Современные проблемы науки и образования. Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации Актуальные проблемы реализации проекта профессионального стандарта педагога

Долгалева А.В., директор МБОУ СОШ №144, г.Новосибирск

«Профессиональный стандарт педагога – риски и выгоды»

«Стандарт» - это образец, эталон, модель, принимаемая за исходную, для сопоставления с ней других подобных объектов. Основными понятиями профессионального стандарта «Педагог» являются:

1. Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

2. Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе (так педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ).

3. Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщённой трудовой функции (так является педагогическая деятельность по реализации программ начального школьного образования).

4. Трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (так является разработка и реализация учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы).

У меня вызывает противоречивые чувства.

С одной стороны, это хорошая попытка привести в систему требования к современному педагогу с учетом развития науки, техники, увеличивающегося потока информации. В связи с этим, педагог должен обладать ИКТ-компетентностью. С другой, оценивать по нему учителя, успешно проработавшего 20 лет, на мой взгляд, не совсем правильно. У каждого из нас был любимый учитель. Хочется спросить: был ли он «стандартным»?

Стандарт он очень «бездушен» в нём имеет место: должен «уметь», «владеть», «обеспечивать» и т.д. и ни одного слова «любить». Хороший учитель, как считал В.А. Сухомлинский, - прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. И с классиком педагогики я согласна полностью.

Работа по внедрению стандарта должна начинаться, прежде всего, со студентами в педагогических колледжах и вузах. Стандарт можно рассматривать как идеал, к которому каждый учитель, связавший себя с этой сложной профессией по призванию, должен стремиться, но главным качеством для работы в школе должна оставаться любовь к детям.

Я понимаю, что перед школой стоит задача - создать для наших учителей условия такие, чтобы соответствие стандарту стало внутренней потребность каждого.

Но можно выделить ряд рисков введения ПСП:

1) Отсутствие объективной осведомленности педагогов о стандарте, широкое обсуждение документа-формальность.

2) Отсутствие комплекса организационных условий для организации внедрения ПСП.

3) Несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям стандарта, недостаточный уровень освоения и применения современных образовательных технологий.

4) Психологическое неприятие стандарта, скрытый (явный) саботаж продвижения профессионального стандарта частью сотрудников (средний возраст 48 лет), не включенность образовательной организации в реальный инновационный процесс.

5) Отсутствие системы критериев оценки деятельности педагога. Проблемные вопросы: Что должно оцениваться? Как? А судьи кто?

6) Опасность использование администрацией – давление на педагогов для обеспечения продвижения профессионального стандарта.

7) Стандарт содержит громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу педагога, обременяющие его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми.

Есть и то, что считается выгодным при введении ПСП:

1. ПСП разработан на смену устаревшим документам, регламентирующим деятельность педагога, и призван дать новый импульс в его профессиональном развитии. Должен обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. ПСП должен соответствовать международным нормам и регламентам.

2. Важным является и учет условий, в которых педагог осуществляет свою профессиональную деятельность (сельская школа, город, инклюзивная школа и т.д.).

3.Новым является наполнение профессионального стандарта педагога новыми компетенциями.

4. ПСП выдвигает требования к личностным качествам педагога.

5. ПСП должен обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

6. Особое внимание в ПСП уделяется ИКТ-компетенции современного педагога, которая должна оцениваться экспертами и фиксироваться в информационной среде.

7. Немаловажная роль в оценке труда педагога отводится потребителям образовательной услуги – родителям.

8. Номенклатуру специальностей, но необходимо бы разграничить полномочия учителя-предметника и педагога-воспитателя.

9. Компетенции педагога в ПСП перечислены довольно полно.

В целом я считаю, что если ПСП действительно станет в будущем средством отбора педагогических кадров в учреждения образования, - лишь единицы смогут соответствовать всем его требованиям. Не секрет, что сегодня инновации внедряются с большим трудом. Чаще организаторы встречаются с равнодушием, нежеланием учиться, меняться, работать по-новому. Возникает два пути: либо не соблюдать стандарт, либо увольнять большую массу учителей. Многое из того, что прописано в стандарте наши учителя делали, делают и будут делать, чему-то им еще предстоит научиться.

Но я думаю, что введение стандарта будет осложнено недостаточными материальными и техническими возможностями школы.

В последнем материале «Появление в жизни россиян профессиональных стандартов – благо или зло» мы рассказали нашим читателям о том, чем грозит введение в действие профессиональных стандартов, которые, согласно внесенным в Трудовой кодекс Российской Федерации поправкам, вступают в силу с 1 июля 2016 года.

