Права и свободы человека определение. Юридические обязанности личности. Ограничение прав и свобод

Вспомните: О каких правах человека и гражданина вы уже знаете? Какие права ребенка вам известны? Что означает выражение «Права человека закреплены в законе»?

Подумайте: Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?

Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).

Государства были буквально единственными, наделенными любым правом при первой социалистической конституции в истории. И, наконец, он также установил короткий перечень обязанностей, которые необходимо соблюдать для осуществления этих прав, в том числе обязанность рабочей дисциплины; уважение к социалистическим правилам; обязанность защищать собственность советской системы и универсальный воинский долг.

Строгович, член Академии наук Советского Союза, описал систему прав, которые были предоставлены в правовом поле населению этой страны. Согласно общепринятой теории, субъективное право есть не что иное, как отражение объективного закона. Как следствие, для государства и для советской юриспруденции эта теория неприемлема и носит недемократический характер.

Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия - к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.

С точки зрения прав человека можно судить, например, о правовом и неправовом государстве, правовом и неправовом законе и т. д. Но самое главное - через отношение государства к правам человека можно судить о том, как обеспечивается его право на достойное существование - физическое, моральное, духовное, позволяющее чувствовать себя свободным. Защищен ли человек от нищеты, голода, бескультурья, дискриминации (лишений, ограничений) в зависимости от национальной или религиозной принадлежности, пола, языка, социального или сословного положения? Может ли рассчитывать на хорошее медицинское обслуживание? Огражден ли от угрозы экологической деградации окружающей среды? Защищен ли от произвола бандитов, продажных (коррумпированных) государственных чиновников и работников правоохранительных органов? Такие показатели лучше любых слов и красивых заявлений политических деятелей говорят о состоянии с правами человека в той или иной стране.

Права человека гражданина, который подтверждает закон, а его обязанности перед государством, обществом и другими гражданами составляют правовой статус советского гражданина, его правовой статус в государстве и в обществе. С одной стороны, индивидуалистическое видение стремилось к консолидации либеральной демократии. С другой стороны, перспектива Советского Союза была вызвана полным презрением к лицам, многие из которых были сосредоточены в концентрационных лагерях, чтобы режим мог расширить инфраструктуру страны, поскольку советская социалистическая экономика не смогла добиться экономического роста от своей модели.

Современная наука убедительно доказала, что все самые сложные государственные и правовые проблемы в конечном счете отражаются на состоянии прав человека, а значит, на условиях его существования.

Что такое права человека.

Если вы помните, при определении понятия «право» ключевым является слово «норма» («право - это совокупность норм, установленных…»). Когда речь заходит о правах человека, также имеются в виду некие законодательно закрепленные нормы. Но какие и в чем их особенность?

Разбивая исторический вопрос, как бразильские судьи сегодня решают конфликт между правами, вытекающими из этих противоположных поколений прав человека? Когда этот тип конфликта происходит, национальные решения в области правосудия отдают предпочтение социальным правам.

Список длинный, и оправдание верховенства «прав» второго поколения всегда одно и то же: социальное беспокойство. «Социальное» - это мощное слово, которое гарантирует свободный проход по любой политической причине. Добавить наречие «социально» к фразе, и любое выражение становится более «приемлемым».

Можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека. Или несколько шире: эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни. Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.

  • Требуется коллективный транспорт.
  • Коллективный транспорт является общественно необходимым.
Слова без смысла всегда были основой речей демагогов - особенно в философии, которая их порождает больше всего: социализм. Чтобы облегчить президенту осуществление своих «размышлений» во время выступлений, ей было предложено использовать слово «систематически», когда это возможно.

Это слово было - систематически - повторялось сотни раз кандидатом в тех же дебатах.

  • «Наше правительство будет инвестировать в инфраструктуру».
  • «Наше правительство будет систематически инвестировать в инфраструктуру».
Неудивительно, что социализм является философией правового государства в Бразилии. Как в течениях марксизма, так и в экологическом, латинизмом и т.д. эта тенденция привела к присущему ему «демагогизму» и уничтожению одного из важнейших направлений: защиты личности, воплощенного в правах человека.

Всю совокупность норм, о которых идет речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплен в целом ряде международно-правовых документов (о них - разговор впереди) и конституциях правовых государств.

Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на все то, что служит ее сохранению и развитию право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

Таким образом, абсолютно все стало «правами человека», независимо от его исторической теоретической основы и ее философии. Это правило поведения среди социалистов. При этом необходимо срочно спасать истинный смысл прав человека. Отправьте нам свой умный и образованный комментарий.

