Влияние научно технического прогресса на солярий. Влияние научно-технического прогресса

Взаимодействие процессов НТП и развитие хозяйственных отношений формируют еще одну из центральных экономических проблем всемирного масштаба. НТП оказывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой стороны, нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них можно выделить следующие:

    рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности;

    негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы);

    неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм;

    недооценка значения человеческого фактора;

    рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.).

Наконец, еще один важный аспект НТП – его циклический, неравномерный характер, усиливающий социально-экономические проблемы. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономических условий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет или откладывает получение экономического эффекта научно-технического развития, переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений, обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерность экономического развития. Усиливается международная конкуренция, что приводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиями стали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях между развитыми странами.

Образование и занятость

Проблема взаимосвязи мировой экономикой с развитием НТП тесно связано с проблемой образования. В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП. Однако в странах с наиболее низким ВНП на душу населения неграмотность чрезвычайно высока и составляет до 80-88%. Эта ситуация во многом связана с высоким ростом численности населения. В результате получается, что сфера образования обуславливает неизбежное, притом постоянно возрастающее отставание развивающихся стран от развитых, что принимает глобальный характер. Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. В наибольшей степени пострадали от этого африканские страны. За период с 1985 по 1990 г. Африка, согласно оценкам, потеряла 60000 менеджеров среднего и высшего звена. В Гане 60 % врачей, подготовленных в начале 80-х годов, покинули страну. Латинская Америка и страны Карибского бассейна также утратили большую долю выпускников своих университетов: в некоторых странах более 20 % от всех выпускников выбрали иммиграцию. Наиболее массовый исход квалифицированных профессионалов, многие из которых являются учеными, наблюдается из Азии в Соединенные Штаты. За период с 1972 по 1985 год четыре основные экспортирующие страны (Индия, Филиппины, Китай и Республика Корея) отправили более 145000 научных работников в США.

Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всеми проблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д.

Вступление развитых капиталистических стран в последнее десятилетие XX в., по ряду причин, ознаменовалось завершением длительного периода роста занятости. Замедление темпов экономического развития, падение загрузки производственных мощностей, снижение закупок товаров, повышение цен на нефть из-за событий в районе Персидского залива и ряд других факторов вызвали сокращение потребности в дополнительной рабочей силе и увеличение безработицы, которую называют «черным пятном» в социально- экономической жизни.

В последнее время на Западе господствует такая позиция, что так называемой естественной нормой безработицы является 4 % всего трудоспособного населения страны. Но, начиная с 1990 г. в странах ОЭСР уровень безработицы увеличился с 6,0 до 6,2 %, в том числе в США − с 5,4 до 6 %. И в то же время ухудшение ситуации на рынке рабочей силы не смогло полностью свести на нет позитивные итоги, достигнутые в западноевропейских странах, где норма безработицы сократилась существенно − с 8,6 до 8,0 %.

В США впервые за послекризисный период безработица возросла до уровня более 7 млн. человек, значительную часть которых составляет молодежь от 16 до 20 лет. А во Франции безработица не утратила застойного характера и сокращается крайне медленно. Безработица растет по всем группам трудоспособного населения до 50 лет, прежде всего за счет молодежи до 30 лет.

Последствием экономического кризиса в Англии стали существенные изменения на рынке труда: с 2007 г. усилилась тенденция к росту безработицы; так, по официальным данным, число безработных в настоящее время - 1,9 млн. человек, что составляет 6,5% трудоспособного населения страны.

В то же время наблюдается и сокращение предложения квалифицированной рабочей силы в странах Запада. Причина этого - демографические факторы: последствие низкой рождаемости в 70-е годы и «старение» населения. В западноевропейских странах в 2000 г. приток молодежи составлял всего 0,1 % экономически активного состава рынка труда. Особенно обостряется проблема подбора высококвалифицированных специалистов: по данным бюро трудоустройства США, 1/3 имеющихся вакансий длительное время не заполняется из-за отсутствия таких специалистов. Поэтому правительство развитых капиталистических стран разрабатывает специальные программы подбора, найма, подготовки и переподготовки рабочей силы, использования различных форм временной, гибкой, частичной занятости, стимулирования трудовой деятельности пенсионеров и пересмотра взглядов на проблему иммиграции. Ужесточение иммиграционных правил 80-х годов сменяется более либеральной политикой: так, в 1990 г. в США на 5 лет принят новый закон, увеличивший иммиграционную квоту с 540 до 750 тыс. человек. США определили в 1991 г. уровень иммиграции для бывшего СССР в 1/3 млн. человек. Подобные настроения характерны и для стран ЕС. Особняком стоит Япония: уровень безработицы составляет около 2 % - это самый низкий показатель среди основных стран (кроме Швейцарии). Согласно данным министерства труда, на каждые 5 претендентов сейчас в стране предлагается 4 рабочих места.

Специфическая ситуация сложилась и в Германии: на фоне общего подъема в ФРГ экономическая обстановка в Восточной Германии катастрофически обострилась, поэтому здесь для смягчения последствий безработицы осуществляется разработка обширных социальных программ.

В странах с переходной экономикой принимаются меры по созданию государственной службы занятости, выплате пособий, профессиональной подготовке и переподготовке безработных. К сожалению, многие усилия направлены лишь на решение проблемы трудоустройства, устранение излишка рабочей силы. Необходимы активные программы, нацеленные на повышение уровня занятости, способствующие увеличению производительности труда, формированию динамичной структуры совокупной рабочей силы.

Активная демографическая политика должна выходить за рамки социальной защиты, создавать все условия для производительного труда, получения достаточного заработка, развития способностей и удовлетворения потребностей.

При переходе к рынку решение острых социальных проблем не может быть монополией государства. Лишь создание действенной системы согласования интересов различных социальных групп, механизмов разрешения социальных конфликтов, вовлечение в нее профсоюзов, предпринимателей, благотворительных организаций позволит эффективно решать проблемы занятости и социальной защищенности населения.

1.Влияние научно-технического прогресса на людей

Человек 21 века... Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем те, кто жили век назад? Именно эти вопросы поднимает в своей статье В. Солоухин.

По мнению автора, "техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом", но стал ли один человек от этого сильнее? Солоухин заставляет порассуждать нас над тем, что в мире происходит много изменений, которые могут помочь людям почувствовать больше безопасности и комфорта. А если посмотреть с другой стороны, что может один человек? Он остался тем же, что был без самолетов и сотовых телефонов, ведь если ему некуда звонить и лететь, то зачем нужны эти телефоны и самолеты? Кроме того, мы, люди 21 века, начали забывать нажитое ранее, например, что значит писать письма, ходить пешком на дальние расстояния.

Я согласна с мнением автора. Технический прогресс не сделал одного человека сильнее, чем он был раньше. Вспоминается произведение "Мцыри", где главный герой, будучи один в лесу, встречает дикого зверя - барса. Мцыри начинает схватку со зверем и, благодаря ножу, убивает его. А ведь современный человек, встретив в лесу животное, тоже не смог бы использовать иного приспособления для убийства зверя, даже не смотря на то, что в 21 веке техника стала во много раз более развита, чем во времена.

Что же мы значим теперь в этом мире? Могут ли люди жить теперь без мобильного телефона или компьютера? А сумеем ли мы, как наши бабушки и дедушки, ходить каждый день в школу пешком по 10 км? Думаю, стоит задуматься над этим. Ведь создается такое впечатление, что чем сильнее становится техника, тем все менее сильным и приспособленным к жизни становится человек…Уже давно промчался ураганом по земле научно-технический прогресс, и с каждым днем в мире появляются все новые и новые изобретения, способные облегчить жизнь человечеству. Но так ли это хорошо? Попробуем посмотреть на это с нескольких сторон…

2.Человек и наука. Научно-технический прогресс.

