Общественные права и свободы человека. Марек Новицкий. Что такое права человека? От идеи к юридическим нормам

Основные права и свободы человека и гражданина

Права человека - неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут рассматриваться как "дар" государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идет о правовом государстве, а во втором - об антидемократическом.

В докладе Генерального секретаря содержится проект программы, который будет рассмотрен на саммите в целях принятия мер. Это нормативные и реформаторские решения, которые могут быть применены при мобилизации необходимой политической воли. События, которые произошли со времени провозглашения Декларации тысячелетия, требуют активизации консенсуса по фундаментальным проблемам и приоритетам и для достижения этого консенсуса стать коллективными действиями. Для этого мы должны руководствоваться потребностями и надеждами народов всего мира.

Правам человека присущи следующие признаки".

Они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

Складываются объективно и не зависят от государственного признания;

Принадлежат индивиду от рождения;

Имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (воздух, земля, вода и т.п.);

Мир должен совместно развивать причины развития, безопасности и прав человека, поскольку в противном случае ни один из них не сможет добиться успеха. Человечество не может иметь безопасности без развития, оно не может иметь развитие без безопасности, и у него не может быть никаких вещей, если права человека не будут соблюдаться.

В мире взаимосвязанных угроз и возможностей эффективный ответ на все эти вызовы представляет интерес для всех стран. Вот почему причиной более широкой свободы может способствовать только широкое, глубокое и устойчивое сотрудничество на глобальном уровне между государствами. Мир нуждается в сильных и способных государствах, эффективных совместных отношениях с гражданским обществом и частным сектором, а межправительственные учреждения - на региональном и глобальном уровнях - способны и эффективны для мобилизации и координации коллективных действий.

Являются непосредственно действующими;

Признаются высшей социальной ценностью;

Выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

Представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

Необходимо реформировать Организацию Объединенных Наций способами, которые до сих пор были невообразимыми, и с дерзновением и скоростью, которые до сих пор не были выявлены. Свобода жить без страдания. За последние 25 лет было рассмотрено наиболее драматическое сокращение крайней нищеты, которое когда-либо испытывал мир. Однако десятки стран обнищали. Более миллиарда человек по-прежнему живут менее чем на 1 доллар в день.

Сегодня первое поколение располагает ресурсами и технологиями, чтобы сделать право на развитие реальностью для всех и поставить весь человеческий вид в убежище нужды. Существует общее видение развития. Это партнерство основано на взаимной подотчетности и подотчетности: развивающимся странам следует укреплять благое управление, бороться с коррупцией, стимулировать рост, обусловленный частным сектором, и максимально использовать внутренние ресурсы для финансирования стратегий развивающимся странам, в то время как развитые страны должны поддерживать эти усилия с увеличением помощи в целях развития, новым раундом торговли, ориентированным на развитие, а также расширением и усилением бремени задолженности.

Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Права гражданина - совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

Права гражданина являются охраняемой законом мерой юридически возможного поведения, которая направлена на удовлетворение интересов не всякого человека, а только того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством, т.е. является гражданином определенного государства.

Финансирование развития: в ближайшие годы помощь в целях развития во всем мире должна быть удвоена или более. Это не требует новых обещаний от стран-доноров, а выполнения обещаний, которые уже были сделаны. Чтобы обеспечить немедленный рост этого увеличенного объема, будет создан международный механизм финансирования, и в долгосрочной перспективе необходимо будет рассмотреть другие инновационные источники финансирования. Эти меры должны дополняться незамедлительными действиями в поддержку серии «быстрых побед», то есть относительно недорогих инициатив с видимыми эффектами с возможностью получения больших краткосрочных прибылей и спасения миллионов жизней, таких как свободное распространение. противомалярийных противомоскитных сеток.

В отличие от прав гражданина права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Права человека могут осуществляться независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретным государством.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. указано, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемы от человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено положение о том, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира...". Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности.

В качестве первого шага государства-члены должны предоставлять беспошлинный и неквотируемый доступ на рынки для всего экспорта из наименее развитых стран. Также необходимо принять новые меры для обеспечения устойчивости окружающей среды. Конкретные меры также необходимы в отношении опустынивания и биологического разнообразия.

