Правовое регулирование отношений в сфере образования. В чем выражаются права человека? Каким образом человек превращается в личность

Правонарушение. Правонарушение - это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным лицом, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и за которое установлена юридическая ответственность.
Правонарушение характеризуется юридическим составом, элементами которого являются:
- объект правонарушения - это то материальное или нематериальное благо, которому нанесен ущерб (жизнь, здоровье, собственность, общественный порядок и т.д.);
- объективная сторона правонарушения - это внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними;
- субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо;
- субъективная сторона правонарушения - это вина субъекта, т.е. психическое отношение субъекта к своему деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Среди правонарушений различают преступления и проступки. Главное различие между ними заключается в степени общественной опасности, которую они представляют. Совершение преступления влечет за собой уголовную ответственность.
Юридическая ответственность. Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Фактическое основание юридической ответственности - правонарушение. Юридическое основание привлечения к юридической ответственности - это решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу (приговор суда, приказ администрации и т.д.).
Различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную.
Законность и правопорядок. Законность - это политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственноправовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений. Сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.
Результатом законности является правопорядок - объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности субъектов права.

Почему возможны два разных судебных иска в отношении одного противоправного деяния? По сути, уголовное право предусматривает способ наказания лиц, совершивших преступления. Он действует для защиты всех граждан от таких правонарушений. Уголовное право не касается отдельной жертвы. С другой стороны, закон деликтов обеспечивает способ компенсации жертвам противоправных действий.

В действительности жертвы таких преступлений, как кража со взломом, изнасилования и вооруженное ограбление, редко подают в суд на правонарушителей, в основном по практическим соображениям. Например, если у правонарушителя нет денег или имущества для сбора, судебный процесс ничего не добьется.

Вопросы для самоконтроля

1. Каков юридический состав правонарушения?
2. Что такое юридическая ответственность?
3. Назовите виды юридической ответственности.
4. Как соотносятся законность и правопорядок?

Вспомните: Что такое культура? Чем объясняется возрастающая значимость образования в условиях информационного общества? Что такое непрерывное образование? Каковы основные элементы системы образования в РФ?

Существительное: деликта; множественное число существительное: правонарушения. Противоправное деяние или нарушение права, приводящего к юридической ответственности. Общественное недомогание является преступлением, а также деликтом. . Существительное: преступность; множественное число существительное: преступления.

Глагольной утраты или вреда, влекущего за собой юридическую ответственность за лицо, которое совершает деликатный акт, называемый проституцией. Суд является гражданским, но все гражданские правонарушения не подпадают под действие иска. Существуют и другие гражданские ошибки, такие как нарушение контракта, нарушение доверия. Поэтому всякий раз, когда возникает гражданская ошибка, мы должны видеть, распространяется ли на то, что неправильный закон какой-либо конкретный, если не тогда, то он будет охватываться законом деликтов.

Подумайте: В чем состоит связь права на образование с обязательностью основного (или полного среднего) образования?

Основные направления государственной политики в области образования на определенный срок формулируются в периодически обновляемой федеральной программе развития образования. В соответствии с Законом «Об образовании» эта программа разрабатывается и утверждается правительством РФ. Так, в сентябре 2005 г. была утверждена концепция (основной замысел) программы, рассчитанной на 2006-2010 гг.

Если одно действие правонарушителя приводит к двум или более правонарушениям, а также к каким-либо конкретным законам, предусмотренным признанной категорией гражданского правонарушения, жертва может получить возмещение либо по гражданским правонарушениям, либо по требованию в соответствии с любым другим конкретным законом, предусмотренным в нем, Примечательно, что заявитель не может требовать дважды в соответствии с различными отраслями права, если причиной действий является одно гражданское право.

Основными характеристиками деликта являются: Гражданский Неправильный: Торт является гражданским неправомерным в том смысле, что он является неправильным в отношении человека, а не общества в целом. Однако деликты отличаются от других гражданских нарушений, таких как нарушение контракта или нарушение доверия. Устранение в соответствии с законом о деликтности основано на общем праве, а не на какой-либо конкретной статуе. В случае, если противоправное деяние лица приводит к правонарушениям, а также к уголовным преступлениям, оба средства правовой защиты будут доступны жертве.

