Прямое и непосредственное руководство исполнительной власти. Принципы государственной исполнительной власти. Юридические факты

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках
президента полномочий главы ________ (А) и главы исполнительной власти.
Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует.
Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным
________ (Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как,
скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника ________ (В)
президента от парламента. Президент получает также право ________ (Г)
в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное
рассмотрение в высший законодательный орган любой ________ (Д). Но если
парламент вторично, квалифицированным большинством голосов –
2/3 в обеих палатах – проголосует за него, то проект становится законом,
обретает ________ (Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент
и распустить парламент».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)
может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1) юридическая сила
2) власть
3) отлагательное вето
4) законопроект
5) государство
6) форма правления
7) голосование
8) политика
9) законодательный
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные
слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами
слова.

Наиболее заметные рабочие места, выполняемые секретарем госсекретаря, хранят государственные документы и контролируют государственные выборы. Государственные казначеи являются хранителями государственных средств. Они собирают налоги, управляют инвестициями государственных средств и осуществляют платежи от имени штата сотрудникам и тем, кто предоставил государству товары и услуги.

Подавляющее большинство государств выбирают каждого из этих должностных лиц по итогам выборов в штатах. Даже лейтенант-губернатор, который стоит в очереди на губернаторство, избирается отдельно от губернатора во многих штатах и ​​поэтому не может даже разделять партийную принадлежность губернатора.

Помогите сделать тест по общ-ву

№1)Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
№2)Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
№3) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение котрого пронумеровано.
1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения "Женский парламент", где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из Росси и зарубежных стран.2) Администрация Новгородской области выделила "Женскому парламенту" 120 тыс. рублей. 3) Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы " Развитие лидерских качеств женщины". 4) Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
определите, какие положения текста носят
А) ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, Б) ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ
№4)Установите соответствие между конкретной нормой и видом социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Конкретная норма Вид социальной нормы
А) общественные объединения должны 1) Правовая
быть зарегистрированы государственным органом 2) моральная
Б) запрещается деятельность общественных
объединений,цели которых направлены на разжигание
межнациональной розни
В) члены общественной организации обязаны уважать
членов других организаций
Г) свобода деятельности общественных объединений
гарантируется законом
№5) Из приведенных ниже понятий все,за исключением одного, относятся к функциям политики.
Стабилизация, косолидация сил, поиск истины, управление, поддержание порядка.
Найдите и укажите понятие, "выпадающее" из общего ряда.
№6) Отличительным признаком конституции как нормативного документа является
1) общеобязательность
2) обеспеченность силой государственного принуждения
3)высшая юридическая сила
4) соответствие принятым в общ-ве представлениям о добре и зле
№7) Верны ли следующие суждения о признаках любого госуд-ва?
А. Признаком любого госуд-ва явл. разделение и независимость властей.
Б. Признаком любого госуд-ва явл. выборность всех ветвей власти.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
№8)Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном госуд-ве?
1) " Парламент одобрил проект школьной реформы,предусматривающей увеличение бюджетного финансирования школ, расположенных в муниципальных округах"
2) "Глава госуд-ва пригласил представителей местных органов самоуправления для обсуждения вопроса повышения эффективности их деятельности"
3) "Городской суд приступил к рассмотрению иска муниципалитета к заводу,сбросившему отходы производ-ва в реку в черте города"
4) "Новый законопроек связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы. Значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень"
№9)Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократ. обществе?
1)разработка народно-хозяйственных планов
2) управление деятельностью исполнительных органов
3) назначение руководящих кадров промышленных предприятий
4) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации

Размер бюрократии. Размер бюрократии вырос замечательным темпом. Этот рост находит свое отражение в количестве агентств, созданных в штатах и ​​в количестве рабочих, которых они нанимают. За последние годы число агентств постоянно растет. Это растущее число агентств представляет собой значительное расширение в областях бюрократической ответственности, что, в свою очередь, является прямым следствием изменения ответственности правительства. По мере возникновения новых общественных проблем или привлечения внимания людей, обязанности государства возрастают.

