Кто согласно нашим законам имеет право на социальное обеспечение и в чем суть страховой медицины. Социальные права

Вспомните: Что включает в себя социальная сфера жизни общества? Как связаны социальные и экономические процессы в развитии общества? Каковы основные внутренние функции государства в демократическом обществе?

Подумайте: Включает ли конституционное право каждого на жилище предоставление бесплатного жилья? Является ли благотворительность формой социальной защиты населения?

Социальные права человека неразрывно связаны с экономическими, поэтому их нередко объединяют в одну группу социально-экономических прав. К ним относят в первую очередь право на труд (ст. 37 Конституции РФ), право на отдых (ст. 37, ч. 5), право на материнство и детство (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).

Социальная политика государства.

Социальное положение человека в современном обществе в решающей мере зависит от него самого: полученное образование, приобретенная специальность, умение гибко реагировать на социальные изменения, овладеть при необходимости новой профессией и многое другое. Все это определяет социальный статус личности, достигается самим человеком. Но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых людям приходится действовать, а также политика государства в социальной сфере. Государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, на защиту социальных прав, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов, называется социальным.

В статье 7 нашей Конституции указывается, что Российская Федерация - социальное государство. Такое государство призвано охранять труд и здоровье людей; устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия.

За последние годы по каждому из этих направлений сделано немало. Приняты законы, конкретизирующие конституционные нормы, законодательно установлен минимум оплаты труда, постоянно повышаются размеры пенсий, пособий, повсеместно созданы службы занятости, при которых открываются различные курсы профессиональной переподготовки. Важной мерой в области социальной политики, призванной поднять рождаемость в стране, стало формирование так называемого материнского капитала: при рождении второго ребенка на специальный счет матери отчисляется сумма более 250 тыс. р., которая в дальнейшем может быть использована для улучшения жилищных условий семьи, на образование детей и т. п.

Познакомьтесь с высказыванием видного политического, общественного и государственного деятеля Германии Вилли Брандта (1913-1992):

«Общество может более или менее полно удовлетворять притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство».

И все-таки положение в социальной сфере в нашей стране пока остается напряженным. Прежде всего большинство гарантированных государством выплат невелико. Всем очевидно, что, к примеру, нынешняя пенсия по возрасту не может обеспечить пожилым людям достаточных средств к существованию. А ведь многие из этих людей, трудом которых еще в недавнем прошлом создавались общественные блага, не в состоянии обеспечить себе дополнительный доход. В тяжелом положении оказались многодетные и неполные (с одним родителем) семьи, инвалиды.

Конечно, причины такого положения кроются в первую очередь в экономических проблемах. Действительно, откуда государство берет средства для социальных выплат? Основным их источником являются налоговые поступления от предприятий и работающих граждан. Но много ли может заплатить предприятие, несущее убытки, или человек, получающий маленькую зарплату? Кроме того, не секрет, что в ряде случаев предприятия, как, впрочем, и отдельные граждане, скрывают свои истинные доходы от государства, а следовательно, существенно занижают сумму обязательных налоговых выплат.

Таким образом, необходимыми условиями выполнения социальных задач являются развитие экономики, подъем производства, совершенствование налоговой системы.

Но есть и другие резервы. Они связаны с продуманной политикой государства в социальной сфере.

Право на жилище.

Это право было узаконено еще в Конституции СССР, принятой в 1977 г. В тех исторических условиях решающую роль в жилищной сфере играло государство: ему в основном принадлежал жилищный фонд, государственные органы занимались распределением жилой площади.

Закрепленное в российской Конституции 1993 г. право на жилище имеет уже другое наполнение. Это связано в первую очередь с переходом нашей страны к рыночным отношениям, с появлением частной формы собственности на жилище, частных строительных организаций, с возникновением рынка жилья.

Сегодня жилищный фонд страны в зависимости от формы собственности подразделяется на частный (включает жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам), государственный (жилые помещения, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ) и муниципальный.

Факты

К 2000 г. доля жилищного фонда, находящегося в частной собственности, достигла 55%. По сравнению с 1990 г. она увеличилась почти в два раза. Более 30% жилищного фонда находится в муниципальной собственности.

Одним из основных способов для обретения права собственности на жилье стала в 90-е гг. приватизация жилого помещения. Оформив соответствующие документы и оплатив необходимый налог, люди становились собственниками квартиры, полученной в свое время от государства.

Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Из приведенного документа видно, что изменилась роль государства в реализации права на жилье. Государство создает условия для его осуществления. Конкретизация этого положения содержится в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации: государство использует бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан (например, предоставляет субсидии для строительства или приобретения жилых помещений); предоставляет гражданам жилые помещения по договорам социального найма (прежде всего малоимущим гражданам), стимулирует жилищное строительство; обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения на законных основаниях; обеспечивает контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда.

Ситуация.

Известны случаи, когда застройщики, привлекавшие на ранних стадиях строительства жилья деньги будущих собственников квартир, останавливали стройку и скрывались, прихватив все оставшиеся средства. На первый взгляд такой конфликт не имеет никакого отношения к местным властям: люди добровольно вносили средства (для них стоимость жилья должна была быть меньшей, чем для тех, кто покупал готовые квартиры), они взаимодействовали с частными фирмами. И тем не менее именно к властям стали обращаться за помощью так называемые обманутые вкладчики, и эта помощь в большинстве случаев им была обещана.

Несмотря на значительные масштабы жилищного строительства, особенно в крупных городах, жилищная проблема остается острой. Ее решению призвана содействовать национальная программа «Доступное жилье». Особое внимание в ней уделено ипотечному кредитованию.

Слово «ипотека» в переводе с греческого означает «залог, заклад». Ипотека - залог недвижимого имущества для получения ссуды (кредита); соответственно ипотечный кредит - это денежная ссуда, выдаваемая банком под залог недвижимости.

В Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» указано имущество, которое может быть предметом ипотеки: земельные участки; предприятия, здания и другое недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности; жилые дома, квартиры и их части (одна или две изолированные комнаты); дачи, садовые дома, гаражи и другие объекты потребительского назначения. Часть имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения (неделимая вещь), не может быть самостоятельным предметом ипотеки.

Важно, чтобы ставки по ипотечному кредиту (своего рода «плата» за ссужаемую сумму) не были слишком высокими. Это позволит многим воспользоваться такой формой приобретения жилья.

Право на социальное обеспечение.

Современное общество не может не создавать специальных механизмов поддержки и защиты людей в случаях болезни, потери работы, потери кормильца, инвалидности, по достижении определенного возраста. К таким механизмам относятся специально создаваемые фонды, а также закрепляемые в законах правила и формы предоставления социального обеспечения.

Право на социальное обеспечение гарантирует и наша Конституция. В статье 39 не только утверждается право каждого на социальное обеспечение в соответствующих случаях, но и указываются формы и способы реализации этого права: выплата пенсий и пособий, развитие системы социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Остановимся на такой наиболее массовой форме социального обеспечения, как пенсия по возрасту.

Факты.

В 1956 г. в СССР был принят Закон о государственных пенсиях, согласно которому круг лиц, имеющих право на пенсии, существенно расширялся, а сами пенсии отдельных групп пенсионеров возросли примерно вдвое. В 1965 г. право на получение пенсий по достижении соответствующего возраста получили колхозники. Пенсионное обеспечение было гарантировано также инвалидам и потерявшим кормильца.

Нынешняя система пенсионного обеспечения в нашей стране включает: социальные пенсии (они предоставляются государством по достижении гражданином определенного возраста независимо от величины его трудового вклада), трудовые, пенсии (они выплачиваются с учетом размера страхового взноса и трудового стажа работника). В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. При этом их страховой стаж (суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд) должен быть не менее пяти лет.

Что же такое пенсионный фонд и кто вносит туда страховые взносы? Пенсионный фонд - это самостоятельное кредитно-финансовое учреждение; его бюджет независим от государственного бюджета, и его денежные средства не подлежат изъятию. Все работодатели должны вносить в него определенные суммы за каждого работника в зависимости от его зарплаты. В формировании этого фонда участвует и государство для финансирования выплат социальных пенсий, пенсий и пособий военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

Во всех экономически развитых странах в системе обязательного социального страхования обязательно участвуют работодатели и государство. Но не только они. Сам работник на протяжении всей трудовой деятельности делает взносы в соответствующие фонды. Накопленные таким образом на его личном счете средства помогут среди прочего обеспечить достойный уровень материального благополучия в старости.

Постепенный переход к использованию накопительного источника при формировании трудовой пенсии начался и в нашей стране.

Среди групп населения, по отношению к которым гарантируются особые меры охраны и помощи, выделяют детей и подростков. В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится о том, что дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья, или опасных для жизни, или которые могут повредить их нормальному развитию, должны быть запрещены законом.

Здоровье под охраной закона.

Здоровье людей - одна из высших ценностей общества, поэтому в законодательстве многих стран предусмотрено право на охрану здоровья. В нашей Конституции указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В современных странах существуют три типа систем здравоохранения: государственная, страховая и частная. Изменение в 1990-е гг. социально-экономических отношений в нашем обществе привели к переходу от государственной медицины к страховой.

Факты. Система страхования здоровья населения стала впервые складываться в ряде европейских стран в конце XIX в. Ее инициатором считают канцлера Германии О. Бисмарка.

Правовые основы медицинского страхования отражены в Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Цель медицинского страхования - гарантировать в случае необходимости получение человеком медицинской помощи за счет накопленных средств. Кто выделяет эти средства? Для работающих страхователями выступают их предприятия, организации, для неработающих - органы государственной власти и местного управления.

После заключения договора медицинского страхования человек получает страховой медицинский полис. Этот документ гарантирует получение медицинской помощи при диагностике и лечении большинства известных сегодня острых и хронических заболеваний. Кроме того, законом предусмотрены сферы медицины, которые финансируются государством. Помощь здесь должна быть оказана любому и на бесплатной основе. К этим сферам, в частности, относятся: скорая медицинская помощь, психиатрия, работа станций переливания крови.

Помимо обязательного медицинского страхования, существует и добровольное страхование, которое обеспечивает людям получение дополнительных медицинских услуг.

Переход к страховой медицине превращает во многих случаях медицинскую помощь в платную услугу (за нее, как мы выяснили, может платить сам пациент, предприятие, на котором он трудится, государство). При этом одни считают, что такой подход подрывает нравственные, гуманные основы медицины, требующие от врача оказать помощь любому страждущему, независимо от толщины его кошелька или наличия необходимых документов.

Другие убеждены, что без привлечения дополнительных, помимо бюджетных, средств медицина в современном мире рыночных отношений будет обречена влачить жалкое существование и окажется неспособной обеспечить необходимую помощь.

Проверьте себя

  1. Какие права человека можно отнести к социальным правам?
  2. Что означает понятие «социальное государство»?
  3. Каковы основные направления социальной политики нашего государства?
  4. Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?
  5. Какое содержание имеет сегодня наше конституционное право на жилище?
  6. Кто, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение? В чем суть страховой медицины?
  1. Покажите на конкретных примерах влияние состояния экономики в стране на реализацию социальных прав людей.
  2. В этом государстве люди привыкли заботиться о себе сами. Работающие имеют высокие доходы и при этом полностью несут расходы, связанные с медицинской помощью, образованием детей. Большие зарплаты позволяют им с самого начала трудовой деятельности откладывать средства «на старость». Можно ли считать данное государство социальным? Поясните свой вывод.
  3. В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете.
  4. В каких, на ваш взгляд, направлениях следует развивать в нашей стране страховую медицину? Как вы думаете, можно ли ее считать разновидностью платных услуг?
  5. Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают, что их размеры явно недостаточны, и выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Свое мнение они мотивируют тем, что только в этом случае молодые люди смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. Есть и те, кто уверен, что студентам бюджетных отделений государственных вузов вообще не следует платить стипендий. Достаточно того, что государство оплачивает их весьма дорогостоящее обучение.