Законодательство в сфере образования. Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ - Конституция РФ.

Ученые характеризуют законодательство в образовательной сфере как многоуровневое. Законы делятся, во-первых, на федеральные (действующие на всей территории России), во-вторых, на законы субъектов Федерации (республики, области, края). Федеральные законы, в свою

Нарушение законного права: важно, чтобы имело место нарушение законно защищенного права. Социальные и моральные нарушения не являются деликтом. Таким образом, если есть нарушение законно защищенного права, то потерпевшая сторона может привести в действие правовую машину, чтобы требовать компенсацию от неправильного лица. Устранение: средство правовой защиты является судом деликта и доступно в виде непогашенных повреждений. За исключением случаев, когда это средство правовой защиты в форме судебного запрета и реституции также доступно в соответствующих случаях.

очередь, тоже делятся на два уровня. Первый - это Закон «Об образовании», служащий основой как государственной политики в области образования, так и правового статуса человека в этой области. Второй уровень - законы, нормативные акты о различных образовательных программах (например, о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

Различие между деликтом и преступностью. Заблуждения делятся на два вида или виды, частные ошибки и публичные нарушения. Первые являются нарушением или лишением частного или гражданского права, принадлежащего физическим лицам, которые считаются физическими лицами и на которых в то же время именуются гражданскими травмами. Более поздние являются нарушением и нарушением публичных прав и обязанностей, которые затрагивают все сообщество, поэтому жесткие действия предоставляются против правонарушителя.

Так как извращенная ошибка - это гражданское право, то сам пострадавший сам передает дело против правонарушителя. Однако в случае уголовного преступления государство преследует обвиняемого. Что касается средства правовой защиты, то в отношении правонарушителя правонарушитель возмещает потерпевший, выплатив ему убытки за потерю, причиненную в результате нарушения его законного права.

Особое внимание вопросам правового регулирования образования уделяет Федеральное Собрание РФ. В Государственной Думе и Совете Федерации созданы специальные парламентские комитеты по науке и образованию, в состав которых входят депутаты, профессионально связанные с образованием. Эти комитеты, прежде чем принять тот или иной закон, обсуждают его проект со специалистами, а также с представителями общественности.

В то время как в преступных преступлениях нарушитель наказывается государством. В основном он состоит из телесных наказаний против обвиняемого. Аналогичным образом, в гражданском праве также может быть заключено задержание, как в случае исполнения указа в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Например, если лицо не подчиняется судебному запрету суда, он может быть наказан лишением свободы в гражданском судопроизводстве.

Иногда один акт может привести к деликту, а также к преступности. В этих условиях средства правовой защиты доступны одновременно. Правонарушитель может быть наказан за преступление, а также может быть приказано выплатить компенсацию. Споры в этой области регулярно очень сложны. В принципе, любое нарушение договора и вины работника может вызвать иск о возмещении ущерба от работодателя.

Тот факт, что проблемы образования рассматриваются на высоком государственном уровне, способствует повышению качества российского образования.

Факты. В государственных документах РФ начала XXI в. подчеркивается: главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны во многом определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны.

Возможности многочисленны и разнообразны на практике. Даже малейшая невнимательность рабочего может нанести огромный ущерб, но они больше не связаны с заработной платой. Если работник обязан полностью настаивать на причиненном им ущербе, его собственное существование не только подвержено риску, но и разрушается.

Поскольку даже с самым трудолюбивым работником в течение длительного рабочего дня необходимая концентрация может ослабевать, ответственность работника ограничена, если ущерб был нанесен работой или «в ходе деловой деятельности». Уже при оценке вопроса о том, когда деятельность сотрудника все еще находится в бизнесе, на практике уже может быть достаточно воспламенения.