Другими приоритетными мероприятиями на глобальном уровне являются укрепление механизмов наблюдения и борьбы с инфекционными заболеваниями, глобальной системы оповещения в случае стихийных бедствий, поддержки науки и техники в целях развития, поддержки инфраструктуры и региональные институты, реформа международных финансовых институтов и более эффективное сотрудничество для регулирования миграции на благо всех.

В любом демократическом обществе права и свободы граждан, а также их обязанности составляют, во-первых, важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности, и во- вторых, средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.

Несмотря на то, что прогресс в области развития затрудняется трудностями внедрения, с точки зрения безопасности, несмотря на то, что многие сейчас испытывают большую угрозу, миру не хватает самого общего консенсуса, и когда предпринимаются действия, это действие очень часто является предметом споров.

Генеральный секретарь полностью поддерживает общий подход к коллективной безопасности. Они также включают бедность, смертельные инфекционные заболевания и деградацию окружающей среды, поскольку они также могут иметь катастрофические последствия. Все эти угрозы могут быть смертельными или серьезно снизить шансы на жизнь. Все они могут подорвать государства в качестве основных единиц международной системы.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита являются не только внутренним делом того или иного государства, но и объектом международно-правового регулирования.

Наиболее важным естественным правом каждого человека является право на жизнь. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Каждый человек имеет право па защиту со стороны государства от посягательств на его жизнь и здоровье. Государства должны стремиться к полной отмене смертной казни. В странах, которые еще не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления.

В настоящее время коллективная безопасность зависит от того, чтобы признать, что угрозы, которые каждый регион мира считает наиболее актуальными, на самом деле одинаковы для всех. Это не теоретические проблемы, а жизненно важная. Организация Объединенных Наций должна быть преобразована в эффективный инструмент предотвращения конфликтов, который является функцией, для которой он был задуман, принимая меры по ряду фундаментальных политических и институциональных приоритетов.

Предотвращение катастрофического терроризма: государствам следует принять общую стратегию борьбы с терроризмом на основе пяти основных моментов: убедить людей не прибегать к терроризму или поддерживать его; лишение террористов доступа к средствам и материалам; убедить государства не спонсировать терроризм; развивать потенциал государств по борьбе с терроризмом; и защищать права человека. Они должны заключить общее соглашение о терроризме, соглашаясь на четкое определение этого явления. Они также должны безотлагательно завершить международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма.

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, принуждаться к труду. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Арест и другие формы лишения свободы допускаются исключительно на основании решения суда. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания.

Ограничение прав и свобод

Ядерное, химическое и биологическое оружие: прогресс как в области разоружения, так и в области нераспространения имеет важное значение. Что касается разоружения, государствам, обладающим ядерным оружием, следует еще больше сократить свои арсеналы нестратегического ядерного оружия и попытаться заключить соглашения о контроле над вооружениями, которые включают не только демонтаж мер, но и необратимость этих мер, подтверждая также их приверженность уважению негативные гарантии безопасности и сохранить мораторий на ядерные испытания.

В Международном пакте о гражданских и политических правах также предусматриваются: право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представителей; избирать и быть избранными в выборные государственные органы и на выборные должности; право граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации; объединяться в ассоциации; и другие права.

Что касается нераспространения, то полномочия по проверке Международного агентства по атомной энергии должны быть усилены путем всеобщего принятия Типового дополнительного протокола, и государства должны взять на себя обязательство завершить разработку, подписание и осуществление договора, запрещающего производство расщепляющегося материала.

Уменьшить риск и распространенность войны: в настоящее время половина стран, которые выходят из вооруженного конфликта, снова подвергаются насилию в течение менее пяти лет. Государствам-членам следует создать Межправительственную комиссию по миростроительству, а также Управление поддержки упрочения мира в рамках Секретариата Организации Объединенных Наций, с тем чтобы система Организации Объединенных Наций могла справиться чтобы помочь странам успешно завершить переход от войны к миру. Они также должны принять меры по укреплению коллективного потенциала для использования инструментов посредничества, санкций и поддержания мира.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплены такие права, как: право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, на объединение в профсоюзы, на забастовки, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на охрану семьи, материнства и детства, на достаточный жизненный уровень человека и его семьи, на достаточное питание, одежду и жилище, на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса, и другие права.

Применение силы: Совету Безопасности следует принять резолюцию, устанавливающую принципы, которые должны применяться в решениях относительно применения силы, и выражая свое намерение соблюдать их при принятии решения о разрешении или мандате на применение силы. сила.

