Подготовка к школе материал для подготовки. Подготовка ребенка к школе: тяжелый труд или увлекательная игра? Развивающие упражнения для дошкольников

Задания для ребенка 6-7 лет, направленные на экспресс подготовку к школе: изучение мягкого знака, виды линий и углов, развитие мышления и устный счет, развитие речи и внимания.


Обучение чтению. Знакомство с "Ь"

Цель : формирование навыка чтения, знакомство с новой буквой.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ь. Карточки со словами – ПЫЛ и ПЫЛЬ, МОЛ и МОЛЬ.

В русском языке есть знак, который обозначает мягкость согласного – мягкий знак. Мягкий знак не является звуком.

Педагог показывает карточку с мягким знаком.

- Мягкий знак – это особый знак. Мягкий знак - это просто сигнал ротику и язычку - сказать ЗВУК иначе.
- Ь почти всегда смягчает, как подушка.

Педагог показывает карточки со словами:

  • пыль - пыл,
  • мол - моль.
  • Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Ь).
    - Напишите Ь пальчиком в воздухе.
    - Дорисуйте узоры на букве Ь.
    - Обведите и допишите самостоятельно Ь.
    - На что похож Ь?

    Обучение чтению. Мягкий знак

    Цель : формирование знания образа буквы.

    Материал : рабочий лист. Пластилин.

    Давайте слепим мягкий знак из пластилина.

    А теперь послушайте стихотворение про мягкий знак:

    Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выучите его дома наизусть.

    Обучение чтению. Слова с "Ь"

    Цель : формирование навыка чтения.

    Материал : рабочий лист.

    Прочитайте слова. Подчеркните Ь в словах.

    Диктант. Предложения

    Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

    Материал : рабочий лист.

    Напишите под диктовку предложение:

    В ПАРКЕ РОС ТОПОЛЬ.

    Поставьте в словах ударение.

    Что стоит в конце предложения? Обведите точку в кружочек.

    Математика. Работа со шнурками. Повторение всех видов линий и углов

    Цель : Закрепление понятий "замкнутая", "незамкнутая", "прямая", "кривая" линии. Повторение всех видов углов (прямой, острый, тупой). Повторение дней недели. Закрепление графических образов цифр.

    Материалы : каждому ребенку – бусинки, шнурок с узелком на одном конце. Три шнурка. Мяч.

    Педагог бросает мяч детям, задавая вопросы и давая задания:

    - Посчитай от 1 до 5-ти.
    - Посчитай от 4 до 8.
    - Посчитай от 7 до 3.
    - Назови соседей цифры 5.
    - Назови соседей цифры 8.
    - Какие бывают линии? (Прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые).
    - Что такое отрезок? (Это кусочек линии, часть линии).
    - Какие бывают углы? (Острые, прямые, тупые).
    - Сколько дней в одной неделе? (Семь). Верно! Сейчас мы будем нанизывать бусинки на ниточку, словно дни на недельку, и проговаривать каждый день недели по порядку.

    Педагог раздает детям шнурки (с узлом на одном конце) и бусинки и предлагает, надевая бусинки на шнурок, повторять за ним дни недели по порядку:

    - Понедельник (дети хором повторяют "Понедельник", надевая на шнурок первую бусинку).
    - Вторник (надевают вторую бусину, хором повторяя второй день недели).
    - Среда... И т.д.
    - Молодцы! Самоделкин прислал каждому из вас по три шнурка и написал задания. Я буду читать, а вы – выполнять:

    1. Преврати первый шнурок в прямую линию (кладут на столах шнурок в виде прямой линии), второй шнурок превратите в кривую незамкнутую линию (кладут), а третий шнурок – в кривую замкнутую линию. (Кладут.) Взрослый проверяет, кто не справился – рисует ответы на доске, напоминая, что такое замкнутая и незамкнутая линии.

    2. Второе задание: преврати первый шнурок в острый угол, второй – в прямой угол, а третий – в тупой угол. (Дети выполняют. Затем взрослый рисует на доске – дети себя проверяют).

    3. Сложи первый шнурок в овал, второй – в треугольник, третий – в круг.

    4. Последнее задание: сложи первый шнурок в цифру "1", второй – в цифру "6", а третий – в цифру "3". На какую букву похожа цифра "3"?

