Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс). Конспект урока на тему «Развитие жизни на Земле

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

муниципального образования Успенский район Краснодарского края

с. Успенское Успенского района ул. Гагарина, д. 2 тел. 88614056463

Разработка урока на тему:

«Этапы развития жизни

на Земле»

для учащихся 9 классов

Домашний адрес: Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское,

ул. Партизанская д. 27А. тел. 8 928 429 40 36

с. Успенское 2009

Тема урока : «Этапы развития жизни на Земле ».

Цели урока : 1. Сформировать у учащихся систему знаний об основных итогах развития жизни во всех эрах, научить школьников правильно определять причины и следствия различных эволюционных событий о многообразии вымерших видов живых организмов, существовавших в различных эпохах. 2. Развивать интерес у учащихся к проблеме происхождения и эволюции жизни на нашей планете, умения и навыки логического мышления, и прежде всего аналитической и творческой их сторон. 3. Формировать научное мировоззрение: убедить школьников в познаваемости процесса эволюции органического мира. Тип урока : раскрывающий основное содержание темы. Вид урока : формирующий знания и умения. Методы : наглядный, словесный. Оборудование : 1. учебник И.Н Пономаревой, О.А Корниловой, И.М.Черновой «Основы общей биологии». – М.: Вентана – Граф, 2008г. 2.Мультимедийная установка. 3.Презентации на тему: «Этапы развития жизни на Земле», части 1,2. 4.Палеонтологическая коллекция «Ископаемые останки живых организмов ». 5.Таблица «Эволюция органического мира». 6.Карточки-задания по теме «Этапы развития жизни на Земле» для индивидуального выполнения. 7. Задания по теме «Этапы развития жизни на Земле» для выполнения в группах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Основное содержание урока.

Учитель: Запишите, пожалуйста, название темы урока: «Этапы развития жизни на Земле».

Ребята, как может быть познан процесс исторического развития органического мира?

Как доказать вообще сам факт эволюции? В чем заключается преимущество эукариотической клетки над прокариотической? Какой биологический смысл в возникновении многоклеточности? Какими были первые наземные растения и животные? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответ в течение урока.

Важнейшими ориентирами во времени служат ископаемые остатки живых организмов, постепенно менявшихся и менявших облик планеты. По палеонтологическим находкам построена геохронологическая шкала. Первые достоверные находки живых существ известны из отложений, имеющих возраст около 3,5 млрд. лет.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ (ЧАСТЬ 1).

Названия геологических эр содержат указания на наличие жизни или ее форму.

Запишите:

В истории Земли выделяют 6 эр:

катархей (4500 – 3500 млн. лет назад) «ниже древнейшего»;

архей (3500 – 2500 млн. лет назад) «древнейший»;

протерозой (2500 – 534 млн. лет назад) «первичная жизнь»;

палеозой (534 – 248 млн. лет назад) «древняя жизнь»;

мезозой (248 – 65 млн. лет назад) «средняя жизнь»;

кайнозой (65 млн. лет назад и до настоящего времени).

В названиях периодов отражены наиболее значительные результаты жизнедеятельности организмов: каменноугольный период (каменный уголь как остаток лесов), меловой (меловые отложения как остатки древних корненожек, имевших створки из карбоната кальция), или названия тех мест, в которых впервые обнаружены захоронения организмов, характерных для данного периода (пермский, юрский).

Каждая эра отражает определенный этап эволюции живого на планете, при этом разнообразие видов живых существ зависело от специфического для данного времени набора экологических условий.

В катархее происходило образование «первичного бульона» в водах Мирового океана, шел процесс коацервации.

Первые одноклеточные организмы жили и развивались в бескислородной среде, что не позволяло осуществлять активный обмен веществ и не способствовало ускоре­нию их темпов эволюции.

Ускорение эволюционного процесса, появление разнооб­разных форм жизни связано с возникновением первых автотрофных фотосинтезирующих организмов, насытив­ших водную и наземно-воздушную среду свободным кислородом.

Основными итогами развития жизни в архее и проте­розое, кроме появления фотосинтеза, являются возник­новение ядра в клетке, аэробного дыхания, полового процесса, многоклеточности.

В конце протерозоя - начале палеозоя на нашей плане­те в водах Мирового океана, вероятно, уже обитали губки, моллюски, кишечнополостные, плоские и коль­чатые черви, иглокожие, древние членистоногие и дру­гие животные.