Во многих проблемах поставленных автором статьи я с ним согласна. Но, как мне кажется, научный прогресс не всегда благо. Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом.… Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся?

Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, осознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

Примером этому может служить произведение М. Булгакова «Собачье сердце». Ученым движет жажда познания, стремления изменить природу. Но прогресс оборачивается страшными последствиями. Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей.

Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки , шляпа, которая сползает на глаза.…Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на земле. Примеры этому можно отыскать даже в древней мифологии. Есть легенда о ящике Пандоры. В нем говорится о том, как одно необдуманное действие, человеческое любопытство может привести к гибельному финалу.

3.Быть или не быть?

Стоит ли жизнь тех унижений, несчастий, которые испытывает человек на своем пути? Не проще ли одним движением прекратить душевные метания, чем целый век бороться за правду и счастье?

В отрывке из "Гамлета" У. Шекспира говорится о смысле жизни. От лица Гамлета автор размышляет: "...Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?", тем самым поднимая один из вечных вопросов: "Ради чего живет человек?" Уильям Шекспир говорит: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет.", подразумевая, что смысл жизни - в возможности чувствовать: радоваться и любить, грустить и ненавидеть... Таким образом, автор поднимает очень важную, на мой взгляд, проблему поиска смысла жизни.

Я полностью согласна с автором: нет ничего прекраснее в мире, чем чувства человека, такие разнообразные и яркие в своих проявлениях. Человек, понимающий, в чем суть жизни, никогда не скажет: "Я хочу умереть". Напротив, он будет держаться за жизнь до последнего, превозмогая боль.

Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. в романе "Война и мир" полностью раскрывает тему поиска смысла жизни. Главные герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, ищут душевного пристанища. Путем ошибок и страданий герои приобретают спокойствие и уверенность.


Жизнь не всегда благосклонна к человеку, чаще всего она не щадит никого. Вспоминается произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Главный герой, Алексей Мересьев, лишенный обеих ног во время воздушного сражения, не потерял желания жить. Его существование не только не потеряло смысла, напротив, герой острее ощутил потребность в счастье, любви, понимании.

Закончить сочинение хотелось бы фразой из фильма "Форрест Гамп": "Жизнь - как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой попадется". Действительно, иногда за невзрачной оберткой прячется самая вкусная конфета.

4.Благородство (по Ю. Цетлину)

Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста.

Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей.

Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.

Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.

Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Героине романа пришлось выйти замуж не по любви, но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом : «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Другой идеал благородного человека был великолепно описан в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть.

Несмотря на то, что благородных людей становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь , взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое.

5. Польза образования (по)

Мы часто задумываемся о том, какую пользу нам приносят те или иные наши действия. В зависимости от личных потребностей, особенностей характера, жизненных принципов мы отдаем приоритет либо духовному удовлетворению, либо материальной выгоде. Но есть виды деятельности , которые приносят нам пользу как в моральном плане, так и в материальном.

В статье, обсуждается как раз такой вид деятельности. Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку. В современном обществе очень важно быть образованным. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого.

В данном тексте акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» – моральное удовлетворение.

Я полностью разделяю мнение автора текста о том, что образованный человек чувствует себя нужным, приносящим пользу обществу. А это не может не стать причиной его духовного развития. Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе «Попрыгунья». Один из главных героев этого произведения, Дымов, врач по призванию, был по-настоящему предан своей профессии. Он спасал людей, рискуя своей жизнью, и принес себя в жертву ради общества. И на протяжении всего периода своей научной деятельности Дымов формировал свою личность, развивался духовно.

Еще одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» другого русского классика – . Жизненные принципы Базарова складывались в результате его увлечения науками. Он становился личностью, занимаясь медициной, проводя различные опыты.

Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и материальную выгоду. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, – это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей.

6. Воспитание личности в процессе учёбы (по И. Ботову)

Зачастую под словом «образование» мы понимаем знания, которые помогут нам получить высокооплачиваемую и престижную профессию. Всё реже задумываемся над тем, что же ещё предоставляет оно помимо материальной выгоды…

Именно поэтому Игорь Павлович Ботов в своей статье затрагивает проблему необходимости образования нравственного, подчеркивая именно важность правильного воспитания личности в процессе учёбы.

Автор обращает наше внимание на то, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребенок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Именно поэтому так важно учителю вложить в душу ученика всё самое лучшее, и тогда в будущем мы будем меньше сталкиваться с бездушными чиновниками, нечистоплотными политиками и преступниками. Игорь Ботов неравнодушен к поставленной им проблеме, он считает, что термин «образование» и вовсе следует заменить на иной – «воспитание».

Я полностью согласна с автором, ведь методы современного образования, по моему мнению, ставят во главу угла, прежде всего, материальную выгоду, отодвигая духовность на задний план. Жизненные примеры, подтверждающие мою позицию, я вижу ежедневно в школе: растущее из года в год безразличие к нравственным ценностям у моих сверстников, их бездуховность действительно вызывают тревогу. Всё реже встретишь учителя неравнодушного, заходящего в класс с желанием научить чему-то детей, а не просто провести очередной урок и скорее идти домой. Подобное положение дел вызывает грусть, ведь именно педагог может заложить в ребенка первые азы «человечности».

К примеру, стоит вспомнить произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, не желающему брать у неё деньги и продукты, стала играть с ним в пристенок на деньги. Когда об этом стало известно директору, она потеряла работу, но поступок учительницы стал для мальчика уроком доброты и понимания на всю его жизнь.

Когда-то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед». Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.

7.Проблема воспитания истинных мастеров искусства (по)

Почему необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Возможно, именно поэтому Мозговой обращается к проблеме воспитания истинных мастеров искусства.

Эта проблема очень остро поставлена в современном обществе. Ведь искусство всегда играло одну из самых главных ролей в нашем мире. Многие люди, окончив школу, стремятся посвятить свою жизнь искусству. Все больше и больше учебных заведений, готовящих актеров, музыкантов, певцов, художников, появляется с каждым годом. Однако некоторые считают, что полгода достаточно, чтобы стать лучшим в профессии, связанной с исполнительным искусством. Другие же уверены, что истинный талант приходит спустя время и чтобы появился талантливый певец, музыкант или актер, необходимо затратить немало усилий. Именно к ним относится автор текста.

Леонид Павлович Мозговой, рассматривая проблему воспитания истинных мастеров исполнительского искусства, приходит к выводу, что только по-настоящему талантливые актеры, певцы и музыканты, достигающие высот исполнительного искусства ценой неимоверного труда и терпения, годами шлифующие своё мастерство, способны донести до разума и сердца зрителя драгоценные слова и музыку великих мастеров.

Я точку зрения автора полностью разделяю. Действительно, как можно научиться быть лучшим в своем деле всего за полгода? Особенно, если это касается деятелей искусства. Ведь это тяжелый труд, который достигается большими усилиями. И за полгода научиться петь, играть на музыкальном инструменте или сочинять музыку невозможно. Ведь основное назначение искусства - это сеять «доброе, разумное и вечное». А научиться этому за короткий промежуток времени нельзя. А тот, кто пытается уверить в обратном, просто недостоин называться истинным мастером исполнительского искусства.

