Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ширяевская средняя общеобразовательная школа

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области.

Методическая разработка урока по биологии

«Развитие жизни на Земле» 9 класс.

учитель биологии

Дядченко Татьяна Александровна

УМК: А.А.Каменский и др.

«Биология. Введение в общую биологию»

Х.Ширяевский

2015 г.

Пояснительная записка к уроку.

Федеральный государственный стандарт биологического образования ориентирован, прежде всего, на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями. Стандарт также ориентирован не только на «знаниевый», но и на деятельностный компонент образования, что позволит повысить мотивацию обучения и реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный на уроках опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Урок должен быть эмоциональным, прививать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; действия учителя и учащихся должны быть завершенными; на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; меняются виды деятельности обучающихся, оптимально сочетаются различные методы и приемы обучения; соблюдаются единые требования к уроку. При проведении данного урока используются следующие приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.

Избранные приемы направлены на формирование УУД.

Урок по теме «Развитие жизни на Земле» входит в раздел «Возникновение и развитие жизни на Земле». На изучение этой темы отведено 5 часов. По структуре данный урок относится к уроку открытия новых знаний, т.к. это первый урок по названной теме.

Сценарий урока.

Тема урока: «Развитие жизни на Земле».

Цели урока:

1.Образовательная: разрешение проблемного вопроса через формирование понятия о многообразии живого мира и условиях неживой природы, его обуславливающих.

2.Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

Задачи урока:

1.Образовательные: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: многообразие живого мира; сумеют определять зависимость организмов от условий неживой природы, выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.

2.Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

3.Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.

Методы и методические приемы : наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС) – открытие новых знаний.

Оборудование : ЦОР, учебники, дополнительная литература, индивидуальные рабочие листы, тесты, гербарии.

Формируемые УУД:

1.Познавательные- определение существенных признаков понятий: «многообразие органического мира», «условия неживой природы», самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

2.Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группах.

3.Регулятивные- умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик в рабочих листах, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные результаты обучения : участие в диалоге, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать в совместном решении проблем.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме.

1.Самоопределение к деятельности .

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне и поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса. Для этого создается проблемная ситуация с помощью учебного фильма «Образование пробионтов».

Перед просмотром учитель просит учащихся перечислить уже известные им теории происхождения жизни.

Просмотр фильма и подготовка к ответу на проблемный вопрос: Как возникла жизнь на Земле, если она зародилась в водной среде?

2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

На данном этапе запланирован анализ известной информации и ее преобразование, работа с рабочими листами. Работа с терминами «Эволюция», «Ароморфоз», «Идиоадаптация». Выявление причинно-следственных связей между неживой природой и расселением живых организмов на планете через метапредметные связи с географией. Формулирование темы урока.

Учащимся предлагается работа в парах. Используя гербарии, назвать ароморфозы и идиоадаптации, способствующие выходу растений на сушу. Используя фоторяд предложить учащимся назвать ароморфозы и идиоадаптации у животных.

На данном этапе выполняется групповая исследовательская работа- заполнение таблицы. Для этого необходимо разделить класс на несколько групп (у меня их три). Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.

4.Физминутка . А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, так постоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

5.Первичное закрепление.

После выполнения работы в группах, представители от каждой группы заполняют общую таблицу, спроецированную на экран. После чего применяется самопроверка с помощью ключей, подготовленных учителем. На данном этапе урока осуществляется совместная познавательная деятельность и в группе и в сотрудничестве с учителем.

6.Самостоятельная работа. Самопроверка.

На данном этапе учитель направляет деятельность учащихся на выполнение тестового задания в рабочих листах. Затем следует взаимопроверка и выставление оценок в рабочих листах.

7. Рефлексия .

На данном этапе происходит самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8. Домашнее задание . На данном этапе учитель комментирует домашнее задание. Страницы учебника.

