Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку.
Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
- Извозчик, на Выборгскую! - слышит Иона. - Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видитвоенного в шинели с капюшоном.
- На Выборгскую! - повторяет военный. - Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом.
Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
- Куда прешь, леший! - на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. - Куда черти несут? Пррава держи!
- Ты ездить не умеешь! Права держи! - сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
- Какие все подлецы! - острит военный. - Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
- Что? - спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
- А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
- Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
- А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
- Сворачивай, дьявол! - раздается в потемках. - Повылазило, что ли, старый пес?
Гляди глазами!
- Поезжай, поезжай... - говорит седок. - Этак мы и до завтра не доедем.
Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом.
Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выражающее его главную мысль?
2. Как называется описание природы в литературном произведении?
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки...
3. Укажите название изобразительного средства: Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение.
Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку.
5. Как называется изобразительное средство?
Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
2 вариант
1. Назовите род литературы, к которому относится произведение.
2. Как называется описание внешности героя литературного произведения?
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.
3. Укажите название изобразительного средства: Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
4. Как называется средство иносказательной выразительности?
Она (лошаденка), по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
5. Укажите название изобразительного средства:
Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
ОТВЕТЫ
1 вариант
1. эпиграф
2. пейзаж
3. сравнение
4. метафора // олицетворение
5. эпитет
2 вариант
1. эпос
2. портрет
3. эпитет
4. олицетворение
5. сравнение
Беспалова Ирина Владимировна
Место работы, должность:
Краснодарский край, Лабинск, МОУ СШ№2, учитель русского языка и литературы
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Все уровни образования
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
Предмет(ы):
Литература
Цель урока:
Задача: подготовка к ЕГЭ Цели: - продолжить формирование умения анализировать художественный текст -развитие представлений о жанровых особенностях рассказа - повторение теоретических понятий: композиция, рассказ, выразительные средства языка, пейзаж - «вытравлять из себя всякую душевную дрянность»
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
Используемое оборудование:
Оборудование: ИКТ, тексты, карточки, тесты
Краткое описание:
Ход урока.
1. Орг.момент.
Мотивация познавательной деятельности.
Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи , а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность ».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?Постараемся ответить на этот вопроссегодня на уроке.
Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колесапролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные, годы, месяцы, дни. Здесь он был оторван от Москвы, от любимого МХАТа, друзей, жены. Здесь он был наедине со смертельной болезнью и особенно отчетливо ощущал, как неизбежно и неотвратимо приближается развязка. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведетпереписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем... Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду, тяжелобольного человека .
Откуда она? Что питает ее? Конечно его творчество.
Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году.
2. Тема, цели.
Что значит быть одиноким?
Может ли человек быть одиноким среди людей?
Ощущаешь ли ты себя одиноким?
3.Актуализация знаний умений. Проверка Д/З
Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитатьрассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь.
Тест по тексту.
1. в какое время суток происходит действие? (вечер)
2. имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)
3. кто выслушал Иону? (никто)
4. кто жена Ионы? (сырая земля)
5. какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)
Итак, рассказ называется «Тоска»
В. Каково лексическое значение этого слова? Что такое, по-вашему, «тоска»?
Тоска ж.
Тоска ж
В. Прежде чем приступить к анализу данного произведения, давайте вспомним, что такое рассказ.
Рассказ - прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий; действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»)
Индивидуальная работа по карточкам.
Инструкция.
Время работы - 5 минут. На выступление-1 минута.
Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным.
Во время сдачи ЕГЭважно выполнить условие: выполнить работу за 4 часа. Значит умение выполнить задание в отведенное время это….(залог успеха на экзамене)
Карточка №1.
1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)
2.Выпишите реакцию собеседников.(сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй;сын помер- …..(ответа нет)
3.Как называется это выразительное средство? (повтор)
4.Прокомментируйте.
Карточка №2
1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)
2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).
3. Как называется это выразительное средство? (градация)
4.Сколько раз происходит это изменение? (3)
5.Прокомментируйте.
Карточка №3
1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся - толпы бегут - толпы снуют )
2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (3)
3.Прокомментируйте.