Сегодня мы решили продолжить тему и поговорить о конкретных профстандартах педагога (в соответствии с направленностью нашего издания). Хотя следует сразу оговориться, что именно эти требования не вступят в силу в этом году. Знаменательно, что их введение откладывается уже не первый раз. Напомним, что в декабре 2013 года вышел приказ Минтруда, определяющий профессиональный стандарт педагогов по предметным специальностям, что означало автоматическое вступление документа в силу. Однако событие было перенесено сначала на сентябрь 2014-го, потом на январь 2015-го, потом на январь 2017-го. А в конце прошлого года министр образования и науки Дмитрий Ливанов прямо заявил, что «профессиональный стандарт педагога пока апробируется» и не исключил, что «эта дата будет отодвинута и на более длительный срок».

Так что же не так с этими педагогическими стандартами? Ведь их разработчики прописали, что каждый российский учитель должен стать специалистом широкого профиля, не только хорошо знающим свой предмет, но и умеющим работать с различного рода детьми: одаренными и имеющими проблемы в развитии; с ограниченными возможностями и с девиантным поведением; с социально запущенными и с не знающими русского языка (для которых он не является родным); а также исполняющим множество многообразных функций (овладение современными информационно-коммуникационными технологиями; освоение навыков преподавания и воспитания в поликультурной среде; обладание определенными переводческими компетенциями; умение кооперироваться с учениками, их родителями и прочими участниками образовательного процесса для разработки индивидуальных программ развития детей). Вроде бы все учли, ничего не забыли.

Давайте посмотрим, что же представляет собой профессиональный стандарт педагога в целом. Цитируем: «Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации». Он «призван: определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования».

Его актуальность объясняется следующим образом: «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки».

Таким образом, стандарт необходим для того чтобы стать «инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире», «инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень», «объективным измерителем квалификации педагога», «средством отбора педагогических кадров в учреждения образования», а также «основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем».

Завершим цитирование выдержкой из Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"», в соответствии с которым этот стандарт «применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты».

И добавим, что документ был разработан Московским психолого-педагогическим университетом (ректор Виталий Рубцов) и Центром образования № 109 (директор член общественного совета Минобрнауки Евгений Ямбург), и уже на стадии обсуждения вызвал бурную дискуссию, в ходе которой профессиональное сообщество разделилось на два лагеря: сторонников (утверждавших, что стандарт – это фундамент, который даст новые возможности и системе подготовки кадров, и улучшению материальной базы) и противников (заявлявших, что расплывчатые формулировки усилят бюрократическое давление на педагогов и позволят чиновникам требовать от последних невозможного).

Попробуем разобраться в том, что требует профстандарт от педагога и что обещает взамен. Итак, документ предполагает, что учитель обязан знать свой предмет, работать с различными группами детей и обладать определенными навыками и умениями. Вполне разумные требования (см. выше), хотя к некоторым из них возникают вопросы. Например, как быть с «овладением современными информационно-коммуникационными технологиями», если в школе нет компьютерной техники, и не предвидится? Или с «обладанием определенными переводческими компетенциями» (читай довольно хорошо знать иностранный язык), если средний возраст школьного учителя, по оценкам специалистов, приближается к пенсионному? И захочет ли этот среднестатистический предпенсионный учитель овладевать «методами организации экскурсий, походов и экспедиций»?

Еще больше вопросов у профессионального сообщества вызывает требование обязательного наличия у педагогов высшего образования. Нельзя забывать о том, что подготовка учителей начальной школы, преподавателей музыки и изобразительных искусств, а также воспитателей детских садов ведется средними профессиональными учреждениями, и требование обязательного высшего образования может привести к уничтожению всей отраслевой системы среднего профессионального образования, попутно подставляя под удар дополнительное и дошкольное образование. Почему же не учитывается горький опыт уничтожения среднего специального образования в подготовке медиков, который привел к катастрофическому дефициту по всей стране младшего медицинского персонала и фельдшеров?

Конечно, в стандартах оговаривается, что учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности, однако это уже другой вопрос.