Комментарии будут отображаться после утверждения модератором. Правительство потратило 70 миллионов долларов на лёгкую лабораторию третьего поколения. У нас даже не может быть маленького пистолета 22. Радуйтесь, потому что мы уже в нем! И ваш комментарий гораздо более вздымается! Если мои аргументы слабы, ваш даже не существует! Если мы, миллионы работающих мужчин и женщин хотим свободы, а государством ничего не получится, то самые определенные, хотя и невероятные и сложные, будут разделены. Да, мы должны бороться, мы боремся со словами, обоснованными аргументами, мы изо всех сил пытаемся работать и показывать им, что жить на милостыню и общественном посту ведет к ничто. Вы забыли только самое главное. Христианство знаменует собой решительный разрыв с древним миром, где никогда не рассматривалось ни один фундаментальный и универсальный вид онтологического достоинства. Он входит в театр мира с христианизацией Римской империи и после его роспуска с той решающей ролью, которую Церковь будет играть во всех средних веках. Как вы его игнорируете? Именно христианская Европа отменила рабство. Европа, отменив рабскую систему, которую она унаследовала от Рима, сделала монументальное изменение. Европейцы заменили рабство - медленно и из-за своих христианских принципов, а не из-за какого-то сознательного и преднамеренного плана - принятия следующих позиций: развитие привычки бережливости и спасения на индивидуальном уровне. Это потребовало полной замены осанки и энергичного сосредоточения на таких добродетелях, как терпение и терпение. Подставляя «принудительное избыточное производство» для получения прибыли. Для этого европейцам пришлось прибегать к творчеству, чтобы полностью изменить характер их деловой активности. Им пришлось внедрять инновации, изобретать и адаптироваться, чтобы получить больше излишков через торговлю. Но давайте перейдем к фактам, чтобы не делать пустой заряд, как это обычно бывает. Вы писали: «До появления христианства нет ни одной древней культуры, которая запрещала бы практику рабства». Теперь, моя дорогая, дата появления религии и то, что ее догматы состоят, не обязательно означает, что она будет влиять на решения правительства. Да, те, кто сказал, что рабство является законным и санкционированным, являются правительствами. Это эквивалентно утверждению, что про-импичментные действия виноваты в импичменте Дилмы. Это настолько очевидно, что мне стыдно говорить это. Прорелигиозный агностик, но агностик. Это эквивалентно тому, что обвинения в импичментах виноваты в импичменте Дилмы «Пол со всем уважением, но этот аргумент ошибочен». Поколение, которое приходит после этого, верно полагает, что оно имеет право на все, даже если оно никогда ничего не создавало для него, но, наконец, на основе этой простой части конституции государство наказывает удушающую налоговую систему, весь производственный класс страны, во имя распределения равных прав для всех, таких как хороший доступ к здравоохранению и образованию, например, и, таким образом, меритократия имеет смысл приходить к кому-то. Не помещайте их в ту же сумку. Это старая история, анализирующая агента речи и его действия, а не его речь. И действия «прав человека», сегодня, в Бразилии, сводятся к максимальному смягчению уже очень легкого пера бандитов. Нам нужно ударить по тому же ключу, пока он не вступит в подсознание всех: «право» одного подразумевает «долг» другого. Таким образом, уличный карнавал, закрывающиеся проспекты по воскресеньям, трансвеститный кошелек, портал вакансий для негров, краска красных полос в городе, независимо от его достоинства, не могут быть «правами», потому что кому-то придется играть в них, и несправедливо по отношению к другим банкам ваш зонтик на Авенида Сумаре или ваше выпивание в блоке Вилы Мадалены, как вам это нравится. Так же, как и красивые женщины и ужасные женщины. Так же как и неравенство иметь умных людей и немых людей. Так же, как и неравенство, чтобы люди рождались с дарами и навыками и другими, родившимися без них. Вот информация, которая оставит вас апоплексическими: люди не рождаются равными. Это самая основная предпосылка всего человечества. Люди неотделимы друг от друга. Некоторые люди, естественно, умнее других. У некоторых есть больше навыков, чем у других. У некоторых есть больше физических способностей, чем у других. Кроме того, даже если бы двое детей родились с точно такой же степенью подготовки и интеллекта, сама семейная среда, в которой каждый растет, будет иметь важное значение для их формирования. Некоторые дети рождаются в близких, любящих семьях; другие рождаются в неструктурированных семьях, с алкогольными родителями, с наркотическими или разведенными. Вся разница уже начинается в колыбели, и, извините, чтобы сообщить, нет никакой социальной инженерии, которая могла бы это исправить. Генетические и семейные влияния на судьбу людей должны быть насильственно устранены, поскольку они, несомненно, влияют на возможности и делают их неравными. О да, уровень жизни чернокожих ухудшился или улучшился за последние десятилетия? Вы предпочли бы, чтобы чернокожие ухудшались, пока белые ухудшались, или вы предпочитаете, чтобы черные улучшались независимо от белых? Почему мы должны принимать неравенство между людьми, оправданными только по своему цвету? То есть, соглашаясь со всем вашим рождением и различными кроватями между людьми, это не оправдывает того, что они имеют один цвет, чем другой. Это не имеет смысла, и вы ничего не утверждаете. Неравенство людей на основе цвета - это несправедливое неравенство, в отличие от других неравенств, указанных вами. Это делает деньги, которые приносят пользу потребителям. Какой черный человек вы знаете, который приносит пользу миллионам людей и беден? Если вы знаете один, то на самом деле вы обнаружили рыночную неудачу. «это не оправдывает того, что у него есть еще один цвет». Мильтон Насименто, Джаван, Пеле, Лазаро Рамос и все певцы, актеры и черные футболисты намного богаче меня. По своей логике я, белый человек, страдал еще больше предрассудков. «Это не имеет ни малейшего смысла, и ничто из того, что вы говорите, не оправдывает этого». Прочтите две статьи, приведенные выше, и опровергте их. «Колониальное неравенство людей - это несправедливое неравенство, в отличие от других неравенств, которые вы указали». Видите ли, если парень продуктивен и ценен, и вы являетесь предпринимателем, тогда вы можете ограбить его от своего конкурента, предложив ему гораздо большую зарплату, чем он получает в настоящее время. Это принесет вам много пользы, и вы не будете получать большие прибыли, так как это также оставит вашего конкурента без хорошей рабочей силы. В подлинном капитализме, будучи расистом, плохо для бизнеса. Производит убытки и потери доли рынка. Он представляет собой сторону мотива, то есть строго экономическую сторону.

