Почему конституцию принято называть законом высшей. Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства. Конституция российской федерации как основной закон государства

Вспомните: От чего зависит юридическая сила нормативного акта? Что такое субъект Федерации? Какими словами начинается Конституция нашей страны?

Подумайте: Государство для человека или человек для государства? Из многих основных есть только одна, высшая ценность. Какая и почему? Можно ли считать Россию союзным государством? Может ли какая-либо идеология, партия, религия претендовать на роль государственной?

Субъект конституционной юрисдикции

Субъектом конституционного суда являются конституционные споры. Поэтому суд проверяет. Решения других судов, правительственных постановлений или законов. . Основанием для существования и процедур Федерального конституционного суда являются Основной закон и Федеральный конституционный суд.

Ответственность Федерального конституционного суда

В качестве примера здесь упоминаются следующие обязанности для принятия решений. Для конституционных судов конституции штата и государственные законы о конституционных судах предусматривают аналогичные положения. Наиболее распространенным способом для Федерального конституционного суда является конституционная жалоба. В соответствии с разделом 90 (2) Федерального закона о Конституционном суде средства правовой защиты должны, как правило, сначала быть исчерпаны.

Конституция РФ - главный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории России. Она провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного и государственного строя, форму правления и государственного устройства.

Это первое, что должен знать каждый о Конституции своей страны.

Тем не менее, Конституционный суд не является «органом супер-обзора». Это означает, что суд в судебном процессе не дает никаких существенных решений, связанных с делами и точность применения и толкования обычного права не ставится под сомнение судами. В обычном судебном разбирательстве, представленном суду, есть первый экземпляр. Он также называется «фактической инстанцией», поскольку он определяет фактические обстоятельства дела и решает их открытие. Во втором случае апелляционный суд, другое решение по фактам вынесено в вышестоящий суд.

Если смотреть глубже, наша Конституция выражает систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Она провозглашает и защищает важнейшие ценности: права и свободы человека и гражданина, народ как единственный источник власти, возможность свободного существования различных политических взглядов, многообразие форм собственности, ограничение государственной власти правом - и иные общепринятые демократические ценности.

Против этого можно потянуть в третьем случае, в свою очередь, вышестоящий суд. Это экземпляр ревизии. Здесь юридический спор уже не решен, но он проверяется, действовали ли предыдущие суды в соответствии с законом. В конечном счете, Федеральный конституционный суд только проверяет конституционность предыдущих решений.

Также говорится, что конституционная жалоба не является апелляцией, такой как апелляция или пересмотр. Скорее, это так называемое чрезвычайное средство. Разница с призывом становится понятной ниже. Таким образом, апелляции препятствуют действительности судебного решения. Подавая конституционную жалобу, возможная юридическая сила не запрещена. Вот почему Конституционный суд может аннулировать решения других судов, даже если это уместно.

Ситуация.

Из истории вам известно, что первые попытки создать конституцию в России сделаны декабристами П. И. Пестелем (1793-1826) и Н. М. Муравьевым (1796 – 1843). Их горькая судьба вам известна из истории:

первого казнили, второго приговорили к 20 годам каторги. Крепостническая Россия в начале XIX в. не была еще готова к переходу от абсолютной монархии (самодержавия) к власти права и закона. Своеобразным свидетельством может служить одна трагикомическая ситуация. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция - это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата - умершего императора Александра I.

Примерами недавно опубликованных конституционных жалоб являются. Так называемое решение Шехта, решение о налоге на имущество, распятие в классных комнатах, решение на платке. Кроме того, Федеральный конституционный суд может рассматривать законы в отношении их конституционности, которая всегда имеет большое политическое значение. Эта процедура называется процедурой управления нормами. Здесь законы и правила являются предметом переговоров, формирование и содержание которых должны быть совместимы с Основным законом.

Если это не так, Федеральный конституционный суд обычно определяет свою неконституционность. Это эквивалентно отмене соответствующего закона, поскольку парламенту часто предоставляется срок для переучета в соответствии с юридическим заключением Федерального конституционного суда. Последним известным общественным случаем для этого была процедура, касающаяся конституционной реализации так называемого иммиграционного законодательства. Поскольку это был закон, требующий одобрения Федерального совета, Федеральный конституционный суд должен был рассмотреть здесь, был ли закон конституционным.

Этапы развития конституции.

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, утверждение, постановление».

Конституция - одно из важнейших достижений демократии.

В настоящее время конституцию имеют почти все страны мира, за исключением нескольких абсолютных монархий стран Персидского залива.

Современное понимание конституции стало складываться в XVII-XVIII вв., в период буржуазно-демократических революций. Само появление первых конституций (их принято называть конституциями «первого поколения») было следствием ликвидации абсолютных монархий. Принятие конституции способствовало последовательному утверждению демократии. Единственным «источником власти» признавался народ. Стали проводить выборы, возникла выборная власть, прежде всего пред-ставительная (парламент). Подданство было преобразовано в гражданство, провозглашено равенство граждан перед законом (формально-юридическое равенство). Власть была подчинена закону, ограничена законом (как говорят юристы, связана законом).

