Административные правоотношения. Принципы государственной исполнительной власти. Юридические факты

Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Я люблю природу» , приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса .

Существует третья власть, которая является судебной властью. Последний регулирует конфликты, возникающие при применении законов, а коллективные проценты не обязательно соответствуют индивидуальным интересам. Когда все эти силы различны, мы находимся в демократии.

Когда все они сосредоточены в одних руках, мы находимся под деспотическим или тираническим режимом. Французская демократия осуществляется в рамках парламентской системы, которая предполагает изменение отношений между правителями и управляемыми. В этой преамбуле излагается ряд основных свобод, таких как право на труд, право на забастовку, право на социальную защиту, равенство между мужчинами и женщинами и т.д.

Урок по праву 11 класс

Библиотека
материалов

    Беседа по вопросам:

Рассказ с элементами беседы

ВСПОМНИТЕ

ПОДУМАЙТЕ

Административное право. Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.

Правовая ценность Конституции больше, чем у всех других текстов, а миссия Конституционного совета заключается в обеспечении контроля над законами. Таким образом, Совет может заявить вопреки Конституции положения, проголосованные парламентом. административные трибуналы и суды не имеют полномочий в оценке конституционности законов.

Дебре, который тогда был хранителем тюленей. Предварительный проект Конституции был представлен в Конституционный консультативный совет, который состоял из ряда бывших депутатов, которые пришли из Палаты депутатов. Госсовету поручено совершенствовать.

Факты.

Естественно, что нормы административного права имеют свои особенности. Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всегда носят властный, императивный (строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.

Конституция была обнародована 4 октября. Эта Конституция сохраняет парламентские рамки Франции, поскольку Законодательные палаты и правительство несут ответственность перед Национальным собранием. Однако не случайно, что титул, хранящийся у президента Республики, помещен на первое место. Можно сказать, что председательство является краеугольным камнем Конституции и даже, учитывая некоторые положения, некоторые наблюдатели спросил, не изменился ли режим президентского режима.

Он характеризуется двуглавностью. Президент республики - правительство: министр 1 ° - и министры. . Президент республики: политическая власть. Правительство: политическая и техническая власть. Для этой двуглавой организации существует определенное оправдание.

Например, государственное управление в сфере экономики включает управление промышленностью, сельским хозяйством, связью, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортно-дорожным комплексом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружающей среды и т. д. Государственное управление в политической сфере включает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Государственное управление социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.

В первую очередь мы можем сказать, что это историческое выживание короля, окруженного министрами. Но эта организация также оправдана самой природой режима. Таким образом, дифференциация между главой государства и правительством обеспечивает баланс между исполнительной и законодательной властью.

Таким образом, Президент Республики может поддержать свое правительство, заявив о роспуске Национального собрания. Кроме того, если Национальное собрание свергает правительство, президент Республики остается у власти и, таким образом, олицетворяет постоянство государства. Говорят, что президент республики безответственный.

Нормы административного права регулируют деятельность таких субъектов, как:

    1. должностные лица

      отдельные граждане

Нормы административного права, как и другие социальные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-разному влияют на общественные отношения. Так, нормы-запреты действуют как предупреждение не совершать определённые действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д. – гласит Кодекс РФ об административных правонарушениях – КоАП). Предписывающие (обязывающие) нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определённые действия (например, положения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов административного права. Нормы-дозволения составляют основную часть административного права. Они охватывают огромный круг административных прав граждан. В первую очередь это права, которыми гражданин пользуется по своему усмотрению: право на имя, право на получение среднего и общего образования, право на трудоустройство, право на разные виды помощи – медицинской, юридической, технической; право на защиту (административную жалобу, заявление в суд) и др.

Если бы государство было воплощено одним человеком, существовала бы опасность того, что режим будет впадать в диктатуру. Лидер нации должен быть человеком выше партийных колебаний. Это не может исходить от правительства. Генерал Де Голль с некоторой осторожностью подумал, что необходимо дожидаться, пока ситуация созреет, прежде чем предлагать прямое всеобщее избирательное право в качестве метода голосования на президентских выборах, и это то, что он предложил на референдуме. В России президент республики избирается прямым всеобщим голосованием, большинством голосов, в 2 раза.