Что входит в состав наследства? Как наследуется имущество, которое не вошло в завещание?

На вопросы отвечает юрист ЮК «Гражданская оборона» Александр Красовский:

Согласно ст. 1218 Гражданского кодекса Украины в состав наследства входят все права и обязанности, которые принадлежали наследодателю на момент открытия наследства и не прекратились вследствие его смерти. Имеются в виду не любые права и обязанности, которые принадлежали наследодателю на момент открытия наследства, а лишь те, существование которых не прекращается со смертью физического лица-наследодателя.

По наследству переходит прежде всего право собственности на вещи, доходы и денежные сбережения. Такие объекты наследования носят имущественный характер. К объектам неимущественного характера относятся некоторые права и обязанности в области интеллектуальной собственности, то есть вытекающие из обязательственных, авторских, изобретательских и других гражданских правоотношений.

Не входят в состав наследства: личные неимущественные права; право на участие в обществах и право на членство в объединениях граждан, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами таких организаций; право на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; право на алименты, пенсии, стипендии и иные постоянные выплаты, права и обязанности лица как кредитора или должника, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя.

Та часть наследства, которая не охвачена завещанием, наследуется на общих основаниях. В число наследников входят также и наследники по закону, которым другая часть наследства была передана по завещанию.

Наследники по закону, которые указаны в завещании как лишенные наследства, не могут наследовать не завещанную часть наследства. Не будут наследовать наследники по закону не завещанную часть и тогда, когда, одновременно являясь наследниками по завещанию, в нем будет указано, что ничего, кроме завещанного они наследовать не вправе.

- Может ли моя сестра от первого брака отца претендовать на наследство после его смерти?

Если отец оставил завещание и не включил вашу сестру в него, то она лишается права на наследование при условии, что она является совершеннолетней и трудоспособной. В случае отсутствия завещания она имеет право на наследство согласно очередности принятия наследства (ст. 1261 ГК Украины), то есть наследование «по закону». Несовершеннолетние же, а также совершеннолетние, но нетрудоспособные дети наследодателя, нетрудоспособная вдова (вдовец) и нетрудоспособные родители наследуют независимо от содержания завещания половину доли, которая принадлежала бы каждому из них в случае наследования по закону (обязательная доля).

- Покойный отец являлся должником по делу о возврате долга. Обязан ли я возвращать долг отца, вступив в права наследования его имущества?

Согласно Закону Украины «Об исполнительном производстве» окончанием исполнительного осуществления является, в частности, смерть или объявление умершим взыскателя или должника.

- Я гражданин России. Отец, гражданин Украины, оставил завещание на мое имя. Имею ли я право вступить в наследство и распоряжаться имуществом, которое завещал мне отец?

Дети имеют право на наследство родителей независимо от их места проживания и гражданства. Вы также имеете право по своему усмотрению распоряжаться вашей частной собственности независимо от гражданства.

- Кто согласно новому законодательству имеет первоочередное право на наследство?

Первоочередное право имеют или наследниками первой очереди являются дети умершего, в том числе зачатые при жизни умершего и рожденные после его смерти, тот из супругов, кто остался в живых, и родители завещателя. Каждый из наследников может отказаться от наследства в пользу другого наследника. В любом случае всем наследникам необходимо обратиться к нотариусу в течениe шести месяцев с даты открытия наследства с заявлением о принятии или отказе от наследства.

- В нашем селе нет нотариуса. Кто может заверить завещание?

Если в населенном пункте нет нотариуса, завещание может быть удостоверено уполномоченным на совершение такого действия должностным лицом соответствующего органа местного самоуправления - председателем сельсовета. Такие лица могут удостоверять любые завещания, кроме секретных, заверяемых по закону исключительно нотариусами.

- Могу ли я получить заработную плату мужа, не полученную им при жизни?

Да, можете. Суммы заработной платы, пенсии, стипендии, алиментов или пособий в связи с временной нетрудоспособностью, возмещений в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, других социальных выплат, которые принадлежали наследодателю, но не были получены им при жизни, передаются членам его семьи, а в случае их отсутствия - входят в состав наследства.

- Можно ли обжаловать завещание, если наследник с ним не согласен?

Для этого вам нужно обратиться с соответствующим исковым заявлением в районный суд по месту жительства. По иску заинтересованного лица суд может признать недействительным как завещание, так и договор дарения.

В течение жизни мы можем столкнуться с непредвиденными социальными трудностями, которые могут привести к потере заработка. Банкротство компании, сокращение, увольнение, утрата дееспособности и многие другие причины могут привести к тому, что человек останется без средств к существованию. Но государство, желая обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, гарантирует социальные выплаты, выполняющие роль своеобразной подушки безопасности, способной если не нейтрализовать, то хотя бы смягчить удар.

Но социальные пособия выплачиваются не только людям, оставшимся без работы. Пенсии назначаются потерявшим кормильца или кормильцев сиротам, недееспособным инвалидам и пожилым людям.

Некоторые пособия рассчитаны на единичную выплату, компенсирующую все затраты. Например, при смерти родственника назначается пособие на погребение, а мама может запросить пособие при рождении ребенка.

Самый распространенный вид социального пособия – пенсии пожилым гражданам. Эти пособия выплачиваются мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, и женщинам с пятидесяти пяти лет. Размер пенсии зависит от стажа работы.

Пособия по безработице выплачиваются людям, обратившимся в службу занятости и получившим справку о безработице. Но нужно понимать, что такие пособия не будут платить вечно. Размер выплаты снижается с каждым разом, а через год вообще прекращаются. Минимальная сумма пособия составляет восемьсот пятьдесят рублей, а максимальная – четыре тысячи девятьсот.