Другими приоритетными мероприятиями на глобальном уровне являются достижение более эффективного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, предотвращение незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями и ликвидация бедствий наземных мин, которые все еще убивают и калечат невинных людей и препятствуют развитию почти половина стран мира.

Общепринятыми критериями классификации основных прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности.

Права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, могут быть условно подразделены на три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) гражданские и политические права и свободы; 3) экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы (рис. 22.3).

Свобода жить достойно. В Декларации тысячелетия государства-члены подтвердили, что они не пожалеют усилий для содействия демократии и укрепления верховенства права и уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод. Фактически, за последние шесть десятилетий соблюдалась замечательная нормативная база, основанная на договорах.

Однако, если соглашение не будет выполнено, эти заявления кажутся пустыми. Если действие не принято, обещания бессмысленны. Люди, страдающие от военных преступлений, не находят утешения в невыполненных словах Женевских конвенций. Договоры, запрещающие пытки, не служат для утешения заключенных, которые страдают от злоупотреблений со своих похитителей, особенно если международные правозащитные механизмы позволяют ответственным лицам скрываться за своими друзьями на высоких местах. Утомленные войной группы впадают в отчаяние, когда, несмотря на то, что подписан мирный договор, мало что делается для достижения правительства, которое соблюдает верховенство закона.

Рис. 22.3. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Личные права - это права, которые принадлежат каждому человеку с рождения, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на жизнь (ст. 20); на охрану государством достоинства личности (ст. 21); на неприкосновенность личности (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров (ст. 23, 24); на неприкосновенность жилища (ст. 25); определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); пользоваться родным языком (ч. 2 ст. 26); на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27); свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27); свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29).

Торжественные обещания укрепить демократию остаются пустыми словами для тех, кто никогда не голосовал за своих лидеров или не видел никаких признаков того, что все меняется. Поэтому необходимо укрепить нормативную основу, которая была столь высоко оценена за последние шесть десятилетий. Еще важнее то, что принимаются конкретные меры для снижения тенденции к избирательному применению, произвольного контроля за соблюдением и нарушения без последствий этой структуры. Мир должен перейти от эпохи законодательства к эпохе соблюдения.

Необходимо принять меры в следующих приоритетных областях. Верховенство права: международное сообщество должно взять на себя «ответственность за защиту» в качестве основы для коллективных действий против геноцида, этнических чисток и преступлений против человечности. Все договоры, касающиеся защиты гражданских лиц, должны быть ратифицированы и применены. Следует принять меры для укрепления сотрудничества с Международным уголовным судом и другими международными или смешанными трибуналами в отношении военных преступлений и укрепления Международного Суда.

Гражданские и политические права - это права, которые тесно связанные с принадлежностью к гражданству данного государства, отражают конституционные права и свободы граждан, а также определяют их участие в политической и общественной жизни государства. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на свободу мысли (ч. 1 ст. 29); беспрепятственно придерживаться своих мнений (ч. 3 ст. 29); получать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29); на объединение (ч. 1 ст. 30); беспрепятственно вступать в какое-либо объединение или пребывать в нем (ч. 2 ст. 30); собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); равного доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32); участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 ст. 32); обращаться лично, в также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Экономические права - это совокупность конституционных прав, которые определяют юридические возможности человека в экономической сфере. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на свободнее использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); иметь имущество в собственности (ч. 2 ст. 35); иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36); наследования (ч. 4 ст. 35); на труд (ч. 3 ст. 37).

Социальные права - это права, которые связаны с обеспечением человека определенными материальными благами от государства. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37); на охрану материнства и детства (ч. 1 ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на образование (ст. 43); на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48).

Культурные права - это права, обеспечивающие духовное развитие личности. К ним согласно Конституции РФ относятся права на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); на образование (ч. 1 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Экологические права - это права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека в процессе взаимодействии с природой. К ним относятся права на благоприятную окружающую семью; на достоверную информацию о ее состоянии; на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Юридические обязанности личности

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. "отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит", что означает неразрывность прав и обязанностей личности.

Каждое государство закрепляет в своем законодательстве перечень тех обязанностей, которые лица, проживающие на его территории, должны исполнять. Причем, эти обязанности распространяются не только на граждан, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, государственных и муниципальных служащих и др.

Без установления юридических обязанностей "невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни" .