В палеозойскую эру наблюдается стремительная эволю­ция жизни, появление огромного разнообразия расте­ний и животных.

Основным итогом развития жизни в палеозое можно счи­тать выход на сушу растений и позвоночных животных.

Первыми покорителями суши среди многоклеточных растений, вероятно, были псилофиты, а среди по­звоночных животных - древние земноводные стегоце­фалы.

Уже в палеозое в процессе эволюции возникают такие высокоразвитые организмы, как голосеменные среди растений и пресмыкающиеся среди животных.

Основными итогами развития жизни в мезозое являют­ся: завоевание суши голосеменными (цветковыми) рас­тениями, биологический прогресс и вымирание дино­завров, появление первых птиц, млекопитающих.

Биологический прогресс перечисленных групп организ­мов был обеспечен появившимися у них в процессе эволюции прогрессивными эволюционными изменения­ми (ароморфозами).

К основным итогам развития жизни в кайнозойскую эру относятся: господство покрытосеменных растений; биологический прогресс насекомых, птиц и млекопи­тающих; появление приматов и человека.

Биологический прогресс вышеназванных групп организ­мов объясняется появлением у них ароморфозов, сущест­венно повысивших их шансы в борьбе за существование.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ (ЧАСТЬ 2).

3. Закрепление изученного материала.

Задание № 1

Изучите школьную коллекцию ископаемых остатков живых организмов, составьте в тетрадях таблицу:

№ п/п

Задание № 2

Вам предлагается 4 задания для работы в группах (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Оценки «отлично» получат все участники группы, набравшей максимальное количество баллов.

4. Выводы урока.

1. Современная биологическая наука располагает разнооб­разными доказательствами эволюции, среди которых выделяются сравнительно-анатомические, биохимиче­ские, эмбриологические, биогеографические, генетиче­ские, палеонтологические, цитологические.

2.Синтез органических веществ из неорганических осуще­ствлялся в водной среде при уникальном сочетании внешних условий, более не повторяющемся в истории планеты.

3. Непосредственными предшественниками первых одно­клеточных организмов, вероятно, были коацерватные капли.

4. В истории Земли выделяют следующие эры: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозой­ская.

5. Основными итогами развития жизни в архее и проте­розое являются: возникновение одноклеточных организ­мов, эукариотической клетки, автотрофного питания, аэробного дыхания, полового процесса, многоклеточности, насыщение воздушной и водной среды ки­слородом, образование почвы.

6. Палеозойская эра характеризуется возникновением в процессе эволюции удивительного многообразия бес­позвоночных животных, появлением позвоночных жи­вотных, выходом растений и животных на сушу.

7. Мезозойская эра ознаменовалась следующими эволю­ционными событиями: завоеванием суши голосемен­ными растениями, появлением первых покрытосемен­ных растений, расцветом и вымиранием гигантских рептилий, появлением птиц и млекопитающих.

8. Основными итогами развития жизни в кайнозое явля­ются господство покрытосеменных растений, биологи­ческий прогресс насекомых, расцвет птиц и млекопи­тающих, появление приматов и человека.

9. Эволюционное прошлое человека связано с историче­ским развитием древних человекообразных обезьян.

5. Домашнее задание.

1. выучить § 35;

2. выполнить задания по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Т. Л. Биология: Задания и упражнения. По­собие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1999. 350 с.

2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органи­ческого мира: Факультатив, курс: Учеб. пособие для 9-10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1998. 223 с.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1990. 368 с.

4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. 671 с.

5. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьно­го биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 159 с.

6. Корсунская В. М„ Мироненко Г. Н.и др. Уроки общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

7. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Курс для самообразования. М.: Просвеще­ние, 1992. 414 с.

8. Методика обучения разделу «Эволюция» в школьном курсе общей биологии. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1992. 80 с.

Урок № Тема « Развитие жизни на Земле»

Целевые ориентации урока

Личностные : развитие познавательной активности учащихся через умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, сравнивать,

Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.

Предметные: изучение развития жизни на Земле: формирование знаний об этапах развития, особенностях эволюции в периоды и эры, основных преобразований во флоре и фауне.

Планируемые результаты

Личностные умения: личностное мировоззрение, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия.