Люди Help me

1 Устройство на работу, порядок увольнения, начисления заработной
платы регулируются
Конституцией
Гражданским кодексом
Трудовым кодексом
Уголовным кодексом
2 Раскройте на трех примерах теоретическое положение о том, что
Конституция РФ содержит нормы, создающие правовую базу для
решения социальных проблем
3 Обязательное соответствие и непротиворечие всех остальных
нормативных актов Конституции отражает такой ее признак, как
Нормативность
Справедливость
Высшая юридическая сила
Соответствие нормам международного права
4 К системе сдержек и противовесов между властями государственной
власти относится
Отлагательное вето Президента
Институт Уполномоченного по правам человека
Проведение гражданского форума
Деятельность Конфедерации обществ защиты прав
потребителей
5 Укажите вид нормативных документов, которые может издавать
Правительство РФ
Кодексы
Законы
Распоряжения и постановления
Указы
6 Понятие презумпция невиновности, вердикт относятся к
деятельности органов
Законодательной власти
Исполнительной власти
Института президентства
Судебной власти
7 Что относится к полномочиям Президента
Определение основных направлений внутренней политики
Осуществление мер по обеспечению обороны страны
Решение вопросов гражданства
Разработка федерального бюджета
Разработка программы экономического развития страны
8 Что является правонарушением
Невыполнение строительной фирмой условий договора о
строительстве дома
Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные
пункты из-за урагана
Выезд начинающего автомобилиста на трассу в час пик
Выступление работника на собрании коллектива с критикой
директора
9 Продолжи фразу
Основанием для наступления юридической ответственности
является ….
10 Старшеклассник забрал из открытого портфеля одноклассника
компакт-диск. Являются ли его действия правонарушением?
Укажите три признака, по которым вы это определили
11 Правонарушением является
Заключение договора найма жилья
Забастовка шахтеров
Продажа квартиры в кредит
12 ООН является организацией
Европейской
Мировой
Стран Восточной Европы
Азиатской
13 Права человека с точки зрения принципов демократии и
международного законодательства
Присущи всем людям
Присущи гражданам демократического государства
Закрепляются за лицами только в силу их принадлежности к
государству
Принадлежат только лицам без гражданства и политическим
беженцам
14 Конвенция о правах ребенка – документ
Обязывающий подписавшую страну соблюдать указанные
права
Рекомендующий подписавшей стране соблюдать права ребенка
Информирующий общественность подписавшей страны о
правах ребенка
Провозглашающий ценность прав ребенка и призывающий
подписавшую страну задуматься об их соблюдении
15 Верны ли суждения
А) Всеобщая декларация прав человека стала в XX веке эталоном права
Б) Идеи Всеобщей декларации прав человека способствовали
становлению правового государства во многих странах мира
Верно только А
Верно только Б
Оба верны
Оба неверны
16 Верны ли суждения
А) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами
Б) Президент РФ является Председателем Правительства
Верно только А
Верно только Б
Оба верны
Оба неверны
17 Всенародным референдумом в РФ принимается (-ются)
Конституция
Федеральные законы
Местные законы
Конституционные законы
18 Конституция РФ
Строится на основе обычного права
Базируется на конституциях СССР
Включает статьи Всеобщей декларации прав человека
Не учитывает мировой опыт
19 Какой из признаков характеризует демократическую систему
законодательства
Все, что не дозволено, то запрещено
Все, что не запрещено, то дозволено
Все дозволено и ничего не запрещено
Все запрещено и ничего не дозволено
20 Гражданским правонарушением является
Продажа недоброкачественного товара в магазине
Продажа легких наркотиков на школьной дискотеке
Забастовка шахтеров
Продажа квартиры в кредит
21 Издание постановлений и распоряжений во исполнение принятых
законов является функцией
Прокуратуры
Правительства
Парламента
Судебной власти
22 В систему правоохранительных органов входит
Совет Федерации
Государственная Дума
Правительство
Прокуратура
23 Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском
характере современного Российского государства
24 Перечислите дисциплинарные взыскания, которые в соответствии с
Трудовым кодексом РФ налагает администрация предприятия на
работника
25 В РФ участие в суде присяжных заседателей связано с
рассмотрением дел
Гражданских
Административных
Трудовых
Уголовных
26 Правоспособность у физического лица возникает с
Момента рождения
Возраста 16 лет
Возраста 18 лет
Возраста 21 года

