План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Мероприятия | Срок | Ответственные | Примечание | |
Организационные мероприятия | ||||
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПMПK | Май | Заведующий ДОУ, логопед, медицинские работники | ||
Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций IIMПК | Май-июнь | Заведующий ДОУ, логопед, психолог | ||
Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий | Сентябрь | Логопед, старшая медсестра | ||
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей | Сентябрь | Логопед, воспитатели | ||
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | Январь | Специалисты, логопед, психолог | ||
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов | Ежемесячно | Логопед, специалисты | ||
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы | ||||
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) | Декабрь | Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра | ||
Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедических групп (семинар-практикум) | Ноябрь | Логопед | ||
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: - организация индивидуальных занятий с ребенком; - методика проведения артикуляционной гимнастики; - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; - создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах; - консультации но запросам | Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь В течение го да | То же Заведующий ДОУ, логопед Логопед | ||
Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная) | Апрель | Заместитель по УВР, педагоги | ||
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность | ||||
Обследование различных сторон психофизического развития детей | Сентябрь | Воспитатели, специалисты | ||
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы | - II - | То же | ||
Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации | Сентябрь - октябрь | Специалисты | ||
Взаимопосещение занятий: групповых; - индивидуальных; - интегрированных | Декабрь- апрель | Логопед, специалисты | ||
Проведение тематических родительских собраний | Октябрь, январь, май | Логопед, воспитатели, специалисты | ||
Участие в работе психодого-педагогического консилиума | В течение учебного года | Специалисты, воспитатели, родители | ||
Аналитические мероприятия | ||||
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга | Декабрь - апрель | Специалисты, воспитатели | ||
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол) | Май | То же | ||
Составление цифрового и аналитического отчета | - II - | Логопед | ||
Выступление на итоговом педагогическом совете | - II - | - // - | ||
Нина Курепина
План совместной деятельности учителя-логопеда со специалистами
План совместной деятельности специалистов МБДОУ по периодам обучения на 2016-2017 год.
I период : сентябрь – ноябрь
Сроки выпол-нения № п/п Содержание мероприятия Участники,
ответственные
Сентябрь
3. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса на уч. г.
Краткая характеристика состояния речи детей на основе логопедической диагностики, определения основных направлений работы с каждым из них.
«Нарушения речи детей дошкольного возраста» . специалисты
мед. персонал
4. Совместное планирование и проведение родительского собрания «Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью комплексной речевой гимнастики». учитель-логопед
воспитатель
педагог-психолог
инструктор по физ. культуре
заведующая
Ок тябрь 5. Консультация «Использование современных форм работы с родителями по формированию речевой культуры дошкольников. Игры на кухне»
учитель-логопед ,
воспитатель по изо деятельности воспитатели
Но ябрь 6. Консультация : «Роль ответов в познавательном и речевом развитии детей или как правильно отвечать на детские вопросы»
логопед, воспитатели
II период обучения : декабрь - февраль
Декабрь 1. Совместное планирование работы по развитию речи, формированию произношения на 2-й период обучения специалисты ,
воспитатели.
2. Участие в проведении районного семинара – практикума «Организация работы по сопровождению образования детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО» с выступлением «Взаимодействие ЦПМПК и образовательной организации в выборе образовательного маршрута и определении специальных условий воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями» учитель-логопед , педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели.
3. Консультация «Обогащение словарного запаса. Упражнения на словообразование» учитель-логопед , воспитатели
4. Совместная работа по подготовке к празднику. Рекомендации воспитателям. учитель-логопед , воспитатели
Январь 5. Подготовка буклета «Речевые игры. Что это такое и как в них играть?»
учитель-логопед
Февраль 6. Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» учитель-логопед , инструктор по физ. культуре
воспитатели
7. Совместное планирование и проведение родительского собрания. Выступление на собрании в старшей группе с сообщением «Результаты логопедической работы за полугодие» учитель-логопед , воспитатели,
педагоги-психологи
8. Совместное планирование и проведение родительского собрания в средней группе. «Причины и виды отклонений в речевом развитии дошкольников» учитель-логопед
воспитатели,
педагог-психолог
III период обучения : март - май
Март 1 Совместное планирование работы по развитию речи, формированию произношения на 3-й период обучения. специалисты ,
воспитатели.
