Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусством. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) Интерпретация теста личностной креативности туник

Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник)

Назначение и краткая характеристика. Большинство текстов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 («Слова или Выражения») имеет две модификации, одна модификация – «Слова» – предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – «Выражения» – предназначена для 9-15 лет.

Тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время подчеркивается, занятиями веселыми.

Часто занятия проводятся в игровой манере, как веселые занятия, но могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение детей, а при обсуждении результатов занятий приведение только самых лучших ответов с поощрением. Не очень качественное выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: «Ну что ж, нормально». При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т. е. воспитывать творческий подход к жизни.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается давать как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свои юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача. Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающихся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому. Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать?

Инструкция зачитывается устно.

Время выполнения субтеста 1–3 минуты. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. Результаты выполнения теста оцениваются в баллах.

1. Беглость (беглость воспроизведения идеи) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = 1 n,

где n – число классов (категорий ответов).

2. Гибкость – число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты – шапку, корабль, игрушку и т. д., можно отнести к одному классу – создание поделок и игрушек.

1. Использовать для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать…).

2. Использовать для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои…).

3. Использовать в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка…).

4. Использовать в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы…).

5. Использовать для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой…).

6. Использовать как средство для вытирания (вытереть пол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага…).

7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты…).

8. Переработка (сдать в макулатуру…).

10. Покрытие (сверху) (укрываться от дождя, прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца…).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел…).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше.).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеперечисленного списка, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т. е. учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12. Кто-то может дать много ответов, т. е. иметь высокий показатель по фактору «беглость», но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории 13 – «Создание поделок, игрушек». За одну категорию даем 3 балла.

Г = 3m,

где Г – показатель гибкости; m – число использованных категорий.

Ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и соответственно добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде, чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категорий.

3. Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия. В данном случае оригинальным считается ответ, данный один раз по выборке объемом 30–40 человек. Один оригинальный ответ – 5 баллов.

Все баллы за оригинальность суммируются.

Ор = 5k,

Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных ответов.

Строгий подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, т. е. перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т1 = Б1 + П + Ор1 = n + 3m + 5k,

где Т1 – суммарный балл по 1 субтесту; Г1 – гибкость по 1 субтесту; Б1– беглость по 1 субтесту; Ор1 – оригинальность по 1 субтесту; n общее число уместных ответов; m – число категорий; k – число оригинальных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные, адекватные ответы». Первое – следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т. д., помимо специально оговоренных в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути, только вышеприведенные. Второе – следует исключать повторяющиеся (полностью), дублирующие друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:

1. Беглость (беглость воспроизведения идей), n – общее число приведенных следствий, 1 ответ (1 следствие) – 1 балл. Б = n.

2. Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных последствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 3040 человек).

Один оригинальный ответ – 5 баллов.

Ор = 5k,

k – число оригинальных ответов.

Т2 = n + 5k,

где Т2 – суммарный показатель 2 субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение «неуместных» (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов, я-ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова

Модификация для детей 5–8 лет

Субтест проводится индивидуально.

Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция. Первая часть: придумай слова, которые начинаются на буквы «по», например «полка».

Даются 3 минуты.

Вторая часть: придумай слова, которые оканчиваются на буквы «ка». Например, «сумка». Даются 2 минуты.

Время выполнения всего субтеста – 4 минуты.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Учитываются два показателя:

1. Беглость – общее число приведенных слов. Одно слово – 1 балл.

2. Оригинальность – число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 3040 человек. Одно оригинальное определение – 5 баллов.

Ор = 5 k,

где k – число оригинальных слов; Ор – показатель оригинальности.

Т3 = n + 5 k,

где Т3 – суммарный показатель третьего субтеста.

Модификация для 9-15 лет

Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция. Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, причем каждое слово в предложении начинается с указанной буквы. Вот эти буквы (испытуемым предъявляются напечатанные буквы): В М С К.

Используй буквы только в таком порядке, не меняй буквы местами. Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста – 5 минут.

Оценивание результатов. Выполнение субтеста оценивается по трем показателям:

1. Беглость – число придуманных предложений – n, одно предложение – 1 балл.

2. Гибкость. Считаем число слов, используемых испытуемым, причем каждое слово считается только один раз. То есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в нашем примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям, считаются одинаковыми, например: веселый, весело.