Пособия при потере кормильца составляют примерно восемь тысяч рублей, а для семей военнослужащих сумма увеличивается на тысячу триста рублей.

Пособия инвалидам имеют совершенно разный размер. Сумма зависит от степени инвалидности, повышенную пенсию получают дети-инвалиды и инвалиды с детства.

Но социальное обеспечение не ограничивается денежными выплатами.

Престарелые пенсионеры не всегда могут сами ухаживать за собой – ходить в магазин за едой, готовить себе, выполнять совершенно заурядные и необходимые вещи. Но они могут обратиться в социальный центр, и им будет оказан должный уход. Сотрудники такого центра помогают не только с одеждой и едой, но и ремонтом, получением пенсии. Также пожилые люди могут рассчитывать на место в доме престарелых, где будут бесплатно жить, питаться, получать необходимую медицинскую помощь.

Круглые сироты или дети, родителей которых лишили родительских прав, получают место в детском доме. Там им гарантирован кров, еда, внимание и обучение.

Если у Вас есть ребенок и Вы хотите знать Во сколько лет можно отдать ребенка в садик по закону? - кликните по ссылке.


История гласит - самый первый в мире закон создан в Месопотамии царём Хаммурапи. Но, что же это такое - закон? Сегодня, по определению юриспруденции Закон означает нормативный...


Целью любого развитого демократического и правового государства была и остается необходимость создания условий равноправия граждан. Это необходимо, поскольку именно они...

пусть последний привлечет его к суду, оценив стоимость разыскиваемой вещи. Если подозреваемый будет уличен, он должен возместить ущерб в двойном размере. Если хозяин дома находится в отсутствии, обитатели дома имеют право предоставить с целью розыска все незапечатанные вещи; тот же, кто обыскивает, может приложить свою печать к запечатанным вещам и приставить кого хочет к ним на пять дней стражем. Если же хозяин будет отсутствовать большее время, обыск надо производить вместе с астиномами,

вскрывая запечатанные вещи и снова точно так же их запечатывая при астиномах и обитателях этого дома.

Что касается вещей, принадлежность которых спорна, то законом будет установлен срок, после которого у обладателя уже нельзя оспаривать эту вещь. Относительно земельных участков и жилищ не может возникнуть спора в нашем государстве. Зато если кто владеет чем-нибудь иным и явно обнаруживает, что он пользуется этой вещью – в городе, на рынке и в святилищах, причем никто этого не оспаривает, между тем как хозяин вещи заявляет, что он все это время ее разыскивал, хотя ее обладатель вовсе не скрывался, – иными словами,

если целый год один человек обладал вещью, а другой ее разыскивал, то по прошествии года никто не вправе заявлять свои притязания на эту вещь. Если же обладатель не пользовался ею в городе и на рынке, но явно пользовался ею в деревне, причем не встретился с ее хозяином в течение пяти лет, то по прошествии пяти лет хозяину уже нельзя заявлять свои притязания. Если кто пользовался вещью в городе, но лишь у себя дома, то срок давности устанавливается трехлетний;

если же кто пользовался такой вещью втайне в деревне, – десятилетний; для такого же случая, но в чужих краях срока давности нет, если хозяин где-нибудь эту вещь отыщет.

Если кто насильственно воспрепятствует своему противнику или его свидетелям явиться в суд, то в случае, если подвергся насилию раб – все равно, собственный или чужой, – судебное решение совершенно теряет силу. Если насилию подвергся свободнорожденный человек,

то, кроме того что решение теряет свою силу, виновник заключается в тюрьму на год, и любой желающий может возбудить против него обвинение в порабощении. Если кто насильно воспрепятствует своему сопернику явиться на состязание в гимнастическом или мусическом искусстве или в любом ином виде состязаний, пусть любой человек уведомит распорядителей состязаний, а те должны будут предоставить свободный доступ на состязания всякому желающему. Если они не смогут этого сделать и если победит на состязании тот, кто воспрепятствовал явиться своим противникам, то награду за победу надо вручить пострадавшему

и записать его имя как победителя в тех святилищах, в каких он сам пожелает. Насильнику же запрещается делать какое-либо приношение в храм и помещать там надпись о таком состязании; его можно привлечь по обвинению в нанесенном ущербе, все равно, будет ли он побежден на состязании или же сам победит.

Если кто сознательно укрывает украденную вещь, он подлежит наказанию наравне с вором. Укрывательство изгнанника карается смертью. Пусть каждый человек считает своим другом или врагом того же, кого таковым считает и государство.

Если кто по частному почину заключит с кем-нибудь мир или пойдет на кого-то войной без общегосударственного решения, то и ему наказанием будет смерть. Если какая-нибудь часть государства заключит с кем-нибудь мир или пойдет на кого-либо войной, то виновных в этом стратеги привлекут к суду и в случае изобличения им грозит смертная казнь.

Тот, кто служит своей родине, не должен принимать за свою службу дары. Здесь не может быть никаких предлогов, никаких, даже всеми одобряемых, причин и разговоров, будто во имя хорошей цели можно принимать дары, а во имя плохой – нет.

Ведь в этом трудно разобраться и, даже разобравшись, нелегко с собой совладать. Всего вернее слушаться закона, повиноваться ему и не оказывать никаких услуг за дары. Ослушник подвергается смертной казни, лишь только он будет изобличен на суде.

Что касается денежных взносов в общегосударственную казну, то есть многие причины, по которым каждый должен оценивать свое имущество. Члены фил должны в письменной форме сообщать агрономам относительно ежегодного прироста их имущества, чтобы, поскольку существует два вида взносов, казна могла воспользоваться тем из них, который ей желателен в данном году, -

либо частью всего подвергшегося оценке имущества, либо частью приносимого им ежегодного дохода. Расходы на совместные трапезы при этом исключаются.

Человек умеренный должен делать богам умеренные приношения. Земля и домашний очаг каждого посвящены всем богам. Итак, пусть никто не посвящает богам вторично того, что и так уже им посвящено. В других государствах возбуждают зависть золото и серебро в частных домах и в святилищах.