Это было не так, потому что правила голосования были нарушены. В общем, для таких стран принято воздерживаться от разногласий со стороны коалиционных партий, поскольку страна может голосовать только в соответствии с Основным законом единообразно. Это также было целью соответствующего коалиционного соглашения. Это было сделано дважды по просьбе председателя собрания. После этого премьер-министр страны выступил и сказал, что он «да» в качестве премьер-министра страны. Итак, координатор считал страну Бранденбург «да», с которой закон должен был прийти к существованию.

Конституции принято делить на писаные (или кодифицированные - от слова «кодекс» - сведенные в единый закон несколько нормативно-правовых актов) и неписаные (некодифицированные).

В XVII в. в Англии впервые в истории сложилась конституционная монархия, однако английская конституция относится к числу неписаных (некодифицированных):

Федеральный конституционный суд установил, что ни одно голосование не было подано, и поэтому законодательная процедура не проводилась конституционно. Здесь не давались голоса «да» и «нет». Хотя нарушение контракта не было решающим для Федерального конституционного суда, было также отмечено, что конституционные права премьер-министра не предусматривают единообразия голосов в таких случаях несогласованного голосования.

Если предметом разбирательства является юрисдикция земли, то государственные конституционные суды имеют приоритет. Определяется ли юрисдикция государственного конституционного суда, вытекает из национальных конституций и соответствующих конституционных судебных законов стран. Сент-Жюст представил свой проект конституции в речи по конституционным вопросам. Очевидно, что он ответил на второй призыв Конвенции о Как уже было описано выше, Конвенция была недовольна проектом, представленным Кондорсе. Таким образом, работа Сен-Жюста может быть истолкована как «ответ» на предложения жирондистов.

она состоит из ряда отдельных нормативных актов, не соединенных в один закон.

Первая писаная конституция была издана в 1787 г. в США (она стала политическим венцом Войны за независимость). Американская конституция отличается завидным долголетием, действует поныне и служит образцом для многих конституций, принятых позднее. Но явление это исключительное.

Кроме того, нельзя забывать, что молодой депутат хотел рекомендовать себя в качестве законодателя в своем проекте конституции. Сам факт того, что он не просто передал текст Шесть комиссий, но вместо этого, следуя речи, которая была не краткой в ​​себе, прочитайте ее в статье по статье из раздела «Контекст» Конвенции, она ясно показывает, насколько важно, чтобы его проект не был теряется в большинстве предложений, но все члены будут услышаны. И, конечно, его основное внимание уделялось не последователям Жиронды, поскольку они доминировали в шести миссиях.

Через несколько лет после США писаные конституции появились в континентальной Европе - в Польше (1789), Франции (1791), Испании (1812), Норвегии (1814) и в других странах.

Однако большинство конституций «первого поколения» в первоначальном виде просуществовали недолго. Позднее они были существенно изменены.

Подавляющее большинство конституций «второго поколения» было принято во второй половине XX в. Главное, что характерно для нового поколения, - более высокий уровень демократических принципов, на которых должен основываться общественный и государственный строй. Среди таких принципов особенно важно отметить хотя бы некоторые: во-первых, принцип верховенства конституции как основного закона (о чем мы уже говорили), а во-вторых, принципы, характерные для правового государства (вспомните их).

Время, которое выбрал Сен-Жош для его речи, освещается: В тот день, когда Сен-Жост заговорил, объявил о выходе Ромма из Комиссии. После этого в конституционном проекте было странное молчание. Не было никаких дебатов, чтобы май май, по-видимому, нервничал, Кондорсе просил передать срочную дату принятия конституции и что Конвенцию следует распустить. В мае была принята Декларация прав человека, и в мае восстание охватило Жиронду. Временная последовательность событий порождает картину борьбы за власть между Жирондой и Монтаньей, которая сначала происходила вокруг Ромма в миссии из шести человек и после его, казалось бы, не совсем добровольного ухода, скрывалась, пока он не был в восстании Сен-Жюста Время все еще относительно чистый сланец.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., относится к числу новейших.

Факты

Советские Конституции 1918-1978 гг. (всего было принято 7 Конституций; закона, который именовался бы Конституцией, до 1918 г. в России не было). 1918 г. принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР, первая в истории конституция «социалистического типа». Она ставила целью закрепить не демократию, а «диктатуру пролетариата», не признавала ни разделения властей, ни равенства граждан, ни права частной собственности. Конституция провозгласила небывалый набор социально-экономических прав «трудящихся». 1924 г. - Конституция СССР (образовался в 1922 г.). 1925 г. - Конституция РСФСР - республики в составе СССР. 1936 г. - новая Конституция СССР,

Хотя его речь о суде короля показала ему, что он мужественный, неортодоксальный и очень талантливый, его политическая «принадлежность» все еще так сомнительна, что документы Жирондиста могут поздравить его с его проектом конституции и самим жирондистом Вергнудом В мае, представив свои собственные конституционные идеи, он не только упомянул Сен-Жюста, но также подчеркнул, что Сен-Жюст был единственным, кто признал социальное и нравственное измерение конституции, что косвенно означало критику проекта Кондорсе.