Карточка №4 .
1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
2.Как менялась эмоциональная окраска слова(от презрительного лошаденка, к нейтральному - лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)
3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная)
Прокомментируйте.
Вместе найти: мотив одиночества.
Чувство одиночества- одинок- тоска-тоска громадная- отдается тоске -тоска -ему невмоготу.
В. Какой художественный прием применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы? (градация, усиление через повтор, эмоциональная окраска слов, глаголы)
В. Ребята, а какая еще настойчиво повторяющаяся деталь нам встретилась в этом рассказе? (цифра 3)
В. В каком жанре постоянно встречается эта цифра? (сказка)
В. Может кто-нибудь обратил внимание еще на один оборот речи, сразу напомнивший народную песню? (сыра земля)
В. Как вы думаете, что хотел писатель нам этим сказать, ведь у Чехова каждая художественная деталь имеет значение? Может нам поможет это понять эпиграф? Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»
Кому повеем печаль мою?
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой,
Известна печаль моя.
Вывод: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади.
В .Прочитайте выразительно последнее предложение.Как вы объясните многоточие?
Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…
Самостоятельная работа.
Подчеркните в карточке то лексическое значение слова тоска , которое более всего подходит к рассказу Чехова.
Карточка №5
Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.
В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
Тоска ж
1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием//
2.разг. Скука, уныние,вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п.
Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»
Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность ».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?
Где жизнь? Хоть шелестом листа
Проговорилась бы она.
Но за спиною - пустота,
Но за спиною - тишина.
И страшно мне шагнуть вперёд,
Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,
Где память за руку берёт
И - нет небес.
Варлам Шаламов 1938 год
В. Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году, стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году и картиной современного художника Р.Веденеева, написанной в 2007 году.
(тема одиночества, учит сочувствию, пониманию человека).
Итак, Чехов стал для России и всего мира эталоном интеллигентности, стал человеком, который вопреки рутине, пошлости, безысходности жизни не позволяет себе отступлений от моральных норм, который подходит к себе с высочайшими нравственными требованиями и при этом необычайно мягок, деликатен по отношению к другим людям. В основе такой личности — неустанная духовная деятельность, спасающая ее от нравственной коррозии и духовного обнищания.
Итоги
Д/Зстр.27, вопр.7
Областное государственное казённое образовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 26»
МО учителей гуманитарного цикла
Тест по литературе
«Рассказы А.П.Чехова»
для 7 класса
Учитель литературы
Тулуповой Ларисы Сергеевны
Ульяновск, 2017
Аннотация
Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и может быть применена для проверки уровня усвоения содержания данных рассказов.
Инструкция
На выполнение теста даётся 20-25 мин. Указанное время и его вариативность обусловлены тем, что данное тестирование проводится в школе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, что увеличивает время, необходимое для прочтения и осмысления учащимися сформулированного вопроса. В общеобразовательной школе время на выполнение данного теста может быть сокращено до 15 мин.
Из предложенных вариантов ответов на каждый вопрос обучающиеся должны выбрать один верный. Ответ необходимо вписать в прилагаемый к тесту бланк «Ответы», который обучающиеся заполняют, вписывая Ф.И., класс и ответы. На бланке с тестом пометки не делаются!
За каждый верный ответ обучающийся получает 1 балл. Баллы суммируются и учитываются при выставлении оценки в соответствие с критериями оценивания теста (прилагается).
По окончании выполнения теста проводится его анализ с комментированием верных ответов.
Перед проведением теста учащимся даются разъяснения по технике его выполнения, а также даются некоторые советы:
Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. В случае, если вы сомневаетесь в ответе, следует перейти к следующему вопросу, а в конце работы вернуться к пропущенным заданиям.
На каждый вопрос вы даёте лишь один ответ.
Буквенное обозначение верного, на ваш взгляд, ответа необходимо внести в бланк «Ответы». Этот бланк необходимо оформить: указать Ф.И. (в род.падеже) и класс.
На выполнение задания отводится 20-25 минут. Успешного выполнения работы!