    Развитие мышления. Игра "Что лишнее?"

    Цели : развитие логического мышления, систематизация представлений об окружающем мире, развитие умения группировать предметы по общему признаку.

    Материалы : Мяч.

    Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя 4 слова. Задача ребенка – назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Группы слов:

  • Облако, солнце, звезда, цветок. (Цветок, так как он не на небе).
  • Автобус, троллейбус, холодильник, автомобиль. (Холодильник – не транспорт).
  • Роза, тюльпан, берёза, фиалка.
  • Огурец, йогурт, морковь, помидор.
  • Кошка, собака, тигр, корова.
  • Туфли, носки, сапоги, ботинки.
  • Лыжи, санки, ролики, коньки.
  • Март, апрель, май, сентябрь.
  • Кузнечик, соловей, муха, паук.
  • Веревка, лента, змея, шнурок.
  • Круг, шар, треугольник, квадрат
  • Кукла, сковородка, кастрюля, половник и т.п.
  • Математика. Устный счет

    Цель : Счет в пределах 10-ти.

    Материалы : каждому ребенку -карточки с цифрами.

    Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, и поднимите карточку с числом, большим на два. (Педагог хлопает в ладоши 5 раз, дети должны поднять карточку с цифрой "7").

    Послушайте, сколько раз я топну ногой, и поднимите карточку с числом, меньшим на две единицы. (Педагог топает 7 раз, дети поднимают карточку с цифрой "5"). Можно попросить кого-то из ребят прокомментировать свой ответ, в случае необходимости помогая ему. Ребенок говорит: "Вы хлопнули в ладоши 7 раз, а число, которое меньше семи на две единицы, это пять").

    Молодцы! А теперь послушайте, сколько раз я стукну ручкой по столу, и поднимите число, большее на 1 единицу. (Стучит ручкой по столу 9 раз, дети поднимают число "10").

    Чтобы вам потруднее задать... Послушайте, сколько раз я позвоню в колокольчик, и покажите число, меньшее на три единицы. (Звонит в колокольчик 9 раз, дети показывают карточку с цифрой "6").

    Задания могут быть и более простыми: прослушать хлопки и показать цифру, равную их количеству или большую/меньшую на 1 единицу.

    Математика. Знакомство с понятием "Цилиндр"

    Цель : Счет в пределах 10. Знакомство с понятием "Цилиндр".

    Материалы каждому ребенку: Карточки с цифрами. На каждый стол: Резиновая репка или тяжёлый предмет, набор не заточенных карандашей. Для педагога: предметы цилиндрической формы: колбаса, карандаши, баночки, клей-карандаш и т.д.

    Педагог выставляет на столе предметы цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш и т.д.

    - Ребята, что общего у всех этих предметов? (У всех этих предметов похожая форма).

    Если дети затрудняются ответить, можно задать наводящие вопросы:

    - Может, предметы сделаны из одинакового материала? Может, они одного цвета? Размера? Формы? Когда дети ответят на вопрос, взрослый резюмирует:
    - Такая форма называется цилиндр, а предметы такой формы - цилиндрическими. Слово "цилиндр" на древнегреческом языке означало валик, который можно катить по земле.

    Педагог раздает детям цилиндры и предлагает покатать их по столу или по полу. Дети убеждаются, что цилиндры катаются.

    - В старину, когда не было машин и подъёмных кранов, люди с помощью цилиндров передвигали тяжёлые предметы. Вот и дед с бабой, когда вытащили репку, поняли, что до дома они ее сами не донесут.
    - Нужны цилиндры! – сказал дед.
    - Где ж мы их найдём? – удивилась бабка.
    - Срубим несколько деревьев, возьмём их стволы – и получатся у нас цилиндры!

    Так они и сделали. Срубили несколько деревьев, очистили их от веток, и получились цилиндры. Представим себе, что карандаши – это очищенные стволы деревьев. (Дети получают набор не заточенных круглых карандашей ("стволы деревьев") и резиновые репки (или другие "тяжелые" предметы). Подумайте, как с помощью цилиндров можно переместить Репку или любой другой тяжелый груз с одного конца стола на другой?