Прежде всего, следует помнить, что административные правоотношения имеют избирательный характер: они складываются только в той сфере общественных отношений, которая регулируется нормами административного права, - в сфере деятельности исполнительной власти (государственных органов и органов местного самоуправления, выполняющих определённые государственные функции).

Чтобы быть кандидатом на пост президента, вы должны быть французами без судимости, чтобы быть в возрасте 23 лет, подавать кандидатуру в конституционный совет, сопровождаемый 500 подписью, поручителем, чтобы изложить свое состояние. Статья 5 и 64 Конституции.

Эта роль арбитража является фундаментальной: президент республики с замечательной миссией обеспечения регулярного функционирования государственных органов и обеспечения преемственности государства. Генерал Де Голль счел эту миссию наиболее важной: «Президент республики наделен знаками судьбы Франции и республики». Таким образом, президент республики принимает на себя самые важные обязанности: для этого у него должно быть определенное количество полномочий, предусмотренных Конституцией.

Для возникновения административных правоотношений мало, чтобы стороны, вступившие во взаимодействие, обладали определёнными правами и обязанностями. Необходимо, чтобы хоть одна из сторон административно-правового отношения была представлена субъектом (органом или должностным лицом) административной власти, т. е. наделённым государственно-властными полномочиями.

Полномочия, которые Президент Республики осуществляет самостоятельно, без подписи, встречной подписи 1-го министра, перечислены в статье 19 Конституции. Статья 8: назначение министра 1 ° - статья 11: обращение к референдуму - статья 12: президент республики может распустить Национальное собрание - статья 16: дает исключительные полномочия президенту республики в полной мере - статья 54: для направления в Конституционный совет - Статья 56: назначение определенных членов Конституционного совета и президента Республики, который имеет решающий голос. Президент Республики председательствует в Высшем совете судей.

Поскольку в административных правоотношениях участвует исполнительная власть, эти правоотношения чаще всего имеют властный характер. Их можно выразить формулой «власть – подчинение». Это значит, что одна сторона правоотношения наделена государственно-властными полномочиями – управляет, распоряжается, действует от имени государства, а другая обязана подчиняться. Отсюда следует, что между двумя рядовыми гражданами административные правоотношения невозможны.

Те, кто требует подписания премьер-министра. Мы можем различать международные отношения и внутренние отношения. Аккредитация послов - переговоры и ратификация договоров - осуществление должности начальника вооруженных сил. Назначение на гражданские и военные работы государства - подписание таинств. . Подписание указов, подлежащих специальному обсуждению в Совете министров, право на помилование, возможность запроса пересмотра закона, открытие и закрытие внеочередных сессий Парламента.

Министры своего рода иерархические: государство, делегат, министры, секретари государства. Это зависит от важности, которую вы хотите дать министру. Во всех правительствах экономика и финансы являются государственным министерством. В статье 21 он регулирует полномочия: верховный глава администрации, ответственный за национальную оборону. Премьер-министр подписывает акты Президента Республики, за исключением тех, которые уже перечислены.

Административное правоотношение, как и любое правоотношение, возникает в связи с конкретным событием, действием, но только в том случае, если событие или действие предусмотрено в норме административного права (если же не предусмотрено – не возникает).

Итак, можно дать следующую характеристику понятия, черты которого мы рассмотрели выше: административными правоотношениями называют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.

Что касается парламента, то у премьер-министра есть инициатива законов. Он может просить провести специальную сессию парламента. Он может созвать совместную комиссию в составе 7 депутатов и 7 сенаторов для подведения итогов закона. Он берет на себя ответственность своего правительства перед Национальным собранием.

Премьер-министр также может обратиться к конституционному совету. Он отвечает за принятие и доработку проектов законов, указов, постановлений. Он ведет отношения с парламентом в статье 48: устанавливает повестку дня, правительство может практиковать заблокированное голосование, статья 44, которая позволяет пройти целую серию поправок в блоке.

Такое правонарушение ещё называют знакомым вам термином проступок. Как вы помните, от преступления он отличается меньшей степенью вреда для общества, но тоже является правонарушением. Административное правонарушение посягает на:

    общественный порядок;

    собственность;

    Статья 49: возложить ответственность перед Национальной ассамблеей. Правительство зависит от президента республики, поскольку он назначает членов правительства по предложению премьер-министра, но президент республики не имеет права уволить правительство. кадровые перестановки или подать отставку его правительства: премьер-министр и правительство несут ответственность перед Национальным собранием, но они не несут ответственности перед Президентом Республики.