Первоочередной задачей на сегодня является подготовка новых одаренных учителей. В вузах (а их в стране – не много не мало – 73 педагогических и 15 классических университетов) пока даже нет программ обучения таких специалистов. При этом очевидно, что умения учителей напрямую зависят от того, какие знания ему дают в педвузах. Дмитрий Ливанов сообщил о том, что «сейчас запускается проект по изменению системы подготовки учителей», однако эксперты утверждают, что реализация проекта потребует значительного времени. Так, Ирина Абанкина, директор Института развития образования при Высшей школе экономики отмечая, что «сам проект модернизации педагогического образования будет разработан в течение двух-трех лет», предупреждает, что воплотить его в жизнь быстро не получится. Некоторые специалисты уверены в том, что для подготовки педагогов «нового поколения» понадобится не менее лет двадцати.

Между тем следует отметить, что профстандарт имеет двойное назначение: с одной стороны, это база для реформирования педагогического образования, а с другой – основание для регулирования трудовых отношений между работодателем и педагогическим коллективом. Другими словами, зарплата учителей напрямую будет зависеть от выполнения требований стандарта. И это признал глава Минобраза в своем выступлении на недавнем Всероссийском съезде участников апробации стандарта, подчеркнув, что главные показатели для оценки учителей – динамика учеников и индивидуальные достижения. Вот только как их измерить?

Более того, в соответствии со стандартом, обычный педагог должен иметь квалификации психолога, логопеда, дефектолога. При этом об увеличении окладов речи не идет. Наоборот, за несоответствие стандарту могут и уволить. Ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Александр Вавилов признает, что «уволить учителя за несоответствие профстандарту можно», хотя и уверяет, что сделать это будет не так-то просто, так как «сначала это несоответствие нужно установить». И опять встает ворос: «А как?». «Сделать этого не могут ни управляющий совет школы, ни директор – только аттестационная комиссия. Если она установит, что учитель не соответствует стандарту, его можно уволить по пункту 3 статьи 81 Трудового кодекса России (несоответствие занимаемой должности). Однако работодатель должен предложить учителю другую работу, соответствующую его квалификации, если есть такие вакансии, и учесть мнение представителя первичной профсоюзной организации (профкома), если учитель в ней состоит», - объясняет эксперт. Тем не менее мы понимаем, что всегда будут как недовольные в администрации, так и недовольные администрацией.

Тем более что атмосферу в педколлективах трудно будет назвать благоприятной, там наверняка найдутся любимчики и опальные, так как стандарт, во-первых, подразумевает «уровненную модель должностей» (Дмитрий Ливанов), а во-вторых, вводит среди педагогов градации в виде «помощника учителя», «наставника», «учителя-методиста» и т.п. И это не может негативно не отразиться на всей системе образования, считает член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий. Как заявил профлидер, такая иерархия ухудшит отношения в педагогических коллективах и приведет к оттоку кадров. «Если эти градации будут каким-то образом связаны с зарплатой, это точно будет плохо для всех. Это будет плохо и для тех, кто станет получать больше, - потому что к ним будут относиться соответственно. Это будет плохо и для тех, кто станет получать меньше», - отметил он. «Второй аспект заключается в унизительности в самой по себе градации. В школе, среди учителей, воспитателей, не может и не должно быть людей по определенным «рангам». Люди делают одно дело, обучают, воспитывают детей, и любая попытка различить их, сделать одного хорошим, а другого не очень хорошим, приведет к оттоку учителей», - уверен Луховицкий.

Другие специалисты также не исключают возможности ухода из школы учителей (пусть не массового, но значительного) и связывают это с непомерными учебными нагрузками. Сегодня из-за мизерных ставок практически все учителя работают минимум на полторы ставки, а при условии повышения требований, которые уже прописаны в профстандарте, многие просто не выдержат. Да и о каком индивидуальном подходе к каждому ученику вообще можно говорить при такой нагрузке. По мнению завуча Калужской школы № 25 Галины Ракитянской, она должна быть не больше 20 часов в неделю, но об этом учителя и мечтать не решаются.

Более того, педагоги реально понимают, что возрастет не только учебная и внеучебная нагрузка, им просто будет труднее работать, ведь в подавляющем большинстве российских нет абсолютно никаких условий для реализации требований профстандарта. Взять хотя бы такое требование к педагогу, как умение работать со всеми учениками независимо от их здоровья и физического состояния. Если даже допустить, что учитель освоит квалификации психолога, логопеда, дефектолога, но он не сможет одновременно получить и медицинское образование, в то время как для многих необычных учеников медицинская помощь может быть жизненно необходимой, иначе ответственность ляжет на учителя. Сегодня же во многих школах постоянных медработников не предусмотрено, вместо них – приходящие на 3-4 часа в неделю медсестры. Помимо этого необходимы и другие независящие от педагогов условия: удобный подъезд к школе, пандус, лифты, оборудованные туалеты, особые места в столовой и специальное меню. Откуда это все взять – станет головной болью администрации, что тоже не добавит благожелательности в коллективе.