Число слов, используемых один раз – т. Одно слово – 0,1 балла.

где Г – показатель гибкости.

3. Оригинальность. Считаем число оригинальных по смысловому содержанию предложений, т. е. таких предложений, для которых главная выраженная в них мысль является оригинальной. Оригинальным будет считаться предложение, которое встречается один раз на выборке в 30–40 человек. Одно оригинальное предложение – 5 баллов.

Ор = 5 k,

где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных предложений.

Т3 = n + 0,1m + 5k, где Т3 – суммарный показатель третьего субтеста (для 9-15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция. Приведи как можно больше определений для слова «книга». Например: «красивая книга» – какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста – 3 минуты.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям:

1. Беглость – суммарное число приведенных определений – n. Одно определение – 1 балл.

2. Гибкость – число приведенных классов – категорий ответов. Одна категория – 3 балла.

где Г – показатель гибкости; т – число категорий ответов. Список категорий:

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная…).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная…).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная…).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая…).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая, своя…).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная…).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая…).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная…).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная…).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая…).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная…).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная…).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются один раз и получают 3 балла. В принципе, максимально возможный балл 12 х 3 = 36 баллов (это в случае, когда в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко). Как и в случае субтеста 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и соответственно добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиться.

3. Оригинальность – число оригинальных определений – в нашем случае – k. Оригинальное определение – приведенное всего один раз на выборке из 30–40 человек.

Одно оригинальное определение – 5 баллов.

Ор = 5 k (показатель оригинальности).

Т4 = n + 3 m + 5 k,

где Т4 – суммарный показатель 4 субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция. Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры, но нельзя прибавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1, и образец выполнения задания – лампа – рис. 2. Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.

Время выполнения всех рисунков – 1–8 минут. Длина стороны квадрата – 8 см (для тестового бланка).

Оценивание производится по двум показателям:

1. Беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:

М – число изображенных элементов (деталей), 1 деталь – 0,1 балла;

N2 – число использованных классов фигур (из четырех заданных, а, b, с, d), один класс фигур – 1 балл;

V 2 – изменяется от 0 до 4;

V 3 – число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, одна ошибка – 0,1 балла;

Б =?(n1 + n2 – n3) (беглость).

Затем баллы Б (беглость) суммируются по четырем рисункам.

2. Оригинальность.

k 1 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов относительно друг друга.

Один оригинальный элемент – 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов (см. рис. 4). k 2 – оригинальность рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30–40 человек. k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет – 5 баллов.

Ор = 5k +? 3k,

Т5 = Б + Ор,

Б – беглость, Ор – оригинальность.

Т5 – суммарный показатель 5 субтеста.

Рис. 1. Стимульный материал

Рис. 2. Пример выполненного изображения. Изображения для предварительного предъявления

Рис. 3. Образец тестового бланка

Рис. 4. Примеры рисунков, выполненных испытуемыми Субтест 6. Эскизы

Задача. В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов), каждую из них надо превратить в различные изображения.

Инструкция. Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения двадцати картинок – 10 минут.

На рис. 5 изображена часть неиспользованного тестового бланка для данного субтеста. Размер квадрата 5 х 5 см.

Испытуемому предъявляется в качестве примера нарисованная рожица (рис. 6).

Тестовый бланк состоит из двух листов стандартной бумаги, на каждом листе изображено по 10 квадратов с кругом посередине (см. рис. 5).

Оценивание по трем показателям:

1. Беглость – число адекватных задаче изображенных рисунков; n – число рисунков (изменяется от 0 до 20). За один рисунок – 1 балл.

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круги.

2. Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию; m – число категорий, за одну категорию – 3 балла.

Г = 3m (гибкость).

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы…).

2. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Рис. 5. Образец тестового бланка

Рис. 6. Пример рисунка для предварительного показа

3. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы…).

4. Игрушки, игры (любые).

5. Космос (ракета, спутник, космонавт…).

6. Лицо (любое человеческое лицо).

7. Люди (человек).

8. Машины, механизмы.

9. Посуда.

10. Предметы домашнего обихода.

11 Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние.).

12. Растения (любые – деревья, травы, цветы…).

13. Спортивные снаряды.

14. Продукты (еда).

15. Узоры, орнаменты.