Таким образом, конституционный проект Сен-Сьюза ни в коем случае нельзя считать частным мнением члена. Это политическое самовыражение, «визитная карточка» амбициозного парламентария и не без оценки исторического контекста. Он признал, что адаптировал свои принципы к политическим обстоятельствам в своем выступлении.

закрепившая «победу социализма». Не стала препятствием для массовых репрессий 30-х гг. 1937 г. - новая Конституция РСФСР, закрепившая «победу социализма». Не стала препятствием для массовых репрессий 30-х гг. 1977 г. - новая Конституция СССР, названная «конституцией развитого социализма». 1978 г. - новая Конституция РСФСР, «конституция развитого социализма», действовала до октября 1993 г.

В своей внутренней структуре проект конституции Сент-Жюста напоминает окончательную конституцию, а не проект Кондорсе. Как и в Конституции, правила, регулирующие муниципальное деление, право на участие и способ избрания граждан, используются для руководства законодательным органом, затем исполнительной властью, администрацией, судебной системой, армией и последними внешними отношениями. Кондорсе выбрал противоположный курс, перейдя от буржуазии и собраний к администрации, исполнительной власти, законодательной власти, судебной власти, органам государственной власти и внешним связям.

Закон высшей юридической силы.

Конституция РФ - документ не очень объемный, но достаточно сложный. Он состоит из краткой вступительной части и двух разделов; в первом разделе 9 глав, 137 статей, во втором - 9 положений. Глубокая проработка этого документа потребует немало времени и сил. Такой цели мы сейчас не ставим, хотя в процессе дальнейшей работы много раз будем обращаться к тексту Конституции.

Здесь взвешивание сдвинулось. Дизайн Кондорсе растет в иерархии, начиная с отдельного гражданина и заканчивая законодательной и судебной властью. Однако это означает, что гражданин меньше выступает в качестве основы конституционного порядка и скорее как «маленький зубчатый механизм в передачах». Рассматривая Сен-Жюста, а также конституцию, законодательный орган сразу же после гражданства и избирательного режима восстанавливает не только внутреннюю логику, тем одновременно подчеркивается политический вес личности.

Вместе с тем существуют и структурные различия между его проектом и конституционным текстом. Таким образом, в главе «О природе правительства» обобщены положения, которые распространяются в Конституции на две главы «От правительства» и «От народного суверенитета». В то же время первая глава конституции, в которой говорится, что республика едина и неделима, что-то конструирует; как начать конституционный документ со словом «республика». С другой стороны, решение Сен-Сьюза, которое представляет республику и народный суверенитет вместе с основной структурой правительства в первой главе, является последовательным и логичным.

Чтобы положить начало вашей большой самостоятельной работе по изучению Конституции, познакомим вас с отдельными положениями отечественной конституционно-правовой мысли (подчеркнем, что изучать документ нужно с его текстом в руках). Это поможет вам разобраться в ее содержании, понять заложенные в ней мысли, идеи и, главное, убедиться в том, что Конституцию своей страны следует глубоко уважать. Думается, что уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции.

Кроме того, Сен-Жюст ставит статьи, которые санкционируют законы, лежащие в основе глав Исполнительного совета, а также суммирует их с положениями Национального соглашения. Конституция позиционирует эти статьи между Национальной ассамблеей и Исполнительным советом и рассматривает только Национальное собрание только в конце, между военной властью и внешними отношениями.

Чтобы завершить структурные различия между этими двумя текстами, следует отметить, что Сен-Жюст представляет раздел «Общественные беспорядки», который не имеет эквивалента и поэтому отказывается от «гарантии прав», как это предусмотрено в Конституции.

Прежде всего напомним, что Конституцию принято называть Основным законом страны, поскольку этот закон имеет самую высокую юридическую силу во всей системе правовых актов (почему - на этот вопрос вы можете ответить сами). Все иные нормативные акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на Конституцию, не могут ей противоречить. Если, например, в Конституции записано, что достоинство личности охраняется государством (ст. 21), то, следовательно, никакой другой закон, юридический акт не может быть основанием для его (достоинства личности) умаления, т. е. принижения, уменьшения. Если наша Конституция гарантирует каждому свободу мысли и слова (ст. 29), то это означает, что никакие другие законы, юридические акты не могут вводить каких-либо ограничений на свободу мысли и слова, например цензуру. Такие ограничения вводит сама Конституция для случаев, когда предпринимаются попытки вести пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также когда разглашается государственная тайна.