Этой установке следуют и законы, принимаемые субъектами Федерации. Они отражают многообразие в системе образования (например, закон о развитии образования в данной области, о языках народов республики). Вместе с тем они соответствуют сохранению единого образовательного пространства России, ибо законы, принимаемые субъектами Федерации, не могут вступить в противоречие с федеральным законодательством.

Если ущерб возник в ходе предпринимательской деятельности, применяются следующие принципы ответственности. В случае небольшой небрежности сотрудник не несет никакой ответственности. В случае умеренной небрежности сотрудник несет ответственность пропорционально. Таким образом, риск ответственности связан между работником и работодателем. Размер доли сотрудника зависит от обстоятельств каждого отдельного дела. В случае грубой халатности работник в основном не ограничен.

Только в исключительных случаях может быть ограничение ответственности в отдельном случае, если заслуга работника явно непропорциональна риску нанесения ущерба деятельности. Если сотрудник действовал сознательно, он регулярно не достоин защиты. В случае намерения, он несет ответственность без ограничений в любом случае.

Современная образовательная политика РФ нашла свое концентрированное выражение в законодательно утвержденном и успешно реализуемом национальном проекте «Образование». Национальным он является потому, что отвечает интересам всего народа - ставит подъем качества образования как важнейшую государственную задачу, направляет необходимые силы общества, государства, человека на реализацию этой задачи.

Сопутствующая вина со стороны работодателя, Например, из-за отсутствия инструкций или инструкций работника, это связано с виной со стороны сотрудника. На практике трудность для работодателя заключается в том, что он должен полностью продемонстрировать требования к ответственности и причиненный ущерб в результате.

Это утверждение может показаться неожиданным с первого взгляда. Цель этого ограничения ответственности в случае несчастных случаев заключается, однако, в том, чтобы избежать споров между работниками в интересах мира компании. Это исключение ответственности также включает возможную компенсацию за боль рабочего коллеги. Несчастный работник, конечно, не остался наедине с его ущербом. Он может утверждать свои претензии в отношении страховки от несчастных случаев. Однако исключение ответственности не распространяется на работника, если он сознательно вызвал несчастный случай. или так называемая ослабленная авария.

И право, и обязанность.

Разъясняя конституционное положение, ученые отмечают, что получение образования не только право, но в определенных пределах обязанность человека.

Рассмотрим это положение, опираясь на приводимые ниже документы, на ваш личный опыт. Рассмотрим с разных сторон -- с позиции гражданина (обучающегося), родителей, государства.

Однако работник может потребовать от своего работодателя освобождения от ответственности. В результате работодатель в конечном итоге арендует работника и регулирует ущерб работнику. Это правило основано на следующем обстоятельстве: если работодатель не пострадал от обязанности работодателя платить, а сам работодатель, ограничения ответственности, описанные выше, возникли бы в случае небольшой и умеренной халатности.

Эта косвенная ответственность также должна быть косвенно полезной для работника, если в результате его поведения он не наносит ущерба имуществу работодателя, а работнику. Вышеупомянутые принципы применяются к сумме требования об исключении. В случае незначительной халатности у него есть требование к его работодателю, что он принимает на себя ущерб, нанесенный полностью против коллеги по работе, по причине небрежности работодателя, в случае грубой небрежности и намерения, он должен регулярно нанести ущерб самому себе.

Документ. Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 43»

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Каждый человек обладает правом на образование. Это означает, что любой из ста сорока миллионов жителей страны может пользоваться этим правом. Подчеркнем: речь идет о праве на непрерывное образование в течение всей жизни.

Как и работник, работодатель также несет ответственность за ущерб, если работник понес ущерб из-за несанкционированного поведения работодателя. Однако предпосылкой здесь является, в принципе, то, что работодателя можно обвинять в том, что его обвиняют. По вине работодателя то же самое, если не он, а один из его «заместителей агентов», т.е. например, другой сотрудник причинил ущерб. Работодатель несет ответственность в принципе за неограниченную ответственность за материальный и имущественный ущерб, понесенный работником.

В исключительных случаях работодатель может также иметь право на возмещение за ущерб имуществу работника без причинения ущерба. Однако возмещение расходов необходимо учитывать только при условии, что ущерб был нанесен неоправданно при осуществлении опасной деятельности и является исключительным. был нанесен ущерб, который работник не должен иметь в своей работе и что ему / ей не выплачивается.