16. Украшения (бусы, серьги, браслет…).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3. Оригинальность.

k – число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30–40 человек). Один оригинальный рисунок – 5 баллов.

Ор = 5 k,

Ор – показатель оригинальности.

Т6 = n + 3 m + 5 k, где Т6 – суммарный показатель 6 субтеста.

При подсчете баллов по субтесту 6 следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (рис. 7).

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5–7 лет.

Рис. 7. Примеры рисунков Субтест 7. Спрятанная форма

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция. Найди как можно больше знакомых предметов в этом рисунке. Что здесь изображено?

Время выполнения субтеста – 3 минуты. Тестовый стимульный материал приведен на рис. 8.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям.

1. Беглость – суммарное число ответов – n; один ответ – 1 балл.

2. Оригинальность – число оригинальных, редких ответов – k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30–40 человек, один оригинальный ответ – 5 баллов.

Ор = 5 k.

T7 = n + 5k.

T7 – суммарный показатель седьмого субтеста.

Рис. 8. Стимульный материал

Качественный анализ полученных данных Субтест 1. Использование газеты

По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 6 ответов на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов велик – от 1 до 14 ответов.

Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать газету. Узнавать из нее новое. Узнавать программу ТВ».

Редкие, оригинальные ответы: «Замочить газету и переводить слова. Обмахиваться, когда жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать собаку). Пользоваться как календарем. Узнать номер лотерейного билета. Дать играть кошке. Составлять анонимки».

Субтест 2. Заключения

Этот тест вызвал у некоторых детей затруднения. В среднем было дано 4 ответа за 3 минуты. Размах составляет от 0 до 11 ответов. Было приведено 80 типов ответов.

Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха». Редкие, оригинальные ответы: «Звери будут учить иностранные языки, будут учиться петь песни; будут выступать по телевидению; голубь полетит и передаст письмо словами; звери будут ездить на дачу; у зверей отпадет шерсть и хвост».

Из книги Криминалистическая психология автора Образцов Виктор Александрович

12.4. Следователь и допрашиваемый как источники вербально-невербальной информации С точки зрения уголовно-процессуального закона доказательственное значение результатов допроса рассматривается лишь в связи с содержанием устной речи допрашиваемого, нашедшей

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

ОГРАНИЧЕНИЯ И МОДИФИКАЦИИ Это довольно сложный момент.«Я хочу подумать об отпуске».Это кажется очень простым определением цели мышления. Но так ли оно просто? Или за ним скрывается множество факторов и предположений?Собирается ли человек думать о «любом» отпуске или

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Музыкальная терапия как средство невербальной коммуникации Знакомство Мы познакомились с Илюшей, когда он начал посещать занятия в группе детей раннего возраста. Ему было тогда 4 года. Я вела групповые музыкальные занятия и постоянно присутствовала как психолог.Илюша

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

За порогом рациональности: лингвоцентризм и парадоксы невербальной коммуникации Возрастание интереса представителей самых разных направлений психологии, поведенческих и социальных наук к изучению проблемы коммуникации в целом, невербальной коммуникации в

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) Назначение. Шкала Вильямса – опросник для родителей и учителей об оценке креативности (творческого начала) ребенка – проводится индивидуально, время не ограничено.Раздается учителями в школе или на дом для

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Самооценка творческих способностей (Е. Туник) Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений найдите такие, которые определенно вам подходят лучше, чем другие. Их следует отметить

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса){А. Н. Воронин} Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая –

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

Диагностика вербальной креативности Адаптация теста С. Медника – подростковый и взрослый варианты{А. Н. Воронин, Т. В. Галкина} Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Методика

Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

Глава 1 О невербальной коммуникации Общение вербальное и невербальное является неотъемлемой частью взаимодействия людей. Коммуникация призвана способствовать взаимопониманию. Ни один человек не может представить свою жизнь вне общения. При общении друг с другом все

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

Методика «Незаконченные предложения» в модификации Д. А. Богдановой и С. Т. Посоховой НазначениеМетодика, основанная на принципе вербального завершения, предназначена для выявления индивидуального отношения к лени, причин ее появления.Стимульный материалПри

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Глава 7. Развитие навыков невербальной коммуникации Определяет основные области невербальной коммуникации, имеющей отношение к презентации, и изучает необходимые навыки невербальной поддержки презентации. Сообщения и метасообщения Основные навыки невербальной