    Есть 2 спальни, поэтому есть более точная картина тенденций в стране. Таким образом, как правило, считается, что Национальное собрание представляет инновационные тенденции, оно дает большие импульсы, в то время как сенат представляет более консервативные тенденции, он воплощает в большей степени причину.

    права и свободы граждан;

Так, например, к административным правонарушениям против личности относят правонарушения, посягающие на права и здоровье граждан (это могут быть нарушения законодательства о труде и правил охраны труда; нарушения санитарно-гигиенических норм; проведение агитации в период её запрещения; распространение ложных сведений о кандидате и др.), к ним относятся и посягающие на собственность (это могут быть нарушения прав государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир; мелкие хищения государственной собственности и общественного имущества и др.).

Остановить возможный деспотизм одной палаты и улучшить законодательную работу. Консерватизм Сената, его ослабленная роль в нынешней Конституции, и это замедляет развитие законов. Большинство голосов способствует двупартийности: партии меньшинств устраняются, а в пропорциональном представительстве представлены все тенденции. После выборов депутаты наделены представительным мандатом: они избираются в избирательном округе, но представляют собой всего французского народа, поэтому они могут выполнять свой мандат, не отдавая приказа никому.

К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок, относят, например, незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хулиганство; азартные игры; распитие спиртных напитков в общественных местах, не предназначенных для этих целей; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и др.

Запрещается накапливать депутатский мандат и портфолио министра. Если в качестве министра выбран депутат парламента, у него есть выбор на один месяц, но, несмотря на хронические дискуссии, можно быть и депутатом Франции, и членом Европейского парламента, и депутатом, и региональным советником, и депутатом, и генеральным советником.

Члены имеют двойной иммунитет: безответственность и неприкосновенность. Национальное собрание на законодательном уровне имеет инициативу и голосование по законам. С финансовой стороны он голосует за закон о финансах и закон баланса за финансирование социального обеспечения.

К административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и памятников культуры относят, например, незаконную порубку и повреждение деревьев, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод в запрещённых местах; засорение лесов бытовыми отходами и отбросами; нарушение правил охоты, рыбной ловли, пожарной безопасности в лесах и др.

На дипломатическом уровне он ратифицирует договоры и санкционирует объявление войны. Конституционно он имеет право пересматривать Конституцию. Он также голосует за закон об амнистии. Наконец, политически он контролирует деятельность правительства, осуществляя ответственность правительства.

Правило 49 § 1: вотум доверия. Обсуждение в программе премьер-министра Совета министров или общей политической заявке Голосование Национального собрания простым большинством голосов. Голос уверенности в недоверии. Правительство. Оставаться на месте или уходить в отставку.

Отметим основные признаки административного правонарушения. Вы уже поняли, что административное правонарушение – это всегда определённое деяние (действие или бездействие). Это деяние антиобщественное и противоправное, т. е. нарушающее какие-либо нормы права. Наконец, это деяние виновное, т. е. совершённое лицом, которое осознавало (понимало) недопустимость (противоправность) своего поведения и связанных с ним результатов.

Статья 49 § 2: движение порицания. Движение цензуры. Правительство остается. Обсуждение в Совете министров Премьер-министр голосовал за текст 24-часового голосования в Национальном Собрании по ходатайству абсолютного большинства депутатов. Принятый текст и текст не приняты.

Правительство остается в правительстве. Более продолжительный средний возраст: 35 лет, длинные и возобновляемые условия, избранные на 9 лет, избираемые путем косвенного всеобщего избирательного права. Избиратели - это колледж, в который входят все избранные представители страны: избиратели: депутаты, члены общих советов, региональные, муниципальные, мэры коммун и некоторые граждане, которые кооптированы: деление на сенаторские выборы довольно старое, и оно способствует чрезмерному представлению сельской местности.

Документ.

За административное правонарушение закон (КоАП РФ) предусматривает различные виды административных наказаний.


В статье 3.2 названо восемь таких видов – от предупреждения, штрафа и лишения специальных прав до административного ареста, самого строгого из всех наказаний, которое может быть назначено только судом.

Кроме того, кампании становятся опустошенными. Статус сенаторов является таким же, как и депутаты, в отношении множества мандатов и двух иммунитетов. Он имеет те же атрибуты, что и Национальное собрание, но с двумя очень важными оговорками: статьи 45 и 49.

Окончательное голосование за Национальное Собрание - политическое: Сенат не может осуждать действия правительства. Даже если он контролирует эту государственную деятельность, он не может санкционировать ее. Однако влияние Сената не следует упускать из виду и недооценивать, а для законодательной работы сенаторы вносят свой вклад в техническую работу по законотворчеству путем внесения многочисленных поправок.

III. Итог урока.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

Говорят мудрые

французский император

О. Мирабо (1749-1791),

французский политический деятель

Оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание:

Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах .

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 13 декабря . Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас:




Краткое описание документа:

Тема: «Административное право и административные правоотношения»

Цель: познакомиться с основным содержанием административных правоотношений.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

1. Какие отношения в обществе называют правоотношениями? Приведите примеры правоотношений

2. Какова структура правоотношений?

3. Кто может быть субъектом правоотношений?

4. Как взаимосвязаны правоспособность и дееспособность?

5. Дать понятие деликтоспособности

6. Что называют содержанием правоотношения? Приведите примеры.

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

ВСПОМНИТЕ

В чём особенности правоотношения как вида социальных отношений?

ПОДУМАЙТЕ

Можно ли административные правоотношения свести к отношениям власти и подчинения?

Вы хорошо знаете, что у каждой из ветвей единой государственной власти есть своя, строго определённая Конституцией доля участия в управлении государством. Законодательная ветвь власти осуществляет государственное управление посредством законодательной деятельности. Судебная власть выполняет свои задачи государственного управления путём отправления правосудия. Наконец, существует особая ветвь государственной власти, деятельность которой связана с претворением в жизнь – исполнением закреплённых законом предписаний. Её так и называют – исполнительной властью. Она осуществляет прямое непосредственное государственное управление во всех основных сферах жизни общества.

Деятельность исполнительной власти – любого её звена – строится на основе юридических норм, совокупность которых составляет особую отрасль в системе российского права – административное право.

Административное право. Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те общественные отношения, которыескладываются в процессе осуществления исполнительной власти,в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.

Факты. В системе юридических наук, обслуживающих фундаментальные отрасли права – государственное (конституционное), гражданское, уголовное и административное, наука административного права самая молодая. Процесс её развития начался около 300 лет назад: сначала в XVIII в. под названием «наука полиции», затем в XIX в. под названием «наука полицейского права», а на рубеже XIX-XX вв. и в первые десятилетия XX в. завершился постепенным превращением в «науку административного права».

Естественно, что нормы административного права имеют свои особенности. Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всегда носятвластный, императивный(строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.

Нормы административного права охватывают все основные сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную, поскольку во всех этих сферах осуществляется (в том или ином объёме) управленческая деятельность.

Например, государственное управление всфере экономикивключает управление промышленностью, сельским хозяйством, связью, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортно-дорожным комплексом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружающей среды и т. д. Государственное управление вполитической сферевключает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Государственное управлениесоциально-культурной сферойвключает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.

Нормы административного права регулируют деятельность такихсубъектов,как:

1. государственные органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы);

2. органы местного самоуправления;

3. коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные объединения, религиозные организации (каждая такая организация подлежит государственной регистрации, действует на основе лицензии (государственного разрешения) и таким образом вступает в административные правоотношения с исполнительной властью, должностными лицами);

4. должностные лица названных органов и организаций;

5. отдельные граждане (гражданин вступает в административные правоотношения, осуществляя свои административные права, например, при получении общего и среднего образования, медицинской, юридической, технической помощи, административной и судебной защиты и др.).

Нормы административного права, как и другие социальные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-разному влияют на общественные отношения. Так,нормы-запретыдействуют как предупреждение не совершать определённые действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д. – гласит Кодекс РФ об административных правонарушениях – КоАП).Предписывающие (обязывающие)нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определённые действия (например, положения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов административного права.Нормы-дозволениясоставляют основную часть административного права. Они охватывают огромный круг административных прав граждан. В первую очередь это права, которыми гражданин пользуется по своему усмотрению: право на имя, право на получение среднего и общего образования, право на трудоустройство, право на разные виды помощи – медицинской, юридической, технической; право на защиту (административную жалобу, заявление в суд) и др.

Понятие и черты административного правоотношения. Что такое правоотношение, вы уже знаете. Административное правоотношение – его конкретная разновидность. Охарактеризуем некоторые его черты.

Прежде всего, следует помнить, что административные правоотношения имеютизбирательныйхарактер: они складываются только в той сфере общественных отношений, которая регулируется нормами административного права, -в сфередеятельности исполнительной власти(государственных органов и органов местного самоуправления, выполняющих определённые государственные функции).

Для возникновения административных правоотношений мало, чтобы стороны, вступившие во взаимодействие, обладали определёнными правами и обязанностями. Необходимо, чтобы хотьодна из сторонадминистративно-правового отношения была представленасубъектом(органом или должностным лицом)административной власти,т. е. наделённым государственно-властными полномочиями.

Поскольку в административных правоотношениях участвует исполнительная власть, эти правоотношения чаще всего имеютвластный характер.Их можно выразить формулой«власть – подчинение».Это значит, что одна сторона правоотношения наделена государственно-властными полномочиями – управляет, распоряжается, действует от имени государства, а другая обязана подчиняться. Отсюда следует, что между двумя рядовыми гражданами административные правоотношения невозможны.

Сказанное, однако, не исключает такой ситуации, когда отношения складываются между субъектами исполнительной власти, имеющими одинаковый статус (положение) в системе органов государственной власти (например, два или несколько министерств могут договориться о создании межведомственной рабочей группы или комиссии для подготовки каких-либо совместных решений, проектов).

Административное правоотношение, как и любое правоотношение, возникает в связи с конкретным событием, действием, но только в том случае, если событие или действиепредусмотрено в норме административного права(если же не предусмотрено – не возникает).

Однако, если гражданин Стёпа (19 лет) без разрешения «уведёт» у гражданина Вани (18 лет) его велосипед, а гражданин Ваня заявит об этом в милицию, такая ситуация уже близка к возникновению административного правоотношения. Почему? Потому что: а) в КоАП есть правовая норма, предусматривающая подобную ситуацию, - статья 7.27. Мелкое хищение; б) есть сторона, представляющая административную власть, - правоохранительный орган (милиция).

Подумаем: между кем и кем в этом случае возникает административное правоотношение? Учитывая сказанное выше, можно ответить так: не между гражданином Васей и гражданином Стёпой. Административные правоотношения возникают у каждого из них с правоохранительными органами, обязанными принять меры, предусмотренные нормами права. Если заявление гражданина Васи (потерпевшего) подтвердится, гражданина Стёпу, нарушившего правовую норму, ждёт (как минимум!) административное наказание в виде штрафа (согласно ст. 7.27).

Кто же обычно рассматривает споры между участниками административного правоотношения? Сегодня чаще всего их рассматривают в так называемом административном порядке (т. е. внесудебном). Как правило, это делает вышестоящий начальник того лица, чьи действия обжалуются (например, если работник одного из отделов предприятия решил, что бухгалтер отдела неправильно начислил ему зарплату, он может обратиться к главному (вышестоящему) бухгалтеру, и тот обязан разрешить конфликт). В более сложных ситуациях в дело включается милиция (как это было со Стёпой и с Васей).

Однако в последнее время становится понятно, что решение целого ряда административных споров возможно только путём прямого обращения в суд (например, увольнение с работы, обжалование действий и решений должностных лиц, ущемляющих законные права и интересы граждан и т. д.).

Итак, можно дать следующую характеристику понятия, черты которого мы рассмотрели выше:административными правоотношенияминазывают общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.

Административное правонарушение. Такое правонарушение ещё называют знакомым вам терминомпроступок.Как вы помните, от преступления он отличается меньшей степенью вреда для общества, но тоже являетсяправонарушением.Административное правонарушениепосягает на:

§ общественный порядок;

§ собственность;

§ права и свободы граждан;

§ установленный порядок управления.

Так, например, к административным правонарушениямпротив личностиотносят правонарушения, посягающие на права и здоровье граждан (это могут быть нарушения законодательства о труде и правил охраны труда; нарушения санитарно-гигиенических норм; проведение агитации в период её запрещения; распространение ложных сведений о кандидате и др.), к ним относятся ипосягающие на собственность(это могут быть нарушения прав государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир; мелкие хищения государственной собственности и общественного имущества и др.).