Конституция самого Сент-Виктора включает 222 статьи, что значительно короче, чем дизайн Жирондиста, но все же почти в два раза длиннее окончательной конституции. Наиболее полными главами являются выборы в Национальное Собрание, полномочия Национального Собрания, санкционирование законов, создание Директив об Округах, муниципальных советов и Уголовных судов. С другой стороны, в отличие от двух других проектов, раздел, который явно регулирует общие налоги, отсутствует. Это поразительно, как дизайн жирондистов, к которому, по-видимому, относится Сен-Жюст, посвящает одиннадцать длинных статей этому предмету.

В статье 56 Конституции предусмотрена возможность введения отдельных (именно отдельных!) ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. Вводятся они с целью обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя с обязательным указанием пределов и срока действия этих ограничений.

Важно также знать, что все статьи нашей Конституции имеют прямое действие. И если вы считаете, что нарушена какая-либо статья, можно обращаться в суд или другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

Далее важно отметить, что Конституция нашей страны включает в себя определенный набор ценностей. Прочитав краткую вводную часть (преамбулу), вы сможете убедиться, что Конституция базируется на таких, например, ценностях, как нравственные ценности (в кавычках приводятся фразы из текста Конституции): вера «в добро и справедливость»; ценности демократии: «утверждая права и свободы человека», «возрождая… государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы»; ценности патриотизма: «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству»; ценности международного сотрудничества: «сознавая себя частью мирового сообщества»; ценности социального мира: «утверждая… гражданский мир и согласие» и т. д.

Дальнейшее знакомство с текстом Основного закона убедит вас в том, что ценности, объявленные в преамбуле этого документа, далее закрепляются, получают развитие в других частях Конституции - в ее разделах, главах, статьях.

Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод - главная цель Основного закона. Таковы высший смысл и назначение Конституции нашей страны как Основного закона.

Мнение. Вот что писал в своей работе «Основы демократии» русский правовед и философ И. А. Ильин:

«Демократия имеет свои жизненные основы - в духе народа, в его правосознании, в его социальном укладе.

Демократия (по-русски - народоправство) предполагает в народе способность… править государством.

Для этого народу необходимо… чувство государственной ответственности… чувство творческой связи между собой и государством… и чувство предстояния (Богу, родине и совести, чести и грядущим поколениям). Народ, лишенный чувства ответственности, не способен к народоправству: он поведет себя безответственно и погубит все дело.

…Народоправство неосуществимо без… элементарной честности. Народ, не научившийся чтить закон и добровольно соблюдать его за совесть, не будет уважать ни своего государственного устройства, ни им самим изданных законов; всяческое правонарушение окажется основной формой его жизни и во всех делах его водворится «черный рынок».

И наконец, следует сказать об основных задачах Конституции, поскольку цели и задачи взаимосвязаны: правильно поставив задачи, т. е. определив, что нужно конкретно сделать, и настойчиво претворяя их в жизнь, можно достичь поставленной цели. Итак: что же нужно конкретно сделать?

Вновь обращаясь к мнению ученых, находим решение и этой проблемы. Перед Конституцией, утверждают специалисты, стоят три главные задачи:

  1. закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
  2. упорядочить государственную власть;
  3. утвердить правосудие.

Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.

Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.

Эта задача поставлена в главе 2 Конституции нашей страны.

Документ.

Из проекта конституции Н. М. Муравьева (1824):

«Глава I. О народе русском и правлении

1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2. Источник верховной (государственной, высшей) власти есть народ…

Глава II. О гражданах

3. Гражданство есть право… участвовать в общественном управлении…

Глава III. О состоянии, личных правах и обязанностях русских

10. Все русские равны перед законом.

11. Русскими признаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России… если они объявили желание остаться в России…

13. Крепостное состояние и рабство отменяются…

14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оныя посредством печати своим соотечественникам…»

Укажите статьи проекта конституции, которые свидетельствуют о том, что автор против самодержавной власти. Какие элементы демократии вы находите в приведенных статьях?

Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества - известный вам принцип разделения властей. С разделением властей связан также вопрос и о главе государства - Президенте России. Его статус должен быть четко определен в Конституции. Это нашло отражение в главах 3-8 Конституции РФ.

Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека, противостоять своеволию и беззаконию, от кого бы они ни исходили. Эта задача изложена в главе 7 Конституции РФ.

Далее, от общей характеристики Конституции сделаем шаг вглубь - перейдем к рассмотрению главы 1 «Основы конституционного строя». Смысл данной главы можно выразить так: она устанавливает правовой статус (положение) Российской Федерации. Чтобы лучше понять ее содержание, дадим ориентиры. В основе современной трактовки конституционного строя лежат три понятия: власть, суверенитет, свобода личности. Следовательно, важно сконцентрировать внимание на том, что Конституция говорит о власти, суверенитете и свободе личности.

Конституционный строй.

Слово «строй» вам знакомо хорошо (первобытный строй, феодальный строй и т. д.) - оно означает определенное устройство общества. Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, форму государственно-территориального устройства, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, взаимоотношений государства и религии. Как видите, Конституция фактически регулирует все важнейшие стороны нашей жизни.