Из книги автора

Основные навыки невербальной коммуникации Действия, связанные с управлением отношениями между сообщениями и метасообщениями в контексте презентации, можно разделить на следующие группы.1. Выбор и группирование элементов содержания и метасообщений в целостном

Из книги автора

2.6.2. Прикладные модификации аутогенной тренировки По форме организации процесса обучения различные методики аутогенной тренировки могут отличаться преобладающей ориентацией в способе подачи текста. В одних случаях преобладает направленность на использование во

Из книги автора

2.7.2. Модификации классического варианта аутогенной тренировки в форме самовоздействий Примером модификации классического варианта, разработанного по принципу построения развернутого состава формул самовнушения в рамках каждого классического упражнения аутогенной

Из книги автора

Влияние невербальной коммуникации Переключение внутренних состояний и использование пространственных якорей для изменения убеждений позволяет также вспомнить о значимости невербальной коммуникации. Вербальные сообщения, или слова, являются лишь одной из

Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Самооценка творческих способностей (Е. Туник)

Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений найдите такие, которые определенно вам подходят лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не знаю».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что вы действительно чувствуете в отношении себя. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Вам выдана тестовая тетрадь, в которой содержатся все утверждения и лист ответов. Пожалуйста, отмечайте свои ответы только на листе ответов, ничего не пишите в тестовой тетради. Номера заданий тестовой тетради соответствуют номерам на листе ответов.

Данный этап тестирования рекомендуется проводить для детей начиная с 5 класса школы. К тому же возможен такой способ проведения. Ребенку выдается тестовая тетрадь, содержащая инструкцию и вопросы опросника. Также выдается лист ответов, на котором ребенок отмечает свои ответы. Оптимально, когда психолог зачитывает утверждения опросника вслух, а ребенок читает их про себя и самостоятельно отмечает свой ответ. Форма проведения тестирования – групповая. Время заполнения опросника не ограничено. Требуется около 20–30 минут в зависимости от возраста детей.

Опросник

1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед классом.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно, и не менялись.

35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

50. У меня есть много интересных дел в школе и дома.

Ключ к опроснику

Обработка данных

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Получаются четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста. Отверстия в шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке 2 балла, также на шаблоне отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся в клетках и попадающие в отверстия, получают 1 балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус 1 балл в сырых баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с отверстиями ключа шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю». Если учащийся дает все ответы, которые не видны в отверстиях шаблона, то его сырая оценка может составить 50 баллов, если ни один пункт не помечен «Не знаю», то чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является. Все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста (способность пойти на риск, воображение и т. д.) в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная сырая оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Из книги Осознанное сновидение автора Лаберж Стивен

Решение творческих задач Как уже говорилось в первой главе, существует множество примеров творческих снов в искусстве и науке. Давайте более детально рассмотрим два примера, чтобы продемонстрировать роль сновидений в творческом процессе.Для начала обратимся к случаю,

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Список творческих целей

Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория Соломоновна

СПИСОК ТВОРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ Эта структура была подробно описана в предыдущей главе. Здесь мы упоминаем о ней для полноты. Список творческих целей - это простой и эффективный способ представления и поддержки творчества.К списку нужно относиться со всей серьезностью. Его

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

3. О способностях творческих и интеллектуальных Вот вам задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок.Ну, что вам приходит в голову? Человечек? Еще! Помидор - чуть лучше, а еще? Луна, солнце, вишня…Жаль, если именно такие ответы. Это

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Глава 8 От творческих способностей и одаренности к творческим личностям (креативам) В последние годы стало очевидным, что результаты, получаемые с помощью тестов дивергентного мышления в детском и подростковом возрасте, в лучшем случае лишь умеренно связаны с

Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник) Назначение и краткая характеристика. Большинство текстов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

Глава 6 Субъективная парадигма в исследовании способностей. Имплицитные теории

Из книги Самоучитель для гения [Как открыть свои сильные стороны] автора Купер Лекс

Глава 8 Развитие творческих способностей

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

3.4. Факторы, влияющие на выраженность творческих способностей Мы уже говорили, что для творческих способностей, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период, которым является дошкольный возраст развития ребенка . Понятие сенситивного

Из книги автора

Признаки творческих людей Как уже понятно из определения, творческий человек стремится раскрыть свои таланты и найти им правильное применение, поскольку не видит интереса в жизни без процесса постоянного развития.Творческий человек доброжелательно настроен к