Ответить на вопросы: В древние времена моря кишели этими животными. Внешне они походили на мокриц, иногда гигантских, до 75 см в длину, покрытых трехдольным щитом (отсюда и название). Палеонтологи описали до 10 тыс. их видов. Вымершие 190 млн лет назад, эти животные сейчас имеют практическое значение. Найдя в осадочных породах отпечаток таких животных, геологи без труда определят возраст породы. Ведь каждому геологическому веку соответствуют свои виды этих животных.
О каких животных идет речь? Каково их систематическое положение? Когда появились первые представители этой группы животных? Когда они достигли расцвета? Когда вымерли?

(Речь идет о трилобитах – представителях типа членистоногих подтипа трилобитов. Первые трилобиты появились, предположительно, в позднем протерозое. Наибольшего расцвета достигли в кембрии. Вымерли около 190 млн лет назад. )

Литература к уроку:

  1. Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;
  2. Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187
  3. Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.

Литература для учащихся:

1. Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;

2. Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187

3. Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=BK02RUSk384&feature=player_embedded
  2. http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=6W9k1ytbybg
  3. http://www.youtube.com/watch?v=pNHG1dXzdZU&feature=player_embedded

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Технологическая карта урока «Развитие жизни на Земле»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществля

емые действия

Формируе

мые способы деятельности

Осуществля

емые действия

Формируе

мые способы деятельности

Осуществля

емые действия

Формируе

мые способы деятельности

1.Самоопред. к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Поиск формулирования темы через решение проблемного вопроса.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. (показ учебного фильма «Происхождение жизни на Земле»)

Смотрят и анализируют

учебный фильм

Выдвижение предположений и их обоснование

Включаются в урок во взаимодействии с учителем

Сотрудничество с учителем

Пытаются решить проблему

2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. Поиск формулирования темы урока.

Вспомнить определения: Что такое эволюция?, Что такое идиоадаптация?

Что такое ароморфоз?,

Какие факторы относятся к неживой природе?

Учащимся предлагается работа с гербарием с помощью которого называют ароморфозы и идиоадаптации у растений, а с помощью фоторяда- ароморфозы и идиоадаптации у животных.

Приложение № 1

Включаются в работу во взаимодействии с учителем. Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы.

Анализ известной информации и ее преобразование.

Включаются в работу во взаимодействии с учителем.

Сотрудничество с учителем

Формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист.

Сопоставление известного с тем, что еще не известно

3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.

Учитель предлагает выполнить групповую исследовательскую работу по заполнению таблицы Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.

(Приложения № 1,2)

Выполняют исследовательскую работу с опорой на учебные фильмы, учебники и дополнительную литературу .

Определение понятий «биологический прогресс», «Биологический регресс», «Эра развития жизни», выявление организмов вставших на путь прогрессе и путь регресса. Устанавливать причинно- следственные связи.

Работа и консультации в группе

Осуществление совместной познавательной деятельности в группе в сотрудничестве с учителем

Заносят информацию своей группы в таблицу. Оценивают работу других

Умение выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение оценивать других.

4.Физминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, так постоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

Выполнение упражнений под руководством дежурного ученика.

5.Первичное закрепление.

Цель: установить правильность усвоения нового материала. Выявить неверные представления и их коррекция. Усвоение учащимися нового способа действия при работе с рабочими картами и формирование умений его применять.

Предлагается учащимся на основе отобранного материала заполнить общую таблицу «Развитие жизни на Земле». И затем используется самопроверка

(Приложение №1)

Заполняют таблицу на основе информации каждой из групп. Проводят самопроверку с помощью ключа. Сравнивают и обобщают полученные знания.(Приложение №3)

Закрепление понятий

Работа и консультация в парах

Осуществление совместной познавательной деятельности в сотрудничестве с учителем

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям

6.Самостоятельная работа и самопроверка

Цель: применение нового знания в измененной ситуации, выявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции.

Направляет деятельность учащихся на выполнение работы с проверочным тестом.

(Приложение № 1)

Индивидуальная работа учащихся в рабочих листах. Самопроверка с помощью теста.

Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации

Индивидуальная работа в рабочих листах

Осуществление совместной познаватель

ной деятельности

Проводят самооценку своим действиям

Умение давать самооценку своим действиям

7.Рефлекия.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Учитель предлагает учащимся осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку, используя для этого задание в рабочих листах

(Приложение №1)

Проводят самооценку своей деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа

Индивидуальная работа в рабочих листах. Диалог с учителем и обучающимися.

Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли.

Проводят самооценку деятельности на уроке

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

8.Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель комментирует домашнее задание.

Слушают комментарий учителя и записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Эра

Биологический прогресс

Биологический регресс

Растения

Животные

Растения

Животные

1.Палеозойская эра

Папоротники, хвощи, плауны. Встречаются голосеменные.

Стегоцефаллы, крылатые насекомые. Появляются пресмыкающиеся.

Папоротники

Земноводные (стегоцефаллы)

2.Мезозойская эра

Моллюски, морские пресмыкающиеся, ящеры, растительноядные динозавры, появляются птицы, возникают сумчатые и плацентарные животные.

Пресмыкающиеся

3.Кайнозойская эра

Однодольные растения (травянистой формы).

Отряд приматов, млекопитающие. Встречаются люди.

Древесная растительность

Морские пресмыкающиеся,

динозавры.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Задание первой группе.

Вы в каменноугольном периоде палеозойской эры:

1.Представителей какого Отдела растений вы встречаете чаще всего?

2.Назовите основные ароморфозы в растительном мире.

3.Как далеко продвинулась эволюция животных? Какие Типы достигли биологического прогресса?

4.Какие группы животных и растений встали на путь регрессивного развития?

________________________________________________________________________________________________

Задание второй группе.

Вы в юрском периоде мезозойской эры.

1.Какие растения и животные стоят в авангарде эволюции?

2.Приведите примеры ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.

3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь регресса?

4. Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь прогресса?

5.Опишите климатические условия и рельеф.

______________________________________________________________________________________________

Задание третьей группе.

Вы в третичном периоде кайнозойской эры.

1.Чем объяснить широкое распространение покрытосеменных растений? В чем их преимущество перед

2.Какой Тип животных достиг биологического прогресса?

3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь биологического регресса?

4.Может ли состояться ваша встреча с людьми?

5.Опишите климатические условия и рельеф.

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Рабочий лист учащегося________________________________

1.Тема урока__________________________________________________

2. Ароморфозы и идиоадаптации растений, способствующие выходу на сушу: 1.________________________________________________

2.________________________________________________

3.________________________________________________

4.________________________________________________

5.________________________________________________

Ароморфозы и идиоадаптации животных, способствующие их выходу на сушу:

1._________________________________________________

2._________________________________________________

3._________________________________________________

4._________________________________________________

5._________________________________________________

Фоторяд:

растения

животные

растения

животные

Мезозойская эра

6. Самопроверка. Тестовая проверка.

Тест по теме «Развитие жизни на Земле»

  1. В какой геологической эре на Земле появились первые теплокровные животные?

А) палеозойской; б) мезозойской; в) кайнозойской.

  1. Какой новый способ питания появился у прокариот: а) автотрофный;

б) гетеротрофный; в) миксотрофный.

  1. На какой период приходится расцвет земноводных а) селур; б) девон; в) карбон

Г) пермь.

  1. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира а) бактерий; б) сине-зеленых водорослей в) зеленых водорослей.
  2. В отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных а) мезозой б) кайнозой в) протерозой г) палеозой.
  3. Выход растений на сушу эволюционно был связан с усовершенствованием: а) механических тканей и процесса размножения; б) ассимиляционных и проводящих тканей; в) покровных, проводящих и ассимиляционных тканей; г) процесса размножения, проводящих и механических тканей.
  4. Членистоногие произошли от: а) кольчатых червей; б) кишечнополостных; в) плоских червей; г) моллюсков.
  5. В породах возрастом около 3,5 млрд.лет найдены останки: а) вирусов; б) динозавров; в) бактерий; г) водорослей.
  6. Предками млекопитающих являются: а) древние птицы; б) зверозубые ящеры; в) водные ящеры.
  7. Какие из ароморфозов произошли в докембрии: а) четырехкамерное сердце и теплокровность; б) цветки и семена; в) фотосинтез и многоклеточность; г) внутренний костный скелет. Стало лучше/ стало хуже

    Материал урока мне был

    Понятен/ не понятен

    8. Домашнее задание. Стр. 247-260.