  • Если это прав человека, само правительство жертвует людьми.
  • Это косвенное убийство, совершенное правительственными маньяками.
  • Мы не имеем права защищать свою жизнь, имея пистолет у себя дома.
  • Наша жизнь находится в руках правительства.
Сегодня его много раз слышали.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека - ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

Права человека носят всеобщий характер - они основаны на принципе равноправия, т. е. равного объема прав для каждого человека. Это значит, что мера свободы одинакова для всех и ни у кого нет никаких привилегий в сфере права. Ни один человек в силу его субъективных особенностей - расы, национальности, веры, языка, пола, социального положения - не может быть ущемлен в правах.

Все права человека защищены законом (подумайте, каким в первую очередь). Даже государство не всевластно по отношению к правам человека, ибо не оно дарует их людям. Напротив: задача государства - признать и защищать эти права. Нарушение прав человека - это нарушение закона, произвол.

А теперь посмотрим на права с точки зрения ответственности самого человека.

Как мы уже определили, права человека - мера его свободы. А мера есть нечто строго просчитанное, взвешенное. Следовательно, права человека четко определены. Образно говоря, пространство свободы имеет свой предел. Оно открывает каждому широкий простор естественных возможностей и одновременно определяет их объем, границу. Не удивляйтесь: свобода имеет границу. Но эта граница не означает ограничения самой свободы, какого-либо ее ущемления. Напротив: границы, которые устанавливаются при помощи норм права, дают возможность сохранить настоящую, подлинную свободу. Ибо свобода без границ превращается в свою противоположность - беззаконие, произвол, вседозволенность.

Но какую границу мы здесь имеем в виду? В данном случае это права других людей: нельзя нарушать права других людей. Ваша свобода заканчивается ровно там, где начинается свобода другого человека. Юристы по этому поводу сформулировали мудрый афоризм: «Будь свободен сам и уважай свободу других!» Пожалуй, это и есть главная заповедь, лежащая в основе правовой культуры личности.

Мнения.

Вот что писал в своих лекциях по этике немецкий философ Иммануил Кант:

«Высшей среди… обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Оно неприкосновенно и нерушимо. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами! Право человека должно обеспечивать ему безопасность, оно сильнее всякого оружия и надежнее всех стен».

От идеи к юридическим нормам.

Мысль о естественном происхождении прав человека пришла к нам из глубины веков - из Древней Греции и Древнего Рима. Но наступление «эпохи прав человека», когда идеи становятся юридической реальностью, связывают с периодом буржуазно-демократических революций и крушения феодализма.

«Первооткрывателем» в борьбе за права человека считается Англия, и вполне обоснованно. Еще в Средние века, в 1215 г., яростно сопротивлявшийся король Иоанн Безземельный вынужден был подписать Великую хартию (грамоту) вольностей и признать ряд прав своих подданных, прежде всего возможность применения наказания свободных только по закону страны, по суду, а не по прихоти монарха. Таким образом, намного опережая свое время, Хартия встала на защиту прав человека потребовала, чтобы власть действовала по закону.

Следующие два документа стали крупнейшими вехами на пути к утверждению прав человека. Принятые более 300 лет назад, они поныне составляют основу основ неписаной английской конституции. А заложенные в них правовые идеи получили распространение по всему миру. Во-первых, это Хабеас корпус акт 1679 г. Свое название он получил от латинской фразы, которая в переводе звучит примерно так: «Ты должен доставить в суд личность (корпус) арестованного». В результате каждый задержанный получил право требовать доставки в суд. И только суд решал продлить арест или освободить. Таким образом, этот документ заложил юридические основы неприкосновенности личности, презумпции невиновности.

А в 1689 г. принимается документ с красноречивым названием - Билль (закон) о правах. Он укрепил роль парламента, способствовал утверждению конституционной монархии в Англии, внес огромный вклад в развитие прав человека, была установлена свобода слова и прений в парламенте, а также свобода выборов в парламент.