Слоновая кость – этот остаток тела, лишившегося души, – неподходящее приношение; а железо и медь – это орудия войны. Поэтому пусть всякий желающий посвящает в общенародные храмы деревянные изделия из цельного дерева, по своему выбору, а также изделия из камня. Посвящаемые ткани по своему размеру должны быть не больше таких, над которыми работала одна женщина в течение месяца. Белый цвет подобает богам и вообще хорош, в том числе и для тканей. Окрашенных тканей нельзя посвящать; их надо применять только для воинских украшений.

Самые божественные дары – птицы и изображения, которые один художник может выполнить в течение дня. При остальных приношениях сообразуются с этими же правилами.

На сколько частей подразделяется государство, каковы должны быть эти части и какими будут законы по поводу главных видов деловых отношений людей, – обо всем этом уже было сказано. Но необходимо еще сказать о судопроизводстве.

Первый вид суда составляют судьи, сообща выбранные ответчиком и истцом; таким судьям больше подходит имя посредников. Второй вид судов состоит из членов поселков и фил соответственно двенадцатичастному делению страны. Если дело не получает разрешения в первом суде, то прибегают к этим судьям, коль скоро желают добиться большего наказания. Если ответчик вторично проиграет дело, он должен дополнительно уплатить пятую часть стоимости вчиненного ему иска. Если же кто-либо, будучи недоволен и этими судьями, желает в третий раз пересмотреть дело,

то он может передать его в суд особо отобранных для этого судей. Если он снова проиграет дело, он оплачивает в полуторном размере предъявленный ему иск. Если истец, проиграв свое дело в первом суде, не успокоится, но обратится ко второму суду, то в случае выигрыша дела он получает дополнительно пятую часть; в случае же проигрыша ответчик оплачивает такую же часть иска. Если тяжущиеся, не удовлетворенные предшествующими судами, обратятся к третьему суду, то в случае проигрыша ответчик, как было указано, оплачивает иск в полуторном размере, а истец – в половинном.

Что касается избрания судей по жребию и пополнения состава суда, назначения помощников каждому из судей, сроков, в которые должны решаться дела, способа подачи голосов, отсрочек и других подобных вещей, свойственных судопроизводству, а также что касается первого и повторного вчинения иска, необходимых судебных прений и так далее, – обо всем этом мы говорили ранее. Впрочем, по пословице, не мешает и дважды, и трижды повторить прекрасное.

Если престарелый законодатель пропустит какие-то мелкие узаконения и это легко заметить, пусть это восполнит молодой законодатель.

Суды по делам частных лиц было бы целесообразно устроить таким образом, как было сказано. Что же касается судов по делам общественным и таких, к которым должны обращаться должностные лица, чтобы надлежащим образом выполнять свою службу, то относительно всего этого во многих государствах встречается немало хороших законоположений, составленных подходящими для этого дела людьми. Заимствовать оттуда то, что подходит к учреждаемому теперь государству, должны стражи законов,

которые проверят эти законоположения на опыте, обсудят их и будут подвергать исправлениям до тех пор, пока каждое из них не станет вполне удовлетворительным. Тогда все считается законченным, незыблемость этих законоположений скрепляется печатью и ими пользуются в течение всей жизни.

Что касается молчания судей, их благоречия, то о том, что противоположно этому, – одним словом, обо всем, что отличается от обычаев, нередко слывущих в прочих государствах справедливыми, благими и прекрасными, кое-что уже было сказано,

а кое-что придется еще сказать под конец нашей беседы. Кто намеревается быть справедливым судьей, тот должен считаться со всем этим, понимать в этом толк и иметь при себе письменное изложение всего этого. Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах; по крайней мере так должно быть, если правильны ее положения, ведь не напрасно божественный и чудесный закон (νόμος) получил бы у нас название, близкое к слову «ум» (νόος). И все остальные сочинения, похвалы или порицания чему-либо,

изложенные в стихах либо обычным образом, иной раз записанные, а иной раз просто возникающие при каждодневных общениях, когда из страсти к спорам одни что-либо подвергают сомнению, а другие из-за уступчивости, подчас суетной, с ними соглашаются, – для всего этого великолепным пробным камнем являются сочинения законодателя. Хороший судья должен впитать в себя эти сочинения как средство, предохраняющее от прочих учений, и совершенствовать как самого себя, так и свое государство с целью уготовить хорошим людям сохранение справедливости и ее развитие,

а людям дурным – искоренение невежества, распущенности, трусости, короче говоря, всевозможной несправедливости, насколько это в его силах и насколько поддаются исцелению превратные мнения порочных людей.

Для душ же тех людей, которым суждено иметь такие мнения, только смерть может быть исцелением. Потому-то мы вправе часто это повторять – судьи и их руководители, приводящие такой приговор в исполнение, достойны похвалы со стороны всего государства.

После того как ежегодные судебные дела будут разрешены, исполнение судебных приговоров будет совершаться по следующим законам: власть, творящая суд, пусть отдаст все имущество приговоренного, за исключением самого необходимого, тому, кто выиграл дело, сразу после голосования;

результат каждого из голосований провозглашает глашатай в присутствии судей. Если после месяцев, назначенных для судопроизводства, пройдет еще один месяц и проигравший дело не произведет полюбовного расчета с выигравшим его, творящая суд власть, защищая права выигравшего дело, передает ему имущество проигравшего. Если проигравшему дело неоткуда взять денег или их недостает – не менее одной драхмы, – то он может не ранее судиться с кем-нибудь другим, как уплатив тому, кто выиграл дело, весь свой долг.

В то же время все остальные вправе судиться с ним. Если осужденный станет чинить препятствия осудившей его власти, то лица, несправедливо встретившие здесь препятствия, пусть привлекут его к суду стражей законов. Если кто будет уличен в таком преступлении, его карают смертью, так как он губит законы и все государство.