Из книги автора

1.4. Что вам даст развитие творческих способностей? Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

6.1. Применение методов арт-терапии для оценки познавательных и творческих способностей Оценка познавательных способностейГрафические методы уже давно применяются для оценки познавательных способностей детей. Отчасти это связано с тем, что применение вербальных

Из книги автора

Глава 6. Ключ второй: отыскивайте достойные проблемы за счет творческих умственных способностей «Алиса умна, но у нее отсутствует творческое начало».«Джон – глубоко творческая натура, но стандартные тесты проверки интеллекта для него страшнее китайской грамоты».Должно

Методика изучения детской креативнсти Е.Е. Туника предназначена для детей в возрасте 7-8 лет. Она состоит из восьми субтестов:

1. Тест «Использование предметов». Задача - перечислить как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных (где используются, что из них можно сделать и т.д.). Время выполнения 3 минуты. Результаты оцениваются по 2-ум показателям: беглость ответов (1 ответ-1 балл) и оригинальность ответов (число ответов; 1ответ-4 балла). Оригинальным считается ответ, встречающийся 1 раз в группе 40 человек.

2. Тест «Заключение» Задача - перечислить гипотетические последствия ситуации (представь, что случится, если птицы начнут разговаривать). Время выполнения 3 минуты. Результаты те же, что и в тесте 1.

3. Тест «Выражение» Задача – придумать предложение из 4-х слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы (В, М, С, К. Например: Высокий мужчина смотрел кино.) Время выполнения 3 минуты. Результаты те же, что и в тесте 1.

4. Тест «Словесная ассоциация» Задача – привести как можно больше определений для обще-употребляемых слов. Время выполнения 3 минуты. Результаты те же, что и в тесте 1.

5. Тест «Составление изображений» Задача - нарисовать заданные объекты пользуясь определенным набором фигур. Ребёнку предоставляется 4-е фигуры: круг, квадрат, треугольник и половина овала. Каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. К этому заданию даётся ключ: лиц, дом, клоун, рисунок всего, что хочется и чтобы встречалась эта деталь. Время выполнения 8 минут. Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость, гибкость (Б) : п1 - число изображенных предметов (1 предмет - 1 балл), п2 - число использованных фигур (а,б,с,д) (1фигура-1балл), п3 - число ошибок (1 ошибка-1 балл). Беглость равна сумме баллов по первому и второму показателям минус количество баллов за ошибки; б) оригинальность (О) : m1 - число рисунков с необычным использованием фигур, их оригинальным использованием (1 рисунок- 5 баллов); m2 - число оригинальных элементов рисунка, необычных форм их расположения (1случай -3 балла): О = Σ m1+ m2.

6. Тест «Эскизы». В данном задании ребёнку предлагается 6 кругов, в квадратах и их нужно превратить в изображение предмета. Время выполнения 5 минут. Оцениваются беглость (1 рисунок- 1 балл) и оригинальность(1 рисунок- 5 баллов) .

7. Тест «Спрятанная форма» Задача - найти различные фигуры в сложном, мало структурированном изображении (найти как можно больше знакомых предметов на рисунке). Время выполнения 3 минуты. Оцениваются суммарно беглость (1 ответ - 1 балл) и оригинальность (1ответ - 4балла).

8. Тест «Задачи со спичками» Задача - передвинуть определенное количество спичек, получить заданное число треугольников и прямоугольников или сложить заданную фигуру. Ребёнку предлагаются задачи, которые ему необходимо решить за определённое время (3 минуты).

За решение задачи – 5 баллов, если нет решения – 0 баллов.

Тест креативнсти Торранса - полный тест представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая - невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья - для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста» представляет собой задание «Закончи рисунок». Данный тест может быть использован для исследования творческой одарённости детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов (17-18 лет). Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят. Прежде чем раздать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить испытуемым то, что они будут делать, заинтересовать их.

Предлагаемый вариант теста Торранса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 10 картинок. Данный тест сочетает в себе несколько показателей креативности: оригинальность, беглость выполнения, гибкость, разрботанность.

