Конспект логопедического занятия "буква и звук с". Конспект фронтального занятия “Звук С” Произношение звука С в слогах

Данная разработка будет полезна учителям-логопедам, дефектологам,воспитателям.

Полушина Елена Алексеевна –логопед

ЧДОУ ясли -сад «Еркем-ай»

г Петропавловск Казахстан

Конспект подгруппового логопедического занятия

Буква и звук Сс. Звуковой анализ слова «свинья».

Цель: учить детей выполнять звуковой анализ слова, познакомить с буквой Сс, учить детей различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги; развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Мотивационно-побудительный.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Организационно-поисковый.

Ребята, вы хотите узнать, кто пришёл к нам на занятие?

Тогда отгадайте загадку:

Вместо хвостика-крючок, вместо носа - пяточек.

Пяточёк дырявый, а крючок вертлявый.(Свинья)

Что вы знаете о свиньях?

Ребята,свинья это не только домашнее животное, но ещё и слово. Из чего состоят слова? А что обозначают буквы? А какие звуки бывают. Вспомним правила. Что можно составить из звуков? А из каких звуков состоит слово «свинья», давайте узнаем. Начертим схему слова. Сколько звуков живёт в этом слове? Надо произнести слово так, чтобы услышать каждый звук. Произносим, выделяем каждый звук. В слове «свинья» сколько звуков, обозначаем это в схеме. Какой первый звук? Произносим, выделяем первый звук. Дадим характеристику звуку «с». Какой это звук? Почему он согласный? Как мы его произносим твёрдо или мягко? Какой фишкой обозначим? Почему? Какой второй звук? Повторяем правило. Произносим слово, выделяем второй звук. Назовите второй звук. Дайте характеристику этому звуку. Почему этот звук согласный? Какой фишкой обозначим? Почему? Какой третий звук?Произносим слово, выделяем третий звук. Назовите третий звук. Дайте характеристику этому звуку. Почему этот звук гласный? Какой фишкой обозначим? Почему? Какой четвёртый звук?Какой это звук? Почему он согласный? Как мы его произносим твёрдо или мягко? Какой фишкой обозначим? Произносим слово, выделяем пятый звук. Назовите пятый звук. Остальные звуки обозначтне самостоятельно.?Сколько слогов в слове Делим при помощи ладошек. Молодцы.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим …

Раз, два! - выше голова,

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Продолжаем занятие

Какой первый звук в слове «свинья»? А есть ли у него братец? Назовите его.

А звуки мы можем увидеть? Что нам поможет? Какой буквой мы обозначим эти звуки?

На что похожа буква С?

Научимся писать букву Сс.

А сейчас обозначим все звуки нашего слова «свинья» буквами. Какой звук обозначает мягкий знак

Давайте проверим каой это звук звонкий или глухой?

Придумайте уменьшительно – ласкательные слова к слову «свинья».

Составим и запишем предложения с нашим словом

И гра с мячом « Догадайся и назови ».

Пыль сосет – пылесос, листья падают – листопад, сам катит – самокат,

сам летит – самолёт, сам варит – самовар, снег падает – снегопад.

Рефлексивно-корр и гирующий .

Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось на занятии?

Вы молодцы, хорошо поработали на занятии.

Список использованной литературы:

1.Лопухина И.С. Звуки, буквы, слова. – Спб.: «Корона принт», 2004

2.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Институт практической психологии», 1997

Автоматизация звука [с]

Автор: Гребенщикова Ольга Анатольевна, учитель - логопед
Место работы: КОУ ВО «Бобровская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах и словах".

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи: 1. образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А 5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с], флажок, сюжетные картинки для автоматизации звука [с] и лексико – грамматической работы, мнемотаблица для характеристики звуков, синквейн на тему «Звуки», электронное приложение:
1. артикуляция звука [с];
2. физкультминутка « В пучине морской»;
3. звуко – слоговой анализ.
Ход занятия

I. Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили от¬крыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте... какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).
II. Артикуляционная гимнастика.
(стихотворение читает учитель - логопед, ребёнку показывается символ «Язычка»)
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель - логопед)

1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
«Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

«Лягушка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем,
И нисколько не устанем.

2. Попрощался Язычок с Лягушкой, решил поработать в саду лопатой.
Описание упражнения «Лопата»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

«Лопата» (стихотворение читает учитель - логопед):
Язык «лопаткой» положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять!

3. Устал Язычок, решил отдохнуть, и ты положи свой язычок на нижнюю губу и
подуй на него:
Описание упражнения «Ветерок»: подуть на слегка высунутый широкий язык, следить за тем, чтобы язык не был зажат зубами (под счёт до пяти, десяти).

4. От ветерка стало холодно Язычку, и решил он размяться, поиграть в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель - логопед):
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.

5. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка»: открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

«Горка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Сани, сани едут сами
Через горы и леса,
Едут сани – чудеса.

6. Вот и вечер наступил, пора чистить зубы и ложится спать. Давай поможем Язычку
почистить зубки.
Описание упражнения «Чистим нижние зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз).

«Чистим нижние зубки» (стихотворение читает логопед):

Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.

III. Работа по теме занятия.

1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
(уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему про¬читать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в ниж¬ние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про¬износит звук [с].)
Правильно, получилась песенка насоса - с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. (уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].

3. Характеристика звука с использованием мнемотаблицы.
С каким звуком мы сегодня работаем? Произнеси его и расскажи нам всё о звуке [с] с помощью таблицы. (учитель – логопед использует мнемотаблицу).

4. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
5. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5.1 Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кри¬чит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
Нам пора отдохнуть и выполнить физкультминутку.
(Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых говорится в стихотворении).
Вот пора нам отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Покачаться, покружиться.
И присядем столько раз,
сколько пальчиков у нас,
А подпрыгнем - десять раз.
Наклониться, распремиться,
Потянуться, улыбнуться,
И опять начать трудиться.

5.2 Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных, которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с] . (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.

5.3 Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
(следи за произношением звука [с]).

5.4 Коррекция нарушений чтения.
Прибежал заяц из соседнего леса и предложил поиграть с ним в теннис. А что такое теннис? (объяснить значение слова «теннис») Давай поиграем вместе с ними, прочитаем слоги и проведём по спортивным дорожкам теннисным мячиком. (следи за произношением звука [с]).

Физминутка для глаз (Работа за компьютером, электронное приложение 1).
У нас в конверте есть ещё диск. Пойдём, посмотрим, что нам предложили гости.
5.5 Звуко - слоговой анализ. (Работа за компьютером, электронное приложение 2).
IV. Подведение итогов
(с использованием дидактического синквейна, ответы вывешиваются на доску.).
1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Продолжи мою фразу: буквы мы видим и пишем, а звуки …
3. Охарактеризуй звук [с].
4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
5. Во что складываются звуки?
Ответы.
1. Звук [с].
2. Слышим и произносим.
3. Согласный, глухой, твёрдый.
4. Чтобы красиво говорить.
5. Слова. (Звуки складываются в слова).
V. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Все задания закончились, но в конверте остались «Гора знаний» и «Озеро сил». С помощью них оцени себя, как ты работал на занятии? Покажи Язычку на какую высоту ты поднялся на «Горе знаний».
А силы у тебя ещё остались? Покажи это с помощью «Озера сил».
Спасибо за занятие!

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок"

комбинированного вида"

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, речевое дыхание;

Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Ход занятия

1.Организационный момент

Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Энергичная болтунья,

Догадалась, кто это? »

Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

«Улыбка»

Наш Дениска - озорник

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

«Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе -

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс

Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

6. Игра «Скажи ласково»

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

7. Игра «Что с чем?»

Лиса с хвостом

Лестница со ступеньками

Сом с усами

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Образование притяжательных прилагательных.

Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

Сок из слив? - сливовый

Сок из ананасов? - ананасовый

Сок из абрикосов? - абрикосовый

Сок из смородины? - смородиновый.

10. Физкультминутка.

Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Полоса- полосы

Колбаса-

Оса-

Касса-

Салют-

Сахар-

Сундук-

Сова-

Сад-

13. Развитие мелкой моторики.

Послушай стихотворение про сову и выучи наизус

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

(Ребенок собирает).

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Огонёк» п. г. т.Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект фронтального логопедического занятия

Звуки [С] - [С‘]”

Учитель-логопед:

Миннегалиева Г.А.

Тема: Звуки [с] и [с"].

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

Учить детей различать звуки [с] и [с"];

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;

2. Коррекционно-развивающие:

развитие фонематического слуха;

зрительной, слуховой памяти и внимания;

развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, картинка Незнайки цветные фишки для звукового анализа, корзина и ваза,домик.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Логопед - Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

Самая болтливая птица (сорока).

Ночная птица (сова).

Усатая рыба (сом)

Что видим, когда спим (сон)

Цвет моря (синий)

Логопед - Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с"]).

Логопед - Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с"] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

II. Основная часть

Игра «Гости»

Логопед - Посмотрите, к нам кажется,кто-то пришёл в гости. Кто это?

Дети: Незнайка

Логопед - Незнайке 6 лет, он осенью тоже пойдет в школу. Но он не умеет правильно произносить звуки С и СЬ. Научим его правильно произносить звуки?

Логопед -Давайте берите зеркала и все вместе произносим звук С и звук СЬ.

Логопед - Дима, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, обозначаем синий фишкой)

Логопед - Азат дай характеристику звуку [с"]. (Звук [с"]- согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленой фишкой)

Логопед -Найдите и покажите значок звука С и звука СЬ.

Игра «Светофор»

Логопед - Сейчас я буду называть слова со звуками [С] - [С‘], а вы если услышите звук С поднимите синий звуковой сигнал, звук СЬ– зелёный звуковой сигнал.

Слон, сумка, гусь, персик, сок.

Игра «Угостим гостя».

Логопед - Наш гость проголодался.Незнайка очень любит кушать только те овощи и фрукты, в названиях которых есть звук [С] или [СЬ]

Надо овощи со звуками[С] [С‘] разложить в корзину, а фрукты со звуками[С] [С‘] в вазу.

Гость наш теперь сыт.

Произношение звуков [с] в чистоговорках. Словотворчество детей.

Логопед - Захотелось Незнайке посмеяться вместе с нами. И придумал он чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса:

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

На столах у детей картинки. Ребенок называет картинку и определяет позицию звуков в словах.

Физкультминутка «Незнайка»

Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за парту сел тихонько.

Игра «Чей домик?»

Логопед -Незнайка не знает кто где живет? Давайте ему поможем. Покажем кто где живет.

Сом в пруду, собаке в будке, девочка Сима в доме и мальчик Саша тоже в доме.

Логопед- Ребята, давайте сделаем звуковую схему слов и научим Незнайку.

Звуковой анализ слов.Сом,Сима.

Логопед – Незнайка не знает букву С, давайте покажем ему букву С.Выкладываем букву из цветочков.

Логопед: Незнайке о чень понравилось гостить у нас вы помогли ему получить знания,н о ему пора собираться в дорогу.

Скажем Незнайке: «До свидания! До новых встреч!»

Подведение итога занятия.

Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?

Какие это звуки? (Звуки [С] - [С‘] согласные, глухие, могут быть твёрдыми и мягкими)

Молодцы! Все хорошо занимались.

Список детей

Асылбаев Владислав

Александров Александр

Галявов Алмаз

Беляндин Азат

Бикмуллина Самира

Боженкова Самира

Вдовин Илья

Кудряшов Дима

Зиннатуллина Айсылу

Степанова Ангелина

Тема: Звук «С».

Цели:

- Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «с».

Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.

Продолжать учить произносить звук «с» в прямых слогах.

Упражнять в определении наличия звука в слогах.

Закрепить названия основных и оттеночных цветов.

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование:

Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схемы артикуляции звука «с»; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.

1. Организационный момент.

Логопед . Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай те узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого- нибудь?

2. Открываем конверт . Но что это?! В нём ещё конверт, синего цвета! А в этом конверте какие-то картинки. Что же они означают? Посмотрите-ка, язычок ваш обрадовался. Давайте сделаем гимнастику для язычка и посмотрим что будет дальше(дети выполняют упражнения).

3. Тут ещё один конверт . Какого он цвета? (Жёлтого) . Откроем его. В нём схема. Нужно попытаться эту схему прочитать. Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубы, приподними язычок горкой и спусти ветерок. Что же получилось? (ребенок выполняет действия и произносит звук «с».

4. Вынимай следующий конверт . Какого он цвета? (Оранжевого) . Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давайте попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет нам звук «с». Итак, я читаю слово, а вы в конце произносите звук «с». Логопед проговаривает слово без последнего звука).

5. Что бы звук больше не терялся, поймайте его и крепко сожмите в кулачке. Слушайте внимательно. Как только услышите звук «с», сожмите крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, фу, зу, фо, со, шо. Какой звук мы сейчас ловили?

6. Логопед . Достань из большого конверта красный конверт. Что в нём лежит? (Фотография .) На фото Соня пускает пузыри. Я хочу вас научить пускать пузыри.Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су.)

7. А это какой конверт? (Голубой. ) Посмотрите, здесь какие-то половинки. Давайте попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а вы мне поможете. Вот первая половинка: бу. Кладите вторую половинку и договаривайте слово: сы. Теперь соберём следующую картинку: о-са, ли-са, ве-сы, коле-со, ко-са, ча-сы.

8. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетовый. ) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давайте их рассмотрим (комод, стакан, ягодка, яблоко, ножницы, конфета, замок, и тд.) Найдите среди этих предметов только железные, красные, острые, деревянные, съедобные, хрупкие.)

9. У нас остался последний конверт розового цвета, а в нём шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нужно произнести волшебные слова: са-са, су-су, со-со, са-са, сы-сы, сэ-сэ, сы-сы, сэ-сэ, су-су. Ребёнок повторяет за логопедом пары слогов.

10. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам эти задания?

Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит ор с Пьеро, с Мальвиной.

Кто же это? (Буратино. ) Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне изображён Буратино.

11. Итог занятия. Логопед: Оказывается, Буратино решил проверить, справитесь ли вы с его заданиями. Но у вас был замечательный помощник-звук, который вы так красиво произносили. Какой это звук? «с».