К проблеме важности серьезного воспитания деятелей искусства обращались многие русские и зарубежные писатели. Мне вспоминается Гоголь и его «Портрет». Один из главных героев так стремился познать суть искусства, что посвятил этому почти всю жизнь. В конце своей жизни он написал подлинный шедевр, хотя его путь и не отличался подлинной славой. А известный художник Рафаэль, учился искусству всю жизнь, даже когда стал уже знаменитым. И сейчас мы не перестаем восхищаться его работами!

Таким образом, необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства. Необходимо прикладывать много усилий, чтобы стать истинным служителем искусству и восхищать окружающих своими шедеврами. Иначе, ничего хорошего просто не получится.

8.Моральные ценности (по Крюкову)

Верно ли человек оценивает свои способности? К чему может привести ложно понятое, раздутое чувство собственного достоинства? Какова истинная цена человека?

По мнению автора, каждый человек должен занимать соответствующее своим возможностям место, иначе его деятельность будет приносить только вред. Крюков считает что надо так уметь утверждать своё «я», чтобы не вызывать осуждения окружающих. На примере самолюбивого фараона автор акцентирует наше внимание на том, что всё тайное всегда становится явным – истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается.

Каждый человек ищет своё место в жизни. То, как делает это Николка из романа Булгакова «Белая гвардия» - его поступки, моральные ценности, которых он придерживается – всё это пример пути к намеченной цели благородного человека. «Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - полагал Николка. Не важно то, чего именно добился в жизни этот человек, главное то, что он шел вперед, оставаясь человеком чести.

Но, к сожалению, не все люди идут к намеченной цели путем праведным. Примером жизненного пути, строившемся исключительно на лжи, жестокости и злодеяниях является путь к власти Лаврентия Берия. Всех людей этот человек считал ниже себя, пытался принизить их в любом удобном случае. Для Берия в жизни важно было выиграть во что бы то ни стало, любыми способами, любой ценой, даже нечестно.

Если мы хотим чего-то добиться в жизни и при этом не потерять уважение окружающих нас людей, мы должны верно оценивать свои способности, быть честными и совестливыми…

А. В. СЕДЛЕЦКИЙ

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: научно-технический прогресс, ускорение научно-технического прогресса, постиндустриальное общество, структурные характеристики общества, техносфера, информационные технологии, антропогенез, технологизация жизни, киборгизация, клонирование, биотехнологии, постчеловеческий мир

Key words: scientific and technical progress, scientific and technical process acceleration, post-industrial society, society structural characteristics, technosphere, information technologies, anthropogenesis, life technification, cyborgisation, cloning, bio-technologies, post-human world

История развития человечества связана с непрерывным процессом удовлетворения людьми своих потребностей и интересов, предполагающих создание и совершенствование орудий труда. Переход к техногенному развитию произошел благодаря промышленной революции конца XVIII в. и научно-технической революции середины XX в. В. И. Глазко

ПОЛУТИН Сергей Викторович, заведующий кафедрой социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.

СЕДЛЕЦКИЙ Александр Викторович, доцент кафедры теории и практики управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал), кандидат социологических наук.

С. В. ПОЛУТИН

и В. Ф. Чешко отмечают, что «постиндустриальная наука XXI в. - величайшее достижение человеческого интеллекта, способное и привести человечество к новым блистающим вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, общества, а не от науки»1. Научно-технический прогресс привел к тому, что наука и производство стали развиваться согласованно. Технические устройства помогают человеку проводить научные исследования за пределами органов чувств человека. Наука не только изменила сферу производства, но и оказала влияние на другие сферы человеческой деятельности2.

Ф. Фукуяма полагает, что развитие науки и технологии оказывает влияние на структурные характеристики обще-ства3. Например, Интернет способствовал появлению в обществе новых социальных групп со своей субкультурой. Информационно-технические системы становятся обязательной частью социальной действительности. Интернет изменил не только пространственно-временные характеристики жизни человека, но и само человеческое бытие. Э. Тоффлер следующим образом сформулировал проблемы общества, которые должны быть решены с помощью научно-технического прогресса: «Сможем ли мы создать человека с желудком, как у коровы, переваривающим траву и сено, вследствие чего облегчится решение продовольственной проблемы, поскольку человек перейдет на потребление более низких звеньев пищевой цепи? Сможем ли мы биологически изменить рабочих так, чтобы их данные соответствовали требованиям работы, например, создать пилотов с многократно ускоренной реакцией или рабочих на конвейере, нервная система которых будет приспособлена для выполнения монотонного труда? Попытаемся ли мы уничтожить „низшие" народы и создать „суперрасу"? Будем ли мы клонировать солдат, чтобы они сражались вместо нас? Будем ли мы использовать генетическое прогнозирование для предупреждения рождения нежизнеспособного младенца? Будем ли мы выращивать для себя запасные органы? Будет ли каждый из нас иметь, так сказать, „банк спасения", полный запасных почек, печени и легких?»4.

Создав мощнейшую технику, человек изменил ритм и течение своей жизни5. Прогресс инновационной деятельности привел к появлению техносферы, которая нужна

обществу для создания комфортных условий существования в окружающей среде. Человек влияет на саморазвитие и саморегуляцию техносферы6. Техносфера, с одной стороны, защищает человека от неблагоприятных условий внешней среды, с другой - способствует усилению экологического кризиса. Некоторые исследователи считают, что природный мир в будущем станет искусственным. Человеку необходимо сохранить себя в новой для него внеприродной среде7.

Общество становится все более зависимым от техники и технологий. Техника приспосабливается к социуму, а не к природе. Внедрение прогрессивной технологии требует коренных изменений квалификации и личности работника. Специализация увеличивает количество различных профессий. В то же время технологические нововведения уменьшают «время жизни» любой профессии.

Технический прогресс делает многие вещи более доступными для человека и одновременно снижает их ценность. По мнению Э. Тоффлера, «отношения человека с вещами приобретают все более временный характер. В столь разном подходе выражается главное различие между прошлым и будущим, между обществом, базирующимся на постоянстве, и новым, быстро формирующимся социумом, основанным на недолговечности»8.

Технические устройства облегчают труд работника, но созданная компьютерами виртуальная реальность изменяет коммуникацию между людьми, заменяет естественное общение искусственным. Долговременные связи уступают место кратковременным. Новое информационное пространство, образованное Интернетом, привело к появлению киберкультуры и изменило сферу общения социума. Человек постепенно утрачивает свою индивидуальность, теряет контроль над собой. М. М. Кузнецов считает, что человек перестает отличать реальный мир от конструируемого компьютерными программами, а жесткий прессинг СМИ приводит к атрофированию мироощущения человека и его способности к самостоятельному использованию собственного разума9.

Современные научные разработки используют информационные технологии. С появлением искусственного интеллекта когнитивные функции человека перекладываются на компьютеры, что постепенно замещает живой творческий разум компьютерным. Рациональные машинные решения

стали существенно отличаться от гуманных, интуитивных и эмоциональных решений человека. А. И. Ракитов полагает, что на антропогенез влияет технологизация жизни, и приходит к выводу о наступлении эры киборгизации. Новые технологии, особенно технологии искусственного интеллекта, способствуют кардинальному усилению интеллектуальных и физических возможностей общества. Киборгизация, т. е. использование искусственных органов, набирает обороты. Уже в ближайшем будущем она грозит стать одной из важнейших технологий продления жизни10.

Проводятся исследования, направленные на разработку саморегулирующихся систем искусственного интеллекта. Его развитие в итоге может привести к тому, что контролировать принятие решений будут компьютеры, а не человек. Появляются предпосылки для создания все более совершенной компьютерной «нервной системы» и центрального «мозга», управляющего машинами.