2 Подготовка материалов на сайт ДОУ «Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» учитель-логопед
3 Консультация «Влияние культуры речи педагога на позитивное общение с семьями дошкольников» учитель-логопед , воспитатели.
4 Подготовка к проведению ЦПМПК в ДОУ специалисты , воспитатели
5 Консультация «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» учитель-логопед , воспитатели
6 Совместное планирование и проведение родительского собрания в старшей группе. «Результаты логопедической работы за 2016-2017 учебный год» учитель-логопед , воспитатели,
педагог-психолог
7 Выступление на семинаре «Готовность к школе» с сообщением «Преемственность детского сада и школы по вопросам речевого развития выпускников детского сада №2 «Светлячок» специалисты , старший воспитатель
8 Презентация по теме самообразования : «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий». учитель-логопед
9 Участие в работе ПМПк ДОУ Специалисты , мед. персонал
Обновление материала для уголков логопеда
- по лексическим темам : «март, апрель, май, лето»
«Не делайте!»
«Правила поведения и общения»
Публикации по теме:
Я работаю учителем – логопедом в группе компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с ТНР. Особенностями психического развития детей.
Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда группы № 2 на 2017 – 2018 уч. год Цель работы:.
Годовой план учителя-логопеда на логопункте в ДОУ Годовой план учителя-логопеда на логопункте в ДОУ на 2016-2017 год Цель: Своевременное выявление и преодоления различных нарушений устной.
План работы по наставничеству учителя-логопеда Функция наставника. Наличие подтверждающих документов. 1. Копия приказа. 2. Копия положения о наставничестве. 3. План работы по наставничеству.
Обобщение опыта работы учителя-логопеда
Муртазина Айсылу Радиковна
Учебное заведение:
МАДОУ детский сад № 29
Краткое описание работы:
Дата публикации:
2018-08-13
Перспективный план работы учителя-логопеда
Муртазина Айсылу Радиковна
МАДОУ детский сад № 29
Организация учебно-развивающей среды, диагностико-аналитическая деятельность, коррекционно-развивающая работа, научно-методическая работа, взаимосвязь со специалистами и воспитателями, взаимосвязь с родителями.
Просмотреть свитедельство о публикации
Перспективный план работы учителя-логопеда
Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.
Задачи:
1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.
2. Определить уровень и характер речевых нарушений.
3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.
4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.
5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Содержание работы | Сроки проведения | Ответственный | Результат |
I . Организация учебно–развивающей среды |
|||
1. Подготовка кабинета к новому учебному году | сентябрь | Муртазина А. Р. | Паспорт кабинета |
2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий | в течение года | Муртазина А. Р. | Наглядный и демонстрационный материал |
3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета | в течение года | Муртазина А. Р. | Дидактические игры и пособия |
4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений | в течение года | Муртазина А. Р. | Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения |
5. Приобретение необходимой методической литературы | в течение года | Муртазина А. Р. | Методическая литература |
II. Диагностико–аналитическая деятельность |
|||
1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп | сентябрь | Муртазина А. Р. | |
2. Диагностическое обследование речи детей средней группы | январь | Муртазина А. Р. | Журнал обследования речи детей |
3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи | сентябрь-октябрь | Муртазина А. Р. | Подготовка документов на ПМПК |
4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи | сентябрь | Муртазина А. Р. | Список детей, зачисленных на логопедические занятия |
5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт | сентябрь | Муртазина А. Р. | Медицинские карт |
6. Заполнение речевых карт | сентябрь-октябрь | Муртазина А. Р. | Речевые карты |
7. Составление расписания логопедических занятий | сентябрь | Муртазина А. Р. | Расписание логопедических занятий |
8. Оформление документации учителя-логопеда | сентябрь-октябрь, май | Муртазина А. Р. | 1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий 3) речевые карты на каждого ребёнка 5) экран звукопроизношения 7) календарное планирование на учебный год 8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми; 12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей 13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей 14) план по самообразованию 15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт 16) паспорт кабинета |