К административным правонарушениям,посягающим на общественный порядок,относят, например, незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хулиганство; азартные игры; распитие спиртных напитков в общественных местах, не предназначенных для этих целей; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и др.

К административным правонарушениям в областиохраны окружающей среды и памятников культурыотносят, например, незаконную порубку и повреждение деревьев, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод в запрещённых местах; засорение лесов бытовыми отходами и отбросами; нарушение правил охоты, рыбной ловли, пожарной безопасности в лесах и др.

Отметим основные признаки административного правонарушения. Вы уже поняли, что административное правонарушение – это всегда определённоедеяние(действие или бездействие). Это деяниеантиобщественноеипротивоправное,т. е. нарушающее какие-либо нормы права. Наконец, это деяниевиновное,т. е. совершённое лицом, котороеосознавало(понимало) недопустимость (противоправность) своего поведения и связанных с ним результатов.

Документ. Из Кодекса РФ об административных правонарушениях:

«Статья 2.1. Административное правонарушение.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».

За административное правонарушение закон (КоАП РФ) предусматривает различные видыадминистративных наказаний.

В статье 3.2 названо восемь таких видов – отпредупреждения, штрафаилишенияспециальных правдоадминистративного ареста,самого строгого из всех наказаний, которое может быть назначено только судом.

III. Итог урока.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какую сферу общественных отношений регулирует административное право?

2. Кто может быть субъектом административных правоотношений?

3. В чём состоят важнейшие черты административных правоотношений?

4. Какие общественные отношения называют административными правоотношениями?

5. Что такое административное правонарушение?

6. Каковы основные признаки административного правонарушения?

7. Какие виды административных наказаний вам известны?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Ответ ученика: «Административное право – отрасль права, нормы которого регулируют отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства». Можно или нельзя считать этот ответ правильным? Объясните почему.

2. Когда характеризуют деятельность исполнительной власти, употребляют слова «прямое», «непосредственное» руководство. Объясните, как вы это понимаете. Можно ли употреблять эти слова по отношению к деятельности других ветвей власти? Аргументируйте свой ответ.

3. Однажды поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович. Наговорили друг другу обидных слов. Желая досадить старому приятелю, Иван Никифорович выстроил против соседского плетня гусиный хлев, захватив даже часть чужой земли. В отместку Иван Иванович подпилил ночью столбы, на которых стояло строение, и оно рухнуло. Соседи подали друг на друга в суд, и началась судебная тяжба, которая продолжалась с перерывами лет 10, да так и неизвестно, чем кончилась… Вы, наверное, об этом слышали.

Интересно, можно ли в данном случае говорить о возникновении административно-правовых отношений? Если нет, объясните почему. Если да, то между кем и кем?

Говорят мудрые

«Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно».

Наполеон I Бонапарт (1769-1821),

французский император

«Порядок и последовательность нужнее великих дарований, чтобы хорошо управлять». от 17 800  8 900 руб. / 600 часов




Похожие материалы

Как мы уже отметили, государственное управление рассматривается в широком и узком смысле слова (как управление делами государства), которое осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательной, исполнительной и правосудия. Они направлены на осуществление единых целей и задач государства, но каждая из них обладает определенными особенностями, обусловленными «разделением властей» или «разделением труда» между органами государства.

Что же характерно для исполнительной власти? Каковы ее признаки?

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующей с законодательной и судебной. Разделение ветвей нельзя абсолютизировать, доведя дело до признания полной независимости каждой из них.

Еще Георг Гегель (1770-1831) предупреждал об ошибочности понимания разделения властей как требования абсолютной самостоятельности каждого вида власти. Он считал, что при разделении властей сохраняется единство политического организма государства: «...когда мы говорим о различном характере деятельности властей, то мы не должны впадать в чудовищную ошибку понимать это в том смысле, будто бы каждая власть должна существовать сама по себе, абстрактно, так как власти, наоборот, должны быть различны лишь как моменты понятия».

Исполнительная власть самостоятельна, но только по осуществлению возложенных на нее полномочий, которые связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных функций. Другая часть приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках единой государственной власти или же ее механизма.

Шарль Монтескье (1689-1755) отмечал: «Все погибло бы, если в одном и том же лице или учреждении были бы соединены три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников и тяжбы частных лиц».

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством закрепляются полномочия не самой исполнительной власти как государственно-правового института, а лишь субъектов, реали-зующих ее на том или ином уровне государственной организации (на-пример, каждый орган исполнительной власти имеет свой статус, определяемый положением о данном органе).

Исполнительная власть - непременный элемент государственно- властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда должна существовать наряду с законодательной и судебной властями. До принятия Конституции РФ 1993 г. законодательная власть осуществлялась только на федеральном уровне. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляются исполнительная и судебная власти. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, нет ее на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.

Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, может: а) оказывать определяющее воздействие на деятельность людей, органов, учреждений; б) подчинять других своей воле.

Это означает, что, к примеру, государственная налоговая инспекция вправе потребовать от индивидуального предпринимателя или юридического лица заполнить налоговую декларацию в установленный срок и представить ее в инспекцию.

Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть - сущность таковой деятельности, выражающей вла-стные полномочия, т. е. категория базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид го-сударственно-властной деятельности.

Исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна. Это ее принципиальное качество и назначение. Судебная власть также является правоприменительной, но исполнение требований законодательства осуществляется ею преимущественно в негативных случаях, когда возникает необходимость в судебной защите нарушенных прав. Для исполнительной власти характерно правопримене-ние в двух аспектах: а) позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства прежде всего в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т. д. (например, финансирование после утверждения соответствующего бюджета); б) негативного характера, когда органы исполнительной власти применяют меры принуждения к нарушителям законодательства.

Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, ко-торые представлены на федеральном уровне Правительством РФ, ми-нистерствами, федеральными службами и агентствами, а также на уровне субъектов Федерации в виде правительств и других органов исполнительной власти. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти.

Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, средства коммуникации, вооруженные силы и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т. п.

Изложенные положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления.

При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени - категория политико-правовая, в то время как государственное управление - организационно-правовая.

Право на жизнь имеют обе эти государственно-правовые категории. Соответственно, государственное управление - реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм.

Поэтому государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Следовательно, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный ха-рактер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Поэтому государственное управление, понимаемое как исполнительно- распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами испол-нительной власти в ее конституционном смысле. В противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию го-сударственного предприятия или учреждения, либо концерна и т. п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.

Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, т. е. почти полного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления системы государственного регулирования. Если государственное управление всегда исходило из необходимости постоянного и непосредственного (прямого) вмешательства аппарата управления в жизнь объектов, то сейчас главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их определенным обособлением. Об этом, в частности, свидетельствует проводимый курс на реальное обеспечение их опера-тивной хозяйственной самостоятельности на региональном и местном уровнях, на концентрацию внимания федеральных органов исполнительной власти на выработке экономической политики и установлении организационно-правовых основ зарождающегося рынка, на стимулировании предпринимательства и т. п. Все это потребовало решительного пересмотра тех начал, которые отождествлялись с так называемой административно-командной системой.

Однако между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. Кроме того, регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. В самом обыденном смысле регулирование выражается в подчинении определенному порядку, в упорядочении тех или иных действий. Налицо полное совпадение признаков регулирования и управления. Фактически речь может идти о различном (большем или меньшем) удельном весе участия государства в экономических и иных процессах: либо оно непосредственно управляет объектами, либо выступает в роли регулятора наиболее важных в общественном смысле управленческих связей. Тем не менее все это в значительной степени условно, ибо, управляя, государство регулирует, а регулируя - управляет. С определенной долей условности можно утверждать, что государственное управление традиционно связывается с наличием у его субъектов подчиненных объектов, а государственное регулирование - с воздействием преимущественно на организационно неподчиненные объекты. Но в том и в другом случае налицо наиболее обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти.

В настоящее время центральное место в государственно-управлен-ческой деятельности занимает:

разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизация, развитие села, строительство жилья, защита семьи и др.);

установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, защита прав собственника и т. д.);

управление предприятиями и учреждениями государственного сектора (например, государственными унитарными предприятиями);

регулирование деятельности различных объектов негосударственного сектора (установление порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их налогообложения и т. д.);

координация функционирования секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;