Обществознание в чем сущность правового государства. Соединение силы и справедливости. План изучения нового материала

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье, Руссо и другими либералами, которые феодальному произволу противопоставляли непререкаемость закона.

По другим причинам, которые слишком подробно рассматриваются в этой статье, Суд затем установил, что Конституция не позволяет Квебеку отделиться от Канады, не обсуждая условия этого отделения с другими провинциями Канады и федеральным правительством. Случай с Ронкарелли и Квебекский референс-справочник полезны, указывая на ряд фактов, касающихся важности верховенства закона.

Во-первых, обстоятельства, приведшие каждое из этих дел в Суд, показывают, что, хотя граждане Канады и федеральные и провинциальные правительства могут инстинктивно признать и признать компоненты верховенства закона как фундаментальные для нашего демократического общества, иногда отдельные лица или правительства принимают меры которые, преднамеренно или непреднамеренно, могут нарушать верховенство закона. Стремясь достичь других целей, избранным должностным лицам или правительствам особенно легко игнорировать или неверно истолковывать свои обязательства по верховенству закона.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обречённая на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строиться на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества.

Соответственно, мы не можем быть самодовольными и просто предполагаем, что, поскольку граждане Канады и правительства ценят верховенство закона, что правило обязательно будет соблюдаться без участия судов в его обеспечении. Во-вторых, эти случаи отражают четкое и повторное заключение Верховного суда Канады о том, что верховенство права имеет основополагающее значение для функционирования канадской правовой системы и что это правило должно соблюдаться и осуществляться на практике. Особое значение имеет признание Судами того факта, что верховенство закона воплощено в конституции Канады - высшем законе, который излагает наши правительственные структуры и полномочия и который определяет взаимосвязь между различными порядками правительства и канадским народом.

Понятие правового государства

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Другими словами, эти случаи говорят нам о том, что верховенство закона является не только основной ценностью нашей правовой системы, но и является основополагающим законным правом. Наконец, продемонстрировав готовность судов использовать верховенство закона для свертывания действий правительства, эти дела затрагивают суть верховенства закона - понятие, что все участники нашего общества, включая правительства, должны соблюдать законы и процедуры мы договорились.

В повседневной жизни мы часто сожалеем о том, что мы должны следовать правилам. Однако, понимая идею верховенства закона, мы видим, что правила, хотя и часто неудобные, фактически избавляют нас от невыносимых неудобств, которые неизбежно обеспечивали бы социальный порядок без объективных правил. Это не означает, что все наши действующие законы или правила являются совершенными, но существование этих объективных правил в конечном счете защищает нашу свободу. Хотя многие люди в мире по-прежнему борются с угнетением тиранического правителя, мы свободны от угнетения, по крайней мере частично, потому что мы правы по закону.

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Закон важен для общества, поскольку он служит нормой поведения для граждан. Было также предложено обеспечить надлежащие руководящие принципы и порядок поведения для всех граждан и поддерживать справедливость в трех ветвях правительства. Без закона был бы хаос, и это было бы выживание самого приспособленного и самого себя для себя. Не идеальный образ жизни для большей части.

Закон важен, поскольку он выступает в качестве ориентира относительно того, что принято в обществе. Без этого возникнут конфликты между социальными группами и сообществами. Мы всегда следим за ними. Закон позволяет легко принимать изменения, происходящие в обществе.

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

    производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;

    Общество - это «веб-отношения», а социальные перемены, очевидно, означают изменение в системе социальных отношений, где социальные отношения понимаются с точки зрения социальных процессов и социальных взаимодействий и общественных организаций. Таким образом, термин «социальные изменения» используется для обозначения желательных изменений в социальном институте, социальных процессах и социальной организации. Он включает изменения в структуре и функциях общества. Более тщательный анализ роли права в отношении социальных изменений приводит к различию между прямыми и косвенными аспектами роли права.

    режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

    высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

    Закон играет важную косвенную роль в отношении социальных изменений путем прямого воздействия на общество. Например: закон, устанавливающий обязательную систему образования. С другой стороны, закон во многих случаях косвенно связан с основными социальными институтами таким образом, который представляет собой прямую связь между законом и социальными изменениями. Например, закон, призванный запретить многоженство.