Метапредметные умения:

ПУУД: формулирование познавательной цели, применение методов информационного поиска, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.

РУУД: целеполагание, навык планирования своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, умение участвовать в совместной деятельности.

КУУД: организация и планирование учебного сотрудничества, …………..

Предметные умения:

Ученик должен знать: историю развития жизни на Земле, эры и периоды, особенности эволюции, преобразования во флоре и фауне.

Ученик должен уметь : давать определения ключевым понятиям, выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции, устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Организация образовательного пространства

Ресурсы: мультимедийное приложение к учебнику, раздаточный материал - , оценочный лист.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Ход урока

I . Актуализация и проверка домашнего задания

Фронтальная работа

Задание: ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Сколько существует современных представлений о возникновении жизни на Земле?

Перечислите теории возникновения жизни на Земле?

Суть первой космической теории?

Суть теории абиогенеза?

Суть теории креационизма?

II . Мотивационная деятельность

А все-таки как возникло это великое разнообразие на нашей Земле? – просмотр видеоролика «Как зарождалась жизнь…»

Целеполагание постановка проблемного вопроса : какова цель урока?

II . Учебно-познавательная деятельность.

Работа в группах

Задание общее: изучить текст параграфа и заполнить таблицу .

ЭРА

ПЕРИОД

КЛИМАТ И СРЕДА

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Группы: 1) архей и протерозой;

2) палеозой;

3) мезозой;

4) кайнозой.

Создается группа экспертов. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая таблица по теме. Затем эксперты пересаживаются в свои первоначальные группы. знакомит других членов группы со всей темой.

Работа по парам внутри группы по карточкам

Задания: заполните пропуски и ответьте на вопросы.

1) э…ны, кр…птозой, …рхей, п…оте…озой, мн…гок…ето…ность. Что означают эти термины? 2) па…ео…ой, пс…ло…иты, …арбон, ст…го…ефа…, тр…ло…иты. Объясните данные слова; 3) …риас, д…но…ав…ы, ар…ео…тер…кс, м…зо…ой, т…пло…ров…ость. Что означают эти термины? 4) ка…но…ой, ан..ропо…еновый, те…локро…ность, по…епле…ие, сухо…утн…е мосты. Объясните данные слова применительно к теме.

Диагностика качества освоения темы.

Фронтальная работа.

Задание: закончите предложения (задание на экране, время - 2 минуты.) За каждый правильный ответ один балл.

    Эпоха биологической эволюции на Земле наступила около ….

    Наука изучающая историю живых организмов по их ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности называется - … .

    Самая древняя эпоха, которая длилась около 3 млрд лет называется … .

    Эон состоящий из трех эр называется… .

    Важнейшее событие силура … .

    Время расцвета медуз и кораллов – это … .

    Первые наземные позвоночные – стегоцефалы появились в … .

    Начало расцвета динозавров, появляются крокодилы и черепахи – это в … периоде.

    Высшие млекопитающиеся и настоящие птицы появляются в … период.

    Похолодание климата происходит в антропогеновый период … эры..

III . Интеллектуально-преобразовательная деятельность .

Индивидуальная работа

Задание № 5 на странице 103. Составить аббревиатуры или смысловые фразы.

IV .Оценочно-рефлексивная деятельность .

Лист оценивания достижений учащихся на уроке

Этап урока

Содержание заданий

Выставляемые баллы и отметка

1.Проверка домашнего задания.

Вопросы

За каждый правильный ответ- 1 бал

Максимальное количество бал– 5 .

2 Работа с текстом в группе

Заполнение таблицы

Общее задание: изучают

1 ) группа архей и протерозой;

2) палеозой;

3) мезозой;

4) кайнозой.

За правильное заполнение таблицы – 5 баллов.

Помощь членам группы – 1 балл

3. Работа в парах по карточкам

Заполните пропуски и ответьте на вопросы

Полнота и правильность выполнения работы – 5 баллов

Частично выполнена, допущены 1-2 ошибки – 3 балла

Полностью не выполнена –0 баллов

4. Фронтальная работа

Ответы на вопросы

Правильные и полные ответы-10 баллов, правильные, но неполные- 5 б.,

5. Индивидуальная работа

Задание 5 страница 103

Составлено 3-4 аббревиатуры или 1-2 смысловые фразы – 5 баллов; 1-2 аббревиатуры, 1 смысловая фраза – 4 баллла; 1 фраза, 1 аббревиатура – 3 бал.