    Продумать ответ на вопрос: если бы к вам пришла лягушка за советом-стоит ли ей менять свое трехкамерное сердце на четырехкамерное или двухкамерное? Что бы вы ей посоветовали?


    • Учащиеся должны усвоить понятия "геохронологическая шкала, эры, периоды, цианобактерии, архебактерии, первые эукариоты, строматолиты, восстановительная атмосфера, окислительная атмосфера, теория симбиогенеза, аутогенная теория, теория гастреи, теория фагоцителлы, эдиакарская фауна", знать основные ароморфозы архея и протерозоя, объяснять их значение для эволюции жизни.
    • Учащиеся должны уметь самостоятельно осуществлять поиск информации (в т.ч., из Internet), обрабатывать её, строить аргументированный рассказ, отбирать главное в изучаемом материале.
    • Способствовать формированию у обучающихся научного мировоззрения, коммуникативных навыков.

    Оборудование: ИД Smart board, программа smart notebook "Начальные этапы развития жизни", рабочие листы на парты, Internet.

    Никто не видел, какими были первые живые организмы на Земле, но можно предположить, какие признаки были им присущи.

    Ход урока

    I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

    Современная наука позволяет не только установить факт эволюции, но и проследить, как изменялся во времени органический мир на Земле. На прошлом занятии мы рассмотрели различные гипотезы возникновения жизни. Возникновение клетки - самый трудный шаг. На этапе предбиологической эволюции "испробовано" множество вариантов развития исходных углеродных соединений. Начало можно представить как сложное переплетение различных дорог, которые постепенно расходятся, а жизнь избирает один путь. Другие остаются дорогами в никуда. Сегодня мы приступаем к изучению грандиозного по своим масштабам процесса развития жизни от первых клеток до разнообразных современных форм живых существ.

    II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    Картина биологической эволюции отражена в виде палеонтологических остатков в земных пластах. На основе их построена геохронологическая шкала.

    1. Геохронологическая шкала. Принципы её построения - устный ответ, обсуждени.

    Для ранних этапов эта картина весьма неполная из-за огромной отдалённости от нашего времени. Семь восьмых геологической истории Земли занимает криптозойский эон - эон скрытой жизни. Прошло ок. 4 млрд. лет от рождения Земли. Безбрежный океан покрывает бoльшую часть земной поверхности. Суша представляет собой один суперконтинент. Земная твердь разрывается трещинами и глубокими безднами. Из жерл многочисленных вулканов изливаются потоки лавы. В это время жизнь уже широко распространилась в океане и непрерывно меняет свои формы и функции.

    Какие ключевые изменения претерпела жизнь на начальных этапах эволюции?

    2. Время прокариот. Появление эукариотической клетки - устный ответ, обсуждение.

    Задание 1 (приложение). Докажите, что первые фотосинтезирующие организмы с момента их возникновения сразу же оказались свободными от конкуренции за уменьшающиеся природные запасы органических веществ, которые были источником пищи для первых обитателей Земли.

    Проверка выполнения.

    Благодаря быстрому развитию фотосинтезирующих организмов содержание свободного кислорода в атмосфере начинает заметно возрастать. Когда количество кислорода достигает 1 % его концентрации в современной атмосфере, возникает механизм дыхания. Дыхание дало жизни огромные энергетические выгоды: при дыхании образуется энергии в 10 раз больше, чем при ферментации. Эволюция полна парадоксов, но этот - один из самых поразительных: противоречие между перспективным значением кислорода для развития жизни и его токсичностью. Жизнь преодолела его огромной силой самоорганизации. Вероятно, большую роль сыграли те микроорганизмы, которые способны жить и в бескислородной, и в кислородной среде. Переход к новому способу получения энергии завершился около 1 млдр. лет назад. Этот переход дал импульс для развития многоклеточных организмов.