Согласно закону Мура, такие параметры, как плотность элементов и быстродействие микропроцессоров, каждые 18 месяцев удваиваются. Программное обеспечение, которое будет полностью имитировать человеческое мышление, скорее всего, появится в следующем десятилетии. В. Прайд считает, что далее последует полнофункциональное слияние человеческого и машинного интеллекта11.

Общество проявляет гуманизм, сохраняя здоровье и продлевая жизнь людей с помощью медицины. Однако это нарушает процесс естественного отбора. Примерно с конца XIX в. обозначилась и уже сейчас имеет устойчивый характер тенденция к увеличению ожидаемой при рождении продолжительности жизни. Особенно ярко она проявилась в развитых странах Европы, США, Японии и Китае. Так, по данным ООН, в среднем по Европе с 1950 по 2005 г. продолжительность жизни увеличилась более чем на 8 лет: с 65,6 до 73,7 лет.

Происходит не только увеличение доли пожилого населения в возрастной структуре общества, но и процесс «омоложения населения». Население развитых стран благодаря развитию медицины дольше сохраняет здоровье и молодой внешний вид, что накладывает отпечаток на множество процессов психологического, культурного, социального характера. Не стоит забывать, что настоящая цель ученых,

занимающихся вопросами преодоления старения, - не просто увеличение продолжительности жизни, а продление срока здоровой жизни и молодости. Придет время, когда общество из-за неблагоприятной экологической среды существенно изменится, и жизнь социума будет искусственно поддерживаться медицинскими приборами и лекарствами12. Многие наследственные болезни вызваны мутациями генов. В связи с этим медицина стала использовать технологии, направленные на улучшение человеческого генофонда и способные повлиять на демографические процессы, здоровье населения, его умственные и другие способности и, как следствие, на любые процессы функционирования цивилизации.

Клонирование также открывает новые возможности для «тиражирования» наиболее удачных с генетической точки зрения индивидуумов. Несмотря на то, что клонирование человека и приматов невозможно при существующей технологии, разработанной для других млекопитающих, но рано или поздно она все-таки появится. Сочетание этого метода с генной инженерией в ближайшем будущем позволит создавать людей с определенными качествами. Планомерная работа по улучшению вида позволит поддерживать оптимальную численность новой популяции.

Но здесь не только технические трудности, но и идеологические, культурные и религиозные установки. Л. Петруччи, впервые начавший выращивать эмбрион в лабораторных капсулах, прекратил свои эксперименты под давлением Ватикана. Сегодня Ватикан вновь призывает к прекращению исследований в области клонирования человека, а американское федеральное правительство замораживает ассигнования на эти исследования13.

Способности человеческого организма развиваются и улучшаются за счет достижений в медицине и биотехнологиях. Биоинновационное направление научных исследований в дальнейшем приведет к генной модификации человека. От генетически модифицированных бактерий, растений и животных можно перейти к искусственно созданным биологическим системам и сложным искусственным организмам14.

При изучении генома человека появляются предпосылки для возможного лечения многих болезней. Негативным последствием таких исследований является потеря контроля над отрицательными результатами вмешательства в измене-

ние человека на генном уровне. Наиболее серьезная угроза, создаваемая современной биотехнологией, - это возможность изменения природы человека (переход к «постчеловеческой» фазе истории).

Могут существовать продукты биотехнологии, столь же очевидные по опасностям, которые они представляют для человечества, например, новые вирусы или генетически модифицированные продукты питания. С ними, как с ядерным оружием или нанотехнологией, разобраться легче всего, потому что в дальнейшем их можно расценивать как прямую угрозу. Во многих случаях биотехнологии предполагают побочные эффекты: продление жизни, но со снижением умственных способностей; медикаментозная терапия, стирающая грань между тем, чего мы добиваемся сами, и тем, чего достигаем с помощью воздействующих на мозг химикатов15.

Ф. Фукуяма указывает на то, что биотехнологии в будущем способны трансформировать жизнь общества на основе трех сценариев. Первый связан с использованием новых лекарственных препаратов, способных изменить темперамент людей. Он считает, что можно улучшить эмоции, ощущения и чувства людей. Второй основан на успехах в исследовании стволовых клеток, позволяющих регенерировать любую ткань тела и значительно увеличить продолжительность жизни человека. В третьем сценарии богатые люди определенным образом проверяют эмбрионы до имплантации и в соответствии с этим заводят себе оптимальных детей16. Одно из последствий развития биотехнологий - модификация социальной структуры по признаку интеллектуального развития. Таким образом, на основе доступа к изменению генетических свойств личности возможно формирование как «высшего», так и «низшего» класса17.

Целенаправленное выделение конкретных качеств людей, по мнению Ф. Фукуямы, может изменить сущность человека. Он полагает, что одной из основных движущих сил исторического процесса было и остается развитие науки и технологий. Оно определяет горизонты производительных возможностей экономики и структурные характеристики общества. Например, развитие сельского хозяйства привело к возникновению огромных иерархических обществ, в которых существенно проще стало ввести рабство, чем в эпоху охоты

и собирательства. Э. Уитни изобрел хлопкоочистительную машину, и в начале XIX в. хлопок стал главной товарной культурой американского Юга, что привело к «реанимации» там института рабства.

Развитие современной науки оказало воздействие на все общества, где оно происходило. Техника обеспечивает военное преимущество стране. Биотехнологии и более глубокое понимание наукой человеческого мозга будут иметь существенные социальные последствия: они заново открывают возможности социальной инженерии, от которой отказались общества, обладавшие технологиями ХХ в.18

Современная социология разработала несколько методов анализа структуры ментальностей, к числу которых относится контент-анализ - исследование частоты встречаемости устойчивых лексических конструкций. В. И. Глазко и В. Ф. Чешко применили его к Интернету. Первая часть исследования касалась англоязычных источников Сети. Наибольшее внимание общественности привлекают новые технологии и социальные проблемы развития генетики.

Среди социальных проблем генетики выделяются взаимоотношения генетики и генных технологий с религиозными и этическими учениями. Наибольший резонанс получили вопросы соблюдения прав человека и возможной дискриминации, связанной с получением информации о генетической конституции индивидуума. Влияние генетических теорий и созданных на их основе технологий вызывает больше тревоги, чем положительных эмоций в плане потенциальной выгоды19. Вероятно, этот факт отражает общее падение престижа науки в глазах современного человека, обращающего внимание на отрицательные стороны научно-технического прогресса (в отличие от общественного сознания второй половины XIX в.).

При исследовании русскоязычных сайтов использовалась поисковая система Rambler, с помощью которой анализировалась тематика сайтов. Была выявлена частота встречаемости бренда «опасное знание» и его лексическая ассоциация с различными областями естествознания. Результаты исследований показывают, что генетика и генные технологии сейчас не ассоциируются в СНГ с высокой степенью риска. Количество сайтов, в которых обнаруживается ассоциация с опасностью, порождаемой научным знанием для этих

терминов, значительно уступает физике и химии. Это касается также клонирования человека и высших животных. Отмеченные закономерности детерминируются двумя факторами - доминированием физических и химических технологий над биологическими и отставанием темпов эволюции менталитета от технологического прогресса.

Наибольшие опасения в обществе вызывает потенциальная угроза генных технологий здоровью отдельного человека, экологической и социально-политической стабильности и безопасности. То, что генетика и генные технологии относятся, с точки зрения простого человека, к потенциально опасным вещам, диагностируется достаточно четко. Кроме того, прослеживаются еще две особенности современного восприятия социальных аспектов генетики: угроза использования достижений этой науки для преодоления «несоответствия наличного человеческого материала требованиям современной технологии и условиям деловой активности» и «производство людей заранее заданных типов в массовых масштабах»; необходимость «нравственного самоограничения ученых и специалистов, которые работают в потенциально опасных для человечества областях знания»20.