Юридическая обязанность представляет собой установленные законом вид и меру государственно-целесообразного, должного, общественно необходимого поведения, призванного вносить порядок в общественную жизнь.

Это властная форма социальной регуляции, посредством которой допускается возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общественно-полезные интересы.

В Конституции РФ содержится перечень прав и обязанностей, который распространяется на любого человека, находящегося на территории РФ (рис. 22.4), а часть - только на граждан Российской Федерации, например воинская обязанность.


Рис. 22.4. Основные обязанности человека

Юридическая обязанность тесно связана с субъективным правом. Если субъективное право представляет собой сферу власти и свободы индивида, то юридическая обязанность - область необходимости и подчинения. Носитель обязанности должен понимать и сознавать свою "несвободу" и связанность ради общего блага. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения.

Взаимосвязь прав и обязанностей закреплена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой указано, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление прав и свобод гражданином требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29).

  • Матузов II. И.. Малько Л. В. Теория государства и права. С 191.

Что такое права человека?

Знания о правах человека являются дисциплиной, находящейся между философией и особенно этикой, многочисленными областями юридической науки и политическими науками. В своем современном виде эта область знаний появилась после Второй мировой войны, хотя ее истоки прослеживаются уже в древности, в средневековье, а особенно в эпоху Просвещения. В коммунистическом мире права человека не были предметом ни исследований, ни преподавания, хотя само это словосочетание, которое было дополнено прилагательным «социалистические», начало появляться в семидесятых и восьмидесятых годах, запутывая и умышленно размывая емкие, наплывающие с Запада идеи, называемые у нас «буржуазными правами человека».

В девяностые годы в Польше наступило быстрое распространение концепции прав человека, однако, невозможно в течение нескольких лет наверстать полувековое отставание в развитии общественного сознания, особенно ввиду того, что многочисленные недоразумения вызывают и другие, косвенно связанные с правами человека термины, как демократия, левые, правые и т. п., смысл которых исказила сначала идеология ПНР, а позднее политики периода системных преобразований.

Невозможно вести дискуссию о чем-либо без установления смысла основных понятий. Итак, не пытаясь найти общепринятые дефиниции (таковые, впрочем, не существуют), попробуем определить основные понятия, которыми будем пользоваться во время нашей дискуссии о правах человека.

Первым объектом недоразумений является слово «демократия». Журналисты часто спрашивают о том, какой смысл заниматься правами человека, если «у нас уже есть демократия». Они отождествляют демократию с правлением большинства, а доказательством существования такого правления является, по их мнению, проведение честных, свободных выборов. Действительно, сейчас у нас в Польше правление большинства. Однако такое правление может быть неслыханно жестоким по отношению к отдельным людям и всякого рода меньшинствам, а иллюстрацию этого тезиса можно найти в истории. Возьмем хотя бы пример Сократа, приговоренного к смерти большинством; такой пример отнюдь не делает чести политической системе Афин. Если мы попросим произвольно взятую группу людей выписать на листочке 10 или 20 признаков, характеризующих их, а также ситуацию, в которой они находятся, то окажется, что будут преобладать черты, характерные для меньшинства. Большинство же склонно забывать о проблемах меньшинства, а иногда даже относится к некоторым из них с враждебностью. Значит, неограниченное правление большинства является угрозой для отдельных лиц и групп. Поэтому в наших разговорах демократией мы будем считать ограниченное правление большинства. Правление это ограничено совокупностью прав и свобод, полагающихся отдельным людям, а большинство не имеет права нарушать эти права и свободы. Таким образом, права и свободы индивидуума ограничивают волю большинства.

Принцип ограниченной власти часто называется принципом конституционализма . В настоящее время он находит свое отражение в форме разделов в письменных конституциях. Это разделы, касающиеся прав и свобод человека. Они ограничивают, в частности, власть законодателя; гласят, что члены парламента не могут поднять руки и проголосовать за то, что завтра мы повесим всех воров, выгоним из страны цыган или отнимем землю у тех, кто ее имеет. Таким образом, в демократическом обществе права и свободы человека определяют границы власти большинства .

Очень важным для прав человека понятием является государство права (правовое государство) . «Республика Польша является демократическим правовым государством», – так записано в ст. 2 Конституции Польши. Правовое государство – это государство, в котором существуют четкие, стабильные и всем известные правила игры между человеком и властью. Это государство, в котором гражданин с очень большой вероятностью может предусмотреть, какой будет реакция власти на его поведение, потому что в таком государстве верховенствует прозрачное и четкое право, а не самоволие должностных лиц или чиновников.