    3. Многоклеточность - один из ранних ароморфозов - устный ответ, обсуждение.

    Древнейшие представители многоклеточных животных известны с позднего рифея (700 - 600 млн. лет назад). В 1947 г. в Эдиакаре (Южная Австралия) геолог Р. Спригг сделал открытие, явившееся поворотным пунктом в развитии знаний о древней жизни: обнаружил следы и отпечатки разнообразных мягкотелых животных. Впоследствии подобные следы были обнаружены почти на всех материках. Особенно яркие и многочисленные следы этих животных имеются на побережье Белого моря. Эта группа получила название эдиакарской (вендской) фауны

    4. Эдиакарская фауна - устный ответ, обсуждение.

    Задание 2. Исследователи выявили древнюю фауну так называемых вендских животных (её возраст - около 650 млн. лет). Тела большинства из этих крупных животных (до 1м в поперечнике) были уплощёнными. Толщина многих из них не превышали 2-3 мм. Но больше всего поражает у вендской фауны полное отсутствие твёрдых скелетов. Почему сохранились отпечатки этих организмов, хотя в последующие эпохи обнаружить свидетельства существования мягкотелых животных практически никогда не удаётся? Предложите различные возможные объяснения.

    Проверка выполнения.

    Вендско-эдиакарская жизненная ассоциация является началом великого разветвления в животном мире. Это разветвление приводит уже в кембрии к формированию всех главных типов беспозвоночных животных. Оно отражает завершение перелома в эволюции, отмечает границу между двумя крупными эонами: криптозоем и фанерозоем.

    Важную роль в изменениях органического мира в архее и протерозое играет кислород.

    Задание 3. Кислород, содержащийся в атмосфере, представляет собой почти целиком продукт деятельности зелёных растений. Начало жизни и её развитие в архейскую эру было связано с бескислородной средой. В книге "Эволюция" (М., Мир, 1981 г, стр. 75) написано: "Жизнь, появившись на Земле, изменила планету и уничтожила те условия, которые сделали возможным её появление". Докажите или опровергните это утверждение.

    Проверка выполнения.

    III. ОБОБЩЕНИЕ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    Итак, на начальных этапах жизнь была представлена многочисленными формами, сформировались основные царства живой природы, появился круговорот веществ.

    Какие ключевые изменения претерпела жизнь на начальных этапах эволюции?- устный ответ, обсуждение.

    Контрольные задания.

    1 вариант. Как можно объяснить возникновение большого разнообразия многоклеточных животных в конце протерозоя (все типы беспозвоночных)?

    2 вариант. Какой тип питания был характерен для первых организмов? Какие способы питания появились в протерозойскую эру? Какие организмы могли быть производителями органического вещества?

    IV. Д\З: подготовиться к семинару, 81, стр 130 - 133.

    Источники:

    1. Общая биология, учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М., "просвещение", 2006.
    2. Т. Николов. Долгий путь жизни. М., "Мир", 1986.
    3. Р.А Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов. Дидактический материал по общей биологии. М., "РАУБ_Цитадель", 1997.

    Конспект урока по биологии 7 класс
    Учитель – Майко Екатерина Александровна

    Тема урока: История развития жизни на Земле

    Цели урока:
    1. Сформировать у учащихся систему знаний об основных итогах развития жизни во всех эрах, научить школьников правильно определять причины и следствия различных эволюционных событий о многообразии вымерших видов живых организмов, существовавших в различных эпохах.
    2. Развивать интерес у учащихся к проблеме происхождения и эволюции жизни на нашей планете, умения и навыки логического мышления, и прежде всего аналитической и творческой их сторон.
    3. Формировать научное мировоззрение: убедить школьников в познаваемости процесса эволюции органического мира.