Прогнозирование общественного развития - предмет исследования многих ученых. Ф. Фукуяма отмечает, что постчеловеческий мир может оказаться куда более иерар-хичным и конкурентным, чем наш сегодняшний. Это может быть мир, где будет утрачено любое понятие «общечеловеческого», потому что мы перемешаем гены человека с генами стольких видов, что уже не будем ясно понимать, кто такой человек21.

Таким образом, управление инновационной деятельностью будет рациональным тогда, когда оно будет связано не с извлечением сиюминутной экономической выгоды, а с разработкой и совершенствованием социальных парадигм. Общество должно взять на себя ответственность за последствия технического прогресса во имя постоянного стремления человека к добру, свободе и справедливости.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Глазко В.И., Чешко В.Ф. «Опасное знание» в «обществе риска» (век генетики и биотехнологии). Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2007. C. 16.

2 См.: Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов. М., 1996. 400 с.

3 См.: Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М., 2004. 349 с.

4 Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. С. 249-250.

5 См.: Его же. Шок будущего / пер. с англ. М.: ACT, 2002. С. 6.

в См.: Горохов В.Г. Научно-технический прогресс // Глобалистика: энцикл. М., 2003. С. 664.

7 См.: Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994. С. 3-5.

8 Тоффлер Э. Шок будущего... С. 125.

9 См.: Кузнецов М.М. Киберкультура // Глобалистика: энцикл. М., 2003. С. 435-437.

10 См.: Новые технологии и продолжение эволюции человека: трансгуманистический проект будущего / отв. ред. В. Прайд, А.В. Коротаев. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 320 с.

11 Там же. С. 85-87.

13 Там же. С. 139.

14 Там же. С. 66-67.

15 См.: Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее... С. 19-20.

17 Там же. С. 31.

18 Там же. С. 29.

19 См.: Глазко В.И., Чешко В.Ф. «Опасное знание» в «обществе риска» ... 544 с.

1

Влияние научно-технического прогресса на людей

Человек 21 века... Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем те, кто жили век назад? Именно эти вопросы поднимает в своей статье В.Солоухин.
По мнению автора, "техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом", но стал ли один человек от этого сильнее? Солоухин заставляет порассуждать нас над тем, что в мире происходит много изменений, которые могут помочь людям почувствовать больше безопасности и комфорта. А если посмотреть с другой стороны, что может один человек? Он остался тем же, что был без самолетов и сотовых телефонов, ведь если ему некуда звонить и лететь, то зачем нужны эти телефоны и самолеты? Кроме того, мы люди 21 века, начали забывать нажитое ранее, например, что значит писать письма, ходить пешком на дальние расстояния.
Я согласна с мнением автора. Технический прогресс не сделал одного человека сильнее, чем он был раньше. Вспоминается произведение М.Ю.Лермонтова "Мцыри", где главный герой, будучи один в лесу, встречает дикого зверя - барса (точно не помню барс ли это был). Мцыри начинает схватку со зверем и,благодаря ножу, убивает его. А ведь современный человек, встретив в лесу животное, тоже не смог бы использовать иного приспособления для убийства зверя, даже не смотря на то, что в 21 веке техника стала во много раз более развита, чем во времена М.Ю. Ломоносова.
Что же мы значим теперь в этом мире? Могут ли люди жить теперь без мобильного телефона или компьютера? А сумеем ли мы, как наши бабушки и дедушки, ходить каждый день в школу пешком по 10 км? Думаю, стоит задуматься над этим. Ведь создается такое впечатление, что чем сильнее становится техника, тем все менее сильным и приспособленным к жизни становится человек…

."Быть или не быть"

Стоит ли жизнь тех унижений, несчастий, которые испытывает человек на своем пути? Не проще ли одним движением прекратить душевные метания, чем целый век бороться за правду и счастье?
В отрывке из "Гамлета" У. Шекспира говорится о смысле жизни. От лица Гамлета автор размышляет: "...Достойно ль смитряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?", тем самым поднимая один из вечных вопросов:,"Ради чего живет человек?" Уильям Шекспир говорит: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет.", подразумевая, что смысл жизни - в возможности чувствовать: радоваться и любить, грустить и ненавидеть... Таким образом, автор поднимает очень важную, на мой взгляд, проблему поиска смысла жизни.
Я полностью согласна с автором: нет ничего прекраснее в мире, чем чувства человека, такие разнообразные и яркие в своих проявлениях. Человек, понимающий, в чем суть жизни, никогда не скажет: "Я хочу умереть". Напротив, он будет держаться за жизнь до последнего, превознемогая боль.
Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставит нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. Л.Н.Толстой в романе "Война и мир" полностью раскрывает тему поиска смысла жизни. Главные герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, ищут душевного пристанища. Путем ошибок и страданий герои преобретают спокойствие и уверенность.
Жизнь не всегда благосклонна к человеку, чаще всего она не щадит никого. Вспоминается произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Главный герой, Алексей Мересьев, лишенный обеих ног во время воздушного сражения, не потерял желания жить. Алексей продемонстрировал необычайную жизнестойкость. Его существование не только не потеряло смысла, напротив, герой острее ощутил потребность в счастье, любви, понимании.
Скучна жизнь, не окрашенная мечтами, исканиями, открытиями, радостью. И хотя порой на голову искателя правды падают неудачи - в конце пути каждому воздастся по заслугам.
Закончить хоталось бы фразой из фильма "Форрест Гамп": "Жизнь - как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой попадется" Действительно, иногда за невзрачной оберткой прячется самая вкусная конфета.

Благородство (по Ю.Цетлину)

В наше время, люди забыли о значении слова благородство, оно стало неким архаизмом в современном мире. Теперь благородство высмеивают, как в древности высмеивали пороки, поражающие душу.

Благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением. Именно об этом говорит автор текста Ю. Цетлин, отмечая, что в большой или меньшей степени благородство свойственно всякому твердому и честному человеку.

Я полностью согласен с позицией автора данного текста о том, что многие люди подменяют ценности принимая «кичливость и зазнайство» за истинное благородство. Моей позиции существует масса подтверждений в литературе, например роман Виктора Гюго «Отверженные». Бывший каторжник Жан Вальжан, став мэром спасает от неизбежной гибели своего злейшего врага, клеветавшего на него долгие годы. Рискуя жизнью Жан Вальжан вытащил старика из под перевернувшейся телеги, погрязающей в болоте вместе со своим пассажиром. В качестве примера псевдоблагородства можно привести героиню романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» маркизу де Мертей. Маркиза будучи богатой, знатной женщиной с превосходными манерами жестоко мстила своим противникам из-за мелочей не брезгуя ложью, предательством и лицемерием.

Вероятно еще очень долгое время люди будут подменять ценности, забывая о их первоначальном значении. Пока благородство как нормальное явление, а не девиация мне представляется чем-то недостижимым. Мечтой. Утопией.

Благородство (по Ю. Цетлину)

Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Это принято связывать с большим количеством личных ассоциаций, с различиями в интеллектуальном и духовном развитии людей, со спецификой социальной обстановки вокруг них. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена.
Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста. Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей.
В наши дни благородный человек – большая редкость. Ведь благородные поступки – это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.
Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.
Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.
Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Любовь всей ее жизни изна-чально оказалась безответной, и героине романа пришлось выйти замуж не по любви. Но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом: «Но я другому отдана и буду век ему верна».
Другой идеал благородного человека был великолепно описан Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.
Несмотря на то что благородных людей с каждым десятилетием становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь, взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое.