Слово «основа» употребляется, когда речь идет об опорной части чего-либо, фундаменте, на базе которого выстраивают все остальное (например, фундамент дома), или когда имеют в виду некие исходные положения, главные принципы какой-либо теории, науки, документа, отношений между кем-либо и т. д. (основы нравственности, основы алгебры, основы экономических знаний, духовные основы жизни общества и т. д.). Конституционный строй РФ тоже имеет свой фундамент - основные принципы, которые служат началом всей системы общественных отношений, установленных в нашей стране Конституцией. Вдумайтесь, пожалуйста, о чем идет речь - о принципах, главнее и важнее которых в нашей общественной жизни нет ничего.

В науке чаще всего выделяют десять принципов, со-ставляющих основу конституционного статуса Российской Федерации. Но мы не станем их немедленно перечислять. Вначале поразмышляем о содержании главы 1 Конституции РФ.

Начнем с важного замечания. Необходимо помнить: не все закрепленное в статьях Конституции стало уже реальностью. Точнее было бы сказать, что многое в этих стать-^ наша цель. И это нормально, ибо любая конституция всегда рассчитана на перспективу, дает направление развития. Безусловно, движение к цели, т. е. реформирование общества на основе идей Конституции, уже началось. Однако очевидно и другое: всем нам, т. е. всему обществу, предстоит еще серьезно и много потрудиться, прежде чем желаемое станет действительным.

Основы государства.

Знакомство с содержанием главы 1 убеждает: конституционный строй России воспринял основные ценности современной демократии. Поговорим о некоторых из них.

Россия провозглашена демократическим правовым государством (ст. 1).

Конституция нашей страны закрепляет права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Об этих высших ценностях демократического правового государства разговор впереди. Отметим только, что права и свободы людей наш конституционный строй провозглашает на уровне мировых стандартов, их подрооному изложению посвящена глава 2 Конституции.

Демократическое государство обеспечивает суверенитет народа (полную независимость, самостоятельность, верховную власть), оно утверждает народ (а не монарха) в качестве единственного источника власти. Читаем статью 3 и убеждаемся, что этот фундаментальный признак заложен в Конституции РФ одним из первых. И далее в той же статье (ч. 2 и 3) указано, что народ осуществляет власть непосредственно - путем выборов и референдумов, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Может возникнуть вопрос: как именно народ осуществляет свою власть, например, в управлении государственной собственностью? Конституция не дает прямого ответа. Однако для этого существуют специальные законы, например Гражданский кодекс РФ и др., которые основываются на Конституции.

Государственная власть в условиях демократического правового государства осуществляется на основе разделения властей. Статьи 10 и 11 закрепляют этот принцип нашего конституционного строя. (Вспомните, в чем смысл разделения властей. Какие еще признаки правового государства вы знаете? Почему без разделения властей невозможно реализовать другие признаки правового государства?)

Наш конституционный строй основывается на принципах идеологического и политического многообразия (плюрализма), многопартийности (ст. 13). Никакая идеология у нас не может быть установлена в качестве государственной или общеобязательной. И никто не может подвергаться преследованию за свои убеждения, как это было в нашей стране в недавнем прошлом.

Политическое многообразие и многопартийность, как вы и сами наблюдаете, уже стали неотъемлемой частью нашей общественной жизни (приведите для примера названия известных вам партий). При этом все общественные объединения равны перед законом. Запрещается лишь создание таких объединений, которые могут нанести вред государству и личности (см. подробнее ст. 13, ч. 5).

Россия провозглашена федеративным государством с республиканской формой правления (ст. 1, 5) (вспомните, что такое субъект Федерации и сколько их в России).

Федеративное устройство для России - единственное из возможных. Ведь ее территория столь обширна (17 млн кв. км, около тысячи городов, несколько тысяч поселков), а число населяющих ее народов столь велико (около 140), что эффективное управление страной из единого Центра невозможно. В таких условиях важно, чтобы были максимально четко определены принципы федерального устройства (принципы федерализма).

Конституция нашей страны устанавливает прежде всего принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации. Даже само введение понятия «субъект Российской Федерации» (ранее неизвестное в нашем законодательстве) подчеркивает, что все они равноправны, в том числе и во взаимоотношениях с Центром - федеральными органами государственной власти (ст. 5, ч. 1, 4).

Другой основополагающий принцип - это государственная целостность: Россия не союз государств, а единое, целостное государство (ст. 5, ч. 3). Российская Федерация сложилась исторически в результате сплочения внутри России не только русского, но и нерусских этносов, а вместе они и есть единая многонациональная Россия.

Как же обеспечивается государственная целостность России? Во-первых, в России единая система власти на всей ее территории - конечно, при четком разграничении предметов ведения (т. е. вопросов ведения политической, общественной, хозяйственно-культурной жизни) между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Во-вторых, единство обеспечивается верховенством федеральных законов, единым государственным языком (русским), единой денежной единицей, единым экономическим пространством.