Эти дополнительные обязанности приводят к созданию новых бюрократических структур для управления новыми государственными программами. Хотя разные государства имеют разные комбинации агентств, государственные бюрократии обычно развивались по сходным путям. Политологи Стивен Дженкс и Дейл С. «Первое поколение» включало в себя пятьдесят одно агентство, присутствовавшее в более чем тридцати восьми штатах. Многие из этих агентств существовали годами, и они представляли собой основную работу государственного управления.

Среди этих учреждений были: исправления, образование, здравоохранение, высшее образование, автомагистрали, психиатрическая помощь, сбор налогов, страхование по безработице, социальное обеспечение и компенсация работникам. Другими агентствами первого поколения были сельское хозяйство, банковское дело, рыбоводство и природопользование, страховое регулирование, парки и условно-досрочное освобождение, а также подразделения, возглавляемые избранными должностными лицами, такими как государственный секретарь, генеральный прокурор и казначей.

1) Установите соответствие между ветвями власти и их полномочиями Ветвь власти Полномочия 1.Законодательная власть А. Создает законы

2. Исполнительная власть Б. Защищает право

3. Судебная власть В. Реализует принятые решения

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные __________ (1) государства, обеспечивающие его подчинение _________________ (2). Государство само определяет степень важности тех или иных _______________ (3) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах неодинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в _____________ (4); приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека ____________ (5) – обязанность государства. Россия – это социальное государство, _____________(6) которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

Интересно, что в значительной степени внимание к этим конкретным агентствам было вызвано инициативами федерального правительства, которые предоставили федеральные деньги, что побудило государства предпринять определенные действия в этих областях. В течение этого десятилетия во многих штатах было создано двадцать девять новых типов административных образований.

Тем не менее, были добавлены агентства четвертого поколения, такие как службы экстренного медицинского обслуживания, равные возможности трудоустройства, управление подземными водами, опасные отходы, а также малый и миноритарный бизнес. Новые агентства, занимающиеся управлением прибрежными зонами, лотереями, функциями омбудсмена, системами общественного вещания, функциями государственного защитника и компенсацией жертвы, присутствовали в 25 штатах и ​​готовы поделиться с другими.

А) суд Б) право В) законотворчество Г) принцип

Д) общество Е) выбор Ж) гарантия З) гражданин

И) политика

Установите соответствие между понятием и определением.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой парламент имеет законодательные полномочия, а монарх является главой исполнительной власти.

Неудивительно, что рост числа агентств сопровождался ростом занятости в государственных органах. В обоих этих временных точках число государственных служащих было больше, чем число рабочих, нанятых национальным правительством. В дополнение к росту занятости, связанному с появлением новых агентств, существующие агентства также добавили к своей рабочей силе. Тем не менее, этот рост занятости был неравномерным по всем исполнительным функциям. В большинстве функциональных областей уровень занятости оставался относительно стабильным.

Еще одной важной областью роста занятости было высшее образование. Значительный рост, наблюдаемый в исправлениях и высшем образовании, не является нормой, хотя, как и большинство созданных учреждений, сохраняют устойчивые уровни сотрудников или постепенно увеличивают количество сотрудников, а иногда и сокращают штаты. В последнее время внимание было сосредоточено на изменении способа ведения бизнеса бюрократией. На протяжении многих лет осуществлялись различные реформы. Самым ранним методом современной реформы была реорганизация, которая включает консолидацию обязанностей многих отдельных агентств в меньшее количество широкофункциональных.

Президентская республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.

Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим перед избирателем ответственность.

Парламентарная монархия -это форма правления, при которой в силу основного закона государства власть распределена между монархом и парламентом.