Польза образования (по А. Ф. Лосеву)

Мы часто задумываемся о том, какую пользу нам приносят те или иные наши действия. В зависимости от личных потребностей, особенностей характера, жизненных принципов мы отдаем приоритет либо духовному удовлетворению, либо материальной выгоде. Но есть виды деятельности, которые приносят нам пользу как в моральном плане, так и в материальном.
В статье А. Ф. Лосева, известного русского философа, обсуждается как раз такой вид деятельности. Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку.
В современном обществе очень важно быть образованным. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого. Сейчас во многих странах получение основного общего образования является обязательным, потому что без базовых знаний, получаемых в школе, невозможно жить в обществе.
В данном тексте А. Ф. Лосев акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» – моральное удовлетворение.
Я полностью разделяю мнение автора текста о том, что образованный человек чувствует себя нужным, приносящим пользу обществу. А это не может не стать причиной его духовного развития.
Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья». Один из главных героев этого произведения, Дымов, врач по призванию, был по-настоящему предан своей профессии. Он спасал людей, рискуя своей жизнью, и принес себя в жертву ради общества. И на протяжении всего периода своей научной деятельности Дымов формировал свою личность, развивался духовно.
Еще одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» другого русского классика – И. С. Тургенева. Жизненные принципы Базарова складывались в результате его увлечения науками. Он становился личностью, занимаясь медициной, проводя различные опыты.
Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и материальную выгоду. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, – это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей и принципов, развития духовной составляющей человека.

Воспитание личности в процессе учёбы (по И.Ботову)

Зачастую под словом «образование» мы понимаем знания, которые помогут нам получить высокооплачиваемую и престижную профессию. Всё реже задумываемся над тем, что же ещё предоставляет оно помимо материальной выгоды…
Именно поэтому Игорь Павлович Ботов в своей статье затрагивает проблему необходимости образования нравственного, подчеркивая именно важность правильного воспитания личности в процессе учёбы.
Автор обращает наше внимание на то, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребенок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Именно поэтому так важно учителю вложить в душу ученика всё самое лучшее, и тогда, возможно, в будущем мы будем меньше сталкиваться с бездушными чиновниками, нечистоплотными политиками и преступниками.
Игорь Ботов неравнодушен к поставленной им проблеме, он считает, что термин «образование» и вовсе следует заменить на иной – «воспитание».
Я полностью согласна с автором, ведь методы современного образования, по моему мнению, ставят во главу угла прежде всего материальную выгоду, отодвигая духовность на задний план.
Жизненные примеры, подтверждающие мою позицию, я вижу ежедневно в школе: растущее из года в год безразличие к нравственным ценностям у моих сверстников, их бездуховность действительно вызывают тревогу. Всё реже встретишь учителя неравнодушного, заходящего в класс с желанием научить чему-то детей, а не просто провести очередной урок и скорее идти домой. Подобное положение дел вызывает грусть, ведь именно педагог может заложить в ребенка первые азы «человечности».
К примеру, стоит вспомнить произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, не желающему брать у неё деньги и продукты, стала играть с ним в пристенок на деньги. Когда об этом стало известно директору, она потеряла работу, но поступок учительницы стал для мальчика уроком доброты и понимания на всю его жизнь.
Когда-то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед». Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.

Эгоизм, отсутствие сострадания (по Б.Васильеву)

Невозможно представить наш мир без сочувственного, живого отношения к друг другу. Люди всегда очень нуждаются в чьем-то сострадании и понимании. Но, к сожалению, мы не так часто задумываемся об этом.
В данном тексте Б. Васильев поднимает проблему эгоизма, отсутствия сострадания у некоторых людей. На мой взгляд, она достаточно актуальна. Эта нравственная проблема заставляет читателя глубоко задуматься о своем поведении. Автор рассказывает о детях, которые ради создания музея забрали у матери самое дорогое - письма о погибшем на фронте сыне.
Позиция автора текста однозначна. Б. Васильев считает, что люди порой совершенно не задумываются о том, какую боль может принести другим их необдуманный поступок. Так для матери после того, как у нее забрали письма, сын «угас, умер, погиб вторично, и теперь уже навсегда».
Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что человек иногда бывает очень эгоистичен и безжалостен. Задумываясь только о личной выгоде, он совершает жестокие поступки, приносящие горе окружающим.
Данная проблема нашла отражение в рассказе И. Тургенева «Муму». Дворник Герасим подобрал щенка. Он очень полюбил его, ухаживал за ним, кормил, заботился. Муму стал единственной радостью в жизни немого дворника. Но щенок не понравился барыне, и поэтому Герасим был вынужден утопить Муму. Невозможно передать словами его состояние после такого поступка. Из-за прихоти барыни он потерял единственного друга.
К данной проблеме обращался литературовед и общественный деятель Д.С.Лихачев. В одном из своих писем он говорит о том, что в наше время, к сожалению, становится все больше черствых и бездушных людей, неспособных на жалость, сострадание к другим, заботившихся только о себе.
Таким образом, мы приходим к следующему выводу: люди должны относиться друг к другу с пониманием и состраданием.

"Отцы и дети" (по М.Агееву)

Родители...Любовь...Забота...Терпение...Что объединяет эти понятия? Какой истинный смысл заключается в них? Почему мы стесняемся своих родителей, не ценим их любовь и заботу? Над этими вопросами предлагает задуматься автор исходного текста.
М. Агеев поднимает проблему, над которой размышляли величайшие умы прошлого и которая остается актуальной и в настоящее время. Её можно обозначить как проблему "отцов и детей".
Что мешает нам(детям) познать подлинную ценность родительской любви? Почему мы всегда стремимся быть подальше от них(родителей), стать самостоятельными? Ведь родители- это самые дорогие и близкие люди. Они хотят нам помочь, но порой мы грубо отвергаем их помощь и не задумываемся, как им больно. Мы(дети) должны помнить о том, что они подарили нам жизнь! Тогда почему же мы стесняемся своих родителей, того, как они одеваются, как они говорят и что делают. Ведь, когда их нет рядом, в душе появляется пустота, грусть, сильная боль, которую никак не заглушить. Мы вспоминаем, как мы с ними неуважительно обходились, сколько обид мы им принесли, хотя родители никогда не показывают того, как им больно!
Точка зрения автора, на обозначенную проблему, на мой взгляд, абсолютно ясна: он считает, что дети зачастую воспринимают только внешнюю красоту человека, не осознавая глубины родительской любви, их душевной щедрости. Очень часто так бывает, что нам не хватает мужества признаться другим людям, что человек, с которым вы недавно разговаривали, является вам папой или мамой.
Что касается меня, то раньше я часто стеснялась своей мамы, мне не нравилось, как она одевалась, как говорила, но сейчас, постепенно, с возрастом, я многое поняла. Родители для меня – все. Я живу ради них, а они – ради нас, детей. Следовательно, чтобы родители ни делали, они всегда будут делать только ради нас, постоянно забывая о себе.
Продолжая размышлять, надо затронутой проблемой, я хотела бы привести аргументы из художественной литературы.
Одним из таких примеров может послужить комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то, что госпожа Простакова- грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.
Этот пример показывает нам то, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять.
Отношения между детьми т родителями не могу быть безоблачными, идеальными. Но надо учиться к взаимопониманию.
Герой повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин очень любит свою дочь, но проезжий гусар увозит с собой Дуню. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а Дуня появляется только на его могиле.
В заключение хотелось бы сказать о том, что нужно беречь своих родителей, уважать их и не причинять им зла.