Но есть в жизни человека период, когда достижение определенного уровня образования является обязательным, становится обязанностью гражданина. В РФ обязательным уровнем в конце прошлого века было признано основное общее образование (девятилетка). Ныне этот уровень уже не отвечает общественным потребностям и ведется подготовка к введению обязательного полного среднего образования (11-летняя школа или профессиональное образовательное учреждение). В некоторых субъектах Федерации эти нормы к 2003 г. законодательно закреплены.

Работодатель не несет ответственности в принципе за травмы, полученные в результате несчастного случая, включая облегчение боли, если только он не действовал намеренно или произошло так называемое телесное происшествие. Здесь работник может утверждать свои требования в отношении страховки от несчастных случаев. Таким образом, нет различий в уровне ответственности сотрудников в этой области.

Это приводит к усилению обязательств по усердию для всех лиц, которые несут ответственность за животное. Любой, кто не привязывает свою лошадь надлежащим образом, может быть привлечен к уголовной ответственности за небрежное телесное повреждение, если лошадь разрывается и наносит урон. Принимая участие в дорожном движении, всегда важно помнить, что лошади образуют инородное тело, что может привести к необычным реакциям среди других участников дорожного движения.

Таким образом, образовательная обязанность распространяется на все население в возрасте до 17-19 лет, т. е. на возраст, наиболее благоприятный для освоения знаний.

Мнения.

Вот что писал об образованности и учении академик Д. С. Лихачев (1906-1999):

«Образованность - это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах - через литературу, науку, театр и т. д.
Учение - естественный процесс, который продолжается всю жизнь, - поднимает людей к вершинам знаний, культуры, потому что они движутся вперед. Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению, - спешите учиться, спешите получать образование. Всякую науку можно в молодости легче одолеть и усвоить».

В Законе «Об образовании» указывается: освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Важным нововведением правового регулирования сферы образования является принятый в 2007 г. Федеральный закон, согласно которому итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу среднего (общего) образования, проводится в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

ЕГЭ совмещает в себе выпускные экзамены для оканчивающих 11 классов и вступительные экзамены для поступающих в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования. Прием граждан в образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего про фессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан. Конкурс проводится на основании результатов Единого государственного экзамена по тем общеобразовательным предметам, которые соответствуют избранной специальности. На родителей законодательство возлагает ответственность за воспитание обучающихся, за получение ими соответствующего уровня образования. Из собственного опыта вы знаете, что для большинства российских семей образование детей, подростков, юношей является делом семейной чести, важнейшей обязанностью. Многие родители стремятся обеспечить школьникам, студентам благоприятные условия для занятий. Подчас родители принимают на себя и оплату, как сказано в Законе, дополнительных образовательных услуг (например, преподавания риторики, этики, дополнительных занятий по иностранным языкам, математике). Расходы на образование детей, укрепление их здоровья составляют значительную часть семейного бюджета.

Гарантировать - это значит взять на себя ответственность, обеспечивать. Государство гарантирует гражданам РФ общедоступность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В целях реализации права на образование тех граждан, которые нуждаются в социальной помощи , государство материально помогает инвалидам, предоставляет учащимся, проявившим выдающиеся способности, специальные государственные стипендии.

Важная часть правового регулирования - обеспечение финансирования государством сферы образования, которое предусмотрено Законом о бюджете. Строительство новых школ, обеспечение образовательных учреждений современным учебным оборудованием, широкое развитие внешкольного дополнительного образования, улучшение материального положения учителей, преподавателей вузов - все это предмет заботы государства.

Федеральный бюджет, утверждаемый на три года, определяет долю государственных расходов на образование.

Значительная часть бюджетов субъектов Федерации также отводится на образовательные нужды. Финансирование образования ныне возрастает из года в год, но пока еще отстает от показателей развитых стран.

Документ.