Итого 25-30 баллов – оценка « 5»

20-24 - «4»

15–19 - «3», 9-14 – «2».

Домашнее задание: всем учащимся: § 16 и ответить на вопросы в конце §;

По выбору задания: 1) задание 3 стр.103;

2) составить план и 5 вопросов к тексту на стр. 104-106;

3) составить тест по теме 10 вопросов 3 варианта ответа.

Приложение 3

Форма «Поурочный план»

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Урок № _12

Тема урока: « Гипотезы происхождения жизни на Земле Развитие жизни на Земле»

Цели урока:

1 1..Образовательные: познакомить учащихся с основными: гипотезами происхождения жизни на Земле, этапами развития органического мира, ароморфозами органического мира.

2.Развивающие: Продолжить формирование умения работать с различными источниками биологической информации, продолжать развивать умения анализировать и делать выводы.

3.Воспитательные: прививать интерес к предмету биология

Межпредметные связи: история, география, химия

Тип урока:, урок изучения нового материала

Оборудование, ТСО: медиа проектор, презентация «Гипотезы происхождения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле», учебник Т.Касымова «Общая биология 11класс» , раздаточный материал, таблица «Геохронологическая шкала», иллюстрации, портреты ученых, философов.

При проведении занятий с ИКТ-поддержкой:

Программное обеспечение - Microsoft Word Pover Point.

I Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом. Постановка целей и задач урока.

II Изучение нового материала (формирование новых умений)

1.Особенности живых организмов.

    Устная беседа по выяснению основных признаков живых организмов (обмен веществ и энергии с окружающей средой, движение, развитие, способность к саморегуляции, рост, размножение)

    Совместно с учащимися даем определение жизни. Жизнь есть форма существования сложных биополимеров, способных к саморегуляции, самовоспроизведению и активному обмену веществ и энергии с окружающей средой. (записывают в тетрадь)

2.Гипотезы происхождения жизни на Земле:

    сообщение учащегося и заполнение таблицы «Гипотезы происхождения жизни на Земле»

Гипотезы происхождения жизни

Сущность гипотезы

Опыты, доказывающие или опровергающие гипотезу

Научность гипотезы

Креационизм

Витализм - теория самозарождения жизни

Теория панспермии

Теория стационарного состояния

Теория биохимической эволюции

    Устная беседа с учащимися, в которой выясняется научность и мнение ребят по каждой гипотезе.

    Составляем словарь терминов: коацерваты, креационизм, витализм, биопоэз.

3.Палеонтология Развитие жизни на Земле по эрам.

Как протекала эволюция со времен зарождения жизни по наше время?

Эти данные получают с помощью палеонтологии, науки, изучающей ископаемые останки живых существ. Палеонтологи раскапывают фрагменты скелетов, окаменелости, отпечатки и моделируют исходный вид живого существа.

Сообщения учащихся и заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле по эрам»

Темы сообщений:

    «Органический мир и основные ароморфозы архейской эры»

    «Органический мир и основные ароморфозы протерозойской эры»

    «Органический мир и основные ароморфозы палеозойской эры»

    «Органический мир и основные ароморфозы мезозойской эры»

    «Органический мир и основные ароморфозы кайнозойской эры»

Период продолжался

Мир животных

Мир растений

Важнейшие ароморфозы

Архейская эра

Протерозойская эра

Палеозойская эра

1.Кембрийский период

2.Ордовикский

3.Силурийский

4.Девонский

5.Каменноугольный

6.Пермский

Мезозойская эра

1.Триасовый период

2.Юрский период

3.Меловой период

Кайнозойская эра

1.палеогеновый период

2.Неогеновый период

3.Антропогеновый период

IV Закрепление изученного материала / систематизация, применение /

1.Выполнение работы по карточкам:(Приложение 1)

2.Игра «найди лишнего» (Презентация)

В каждой строчке найти лишнее понятие

1.пермский, девонский, антропогеновый.

2.Протерозой, Кайнозой, Фанерозой.

3.Бронтозавр, тираннозавр, трилобит

4.Археоптеикс, костистые рыбы, человек.