Каждый рисунок оценивается в отдельности и по каждому из показателей (беглость, гибкость, разработанность, оригинальность). Беглость – показатель, определяется по подсчётам числа завершённых фигур (мах. балл 10); гибкость определяется числом различных категорий ответов, категории ответов оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность удобнее определять по предлагаемым спискам отдельно для каждой фигуры; оригинальность – мах. 2 балла, мin. – 0. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списках; разработанность – выставляется балл за каждую значимую деталь (идею), дополняющую фигуру.

1.1. Изучение творческого мышления по методике Туник Е.Е.

Большинство тестов Туник Е.Е. является модификацией тестов Гилфорда и Торренса.

Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Для оценки творческого мышления использовались показатели:

· Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления, определяется общим числом ответов.

· Гибкость – фактор характеризует гибкость мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов данных ответов.

· Оригинальность – фактор характеризует своеобразие мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальной структурой ответа.

· Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу, математико-статистической обработке [приложение 1] .

1.2. Результаты исследования.

Исследования проводились в непринужденной атмосфере. Большинство детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше. В диагностике принимало участие 23 человека.

Субтест 1. Использование газеты (вербальная область).

По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 4,5 ответа на человека (за 3 мин.), разброс по числу ответов велик от 0 до 8.Этот тест вызвал затруднения у некоторых детей. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать шапку, самолет, завернуть в газету что-нибудь, укрыться, подстелить.»

Редкие, оригинальные ответы: «Соорудить палатку, использовать в игре, для склеивания пакетов, как закладки, коллекционировать газеты».

Наибольшее количество баллов набрали Рева Н.(35), Михайлов С.(33).

Субтест 2. Заключения (вербальная область).

Этот тест вызвал у некоторых детей затруднения. В среднем было дано 3 ответа за 3 мин. Размах составляет от 0 до 5 ответов. Было приведено 75 ответов.

Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут ходить в гости, помогать друг другу.» Оригинальные ответы: «Звери будут участвовать в олимпиадах, двигать науку вперед, смогут подать в суд на людей, создадут телевидение, будут вместе с людьми учиться.»

Высокие показатели у Дорофеевой Е. и Михайлова С. (по 20).

Субтест 3. Выражения (вербальная область).

Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений – 4,3. Размах по числу предложений от 1 до 8. Примеры часто приводимых предложений: «Вова мастерил синий корабль». Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений:

Вот моя сберегательная книжка.

В Москве сильный кризис.

В марте скакала корова.

Врач мыл своего кота.

Волк может съесть козла.

Самые оригинальные ответы у Петрова С., Дорофеевой Е., Костыревой Н. Они же набрали наибольшее количество баллов (50,8; 44; 44,4 соответственно).

Субтест 4. Словесная ассоциация (вербальная область)

Среднее число приведенных ответов-определений к слову «книга» составляло 12, размах по числу ответов от 6 до 24. Было дано 263 ответа.

Ответы с наибольшей частотой: интересная, веселая, толстая, познавательная. Редкие ответы: живая, бракованная, стильная, волнующая, доисторическая.

Самые оригинальные ответы у Трахман О. (99 б.), Никогосян Д. (80 б.).

Субтест 5.Изображения (образная область).

Для этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее количество изображенных элементов, число используемых классов фигур, оригинальность рисунка и его элементов, также учитывалось в качестве ошибки использование других фигур и линий, кроме заданных. С помощью примеров рисунков поясним вышеописанные правила. Наибольшее количество баллов у Никогосян Д. (45,8), Костыревой Н. (43,3).Они использовали наибольшее число элементов при построении рисунков лица человека, дома, клоуна, а также не совершили ни одной ошибки.

Самые оригинальные рисунки на свободную тему: ночное море, избитый инопланетянин, лодка в бассейне, тарелка с фруктами. Самые типичные: машина, дом, кот, гриб. У Саласюка А. Это задание вызвало затруднения (последняя клетка пустая).

Субтест 6. Эскизы (образная область).

Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая. При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число классов рисунков, число изображенных предметов. Учитывается оригинальность изображения, редкость его появления, а также учитывается оригинальность подхода: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция рисунка и т. д.

Наивысший балл по субтесту набрали Трахман О. (56), Костырева Н. (116). Наиболее оригинальные эскизы: выключатель, лапа медведя, капуста, елочный шар, бомба, демон. Часто встречаются: мишень, яблоко, лицо человека, планета, цветок.

Субтест 7. Спрятанная форма (образная область).

Этот тест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту – 15, размах от 7 до 25 ответов.