Ключ для проверки теста (ответы):
Критерии оценивания теста:
«5» - 14 - 15 баллов,
«4» - 10 - 13 баллов
«3» - 6 - 9 баллов
«2» - 1 - 5 баллов
«1» - 0 баллов
Бланк с тестом
1.В каком городе родился А.П.Чехов?
а) в Таганроге; б) в Тамбове; в) Туле.
2.На каком факультете университете он учился?
а) юридический; б) философский; в) медицинский.
3. Главный герой «Хамелеона»:
а) Очумелов; б) Овсов; в) Денис Григорьев.
4. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
а) разобрался в происшедшем; б) пожалел золотых дел мастера; в) узнал, чья собака.
5. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «ха-мелеоном»?
а) Очумелова; б) Хрюкина; в) Елдырина; г) повара; д) толпу зевак.
6.Смысл названия рассказа «Хамелеон» связан с тем, что:
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.
7. Портрет героя из «Злоумышленника»: «...Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза <...> имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос...» - свидетельствует о его:
а) бедности; б) лени; в) деловитости.
8. В каком преступлении обвиняли Дениса Григорьева?
а) с умыслом учиненное повреждение железной дороги;
б) воровство на железной дороге;
в) оскорбление личности.
9. Для чего использовали крестьяне гайки ?
а) укрепляли мебель; б) использовали в сельском хозяйстве; в) делали грузила.
10. Кому продает невода Митрофан Петров?
а) господам; б) крестьянам; в) попу.
11. Назовите профессию главного героя рассказа Чехова «Тоска» Ионы Потапова:
а) рабочий; б) извозчик; в) ювелир.
12. Какое горе, о котором пытается рассказать Иона Потапов, случилось в его семье:
а) умерла жена; б) сгорел дом; в) умер сын.
13. Кто в конце рассказа «Тоска» выслушивает историю Ионы Потапова:
а) военный; б) молодые люди; в) дворник; г) лошадь.
14. Назовите профессию героини рассказа Чехова «Размазня» Юлии Васильевны:
а) гувернантка; б) повариха; в) горничная.
а) постоянно жалуется на плохое самочувствие;
б) плохо и невкусно готовит;
в) не может постоять за себя.
Бланк для ответов
Тест по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»
учени____ 7 а класса _______________________________________________
Ответы:
1.__ 2.__ 3.__ 4.__ 5.__ 6.__ 7.__ 8.__ 9.__ 10.___ 11.__ 12.__ 13.__ 14.__ 15.__
Тест по литературе Тоска (А.П. Чехов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…
— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
— А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.
— Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай… — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется… Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой…
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выражающее его главную мысль?
2. Как называется описание природы в литературном произведении?
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки…
3.
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение.
4.
Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку.
5. Как называется изобразительное средство?
Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…
Задания с развернутым ответом
7.
8.
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите род литературы, к которому относится произведение.
2. Как называется описание внешности героя литературного произведения?
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.
3. Укажите название изобразительного средства:
Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
4. Как называется средство иносказательной выразительности?
Она (лошаденка), по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…
5. Укажите название изобразительного средства:
Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
Задания с развернутым ответом
7. Каким предстает Иона в данном эпизоде?
8. Сопоставьте фрагменты из произведений А.П. Чехова «Тоска» и И.С. Тургенева «Муму». Чем похожи переживания героев и их эмоциональное состояние?
Фрагмент произведения И.С. Тургенева «Муму»
Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели. Когда же на другой день Герасим вышел из каморки, в нем особенной перемены нельзя было заметить. Он только стал как будто поугрюмее, а на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания. В тот же вечер они оба с гусями под мышкой отправились к барыне и через неделю женились. В самый день свадьбы Герасим не изменил своего поведения ни в чем; только с реки он приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку; а на ночь в конюшне он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками.
Все это происходило весною. Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой… Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.
Ответы на тест по литературе Тоска (А.П. Чехов)
1 вариант
1. эпиграф
2. пейзаж
3. сравнение
4. метафора (олицетворение)
5. эпитет
2 вариант
1. эпос
2. портрет
3. эпитет
4. олицетворение
5. сравнение