Именно в Европе впервые в истории цивилизации зародилось учение о естественном праве и были сделаны первые шаги к его закреплению в государственных юридических документах. Со временем естественно-правовые идеи находят свое воплощение и за пределами Европы. Так, в ходе антиколониальной революции 4 июля 1776 г. США провозглашают Декларацию независимости. Ученые считают ее первой в истории декларацией (заявлением, объявлением) прав человека. А в 1*87 г. была принята Конституция США, ставшая первой в истории писаной конституцией.

Наконец, нельзя не назвать выдающийся правовой документ времен Великой французской революции - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. В этом небольшом по объему документе (17 кратких статей) были гениально воплощены гуманистические идеи эпохи Просвещения - о свободе, равенстве, власти народа, роли закона и прав человека, о взаимоотношениях государства и гражданина. Декларация оказала огромное воздействие не только на весь последующий процесс развития права. Она способствовала становлению гуманистического мировоззрения современного человечества.

Декларация прочно основывалась на позициях учения о естественном происхождении прав человека. Это учение опрокидывало господствовавшие воззрения о государстве как верховной силе, наделенной правом распоряжаться судьбами людей по своему усмотрению и дарующей человеку некоторые права.

В связи с новым подходом к вопросу о правах человека Декларация ставила определенные цели перед государственной властью: обеспечить естественные и неотчуждаемые права человека - свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Понятно, что Декларация прав человека и гражданина должна была объяснить, что такое свобода. Ответ был замечательным по своей краткости и выразительности: свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть установлены только законом. А закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу. Все, что не запрещено законом, то дозволено.

Завершая краткое знакомство с документами, открывшими эпоху прав человека, не можем не отметить еще одну замечательную мысль, закрепленную в Декларации. В короткой преамбуле (вводной части) представители французского народа утверждали, что единственной причиной «общественных бедствий и порчи правительства» является «невежество, забвение прав человека или пренебрежение к ним» (обратите внимание на эти пророческие слова, не раз подтвержденные в истории). Поэтому должны быть созданы специальные документы, которые могли бы постоянно напоминать всем - и гражданам, и аппарату власти - о правах человека и служить всеобщим образцом права.

Общечеловеческие правовые документы.

Такие документы были созданы уже в XX в., после величайшей катастрофы, пережитой людьми, - Второй мировой войны. В ответ на преступления против человечества, совершенные фашизмом, ООН в течение ряда лет принимает объемный пакет документов общечеловеческого значения - их перечисление могло бы занять несколько страниц.

Основополагающими в этом пакете являются документы, получившие название Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).

Центральное место среди этих документов занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства, каждый человек и каждый орган власти должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к ее выполнению - так было решено на той исторической Ассамблее.

Идеал современного права или юридический документ?

Изучить Всеобщую декларацию прав человека можно только с ее текстом в руках. Прокомментируем ряд ее положений.

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Таким образом, в центре внимания Декларации находятся жизнь человека, его права и свободы. Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (см. ст. 1 и 2).

Знакомясь далее с Декларацией, вы поймете, что этот небольшой по объему документ (30 коротких статей и краткое вступление) фактически охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Соответственно разным сторонам жизнедеятельности условно выделяют определенные разновидности (осуществляют классификацию) прав и свобод: гражданские (личные), культурные, политические, социальные, экономические. Иначе говоря, изучая Декларацию, вы можете точно определить, какие у современного человека должны быть возможности в области культуры, политики, экономики и т. д. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться, как мы уже отмечали, каждый человек, все народы и все государства. Например, прочитав статью 15, вы поймете, что у вас, как и у каждого другого человека, есть право на гражданство и что никто не может лишить вас этого права или права изменить свое гражданство. Вместе с тем эта статья означает, что каждое государство должно принять соответствующие законы, где были бы закреплены все положения статьи 15. Только при таком условии человеку откроется возможность на практике осуществить свое право гражданства.

Документ.

Из Всеобщей декларации прав человека:

«Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 7. Все люди равны перед законом…

Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено… независимым и беспристрастным судом.

Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь…

Статья 15. Каждый… имеет право на гражданство.

Статья 17. Каждый… имеет право владеть имуществом.

Статья 18. Каждый… имеет право на свободу мысли, совести и религии…

Статья 21. Каждый… имеет право на участие в управлении своей страной…

Статья 22. Каждый… имеет право на социальное обеспечение

Статья 23. Каждый… имеет право на труд…

Статья 26. Каждый… имеет право на образование…

Статья 27. Каждый… имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества…

Статья 29. Каждый… имеет обязанности перед обществом…»

Внимательно ознакомьтесь с документом и определите, какие права можно условно отнести к гражданским (личным), политическим, экономическим, социальным и культурным.

Напоминаем, что всякая классификация прав человека условна. Права и свободы абсолютно едины и неделимы - так сказано в специальных постановлениях ООН. Нельзя считать, что какие-то права более важные, а какие-то менее важные. Великое историческое значение Декларации в том и состоит, что она определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав и свобод человека.