Считается, что такая реорганизация сокращает расточительное дублирование и координирует оказание услуг государственными органами. Реорганизация также, как правило, приводит руководителей этих консолидированных агентств под административную власть губернатора.

Некоторые наблюдатели отвергают такую ​​реорганизацию, которая слишком робкая, чтобы иметь реальный эффект. Более агрессивный подход был поддержан Дэвидом Осборном и Тедом Габлером в Реинвестиционном правительстве: как предпринимательский дух трансформирует государственный сектор. Эта книга повлияла на американское правительство на государственном и национальном уровнях и стала требовать чтения для американских лидеров, включая президента Билла Клинтона. Важнейшим элементом их призыва к переосмыслению является идея каталитических правительств, которые определяются как правительства, которые «управляют, но не строят».

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.

Смешанная республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.

Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой законодательная власть
полностью принадлежит парламенту, а власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента.

Идея здесь заключается в том, что правительства должны определять, что необходимо, какие услуги должны предоставляться, и как они должны финансироваться, но что фактическое выполнение этих услуг не должно выполняться государственными служащими. Близкая идея называется конкурентным правительством. Эта концепция защищает конкуренцию на арене предоставления услуг - используя экономические принципы для обеспечения эффективного и эффективного предоставления услуг. Многие государства приняли идеи переосмысления в их администрировании услуг.

Форма правления - это особенности внутренней организации государства,
порядок образования и структура органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной власти, методы осуществления управленческой деятельности государства.

Не ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют парламент и конституция.

Приватизация - еще один общий подход. В соответствии с этой методикой государства заключают контракты с частными или некоммерческими организациями для предоставления определенных услуг. Государства уже давно используют частных подрядчиков для таких услуг, как строительство автомагистралей. Услуги по обслуживанию зданий, поставка продуктов питания, канцелярские услуги и службы безопасности - это другие примеры областей обслуживания, в которых государства часто нанимают частных подрядчиков. Несколько штатов даже экспериментировали с частными исправительными учреждениями.

Форма государства - это способ организации верховной государственной
власти, структура высших государственных органов, порядок их образования, срок полномочий, распределение компетенций между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти.

Вспомните: В чем особенности правоотношения как вида социальных отношений?

Наиболее распространенная причина, по которой государства предлагают «заключение контрактов», заключается в том, что частные поставщики услуг могут предоставлять услуги равного или лучшего качества по более низкой цене, чем это может сделать государственное агентство. Приватизация также имеет смысл, когда потребность в конкретной услуге - это краткосрочный наем кого-то другого, чтобы обеспечить их, а не создание государственного аппарата, было бы более быстрым и более дешевым решением. Приватизация не была одинаково успешной.

В некоторых случаях расходы снижаются, но иногда это связано с тем, что услуги сократились как по количеству, так и по качеству. Тот факт, что внешние подрядчики должны получать прибыль, чтобы оставаться в бизнесе, может побудить их сократить углы, что может привести к созданию некачественного продукта.

Подумайте: Можно ли административные правоотношения свести к отношениям власти и подчинения?

Вы хорошо знаете, что у каждой из ветвей единой государственной власти есть своя, строго определенная Конституцией доля участия в управлении государством. Законодательная ветвь власти осуществляет государственное управление посредством законодательной деятельности. Судебная власть выполняет свои задачи государственного управления путем отправления правосудия. Наконец, существует особая ветвь государственной власти, деятельность которой связана с претворением в жизнь - исполнением закрепленных законом предписаний. Ее так и называют - исполнительной властью. Она осуществляет прямое непосредственное государственное управление во всех основных сферах жизни общества.

Граждане, которые хотят жаловаться на предоставление услуги, могут испытывать трудности с пониманием того, кто на самом деле несет ответственность, поскольку существует так много людей. Хотя ни одна из нынешних реформ не была полностью успешной в достижении всего, что они намеревались сделать, государства все еще экспериментируют с этими и другими средствами улучшения работы правительства. Между тем государственные бюрократии продолжают подвергаться тщательному анализу и часто подвергаются неблагоприятной оценке.