Человек рождается, получает воспитание, порождает детей, воспитывает их, вступает должным образом в деловые отношения,

подвергается наказаниям, если он кого-то обидел, налагает наказания на других людей – словом, живет согласно законам. Затем неизбежно, по воле судьбы, он стареет и, естественно, наступает его кончина. Относительно скончавшегося – мужчина ли то или женщина – правомочны дать указания истолкователи, толкующие обычаи, которые надлежит исполнять в честь подземных и здешних богов.

Нельзя устраивать гробниц на возделываемой земле; нельзя там воздвигать никаких – ни больших, ни малых – памятников.

Хоронить тела покойных надо там, где почва по своим природным свойствам только для этого и годится; делать это надо, не причиняя никаких неудобств живым. Земля – наша мать, она охотно доставляет людям пропитание. Поэтому пусть никто – ни живой, ни покойный – не лишает этого нас, живых. Нельзя насыпать могильный холм выше, чем это могут сделать пять человек в течение пяти дней. Каменные могильные плиты надо делать такой величины, чтобы там уместилась похвала жизни покойного, выраженная не более чем в четырех героических стихах.

Выставлять тело внутри дома надо не дольше того срока, в течение которого становится ясным, что покойный действительно умер, а это, по нашим человеческим расчетам, будет, пожалуй, трехдневный срок; по истечении его и надо устроить вынос тела к месту погребения. Надо верить законодателю как вообще, так и в том, что душа совершенно отлична от тела и что даже в этой жизни каждого из нас поддерживает не что иное, как душа, тело же следует за каждым из нас как ее видимое проявление.

Поэтому прекрасно говорят о мертвых, что тело их есть лишь образ, сущность же каждого из нас бессмертна: она именуется душой, которая отходит к иным богам, чтобы отчитаться там перед ними; как гласит дедовский закон, для человека хорошего этот отчет не страшен, а для дурного очень страшен и никакой серьезной помощи после смерти он ожидать не может. При жизни человеку должны помогать все его близкие, чтобы он был как можно справедливее и жил благочестиво,

а по смерти не оказался бы провинившимся в тяжких проступках и не подвергся бы наказанию в той жизни, которая наступит после этой. Коль скоро дело обстоит таким образом, не следует особенно тратиться в ущерб своему хозяйству и считать, что в этой груде плоти погребаешь своего близкого; нет, надо считать, что твой сын, брат, вообще тот, о ком в особенности тоскуют при погребении, закончил, исполнил свою земную участь и отошел от нас; теперь будет хорошим поступком ограничиться умеренными издержками

на этот бездушный жертвенник подземных богов. Надлежащую меру всего лучше угадает законодатель. Пусть будет такой закон: издержки на все погребение человека высшего класса не должны превышать пяти мин, для человека второго класса – трех мин, для человека третьего класса – двух и одной мины – для человека четвертого класса. Это были бы достаточно умеренные издержки. Стражам законов придется выполнять много иных задач, заботиться о многом:

они должны думать прежде всего о детях, а также о взрослых – вообще заботиться о живых людях любого возраста; однако при кончине каждого гражданина должен присутствовать один из этих стражей – тот, кого выберут в попечители домочадцы скончавшегося. Ему поставят в заслугу, если все нужное для покойника будет исполнено хорошо и умеренно, если же нехорошо, это послужит ему в порицание. Выставление тела и все остальное пусть совершается согласно закону. Однако государственный закон должен сделать следующую уступку:

было бы неблаговидно предписывать или запрещать оплакивание покойников, зато надо запретить испускать вопли и стенания за пределами дома. Надо не дозволять нести мертвое тело открыто по улицам, и при этом уличном шествии не должно быть места стенаниям. Надо, чтобы еще до наступления дня шествие вышло за черту города. Пусть именно таковы будут обычаи. Повинующийся свободен от наказания; ослушавшийся же одного из стражей законов наказывается ими всеми:

они сообща устанавливают ему наказание. Что касается особых видов погребения покойных или даже лишения их погребения, то все дела об отцеубийцах, святотатцах и им подобных были разобраны нами раньше и законы для них уже установлены. Таким образом, наше законодательство, пожалуй, окончено.

Впрочем, всякое дело заканчивается не тем, чтобы что-нибудь выполнить, приобрести, учредить: нет, вполне законченным надо считать то дело,

которое выполняется лишь тогда, когда найдены средства, способствующие сохранению того, что появилось на свет, иначе целому чего-то недостает.

Клиний. Ты прекрасно сказал, чужеземец, но разъясни, к чему именно из только что сказанного относятся твои слова?

Афинянин. Клиний, многое, что было у наших предков, прекрасно прославлено, и, пожалуй, не меньше другого имена Мойр.

Клиний. Какие именно?

Афинянин. Первое из них – Лахесис, второе – Клото, третье – Атропос, хранительница жребиев. Эти имена уподоблены закрепляемой пряже, которая уже не раскручивается.

Такое свойство должно не только дать государству и его строю телесное здоровье и сохранность, но и поселить благозаконие в душах, а еще более – дать сохранность самим законам. Мне кажется, что нашим законам явно недостает именно этого. Каким образом законы приобретут, согласно с их природой, эту способность оставаться неколебимыми?

Клиний. Ты упомянул о чем-то очень существенном, если только вообще возможно найти средство придать чему бы то ни было это свойство.

Афинянин. Однако, как я сейчас ясно увидел, это действительно возможно.

Клиний. Так давайте неотступно отыскивать это средство, пока не найдем его для изложенных нами законов. Ведь было бы смешно понапрасну трудиться над чем-нибудь и не достичь ничего прочного.

Афинянин. Твой совет правилен, во мне ты найдешь человека таких же взглядов.

Клиний. Хорошо. В чем же, по-твоему, состояло бы спасение для государства и наших законов? Каким образом это могло бы осуществиться?

Афинянин. Разве мы не сказали, что в нашем государстве должно быть собрание, устроенное так: десятеро самых престарелых стражей законов и все те, кто имеет отличия, должны постоянно собираться вместе? Кроме того, люди, путешествовавшие с целью разыскать, нет ли где чего-нибудь подходящего для охраны законов, и вернувшиеся на родину, после того как они подвергнутся испытанию со стороны вышеуказанных лиц, могут быть достойными участниками этого собрания. Сверх того, каждый из них должен привести с собой одного молодого человека, однако достигшего уже тридцати лет:

обсудив сначала, достоин ли он этого по своей природе и воспитанию, его вводят в среду остальных, и, если все согласны, он становится участником собрания. В противном случае для остальных граждан и особенно для самогу отвергнутого должно остаться тайной состоявшееся решение. Это собрание будет собираться рано утром, пока каждый всего более свободен от своих личных и от государственных дел. Таковы были наши прежние указания.

Клиний. Да, именно таковы.

Афинянин. Возвращаясь опять к этому собранию, я сказал бы вот что: я утверждаю, что, если им воспользоваться как якорем для всего государства, оно спасло бы все то, что нам желательно, так как в нем сосредоточено все полезное.

Клиний. Как так?

Афинянин. Сейчас представляется удобный случай дать надлежащие разъяснения, я должен сделать это с особым усердием.

Клиний. Прекрасно сказано! Осуществи же свой замысел!

Афинянин. Надо принять во внимание, Клиний, что у всякой вещи есть то, что ее сохраняет; так, в живом существе самое главное – это душа и голова.

Клиний. Что ты разумеешь?

Афинянин. Хорошие голова и душа спасают все живое.

Клиний. Как?

Афинянин. Душе кроме всего прочего присущ ум, а голове – зрение и слух. Короче говоря, ум, слитый воедино с прекраснейшими ощущениями, с полным правом можно было бы назвать спасением всякого существа.

Клиний. Да, видимо, это так.

Афинянин. Очевидно. Но на что направлен ум, смешанный с ощущениями, когда он, например, спасает суда во время бури или при ясной погоде? Не правда ли, кормчий, ведущий корабль, и моряки – это все равно что единство ощущений с ведущим их умом, благодаря чему они спасаются сами и спасают корабль со всем, что на нем есть?

Клиний. Несомненно.

Афинянин. Вовсе нет нужды в многочисленных примерах. Обратим внимание хотя бы только на ратное дело и на ту цель, которую ставят себе военачальники, а также любые служители врачебного искусства, чтобы достичь спасения.

Не правда ли, у военачальников целью будет победа и одоление врага, а у врачей и их служителей – доставление телу здоровья?

Клиний. Как же иначе?

Афинянин. Но если бы врач не знал того состояния тела, которое мы обозначили сейчас как здоровье, или если бы военачальник не знал, чту такое победа и так далее, разве возможно было бы им проявить здесь свой ум?

Клиний. Нет, невозможно.

Афинянин. А как же обстоит дело с государством? Если бы кто обнаружил незнание той цели, к которой должен стремиться государственный муж,

разве можно было бы, во-первых, признать его по праву правителем, а затем – разве мог бы он спасти то, цель чего ему совсем неизвестна?

Клиний. Конечно, нет.

Афинянин. Вот и теперь, как видно, если только мы намерены завершить устройство поселения в нашей стране, у нас должно быть нечто такое, что само по себе ведало бы прежде всего цель этого поселения, как у нас это обычно ведомо государственному мужу. Далее, надо знать, каким образом следует приняться за дело, что именно в самих законах, а затем и в людях может пригодиться, а чту не может.

Если государство не будет всего этого иметь, не будет ничего удивительного, коль скоро, лишенное ума и ощущений, оно в каждом деле станет отдаваться на волю случая.

Клиний. Ты прав.

Афинянин. Так вот, в какой части или в каком обиходе нашего государства существует такой достаточно способный к охране орган? На что можем мы указать?

Клиний. Это еще не совсем ясно, чужеземец. Насколько можно догадаться, кажется мне, твои слова клонятся к тому собранию, которое, как ты только что сказал, должно собираться ночью.

Афинянин. Твое замечание совершенно верно.

Клиний. Это собрание, как показывает наше нынешнее рассуждение, должно обладать всевозможной добродетелью. Самое же главное состоит в том, чтобы не блуждать, преследуя разные цели, но иметь в виду что-нибудь одно и все стрелы метать всегда в этом направлении.

Клиний. Разумеется.

Афинянин. Теперь мы поймем, что нет ничего удивительного в блуждании государственных узаконений, раз в каждом государстве цели законодательства разные. Неудивительно также, что большей частью определяют справедливое положение вещей следующим образом:

в одних государствах считают справедливой власть нескольких лиц независимо от того, лучше или хуже они остальных людей; в других – возможность обогащаться независимо от того, становятся ли при этом люди рабами других или нет; в третьих все стремление направлено к свободной жизни; законодательство четвертых имеет две цели: самим быть свободными и владычествовать над другими государствами. Наконец, есть государства, считающие себя самыми мудрыми, однако они сразу преследуют все эти цели и не могут указать той главной и единой цели, на которую должно быть направлено все остальное.

Клиний. Следовательно, чужеземец, правильно наше давнее утверждение: мы сказали, что все наши законы должны всегда иметь в виду единую цель. И мы совершенно правильно согласились, что цель эта – добродетель.

Афинянин. Да.

Клиний. Но мы различали четыре вида добродетели.

Афинянин. Конечно.

Клиний. Всеми ими руководит ум; ему должно подчиняться все остальное, в том числе и эти три вида добродетели.

Афинянин. Ты прекрасно следил за нашими рассуждениями, Клиний, поступай так и впредь. Мы указали ту единую цель, которую должен иметь в виду ум -

ум кормчего, врача или военачальника. Сейчас мы исследуем ум государственного мужа. Хорошо было бы обратиться к нему, как к человеку, с таким вопросом: «О удивительный, какова же твоя цель? Что такое это единственное, что ясно смог указать врачебный ум? И неужели же ты не можешь этого сделать, хотя ты с полным правом мог бы сказать, что выделяешься среди всего разумного?» Мегилл и Клиний, не можете ли вы, произведя должное различение, ответить мне вместо него, какова эта цель? Ведь я часто давал вам подобные определения в других случаях.