И, наконец, традиционный тривиальный вопрос о том, как вообще будет происходить воплощение в жизнь положений профстандарта. Эксперты едины во мнении, что он повлияет, в частности, на процесс аттестации педагогических работников, но на сегодня работа над созданием системы внутреннего и внешнего аудита работы аттестационных комиссий только началась. В условиях «ручного управления» страной немного обнадеживает заявление президента Владимира Путина на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей: «Рассчитываю, что в текущем году будет сделан еще один серьезный шаг – создана нормативная база для независимой оценки профессиональных квалификаций». Но профессиональных квалификаций много, а президент один.

Некоторые специалисты в области образования успокаивают профессиональное сообщество тем фактом, что профстандарт педагога – это не федеральный государственный образовательный стандарт и не обязателен к применению. Действительно, в тексте документа нет положений о его неукоснительном внедрении. Дословно там прописано, что «профессиональный стандарт педагога может применяться: а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий».

Однако не следует обманываться этим «может ». Мы выяснили, что согласно части второй абз. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ если в соответствии с ним, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений , то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов .

Если перевести эту юридическую абракадабру на обычный русский язык, то получится, что работодатель любой формы собственности обязан использовать наименование должности из профессиональных стандартов, если законодательно по этим позициям есть льготы, компенсации и ограничения, в т.ч. квалификационные. В нашем случае требование непременного наличия высшего образования, прописанное в профстандарте педагога, и является тем ограничением, которое превращает документ в обязательный к исполнению.

Кстати, может быть, это и к лучшему: все-таки какое-то единообразие. Иначе могла бы получится такая «разноголосица», когда одни регионы вводят стандарт, а другие не хотят, которая привела бы к полной разбалансировке системы среднего, да и высшего образования, переживающих сейчас свои не самые лучшие времена.

С последним тезисом вынужден согласиться даже один из авторов нововведения Евгений Ямбург, который признает, что условия для внедрения стандарта не самые благоприятные. «Но надо двигаться вперед, - уверен он. - Есть успехи в некоторых регионах. Я даже знаю, что в некоторых школах педклассы уже затачиваются на выполнение новых стандартов». Именно этого и боятся и рядовые учителя, и эксперты. Эти страхи внятно выразил Всеволод Луховицкий: «Найдут хорошие школы с сильными педагогами, а потом объявят, что эксперимент прошел успешно. Далеко не все учителя школ могут соответствовать требованиям стандарта. И это может послужить в качестве «кнута» при приеме на работу или увольнении негодного педагога». И с ним трудно спорить, если к тому же вспомнить, что у большинства из 1 200 000 российских учителей возраст отнюдь не молодой.

В связи с этим вполне обоснованными звучат опасения Евгения Ямбурга, который сомневается в способности учителей принять новые требования. «Хотя должен признать: самый главный риск – ментальный. Мы запустили Гагарина в космос, сделали ракеты, но не можем выпускать хорошую массовую продукцию. Мы психологически не готовы жить по стандартам, все время противопоставляя их творчеству», - заявляет он и добавляет: «Но стандарты – закон, и его надо выполнять» .

Последнее утверждение не подлежит обсуждению, а вот о противопоставлении стандартов и творчества… Как же можно не противопоставлять эти понятия, если живое творчество требует времени, сил и желания, которых у учителя просто не может оставаться, когда он в условиях, предписанных профстандартами, должен будет выполнить 35 требований: 7 пунктов – обучение, 18 пунктов – воспитание и 20 пунктов – развитие. И при этом ни одного пункта, дающего педагогу право хоть на что-то, не говоря уже о творчестве.

В то время как талантливого человека вообще трудно втиснуть в какие-либо рамки. Именно это обсуждают в соцсетях учителя и эксперты. Например, Александр Пивоваров, завкафедрой Института развития образования Кировской области уверен в том, что не все личностные качества талантливого учителя можно уложить в «прокрустово ложе» требований. «Талантливый учитель (так же как и ученик), как правило – нестандартен. Он – уникум», - говорит он.