    Дети высказывают свои предложения, взрослый помогает придти к мысли о том, что Репка ставится сверху карандашей, карандаши катятся, передвигая тяжелый предмет. Дети пробуют это сделать на практике.

    Математика. Примеры

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Вставьте пропущенные знаки, чтобы примеры стали верными.

    Развитие внимания Чашки

    Цель : развитие свойств внимания.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    Найдите все чашки на рисунке.

    Сколько чашек вы нашли?

    Развитие речи. Сочинение вариантов концовки сказки

    Цель : развитие мышления, речи, фантазии.

    Материалы : нет.

    Педагог просит кого-то из детей рассказать сказку "Курочка Ряба".

    - Ребята, жалко ли вам, что мышка разбила золотое яичко и огорчила бабу и деда? (Да).
    - А может быть, могло быть по-другому? Яичко могло ведь и не разбиться, как вы думаете? (Могло). Давайте придумаем у этой сказки другой конец - где яичко не разбилось. Как такое могло случиться?
    (Варианты ответов.) Педагог побуждает детей фантазировать наводящими вопросами. Если дети молчат, взрослый сам начинает фантазировать вслух, подключая ребят к обсуждению:

    Варианты продолжения сказки:

    1. "... мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, но не разбилось, потому что у него была прочная скорлупа и оно упало на солому. Дед и баба поняли, что это яичко не бьется, пошли к курочке и сказали: возьми, курочка, своё яичко обратно – ничего мы с ним сделать не можем". Курочка взяла свое золотое яичко и вывела из него цыпленка – не простого, а золотого! Цыпленок рос не по дням, а по часам, и вскоре стал золотым петушком, который мог исполнять желания..."

    2. – А как еще могла закончиться эта сказка? "... Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... Тогда курочка снесла им другое золотое яичко. Взяли его старики, разбили, бабка замесила тесто и испекла Колобка. А золотые скорлупки они продали и купили бабке шубу, а деду шапку на зиму". И т.д.

    Затем – подведение итогов:

    - Ребята, какая концовка вам понравилась больше всего – та, которая была или одна из тех, что мы придумали? Почему?

    Развитие мышления. Что лишнее?

    Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения

    1. Волк, лиса, медведь, кролик.

    2. Рысь, кабан, заяц, лось.

    3. Пантера, барс, тигр, медведь.

    4. Лев, буйвол, жираф, осел.

    5. Волк, ежик, орел, лиса.

    Подготовка руки к письму. Копирование по клеточкам. Собака

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Скопируйте собаку по клеточкам.

    Рисование красками. Медведь

    Цель : развитие графических функций. Развитие творческого мышления, воображения, развитие основ моделирования, закрепление представлений о геометрических фигурах (круге, овале, полукруге). Развитие умения работать с красками в технике "примакивание".

    Материалы : лист бумаги, коричневая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетка, карандаш, готовый образец.

    - Давайте нарисуем медведя, используя в рисовании только круги, овалы и полукруги.
    - Что надо нарисовать у медведя? (Голову, туловище, лапы). Верно, а сколько лап у медведя? (Четыре лапы).
    - Спасибо. Итак, я рисовать на доске, а вы рисуйте на листочке.
    - Сначала надо нарисовать большой вертикальный овал. Получилось туловище мишки.
    - Потом надо подрисовать сверху круг. Круг - его голова.
    - Потом нарисуем 4 овала, которые будут лапами медведя.
    - Теперь займёмся головой. Сверху круга нарисуем два полукруга – получились... (Уши!)
    - Внутри круга нарисуем горизонтальный овал – мордочку мишки. Над овалом – три кружка: нос и глаза мишки. А в самом овале нарисуем полукруг – получился рот косолапого.

    Затем дорисуем когти на лапах и возьмем коричневую краску.

    - Чтобы изобразить шерсть медведя, надо класть краску тычками.
    - Рисунок мишки готов!

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Нерушимый фундамент успешного будущего – хорошее обучение в школе. Готовиться к получению среднего образования нужно качественно, а начинать это делать уже в старшей и подготовительной группе детского сада. Лучшая подготовка к школе - 6-7 лет, направленные на всестороннее расширение знаний ребенка.

    Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу

    Прием дошкольников в общеобразовательный класс схож с настоящим экзаменом. В процессе небольшого собеседования с педагогом-психологом определяются: уровень развития ребенка, умение пересказывать текст, навыки чтения и письма, математические познания и умение логически мыслить.

    Подготовка дошкольников к школе

    Развитие внимания и памяти

    К семи годам ребенку важно сформировать «произвольное» внимание. Его особенность в том, что дошкольник может сконцентрироваться на объекте действия, а не желания, и выполнять то, что нужно, вместо того, что хочется.

    Чтобы продемонстрировать готовность к школе, малыш должен знать:

    • Свое полное имя (с фамилией и отчеством), имена родителей, место проживания (название страны, города, улицы, дома и квартиры).
    • Основных домашних и диких животных, птиц;
    • Растения, праздники, распространенные профессии и виды спорта;
    • Фигуры и цвета;
    • Различия величин (меньший и больший), звуков (гласный, согласный), сторон (право и лево).

    В числе контрольных задач также встречаются:

    • «Найти отличия» (от 3 до 5);
    • «Назвать одним словом» (банан, яблоко, груша – фрукты);
    • «Найти лишний предмет» (картошка, морковь, яблоко, огурец).
    • Рассказать, в чем отличие (весны от осени).
    • Назвать настоящее время года и объяснить его особенности.

    Важно! Развитие внимания и памяти проверяется также на умении ребенка пересказывать услышанный материал и восстанавливать события в верной последовательности.

    Чтение и грамота

    Дети старшего дошкольного возраста должны слушать, понимать и выполнять требования воспитателя, знать буквы и уметь составлять их в слоги и короткие слова, уметь выполнять упражнения обводки и штриховки, изображать в полном объеме печатные буквы и некоторые элементы письменных.

    Обучение ребенка чтению

    В детском саду малышей обучают:

    • Выделять определенный звук из разных слов.
      – Хлопни в ладоши, когда я назову звук «С»: мак, коса, дом, сок.
    • Находить позицию звука в одном слове (находится в начале, середине или конце).
      – Где находится звук «С»? Сом (в начале).
    • Определять последовательность звуков в коротком слове.
      – Назови первый звук в слове «сок» – «с». Назови второй звук – «о». Третий – «к».
    • Разделять короткие слова на слоги.
      – Па-па, ма-ма, ра-ма.
    • Находить различия между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, согласными и гласными.

    В родном языке дошкольник должен уметь:

    • Образовывать единственное и множественное число существительных;
    • Употреблять предлоги и притяжательные местоимения в верном контексте;
    • Образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и притяжательную форму прилагательных;
    • Правильно согласовывать числительные и существительные.

    Устный счет

    Немаловажно развитие математического мышления у будущего первоклассника. К началу школьного образования ребенок должен уметь:

    • Считать в пределах двух десятков;
    • Называть числа в обратном порядке (от 10 до 1);
    • Знать соседей чисел первого десятка;
    • Находить место определенного числа в ряду;
    • Вести счет предметам, как на слух, так и на ощупь;
    • Раскладывать большие числа на два меньших, и, наоборот, из двух меньших складывать одно большее;
    • Уметь складывать и вычитать в пределах первого десятка, а также справляться с простейшим упражнением, построенным на основе данных математических действий.

    Первоклассник у доски

    Важно! Часто по результатам «интервью» с дошколенком выявляемый уровень развития оказывается гораздо более низким, чем он есть на самом деле. Это может быть связано с волнением перед незнакомым взрослым человеком, боязнью повторить вопрос или особенностями нервной системы и психики ребенка.

    Чтобы предотвратить подобную ситуацию с заданиями для дошкольников, при подготовке к школе малыша следует обучать:

    • общению с взрослыми, а не только со своими сверстниками;
    • отвечать на вопросы различной тематики и также задавать их;
    • преодолевать стеснение и робость.

    Сколько должен заниматься будущий первоклассник

    По утвержденному в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) времени, в подготовительной группе детского сада одним «уроком» дети занимаются не более 25-30 минут. В это время уже включены организационный момент (сбор детей, знакомство с видом предлагаемой деятельности) и подведение итогов занятия.