Конечно, правовое государство не всегда является демократическим, а демократическое – правовым.

Права и свободы человека проявляются исключительно во взаимоотношениях человека с государством . Это так называемое «вертикальное» действие таких прав. Попытки описания отношений между людьми, базирующиеся на методологии и терминологии прав человека (так называемое «горизонтальное» действие этих прав), не были удачными, и сегодня, когда мы говорим о правах человека, мы ограничиваемся отношениями между человеком и государством. Очевидно, что семейная жизнь, любовь, дружба, соседские отношения являются источником целого ряда прав и обязанностей, однако они не входят в сферу прав человека.

Права человека – это права индивидуальные, а не коллективные (групповые) . Их субъектом является отдельный человек. Таким образом, права человека не охватывают прав национальных меньшинств – это уже область политики и язык политика (таким коллективным правом было бы, например, право на автономию), а охватывают права лиц, относящихся к национальным меньшинствам. Также как и не права инвалидов как группы, а права каждого из них в отдельности. Единственной непоследовательностью при разграничении индивидуальных и групповых прав является введение в шестидесятых годах в оба ООН-овских Международных пакта о правах человека статьи 1, гласящей, что «народы имеют право на самоопределение». Права народов не вытекают из индивидуальных прав – это типичные коллективные права. Причины введения такой записи имели политический характер, сегодня же, по крайней мере, говоря о правах человека, мы имеем в виду права отдельных лиц, а не народов, общественных классов или сословий.

Различают две основные группы «прав человека»: материальные и процессуальные права . Материальные права – это конкретные свободы и права, полагающиеся человеку: свобода слова, совести, вероисповедания, выбора местожительства, право на образование и др. Процессуальные права – это доступные человеку способы действия и связанные с ними институты, позволяющие индивиду добиваться от правящих соблюдения свобод и реализации прав.

Иногда это разграничение нечеткое, например, право на судебное разбирательство может в некоторых ситуациях считаться материальным (когда мы обращаемся в суд как к арбитру, решающему наш спор с другим человеком), а в других – процессуальным (когда мы подаем в суд жалобу на учреждение, нарушившее наши права).

Материальные права делятся на права и свободы . Право (иногда называемое позитивным правом) – это обязанность правящих предпринять активные действия в пользу каждого из нас. Например, право на образование накладывает на власть ответственность за создание сети школ, дающей каждому ребенку возможность обучения. Как решен вопрос оплаты, вносится ли оплата за школу непосредственно или же в виде налога, вносимого в бюджет, который выступает в роли посредника при передаче денег, – это второстепенный вопрос. Если, однако, ребенок не будет иметь возможности получить образование (например, ввиду отсутствия эффективной стипендиальной системы в первом из этих случаев), мы будем иметь дело с нарушением права на образование. Аналогично выглядит ситуация в случае права на справедливый суд, так как выполнение обязанности построить сеть судебных учреждений дает возможность каждому обратиться в суд с важным для него делом.

Свобода (иногда называемая негативным правом) – это налагаемые на власть запреты на вмешательство в определенные области нашей жизни. Свобода слова, свобода вероисповедания и т. п. – это запреты на вмешательство государственной власти в эти области человеческой активности. Иначе говоря, если у меня есть право, то обязанностью власти является что-то для меня сделать, действовать активно, а если мне полагается какая-то свобода, государство обязано от действия воздержаться.

Традиция польского языка иногда противоречит этой систематике – буквально понимаемое право на жизнь могло бы значить, что государство должно сделать меня бессмертным, а, тем временем, речь идет скорее о свободе жизни; право на собрания – это запрет на вмешательство в то, где и под какими лозунгами мирно собираются люди, а, значит, это свобода собраний. Бороться с языковой нормой сложно и не совсем целесообразно, тем не менее, разграничение позитивных и негативных прав очень существенно.

Некоторые права являются неотъемлемыми правами. Это полагающиеся человеку права, от которых он не может отказаться. Подписанный кем-то документ о том, что он отрекается от личной свободы и отдается кому-то в рабство, не будет иметь никаких юридических последствий и с самого начала лишен значения. С другой стороны, мы можем эффективно распоряжаться имуществом и ограничить свое право собственности – собственность не является неотъемлемым правом.