И третий основополагающий принцип нашего федерализма - право народов на самоопределение, т. е. на самостоятельное решение вопроса о своей судьбе (о своей культуре, языке, религии, об устройстве управления и т. д.), что особенно важно в многонациональной стране. Самоопределение в наши дни нельзя понимать как право на выход народа из состава государства. Если еще в начале и середине XX в., когда шел распад колониальных империй, борьба за выход из империи носила прогрессивный характер, то теперь, в условиях демократического правового государства, деятельность сепаратистов (реакционных националистов, фанатичных сторонников выхода из состава страны вопреки реальным интересам народа) обычно ведет к разжиганию межнациональной вражды, страшным и бессмысленным жертвам, разрушению целостности государства.

Современное демократическое понимание принципа самоопределения, напротив, ведет к объединению народов в единое многонациональное государство, в котором каждому народу предоставлено право на сохранение и развитие своих национальных ценностей. Именно из такого понимания исходит наша Конституция.

В связи со сказанным выше уместно особо подчеркнуть: Конституция закрепила положения о том, что в России гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются различные формы собственности - частная, государственная, муниципальная и др. (ст. 8).

Наше государство берет на себя определенные обязанности в экономической сфере. И главная из них - обеспечить единство законов, регулирующих экономические отношения, а также защиту экономических прав на всей территории России. Провозглашение свободы экономической деятельности многие специалисты считают самым крупным результатом начавшихся в стране демократических реформ. Последний раз такая норма была только в Своде законов Российской империи. Впервые также провозглашены признание и защита различных форм собственности. Это также завоевание нашей демократии.

Россия провозглашена социальным и светским государством (ст. 7 и 14). Само понятие «социальное государство» впервые употребляется в российском законодательстве лишь в Конституции 1993 г. (да и в мировые конституционные документы оно стало входить лишь в середине XX в.). Суть его в том, что государство, объявившее себя социальным, ставит цель проводить такую социальную политику, которая способна обеспечить людям достойную жизнь и свободное развитие каждого. Стремясь к такой социальной политике, наше государство употребило этот термин в Конституции страны (ст. 7, ч. 2). В Конституции дается перечень социальных гарантий (государственного обеспечения, защиты): в нашей стране охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (более подробный разговор на эту тему состоится позже на отдельном уроке).

Безусловно, как мы уже отмечали, не все закрепленное в Конституции уже реализовано (Конституция - документ, рассчитанный на перспективу). Вместе с тем следует понимать: социальная политика, социальные услуги государства - это не опека государства над гражданами, не государственное попечительство, подменяющее личную свободу и экономическую активность граждан. Напротив, государство ставит целью создать такие условия, чтобы каждый человек мог проявить собственные усилия по достижению благополучия для себя и своей семьи.

Понятие светское государство отражает отношения государства и религий. Светским принято считать такое государство, в котором не существует какой-либо государственной или обязательной религии. Наиболее прогрессивной формой взаимоотношений светского государства с церковью является Именно эти положения закреплены в статье 14 Конституции РФ. Религиозные объединения у нас в стране не могут вмешиваться в дела государства (не участвуют в выборах органов власти, в деятельности политических партий и т. д.). Вместе с тем религиозные объединения могут участвовать в социально-культурной жизни общества. Государство же обязано охранять законную деятельность религиозных объединений.

Основы статуса человека и гражданина.

Статья 2 Конституции объявляет человека, а также его права и свободы высшей ценностью и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства.

Хотим обратить ваше внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В чем тут смысл?

Дело в том, что Конституция 1993 г. впервые в российском законодательстве отказалась от старого, недемократического (тоталитарного) представления о человеке как «винтике» государственной машины, получающем свои права в качестве дара из рук государства и его руководителей (царей, вождей и т. д.). Наша Конституция восстанавливает общечеловеческие ценности - естественные права человека. Признание таких прав исключает односторонний взгляд на человека, когда в человеке видят только подданного государства. Все мы действительно связаны с государством, и эту особую, правовую связь называют гражданством (см. ст. 6). Права и обязанности гражданина записаны в Конституции.

Но жизнь человека не ограничивается лишь статусом гражданина. Сфера жизнедеятельности людей гораздо шире: у каждого из нас есть своя личная жизнь, в которой мы руководствуемся именно своими индивидуальными интересами (мы, например, сами выбираем, где и как жить, учиться, кого любить, с кем дружить, вступать в брак, каких взглядов придерживаться, во что верить или не верить, что читать, где работать, как тратить свои деньги, как отдыхать, одеваться и т. д.). Свои жизненные интересы человек реализует в гражданском обществе и опирается при этом на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Задача государства состоит в том, чтобы защищать человека от любого незаконного вмешательства в его частную жизнь (в том числе и от вмешательства государственных чиновников).