    Закон играет роль модернизатора и социальных изменений. Это также является показателем характера социальной сложности и сопутствующих проблем интеграции. Кроме того, подкрепление нашей веры в вековую панчаятскую систему, отмену отвратительных практик неприкасаемости, детского брака, сати, приданого и т.д. являются типичными иллюстрациями социальных изменений, происходящих в стране по законам.

    юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

    важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) прешать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

    Закон является эффективным средством или агентством, способствующим социальным изменениям в стране или в любом регионе в частности. Поэтому мы омолаживаем нашу убежденность в том, что закон имеет решающее значение для внесения изменений в структуру и отношения общества и продолжает оставаться таковым.

    Закон, безусловно, действовал как катализатор в процессе социальной трансформации людей, где разведение кастового неравенства, защитные меры для слабых и уязвимых секций, обеспечивающие достойное существование людей, живущих в неблагоприятных условиях и т.д. Являются яркими примерами в этом что касается. Социальные изменения связаны с изменением общества; его экономическая структура, ценности и убеждения, а также ее экономические, политические и социальные аспекты. Однако социальные изменения не влияют на все аспекты общества одинаково.

Признаки правового государства

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:

    верховенство права;

    верховенство закона;

    разделение властей;

    Хотя значительная часть социальных изменений обусловлена ​​такими существенными изменениями, как технология, новые модели производства и т.д. Необходимы и другие условия. Например, как мы уже говорили ранее, законный запрет неприкасаемости в свободной Индии не преуспел из-за неадекватной социальной поддержки.

    Тем не менее, когда закон не может привести к изменениям без социальной поддержки, он все же может создать определенные предпосылки для социальных изменений. Более того, после обретения независимости Конституция Индии предоставила далеко идущие руководящие принципы для перемен. Его директивный принцип предложил план новой нации. Отказ от кастовой системы, равенство перед законом и равные возможности для всех в экономической, политической и социальной сферах были одними из высоких точек Конституции Индии.

    признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;

    независимый суд.

Верховенство права

Верховенство права - один из важнейших принципов правового государства.

Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органом позволено только то, на что их уполномочил закон.

Взаимосвязь между законом и обществом. Теоретики традиционно утверждают, что существуют определенные широкие взгляды на основное уголовное право. Один набор таких ограничений касается видов поведения, которые могут быть законным образом запрещены. Правильно ли, например, криминализировать определенные действия на том основании, что большинство людей в своем обществе считают это аморальным? Другой набор ограничений, которые касаются того, что необходимо для установления уголовной ответственности, которая является ответственностью, независимо от содержания конкретного закона, нарушение которого находится под вопросом.

В РФ примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом.

Правовая система отражает всю энергию жизни внутри любого общества. Закон имеет сложную жизнеспособность живого организма. Мы можем сказать, что закон - это социальная наука, характеризующаяся движением и адаптацией. Правила не создаются и не применяются в вакууме, с другой стороны, они создаются и используются снова и снова с определенной целью.

Социальные правила принимаются членами общества. Неповиновение социальных правил сопровождается наказанием социального неодобрения. Нет никакого положительного наказания, связанного с нарушением правил, кроме отлучения или остракизма. С другой стороны, закон осуществляется государством. Цель закона - навести порядок в обществе, чтобы члены общества могли развиваться и развиваться с какой-то безопасностью в отношении будущего. Неповиновение государственных законов предусматривает наказание, которое налагается правительством властью государства.

Верховенство закона

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые в государстве, должны соответствовать законам и не противоречить им.

Разделение властей

Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанности власти правом, но и тем как она организована, в каких формах и какими органами она осуществляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах англичанина Джона Локка а также француза Шарля Луи Монтескье. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви власти должны быть разделены.

То, что не подлежит исполнению, не является законом. Закон - это система правил и руководящих принципов, которые осуществляются через социальные институты для управления поведением, где это возможно. Если вред криминализируется в законодательстве, уголовное право предлагает средства, с помощью которых государство может преследовать в судебном порядке преступника. Конституционное право обеспечивает рамки для создания права, защиты прав человека и избрания политических представителей.

Административное право используется для рассмотрения решений государственных органов, в то время как международное право регулирует отношения между суверенными государствами в сфере деятельности, начиная от торговли и окружающей среды, или военных действий. Таким образом, правовой ответ на данную социальную или технологическую проблему представляет собой серьезное социальное действие, которое может усугубить данную проблему или облегчить ее и помочь в ее решении.