Завершается Всеобщая декларация прав человека статьей, в которой четко сказано об ответственности гражданина перед обществом (см. ст. 29). Это очень важное заявление, без которого Декларация потеряла бы смысл, не была бы правовым документом, ибо пропала бы необходимая связь между правами и обязанностями человека. Эта связь давно открыта человечеством. Нужно твердо уяснить: если вы имеете естественные, неотъемлемые права, то и каждый другой человек наделен такими же правами. Поэтому каждый из нас должен признавать и уважать права и свободы других людей, всегда поступать в соответствии со справедливыми требованиями «морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (см. ст. 29). Следовательно, мы несем ответственность за свободу другого человека.

Как видите, соблюдение моральных требований есть первейшее условие осуществления прав человека.

Мнения.

В связи с этим уместно привести слова русского философа Н. А. Бердяева (1874-1948) из книги «Философия неравенства»:

«…Декларация прав человека должна быть связана с декларацией обязанностей человека… Требование прав без сознания обязанностей толкало на путь борьбы человеческих интересов и страстей… Права человека предполагают обязанность уважать эти права. В осуществлении прав человека самое важное не собственные правовые притязания, а уважение к правам другого… Обязанности человека глубже прав человека, они и обосновывают права человека. Право вытекает из обязанности. Если все будут очень сильно сознавать права и очень слабо сознавать обязанности, то права никем не будут уважаться и не будут реализованы…»

А в заключение отметим, что Всеобщая декларация прав человека - это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства. Вместе с тем, поскольку в международном праве очень сильна роль обычая, во всех странах мира относятся к Декларации как к самому авторитетному юридическому документу, все ее статьи нашли отражение в конституциях демократических стран мира, в том числе и в Конституции РФ.

Следует отметить, что процесс распространения общепринятых норм в области прав человека («универсальных стандартов») постоянно развивается. В наше время создаются стандарты прав и определяются пути их защиты («механизмы защиты») применительно к различным районам (регионам) мира. Так, например, была принята Американская конвенция прав человека (1978), а еще раньше - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953). В настоящее время участниками этой конвенции (международного договора, соглашения) стали все члены Совета Европы (международной организации европейских государств) - их более 40, в том числе и Россия. Наша страна вступила в Совет Европы в 1996 г. и тем самым приняла на себя обязательства содействовать укреплению прав человека. Одним из главных механизмов защиты прав человека является Европейский Суд по правам человека - постоянно действующий Суд, образованный участниками Конвенции. Его решения обязательны для всех государств, входящих в Совет Европы.

Права и свободы человека и гражданина РФ.

Эти высшие ценности демократического правового государства, как было отмечено на прошлом уроке, закреплены

в главе 2 Конституции РФ. Причем каталог прав, изложенный в этой главе, отвечает самым высоким требованиям (как говорят, стандартам) международных документов по правам человека, в первую очередь рекомендациям Всеобщей декларации прав человека. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2.

Прежде всего подчеркнем, что единая система прав, закрепленная в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплен в статьях Конституции: гражданские (личные) права - в статьях 19-28, 45-54; политические права и свободы - в статьях 29-33; социальные и экономические - в статьях 36-42; культурные - в статьях 43-44 (см. схему).

Классификация прав, с которой мы вас познакомили, широко известна в науке, хотя и не является единственной. Существует также классификация, в основе которой лежит выраженная в правах свобода человека: свобода от… свобода для… . На этой основе все права предлагается условно разделить на три группы.

В первую включают права, которые лучше всего обозначить словом ограждающие : права на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др. Если вы вдумаетесь, то увидите, что эта группа прав, образно говоря, создает правовую крепость вокруг человека, защищает его от любого вмешательства в частную жизнь, в том числе со стороны государства и общества. Суть и предназначение этой группы прав состоит в том, что они обеспечивают человеку свободу от вмешательства других в его частную жизнь.

Вторая группа прав предполагает свободную активность самого человека: право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право участвовать в управлении государством, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию и др. Эта группа прав может быть реализована только в том случае, если человек сам активно действует, конечно не нарушая законов. Внимательно подумав, вы и сами сможете определить, что эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий.

И третья группа прав обязывает государство и общество заботиться о человеке, создавать ему социальную (общественную) защищенность: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень и другие права, которые принято называть социально-экономическими. Их можно еще определить так: они выражают защищенность человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни - от безработицы, бездомности, нищеты, беспомощности, немощности и т. д.

Надеемся, вы уже осознали, что все виды прав одинаково важны. И только в своей совокупности они открывают человеку свободу выбора, возможности полноценной, разносторонней деятельности во всех сферах общественной жизни.

Далее логично обратиться к обязанностям гражданина России. Сразу подчеркнем, что каталог основных обязанностей закреплен в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
  • обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
  • платить налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество (ст. 59).

Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность - хранить свое Отечество.