    Групповое занятие в детском саду

    Как подготовиться к школе – правила и требования

    В понятии подготовки ребенка к первому классу выделяют 4 основных критерия:

    1. Физическая готовность. Учеба в школе сопряжена с большой нагрузкой как психологической, так и физической. Если физические способности дошкольника не развиты в нужной степени, это может отрицательно сказаться на всем времени его обучения. Как правило уже при заполнении медицинской карты ребенка, врачи изучают проблемы в работе организма и дают советы относительно специальных форм обучения или посещения специализированных школ.
    2. Развитие интеллекта. К школьному возрасту детям не достаточно уметь считать и читать. Готовность интеллекта к дальнейшему обучению отражается в специальных умениях и навыках (концентрация, умение обобщать, хорошая мелкая моторика, внимание), в развитой логике. Будущему первокласснику необходимо уметь развернуто отвечать на вопросы и задавать их в ответ, пересказывать текст своими словами и составлять рассказ на основе наглядного материала. Данные навыки свидетельствуют о достаточном развитии речи.
    3. Социальная адаптация. Ребенок старшей и подготовительной группы после посещения детского сада в полной мере осваивает законы групп, учится исполнять как роль лидера, так и роль ученика, слушаясь и выполняя требования старшего.
    4. Готовность психологическая. Зачастую дети желают скорее пойти в школу, чтобы получить красивый портфель и вживую «поиграть» в школу. Однако действительная готовность отражается в желании ребенка развить свою познавательную потребность, неосознанном еще желании занять свое место в обществе. Поэтому главным элементом подготовки к школе для дошкольников считают сформированное умение учиться.

    Подготовка к школе – развивающие задания для детей по чтению

    Список интересных заданий, направленных на развитие навыков чтения, пересказа, умения обобщать и выделять главное, а также обучения ребенка грамоте:

    Название Цель Описание
    Помоги зайчику достать еду Научить выделять звук из ряда слов Помоги зайчику дойти до морковки. Он может идти только к тем предметам, в названии которых есть буква «Л»
    Читаем, не произнося ни звука Умение сопоставлять буквы и числа, развитие навыков чтения Представлен сокращенный русский алфавит, под каждой буквой которого стоит цифра из первого десятка. Из этого алфавита выбираются короткие слова, на каждую букву которого ребенок должен сделать определенное количество хлопков.
    Чистоговорки и короткие скороговорки Развитие речи, четкого и ясного произношения звуков Чистоговорки и скороговорки подбираются на любую букву с различными гласными/ согласными.

    Например, для отработки звука «С» используются слоги – СА, СО, СУ и т.д.

    Чистоговорка – СА-СА-СА, на ноге сидит оСА.

    СУ-СУ-СУ, я в саду найду лиСУ.

    Подготовка к школе – развивающие задания для детей по математике

    Юные математики в развивающих заданиях выполняют действия на вычитание лишь в пределах первого десятка, а на сложение – в пределах 20.

    Обратите внимание! Устный счет происходит как в обычном порядке, так и в обратном.

    Название Цель Описание
    Считалочка Развитие внимания, счет в пределах 20 Сосчитай количество точек на кубике и запиши ответ.
    Почтальон Развить навыки сложения у дошкольника На конверте написаны три числа, а одно пропущено. В сумме они составляют цифру, обведенную в кружок. Найди пропущенное число.
    Ромашки Нахождение суммы числа, метод подстановки и прикидки В задании представлена ромашка, имеющая шесть лепестков. Нужно раскрасить всего 3 лепестка так, чтобы вместе они составляли число, указанное в центре ромашки.
    Зонтик Умение решать простейшие примеры и сопоставлять их с определенным цветом или оттенком Реши небольшие примеры и раскрась зонтик тем цветом, который подходит под ответ.
    Дворец Развить навыки сортировки, упорядочить знания о различных геометрических фигурах Сколько в замке треугольников?
    Сколько в замке прямоугольников?
    Сколько в замке овалов?
    А сколько квадратов?

    Задания для развития математических навыков у детей

    Готовим руку к письму – прописи с загадками для школьников

    Важнейшая роль в обучении дошкольника принадлежит развитию рук. В школе большое количество времени уделяется письму, при недостаточно сформированной мелкой моторике к концу учебного дня ребенок будет чувствовать напряжение в кистях. А это в свою очередь повлияет на формирование почерка.