    Понятия: архейская эра, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.
    Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ
    Структура урока:
    1. Организация
    2.Целевая установка
    3.Актуализация опорных знаний
    4.Изучение нового
    5.Итоговое закрепление
    6.Комментирование оценок
    7.Домашнее задание

    Ход урока:

    Просмотр фильма «История развития жизни на Земле за 10 минут»

    Гипотезы о возникновении жизни на Земле
    Некоторые учёные считают, что живое могло произойти из неживой природы. В водной среде из неорганических веществ под действием энергии Солнца и внутренней энергии Земли образовались органические вещества. Из них сформировались древнейшие организмы - бактерии. Другие полагают, что живое происходит от живого. Споры бактерий были занесены из космоса. Одни бактерии создавали органические вещества, другие

    потребляли и разрушали их. В результате возникла древнейшая экосистема, компоненты которой были связаны круговоротом веществ.

    Историческое развитие жизни на Земле
    В истории развития жизни на Земле выделяют 6 эр:

    катархей (4500 – 3500 млн. лет назад) «ниже древнейшего»;

    архей (3500 – 2500 млн. лет назад) «древнейший»;

    протерозой (2500 – 534 млн. лет назад) «первичная жизнь»;

    палеозой (534 – 248 млн. лет назад) «древняя жизнь»;

    мезозой (248 – 65 млн. лет назад) «средняя жизнь»;

    кайнозой (65 млн. лет назад и до настоящего времени).

    В архейской эре (архее) уже существовала биосфера,состоявшая в основном из прокариот. Фотосинтез осуществляли цианобактерии (синезелёные).

    В протерозо е в водной среде возникли одноклеточные растения, а затем одноклеточные животные и грибы. Важным событием протерозоя было возникновение многоклеточных организмов. К концу протерозоя уже появились различные типы беспозвоночных и хордовых животных.

    В начале палеозоя морские беспозвоночные достигли расцвета. В морях развивались и распространялись позвоночные животные - панцирные рыбы. Постепенно на месте тёплых мелководных морей возникала суша. В результате от многоклеточных зелёных водорослей произошли первые наземные растения. Во второй половине палеозоя возникли леса. Они состояли из древних папоротников, хвощей и плаунов, которые размножались спорами. Появились и первые наземные позвоночные - древнейшие земноводные. От них в конце эры произошли первые рептилии.

    В мезозое климат стал более засушливым. Постепенно исчезали древние леса. На смену споровым пришли растения, размножающиеся семенами. Среди животных достигли расцвета пресмыкающиеся, в том числе динозавры. В конце мезозоя многие виды древних семенных растений и динозавры вымерли.

    Кайнозой - время расцвета птиц, млекопитающих, насекомых и цветковых растений. У птиц и млекопитающих в связи с более совершенным строением систем органов возникла теплокровность. Они стали менее зависимы от условий среды обитания и широко распространились на Земле.

    Фильм «История возникновения жизни на земле за 10 минут»

    Домашнее задание: §7, отв.на?

    Урок № Тема « Развитие жизни на Земле»

    Целевые ориентации урока

    Личностные : развитие познавательной активности учащихся через умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, сравнивать,

    Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.

    Предметные: изучение развития жизни на Земле: формирование знаний об этапах развития, особенностях эволюции в периоды и эры, основных преобразований во флоре и фауне.

    Планируемые результаты

    Личностные умения: личностное мировоззрение, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия.

    Метапредметные умения:

    ПУУД: формулирование познавательной цели, применение методов информационного поиска, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.

    РУУД: целеполагание, навык планирования своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, умение участвовать в совместной деятельности.

    КУУД: организация и планирование учебного сотрудничества, …………..

    Предметные умения:

    Ученик должен знать: историю развития жизни на Земле, эры и периоды, особенности эволюции, преобразования во флоре и фауне.

    Ученик должен уметь : давать определения ключевым понятиям, выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции, устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

    Организация образовательного пространства

    Ресурсы: мультимедийное приложение к учебнику, раздаточный материал - , оценочный лист.

    Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

    Ход урока

    I . Актуализация и проверка домашнего задания

    Фронтальная работа

    Задание: ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

    Сколько существует современных представлений о возникновении жизни на Земле?

    Перечислите теории возникновения жизни на Земле?

    Суть первой космической теории?

    Суть теории абиогенеза?

    Суть теории креационизма?