Судьба книги (книга или интернет?) (по С. Курию)

Но только книга способна пробудить в читателе настоящие чувства. а про чувства, все прилагательные, я писала ниже, может там и не надо описывать их?

Книга или Интернет? Что выбирает современное общество? В чем преимущество библиотечной информации перед компьютерной? Какова судьба книги? Об этом размышляет С. Курий в своей статье.
Автор в данном тексте поднимает проблему будущего Книги.
Данная проблема, поставленная С. Курием очень актуальна в современном обществе. Телевидение, компьютер, Интернет, конечно, во многом облегчают работу, в них есть свои достоинства. Но только книга способна пробудить в читателе настоящие чувства.
Позиция автора очевидна: книга не умрет, но печатный ее формат, безусловно, поменяется на компьютерный. Книга – это прежде всего текст, а вот в каком формате он подан, не имеет значения для сути книги.
Я полностью согласна с позицией автора в том, что книга не умрет. Неспешное размышление над текстом, долговечность бумаги, качественная информация – в этом книга превосходит компьютер.
Факты, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, говорят в пользу авторской позиции. Давайте вспомним, как в детстве мама читала на ночь сказку. В эту пору мы начинаем знакомиться с книгой. Благодаря ей мы можем перенестись в неизведанные места, познакомиться с удивительными персонажами, совершить подвиг. Какие чувства посещали нас? Только светлые, радостные, беззаботные. На это способна только книга.
Человечество в своем развитии достигло огромных успе¬хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но стран¬ное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи¬дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бе¬шеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могу¬чий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезап¬но шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водите¬ля, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.
В наше время компьютер делает жизнь человека более комфортной и удобной, но книга всегда будет оставаться «бескорыстным и верным другом». Можно упрекнуть автора в консерватизме, но все-таки проблема есть, и далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд.

Может ли компьютер и Интернет вытеснить книги (по К. Журенкову)

«Компьютер» и «Интернет» - два слова, которые мы слышим едва ли не каждый день. Эти понятия прочно вошли в нашу жизнь, стали ее неотъемлемой частью, без которой сейчас, в XXI веке, уже практически невозможно представить существование человека.
Интернет - это глобальная сеть, охватившая (паутина, окутавшая) все сферы жизнедеятельности человека; в считанные секунды с ее помощью простым нажатием клавиши можно получить нужную информацию. Этой быстротой и доступностью Интернет завоевал много поклонников, к сожалению, забывших о том, что это поистине великое достижение цивилизации все же отнюдь не единственное. В свое время таким же революционным прорывом стало изобретение печатного устройства, благодаря которому у людей появилась возможность прочитать великие творения русских и зарубежных классиков. Переворачивая страницу за страницей, читатели получали возможность не только «прикоснуться» к героям гениальных произведений, прожить их жизнь, но и проникнуть в сознание самого творца, сопереживать и творить вместе с ним.
Появился компьютер и Интернет, и чтение, сопровождавшееся магическим
прикосновением к страницам, уступило место исключительно зрительному восприятию
художественного произведения с экрана монитора, зачастую даже в кратком изложении. Именно проблему вытеснения книги компьютером и Интернетом затрагивает автор исходного текста.
К. Журенков рассуждает о плюсах и минусах Интернета, утверждая его необходимость в качестве справочного средства. Несомненным его преимуществом автор также считает электронную почту, которая, на его взгляд, активно возрождает эпистолярный жанр. Кроме того, Журенков уверен, что Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации и сочинительству, но не более того.
Проблема, поднятая автором предложенного нам текста, несомненно, существует, она отнюдь не выдумана им, и автор, безусловно, имеет свою точку зрения на нее. Он не без оснований считает, что книга, несмотря ни на что, продолжит существовать, так как имеет несомненные преимущества: во-первых, бумага долговечнее, во-вторых, она не требует источника питания, в-третьих, ее не «съедят» вирусы и не сотрет невнимательный пользователь, в-четвертых, книга не может зависнуть на самом интересном месте.
С утверждениями автора трудно не согласиться: он очень обстоятельно доказывает преимущества книги, ее вещественность и стабильность.
Продолжая размышлять над затронутой проблемой, я хотела бы привести другие аргументы в пользу книг, и в особенности художественной литературы.
Помимо рассмотренной выше возможности через страницы соприкоснуться с героями и автором произведения, есть еще один аспект, ратующий за бумажные носители: перелистывая страницы и глядя на них, мы запечатлеваем в памяти не только текст, но и образы, рождающиеся в нашем воображении в связи с каждым новым листом. Монитор не дает возможности вручную перевернуть страницу, а следовательно, исчезает и осязаемая образность, настолько важная для запоминания и понимания художественного
произведения.
Совершенно невозможно не сказать и о большей утомляемости глаз, вызываемой даже самым современным и совершенным экраном, что, помимо вреда здоровью, также снижает уровень восприятия информации из компьютера и Интернета.
В заключение хотелось бы процитировать автора исходного текста, который, на мой
взгляд, использует поистине гениальное сравнение, выражающее одновременно суть настоящей проблемы и ее решение: « Одно дело - законченная и закрепленная на магнитофонной ленте или ином носителе музыка, и совсем другое - джаз как не загнанная в рамки импровизация».

Книга (по Етоеву)

Книга…Что это для вас? Хороший советчик или обычная бумага в переплете? Для некоторых – это мир. И даже жизнь.
Каково значение же значение книги в судьбе человека? Как первые книги могут повлиять а дальнейший жизненный путь? Над этими актуальными вопросами размышляет Етоев в своем тексте.
Автор утверждает, что “человек меряет шаги своего сердца по хорошим книгам”, называет последние “точкой сближения” людей. Публицист убеждает читателей в том, что книга – “настоящее пространство жизни”.
Безусловно, авторскую позицию нельзя назвать отстраненной. В словах Етоева – восхищение книгой, он передает ей огромное значение и раскрывает новые грани проблемы значения книги в жизни человека.
Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, книги способны повлиять на мировоззрение, на характер, на поступки личности. Они могут объединять людей, а в детстве книги закладывают основы нравственности и морали.
В мировой и русской литературе множество примеров, в которых найдется отражение данной в тексте проблемы - “Золотая роза” Паустовского, “Детство” Горького, “Джейн Эйр ” Бронте, статьи Аракчеева, Астафьева, Гениса… Этот ряд можно долго продолжать. Но стоит уделить особое внимание одному из “Писем о добром и прекрасном” Лихачева: публицист рассказывает как он с семьей любил читать Лескова и Мамина-Сибиряка, и что книги именно этих авторов повлияли на его дальнейшее творчество.
Кроме того, можно сказать, что одна книга может повлиять на ход истории. Например, Адольф Гитлер рос в религиозной, верующей семье, но после прочтения книги “Как говорил Заратустра” Ницше он изменил свое отношение к миру в сторону нацизма и фашизма.
Таким образом, книга – это наш учитель, наставник, наша путеводная звезда, с которой мы идём по жизни. Как раз от того, какую книгу мы выберем настольной, зависит наши принципы и убеждения. Именно поэтому она играет важную роль в нашей жизни.

Кувшинова Анастасия

Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества. Но так ли это?..