Поскольку все, что связано с правами и свободами человека, происходит между индивидуумом и властью, следует подчеркнуть, что есть три принципиально разных подхода к природе этих отношений.

В соответствии с первым из подходов, власть первична, и это именно она по своей благосклонности и доброте предоставляет людям некоторые права. Таким образом, люди имеют столько прав, сколько власть захочет им дать. Такой подход представлен во всех коммунистических конституциях , можно найти его также в некоторых европейских конституциях девятнадцатого века.

Второй подход базируется на модели общественного договора: власть и, с другой стороны, народ, понимаемый как совокупность индивидуумов (а не как марксистское общество, которое являясь «новым качеством», может иметь свое собственные, независимые от воли и интереса его членов, цели), составляют договор. Подданные соглашаются выполнять определенные повинности в пользу правящих (например, платить налоги), а власть обязуется что-то делать для людей (реализовать их права) и воздерживаться от вмешательства в некоторые области их жизни (признавать свободы). Такой договор, более или менее выгодный для каждой из сторон, дополненный описанием структуры аппарата власти, часто называется конституцией.

Третий подход типичен для американского образа мышления. Люди, имеющие природные, вытекающие из сути их человечности свободы и права, решают создать государство и назначить власть, чтобы им лучше и удобнее жилось. Чтобы государство могло действовать, они добровольно ограничивают некоторые свои права и передают их в распоряжение государства, например, ограничивают свое право на собственность и соглашаются платить налоги, ограничивают свою свободу и обязуются по мере надобности служить в армии.

Эта модель принципиально отличается от первой. В первой люди имели столько прав, сколько предоставила им власть, в третьей власть имеет столько прав, сколько ей передали люди. Такие отличия в образе мышления имеют серьезные практические последствия. Если надо будет выбрать правовую норму и применить ее в конкретном, хорошо подобранном случае, то, руководствуясь первым и третьим способом рассуждения о взаимоотношениях между человеком и властью, мы получим разные решения, а, значит, даже одни и те же положения могут по-разному формировать общественную действительность. Третий подход, гласящий, что власти дозволено только то, что допускается законом, а людям – все, что законом не запрещено , является одной из основ концепции прав человека. Следует, однако, помнить, что мы рассматриваем только проблему взаимоотношений «индивидуум – власть», и что утверждение, согласно которому человеку дозволено все, что законом не запрещено, ограничивает только возможность основывающегося на принуждении вмешательства государства в многочисленные области нашей жизни, не уменьшая при этом ни в чем наши нравственные обязанности по отношению к близким, соседям или просто другим людям.

Основным понятием в концепции прав человека является неотъемлемое человеческое достоинство или – на языке общественного учения католической церкви – достоинство человеческого существа. Человеческое достоинство связано с самой сущностью человечности, вытекает из самого факта, что кто-то является человеком; его имеет и младенец, который еще ничего ни хорошего, ни плохого в жизни не сделал, и самый большой преступник. Человеческое достоинство следует отличать от личного достоинства, которое является понятием, близким чести – такое достоинство надо «заработать», оно растет, когда мы ведем себя благородно и порядочно, можно его потерять, если поступаем подло. Для прав человека важным является первое понятие – человеческое достоинство. Его обоснование можно искать в разных религиях и философиях. Например, для христианина оно вытекает из того, что человек, созданный по образу и подобию Бога, носит в себе частицу достоинства своего Создателя. Однако, оказывается, что для дальнейшего рассуждения не особенно важно, как мы обосновываем существование человеческого достоинства, в какой религии или философии мы будем его искать, если и так, рассматривая последствия существования этого достоинства, получим в конечном итоге очень сходные перечни свобод и прав, полагающихся человеку в его связях с государственной властью; прав, защищающих человека от унижения, негуманного отношения со стороны сильного, обладающего средствами принуждения государства.

Эти права и свободы являются оболочкой, щитом, защищающим достоинство каждого человека от посягательств со стороны власти. Таким образом, права человека не гарантируют того, что мы будем любимы, счастливы, что нам будет сопутствовать успех, не гарантируют даже справедливости или минимум благосостояния – они защищают нас только от унижения, посягательств на наше достоинство, и то лишь со стороны одного, но самого могущественного из потенциальных нарушителей – государственной власти, что в демократии означает волю большинства.

Права человека позволяют нам сохранить индивидуальность, неповторимость, так как не было до сих пор и никогда не будет уже кого-то такого, как каждый из нас, с нашим индивидуальным багажом воспоминаний, чувств, мыслей. Противоположностью строя, уважающего неповторимость и индивидуальность каждого из нас, являются «тоталитаризмы», создающие «нового человека», придуманного диктаторами и отвечающего эталону. Такие идеальные граждане говорят одинаково, думают одинаково, а в крайнем варианте одеты в северно-корейские или китайские мундирчики или коричневые рубашки, и маршируют строем или складываются на стадионах в живые картинки в честь Вождя-Отца или организующей их жизнь Идеи.

Из человеческого достоинства выводятся два основных понятия: свобода и равенство . Свобода до сегодняшнего дня имеет несколько разное значение в Северной Америке и в Европе. Это обусловлено историческими причинами и разным положением людей на этих континентах в конце XVIII века, когда формировалась современная концепция прав человека. В Америке поселенцы шли на Запад, было много урожайных земель, а созданное ими государство необходимо было исключительно для защиты от внутренних и внешних врагов. Задачей государства было создание института шерифа и системы правосудия, которые защищали от внутренних врагов, а также армии, защищавшей от других – внешних – врагов. Индейцы считались внешними врагами. Каждое последующее вмешательство государства в жизнь колонистов было бы не только излишним, но и нежелательным, так как уменьшало бы их шансы на успех. В связи с этим появилась концепция свободы от государства , которое – ограниченное до роли «ночного сторожа» – должно было выполнять исключительно защитные функции. Одновременно в преамбуле Декларации Независимости появилась запись о праве на стремление к счастью, праве, понимаемом как негативное право: американец свободен в своем стремлении к счастью, а государство должно ему в этом не препятствовать.

В это же время в Европе не было свободной земли, которую можно было бы взять, большинство людей работало на чужой земле, и подчинялось экономической, а иногда и судебной власти крупных землевладельцев. Эти люди надеялись, что свободу даст им государство, которое в состоянии призвать к порядку их непосредственных угнетателей. Отсюда концепция свободы посредством государства . С этой концепцией было связано ожидание, что государство осчастливит каждого гражданина, и понимаемое в таком духе право на счастье получило свое отражение в документах Французской Революции. Склонность к притязаниям как черта европейской концепции свободы отразилась со временем на истории, ведь именно в этом регионе появились правительства, которые поверили в то, что знают, что хорошо для людей и как их можно осчастливить, а некоторые даже пробовали претворять это в жизнь.

Слово «равенство» в устах политиков имеет разные значения. Когда его использует кто-то, имеющий, немного упрощая, коммунистическую идеологическую родословную, то имеется в виду равенство причитающихся каждому средств и благ, равенство условий жизни . Воплощением такого образа мышления был лозунг «у нас у всех одинаковые желудки», значит, всем полагается одно и то же.

Равенство в устах социалиста означает равенство шансов . Люди, входя в жизнь, должны иметь одинаковые возможности. Позднее талантливые и трудолюбивые сделают карьеру, у других это не получится, но точка старта должна быть одинаковой. Такой образ мышления появляется в концепции прав человека при вопросах, связанных с правами лиц, относящихся к национальным и общественным меньшинствам.

Наконец, либерал понимает равенство как равенство прав и равенство перед законом . Понятие равенства прав очень близко понятию «запрещения дискриминации». А дискриминация – это каждая необоснованная рационально , основывающаяся на физических или биологических признаках, дифференциация прав или полномочий. Так, положение, запрещающее незрячему вести автомобиль, не является дискриминацией, поскольку оно рационально обосновано, а запрет на выдачу водительских прав блондинкам или цыганам наверняка является проявлением дискриминации. Можно на практике создать правовую систему, свободную от дискриминирующих положений, однако до сих пор не удалось построить систему, выполняющую второе либеральное условие равенства: равенство перед законом. К человеку богатому или известному должностные лица везде относятся лучше, чем к членам стигматизированных или сталкивающихся с общественным пренебрежением групп. Придумываются разнообразные системы, призванные нивелировать эту разницу, однако нигде не удалось достигнуть этого в полной мере и, может быть, постулат равного отношения является практически недостижимой целью, что не значит, что следует перестать стремиться к его реализации. Очевидно, что в общественных или межличностных отношениях могут появляться элементы нерациональной дифференциации, однако это вопрос не связанный с отношением «индивидуум – власть», рассмотрением которого мы здесь ограничиваемся.