    Обратите внимание! В цикл обучения старшей и подготовительной группы входит использование различных учебных тетрадей-прописей.

    Как правило, в качестве прописей для подготовительных групп выступают небольшие листки с упражнениями, требующими обводки или штриховки. Их можно как найти онлайн, так и приобрести в книжных магазинах.

    Чтобы не потеряться в многообразии представленного в сети материала, не купить и не распечатать некачественные наработки неизвестных авторов, был составлен список хороших прописей, способствующих подготовке детей к письму:

    • РОСМЭН, Полная подготовка руки к письму – прописи в количестве 8 штук (от 400 руб.* за весь комплект);
    • Пропись Бортниковой для детей от 6 лет (30 руб.*);
    • РОСМЭН «Пишу и рисую по точкам» – множество положительных отзывов (60 руб.*);
    • РОСМЭН «Рисую линии и штрихую» (60 руб.*);
    • Комплексные прописи «Готовимся к письму» (от 185 руб.*)

    Последовательность занятий по подготовке руки к письму должна быть следующей:

    • Обучение проведению различных линий (обычные – горизонтальные и вертикальные, косые, волнистые);
    • Рисование фигур: круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник и ромб;
    • Далее изучаются элементы отдельных букв или цифр;
    • Готовим руку к письму

      Помните, что главной задачей взрослых остается . Многие родители думают, что считающему до 100 малышу будет неинтересно со сверстниками, которые еле-еле освоили к тому времени первые два десятка. Однако хорошая подготовка к школе поможет ребенку чувствовать себя уверенно, а значит, заниматься он будет с большим интересом и самоотдачей.

      * Все цены действительны на 28.04.2019

    Вашему ребёнку исполнилось 5-6 лет. Настало время готовить его к первому серьёзному испытанию в его жизни — поступлению в школу. У родителей возникает множество вопросов, на которые не всегда легко найти ответы. Книги, собранные в этой рубрике, помогут ответить на возникающие вопросы и правильно подготовить ребёнка к школе.
    Здесь Вы найдёте книги, которые содержат тесты для детей 6-7 лет . С их помощью Вы можете оценить развитие ребёнка, узнать, отстаёт ли Ваш ребёнок от сверстников или же опережает их. Задания собраны в следующие разделы: речь и речевое развитие, художественная литература, подготовка к обучению грамоте, развитие математических представлений, природа, изобразительная деятельность, моторика, физическое развитие. С помощью тестов Вы также сможете оценить развитие внимания, памяти и мышления Вашего ребёнка.
    Здесь Вы найдёте книги, которые помогут Вашему ребёнку научиться читать . В первую очередь, это буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению детей дошкольного возраста. Помните, что именно старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала обучения чтению. В каждой конкретной книге Вы найдёте подробные рекомендации о том, как лучше заниматься с ребёнком.
    Если у Вашего ребёнка имеются нарушения произношения определённых звуков, то учить читать его лучше всего с помощью специального логопедического букваря. В таком букваре дети сначала изучают буквы и звуки, которые реже всего вызывают трудности в произношении.
    Для обучения и закрепления навыков чтения используются также разнообразные рабочие тетради и книги, содержащие интересные и необычные задания, которые Ваш малыш будет с удовольствием выполнять.
    Развитие математических представлений также важно при подготовке к школе. В рабочих тетрадях и игровых пособиях для детей 5-7 лет Вы найдёте задания, с помощью которых ребёнок выучит цифры, математические знаки, геометрические фигуры, освоит состав числа, количественный и порядковый счёт до 10, научится складывать и отнимать числа в пределах 10.
    В этой рубрике Вы также найдёте разные пособия для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Это и увлекательные графические диктанты для мальчиков и девочек, с помощью которых ребёнок научится ориентироваться на листе бумаги, сможет развить мелкую моторику, внимание и усидчивость. Это и прописи-раскраски, в которых ребёнок не просто раскрашивает предметы, но и обводит прямые, ломаные и волнистые линии сначала по точечкам, а потом самостоятельно. Это и лабиринты, в которых ребёнок проводит линию от одного предмета к другому. Это и обучение письму печатными буквами, при котором ребёнок сначала обводит буквы, а потом пишет их самостоятельно и даже начинает составлять их в слова. Это и обучение письму прописными буквами.
    Желаем успехов!