Из закона «Об образовании»:

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Проверьте себя

  1. В чем состоит правовое регулирование в сфере образования?
  2. Почему законодательство в сфере образования считается многоуровневым?
  3. Что означает право на образование? Раскройте сущность конституционного положения «Каждый имеет право на образование».
  4. Почему для обучающихся в основной школе образование одновременно является и обязанностью?
  5. Каким образом государство гарантирует право на образование?

В классе и дома

  1. Продолжением известной вам статьи 43 Конституции является часть 2 статьи 44. Она гласит: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на допуск к культурным ценностям». В чем, на ваш взгляд, состоит взаимосвязь (теоретическая и практическая) между названными статьями Конституции? Разъясните, почему реализация права на образование невозможна без пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры.
  2. Прочтите текст из международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
    «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
    Сравните этот текст с известными вам положениями из Закона РФ «Об образовании» и выскажите свое мнение: отвечают или не отвечают они нормам международного права? Приведите аргументы.
  3. После окончания основной школы вам предстоит выбрать дальнейший жизненный путь: либо продолжение образования в школе или в профессиональном учебном заведении, либо включение в трудовую деятельность.
    Исходя из своего выбора, подготовьте примерный текст заявления. В нем необходимо указать адресата (на чье имя подается заявление), должность и фамилию этого лица. Далее в заявлении указывается фамилия, имя и отчество заявителя (т. е. ваши данные), год рождения и домашний адрес. Затем следует текст вашей просьбы с указанием документа, удостоверяющего освоение вами образовательной программы основной школы. В конце заявления следует ваша подпись и дата подачи заявления.
  4. Вы завершаете изучение курса обществознания основной школы. Что вам дало его изучение, способствовало ли оно лучшему пониманию современной действительности, в частности политики, экономики, морали, права? Сформулируйте ваши предложения, направленные на совершенствование этого курса.

Говорят мудрые

  • «Потребность в образовании лежит в каждом человеке».
    Л. Н. Толстой (1828 - 1910), русский писатель
  • «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
    К. С. Станиславский (1863 - 1938), русский режиссер, актер, педагог
  • «Дурак имеет больше преимуществ перед человеком образованным: он всегда доволен самим собой».
    Наполеон I Бонапарт (1769 - 1821), французский император

Вопросы для повторения к главе ПРАВО

1. Какие смысловые значения соединяет в себе право? Почему право ость мера свободы, справедливости, ответственности? В чем различие между правом и законом?

2. Почему правоотношения считают одним из видов социальных отношений? В чем состоит специфика правоотношения?

3. Объясните, какова связь между правонарушением и юридической ответственностью.

4. Какова роль Конституции РФ я организации деятельности правоохранительных органов?

5-6. Почему все нормативные акты страны обязаны ориентироваться на Конституцию РФ? На какие три понятия современная наука предлагает обратить внимание для того, чтобы лучше усвоить основы конституционного строя? Что говорится в главе 2 Конституции о власти, суверенитете и свободе личности? (Найдите необходимые положения в тексте Конституции.) Как вы можете объяснить, что федеративное устройство для России - единственное из возможных?

7-8. В чем особенности правовых норм, которые называют правами человека? Что представляет собой каталог прав человека? В каких известных вам правовых документах он закреплен? Всеобщая декларация прав человека - это идеал права или юридический документ? Ответ поясните. Чем обусловлена необходимость принятия Конвенции прав ребенка?

9. В чем сущность и особенности гражданско-правовых отношений?

10. Каковы сущность и особенности трудовых правоотношений?

11. В чем особенности семейных правоотношений по сравнению с правоотношениями гражданскими? Каковы права и обязанности супругов, родителей и детей?

12. В чем специфика административного права как регулятора общественных отношений? Почему административные отношения не могут сложиться между двумя рядовыми гражданами? Чем административное правонарушение отличается от преступления?

13. В чем специфика уголовно-правовых отношений?

14. Перед вами комплекс конституционных прав и свобод человека и гражданина: свобода творчества и преподавания, право на частную собственность, право на жилище, право на образование, свобода экономической деятельности, право на охрану здоровья, право на отдых.