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

По пути прогресса Выполнила работу: Кувшинова Анастасия, у ченица 10 «А» класса ГБОУ СОШ № 1112 Преподаватель: Подлесных Ирина Евгениевна

и его влияние на человека Научно-технический прогресс

Гипотеза: прогресс оказывает положительное влияние на человека

Цель: доказать правильность данного суждения или опровергнуть Задачи: 1) Рассмотреть понятие прогресс 2)Выявить положительные и отрицательные стороны достижений прогресса 3) Убедиться в правильности гипотезы 4) Сделать выводы

Эпиграф «Прогресс – это замена одних неприятностей на другие, ещё большие». (Герберт Уэллс)

Объект исследования – прогресс Предмет исследования – влияние прогресса на человека

Прогресс Прогресс - это движение вперед, к лучшему(лучшей жизни). Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Научно-технический прогресс Научно-техническая революция - коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил. Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий.

Прогресс и его последствия Электричество Компьютер Мобильный телефон Автомобиль Ядерная энергия

Электричество Основоположником науки об электричестве в Европе стал выпускник Кембриджа и Оксфорда английский физик и придворный врач королевы Елизаветы - Уильям Гилберт (1544-1603). С помощью своего "версора" (первого электроскопа) он показал, что способностью притягивать легкие тела (соломинки) обладает не только натертый янтарь, но и алмаз, сапфир, карборунд, опал, аметист, горный хрусталь, стекло, сланцы и др., которые он назвал «электрическими» минералами. Плюсы Уильям Гилберт

Плюсы Электрическая энергия широко применяется в экономике и в быту. С её помощью производятся освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция производственных и административных зданий. Без этой энергии перестанут двигаться троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, откажутся работать любимые компьютеры, телевизоры, бытовая техника. Можно сказать, что жизнь остановится, так как без электрической энергии в современном мире человечество жить не может. Минусы

Минусы Прикосновения к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом. При электротравмах электрический ток проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей. назад

Компьютер Компьютер - устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой.Появление компьютеров совершило в нашей жизни революцию. Они изменили наш подход к работе, учёбе, досугу и другим сторонам жизни. Плюсы

Плюсы Развитие логического, прогностического и оперативного мышления.Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя. Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности. Компьютер приносит нам большие удобства и облегчает нашу работу. Экономия бумаги. Компьютеры помогают нам общаться, можно говорить и даже видеть человека на другом конце света. Минусы

Минусы Упрощение решения задач с помощью компьютера, редуцирование их смысловой стороны Наносит вред психике и глазам. Приводит к искревлению позвоночника, если сидеть не правильно. Компьютер и интернет – люди уходят из реальной жизни «Живое» общение сводится к нулю Появляется зависимость от компьютера назад

Мобильный телефон Переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь - самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. В то же время, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи. Плюсы

Плюсы Вы можете позвонить куда угодно в любой момент Большие расстояния больше не мешают вашему общению мобильный телефон компактен и удобен, он всегда с собой Можно найти нужную человеку информацию В телефоне есть много различных функций.Мы можем читатьсмотреть видео в своем телефоне Мини компьютер Минусы

Минусы Поскольку телефон распространяет электромагнитное излучение, а сам он находится близко к телу человека, существует опасение о вреде этого излучения здоровью при длительном пользовании устройством. Это излучение не является ионизирующим, но способно вызывать локальное повышение температуры живых тканей и, по утверждениям некоторых учёных, приводить к возникновению хромосомных аберраций в клетках(наличие эффекта спорно). Споры о вреде или безвредности мобильных ведутся постоянно. Сторонники вреда часто высказывают версию о том, что финансовый интерес производителей телефонов является причиной скрытия или «приукрашивания» результатов исследований на эту тему. Согласно принципу предупреждения организации по охране здоровья рекомендуют минимизировать время использования мобильного телефона и нахождения его вблизи головы, особенно для детей. Существует мнение, что мобильный телефон может стать причиной заболевания раком. Десятилетний эксперимент, проведённый специалистами ВОЗ в 13 странах, показал, что активные пользователи сотовой связи болеют карциномой на 50 % чаще остальных. Минимум общения. Можно никуда не ездить, никого не навещать, а просто попросить позвонить. назад

Автомобиль Сегодня автомобили стали очень популярными и занимают важное место в жизни каждого современного человека. Трудно представить современную жизнь без автомобиля, производители совершенствуют автомобили, снабжают их новейшими технологиями, создавая новые модели и марки. Плюсы

Плюсы В озможность быстрого передвижения в любое место и в нужное время, престиж и уважение других людей. Автомобиль обеспечивает максимальный комфорт и уют при передвижении. Автомобиль- это средство передвижения, которое не нужно ждать, в котором всегда есть свободные удобные и комфортные места, в котором зимой тепло, а летом прохладно. Минусы

Минусы Автомобиль загрязняет окружающую среду выхлопными газами. Страдает не только атмосфера - отходы транспортной деятельности попадают в воду, машины увеличивают шумовое воздействие. Вреден для здоровья: люди меньше ходят,сидя за автомобилями; дышат выхлопными газами. назад

Ядерная энергия На атомных электрических станциях ядерная энергия используется для получения тепла, используемого для выработки электроэнергии и отопления. Ядерные силовые установки решили проблему судов с неограниченным районом плавания. В условиях дефицита энергетических ресурсов ядерная энергетика считается наиболее перспективной в ближайшие десятилетия. Энергия, выделяемая при радиоактивном распаде, используется в долгоживущих источниках тепла и бетагальванических элементах. Энергия деления ядер урана или плутония применяется в ядерном и термоядерном оружии (как пускатель термоядерной реакции). Существовали экспериментальные ядерные ракетные двигатели, но испытывались они исключительно на Земле и в контролируемых условиях, по причине опасности радиоактивного загрязнения в случае аварии.

Плюсы Для получения электроэнергии требуется небольшое количество топлива, поэтому она дешевая Нет выбросов в атмосферу Простота в обслуживании и эксплуатации

Минусы Возможность аварий на АЭС Проблема захоронения ядерных отходов Содействие распространению ядерного оружия

Фукусима-1 Крупная радиационная авария (по заявлению японских официальных лиц - 7-го уровня по шкале INES), произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Чернобыльская АЭС Разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины.Взрыв, в следствие которого реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Техногенные ЧС

Опасные объекты России Более 30 тыс. гидротехнических сооружений Более 45 тыс. радиационно-,химически-, биологически, взрыво-, пожароопасных объектов Более 217 тыс. км. трубопроводного транспорта В зонах повышенного риска проживает более 50 % населения страны Более 45% всей территории России находится в зонах повышенного риска

Плюсы и Минусы Научно-Технического прогресса +Делает нашу жизнь более комфортной +Облегчает труд человека +Повышает информационность и мобильность +Появляются новые сферы общения - Приводит к ухудшению экологии -Истощаются природные ресурсы -Человечество становится более ленивым, менее подвижным - НТП может нести смертельную опасность - различные виды излучения,аварии техногенного характера.

Заключение К сожалению, гипотеза данного исследования не подтвердилась. Прогресс оказывает не только положительное влияние на человека, но и отрицательное. Я сделала вывод, что новые технологии неизбежно ведут к появлению новых проблем. Человек не может не познавать, он стал заложником своих знаний.

«Вы думаете, чем велик человек? Тем, что построил технократическую цивилизацию, прорубил окно во Вселенную и т.д.? Нет! Он велик тем, что при всем этом уцелел и пытается уцелеть и далее»(Стругацкие)

Список источников информации: А.В. Катанский « Размышления о фюзеосе или почему нужно любить физику» / «Физика в школе », № 6, 2010 г., с.1-64 http://ru.wikipedia.org/wiki - Википедия.Прогресс http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy – Энциклопедия.Научно-техническая революция

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: