороговорок.

Остановка «Скороговоркино».

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша шапкой шишку сшиб.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Ha голове -- каска, a в миске -- кашки

Молодцы, вы научили Сашу правильно говорить звуки С и Ш и тоже может сказать

скороговорку: Саша шустро сушит сушки.

- Дети, повторите скороговорку.

11. Составление рассказа по серии картин «Разбитая чашка».

Логопед: Ребята - Саше задали задание составить рассказ по картинкам, но у неё ничего

не получается и она просит помощи у вас.

(Логопед выставляет карточки на наборное полотно не по порядку.)

Логопед: Внимательно посмотрите на картинки. Связанны ли они общим содержанием?

Дети: Да

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Логопед: Давайте расставим картинки правильно, подумайте, какая картинка должна

быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой, шестой. Молодцы,

ребята. Давайте мальчику дадим имя, a собаке кличку. Мальчика назовем Мишей, a

собаку Тузиком.

(От наборного полотна переходим к интерактивной доске, на которой появляется первая

картинка)

Первая картинка

Беседа по картинкам:

Логопед: Что изображено на первой картинке

Деги: собака лежит на коврике, мальчик уронил чашку

Логопед: Какое выражение лица у мальчика?

Дети: Испуганное

Логопед: Почему испугался мальчик?

Дети: Мама будет ругаться

Появляется вторая картинка

Логопед: Что случилось с чашкой

Дети: Чашка разбилась

Логопед: Что спросила мама?

Дети: Кто разбил чашку

Логопед: Что ответил мальчик?

Дети: Чашку разбила собака

Логопед: Хорошо ли поступил мальчик?

Дети: Плохо, он обманул маму

Появляется третья картинка

Логопед: Что сделала мама?

Дети: Мама выгнала собаку на улицу

Появляется четвертая картинка

Логопед: Какое время года?

Дети: Зима

Логопед: Что делает собака?

Дети: Просится в дом

Логопед: Почему?

Дети: На улице холодно

Появляется пятая картинка

Логопед: Что делает собака?

Дети: Сидит под окном

Логопед: Какое у нее настроение?

Дети: Грустное

Логопед: Что делает мальчик?

Дети: Сидит у окна и смотрит на собаку

Логопед: Какое настроение у мальчика?

Дети: Грустное, ему стало жалко собаку

Появляется шестая картинка

Логопед: Что сделал мальчик?

Дети: Признался во всем маме

Логопед: Что теперь можно сказать о его поступке?

дети: Он поступил хорошо, потому что во всем признался.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами все вместе попробуем составить весь рассказ.

Совместный рассказ:

«Тузик лежал на коврике. Миша нес чашку, нечаянно уронил ее и она разбилась. Он очень

испугался, что мама будет ругать. Когда мама пришла в комнату и спросила, кто разбил

чашку Миша струсил и обвинил Тузика Маме ничего не оставалось делать, как прогнать

Тузика на улицу. Была зима. Тузику было холодно на улице, он просилоя, чтобы его

пустили в дом. Грустный Тузик сидел под окном на снегу и не понимал, за что его

прогнали. Миша смотрел в окно на Тузика и ему стало жалко, и стыдно за свой поступок.

Ведь так не поступают со своим друзьями. Миша пришел к маме и честно признался, что

это он разбил чашку и Тузик не виноват. Мама очень обрадовалась этому и простила его»

Логопед: Вы молодцы, составили интересный рассказ.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов. С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с

вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные

звуки. Кто приходил к нам в гости? Вы научили Сашу красиво говорить, помогли

составить рассказ.

2. Релаксация.

«Волшебный сон» - Дети сидят в позе покоя. Логопед предлагает им закрыть глаза,

объясняет правила игры «Волшебный сон». С закрытыми глазами вы внимательно

слушаете и про себя повторяете мои слова. Шептать не надо. Нельзя закрывать глаза и

двигаться, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон»

закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Реснички опускаются. ..

Глазки закрываются. ..

Мы спокойно отдыхаем. . .(два раза)

Сном волшебным засыпаем. ‚.

Дышится легко. . .ровно. . ‚глубоко

Наши руки отдыхают. ..

Ноги тоже отдыхают.. .

Отдыхают. . ‚засыпают. . ‚(два раза)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на. ..

Губы чуть приоткрываются. ..

Всё чудесно расслабляется. (два раза)

(Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали. ..

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем. ..

Потянуться! Улыбнуться! ..

Всем открытьглазаи встать!

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциаци HYPERLINK "https ://www .google .ru /search ?newwindow =1&biw =1366&bih =691&q =%D 0%B 4%D 0%B 8%D 1%84%D 1%84%D 0%B 5%D 1%80%D 0%B 5%D 0%BD %D 1%86%D 0%B 8%D 0%B 0%D 1%86%D 0%B 8%D 1%8F +%D 1%81-%D 1%88&spell =1&sa =X &ei =3Es -VO 3lE -XPygPox 4HAAw &ved =0CBgQvwUoAA "и звуков [с] – [ш]

Тема: звуков [с] – [ш]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.

    Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.

    Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.

    Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.

    Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].

Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.

    Воспитывать культуру поведения на занятии.

    Формирование начальных учебных навыков.

Оборудование:

    Сюжетная картинка; изображения со звуками [с] – [ш]; изображения главных героев; массажный шар.

Ход занятия

п/п

Этап занятия

Содержание

Орг. момент

Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие.

Артикуляционная гимнастика

Лопатка

(Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает )

Качели

(На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, А потом лечу я вниз )

Вкусное варенье

(Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.)

Чашечка

(Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка)

Маляр

(Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад -

Наш маляр работе рад .)

Почистим за верхними зубками

(Чищу зубы, Чищу зубы

И снаружи, И внутри.

Не болели, Не темнели,

Не желтели чтоб они.)

Пальчиковая гимнастика

Вот держи, массажный шарик. Сейчас мы с ним поиграем.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу

Раз, два, три, четыре, пять-

Нам пора и отдыхать!

Самомассаж биологически активных зон

Ты же знаешь, что весной все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж?

«Чтоб горло не болело, мы его погладим смело,
(поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз )

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа )

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком »

(приложить ко лбу ладони « козырьком » и растирать его движениями в стороны-вместе )

«Вилку » пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону )

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга) »

Объявление темы занятия

Сегодня, к нам в гости придут два мальчика, а зовут их Свистун и Шептун.

Ты знаешь этих мальчиков? Давай с ними познакомимся, хорошо?

Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции

Смотри, кто к нам идет. Это же Свистун. У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с)
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х)

Тук-тук-тук, кто стучит в дверь? Заглянул к нам, мальчик Шептун.
Ах, смотри, кто же у него на руках? Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш)

Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.


Мы должны с тобой накормить друзей, ведь они пришли к нам в гости!
Но вот задача, Свистун кушает только ту еду, в которой есть звук
«С », а Шептун, любит еду, в которой звук «Ш »

Давай, сначала накормим Свистуна! Язык вниз: СА-СА-СА
Сахар, масло, колбаса. Какой звук часто повторяется?
Теперь, будем кормить Шептуна! Язык вверх: ША-ША-ША

Шашлык, каша и лапша. Какой звук часто повторяется?

Накормили, наших гостей! Мальчики довольные и сытые!

Развитие фонематического слуха

Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С » ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш », ты должен топнуть ногой.

(уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)

Молодец, ты нашел Свистуна и Шептуна!

Физминутка

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Работа на уровне слога

Свистун очень понравилось, как ты хлопал в ладошки, что он даже запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:

Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.

Какие разные у нас получились песенки!

Работа на уровне слова

Посмотри вокруг!

Шептун и Свистун, разбросали свои вещи, и они перепутались. Давай поможем разделить их. Вещи Свистуна начинаются на звук «С », а Шептуна, на звук «Ш »

Работа на уровне словосочетания

Наши друзья большие выдумщики.
Они нарисовали несколько картин. Знаешь, что на них изображено?
Большая собака, какой еще бывает собака? (маленькая, злая, добрая)

Смелая мышка, какой еще бывает мышка? (трусливая, серая)

Смешной мишка, каким бывает мишка? (большим, добрым)

Синяя крышка, какой бывает крышка? (красная, желтая, маленькая)

Работа на уровне предложения

Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.

Давай посмотрим, картинку, которую нарисовали девочки!
Назови, кого ты видишь на картинке.
Мальчика зовут Саша, а собаку-Шарик.
Что увидела собака и куда побежала? (увидела цветок и побежала к нему)

Кто вылетел из цветка? (оса)
Что сделала оса? (укусила в нос)

СА-СА-СА-укусила в нос оса!

Какой ты молодец!
Вот и пришло время, говорить «до свидания » нашим друзьям Свистуну и Шептуну. Им пора домой.

Итог занятия

Оценивание

Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном?

Им тоже с тобой понравилось!
Ты сегодня молодец!

Домашнее задание

Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга

План-конспект индивидуального занятия

Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Составитель: учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС

Степанова Елена Ивановна

Санкт-Петербург, 2013

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Оборудование : Мяч, настольная игра логопедическое лото-мозаика «Мишка в берлоге», символы звуков, слогов.

Ход занятия.

Логопед: Представь себе, что мы сейчас в лесу. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок, зашелестели листья: ШШШ-пошевелить пальчиками.

Подул холодный ветерок:ССС-покачиваться и махать руками.

Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки- расслабиться.

Вспомним, как шумели листочки? ШШШ

Как подул холодный ветер? ССС

Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш. (уточнение артикуляции звуков, нахождение сходства и различия)

Давай поиграем. Я буду называть предметы, а ты будешь произносить соответствующий звук.

Свисток__________ССС

Сердитый гусь____ ШШШ

Насос____________ССС

Шум леса_________ШШШ

Свист ветра_______ ССС

Змея шипит_______ ШШШ

А теперь добавь слог СА или ША, чтобы получилось слово. Назови его. (игра с мячом)

Афи… ли…. ка… о…

Добавь слог СЫ или ШИ камы… бу…. мы… фоку….

Четко повтори: Язык кверху - ша-ша-ша- Маша моет малыша
Язык книзу - са-са-са- укуксила в нос оса

Язык кверху - ши-ши-ши- Миша с Машей малыши

Язык книзу - сы-сы-сы- у осы усы, усы

Язык кверху - шу-шу-шу- шубу новую ношу

Язык книзу - су-су-су- видел я в лесу лису

Физминутка

Игра: Прогулка на велосипеде.

Логопед : Мы поедем кататься на велосипеде.

Проверим хорошо ли надуты шины. Слабо. Давай накачаем шины насосом.

Ребенок : сссссссссссссс- имитация работы насосом.

Логопед : Поехали (имитация езды на велосипеде) Наехали на шишку. Лопнула шина.

Ребенок : шшшшшшшшшш

Логопед : Заклеим шину и еще раз накачаем шины.

Повторение игры.

Развитие фонематических представлений, произношение звуков С, Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Игра . Логопедическое лото-мозаика. «Мишутка в берлоге.»

Игровое поле, карточки 6 штук: шапка, мышка, карандаш, собака, лиса, автобус.

Карточки в волшебном мешочке. Ребенок достает по одной карточке, называет предмет и определяет какой звук(С или Ш) слышит и его место в слове, подбирает слово-признак предмета. Ребенок проговаривает: « Я достал из волшебного мешочка ШАПКУ. Слышу звук Ш в начале слова. Это шерстяная шапка». Достает все картинки и выкладывает их на стол.

Логопед загадывает загадки, ребенок отгадывает их, с каждым словом составляет предложение (при затруднении логопед помогает вопросом) и кладет карточку на соответствующее место на игровом поле, проговаривая: « Я кладу шапку на шапку.»

На игровом поле собирается сюжетная картина «Мишутка в берлоге».

  1. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу- соскочу, привечу.

2. Я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.

3. На дворе сидит, дом сторожит. Кто к хозяину идет, она знать дает.

4. Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берет и опять бежит вперед.

5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет.

  1. Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки.

Логопед : Вспомни слова-отгадки, не переворачивая карточек, и назови их.

А теперь найди на составленной сюжетной картине слова со звуком С, затем со звуком Ш.

Ответь на мои вопросы: Что Мишутка будет делать зимой?

В какое время года проснется Мишутка?

Из чего Мишутка ест кашу?

Сравнение слов: МИШКА,МИСКА.

Назови звуки слова МИШКА по порядку. Сколько звуков в слове? На каком месте звук Ш? Назови гласные. Сколько слогов? Почему 2 слога? Составление схемы слова. (так же сделать анализ слова МИСКА)

Чем отличаются эти слова?

Мишка хочет с тобой поиграть. Игра «4 лишний».

Найди лишнее слово: шапка, сок, шар, шалун;

Сын, сом, шкаф, сад;

Итог занятия :

Логопед : Ты меня сегодня порадовал своими ответами! Жаль, что занятие закончилось! Мне было приятно работать с тобой!

Логопед отмечает удачи ребенка, узнает у него, что ему понравилось, какое задание было самым трудным.


Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

План занятия:

I. Организационный момент

    Приветствие

II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Объявление темы урока

    Тренировочные упражнения

III. Подведение итогов занятия

IV. Домашнее задание

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Деятельность ребенка

Оборудование

I. Орг.момент

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Здоровается, определяет звуки Ш, С.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

    «Улыбочка»,

    «Заборчик»,

    «Блинчик» счет до 5/ остудили,

    «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

    «Чашечка» (счет до 10),

    «Вкусное варенье» (5 раз),

    «Маляр» (5 раз),

    «Лошадка»

Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

Ребенок делает дыхательную гимнастику.

Объявление темы занятия.

Сегодня будем различать звуки С и Ш.

Ребенок дает утвердительный ответ.

Анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

    Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

Произнеси звук [с]

«Песенку змеи» - ШШШ.

Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

Ребенок слушает, произносит звуки.

Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

Ребенок называет и прописывает звуки.

Зеркало, тетрадь, ручка

Дифференциация С-Ш в слогах

1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

2. Теперь читаем слоги по

таблице слева направо:

3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ты отлично справилась!

Ребенок повторяет.

Ребенок читает.

Ребенок повторяет.

Таблица со слогами

Дифференциация С-Ш в словах

4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

Ты очень внимательная! Умница!

5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

Карточка №1

КАШКА-КАСКА;

МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

КРЫСА – КРЫША;

СУТКИ – ШУТКИ;

УСЫ – УШИ;

БАСНЯ- БАШНЯ.

6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Воспроизведи этот

ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Отлично справилась!

8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

Хорошо получилось!

9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

Кто поднимает штангу? (штангист)

Кто играет в шахматы? (шахматист)

А кто играет в хоккей? (хоккеист)

Кто водит поезда? (машинист)

А кто водит такси? (таксист)

Кто играет на пианино? (пианист)

Кто играет на гитаре? (гитарист).

Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

10. Рифмовки-путаницы:

Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

Ребенок поднимает/опускает руки.

Ребенок объясняет смысл слов.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

Ребенок отвечает.

Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

Карточка с заданием

Карточка с заданием, тетрадь, ручка

Карточка с заданием

Предметные картинки

Дифференциация С-Ш в предложениях

11.Измени словосочетания по образцу:

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Ты все правильно подобрала!

13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

У тебя получились замечательные полные предложения!

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Карточки с заданиями

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня различали?

Повторим правило.

Что вам понравилось на занятии?

Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

Язык кверху…шш.

Язык книзу…ссс.

Ребенок отвечает.

Ребенок оценивает себя.

IV. Домашнее задание

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Таблица со слогами

Карточка №1

КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.