Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. Неблагоприятные погодные условия

Абсолютно нелетная погода с точки зрения пассажира может быть лишь незначительным неудобством для летчика, в то же время вполне сносная погода в традиционном понимании может быть нелетной. Конечно, в последнем случае задержки и отмены рейсов вызывают вполне объяснимый гнев со стороны пассажира. На самом деле безопасному выполнению рейса могут препятствовать целый ряд метеорологических явлений. Часто бывает так, что рейсы одних авиакомпаний вылетают и садятся, а другие часами ждут погоды или вообще отменены. Мы уже затрагивали тему метеоусловий в , в этой статье мы более подробно поговорим от том, какая погода и как оказывает влияние на деятельность авиации, что такое метеорологический минимум и как экипаж принимает решение на вылет.

Итак, начнем с того, что прежде чем пытаться определить, летная погода или нет, нужно установить соответствующий критерий. Этот критерий называется метеорологический минимум , минимумы для взлета и посадки применяются в отношении скорости и направления ветра, видимости, нижней границы облачности, состояния ВПП.

Как таковых минимумов для полета по маршруту нет, но нельзя забывать, что существует ряд метеорологических условий, которые априори опасны для авиации, речь идет в первую очередь о грозах и сопутствующих явлениях, таких как град, молния, сильное обледенение, сильная турбулентность. Конечно, большинство гроз можно обойти, но если речь идет о фронтальных грозах, которые сплошной стеной тянутся на сотни километров, часто их обход не представляется возможным.

Как правило, когда говорят о минимумах, речь идет о минимальной видимости на взлетно-посадочной полосе и высоте принятия решения (ВПР). Высота принятия решения – это высота, на которой пилот обязан выполнить уход на второй круг если не видит ВПП.

Существует три вида минимумов:

  • Минимум воздушного судна.

    Это минимум, установленный производителем самолета, то есть перечень допустимых метеоусловий, при которых производитель гарантирует безопасную эксплуатацию самолета.

  • Минимум аэродрома.

    Это минимум установленный в данном аэропорту для каждой конкретной взлетно-посадочной полосы. Он зависит от установленного на аэродроме наземного радио-навигационного, свето-технического оборудования и окружающей аэропорт местности (в основном речь идет о рельефе и искусственных препятствиях).

  • Минимум экипажа.

    Минимум экипажа, это персональный допуск каждого пилота к выполнению полета в определенных метеоусловиях. Минимумы пилотов достигаются прохождением специальной программы тренировок и подтверждаются летными проверками.

Основное правило применения метеорологических минимумов состоит в том, что применяется наихудший минимум из трех: самолета, аэропорта и экипажа.

Приведем пример. Производитель самолета установил минимальную видимость на полосе при выполнении посадки для данного воздушного судна 200 метров, экипаж в результате проверок подтвердил свою квалификацию и имеет допуск к выполнению посадки при горизонтальной видимости 200 метров, однако для аэродрома, на который выполняется полет установлен минимум 800 метров. Как уже было сказано выше, выбирается самый худший минимум, то есть в данном случае будет применяться минимум 800 метров. Все предельно логично, в данном случае, несмотря на прекрасное оборудование воздушного судна и высокую квалификацию летчиков, аэропорт имеет менее продвинутое оборудование, которое не позволит выполнить заход на посадку с такой высокой точностью, поэтому итоговый минимум будет соответствовать минимуму аэродрома.

Поговорим подробнее о метеоявлениях, которые ограничивают деятельность авиации.

Видимость.

Наверное самая частая причина задержек по метеоусловиям – это ограниченная видимость . К этой группе мы отнесем такие метеоявления как туман, дождь, снег, пыль, дым, в общем, все, что так или иначе понижает видимость. С точки зрения авиации, не особо важно из-за чего ограничена видимость, основным параметром определяющим возможность выполнения взлета и посадки является дальность видимости на ВПП, или RVR (Runway visual range) . Вторым параметром минимума для посадки является высота принятия решения . Например, 60х550, где 60 метров – высота принятия решения, а 550 метров – дальность видимости на ВПП. Иногда добавляется третий параметр – высота нижней границы облачности.


Как уже говорилось, минимум аэродрома зависит в числе прочего от радио-навигационного оборудования ВПП, чаще всего от категории курсо-глиссадной посадочной системы ИЛС . Большинство российских аэропортов имеют базовую систему ИЛС первой категории, которая обеспечивает минимум 60х550 , часто аэродром вообще не оборудован ИЛС, тогда заход на посадку выполняется по так называемым неточным системам и минимум аэродрома значительно выше. Оборудование ИЛС второй категории на сегодняшний день установлено в нескольких аэропортах РФ таких как Уфа, Внуково, Новосибирск, Красноярск, минимум составляет 30х300 метров. И лишь три аэропорта имеют оборудование ИЛС категории IIIA, минимум для которых составляет 15х200 метров, это Шереметьево, Домодедово и Пулково.

Особый случай – горные аэродромы, здесь минимумы могут быть значительно выше несмотря на установленное наземное оборудование.

Если говорить о минимумах воздушных судов, то большинство самолетов иностранного производства, коих сегодня большинство, имеют допуск к выполнению полетов по категории IIIB и IIIC , то есть могут выполнять посадку в автоматическом режиме при видимости близкой к нулевой, однако в России пока ни один аэропорт не имеет соответствующего оборудования, что неудивительно из-за его огромной стоимости. Что касается летчиков, большинство из них имеет допуск к посадке по минимуму 15х200, реже можно встретить экипажи с допуском 60х550, как правило это те, кто лишь недавно выполняет самостоятельные полеты.

Минимумы аэропорта для взлета зависят в основном от характеристик свето-технического оборудования ВПП и препятствий вокруг ВПП и составляют как правило около 150-250 метров.

Ветер.

Обычно, ограничения по ветру – это ограничения установленные производителем самолета, очень редко правила аэропорта требуют корректировать эти значения в сторону увеличения. Скорость ветра раскладывается на две составляющие – боковую и продольную . Самолеты выполняют взлет и посадку против ветра , либо с небольшой попутной составляющей. Причина этому — безопасность, т.к. взлет и посадка против ветра позволяют значительно уменьшить скорости посадки и отрыва, а значит сократить дистанции разбега и пробега. Для большинства современных гражданских самолетов максимальная попутная составляющая ветра на взлете и посадке составляет 5 метров в секунду, а боковая около 17-18 метров секунду.

Скорость ветра 11 м/с раскладывается на две составляющие: боковую и попутнуя.

Боковой ветер представляет опасность, так как чтобы его компенсировать, необходимо немного развернуть самолет против ветра, на так называемый угол сноса , чем сильнее ветер, тем больше это угол. Пока самолет летит, снос проблем не вызывает, но в момент касания ВПП самолет приобретает сцепление с ее поверхностью и стремится двигаться в направлении параллельном своей оси, в это момент летчику необходимо резко изменить направление движения, что не всегда легко. Особую опасность представляет порывистый ветер, который может «поддуть» в самый неподходящий момент, создав большой крен, что в условиях близости земли очень опасно.


Посадка с сильным боковым ветром.

Напомним, что речь идет именно о составляющих ветра, разложенных для конкретного направления ВПП, само значение скорости ветра может быть значительно выше.

Ветер, который бы дул строго перпендикулярно ВПП со скоростью около 20 метров в секунду – явление нечастое, обычно такой сильный ветер связан с прохождением мощных циклонов. Что же касается ветра попутного, для абсолютного большинства аэропортов эта проблема решается элементарной сменой рабочего порога ВПП, однако есть ряд аэропортов, где такой возможности нет. Например, Сочи и Геленджик. Эти аэродромы расположены в непосредственной близости от гор, что исключает возможность взлета в сторону гор и посадки со стороны гор, то есть взлетать нужно на море. Если же ветер дует в сторону моря, часто попутная составляющая исключает возможность безопасного выполнения взлета. То есть, по сути, сесть можно, а вот взлететь уже нет.

Аэропорт Адлер города Сочи.

Состояние ВПП.