Поэтому-то и существует реальная опасность ухода из школ наиболее талантливых педагогов. «Особенно тех, которые хотят, прежде всего, самореализации и творчески настроенных», - отмечает Всеволод Луховицкий и поясняет: «Если за мою творческую работу я должен постоянно приносить какие-то бумажки, собирать доказательства, что я творческий – то это, безусловно, унизительно».

Закончить материал хотим словами настоятеля Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря , которые мы полностью разделяем: «Величие души учителя, его духовная настроенность на жертвенное служение – это те действительные параметры, стремясь к повышению которых мы можем надеяться на то, что из системы среднего образования к рабочим местам и в студенческие аудитории выйдут психически здоровые, патриотически сориентированные, компетентные в предметах молодые люди». Будем и мы на это надеяться.

Мы живём в стремительно меняющемся мире. Современные дети владеют в совершенстве современными технологиями. У них другие интересы. Педагогическая деятельность в современной школе нуждается в модернизации. Кроме того, развиваются наука и техника. Учитель должен быть готовым к переменам. Мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - к этому должен стремиться каждый учитель.

Профессиональный стандарт нацелен на умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей.

У учителей сложилось противоречивое отношение к введению стандарта. С одной стороны, внедрение стандарта необходимо. Учителя компетентны во многих вопросах. С другой стороны, существуют пробелы в некоторых компетенциях, которые нужно как-то ликвидировать в ближайшее время. Когда-то в вузе мы изучали основы психологии, но эти знания были поверхностны. Мы не изучали инклюзивное образование.

Какие проблемы выявляются при введении профстандарта?

1. Психологическое неприятие стандарта некоторыми категориями учителей.

2. Потребуется дополнительное самообразование учителя, повышение квалификации.

Многие положения стандарта мы выполняем: знаем свой предмет, умеем разрабатывать рабочие программы, умеем проводить уроки и выполнять самоанализ, владеем ИКТ-технологиями, умеем объективно оценивать знания учеников, используя разные формы контроля. Проблема может возникнуть с использованием специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

Чему учить учителя? В каких направлениях? Какие темы рассмотреть на курсах повышения квалификации?

Учителю придётся внимательно изучить профессиональный стандарт и определиться, какие пробелы в компетенциях существуют. И в зависимости от этого составить план повышения профессионального уровня. Считаю, что во многих вопросах самостоятельно учителю не справиться: необходимо организовать курсы повышения квалификации с привлечением специалистов разного уровня: психологов, дефектологов.

Трудности могут возникнуть с освоением и применением психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), детьми с девиациями поведения, детьми с зависимостью.

Компетенции учителя русского языка и литературы: план работы МО учителей русского языка и литературы (дополнения в план по реализации профстандарта).

Современной школе требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. РМО помогает учителям различных категорий, решает теоретические и методические проблемы преподавания русского языка и литературы. Каждый учитель имеет методическую тему, над которой работает, углубляя знания по ней и практически совершенствуя формы и методы работы.

Сформулирую задачи деятельности МО на 2014 - 2015 учебный год по реализации приоритетных направлений деятельности МО, которые созвучны с требованиями ПСП.

  1. Продолжить работу по изучению и внедрению передового педагогического опыта.
  2. Внедрять новые технологии в педагогическую деятельность учителей района.
  3. Вовлекать учителей в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе - в научно-исследовательскую деятельность.

4. Изучать методические новинки и литературу по подготовке и совершенствованию преподавания уроков русского языка и литературы.

5. Совершенствовать методику обучения учащихся с ярко выраженной познавательной активностью, одарённых детей, а также слабоуспевающих учащихся.

6. Изучить опыт пилотных школ по ФГОС

С чего начать?

1. Разместить информацию о стандарте на сайте (школы, индивидуальном)

2. Провести заседание РМО «Введение профессионального стандарта»

3. Провести мониторинг потребностей учителей русского языка на основе проведенной учителями самооценки знаний требований ПСП «Мой заказ на повышение квалификации».

4. Скорректировать план работы МО в соответствии с требованиями ПСП

5. Обязательно привлечь школьного психолога, сотрудников АКИПКРО и АлтГПА(для проведения практико-ориентированных курсов).

Формы работы РМО

1. Агитбригада "Телестудия "Школьная планета" (система работы с разновозрастной группой ребят).

2. Практикум "Эффективные техники обучения взрослых"("Снежный ком", "Мозговой штурм").

3. Заседание МО "Педагогическая деятельность тьютора".

4. Требования ФГОС к современному уроку (открытые уроки учителей Малиновоозёрской СОШ и начальной школы).

5. Участие в вебинарах (изд-ва "Легион", "Учмаг", "Просвещение" и т.д.).

Для меня настоящим открытием стали книги Анатолия Гина "Приёмы педагогической техники" и С.И.Заир-Бека "Развитие критического мышления на уроке".

Эти книги позволят учителю по-новому взглянуть на то, как нужно учить и учиться в современном мире.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что профессиональный стандарт педагога позволил по-новому взглянуть на профессиональные качества учителя. Конечно, в институте мы получили необходимые знания, но время идёт, всё изменяется... Меняются технологии обучения. Каждый учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым профессии. Что же касается трудностей: много работы и мало свободного времени. А в общем, мы всё преодолеем!

Аналитическая справка по итогам проделанной работы

по организации работы с персоналом в соответствии

с требованиями профессионального стандарта педагога.

Мы живём в стремительно меняющемся мире. Современные дети владеют в совершенстве современными технологиями. У них другие интересы. Педагогическая деятельность в современной школе нуждается в модернизации. Кроме того, развиваются наука и техника. Учитель должен быть готовым к переменам. Мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – к этому должен стремиться каждый учитель.

Профессиональный стандарт нацелен на умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей.

Многие положения стандарта учителя МОУ Усть-Ордынской СОШ № 2 выполняют: знают свой предмет, умеют разрабатывать рабочие программы, умеют проводить уроки и выполнять самоанализ, владеют ИКТ-технологиями, умеют объективно оценивать знания учеников, используют разные формы контроля. Не возникает проблем с использованием специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников с ограниченными возможностями и т. д.

Учителя МОУ СОШ № 2 внимательно изучили профессиональный стандарт и определились, какие пробелы в компетенциях существуют. И в зависимости от этого был составлен план повышения профессионального уровня. Считаем, что во многих вопросах самостоятельно учителю не справиться: необходимо организовать курсы повышения квалификации с привлечением специалистов разного уровня: психологов, дефектологов .


Трудности могут возникнуть с освоением и применением психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), детьми с девиациями поведения, детьми с зависимостью.

Каждое МО внесло в свой план работы дополнения по реализации профстандарта.

Выписка из плана работы МО учителей русского языка и литературы

(дополнения в план по реализации профстандарта).

Современной школе требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. МО помогает учителям различных категорий, решает теоретические и методические проблемы преподавания русского языка и литературы. Каждый учитель имеет методическую тему, над которой работает, углубляя знания по ней и практически совершенствуя формы и методы работы.

Задачи деятельности МО на 2015 – 2016 учебный год

по реализации приоритетных направлений деятельности МО, которые созвучны с требованиями ПСП.

1.Продолжить работу по изучению и внедрению передового педагогического опыта;

4.Изучать методические новинки и литературу по подготовке и совершенствованию преподавания уроков русского языка и литературы;

5. Совершенствовать методику обучения учащихся с ярко выраженной познавательной активностью, одарённых детей, а также слабоуспевающих учащихся;

6.Изучить опыт МО школы по ФГОС.

С чего начали?

1. Провели заседание МО «Введение профессионального стандарта»

2. Провели мониторинг потребностей учителей русского языка на основе проведенной учителями самооценки знаний требований ПСП «Мой заказ на повышение квалификации».

3. Скорректировали план работы МО в соответствии с требованиями ПСП.

Формы работы МО

1. Работы с разновозрастной группой детей;

2. Заседание МО "Педагогическая деятельность тьютора";

3. Требования ФГОС к современному уроку, открытые уроки учителей;

5. Участие в вебинарах.

Профессиональный стандарт педагога позволил по-новому взглянуть на профессиональные качества учителя. Конечно, в институте мы получили необходимые знания, но время идёт, всё изменяется. Меняются технологии обучения. Каждый учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым профессии.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Введение профстандарта"»

«Введение профессионального стандарта педагога проблемы или развитие?»

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

П р о ф е с с и о н а л ь ны й с т а н д а р т – х а р а к т е р и с т и к а квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

Если сравнить понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт», то придем к такому умозаключению, что профессиональные стандарты представляют собой более детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей. В то же время наименование конкретной должности и профстандарта могут отличаться, т.к. профстандарты разрабатываются не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности. Профстандарты связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования, опираются на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.