    II . Мотивационная деятельность

    А все-таки как возникло это великое разнообразие на нашей Земле? – просмотр видеоролика «Как зарождалась жизнь…»

    Целеполагание постановка проблемного вопроса : какова цель урока?

    II . Учебно-познавательная деятельность.

    Работа в группах

    Задание общее: изучить текст параграфа и заполнить таблицу .

    ЭРА

    ПЕРИОД

    КЛИМАТ И СРЕДА

    РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

    Группы: 1) архей и протерозой;

    2) палеозой;

    3) мезозой;

    4) кайнозой.

    Создается группа экспертов. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая таблица по теме. Затем эксперты пересаживаются в свои первоначальные группы. знакомит других членов группы со всей темой.

    Работа по парам внутри группы по карточкам

    Задания: заполните пропуски и ответьте на вопросы.

    1) э…ны, кр…птозой, …рхей, п…оте…озой, мн…гок…ето…ность. Что означают эти термины? 2) па…ео…ой, пс…ло…иты, …арбон, ст…го…ефа…, тр…ло…иты. Объясните данные слова; 3) …риас, д…но…ав…ы, ар…ео…тер…кс, м…зо…ой, т…пло…ров…ость. Что означают эти термины? 4) ка…но…ой, ан..ропо…еновый, те…локро…ность, по…епле…ие, сухо…утн…е мосты. Объясните данные слова применительно к теме.

    Диагностика качества освоения темы.

    Фронтальная работа.

    Задание: закончите предложения (задание на экране, время - 2 минуты.) За каждый правильный ответ один балл.

      Эпоха биологической эволюции на Земле наступила около ….

      Наука изучающая историю живых организмов по их ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности называется - … .

      Самая древняя эпоха, которая длилась около 3 млрд лет называется … .

      Эон состоящий из трех эр называется… .

      Важнейшее событие силура … .

      Время расцвета медуз и кораллов – это … .

      Первые наземные позвоночные – стегоцефалы появились в … .

      Начало расцвета динозавров, появляются крокодилы и черепахи – это в … периоде.

      Высшие млекопитающиеся и настоящие птицы появляются в … период.

      Похолодание климата происходит в антропогеновый период … эры..

    III . Интеллектуально-преобразовательная деятельность .

    Индивидуальная работа

    Задание № 5 на странице 103. Составить аббревиатуры или смысловые фразы.

    IV .Оценочно-рефлексивная деятельность .

    Лист оценивания достижений учащихся на уроке

    Этап урока

    Содержание заданий

    Выставляемые баллы и отметка

    1.Проверка домашнего задания.

    Вопросы

    За каждый правильный ответ- 1 бал

    Максимальное количество бал– 5 .

    2 Работа с текстом в группе

    Заполнение таблицы

    Общее задание: изучают

    1 ) группа архей и протерозой;

    2) палеозой;

    3) мезозой;

    4) кайнозой.

    За правильное заполнение таблицы – 5 баллов.

    Помощь членам группы – 1 балл

    3. Работа в парах по карточкам

    Заполните пропуски и ответьте на вопросы

    Полнота и правильность выполнения работы – 5 баллов

    Частично выполнена, допущены 1-2 ошибки – 3 балла

    Полностью не выполнена –0 баллов

    4. Фронтальная работа

    Ответы на вопросы

    Правильные и полные ответы-10 баллов, правильные, но неполные- 5 б.,

    5. Индивидуальная работа

    Задание 5 страница 103

    Составлено 3-4 аббревиатуры или 1-2 смысловые фразы – 5 баллов; 1-2 аббревиатуры, 1 смысловая фраза – 4 баллла; 1 фраза, 1 аббревиатура – 3 бал.

    Итого 25-30 баллов – оценка « 5»

    20-24 - «4»

    15–19 - «3», 9-14 – «2».

    Домашнее задание: всем учащимся: § 16 и ответить на вопросы в конце §;

    По выбору задания: 1) задание 3 стр.103;

    2) составить план и 5 вопросов к тексту на стр. 104-106;

    3) составить тест по теме 10 вопросов 3 варианта ответа.