Ответы с наибольшей частотой: рыба, ведро, человек, зонт, солнце, летучая мышь. Редкие оригинальные ответы: монета, платье, муха в стакане, улитка, молекула, вилка, тюлень, русалка.

При анализе показателей беглости и оригинальности мышления были получены результаты:

В целом показатели креативности мышления в этой группе подростков оказались достаточно высоки: более 280 баллов по тестам набрали 6 детей, более 250 – 2 человека, более 200 – 6 подростков. [приложение 1]

Наибольшее количество баллов по тестам набрали Костырева Н. (298,7), Михайлов С. (289,1).

Наибольшее число ответов и наибольшее число оригинальных ответов испытуемые дают в субтестах 4 (определения) и 7 (спрятанная форма).

Субтесты 2 (заключения), 3 (выражения), 4 (определения), 7 (спрятанная форма) обладают наибольшей различительной способностью, лучшим образом дифференцирует испытуемых.

В целом, вербальной тесты обладают большей различительной способностью, чем образные; а показатель оригинальности большей, чем показатель беглости.

Полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при изучении природы творческого мышления, а также в диагностике при изучении творческих способностей индивидов, при отборе одаренных и талантливых людей.

2. Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка

Для изучения структуры интеллекта двух особо одаренных детей использовался тест Р.Амтхауера.


Информация о работе «Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения»




И чтобы сотрудники учреждения были заинтересованы в объективности контроля. Цель данной работы: создание системы внутришкольного контроля как одного из направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении. В соответствии с целью работы поставлена гипотеза: управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении будет эффективным...

К ДОУ; Кризисы 3-х лет и 6-7-ми лет; Наиболее типичные ошибки семейного воспитания; Половое воспитание и развитие; Психологическая готовность к обучению. Литература 1. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской, - М., 2004. 2. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика, - М., 2003. ...

Их социальные гарантии и льготы 1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. 2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и(или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено...

И «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива. Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения. Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам...

Методика изучения детской креативности (Е.Е. Туник)

Цель: методика направлена на изучение детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как процессу.

Проведение исследования. Время проведения методики - 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.

С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация - Слова -предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – Выражение - предназначена для 9 - 15 лет. Методика состоит из 8 субтестов: "Использование предметов", "Заключения", "Выражение", "Словесная ассоциация", "Составление изображений", "Эскизы", "Спрятанная форма", "Задачи со спичками".

Инструкция. Ребенка просят выполнить определенного рода задание, при выполнении которых он создает что-то новое, не существовавшее прежде, оригинальное.

Субтест 1.

«Использование предметов» (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Время выполнения субтеста 3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Субтест 2. «Заключения»

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Субтест 3. «Выражение»

Модификация для детей 9-15 лет

Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция: «Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами».

Время выполнения субтеста - 5 минут.

Субтест 4. «Словесная ассоциация»

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция: Приведи как можно больше определений для слова - книга. Например - красивая книга - какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Субтест 5. «Составление изображений»

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур рис.1 и образец выполнения задания - лампа рис.2 (Приложение 2)

Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3. (Приложение 2)

Время выполнения всех рисунков - 1 = 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового бланка)

Субтест 6. «Эскизы»

Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания - 10 минут.

На рис. 4 (Приложение 3) изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста. Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.

В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5 Приложение 3).

Субтест 7. «Спрятанная форма»

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста = 3 минуты.

Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 6 (1-6) Приложение 4, всего 6 различных рисунков. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Субтест 8. «Задачи со спичками»

Задача: Передвинуть определенное количество спичек, получить заданное число треугольников и прямоугольников или сложить заданную фигуру.

На каждую задачу дается 3 минуты, общее время выполнения субтеста 9 минут.

Задача № 1: убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата, каждая оставленная спичка должна быть частью какого – то квадрата.

Задача № 2: приложить к 4 спичкам 5 спичек, так чтобы получилось 100 (число или слово).

Задача № 3: переложив 4 спички на другое место, необходимо превратить топор в 3 равных треугольника.

Методика П. Торренса

«Определение творческого воображения, креативности»

Данный тест впервые был предложен американским психологом Э. П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет).

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Нас интересуют тесты, связанные с изобразительной деятельностью.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Модель креативности универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности.

Тест творческого мышления Е. П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шебланова, Н. Б. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).