Если взлетно-посадочная полоса покрыта слоем льда, как ни крути, а взлетать и садиться нельзя. В авиации применяется такое понятие как коэффициент сцепления , замер которого регулярно осуществляется аэродромной службой, если же его значение падает ниже 0,3, ВПП не пригодна для взлета и посадки. В случае если имеет место боковой ветер, это пороговое значение корректируется в сторону увеличения. Коэффициент сцепления ниже 0,29 означает, что полоса покрыта слоем льда, снега или слякоти и требует очистки. Неблагоприятные погодные условия, такие как интенсивный снегопад или переохлажденные осадки могут сводить всю работу по очистке ВПП на нет, из-за чего аэродром закрывается на многие часы.

Как принимается решение на вылет?

Принятие решение на вылет — это исключительное право командира воздушного судна. Чтобы решить лететь или не лететь в первую очередь необходимо ознакомиться с метеорологической информацией по аэродромам вылета, назначения и запасным. Для этого применяются метеосводки фактической погоды METAR , которые выпускаются для всех аэропортов с периодичностью в 30 минут и прогнозы TAF , периодичность выпуска которых составляет как правило 3 или 6 часов. METAR и TAF в стандартной форме отражают всю метеорологическую информацию так или иначе значимую при полете на данный аэродром.

В качестве примера приведем METAR аэропорта Красноярска:

UNKL 181830Z 00000MPS 4600 BCFG SCT046 BKN240 11/09 Q1012 TEMPO 0500 FG RMK QFE733 29////65

Для непосвященного человека это лишь набор букв и цифр, однако пилоту достаточно одного взгляда, чтобы понять, что погода «не очень». В сводке закодирована следующая информация: на аэродроме Красноярск 18 го числа в 18 часов 30 минут единого времени существовали следующие условия: ветер – штиль, видимость 4600м, местами туман, рассеянная облачность на 1500 метров, разорванная на 800 метров, температура 11 градусов, точка росы 9 градусов, временами туман с видимостью 500 метров, давление 733 миллиметра ртутного столба, коэффициент сцепления на ВПП 0.65.

При принятии решения на вылет все рейсы условно делят на две категории: менее двух часов и более двух часов . Для рейсов менее двух часов разрешается не учитывать прогноз и вылетать в случае если фактическая погода в данный момент выше минимума. Если полет длится более двух часов, наоборот фактическая погода на аэродроме не учитывается, а решение принимается на основании прогноза TAF. К слову, российское законодательство позволяет принять решение на вылет, если погода на аэродроме назначения прогнозируется ниже минимума в том случае если имеются два запасных аэродрома с допустимыми метеоусловиям, однако этой возможностью пользуются редко, что вполне разумно.

Почему одни вылетают и садятся, а другие ждут погоды?

Причин много. Приведем примеры. Допустим, в Самаре прогнозируется туман ниже минимума, фактическая погода пока выше минимума. Рейсы из Москвы вылетают и садятся, а рейсы из Санкт-Петербурга задерживаются. Дело в том, что полет из Москвы длиться менее двух часов, и решение на вылет принимается исходя из фактических условий, а из Санкт-Петербурга лететь более двух часов, это означает, что вылететь можно будет только под прогнозируемое улучшение.

Одни сели, а другие ушли на запасной аэродром, почему? Опять же, разные самолеты, разные экипажи. Возможно, тот рейс, который ушел на запасной, выполнялся экипажем с плохим личным минимумом или самолет не был допущен к посадке в данных условиях. Кстати, даже два внешне одинаковых самолета одного производителя могут иметь разные ограничения, так например часть самолетов А320 допущено к эксплуатации при попутной составляющей ветра 7 метров в секунду, в то время как остальные имеют ограничение 5 метров в секунду.

Часто от пассажиров, ожидающих вылета рейса, задержанного по метеоусловиям, можно услышать высказывания вроде «я только что звонил своей тетке, она сказала, что никакого тумана нет и не было! Нас обманывают!». Спешим заверить, что никто никого не обманывает. Почему то многие граждане думают, что если в Шереметьево туман, то и вся Москва ровно по ее границе должна быть закрыта туманом. Отнюдь. Многие метеоявления носят очень локальный характер. Бывает так, что видимость на параллельных ВПП различается на несколько километров.

Ученые нам объясняют, что метеозависимость - это зависимость физиологического состояния организма и его реакция на воздействие метеорологических (погодных) факторов (давления, напряженности магнитного поля и т. д.) и влияние этого состояния на его работоспособность, т.е. это не нормальная реакция организма на изменение погодных условий. От метеозависимости достаточно сложно избавиться, потому что чаще всего такая особенность организма наследуется, и поэтому для изменения ситуации понадобятся значительные усилия, которые заключаются не только в регулярных походах в аптеку за медикаментами, но и внимательным отношением к образу жизни. Появились даже специальные термины - «метеолабильные люди», «метеопаты».

Врачами тонко подмечено, что сильнее всего на изменения метеоклиматических факторов реагируют люди с лабильной (подвижной) нервной системой, той самой «тонкой психикой», с «высокой рецепторной восприимчивостью» - они и по жизни более впечатлительны и ранимы. Другими словами, метеопатами чаще становятся холерики и ипохондрики.

Метеозависимые люди на любую смену погоды реагируют очень болезненно. Незадолго до резкого перепада температуры воздуха, атмосферного давления или приближающейся магнитной бури, у одних начинается ломота в суставах, у других ноет сердце и болит голова, у третьих "скачет" артериальное давление, у четвёртых обостряются хронические заболевания.

У здоровых людей смена погоды сопровождается быстрыми изменениями выработки гормонов, содержания тромбоцитов в крови, свертываемости крови, активности ферментов. Эти изменения - своеобразная защитная реакция организма на неблагоприятные условия. У больных же подобная перестройка организма запаздывает или не происходит вовсе. Тем не менее у людей, которые не чувствуют погоду, реакции на нее все же проявляются, хотя порой и не осознаются.

Поэтому метеочувствительность - это нечто другое. Около 75% людей «чувствуют погоду», существует даже анекдот про разыскивающую старого ревматика метеостанцию для увеличения точности прогнозов погоды. Мы постоянно контактируем с окружающей средой, чувствуем происходящие в ней изменения, кожей ощущая влажный вокруг нас воздух или сухой, холодно нам или жарко. Наша нервная система реагирует на изменения погоды: солнечное утро поднимает настроение, во время дождя мы грустим, а гроза может вызвать чувство тревоги. На изменения погоды реагируем не только мы. По некоторым поведенческим признакам животных, насекомых, птиц, можно определить ту или иную смену погоды. Например, птицы жмутся к домам, муравьи прячутся в муравейник - жди ненастья, кошка прячет мордочку - к похолоданию. Что это, как не метеочувствительность. Получается, что метеочувствительность, а иными словами, реагирование организма на любые изменения окружающей среды, является естественной нормой для всех живых существ.

Специалисты, занимающиеся проблемой метеозависимости, различают три степени зависимости физиологического состояния организма на воздействие метеорологических (погодных) факторов:


  • легкая степень (метеочувствительность) - проявляется только субъективным недомоганием;

  • средняя степень (метеозависимость) - проявляется выраженной метеочувствительностью в виде фиксируемых отчетливых объективных сдвигов: изменение артериального давления, электрокардиограммы и т. п.;

  • тяжелая степень (метеопатия) - наблюдаются резко выраженные нарушения, она проявляется пятью типами метеопатических реакций:


  1. сердечный тип - возникают боли в области сердца, одышка - изменяются показатели легочного дыхания, ЭКГ;

  2. мозговой тип - характеризуется головными болями, головокружениями, шумом и звоном в голове - изменения регистрируются при УЗИ сосудов, допплерографии

  3. смешанный тип - сочетание сердечных и нервных нарушений;

  4. астеноневротический тип - отмечается повышенная возбудимость, раздражительность, бессонница, изменяется артериальное давление;

  5. неопределенный тип - люди страдающие метеочувствительностью не могут четко локализовать проявления, которые проявляются общей слабостью, болью и ломотой в суставах, мышцах и т. п. - сочетается с повышением уровня лейкоцитов в крови и других факторов воспаления.

Как вы понимаете, прямая дорога при этом - к лечащему врачу, который будет подбирать лечение основного заболевания и проводить профилактику.

Истины ради, нужно отметить еще одно проявление метеочувствительного состояния - МЕТЕОНЕВРОЗ - разновидность невротического расстройства, когда человек при перепадах погоды действительно чувствует себя ужасно (раздражительность, плохое настроение, одышка, сердцебиение, головокружение), а реальные показатели здоровья (давление, кардиограмма, температура, анализы) в норме. Тут, конечно, кроме психолога никто помочь не сможет. Например, часто метеоневроз развивается у слишком впечатлительных людей под влиянием геомагнитных прогнозов. Если говорить проще, то метеоневроз - это фатальная зависимость настроения и самочувствия от того, какая за окном погода. Многие, страдающие метеоневрозом, даже жалуются, что им отказываются давать больничный лист и не признают нетрудоспособными в силу того, что все исследования и анализы показывают, что в организме все в порядке. Но пациент продолжает жаловаться. Проблема эта комплексная, потому что в этот момент у людей резко падает концентрация внимания, а отсюда повышается вероятность ошибок на работе и проишествий. Врачи приемных отделений травмпунктов тоже отмечают возрастание потока травмированных в дождливую или снежную погоду. И иногда гололед здесь вовсе не при чем...

Обратите внимание, как у вас меняется атмосфера в семье, когда за окном плохая погода. "Важней всего - погода в доме", не правда ли? Если у вас есть ребенок, помните, что все происходящее откладывается в детском подсознании, и уже в зрелом возрасте может привести к метеоневрозу. Потом можно всю жизнь обследоваться на самом современном оборудовании - и ничего не выявить. Разве можно измерить апатию, тоску или скуку? Конечно, нет.

Погода - такая погода...

Врачи-климатологи различают пять типов погодных условий, влияющих на здоровье человека:
.индифферентный , с незначительными колебаниями метеоусловий - когда человек не ощущает никакого влияния погоды на свой организм;
.тонизирующий - когда перемена погоды благоприятно влияет на человека, особенно на больных с хронической кислородной недостаточностью, с артериальной гипотонией, ишемической болезнью сердца, хроническими бронхитами;
.спастический тип проявляется во время резкого похолодания, когда атмосферное давление повышается и содержание кислорода в воздухе значительно увеличивается; тогда у людей с повышенным артериальным давлением могут появляться головные и сердечные боли, вызванные спазмами сосудов;
.гипотензивный тип погоды проявляется, когда в воздухе уменьшается количество кислорода: тогда у больных снижается тонус сосудов, гипертоники, например, чувствуют себя лучше в это время - давление у них понижается;
.гипоксический - когда наступает потепление и содержание кислорода опять же снижается; у людей в такие дни появляется и обостряется кислородная недостаточность.

"На погоду", в первую очередь, реагируют люди с кардиологическими проблемами.

Об этом свидетельствует статистика обращений населения за скорой медицинской помощью в различных городах России. В те дни, когда проявляются аномальные значения хотя бы одного из метеорологических факторов - атмосферного давления, геомагнитных возмущений, температуры воздуха, влажности, скорости ветра, резко возрастает количество вызовов к больным к гипертоникам и ишемической болезнью сердца.

Резко ухудшается самочувствие у людей, страдающих атеросклерозом, перенёсших инфаркт или инсульт. Даже незначительная перемена погоды вызывает болезненную реакцию у пациентов с заболеваниями лёгких, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Такой фактор, как высокая влажность обостряет бронхо-легочные и воспалительные и заболевания. Изменение магнитной обстановки способствует замедлению кровотока по капиллярам. Если давление в сосудах внезапно падает, то срабатывает рефлекс, предохраняющий организм от остановки кровообращения. С одной стороны, это спасает организм от гибели. С другой, заметно ухудшает самочувствие. Поэтому-то лечение метеозависимости должно начинаться с диагностики и лечения хронических заболеваний.

Способы борьбы с метеозависимостью

Лица, страдающие тяжелой метеозависимостью, должны находиться под специальным диспансерным наблюдением. Стоит отслеживать, в каких СМИ передают прогноз погоды и предупреждают о неблагоприятных для тех или иных заболеваний метеорологических явлениях. Если прогноз неблагоприятен, то необходимо принять заранее прописанные врачом лекарства. Еще раз отмечу, что самолечение в таких случаях - недопустимо!

При гипоксических реакциях, нужно увеличить время пребывания на свежем воздухе. В теплое время года в утренние и вечерние часы совершать дальние пешие прогулки, заниматься дыхательной гимнастикой, принимать тонизирующие средства (настойка элеутерококка, лимонника или корня женьшеня), а также пить чай и кофе. При спастических реакциях, наоборот, нужно уменьшить физические нагрузки, отказаться от любых стимуляторов (алкоголя, кофе), избегать стрессовых ситуаций, принимать успокаивающие средства. Замечено, что если человек систематически занимается спортом, то организм начинает хорошо переносить кратковременные подъемы артериального давления. Он не реагирует и на магнитные бури, и на вспышки на Солнце.

При резкой смене погоды врачи рекомендуют избегать напряженной умственной работы, способной вызвать переутомление, следует уменьшить физическую активность, выспаться. Также в эти дни не стоит объедаться, особенно мясной, жирной и жареной пищей, тем более надо исключить острые приправы и алкогольные напитки. И тогда дождь повысит вам настроение, и принесет общий настрой на позитив!

Я считаю, в ноябре каждый порядочный человек должен от трёх до десяти дней проваляться в депрессии. Если вы почему-либо не валяетесь, как алюминиевая ложка, это говорит о недостаточно тонкой душевной организации. Ноябрьская депрессия обязательна для всякого интеллигентного человека, как рождественский пост для христианина.

Марта Кетро, «Справочник по уходу и возвращению»

» - факт неприятный, но иногда имеет место быть. И при всем негодовании пассажиров и желании таки улететь, есть определённые условия, когда принимается решение взлетать или не взлетать.

Что интересно, представление о «нелётной погоде» у пассажиров и пилотов иногда может очень различаться. Что для пассажира «сильный туман», для пилота может оказаться «пеленой, над которой светит яркое солнце». И точно также, то, что для пассажира «нормальная погода», для пилота «невозможность посадить самолёт в точке назначения из-за сильного бокового ветра и обледенения полосы».

«Нелётная погода» - это не просто природное явление, как ливень, сильный снегопад или туман.

Под этим термином подразумевается несколько факторов, таких как:

Технические параметры самолёта,

Техническая оснащенность и состояние конкретного аэропорта,

Профессиональная подготовка пилотов,

Непосредственно метеоусловия.

Технические параметры воздушного судна - это установленные производителем данные, при которых возможна безопасная эксплуатация самолёта. То есть, например, если аэропорт оснащён отлично и может принимать рейсы в сильный туман, а какой-то конкретный самолёт не оснащён достаточно современными приборами навигации для посадки в условиях очень низкой видимости, в таком случае рейс не может быть выполнен. Так как не может быть гарантирована 100% удачная посадка, и это представляет угрозу для пассажиров и экипажа. Грубо говоря, самолёт по приборам может «не увидеть» взлётно-посадочную полосу.

аэропорт Мальдив представляет собой одну взлётно-посадочную полосу на острове в открытом океане.

Взлетно-посадочная полоса в аэропорту Хулуле, Мальдивы

Есть аэродромы, оснащённые самыми последними техническими новинками, и они могут принимать рейсы в условиях практически нулевой видимости. А есть аэропорты, где минимальная видимость должна составлять, например 600 или 800м. И даже, если самолёт оснащён по последнему слову техники, в условиях плохой видимости в данный аэропорт рейс не может быть выполнен.

При выполнении любого рейса, естественно, берётся во внимание профессиональная подготовка пилотов. Недостаточно, чтобы самолёт был «последней моделью со всеми техническими новинками». Было бы неплохо, если бы пилоты умели этими самыми новинками пользоваться и имели подтверждающие документы. Тогда, «и в туман улетим, и в дождь сядем».

Ну и самое интересное - погода.

Под метеоусловиями мы пассажиры, как правило, подразумеваем сильный ливень или снегопад, сильный ветер, град, молнии, туман.

Для пилотов определяющими являются три фактора:

Состояние взлётно-посадочной полосы,

Видимость,

Состояние взлётно-посадочной полосы - это как состояние самой полосы, так и следствия погодных условий на эту полосу, такие как обледенение или сильный снегопад, который может свести на нет всю работу по очистке полосы. В таких условиях, взлёт-посадка может быть невозможной.

На видимость влияет туман, дождь, снег, пыль, дым, в общем, всё то, что эту самую видимость понижает. И не так важно, что именно стало причиной плохой видимости. Главное, насколько хорошо в конкретных условиях видно взлётно-посадочную полосу.

Здесь ещё нужно уточнить такой момент как высота принятия решения или, как называют, точка невозврата - это та высота, до которой при снижении пилот ещё может уйти на второй круг. То есть до этой высоты пилот должен принять решение, может ли он осуществить посадку или вынужден снова набрать высоту.

Ветер - очень важный фактор, влияющий на решение «взлетать или не взлетать». Опасность может представлять боковой ветер, так как для его компенсации приходится самолёт немного разворачивать против ветра. А при посадке, в момент сцепления с взлётно-посадочной полосой, самолёт нужно резко развернуть и направить вдоль оси посадочной линии, что бывает сложно сделать.

Также большое значение имеет направленность ветра. Самолёты взлетают и садятся против ветра. Это сокращает дистанцию разбега и пробега, то есть позволяет раньше совершить отрыв во время взлёта или быстрее снизить скорость самолёта во время посадки.

Но есть аэропорты, где невозможно изменить направленность взлёта/посадки из-за географических особенностей. Например, с одной стороны взлётно-посадочной полосы море, с другой - горы. Если ветер дует в сторону моря, тогда осуществить посадку возможно (в сторону гор), а вот взлететь уже нет (попутный ветер не дает возможности быстро оторваться от земли). По этому, пассажирам иногда непонятно, почему одни самолёты летают (то есть приземляются), а другие нет (то есть не взлетают).

Есть ещё один нюанс в вопросе «лететь-не лететь». Все рейсы делят условно на 2 категории: продолжительностью полёта до 2-х часов и более 2-х часов. В первом случае (на короткие дистанции) пилотам разрешается ориентироваться на фактическую погоду и не учитывать прогноз. Во втором же варианте (длинные дистанции) ориентируются, в первую очередь, как раз на прогноз, а уже потом смотрят на фактическую погоду на аэродроме.

Окончательное решение о взлёте-посадке всегда принимает командир воздушного судна.

И если он решает не лететь, поверьте, это для вашего же блага.

Не вините ни авиакомпанию, ни пилотов, ни аэропорт, а поблагодарите всех за свою жизнь.

Путешествуйте безопасно!

И хорошего вам отдыха!

Как влияет на стрельбу погода, известно, по всей вероятности, еще меньше, чем о влиянии других факторов. Существует множество разнообразных соображений и теорий относительно того, как лучше всего стрелять в ветер и при изменении освещения, но единственное, что можно сказать об этих теориях - это то, что некоторые из них иногда оказываются правильными. Однако большая часть этих теорий основана на рассмотрении влияния на стрельбу какого-то одного погодного фактора. По правде говоря, никакая формула или положение не могут достаточно точно предсказать влияние погоды на результаты стрельбы.

Очевидно, погода - явление еще более сложное, чем мы можем предположить. Вероятно, по этой самой причине синоптики, располагая широко разветвленной по всему миру системой сбора информации, такими исключительно чувствительными устройствами, как искусственные спутники, и самыми совершенными вычислительными машинами для обработки полученных данных, все-таки не могут предсказать погоду более чем с 70%-ной вероятностью. В наше время все еще невозможно учесть влияние всех факторов, из которых слагается погода. В нашем довольно упрощенном изложении мы коснемся почти не поддающихся учету взаимосвязей между скоростью ветра, его направлением, плотностью воздуха и ее неравномерностью, температурой, влажностью, воздушным давлением, влиянием рельефа местности на направление ветра, влиянием сооружений стрельбища на воздушные потоки, соотношением отражения и поглощения тепла на различных участках стрельбища и рефракцией света при изменении температуры окружающего воздуха. Мы не всегда будем прямо называть все перечисленные выше факторы, но, конечно, будем их подразумевать, говоря о разных аспектах влияния погоды. Мы уверены, что все перечисленные выше факторы оказывают непосредственное влияние на стрельбу, что существуют еще и дополнительные факторы, о которых мы не подозреваем. Совершенно ясно, что если бы мы вывели математическую формулу, учитывающую все эти переменные, то для ее решения понадобилась бы сложная вычислительная машина, имеющая чувствительные входные устройства на каждом стрельбище, но стрелок и тогда не смог бы синхронизировать свои действия с текущими результатами работы ЭВМ. Правда, реальность такой ситуации весьма проблематична.

Если наука может предсказывать события на базе известных переменных, то стрелок сталкивается при оценке влияния погоды с таким количеством взаимосвязанных переменных, что его анализ не может иметь ничего общего с научным методом. "Чувство" погоды все еще остается искусством, а не наукой. Следовательно, мы не можем предлагать какую-то одну или серию формул для предсказания влияния погоды на стрельбу. Мы могли бы предложить математическое выражение для какого-то частного случая, но должны иметь в виду, что это выражение является не средством учета влияния погоды, а инструментом, которым можно пользоваться только в сочетании с множеством других подобных инструментов. И действительно, формулы, основанные на всяких "средних" и "сильных" ветрах и пр., почти бесполезны в условиях международного соревнования, когда гораздо легче оценить влияние погоды, произведя пару пробных выстрелов. По этой же причине бесполезно исследовать влияние массы факторов на баллистику и учитывать влияние ветра. Это не представляет практической ценности для стрелка, который, участвуя в реальном соревновании, соображает, сколько щелчков ему нужно сделать, чтобы привести среднюю точку попадания в десятку. Практическая стрельба в ветер - лучший способ научиться учету влияния ветра. Здесь мы еще раз хотим повторить аксиому, которая лежит в основе многого уже сказанного в этой книге: неважно, как много у вас опыта (т.е. как долго вы стреляете), важно, какие выводы вы для себя сделали.

Следующий материал разбит на три раздела, посвященных ветру, миражу и осадкам. Разделение ветра и миража, вероятно, довольно искусственно, но мы это сделали сознательно для удобства рассмотрения. В действительности оба этих фактора очень тесно взаимосвязаны.

ВЕТЕР

После того как пуля покинула ствол, ее направление изменяют две основные силы - тяготение и ветер. Сила тяготения начинает действовать, едва пуля покинула ствол. Таким образом, пуля, выпущенная из винтовки в направлении, параллельном земле, упадет на землю с той же скоростью и через такое же время, что и пуля, просто упавшая на землю с этой высоты. Если уж мы заговорили о практических вещах, то напомним, что сила притяжения - величина постоянная и всегда отклоняет пулю вниз в вертикальном направлении, которое всегда строго определенно. Поскольку это так, стрелку не нужно вносить никаких изменений в прицел. Однако сила и направление ветра непостоянны и заранее не заданы, а потому доставляют большинству стрелков массу неприятностей.

Попутный или встречный ветер (действуя совместно с силой тяготения) приводит к необходимости внесения в прицел только вертикальных поправок. Если пуля летит строго навстречу ветру, ее скорость уменьшается, и пробоина в мишени будет расположена ниже. Если пуля летит по ветру, ее скорость возрастает; для действия силы тяготения остается меньше времени, и пробоина в мишени будет расположена выше. Но на стрельбищах практически никогда не бывает строго встречного или попутного ветра. Обычно ветер дует наискось или поперек линии огня и, как мог убедиться каждый, изменяет направление полета пули. Сильнее всего влияет горизонтальный поперечный ветер - при этом пуля во время полета отклоняется вправо или влево. Этот ветер вызовет также и некоторое вертикальное смещение, зависящее от направления вращения пули и направления ветра. Вращение пули приводит к образованию зон вакуума и повышенного давления, поэтому влияет на траекторию полета гораздо больше, чем мы полагаем. (Точно так же вращение бейсбольного мяча вызывает искривление и другие изменения его траектории после удара хорошего игрока.).

Непостоянство ветра имеет двойной характер - ветер непостоянен и во времени, и в пространстве. Когда вы смотрите при умеренном ветре на озеро или пруд, обратите особое внимание на то, как ветер влияет на поверхность воды. В любой момент можно увидеть, что одна часть поверхности гладкая, как зеркало, а другую в это же самое время рябит ветер. Более того, в один и тот же момент ветер в разных частях озера будет иметь прямо противоположные направления. Кроме того, эти участки поверхности (где дует ветер) будут постоянно менять очертания и размеры. Теперь представьте себе стрельбище, и вам сразу станет ясно, как причудливо и противоречиво изменяется сила ветра, влияющего на сравнительно низкую траекторию при стрельбе лежа.

Для того чтобы лучше представить себе поведение ветра на небольшой высоте над поверхностью земли, понаблюдайте когда-нибудь за кромкой надвигающегося тумана или низко стелющимся облаком. В нескольких футах над землей туман движется самым беспорядочным образом, наступая, отступая, поднимаясь, опускаясь и свиваясь под действием слабого ветра, который, казалось, ведет себя одинаково в разных местах кромки тумана. Стоя лицом к ветру, который дует с большой скоростью, тоже можно ощущать его непостоянство. Задача стрелка в том, чтобы произвести выстрел в момент, когда ветер в наименьшей степени может влиять на движение пули от дульного среза ствола винтовки до мишени. Сейчас мы поговорим о том, какими возможностями располагает для этого стрелок.

Снаряжение

Как бы это ни казалось странным и противоречащим здравому смыслу, но, видимо, каждая винтовка противостоит влиянию ветра по-своему. На пули, выпущенные из одних винтовок, ветер почти не влияет; пули, выпущенные из других винтовок, под действием ветра отклоняются на несколько градусов. Почему это происходит? На этот счет у нас есть несколько теорий, но ни одну из них мы здесь не приводим, потому что у нас нет достаточно убедительных доказательств. Не вдаваясь в объяснения, можно сказать одно - работая тренерами в течение многих лет и наблюдая в зрительную трубу за результатами стрельбы, мы пришли к твердому личному убеждению, что существуют винтовки "для ветра", на стрельбу из которых он влияет в наименьшей степени. Это мнение не такое уж новое, и многие конструкторы оружия в течение последних лет работали и работают над созданием таких винтовок "для ветра", правда, насколько нам известно, они еще не достигли в этом деле полного успеха. Одни конструкторы подбирают материалы для стволов, другие считают, что дело в особенностях конструкции и изготовления. Не подлежит сомнению, что в скором времени будут разработаны принципы конструирования и изготовления таких винтовок "для ветра". Недавно один конструктор оружия из Южной Африки заявил, что нашел ключ к решению проблемы и есть сведения, что это действительно так, но его способ остается секретом, и, кроме того, у нас еще не было ни одной его винтовки, чтобы ее испытать и исследовать.

Поставив сравнительно простой эксперимент, можно получить доказательство того, что есть винтовки с повышенной устойчивостью к воздействию ветра. Этот эксперимент мы уже не раз проделывали, и вы можете его повторить. Два одинаково сильных стрелка располагаются рядом, их винтовки максимально точно пристреляны при полном безветрии, у них одинаковые прицельные приспособления и тарели прицелов с одинаковыми диаметрами отверстий. При проведении эксперимента окажется, что для одинакового изменения ветра стрелкам для внесения поправок в прицелы своих винтовок придется делать разное количество щелчков, даже если известно, что у прицелов была одинаковая калибровка. Результаты эксперимента останутся прежними и в том случае, если стрелки поменяются местами и поменяются винтовками. Конечно, такой эксперимент не всегда даст те результаты, о которых мы говорили, так как большинство винтовок выпускается партиями и в пределах одной партии все винтовки более или менее одинаковы. Но даже среди винтовок одной партии могут встретиться как исключительно устойчивые к воздействию ветра, так и совершенно неустойчивые.

Большинство винтовок "для ветра" отличаются высокой точностью изготовления ствола и отличной кучностью боя. Однако отличная кучность в безветрие еще не гарантирует, что на стрельбу из этой винтовки ветер будет влиять слабо. Почти все "ветроустойчивые" винтовки отличаются исключительной точностью боя, но не все исключительно точные винтовки "ветроустойчивы". Если стрелок, приобретая винтовку, лишен возможности предварительно испытать ее в ветер, ему нужно выбрать винтовку с предельно высокой кучностью боя, полученной в безветрии. Это означает, что ему нужно выбрать самую точную винтовку и подобрать для нее патроны, обеспечивающие наибольшую кучность боя. При стрельбе малокалиберными патронами у стрелка нет иного выхода, кроме как купить патроны лучшей марки и подобрать для своей винтовки лучший номер серии патронов этой марки.

При стрельбе из крупнокалиберной винтовки дело обстоит сложнее. Здесь нужно подбирать не только марку и номер партии патронов, но и вес пули, ее форму, поперечник рассеяния и скорость, то есть учитывать все факторы, влияющие на устойчивость пули к воздействию ветра. Полезно напомнить, что фактор скорости заключается не только в начальной скорости вылета пули, но еще и в постоянстве скорости, с которой пули проходят мишень, и в том, чтобы пуля в минимальной степени теряла скорость в районе мишени. Верно, что пули с большей начальной скоростью и (или) большим весом меньше отклоняются ветром, но это качество может быть сведено на нет увеличением рассеяния, связанного с повышением скорости и веса. Иначе говоря, на более быструю и тяжелую пулю в меньшей степени влияет ветер, но это ничего не стоит, если у патронов большой разброс. В то же время стрельба даже в сильный ветер менее тяжелыми и менее "быстрыми" патронами принесет гораздо больше очков, если эти патроны в штиль имеют исключительно малое рассеяние, а стрелок внимательно следит за ветром. Разумеется, это произойдет только, если пули по своей конструкции не обладают повышенной чувствительностью к ветру. Обычно различия в конструкции пуль не столь значительны, а вызванное этим изменение чувствительности к ветру не столь велико. Следует также отметить, что изменения веса и конструкции пули в патронах центрального боя требуют изменения и в конструкции ствола, если стрелок хочет извлечь максимум преимуществ из применения этих новых для него патронов.

Как бороться с влиянием ветра

Поскольку борьба с ветром является больше искусством, чем наукой, то нет ни одной явно выраженной комбинации факторов, знание которой гарантировало бы стрелку полный успех. В общем, справедливо, что на каждом стрельбище своя особая ветровая обстановка и свои индикаторы ветра. Правильно и то, что на одном и том же стрельбище на разных стрелковых местах ветер ведет себя по-разному в зависимости от направления, скорости, устройства сооружений стрельбища, а возможно, и от других факторов. Следовательно, стрелок, который хочет научиться учитывать ветер, должен совершенствоваться час за часом и день за днем. Чтобы добиться успеха, ему нужно изучить все без исключения ветровые индикаторы, присущие данному стрельбищу. Эти индикаторы не только флажки, но и движение травы, листьев деревьев, пыли, облаков, миража и всего того, что может указывать на наличие ветра. Все эти индикаторы следует изучать в связи с влиянием ветра на пули, выпущенные из винтовки либо самим стрелком, либо другими, за результатами стрельбы которых он может наблюдать с помощью зрительной трубы. Со временем стрелок приобретет опыт и научится "читать" изменение состояния этих многочисленных индикаторов, что позволит ему очень точно учитывать ветер. Какой индикатор самый важный? На этот вопрос уверенно ответить невозможно, так как в различных условиях индикаторы работают по-разному. Как уже отмечалось раньше, к числу самых надежных индикаторов можно отнести движение всего, что близко к поверхности земли: высокой травы, кустов, листьев деревьев и др. (но только в том случае, если они находятся именно перед стрелком). Если в интересующем стрелка месте перечисленных выше индикаторов нет, то следующей по важности становится вторая группа индикаторов: все, что лежит на поверхности земли,- пыль, сухие листья и т. д. При отвесном освещении хорошим индикатором является мираж, обычно он и есть первый указатель изменения направления ветра (см. раздел "Мираж"). Ветровые флажки также почти всегда являются надежными индикаторами, но на всех стрельбищах они обычно расположены по-разному (В настоящее время правилами Международного союза стрелкового спорта и национальных федераций для всех стрельбищ строго регламентировано количество и расположение индикаторных флажков. - Прим. пер.), и кроме того, их показания сильно меняются, так как они впитывают влагу воздуха или намокают от осадков.

Каким бы индикатором ни пользовался стрелок, ему нужно помнить давно проверенное правило: наиболее важной является ветровая обстановка в пределах приблизительно первой трети пути полета пули. Это было установлено в условиях, когда ветровая обстановка создавалась искусственно на разных участках полета пули. Проводились контрольные стрельбы из малокалиберных винтовок, закрепленных в станке, причем все отстрелы для каждой винтовки выполнялись патронами одной и той же партии. Сначала велась стрельба при полном отсутствии ветра, затем она повторялась, но при этом с помощью специальной установки создавался ветер слева со скоростью 50 км в час; ветер создавался на последних 18 метрах полета пули (от 32-го до 50-го метра). После этого стрельба повторялась еще раз в тех же самых условиях, за исключением того, что установка создавала ветер на первой трети пути (от нулевого до 18-го метра).

Результаты были очень убедительными. Влияние ветра на последней трети пути пули было ничтожно; на первой трети ветер влиял в наибольшей степени. Ветер, созданный около самих мишеней, смещал среднюю точку попадания очень мало, в то время как ветер около дула винтовки сдвигал средние точки пробоин на несколько дюймов. Вывод: учитывая ветер, следует в основном наблюдать за первой третью стрельбища (от линии огня). Индикаторы ветра должны находиться именно здесь, так как именно на этом участке ветер в наибольшей степени влияет на траекторию полета пули. Обычно именно на этом участке и бывают установлены флажки. Однако, если возможно, наблюдайте и за другими индикаторами. Несколько флажков лучше, чем один, еще лучше флажок в сочетании с листьями, травой и другими индикаторами.

Техника стрельбы во время ветра

Ветер создает самые неожиданные эффекты. Один из них проявляется в том, что максимальные результаты на открытых стрельбищах обычно показывают не в полный штиль, а при постоянном ветре скоростью 2- 3 мили в час (3,6-5,4 км в час). В полный штиль, когда нет никакого видимого движения воздуха, результаты неизменно падают до средних. Вероятно, здесь дело не в самом отсутствии ветра - в закрытых тирах ветра нет, а результаты максимальные. Возможно, причина связана с теми факторами, которые являются следствием штиля, например атмосферным давлением (правда, это нельзя считать окончательно установленным). Однако каждый знает, сколько неприятностей может причинить стрелку сильный ветер.

Хорошим стрелкам известны способы учета влияния ветра. Существуют три основные разновидности техники стрельбы в ветер. Один из способов сводится к тому, что стрелок должен пристреляться при определенном ветре, внести соответствующие поправки в прицел и затем делать выстрел за выстрелом так быстро, как только может. Задача здесь в том, чтобы успеть сделать как можно больше выстрелов, пока ветер не переменится. Это крайне нежелательный способ стрельбы в ветер, так как действия стрелка быстрые и, следовательно, недостаточно надежные. Второй способ предлагает стрелять в нормальном темпе, заранее внося поправки в прицел, если между двумя выстрелами изменится ветер. Однако это слишком сложно, рискованно и требует от стрелка такого чувства ветра, каким вряд ли в полной мере обладает хоть один человек в мире. Третий, наиболее приемлемый и желательный, способ заключается в том, чтобы держать винтовку в точно наведенном положении (на прицеле") и "пережидать" ветер, стреляя только в те моменты, когда ветер ведет себя одинаково. Безусловно, это и есть лучшая техника при выполнении международных упражнений, поскольку значительное время, установленное для этих упражнений правилами соревнований, дает возможность действовать именно таким образом. Правда, такой метод требует от стрелка, чтобы он был физически в состоянии держать винтовку в неизменном положении до десяти минут, пока не переменится ветер. Конечно, это трудно, но метод стоит таких усилий.

Используя такую технику, стрелок должен внести в прицел совершенно определенную поправку. Но это не та установка, что соответствует полному безветрию; это установка прицела для превалирующего в этот день ветра. Если, например, ветер дует справа и в прицел нужно внести поправку, сделав пять щелчков вправо (сравнительно со штилем), то это пять щелчков поправки только для тех моментов, когда дует именно этот ветер. Установку прицела нужно либо записать, либо отметить на шкале прицельного приспособления так, чтобы при необходимости можно было внести новую поправку, но чтобы при этом была возможность вернуться к первоначальной установке прицела, соответствующей превалирующим условиям. Это спасет стрелка от напрасной траты времени и сил для поисков первоначальной установки прицела.

Используя технику "выжидания" ветра, некоторые пытаются сделать выстрел, только когда состояние ветра в точности соответствует первоначально установленному для него положению прицела. В идеале стрелок может отстрелять при этом все упражнение, не делая никаких дополнительных поправок, а если состояние ветра изменится, то он просто стреляет только тогда, когда ветер соответствует установке прицела. Однако в большинстве случаев превалирующее состояние для одного времени дня не сохраняется в течение всей стрельбы. В этом случае нужно сделать поправку для новых условий и снова зафиксировать (отметить) эту поправку. Если ветер часто и быстро меняет свое направление и дует то справа, то слева, лучше всего стрелять при установке прицела, соответствующей штилю.

Стрелок должен очень осторожно и продуманно вносить горизонтальные поправки, так как щелчки вправо и влево так изменяют траекторию полета пули, что пробоины перемещаются не строго по горизонтали. Выстрелы, сделанные в сильный ветер, обычно имеют явную тенденцию располагаться на линии, проходящей по мишени между десятью и четырьмя часами. Это легко объяснить, если учесть, что вращение пули по часовой стрелке при ветре с правой стороны создает вакуум на десяти часах от оси пули, а пуля имеет тенденцию смещаться в сторону вакуума. Точно так же ветер слева вызывает вакуум на четырех часах. Нужно запомнить простое правило для внесения вертикальных поправок при ветре справа и слева: возрастание скорости ветра увеличивает вертикальные отклонения на 10 часов и на 4 часа. Таким образом, если вы делаете щелчки вправо при усилении ветра справа, то, вероятнее всего, вы должны будете сделать также щелчки вниз, так как рост скорости ветра увеличивает тенденцию пули смещаться на 10 часов. Но, делая поправку вправо в связи с уменьшением ветра слева, вы должны также сделать щелчки вверх, так как снижение скорости ветра уменьшит тенденцию пули к смещению на 4 часа. Характеристики винтовок и прицелов различны, но, как правило, три щелчка горизонтальной поправки при ветре требуют одного щелчка вертикальной поправки, чтобы получить правильное совмещение.

При слабых изменениях ветра очень немногие стрелки пользуются техникой "заваливания" винтовки, чтобы получить правильное совмещение. Эта техника эффективна в пределах примерно трех щелчков вправо и влево от нулевой установки прицела. Такой техникой пользуются почти исключительно при стрельбе лежа, так как последствия "заваливания" винтовки при стрельбе с колена и стоя трудно предвидеть и могут появиться дополнительные ошибки, вызванные изменением положения руки. Технику "заваливания" осваивают, применяя мушку с воздушным пузырьком, и вначале учатся создавать "завал" винтовки, эквивалентный одному щелчку поправки в прицеле. Пузырек воздуха играет роль индикатора "завала" до тех пор, пока стрелок не научится "ощущать завал" с необходимой степенью точности. Это очень трудная техника, с элементами риска, и если обстоятельства вынуждают вас пользоваться ею, будьте очень осторожны.

При очень сильном ветре почти все стрелки вынуждены видоизменять свою изготовку, чтобы повысить общую устойчивость. Обычно такая модификация изготовки сводится к ее ужесточению. Этого достигают двумя способами: общим увеличением мышечного напряжения и таким изменением положения тела и винтовки, которое позволяет получить лучшую устойчивость. Нет нужды говорить о том, что если стрелок при этом применяет еще и технику "выжидания", результаты будут ниже обычных, так как изготовка менее надежна. Однако, если во время соревнования резко усилился ветер, все стрелки оказываются, так сказать, в одной лодке.

Одна из самых больших опасностей для многих стрелков заключается в том, что, стреляя в ветер, они могут забыть о необходимости сосредоточиваться на концентрации и удержании. Когда наступает затишье, они стараются сделать как можно больше выстрелов, а это обычно приводит к непостоянству действий. Поэтому в затишье стрелок может начать стрелять в ускоренном темпе, но не должен ускорять стрельбу до такого предела, за которым он может потерять концентрацию на удержании. Кроме того, даже во время ветра концентрация на удержании обычно дает прекрасные результаты.

Способность удерживать винтовку в неподвижном положении в течение 10 минут (что иногда нужно при технике "пережидания" ветра) требует огромного терпения и упорства. Наблюдение за стрелками-чемпионами покажет вам, что каждый из них обладает огромным терпением для того, чтобы совершенствовать технику и тренироваться. Это терпение проявляется в полной мере, когда им приходится стрелять в неблагоприятных погодных условиях. Все они способны до последней минуты использовать отведенное на упражнение время, чтобы не упустить ни одного возможного очка, которое могло бы принести выжидание. Это качество можно также назвать упорством. Чемпион никогда не сдается. Он всегда старается победить, как бы тяжело это ни было. Он смотрит на ветер как на своего союзника, потому что ветер действует на его соперников, лишает их мужества, расстраивает, заставляет их сдаваться. Чемпион знает, что когда все остальные сдаются, он выигрывает соревнование.

МИРАЖ

Слово "мираж" имеет двоякий смысл. Вне связи со стрельбищем мираж - это нечто такое, что кажется существующим, хотя его на самом деле нет. На стрельбище мираж означает видимые тепловые перемещения атмосферы. В том и в другом случае мираж вызван рефракцией, а поэтому оба приведенных выше понятия довольно тесно связаны. Говоря о мираже, мы обычно имеем в виду ложное появление объектов; теперь нужно поговорить о мираже в том смысле, в каком это понимают стрелки.

Как уже отмечалось в главе, посвященной устройству человеческого глаза, свет изменяет свое направление, когда проходит границу между веществами с различной плотностью - это и есть рефракция. В том же разделе говорилось, что световые лучи преломляются, проходя через хрусталик глаза. В настоящем разделе пойдет речь только о той рефракции, которая имеет место вне глаза.

Явление рефракции можно проиллюстрировать, опустив карандаш в стакан, наполненный водой. Нам кажется, что карандаш сломан в том месте, где он соприкасается с поверхностью воды, однако это не так. Нам это кажется потому, что световые лучи входят в наш глаз под разными углами. Лучи, проходящие через воду, отклоняются не так, как лучи, проходящие через воздух, так как плотность воды выше.

Преломление лучей не обязательно происходит на границе раздела двух сред с различной плотностью. Одни и те же вещества при различной температуре имеют разную плотность. Например, вода, обладающая наибольшей плотностью при температуре примерно 34°Р (+1°С), имеет несколько меньшую плотность при более низкой температуре, когда она превращается в твердый лед, и самую малую плотность при очень высокой температуре, когда она превращается в пар. Воздух, как и вода, обладает различной плотностью при разных температурах, хотя его нужно охладить до очень низкой температуры, чтобы он перешел в твердое или жидкое состояние. Вернемся, однако, к нашей теме. Когда в солнечный день воздух приходит в соприкосновение с почвой или другой темной поверхностью, нагретой солнечными лучами, то некоторая часть тепла передается воздуху, и его объем увеличивается, а плотность уменьшается. Следовательно, он становится легче и поднимается, а на его место опускается холодный воздух. Такой нагретый воздух, будучи менее плотным, чем нагретый, преломляет лучи света в меньшей степени, чем холодный и более густой воздух.

Степень рефракции может быть минимальной или максимальной в зависимости от изменения температуры (и плотности). Примером самой сильной рефракции может быть хорошо знакомое явление, с которым мы часто сталкиваемся, когда ведем машину в жаркий день по раскаленной автостраде. Временами дорога впереди кажется мокрой или даже представляется нам озером. Когда мы подъезжаем к этому месту, то видим, что перед нами совершенно сухая дорога. Покрытие нам кажется мокрым потому, что мы видели небо на фоне дороги. Солнечные лучи, проходя через нагретый воздух, над поверхностью дороги преломляются под таким большим углом, что попадают в наши глаза, когда мы смотрим прямо на дорогу, а не на небо. Такими же примерами экстремальной рефракции, представляющей собой многократное преломление солнечных лучей подвижными слоями холодного и горячего воздуха, являются знаменитые миражи в виде озер в песках пустыни или городов, плывущих по поверхности моря.

Поднимающийся над дорогой или стрельбищем горячий воздух наш невооруженный глаз видит как восходящие потоки. Вот эти-то восходящие потоки (волны) тепла стрелки и называют миражем. Лучше всего наблюдать мираж в зрительную трубу, сфокусировав ее сначала на мишени, а затем переместив фокус назад к себе, пока мишень не расплывется. Волны тепла видны из-за сильной рефракции. Если ветра совсем нет или он направлен точно от наблюдателя или к нему, эти волны будут подниматься прямо вверх и как бы "кипеть". Если ветер дует сбоку, волны тепла будут перемещаться в том или ином направлении, потому что поток ветра увлекает за собой нагретый воздух.

В связи с эффектом этих движущихся волн тепла необходимо учитывать одновременное влияние сразу двух факторов: ветра и рефракции. Однако лучше сначала рассмотреть рефракцию изолированно от ветра. По причинам, разбирать которые подробно здесь нет необходимости, волны миража, когда поднимаются вверх или "кипят", отклоняют лучи сначала вверх, а затем вниз таким образом, что мишень кажется расположенной выше, чем на самом деле. Поэтому выстрел, произведенный при прицеливании в центр этой кажущейся мишени, на самом деле придется выше центра реальной мишени. Если при этом был еще и ветер справа и волны миража, казалось, двигались справа налево, то лучи преломятся таким образом, что черное яблоко мишени будет казаться левее своего действительного положения, и выстрел, произведенный в это кажущееся яблоко мишени, будет левее ее настоящего центра. По той же причине, если волны тепла движутся слева направо, выстрел, произведенный в кажущуюся мишень, будет правее центра действительной мишени. Конечно, сам по себе мираж не изменяет траекторию полета пули. В безветрие мираж не отклоняет пулю вверх; просто мираж приводит к тому, что мишень кажется расположенной выше, чем на самом деле, и в результате мы прицеливаемся в точку, расположенную выше реального яблока мишени.

Силу рефракции миража можно проиллюстрировать простым экспериментом, для которого нужна зрительная труба с перекрестием из двух нитей. Труба должна быть закреплена на неподвижном основании рано утром, до того, как солнце начнет нагревать землю и появится мираж. Затем следует навести перекрестие на центр мишени или на какой-нибудь неподвижный предмет, размеры которого известны. Нужно принять меры для того, чтобы во время эксперимента никто не подвинул саму трубу и не изменил ее наводку. Когда солнце поднимется достаточно высоко и прогреет поверхность земли, начнут появляться волны миража. Если это волны восходящие, то будет казаться, что мишень поднялась над перекрестием трубы. Если волны миража движутся справа налево, то будет казаться, что мишень сдвинулась левее по горизонтали, а возможно, и несколько поднялась; если волны миража движутся слева направо, будет казаться, что мишень сдвинулась вправо по горизонтали от перекрестия и, возможно, несколько поднялась. Наши собственные эксперименты проводились с трубами, сфокусированными на рамах мишенных установок, расположенных на расстояниях 600 и 1000 ярдов (соответственно 550 и 914 м). В разное время дня мишени казались сдвинутыми до 4 футов (1,2 м) для дистанции 600 ярдов и более чем на 6 футов (1,8 м) для дистанции 1000 ярдов. Конечно, на самом деле ни мишенные щиты, ни труба не сдвигались. Мишени казались сдвинутыми из-за рефракции. В таких условиях выстрел, сделанный в смещенное миражем яблоко мишени, вообще не попал бы в щит.

В реальной действительности эффекты искажения, вызванные миражем, сочетаются с влиянием ветра и усугубляются им. Когда мираж сдвигается слева направо или справа налево, это означает, что видимые тепловые волны смещает в этих направлениях именно ветер. Таким образом, в обычных условиях мираж, движущийся слева направо, не только сдвигает изображение яблока мишени вправо от его действительного положения, сопутствующий этому ветер отклонит вправо и траекторию пули. Таким образом, конечный эффект будет комплексным; его составит эффект рефракции плюс эффект ветра. Было бы просто глупо заранее указывать, к каким изменениям в установке прицела может привести каждый из этих факторов, потому что их соотношение может сильно меняться в зависимости от разных климатических условий и состояния погоды. В одном из наших экспериментов было установлено, что суммарный эффект примерно на 60% определялся рефракцией и примерно на 40% ветром. Это соотношение может меняться в очень широких пределах в зависимости от топографических и климатических условий. Стрелки могут найти для себя полезными подобные эксперименты с оценкой раздельного влияния этих факторов, используя стационарные зрительные трубы для оценки влияния рефракции и флажки или другие средства-для оценки влияния ветра на траекторию пули.

Совершенно очевидно, что с увеличением расстояния между стрелком и мишенью возрастает суммарный эффект влияния рефракции и ветра. Мираж, например, гораздо больше проявляется на 300-метровой дистанции, чем на 50-метровой. Одни стрелки вообще не принимают в расчет влияние миража при стрельбе на 50 м, хотя другие внимательно наблюдают за миражем на этой дистанции. Однако для любой дистанции техника стрельбы при мираже должна быть в основном такой же, как и для стрельбы в ветер. Можно сфокусировать зрительную трубу так, чтобы мираж стал заметен, установить прицел для условий превалирующего миража, а затем пережидать его изменение, стреляя только в условиях, для которых произведена установка прицела. При возникновении миража могут быть использованы и другие способы стрельбы, например для стрельбы в ветер. Однако эти способы менее желательны.

Можно было бы предложить еще один способ, хотя он достаточно дорог и потребует оборудования слишком громоздкого, чтобы его можно было использовать в условиях соревнования. Для этого потребуется зрительная труба с перекрестием, сфокусированным на центре черного яблока мишени, чтобы можно было судить о мираже. Нужно предусмотреть особые меры предосторожности, чтобы обеспечить абсолютную неподвижность зрительной трубы; для этого потребуется достаточно тяжелая подставка или основание. Затем, используя изображение в трубе как указатель установки прицела, нужно вносить Щелчками соответствующие поправки, как только кажущееся изображение яблока мишени сдвинется от перекрестия в трубе. Дополнительно нужно делать и щелчки, учитывающие влияние ветра. Такой способ хотя и потребует специального оборудования, но может сослужить хорошую службу тому, кто найдет пути для его практической реализации.

Когда мы рассматриваем во всей полноте явление рефракции, вызывающей мираж, то возникающие при этом вопросы кажутся исключительно трудными. Например, мы используем зрительную трубу для наблюдения миража или тепловых волн на очень близком расстоянии от мишени. Но часть воздуха, ограниченная глубиной резкости зрительной трубы, является только частью воздушной среды, лежащей между стрелком и мишенью. А как быть с возможностью рефракции воздуха между стрелком и мишенью? Там тоже есть восходящие тепловые потоки, которые, наряду с другими факторами, определяются углом падения солнечных лучей на землю и цветом поверхности земли. Эти тепловые потоки являются причиной возникновения порывов ветра (или их отсутствия) и, кроме того, преломляют солнечные лучи.

Не только тепловые волны изменяют плотность воздуха. Высокая влажность, например, повышает его плотность. Точно так же действует высокое атмосферное давление и другие условия, которые возникают под влиянием ветра. В разных местах дистанции стрельбы эти факторы могут отличаться. И еще: эти участки воздушной среды и та рефракция, которая на них возможна, остаются вне поля зрения стрелка, чья зрительная труба сфокусирована на мишени или на близкой к ней точке и который видит только волны тепла.

Как же может один стрелок решить эти комплексные задачи? Вероятно, это не в его силах. Он может учесть показания индикаторов ветра, но, кроме миража, у него нет никаких других индикаторов рефракции. Единственное утешение для него, что у других стрелков нет никаких преимуществ, они, как и он, не в состоянии полностью учесть рефракцию.

ОСАДКИ

Легкий или умеренный дождь улучшает условия стрельбы по трем причинам: облака, дождь уменьшают или сводят на нет влияние миража. Дождь может быть достаточно хорошим индикатором ветра, дождь помогает вам побеждать соперников, заставляя их прекращать борьбу и сдаваться. Снег во время соревнования - явление необычное и, по-видимому, не влияет на условия стрельбы (за исключением того, что стрелки мерзнут). Снег с дождем или град обычно приводит к отмене или переносу соревнования (так же как и в сильный дождь, значительно ухудшающий видимость). Но слабый или умеренный дождь практически не влияет на результаты стрельбы, за исключением того, что может создать у стрелка некоторое чувство неудобства.

Уменьшить эти неудобства или вообще от них избавиться во время дождя помогает соответствующая одежда. Остаться сравнительно сухим поможет пончо (накидка) (На официальных соревнованиях какие-либо накидки не разрешены правилами.- Прим. пер.) или какой-нибудь дождевик и шляпа с полями для защиты глаз от дождя. В условиях повышенной влажности очень полезны противотуманные светофильтры, установленные на зрительную трубу и стрелковые очки. За счет всего этого, а главное, за счет своего терпения и упорства стрелок может показать хороший результат, несмотря на плохую погоду. Эти качества будут ценны вдвойне, когда другие стрелки начнут торопиться, чтобы скорее закончить соревнование и укрыться в сухом месте, или их начнет раздражать сырость или что-нибудь другое, мешающее стрелять. Если вы в этих условиях продолжаете бороться, ваши шансы на победу возрастают, так как количество реальных соперников падает и остаются только те немногие, которые, подобно вам, все еще продолжают действовать на пределе своих возможностей.

В скверную погоду нужно обращать особое внимание на то, чтобы капли дождя не попадали на снаряжение, выводя его из строя или нарушая правильное функционирование. Нужно немедленно прикрыть коробки с патронами и закрепить резинками козырьки из пластика или пленки над мушками или линзами телескопических прицелов, чтобы на них не попала влага. Прицельные приспособления и другие части винтовки, особенно уязвимый торец цевья ложи, нужно защитить такими же кусками пленки, закрепленными резинками. Нужно уделить особое внимание защите ложи и приклада винтовки от впитывания влаги, разбухания и коробления, поскольку это почти всегда ведет к потере точности боя, которая должна оставаться неизменной. Стрелковый ящик нужно держать закрытым, а все патроны должны быть абсолютно сухими. Для этих целей опять-таки прекрасно подходит пленка, большой запас которой всегда пригодится стрелку. Имея все, перечисленное выше, вы сможете смотреть на дождь как на своего друга и союзника.

Часть IV
СНАРЯЖЕНИЕ И ИЗГОТОВКА

Снаряжение и изготовка представляют собой, так сказать, материальную, физическую сторону стрельбы. Снаряжение включает в себя целый набор узкоспециализированных предметов, каждый из которых предназначен обычно для одного определенного вида соревнований. Снаряжение, разрешенное правилами для одного вида стрельбы, может быть запрещено для другого. Виды стрелковых изготовок также являются узкоспециализированными позами, которые используются исключительно на соревнованиях и неприменимы, например, на охоте. В следующих разделах мы попытаемся подробно рассмотреть вопросы, связанные со снаряжением и изготовкой.

Все наши пояснения касаются соревнований международного класса (стандарт 3х40 и 60 выстрелов лежа); в начале книги мы уже объясняли, почему ограничиваемся только этими упражнениями. Официальные стрелковые организации многих стран включают в программу соревнований свои собственные упражнения или несколько видоизменяют требования международных правил. Вообще говоря, для таких национальных упражнений существует меньше ограничений, касающихся снаряжения и изготовки. Если вы намереваетесь участвовать в соревнованиях, где упражнения отличаются от утвержденных международными правилами, обратитесь к национальной стрелковой организации вашей страны за изданием правил, в которых перечислены оружие, снаряжение, изготовка и техника стрельбы, разрешенные в этих упражнениях.