Клиний. Нет, чужеземец, это невозможно.

Афинянин. Но по крайней мере можете ли вы сказать, что надо ревностно стремиться к отысканию этой цели, и указать, в чем ее надо искать?

Клиний. Что ты имеешь в виду?

Афинянин. Например, если, согласно нашему утверждению, существует четыре вида добродетели, то ясно, что каждый из них необходимо признать единым, хотя всех и четыре.

Клиний. Разумеется.

Афинянин. Однако все это, вместе взятое, мы также считаем единым. Ведь и мужество мы признаём добродетелью, и разумность, и остальные два вида, причем считаем, что это все по существу не множественно, но составляет определенное единство, а именно добродетель.

Клиний. Безусловно.

Афинянин. Совсем нетрудно указать, чем различаются между собой эти две добродетели – мужество и разумность, почему они получили особые наименования и так далее. Но не так легко понять, почему то и другое, а также прочие добродетели нарекли едино.

Клиний. Что ты разумеешь?

Афинянин. Вовсе не трудно разъяснить то, о чем я говорю. Давайте разделимся с вами так: одни будут спрашивать, другие – отвечать.

Клиний. Опять-таки что ты хочешь этим сказать?

Афинянин. Спроси меня, почему, признав единство добродетели, мы снова отдельно обозначаем эти два ее вида – мужество и разумность. Я тебе укажу причину: первый вид касается страха, и ему причастны даже звери – это мужество; можно его заметить и в характере совсем маленьких детей. Ведь мужество сообщается душе и без участия разума, просто как природное свойство. С другой стороны, душа без разума не может быть разумной и обладать умом, этого не было, нет и никогда не будет, ибо это иное свойство.

Клиний. Ты прав.

Афинянин. Чем различаются эти два вида добродетели и почему их именно два, ты понял из моих слов. В чем же состоит их единство и тождество, это уже твой черед мне указать. Представь, что ты должен ответить, почему эти четыре вида составляют единство; спроси же у меня, почему их четыре, раз ты показал, что это – одно? Затем рассмотрим, можно ли человеку, обладающему достаточными знаниями о чем-то имеющем имя, а также определение, знать только одно это имя, определения же не знать? Или же позорно для человека, хоть что-то собой представляющего, не знать всего этого о предметах, выдающихся своими размерами и красотой?

Клиний. По-видимому, позорно.

Афинянин. Для законодателя, для стража законов, для всякого, кто хочет отличиться добродетелью и за победу в ней получает почетные награды, нет ничего важнее того, о чем мы сейчас ведем речь, – мужества, рассудительности, справедливости и разумности.

Клиний. Несомненно.

Афинянин. Разве не должны наставлять в этом того, кто нуждается в знании и понимании, истолкователи, учители, законодатели и охранители всех людей?

Разве не должны они наказывать и порицать того, кто ошибается? Наконец, разве не должны они всячески разъяснять значение, которое имеют порок и добродетель, и этим выделяться из среды остальных людей? Неужели же лучше этих людей, победивших во всех видах добродетели, окажется любой явившийся в государство поэт или любой человек, выдающий себя за воспитателя юношества? Далее, не будет удивительным, если государство, где стражи недостаточно владеют словом и плохо умеют действовать,

хотя и достаточно знают о добродетели, испытает, будучи лишено охраны, то, что терпит большинство нынешних государств.

Клиний. Конечно, это не будет удивительным.

Афинянин. Итак, следует ли нам осуществить то, о чем у нас сейчас идет речь? Каким образом надо подготовить стражей, чтобы они и в своих речах, и на деле тщательнее берегли добродетель, чем большинство граждан? Каким способом наше государство уподобится голове и ощущениям разумных людей, имея у себя такую охрану?

Клиний. Как это, чужеземец? Можем ли мы сравнивать наше государство с такими вещами?

Продолжением известной вам статьи 43 Конституции является часть 2 статьи 44. Она гласит; "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и

пользование учреждениями культуры, на допуск к культурным ценностям". В чём, на ваш взгляд, состоит взаимосвязь (теоретическая и практическая) между названными статьями Конституции Разъясните, почему реализация права на образование невозможна без пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры.

№1Вася заказал в ателье пошив костюма,отношения Васи и ателье регулируются правом: 1)административным 2)трудовым 3)гражданским

4)предпренимательским

К гражданским правам человека можно отнести:

1)право на чистую окружающую среду

2)право на социальное обеспечение

3)право на безопасность жилья

4)право на участие в политической жизни

Помогите пожалуйста,что-то я запуталась. Нужно ответить на вопросы. Вопрос 1.Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь(это

гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 2 .Право на имя и приобретение гражданства(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 3. Право на сохранение идивидуальности(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 4. Право жить в семье,знать своих родителей(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 5 .Право свободно формулировать и выражать свое мнение(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 6 . Право на доступ к необходимой информации(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 7. Право на свободу мысли,религии(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 8.Право на свободу ассоциаций и мирных собраний(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 9. Право на защиту государства от всех форм насилия(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 10. Право на уровень жизни,необходимый для полноценного развития(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 11. Право на образование(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 12. Право на отдых и досуг(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Вопрос 13.Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ(это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

Гигантское спасибо:).Благодарю.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Подчеркните в тексте одной линией объяснения свободного характера труда в России.

Что включает в себя, согласно Конституции, право на труд? Подчеркните соответствующий фрагмент текста волнистой ли­нией.

3) Что включает в себя, согласно Конституции, право на отдых? Подчеркните соответствующий фрагмент текста двумя линиями.

4) Как вы понимаете смысл понятия «трудовые споры»?

Предположите, в каких случаях трудовые споры могут быть индивидуальными, а в каких - коллективными.