Игра «Определи второе название динозавра»

Ящер-разбойник (тираннозавр)

Двуотростковый (диплодок)

Ящер «под крышей» (стегозавр)

V Домашнее задание: повторить конспект, закончит заполнение таблицы и опорный конспект (Приложение 2)

VI Выставление оценок /комментирование/ Рефлексия

    Что узнали нового на уроке?

    Что изучает палеонтология?

    Каким образом палеонтологи отличают одну эру от другой?

    Какие ароморфозы привели к появлению млекопитающих?

Литература

    Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов. Общая биология 10. Алматы, 2010 ,240с

    Д.К.Беляев. Общая биология 10-11 М., Просвещение, 1998г, 287с

    А.В.Теремов Тестовые задания по общей биологии, М, «Сфера», 1999г., 144с

    А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005.

Интернет-ресурсы:

    Сайт учителя Козловой Е.В.

2. Архейская эра.http://www.rae.ru/monographs

Приложение 1

Карточка №1

Определи, к какой эре и периоду относят это животное

1 - гемицикласпис; 2 - ботриолепис; 3 -капитозавр; 4 - парейазавр; 5 - ихтиозавр; 6 - рамфоринх; 7 - диплодок; 8 - археоптерикс; 9 -саблезубый тигр; 10 - мамонт.

Карточка №2

Вам предложены листы со списком животных, растений и крупнейших ароморфозов. Все они пронумерованы. Распределите их по соответствующим эрам по мере их возникновения. Выпишите цифры.

Архейская

Протерозойская

Палеозойская

Мезозойская

Кайнозойская

1.Появление сине-зеленых водорослей

2.Псилофиты

3.Возникновение эукариот

4.Появление хордовых

5.Появление первых млекопитающих

6.Стегоцефалы

7.Возникновение полового размножения (мейоз)

8.Кистеперые рыбы

9.Возникновение многоклеточных организмов

10.Трилобиты

11.Возникновение фотосинтеза

12.Динозавры

13.Мастадонты

14.Гигантские папоротники

Приложение 2

Заполни пропуски в опорной схеме

  • Учащиеся должны усвоить понятия "геохронологическая шкала, эры, периоды, цианобактерии, архебактерии, первые эукариоты, строматолиты, восстановительная атмосфера, окислительная атмосфера, теория симбиогенеза, аутогенная теория, теория гастреи, теория фагоцителлы, эдиакарская фауна", знать основные ароморфозы архея и протерозоя, объяснять их значение для эволюции жизни.
  • Учащиеся должны уметь самостоятельно осуществлять поиск информации (в т.ч., из Internet), обрабатывать её, строить аргументированный рассказ, отбирать главное в изучаемом материале.
  • Способствовать формированию у обучающихся научного мировоззрения, коммуникативных навыков.

Оборудование: ИД Smart board, программа smart notebook "Начальные этапы развития жизни", рабочие листы на парты, Internet.

Никто не видел, какими были первые живые организмы на Земле, но можно предположить, какие признаки были им присущи.

Ход урока

I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Современная наука позволяет не только установить факт эволюции, но и проследить, как изменялся во времени органический мир на Земле. На прошлом занятии мы рассмотрели различные гипотезы возникновения жизни. Возникновение клетки - самый трудный шаг. На этапе предбиологической эволюции "испробовано" множество вариантов развития исходных углеродных соединений. Начало можно представить как сложное переплетение различных дорог, которые постепенно расходятся, а жизнь избирает один путь. Другие остаются дорогами в никуда. Сегодня мы приступаем к изучению грандиозного по своим масштабам процесса развития жизни от первых клеток до разнообразных современных форм живых существ.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Картина биологической эволюции отражена в виде палеонтологических остатков в земных пластах. На основе их построена геохронологическая шкала.

1. Геохронологическая шкала. Принципы её построения - устный ответ, обсуждени.

Для ранних этапов эта картина весьма неполная из-за огромной отдалённости от нашего времени. Семь восьмых геологической истории Земли занимает криптозойский эон - эон скрытой жизни. Прошло ок. 4 млрд. лет от рождения Земли. Безбрежный океан покрывает бoльшую часть земной поверхности. Суша представляет собой один суперконтинент. Земная твердь разрывается трещинами и глубокими безднами. Из жерл многочисленных вулканов изливаются потоки лавы. В это время жизнь уже широко распространилась в океане и непрерывно меняет свои формы и функции.