Размышления над равенством и свободой являются исходной точкой для формулирования каталогов материальных прав и создания институтов и процедур, гарантирующих соблюдение государством содержания этих каталогов.

Большинство материальных прав – это ограниченные права . Среди содержащихся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод только свобода от пыток и свобода от рабства не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Остальные могут быть ограничены тогда, когда возникает конфликт между их реализацией и правами и свободами других людей или такими благами, как, например, безопасность государства. Однако, эти ограничения допустимы исключительно ввиду конкретно указанных целей, а сделать это можно только законом – само правительство не имеет права вносить такие ограничения. Допустимым является только минимальное ограничение, достаточное для защиты блага, с которым реализация права находится в противоречии. Наконец, форма ограничения должна быть приемлема в демократическом обществе свободных людей. То, не были ли нарушены эти четыре условия при ограничении прав, проверяет Европейский Суд по правам человека. Итак, в свете европейского права необоснованным является опасение, типичное для нас, воспитанных при коммунизме: если власть сможет ограничивать права, то на практике она их ликвидирует. Ограничения есть и должны быть допустимы, но их объем и форма очень строго проверяются. Таким образом, возможность ограничения прав человека ни в коем случае не упраздняет их сущность. Поиски пределов прав и свобод человека бывают трудными, являются источником конфликтов, а развитие науки и технологии вызывает все новые проблемы.

Сам факт признания прав и свобод человека не имеет большого значения, если отсутствуют процедуры , позволяющие каждому эффективно защищаться от нарушения этих прав. Власть всегда имеет склонность к нарушению прав подданных, поскольку, делая это, можно править эффективнее и быстрее, иногда даже стремясь к достижению достойных похвалы и благородных целей. Эта склонность правящих кругов не зависит от господствующего в данной стране строя, отсюда вытекает фундаментальная проблема создания предупреждающих ее процедур, которые воспрепятствуют хождению власти «кратчайшим путем». Особенно ярко это проявлялось во времена ПНР, в Конституции которой были записаны некоторые права человека, в 1976 году был ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах, однако граждане не имели процессуальных прав. В то время не было возможности выдвинуть обвинение против городского государственного служащего, полицейского или министра в нарушении полагающихся нам прав, а ссылка на конституцию или международное право могла встретиться в лучшем случае с деликатной насмешкой. В развитых демократических странах защите прав и свобод человека служат суды, в том числе административные и конституционные; парламентские уполномоченные по правам человека (омбудсмены); институты гражданской законодательной инициативы и гражданского референдума; гражданское право на жалобу в конституционный суд; прямое применение правовыми институтами конституции и международных трактатов, касающихся прав человека; действующие на базе соответствующего законодательства неправительственные организации; право на подачу петицию и др. Некоторые материальные права, такие как свобода слова, право на информацию о деятельности государственной власти, свобода собраний и ассоциаций, являются не только охраняемыми ценностями, но также инструментами, облегчающими защиту других прав. В конце концов, хороший политический строй государства с четко разграниченными, взаимно контролируемыми ветвями власти – законодательной, судебной и исполнительной – облегчает защиту прав человека.

Права человека постоянно развиваются, их каталог расширяется как во внутригосударственных правовых системах, так и в международном праве (стоит при этом подчеркнуть, что международное право определяет минимальный стандарт защиты прав человека, общий для стран с разными традициями и культурами; остальные же права и свободы к таким общепринятым каталогам добавлены национальным законодательством). Наряду с дискуссией об этих дополнительных правах появляются новые проблемы и угрозы, например, угроза для права на частную жизнь со стороны развивающейся информатики или новые проблемы, связанные с границами свободы научных исследований. Таким образом, формулируются новые права и свободы, идут поиски процедур, эффективнее гарантирующих их соблюдение, а также с помощью разного рода техник ведется противодействие нарушению правящими кругами общепризнанных сегодня прав человека. Поскольку склонность к ограничению прав индивидуумов является имманентной чертой власти, в том числе власти большинства, общественная деятельность в поддержку прав человека будет нужна всегда. Сегодня видно, что чем более зрелой является демократия, тем сильнее и многочисленнее организации, защищающие индивидуальность и неповторимость человеческой личности от притязаний правителей.