    Кодолбенко Е.А. Данное пособие предназначено для обучения детей дошкольного возраста скороговоркам и чистоговоркам. Замена слов на визуальный образ способствует быстрому запоминанию, развивает память, внимание, воображение. Cкачать: «Зашифрованные скороговорки….

    Е. Колесникова Серия «Математические ступеньки» Данная книга является продолжением книг «Математика для дошкольников 4-5 лет» и «Математика для дошкольников 5-6 лет». Cкачать: «Я составляю числа. Рабочая тетрадь для…

    Е. Колесникова Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования. Это четвёртая книга авторской программы «От звука к букве».» Данная рабочая тетрадь предназначена для обучения…

    Е. В. Колесникова Данная рабочая тетрадь входит в авторскую программу «Математические ступеньки» и рассчитана на совместную работу взрослого с ребёнком 4-6 лет. Задания в тетради формируют зрительный образ…

    Ломоносовская школа. Данное пособие предназначено для совершенствования навыков и техники чтения, формирования грамматических навыков речи и обогащение словаря. Большая часть упражнений направлена на закрепление знаний детей о гласных…

    Цель : дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У, Ы, И.

    Материал : ежик, кошка, собачка, рабочий лист. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.

    - Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идет? (показываем детям ежика)
    - Ежик, а зачем ты к нам пришел?
    - Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
    - Ребята, вы что-нибудь поняли, что ежик сказал?
    - Ежик, повтори еще раз.
    - Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
    - Ничего не ясно.
    - Мяу,мяу,мяу.
    Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)
    - Гав, гав, гав.
    Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)
    - Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.
    - А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.
    - Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.

    Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).

    - Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!
    - Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А.
    - А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
    - Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.
    - Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква?

    - Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ.
    - Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).
    - Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
    - А теперь мы все эти буквы напишем!

    Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

    - Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: ИГОЛКА, ИНДЮК. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И.
    - А это буква, которая обозначает звук И. (Педагог показывает карточку с буквой И). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
    - Теперь послушайте следующие слова и назовите одинаковый звук, который встречается в каждом слове: МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ.
    - Какой звук услышали? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Педагог показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква?
    - Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
    - Обведите буквы Ы, И на рабочих листах.

    Дети в рабочих листах обводят буквы Ы, И. Педагог следит, чтобы рука ребенка двигалась слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

    Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И

    Материал

    Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.

    - Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на звук И.
    - Какие картинки будете раскрашивать? Почему?
    - Произнесите слова так, чтобы звук И хорошо был слышен.

    Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах

    Материал : рабочий лист, цветные карандаши.

    - Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы.
    - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слова.
    - Придумайте самостоятельно слова со звуком Ы, и скажите, где звук стоит, в середине или в конце.
    - Если звук Ы стоит в середине слова – поставьте красным карандашом точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.
    - Спасибо, ребята, что познакомили Машу со звуками и буквами Ы, И.

    Обращаем внимание детей, что в слове лыжи звук Ы находится в середине и конце слова.

    Числовой ряд. Счет до 20

    Давайте с вами посчитаем до 20. Приготовьте ручки. Будем с вами хлопать в ладоши и все вместе хором считать на каждый хлопок.

    Педагог считаем вместе с детьми.

    Подвижная игра. Дни недели

    Дети становятся в круг.

    В понедельник я купался, (изображаем плавание)

    А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование)

    В среду долго умывался, (умываемся)

    А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

    В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

    Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

    А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

    Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

    Математика "Равенство и неравенство"

    Цель : формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков "равно" и "неравно".

    Материалы : миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и, по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик - игрушка.

    1. Урожай.

    - Давайте поможем зайчику собрать урожай.
    - Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.
    - Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак "равно".

    Педагог показывает знак детям.

    Положите этот знак между тарелочками.

    - Получилось один равно одному.
    - Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)
    - Почему? (Два неравно одному).
    - Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак "неравно".

    Педагог показывает соответствующий знак.

    - Чем отличаются знаки "равно" и "неравно" друг от друга?
    - Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.
    - Получилось два неравно одному.
    - Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)

    Дети самостоятельно читают запись.

    - А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.

    2. Педагог выдает рабочий лист.

    Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.

    Окружающий мир. Овощи и фрукты

    Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения.

    Материал : муляжи овощей и фруктов,которые лежат в мешке, две миски.

    Педагог организует игру на ковре.

    Маша решила загадать нам загадки, послушайте их ответьте на вопросы.
    - Чего в лесу больше: елок или деревьев?
    - Чего в огороде больше: овощей или картошки?
    - Кого в детском саду больше: девочек или детей?
    - Маша принесла нам мешок, давайте посмотрим, что в нем лежит.

    Дети по очереди достают предмет из мешка и называют его.

    - Ох, как много овощей и фруктов лежало в мешке.
    - Давайте сложим овощи сложим в одну миску, а фрукты в другую.

    Дети называют и сортируют овощи и фрукты.

    - Молодцы, все мы с вами разложили.

    Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?

    Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.

    Мой мизинчик, где ты был?

    С безымянным – щи варил,

    А со средним – кашу ел,

    С указательным запел.

    А большой меня встречал

    И конфетой угощал,

    Правый же большой плясал

    И на танец приглашал.

    Указательный на правой

    Вел в поход нас всей оравой.

    Средний брат несет рюкзак,

    Безымянный ходит так.

    А мизинец стал играть,

    Братьев слушать приглашать. (Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения)

    Раз – два – три – четыре - пять!

    Развитие мышления. Комбинаторика. Домики у зайчика

    Цель : развитие комбинаторного мышления.

    Материал : рабочий лист, карандаши.

    - У зайчика есть два домика. Посмотрите, как зайчик решил раскрасить стены домиков.
    - Посмотрим сначала на домик с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником.
    - Мы поможем зайчику раскрасить стены домика, а для этого надо дорисовать фигуры так, чтобы они в строчках не повторялись. (Если дети не имеют представления о понятии "строчка", то педагог объясняет).

    Педагог вместе с детьми делает первую строчку, чтобы им стала ясна суть задания.

    Дети самостоятельно "раскрашивают" стены второго домика.

    Развитие речи. Незаконченный рассказ "Кнопка"

    Цель : развитие воображения, развитие речи.

    Материалы : текст, который читаем детям вслух.

    "Жила-была канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка противно хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот..."

    Придумайте, что сделали бы вы, если бы были Кнопкой. Рассказ надо начинать так: "Я, Кнопка, придумала вот что..."

    Подвижная игра. Зарядка – разминка

    Дети встают в круг.

    Для начала мы с тобой

    Крутим только головой. (Медленные вращения головой)

    Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)

    Это мы, конечно, можем.

    А теперь мы приседаем. (Приседаем)

    Мы прекрасно понимаем –

    Нужно ножки укреплять,

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Напоследок потянулись

    Вверх и в стороны. (Потягивания)

    Прогнулись. (Наклоняемся вперед)

    Формирование знаний об окружающем мире. Дни недели

    Цель : формирование знаний о днях недели, формирование временных представлений.

    Педагог с детьми хором повторяют дни недели, загибая при этом пальчики.

    - Сколько всего дней недели? Как вы думаете, зачем нам надо знать названия дней недели?

    Затем педагог спрашивает у каждого ребенка название дней недели и при необходимости помогает.

    - А теперь, давайте, поиграем немного с днями недели! Если вчера была пятница, то сегодня...
    - Перед четвергом была...
    - Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
    - Утром я пришла на работу, а вернусь домой...

    Математика. Равенство и неравенство

    Цель : продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков.

    Материалы : миска с 5 кружочками и 5 квадратиками на каждого ребенка, знаки "равно" и "не равно", по 2 тарелки на каждого ребенка, кукла.

    Давайте поможем кукле Маше разложить фигуры.

    Положите на одну тарелку 2 круга, а на другую 3 квадрата. Какой знак надо поставить равно или неравно? (неравно) Почему? (Потому что 3 больше 2). Прочитайте запись. (Два неравно трем).

    Таким же образом составляем еще 5 равенств или неравенств.

    Пальчиковая гимнастика. Зверята

    Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок").

    Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

    Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

    Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

    Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

    Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

    Вот как разыгрались,

    По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

    Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал: рабочий лист (см. выше), карандаши.

    Обведите волнистые линии.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!