Какие ключевые изменения претерпела жизнь на начальных этапах эволюции?

2. Время прокариот. Появление эукариотической клетки - устный ответ, обсуждение.

Задание 1 (приложение). Докажите, что первые фотосинтезирующие организмы с момента их возникновения сразу же оказались свободными от конкуренции за уменьшающиеся природные запасы органических веществ, которые были источником пищи для первых обитателей Земли.

Проверка выполнения.

Благодаря быстрому развитию фотосинтезирующих организмов содержание свободного кислорода в атмосфере начинает заметно возрастать. Когда количество кислорода достигает 1 % его концентрации в современной атмосфере, возникает механизм дыхания. Дыхание дало жизни огромные энергетические выгоды: при дыхании образуется энергии в 10 раз больше, чем при ферментации. Эволюция полна парадоксов, но этот - один из самых поразительных: противоречие между перспективным значением кислорода для развития жизни и его токсичностью. Жизнь преодолела его огромной силой самоорганизации. Вероятно, большую роль сыграли те микроорганизмы, которые способны жить и в бескислородной, и в кислородной среде. Переход к новому способу получения энергии завершился около 1 млдр. лет назад. Этот переход дал импульс для развития многоклеточных организмов.

3. Многоклеточность - один из ранних ароморфозов - устный ответ, обсуждение.

Древнейшие представители многоклеточных животных известны с позднего рифея (700 - 600 млн. лет назад). В 1947 г. в Эдиакаре (Южная Австралия) геолог Р. Спригг сделал открытие, явившееся поворотным пунктом в развитии знаний о древней жизни: обнаружил следы и отпечатки разнообразных мягкотелых животных. Впоследствии подобные следы были обнаружены почти на всех материках. Особенно яркие и многочисленные следы этих животных имеются на побережье Белого моря. Эта группа получила название эдиакарской (вендской) фауны

4. Эдиакарская фауна - устный ответ, обсуждение.

Задание 2. Исследователи выявили древнюю фауну так называемых вендских животных (её возраст - около 650 млн. лет). Тела большинства из этих крупных животных (до 1м в поперечнике) были уплощёнными. Толщина многих из них не превышали 2-3 мм. Но больше всего поражает у вендской фауны полное отсутствие твёрдых скелетов. Почему сохранились отпечатки этих организмов, хотя в последующие эпохи обнаружить свидетельства существования мягкотелых животных практически никогда не удаётся? Предложите различные возможные объяснения.

Проверка выполнения.

Вендско-эдиакарская жизненная ассоциация является началом великого разветвления в животном мире. Это разветвление приводит уже в кембрии к формированию всех главных типов беспозвоночных животных. Оно отражает завершение перелома в эволюции, отмечает границу между двумя крупными эонами: криптозоем и фанерозоем.

Важную роль в изменениях органического мира в архее и протерозое играет кислород.

Задание 3. Кислород, содержащийся в атмосфере, представляет собой почти целиком продукт деятельности зелёных растений. Начало жизни и её развитие в архейскую эру было связано с бескислородной средой. В книге "Эволюция" (М., Мир, 1981 г, стр. 75) написано: "Жизнь, появившись на Земле, изменила планету и уничтожила те условия, которые сделали возможным её появление". Докажите или опровергните это утверждение.

Проверка выполнения.

III. ОБОБЩЕНИЕ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Итак, на начальных этапах жизнь была представлена многочисленными формами, сформировались основные царства живой природы, появился круговорот веществ.

Какие ключевые изменения претерпела жизнь на начальных этапах эволюции?- устный ответ, обсуждение.

Контрольные задания.

1 вариант. Как можно объяснить возникновение большого разнообразия многоклеточных животных в конце протерозоя (все типы беспозвоночных)?

2 вариант. Какой тип питания был характерен для первых организмов? Какие способы питания появились в протерозойскую эру? Какие организмы могли быть производителями органического вещества?

IV. Д\З: подготовиться к семинару, 81, стр 130 - 133.

Источники:

  1. Общая биология, учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М., "просвещение", 2006.
  2. Т. Николов. Долгий путь жизни. М., "Мир", 1986.
  3. Р.А Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов. Дидактический материал по общей биологии. М., "РАУБ_Цитадель", 1997.