Юридические гарантии и система защиты прав человека.

Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать - осуществить, исполнить, претворить в жизнь?

На этот вопрос Конституция дает прямой ответ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймете главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь-, у вас есть право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.

Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определенная система органов защиты прав человека - механизмов защиты, как говорят юристы.

Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета - изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.

Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).

Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача - способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.

И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека - судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворен решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше - вплоть во Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтет необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.

Ситуация.

В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провел в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?

И все-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.

Права ребенка.

Ребенок располагает ровно тем же объемом прав и свобод, что и взрослый. И все-таки между ними есть различия, причем в пользу ребенка. И это понятно: ведь каждый ребенок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей - принципов) открыл «эпоху прав ребенка». Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».

Однако данная Декларация - это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Ее немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.

  1. закрепить правовой статус ребенка путем введения международного каталога его прав;
  2. закрепить обязанности государств-участников.

Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.

Далее излагался каталог прав ребенка. На первое место, конечно же, поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все то, что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.

Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребенка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Факты.

Эксплуатация детского труда широко распространена в мире и нередко непосредственно связана с торговлей детьми. Исследования, проведенные Международной организацией труда, подтвердили, что значительная часть детей вынуждена работать с самого раннего возраста. Детский труд считается наиболее тяжкой формой принудительного труда. Условия работы детей зачастую чрезвычайно неблагоприятны, а оплата их труда либо минимальна, либо отсутствует вообще. В ряде случаев эти дети лишены возможности получить образование.

Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребенка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребенка.

В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава - «Права несовершеннолетних детей» (гл. 11). Подробнее с ее содержанием вы познакомитесь на следующих уроках.

Проверьте себя

  1. В чем особенности юридических норм, которые принято называть правами человека?
  2. Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?
  3. Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что наша Конституция отвечает самым высоким требованиям международных стандартов по правам человека? (Приведите два-три аргумента.)
  4. Какая общая идея объединяет каталог основных обязанностей, закрепленных в нашей Конституции?
  5. В чем состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закрепленные в главе 2 Конституции РФ?
  6. Какой из «механизмов защиты» прав человека считается наиболее массовым и почему?
  7. Почему права ребенка отличаются от прав взрослого человека?
  8. Какой международный документ открыл «эпоху прав ребенка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять еще один правовой документ и какой?
  9. Как наше законодательство обязано было реагировать на принятие Конвенции о правах ребенка?

В классе и дома

  1. Утверждают, что человек ответственный - это и есть человек свободный. Объясните почему.
  2. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства ». Предлагаем вам, исходя из этого текста, обосновать известную мысль о том, что Декларация базируется на началах нравственности.
  3. Из Конституции РФ:
    «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст. 32, ч. 2);
    «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им…» (ст. 35, ч. 2);
    «Каждый имеет право на отдых…» (ст. 37, ч. 5).
    Опираясь на приведенную в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав человека (три группы), укажите, к какой группе относится право, названное в каждой из статей.
  4. Найдите в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, которые подтверждают ее идейную связь со Всеобщей декларацией прав человека.

Говорят мудрые

  • «В пользу свободы вопиет всякое право; но всему есть мера».
    Латинское юридическое изречение

Государственный университет – Высшая школа экономики

Юридический факультет

Кафедра административного и конституционного права

Контрольная работа

по конституционному праву зарубежных стран

Тема: Личные права и свободы человека: виды, содержание и правовое регулирование.

Выполнил:

Студент(ка)____1____курса

Заочной формы обучения

371________группы

Кириенко О.Н.____

Проверил:

К.ю.н. доцент __________

Патрикеев В.Е.__

Санкт – Петербург

План
Введение.

1. Виды прав и свобод человека.

2.Личные права и свободы человека

3. Ограничения прав и свобод

4. Юридическая защита личности

Заключение.

Список литературы.


Введение

Права и свободы человека наряду с вопросами устройства государства и организации власти - основной предмет регулирования большинства современных конституций.

В зависимости от различных оснований выделяются следующие виды классификации прав и свобод:

естественные и позитивные;

права человека и права гражданина;

личные, политические, социально-экономические, трудовые права, права в области культуры и образования.

Естественные права принадлежат человеку от рождения и неотделимы от человеческой жизни, например, право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную неприкосновенность и др. Теория естественного права возникла в Голландии в XVIII в. и оказала большое влияние на регулирование естественных прав в современных конституциях.

Существует два основных подхода к регулированию естественных прав :

Первый подход, определяет, что указанные права носят естественный характер, не порождаются конституцией, они очевидны, неотделимы от человека и не нуждаются в конституционном регулировании. Конституция должна закреплять другие права - политические, социальные и т. д. Данный подход принят в Голландии, некоторых скандинавских странах, отчасти в США, где конституции делают упор на политические и иные права. Подразумевается, что естественные права не нуждаются в конституционной поддержке;

При втором подходе естественные права - самые важные, потому их необходимо закрепить в конституции в первую очередь. Данный подход принят в странах, где основные права длительное время попирались, т. е. в странах, недавно освободившихся от авторитарных и тоталитарных режимов.