Мнение. Из статьи «Великая ложь нашего времени» политического деятеля, сторонника самодержавия, противника демократии в России К. П. Победоносцева (1827-1907):

«I. Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия… идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции и проникла, к несчастию, в русские безумные головы…

На фронтоне этого здания (парламентаризма) красуется надпись «Все для общественного блага». Но это не что иное, как самая лживая формула; парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение…

II. На том же ложном основании стоит и… учение о совершенствах демократии и демократического правления… Демократическая форма правления самая сложная и самая затруднительная из всех известных… Вот причина - почему эта форма повсюду была преходящим явлением и… нигде не держалась долго…

IV. Люди обманывают себя, думая, что оно (парламентское правление) служит обеспечением свободы. Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с той разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли; а в парламенте нет его… так как воля парламента определяется большинством; но как скоро при большинстве… есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента…»

Выскажите ваше отношение к изложенному мнению. Подумайте, как сама история опровергла этого политика. Приведите свои аргументы против его доводов.

Основные принципы.

Подводя итог, напомним, что в науке обычно выделяют десять принципов, составляющих основу нашего конституционного строя. Теперь мы назовем их:

  • человек и гражданин, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие и республиканская форма правления, отвечающая требованиям демократии и правового государства;
  • федеративное устройство, основанное на государственной целостности страны;
  • социальная защита человека;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • политическое и идеологическое многообразие, многопартийность;
  • единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности;
  • высшая юридическая сила и прямое действие Конституции;
  • отделение церкви от государства.

Надеемся, что названные принципы в основном вам понятны - во всяком случае, не вызывают недоумения. Вместе с тем для их действительно глубокого понимания необходимо еще немало потрудиться. Эти принципы регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение как страны в целом, так и отдельной личности. Закрепленные в главе 1 Конституции, они составляют главную, исходную правовую базу не только для всего последующего содержания самой Конституции, но и для всей системы российского права : ведь Конституция - это Основной закон и ни один другой закон или иной правовой документ (акт) не должен противоречить принципам конституционного строя. Наконец, принципы главы 1 абсолютно неизменны: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция (см. ст. 135).

Проверьте себя

  1. Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение.
  2. Прочитайте статьи 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Какие принципы правового государства нашли отражение в этих статьях?
  3. В чем заключается высшая ценность, определенная Конституцией для государства?
  4. Как вы понимаете положение о том, что единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ России?
  5. В чем проявляется идеологический, политический, партийный, религиозный плюрализм в нашей стране? К чему мог бы привести отказ от этого принципа?
  6. Почему Россию нельзя назвать союзом субъектов Федерации? Как достигается государственная целостность России?
  7. Какие можно привести аргументы, подтверждающие, что в нашей стране созданы условия для развития рыночной экономики?
  8. В чем различия между статусом человека и статусом гражданина?

В классе и дома

  1. В главе 2 Конституции есть статьи (57, 58, 59), в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение, что эти статьи противоречат принципу прав и свобод человека. Ознакомьтесь с текстом статей и выскажите ваше мнение в связи с затронутым суждением. Аргументируйте свой ответ.
  2. Специалисты утверждают, что федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной для России. Почему? Найдите обоснования данного утверждения.
  3. Иногда правоведы называют главу 2 Основного закона нашей страны «маленькой конституцией внутри большой конституции». Подумайте и объясните смысл этого высказывания.
  4. Чечня - исторически сложившаяся часть России. После принятия Конституции (1993) она стала полноправным субъектом Российской Федерации. Однако еще с 1991 г., когда в России начались демократические преобразования, в Чечне сложилась группа сепаратистов, резко выступавших за отделение и даже провозглашавших ее «суверенным государством», вне состава России. Никто в мире не признал самопровозглашенную Республику Ичкерию, но экстремисты продолжили свою сепаратистскую деятельность. Что из этого вышло, вы знаете.

В России мнения разделились. Одни твердо заявляли, что Чечню «надо отпустить». Другие утверждали, что у народа Чечни, как и у всех народов России, есть все права на самоопределение в рамках Российской Федерации, но разваливать территориальное единство России сепаратисты не имеют права, что такой путь - трагедия для народа Чечни и для всей России.

А каково ваше мнение по этому вопросу? Опираясь на изученные принципы конституционного строя России, приведите свои обоснования. Найдите в тексте главы 1 Конституции статьи, указывающие законные пути решения вопроса.

Говорят мудрые

  • «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
    Декларация прав человека и гражданина, Франция, 1789 г., статья 16
  • «Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых фактов».
    Н. Г. Чернышевский (1828-1889), русский писатель, публицист
  • «Федерация возможна только там, где народу (или народам) присуще искусство соглашения и дар политического компромисса».
    И. А. Ильин (1882-1954), правовед, философ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В правоведении под конституцией принято понимать универсальный нормативно-правовой акт, имеющий, как правило, форму основного закона, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие обще­ственные отношения в рамках «треугольника» личность - общество - госу­дарство.