В РФ осуществляется разделение властей, с одной стороны, по горизонтали, на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

С другой стороны, по вертикали, и проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ор­ганами государственной власти ее субъектов.

Говорить мягко не будет достаточно, чтобы отговорить правительства от подрыва законности, если они не знают, что у Комиссии есть большая палка, которую она не боится использовать. Но насколько эффективно это может быть на самом деле? Национальные правительства в Совете должны единогласно согласиться с тем, что на самом деле существует «серьезное и постоянное нарушение», прежде чем можно будет принять меры.

Однако финансовые санкции могут накапливаться в случаях чрезмерного дефицита и макроэкономических дисбалансов. Система не предназначена для решения вопросов верховенства права. Если табло будет эффективным инструментом для укрепления верховенства закона, Комиссии придется решать два вопроса. Во-первых, на табло нужны зубы. Правительства с серьезными проблемами верховенства права вряд ли будут реагировать на тихую дипломатию или даже называть и порицать, если это не подкрепляется угрозой санкции. Это даст Комиссии право начать разбирательство в отношении любой страны, у которой нет независимой судебной системы, что она еще не сделала.

Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека и общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его (ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство- неотчуждаемое право человека.

Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого либо влияния и от каких-либо государственных и общественных структур.

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право.

Такой ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вот почему правоведы подчеркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

  • во-первых, о том, что высшая цель правового государства - обеспечить права человека и гражданина,
  • во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства.

Несмотря на особые признаки (о них мы еще будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ дает все та же статья 2 Конституции РФ: обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обратите внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это дает?

Из истории (возможно, из СМИ и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить ее в надежные рамки закона.

Документ.

Вот в чем видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868-1920):

«Характеризуя правовое государство… надо признать, что основной [его] признак… заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер».

К ак вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены - признаны и защищены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твердо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости.

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших ученых Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427-347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, приходит к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Давайте обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» - так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Его ученик Аристотель (384-322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на его стороне. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», - жестко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106-43 до н. э.) пришел к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве.

Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632-1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдет позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескье (1689-1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724-1804). Он сформулировал категоричес

кий императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым., с разделением властей.

В конце XIX - начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828-1904), Б. А. Кистяковского (1868-1920), П. И. Новгородцева (1866-1924), С. А. Котляревского (1873-1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем… заповедь - уважение к правовой личности». И еще одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Мнения.

М. М. Сперанский (1772-1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своем труде «Введение к уложению государственных законов» писал:

«Законы существуют для пользы и безопасности людей…

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.

Начало и источник сих сил в народе…»

Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом - значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надежный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. « Закон суров, но это закон!» - с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрел новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти. Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в России, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Законодательная власть - парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ


Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы - внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти - проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть - самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) - защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов - конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей - исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках - какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового государства - это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

Специалисты указывают на необходимость коренного преобразования всех сторон общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. При почти безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство развивается медленно.

На пути к правовому государству предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы роста цен, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п. Вместе с тем ясно, что Россия не может слепо копировать западные образцы. Все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.

И еще одна серьезнейшая проблема - состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни. Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление - правовой нигилизм - скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность - в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка. Подумайте над этим.

1 кты. Когда-то в СССР можно было услышать утверждение, что в стране «перепроизводство» юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу. А юридические факультеты, где готовят юристов, прозвали «факультетами ненужных вещей».

В наши дни снова заговорили о «перепроизводстве» юристов. Однако существует устойчивая потребность в высококлассных специалистах этого профиля, причем повсюду - от парламента и правительства до отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

Как вы думаете, о чем это свидетельствует?

Проверьте себя

  1. В чем сущность правового государства?
  2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?
  3. Как вы понимаете смысл суждения, высказанного Цицероном, «право выше власти»?
  4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?
  5. Что вам известно о трех ветвях власти - законодательной, исполнительной, судебной?
  1. В своей книге «Закон» Платон утверждал: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит напрасно это имя».
    Раскройте смысл этого утверждения.
  2. Шарль Монтескье много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
    • Раскройте смысл каждого из приведенных положений:
      • в правильно устроенном государстве нет единой власти;
      • соединение власти в руках одного органа означает «ужасный деспотизм»;
      • если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.
  3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми вы познакомились) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясните, как вы понимаете: в чем состоит ответственность государства перед гражданином? В чем состоит ответственность гражданина перед государством?

Говорят мудрые