9. Анализ коррекционной работы | май | Муртазина А. Р. | Статистический и аналитический отчёт |
III. Коррекционно – развивающая работа |
|||
1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени | Муртазина А. Р. | Поурочные планы, индивидуальные тетради |
|
2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!» | март | Муртазина А. Р. | |
3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит» | март | Муртазина А. Р. | Проведение литературного вечера, конспект |
4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье» | март | Муртазина А. Р. | Проведение литературного вечера, конспект |
IV . Научно-методическая работа |
|||
1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста» | сентябрь-октябрь | Муртазина А. Р. | План по самообразованию |
2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей: – «Советы логопеда заботливым родителям» – «Развитие речевого дыхания» – «Играем пальчиками – развиваем речь» – «Сказкотерапия – волшебный мир вокруг нас» | ноябрь | Муртазина А. Р. | Буклеты |
3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска | по плану ГМО | Муртазина А. Р. | Заседание ГМО, посещение занятий коллег |
4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях | в течение года | Муртазина А. Р. | |
5. Проведение открытых занятий для воспитателей | в течение года | Муртазина А. Р. | Самоанализ, анализ коллег |
6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи | в течение года | Муртазина А. Р. | |
V . Взаимосвязь со специалистами и воспитателями |
|||
1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума | в течение года | Члены комиссии | |
2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей | сентябрь | Муртазина А. Р. | |
3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей | январь | Муртазина А. Р. | |
4. Консультации для воспитателей: – «Профилактика речевых нарушений» – «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений» – «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения» – «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений» – «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду» – «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи» – «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе» – «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников» – «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности» | сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май | Муртазина А. Р. | Консультации |
5. Консультация для музыкального руководителя: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» | январь | Муртазина А. Р. | |
6. Консультация для инструктора ФЗК: «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями» | январь | Муртазина А. Р. | |
7. Мастер-класс «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» | март | Муртазина А. Р. | Выступление на педсовете, конспект |
8. Ведение тетради взаимосвязи учителя- логопеда и воспитателей | в течение года | Муртазина А. Р. | Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей |
9. Посещение занятий Цель: определить уровень автоматизации исправленных звуков в свободном общении. | в течение года | Муртазина А. Р. | Обмен опытом, самообразование, мониторинг |
10. Участие в праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду | в течение года | Муртазина А. Р. | |
VI. Взаимосвязь с родителями |
|||
1. Ознакомление с результатами обследования на родительских собраниях и индивидуально | в течение года | Муртазина А. Р. | Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей |
2. Анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, чьи дети зачислены в логопункт | в течение года | Муртазина А. Р. | Заявление, анкета |
3. Родительские пятиминутки: – Проблема звукопроизношения Домашнее задание, работа в тетрадях – Наши достижения и умения | в течение года | Муртазина А. Р. | |
4. Участие на родительских собраниях: – «Почему заговорить бывает трудно?» (первая младшая группа) – «Развитие речи детей дошкольного возраста» (вторая младшая группа) – «Как пополнять словарный запас у детей?» (средние группы) – «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи» (старшие группы) – «Готовность к обучению в школе» (подготовительные группы) | в течение года | Муртазина А. Р. | Конспекты родительских собраний |
5. Консультации для родителей: – «Что такое логопункт?» – «Правила работы при выполнении домашних заданий» – «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» – «Фонематический слух – основа правильной речи» – «Развитие связной речи детей в семье» – «Предупреждение нарушения слоговой структуры слова» – «Сказкотерапия в жизни дошкольников» – «Речевая готовность детей к школе» – «Обучение чтению» | сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май | Муртазина А. Р. | Консультации |
6. Индивидуальная работа в домашних тетрадях. | в течение года |