Сущность конституции традиционно раскрывается через рассмотрение ее в качестве политического, юридического и идеологического документа. Если первое выражает основные принципы и правила поведения участников поли­тических отношений, то второе предельно отражает сущность конституции как правового акта, обладающего высшей юридической силой. Идеологиче­ский характер выражается в провозглашении в конституции определенных идеологических установок или идеологического приоритета. Такое свойство конституции присутствует даже в тех странах, где конституция закрепляет идеологическое многообразие.

Сосредоточим внимание на правовой природе конституции. Конституция - правовой акт, определяющий основы устройства общества и государства, учреждающий систему органов государственной власти и местного само­управления, устанавливающий основы правового статуса личности.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий само­стоятельное и особое место в правовой системе современного демократиче­ского государства, от всех других правовых актов отличают следующие чер­ты:

    особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

    учредительный, первичный характер конституционных установлений;

    всеохватывающий характер конституционной регламентации, т. е. тех сфер общественных отношении, воздействие на которые она распространяет;

    особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая си­ла, особый порядок принятия, внесения поправок, особые формы охраны и

    стабильность и реальность.

Особые юридические свойства - это те качества, которые отличают конституцию от других правовых актов. Эти юридические свойства после­довательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года.

    В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верхо­венства Конституции Российской Федерации. В признании верховенства Конституции РФ заложена не свойственная прежним, советским, конститу­циям идея подчинения государства конституции, праву. Иными словами юридическое верховенство Конституции РФ состоит в установлении идеи конституционализма и подчинении государства Конституции РФ, организа­ции общественных отношений сообразно ее положениям и смыслу.

    В статье 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применя­ется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции РФ имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. Высшая юридиче­ская сила Конституции РФ показывает ее наивысшее место в системе право­вых актов и означает, что все остальные законы, иные акты, правопримени­тельная практика должны соответствовать ей, иначе они будут недействи­тельны.

    Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России.

    К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации отно­сится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов госу­дарственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Конституционный Суд РФ играет важную роль в охране Конституции РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нор­мативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов федерации. Акты или их отдельные положения, признанные не­конституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и примене­нию.

    Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный, порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.

Таким образом, конституция - это универсальный, как правило, имею­щий форму Основного закона юридический документ, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему

правовых норм, регламентирующих важнейшие общественные отношения (государственный строй, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с человеком).

Конституция РФ может быть изменена четырьмя способами.

    Пересмотр положений 1, 2 и 9 глав Конституционным Собранием, что влечет принятие новой Конституции РФ (ст. 135 Конституции РФ). Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотрено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом, который пока не принят.

Конституция Российской Федерации в статье 134 ввела норму, устанавли­вающую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пере­смотра Конституции РФ и внесения в нее поправок. Прежней конституцией данный вопрос не регламентировался.

Предложения о пересмотре положений 1, 2 и 9 глав требуют значительной поддержки обеих палат парламента - 3/5 голосов от общего числа членов Со­вета Федерации и депутатов Государственной Думы. Но пересмотр Консти­туции РФ ими не допускается. Для этого созывается специальный орган -Конституционное Собрание, которое либо подтверждает незыблемость Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается 2/3 голосов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование (ст. 135 Конституции РФ).

    Внесение поправок в главы 3-8 в форме Закона РФ о поправках к Кон­ституции РФ. Такое толкование ст. 136 Конституции РФ о форме правового акта сформулировано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»* де­тально урегулировал процедуру рассмотрения поправок палатами Федераль­ного Собрания и их одобрения парламентами субъектов РФ. Процесс рас­смотрения закона РФ о поправке в субъектах Федерации должен завершить­ся не позднее 1 года.

Принято уже несколько Законов РФ о поправке к Конституции РФ. Пер­вый опыт принятия поправок к Конституции РФ реализован в декабре 2008 года, когда были внесены поправки в Конституцию РФ, предусматривающие изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также расширяющие контрольные полномочия последней.

5 февраля 2014 года Президент РФ подписал Закон Российской Федера­ции о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», предусмат­ривающий формирование объединенного Верховного Суда Российской Фе­дерации как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным кон­ституционным законом 1 .

    Внесение изменений в статью 65 Конституции в форме федерального конституционного закона (ФКЗ) при изменении правового статуса субъектов или субъектного состава РФ. На основании ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении кон­ституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие измене­ния в ст. 65 Конституции РФ (ст. 65, 137 Конституции РФ). ФКЗ об измене­нии правового статуса субъектов РФ пока не принят, субъектный состав РФ изменяется в двух формах - путем принятия и образования нового субъекта РФ, что закреплено в ФКЗ от 17 декабря 2001 г. о порядке принятия и обра­зования нового субъекта РФ.

    Изменение статьи 65 Конституции РФ при изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции; новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ указом Прези­дента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, что определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции.

Таким образом, федеральная Конституция является жесткой, что гаранти­рует ее повышенную стабильность и эффективное действие.