Виды прав и свобод человека

Позитивные права возникают в силу их закрепления в конституции и иных правовых актах, т. е. эти права производны от государства. К ним относятся, например, политические, экономические, социальные права.

Права человека не зависят от гражданства и принадлежат всем без исключения людям, проживающим в государстве. В основном это личные, естественные права.

Права гражданина принадлежат только гражданам государства - лицам, поддерживающим с данным государством устойчивую политико-правовую связь, которая подтверждается специальными документами и фактическим проживанием человека в стране. Только гражданам, как правило, принадлежат избирательное право, право создавать политические партии, право на доступ к государственной службе.

Личные права характеризуют статус человека как социально-биологического существа. Типичные личные права (они же зачастую и естественные):

право на жизнь;

право на свободу;

право на достоинство;

право на личную неприкосновенность;

равенство всех перед законом;

право на неприкосновенность частной жизни;

равенство мужчины и женщины;

право на неприкосновенность жилища;

право на свободу передвижения;

свобода мысли, совести, высказываний.

Личные права и свободы человека

Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда они закреплены не только в тексте Основного Закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил. Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а также решений судов. В тексте Конституции Французской республики 1958 г. ничего не сказано о правах личности, а только подтверждена Декларация человека и гражданина 1789 г. и преамбула предыдущей Конституции 1946 г . За этой отсылочной нормой стоят документы с богатейшим конституционино-правовым содержанием. Достаточно процитировать статью 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не конституционно». Права личности в Конституции США гарантируются Биллем о правах и другими последующими поправками, а не содержанием базового текста Основного Закона. Конституция Италии подробно перечисляет права, в том числе и экономические, но в целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем американец или француз. Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом государстве является стройная, четко разработанная система конституционно-применительных нормативных актов всех уровней. В любом государстве правовое положение личности во многом определяется экономической основой соответствующего государства. Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает в соответствии с принципами конституционализма самостоятельную реализацию их в действительности. Согласно классическим концепциям либерализма личность рассматривалась автономной по отношению к государству, если она выполняет перед ним все свои обязанности (уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов). В индустриальном обществе положение в значительной степени изменяется, так как государство, с одной стороны, регулирует определенные сферы деятельности гражданского общества, а с другой стороны, оно начинает осуществлять отдельные социальные функции (страхование по безработице, бесплатное начальное образование, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание), что создает для личности возможность добиться осуществления своих отдельных интересов через государство. Каждая личность считается независимой по отношению к другой личности. Это в свою очередь определяет индивидуализм общества, в основе которого лежит - свобода владения и распоряжения собственностью. Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность...

Эта индивидуальная свобода, как и это использование ее, образует основу гражданского общества. Для зарубежного конституционализма характерен дуализм правового статуса личности, которая выступает в соответствующих сферах либо как человек, либо как гражданин . Личность выступает как человек в сфере экономической (гражданское общество) и как гражданин - в сфере политической (политическая общность). Эта дуалистическая концепция, разделяющая личность на человека и гражданина и соответственно наделяющая личность правами человека и гражданина, воплощена в той либо иной степени во всех конституциях зарубежных стран, как старых, так и новых. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством.

В унитарных государствах существует единое гражданство, в странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство субъектов федерации. Гражданином становятся либо в результате рождения, либо в результате натурализации.

Утрата гражданства может иметь место в результате выхода из гражданства соответствующей страны (например, при натурализации), либо лишения гражданства в силу совершения определенных уголовных или политических преступлений. Политическая правоспособность гражданина - это способность быть субъектом государственно-правовых отношений, т.е. способность обладать правами и нести обязанности, предусмотренные нормами государственного права. Реализация этих возможностей при наступлении определенных обстоятельств есть политическая дееспособность. Субъектом как политической правоспособности, так и политической дееспособности может быть только гражданин данного государства.

Обычно в тексте основного закона содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения гражданина. В конституции Испании - это глава II «Права и свободы», в конституции Итальянской Республики - ч. 1 «Права и обязанности граждан»

Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами.

Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим личные права и свободы. Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. Западная теория часто рассматривает эту категорию прав и свобод как естественную, дарованную человеку не государством, а природой или богом. На практике эти права и свободы также носят позитивный характер, так как они имеют юридическую силу только тогда, когда порядок их применения устанавливается законом. Довольно многочисленные личные права и свободы можно условно подразделить на две основные группы: права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц, и права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны государства. Первая группа личных прав и свобод немногочисленна, причем некоторые из них содержат в себе юридические гарантии от произвола как со стороны отдельных лиц, так и государства одновременно. К их числу относится право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию. Особое место занимает право на свободу, которое обычно истолковывается как запрещение рабства и иных форм подневольного состояния. Согласно идеям «правового государства» и «правления права» государство не только обязано соблюдать свои собственные законы, но и не может допускать каких-либо актов произвола в отношении своих граждан. Государство дает гарантии, которые находят свое выражение в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбора места жительства и некоторых других. Неприкосновенность жилища предполагает защиту не только от произвольных обысков и выемок, постоя солдат, полицейских вторжений, но и защиту от произвольных действий со стороны отдельных лиц. Здесь можно усмотреть, помимо личных гарантий, одну из форм защиты частной собственности. Тайна переписки и телефонных разговоров в значительной мере обеспечивается закрепленным законом требованием в отношении правоохранительных органов получать специальное разрешение суда для перлюстрации писем и прослушивания телефонных разговоров. Одним из важнейших личных прав человека является свобода передвижения и выбора места жительства. Всеобщая декларация прав человека следующим образом формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» (ст. 13) . Среди других личных прав и свобод, предоставляемых законодательством человеку как физическому лицу, можно назвать право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний.

Ограничение прав и свобод.

Поскольку права и обязанности реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обуславливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничение диктуется, прежде всего, необходимостью уважения таких прав и свобод других людей, а также необходимостью уважения нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.

Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы) – законодатель в этом случае при формулировании необходимых ограничений прав и свобод связан с указанными в конституции целями ограничений - "свободы и права могут ограничиваться только законом в целях защиты свобод и прав других людей, правопорядка, общественной морали и здоровья" . Есть конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. "Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателей никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе".

В последнее время обозначились тенденции при формулировании в конституциях оговорок к правам и свободам, отсылающих к закону, четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования.

Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. "Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, лишается этих основных прав (ст.18 Основного закона ФРГ)".

Особенность немецкого конституционного регулирования основных прав человека - возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют права, и свободы для борьбы против свободного демократического строя могут быть лишены решением Федерального конституционного суда права на:

свободу печати;

свободу преподавания;

свободу собраний;

свободу объединений;

тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;

право собственности; право убежища.

Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.д.).


Юридическая защита личности

К юридической защите прав личности относится, прежде всего, это охрана свободы личности, которую обеспечивает правосудие . Так, например, ст. 66 Конституции Франции гласит: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения» . Речь идет о том, что закон не может иметь обратной силы, если на момент совершения деяние не являлось преступлением, или ответственность за него была, ниже, чем установленная позже. Также речь идет о том, что только обнародованный закон является действующим.

Стоит обратить внимание на то, что в конституционных документах Франции не закреплены случаи, когда закон имеет обратную силу.

«Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишние суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом» (ст. 9 Декларации).

«Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые» (ст. 8 Декларации).

Согласно ст. 4 законодатель вправе устанавливать "пределы осуществлению свобод", а также, согласно ст. 7 Декларации, основания и формы, соблюдение которых необходимо для ареста и содержания под стражей лица. Та же идея заложена в ст. 66 Конституции Франции в том, что касается свободы личности, и в ст. 34, согласно которой законом определяются преступления и деликты и меры наказания за их совершение. Но это касается не основных прав и свобод личности, так как те вообще неотчуждаемы и принадлежат человеку с рождения.

Третья поправка к конституции США предписывает: «Право людей на охрану личности, жильца, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным обещанием. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества».

Еще большее развитие данные требования нашли в Международном пакте о гражданских и политических правах, подписанного в Нью-Йорке в 1966 г.: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение» .


Заключение

В заключении хочу конкретизировать некоторые положения. Защита прав и свобод осуществляется на основании как норм, регламентируемых национального законодательства на основе норм международного права.

С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке. Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная программа законотворческой деятельности .

Неправильно думать, что основные права есть некие привилегии и правомочия. Сумма этих возможностей есть естественная свобода каждого человека, не зависящая от любого правопорядка. В общем, эта свобода не ограничена, и тот, кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободы действий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этому оправдательные причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод: они не должны нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам, установленным законом. Однако не индивидуум обязан оправдывать свои действия, когда он хочет воспользоваться одной из своих свобод, а государство, если оно хочет ограничить эту свободу.


Список литературы

1. Нормативно-правовые акты:

1.1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.

1.2. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.

1.3. Современные зарубежные конституции. Москва. Мос-ий Юр. Ин-т. 1992.

2. Книги

2.1. Иваненко В.А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

2.2. Конституционное право зарубежных стран. Т. 1. Из-во. БЕК. Москва. 1993 стр. 168

2.3. Права человека: Учебное пособие / А.Д. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др., под обшей ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. - Мн.: «ТетраСистемс», 2002, с. 236

2.4. Действующее международное право. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.-М.: изд. «МНИМП», 1997г.

2.5. Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон, 2001.


Иваненко В.А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. с 23

Конституционное право зарубежных стран. Т. 1. Из-во. БЕК. Москва. 1993 стр. 104

Права человека: Учебное пособие / А.Д. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др., под обшей ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. - Мн.: «ТетраСистемс», 2002, с. 89

Действующее международное право. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.-М.: изд. «МНИМП», 1997г.

Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон, 2001. стр 42