В результате всегда будет стимул, чтобы попытаться изменить «бизнес как обычно», чтобы государственные чиновники, особенно губернаторы, заявляли, что решают проблемы общественности. Значение бюрократии. Текущие изменения в организации композиции и размере государственной бюрократии способствовали нынешнему значению исполнительной власти. Государства управляют подавляющим большинством правительственных программ в этой стране, как созданных национальным правительством, так и государственными учреждениями.

Деятельность исполнительной власти - любого ее звена - строится на основе юридических норм, совокупность которых составляет особую отрасль в системе российского права - административное право.

Административное право.

Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью ее органов, призванных осуществлять функции государства.

Правительственные программы оказывают влияние на жизнь граждан только в той мере, в какой они фактически вступили в силу. Это административная ответственность несет административная ответственность. Исполнительная власть исполняет закон, интерпретируя законы, принятые законодательными органами штатов и губернаторами, а также правила и правила написания законов, чтобы применять законы на практике. Поэтому в процесс осуществления закона встроен определенный уровень усмотрения. Бюрократы применяют свои знания, опыт и суждение к часто смутно написанным законам, чтобы заполнить детали и реализовать законы.

Факты.

В системе юридических наук, обслуживающих фундаментальные отрасли права - государственное (конституционное), гражданское, уголовное и административное, наука административного права самая молодая. Процесс ее развития начался около 300 лет назад: сначала в XVIII в. под названием «наука полиции», затем в XIX в. под названием «наука полицейского права», а на рубеже XIX-XX вв. и в первые десятилетия XX в. завершился постепенным превращением в «науку административного права».

Внешние группы, которые будут затронуты новыми законами, пытаются влиять на то, как законы выполняются. Избранные чиновники надеются также оказать влияние. По этой причине как законодатели, так и губернаторы утверждают законную роль в наблюдении за деятельностью исполнительной власти. Такое вмешательство может испортить процесс реализации.

Таким образом, напряженность в том, что бюрократы могут свободно применять закон по своему усмотрению и вынуждать их реагировать на желания избранных должностных лиц. Поэтому даже в современный период надлежащая роль бюрократии в государствах не всегда ясна. Переход от патронажа к системам заслуг иллюстрирует важный философский вопрос. Это напряжение остается значительным в сегодняшних государствах. Вне актеров упорствуют в попытках повлиять на то, как действуют законы. И бюрократы часто вовлекаются в формулировку законов.

Естественно, что нормы административного права имеют свои особенности. Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всегда носят властный, императивный (строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.

Ожидается, что губернаторы будут предлагать руководство на многих различных аренах. С. и других странах по всему миру. Многое ожидается от современных губернаторов, но они отвечают за эту задачу? Предоставляет ли офис руководителям штатов инструменты, необходимые для выполнения всего, что от них ожидается? Сотрудники исполнительной власти, которые окружают губернатора, работают с губернаторами или против них, когда они выполняют свои обязанности? Действуют ли эти должностные лица эффективно?

И разве губернаторы приносят с собой личные и профессиональные качества, которые могут привести к успеху? Боулинг, Синтия Дж. Проект американских государственных администраторов. Неопубликованные данные, Обернский университет, Оберн, Алабама. Боумен, Энн О'М. Возрождение государств. Реорганизация правительств штатов в Соединенных Штатах.

Нормы административного права охватывают все основные сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, культурную, поскольку во всех этих сферах осуществляется (в том или ином объеме) управленческая деятельность.

Например, государственное управление в сфере экономики включает управление промышленностью, сельским

хозяйством, связью, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортно-дорожным комплексом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружающей среды и т. д. Государственное управление в политической сфере включает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Государственное управление социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.

Нормы административного права регулируют деятельность таких субъектов, как:

  • а) государственные органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы);
  • б) органы местного самоуправления ;
  • в) коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные объединения, религиозные организации (каждая такая организация подлежит государственной регистрации, действует на основе лицензии (государственного разрешения) и таким образом вступает в административные правоотношения с исполнительной властью, должностными лицами);
  • г) должностные лица названных органов и организаций;
  • д) отдельные граждане (гражданин вступает в административные правоотношения, осуществляя свои административные права, например при получении общего и среднего образования, медицинской, юридической, технической помощи, административной и судебной защиты и др.).

Нормы административного права, как и другие социальные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-разному влияют на общественные отношения. Так, нормы-запреты действуют как предупреждение не совершать определенные действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д. - гласит Кодекс РФ об административных правонарушениях - КоАП). Предписывающие (обязывающие) нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определенные действия (например, положения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов административного права. Нормы-дозволения составляют основную часть административного права. Они охватывают огромный круг административных прав граждан. В первую очередь это права, которыми гражданин пользуется по своему усмотрению: право на имя, право на получение среднего и общего образования, право на трудоустройство, право на разные виды помощи - медицинской, юридической, технической; право на защиту (административную жалобу, заявление в суд) и др.

Понятие и черты административного правоотношения.

Что такое правоотношение, вы уже знаете. Административное правоотношение - его конкретная разновидность. Охарактеризуем некоторые его черты.

Прежде всего следует помнить, что административные правоотношения имеют избирательный характер: они складываются только в той сфере общественных отношений, которая регулируется нормами административного права, - в сфере деятельности исполнительной власти (государственных органов и органов местного самоуправления, выполняющих определенные государственные функции).

Для возникновения административных правоотношений мало, чтобы стороны, вступившие во взаимодействие, обладали определенными правами и обязанностями. Необходимо, чтобы хоть одна из сторон административноправового отношения была представлена субъектом (органом или должностным лицом) административной власти, т. е. наделенным государственно-властными полномочиями.

Поскольку в административных правоотношениях участвует исполнительная власть, эти правоотношения чаще всего имеют властный характер. Их можно выразить формулой « власть - подчинение ». Это значит, что одна сторона правоотношения наделена государственновластными полномочиями - управляет, распоряжается, действует от имени государства, а другая обязана подчиняться. Отсюда следует, что между двумя рядовыми гражданами административные правоотношения невозможны.

Сказанное, однако, не исключает такой ситуации, когда отношения складываются между субъектами исполнительной власти, имеющими одинаковый статус (положение) в системе органов государственной власти (например, два или несколько министерств могут договориться о создании межведомственной рабочей группы или комиссии для подготовки каких-либо совместных решений, проектов).

Административное правоотношение, как и любое правоотношение, возникает в связи с конкретным событием, действием, но только в том случае, если событие или действие предусмотрено в норме административного права (если же не предусмотрено - не возникает).

Однако, если гражданин Степа (19 лет) без разрешения «уведет» у гражданина Вани (18 лет) его велосипед, а гражданин Ваня заявит об этом в милицию, такая ситуация уже близка к возникновению административного правоотношения. Почему? Потому что: а) в Ко АП есть правовая норма, предусматривающая подобную ситуацию, - статья 7.27. Мелкое хищение; б) есть сторона, представляющая административную власть, - правоохранительный орган (милиция).

Подумаем: между кем и кем в этом случае возникает административное правоотношение? Учитывая сказанное выше, можно ответить так: не между гражданином Ва сей и гражданином Степой. Административные правоотношения возникают у каждого из них с правоохранительными органами, обязанными принять меры, предусмотренные нормами права. Если заявление гражданина Васи (потерпевшего) подтвердится, гражданина Степу, нарушившего правовую норму, ждет (как минимум!) административное наказание в виде штрафа (согласно ст. 7.27).

Кто же обычно рассматривает споры между участниками административного правоотношения? Сегодня чаще всего их рассматривают в так называемом административном порядке (т. е. внесудебном). Как правило, это делает вышестоящий начальник того лица, чьи действия обжалуются (например, если работник одного из отделов предприятия решил, что бухгалтер отдела неправильно начислил ему зарплату, он может обратиться к главному (вышестоящему) бухгалтеру, и тот обязан разрешить конфликт). В более сложных ситуациях в дело включается милиция (как это было со Степой и с Васей).

Однако в последнее время становится понятно, что решение целого ряда административных споров возможно только путем прямого обращения в суд (например, увольнение с работы, обжалование действий и решений должностных лиц, ущемляющих законные права и интересы граждан и т. д.).

Итак, можно дать следующую характеристику понятия, черты которого мы рассмотрели выше: административными правоотношениями называют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.

Административное правонарушение.

Такое правонарушение еще называют знакомым вам термином проступок. Как вы помните, от преступления он отличается меньшей степенью вреда для общества, но тоже является правонарушением. Административное правонарушение посягает на:

  • общественный порядок;
  • собственность;
  • права и свободы граждан;
  • установленный порядок управления.

Так, например, к административным правонарушениям против личности относят правонарушения, посягающие на права и здоровье граждан (это могут быть нарушения законодательства о труде и правил охраны труда; нарушения санитарно-гигиенических норм; проведение агитации в период ее запрещения; распространение ложных сведений о кандидате и др.), к ним относятся и посягающие на собственность (это могут быть нарушения прав государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир; мелкие хищения государственной собственности и общественного имущества и др.).

К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок, относят, например, незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хулиганство; азартные игры; распитие спиртных напитков в общественных местах, не предназначенных для этих целей; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и др.

К административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и памятников культуры относят, например, незаконную порубку и повреждение деревьев, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод в запрещенных местах; засорение лесов бытовыми отходами и отбросами; нарушение правил охоты, рыбной ловли, пожарной безопасности в лесах и др.

Отметим основные признаки административного правонарушения. Вы уже поняли, что административное правонарушение - это всегда определенное деяние (действие или бездействие). Это деяние антиобщественное и противоправное, т. е. нарушающее какие-либо нормы права. Наконец, это деяние виновное, т. е. совершенное лицом, которое осознавало (понимало) недопустимость (противоправность) своего поведения и связанных с ним результатов.

Документ

Из Кодекса РФ об административных правонарушениях:

«Статья 2.1. Административное правонарушение Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».

За административное правонарушение закон (КоАП РФ) предусматривает различные виды административных наказаний:

В статье 3.2 названо восемь таких видов - от предупреждения, штрафа и лишения специальных прав до административного ареста, самого строгого из всех наказаний, которое может быть назначено только судом.

Проверьте себя

  1. Какую сферу общественных отношений регулирует административное право?
  2. Кто может быть субъектом административных правоотношений?
  3. В чем состоят важнейшие черты административных правоотношений?
  4. Какие общественные отношения называют административными правоотношениями?
  5. Что такое административное правонарушение?
  6. Каковы основные признаки административного правонарушения?
  7. Какие виды административных наказаний вам известны?
  1. Ответ ученика: «Административное право - отрасль права, нормы которого регулируют отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства». Можно или нельзя считать этот ответ правильным? Объясните почему.
  2. Когда характеризуют деятельность исполнительной власти, употребляют слова «прямое», «непосредственное» руководство. Объясните, как вы это понимаете. Можно ли употреблять эти слова по отношению к деятельности других ветвей власти? Аргументируйте свой ответ.
  3. Однажды поссорились между собой Иван Иванович и Иван Никифорович. Наговорили друг другу обидных слов. Желая досадить старому приятелю, Иван Никифорович выстроил против соседского плетня гусиный хлев, захватив даже часть чужой земли. В отместку Иван Иванович подпилил ночью столбы, на которых стояло строение, и оно рухнуло. Соседи подали друг на друга в суд, и началась судебная тяжба, которая продолжалась с перерывами лет 10, да так и неизвестно, чем кончилась… Вы, наверное, об этом слышали.

Интересно, можно ли в данном случае говорить о возникновении административно-правовых отношений? Если нет, объясните почему. Если да, то между кем и кем?

Говорят мудрые

  • «Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно».
    Наполеон I Бонапарт (1769 - 1821), французский император