Какое сердце характерно для млекопитающих. Реферат: Тема урока: «Млекопитающие, их существенные признаки

Млекопитающие – это один из классов позвоночных животных, наряду с рыбами, земноводными, пресмыкающимися и птицами. Они выкармливают детенышей молоком, имеют постоянную температуру тела, их тело обычно покрыто волосами. Зародыш большинства млекопитающих развивается в утробе матери при постоянной влажности, температуре, поступлении питательных веществ и кислорода через материнский организм (откладывают яйца только яйцекладущие млекопитающие, или первозвери – например, ехидна, утконос).

Большая часть мигрирующих птиц, гнездящихся на участках Евразии, путешествует зимой в Африке; некоторые остаются в Северной Африке, другие зимой в Западной Африке, а аисты останавливаются только в Южной Африке. Часть путешествующих птиц в Европе совершает походы в южные районы Азии или на островах Тихого океана.

Пути, за которыми следуют разные виды птиц, путешествующих между их родиной и между зимней хижиной, многочисленны, а некоторые из них пересекаются. Над Европой существует несколько способов миграции, два из которых более известны. Грангур, кукушка, куколка и несколько других птиц, гнездящихся в северо-западной Европе, летают в восточную Африку. Также в Восточной Африке идут кодобаты, которые гнездятся в странах Балтии, а те, кто гнездится в Центральной и Западной Европе, летят в Африку днем. Ни один белый аист не путешествует одинаково.

По сравнению с другими животными, головной мозг млекопитающих достиг лучшего развития, благодаря чему у них образуются новые, сложные условные рефлексы и они относительно легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. К настоящему времени известно около 4000 различных видов млекопитающих.

Почему человека относят к классу Млекопитающие

Как и для всех представителей млекопитающих, для человека характерны такие признаки внешнего и внутреннего строения, как: волосяной покров, четырехкамерное сердце, два круга кровообращения (артериальная кровь не смешивается с венозной). Альвеолярное строение легких значительно увеличивает их дыхательную поверхность и способствует интенсивному газообмену с окружающей средой.

Лица, живущие в Восточной Европе, переселяются через Балканский полуостров через Босфор и Дарданеллы, Суэцкий канал, Египет и достигают Южной Африки. люди, живущие в Западной Европе, мигрируют вдоль западных берегов Франции, Пиренейского полуострова, Северной Африки и, в конечном итоге, попадают в Южную Африку.

Ориентация птиц во время миграции получила различные объяснения, без каких-либо или всех из них, способных в полной мере объяснить эту проблему. Некоторые из них подразумевают врожденные свойства птиц, высокоразвитое чувство направления, чувство направления, которое помогает им легко найти свое гнездо, которое более или менее удалено в повседневной жизни. Все это развитое чувство руководства помогло бы бегущим птицам прийти в место зимовки в сумерках и вернуться домой снова. Другие объяснения предполагают, что птицы, кроме их чувства ориентации разработаны ездить на длительные поездки по внешним явлениям их тело, конфигурация поверхности Земли, Солнца, Луны, потоки воздуха, магнитное поле земного шара и т.д. которые птицы будут воспринимать с известных органов или других органов, неизвестных.

Для большинства млекопитающих характерно живорождение. Эта биологическая черта наблюдается и у человека. Зародыш человека, как и почти у всех млекопитающих, сообщается с материнским организмом через плаценту, а новорожденный детеныш питается молоком матери, которое вырабатывается у нее в молочных железах (у яйцекладущих млекопитающих нет молочных желез: молоко вместе с потом выделяется наружу, а детеныши слизывают его с поверхности тела).

Молочные и постоянные зубы прорезываются у большинства млекопитающих в определенной последовательности и в установленные сроки. То же самое происходит и у человека. Головной мозг в центральной нервной системе, а особенно кора больших полушарий (эволюционно это самый молодой отдел мозга), достигает значительного развития.

Какие признаки строения отличают человека от других животных

Человек имеет много общих черт и с другими таксонами животных – например, с приматами, к которым относятся, помимо Homo sapiens, также и обезьяны. Но в то же время есть и существенные отличия . Так, переход к прямохождению привел к принципиальным изменениям в скелете, мышцах, расположении внутренних органов . Мозг человека занимает большую часть массы от всей массы тела, чем у других приматов. Нижняя челюсть и мускулатура языка приспособлены к речевой деятельности, позвоночник имеет четыре изгиба. Стопа приобрела сводчатую форму, а пальцы на руках стали более подвижными и ловкими.

Совет 2: Самое маленькое млекопитающее на Земле - землеройка

Самым маленьким млекопитающим на Земле официально признана этрусская землеройка (карликовая белозубка). Эта землеройка - настоящая малютка среди насекомоядных млекопитающих! Ее вес составляет 1,5 грамма, а длина – 3 сантиметра. Стоит описать эту кроху более подробно.

Инструкция

Тело у карликовой белозубки стройное и подвижное. Как уже было сказано, длина этой крохи вместе с головой, оканчивающейся длинным и подвижным хоботком, составляет от 3-х до 4-х сантиметров. Масса тела этрусской землеройки варьируется в пределах от 1,2 до 1,5 граммов. Мех у этого создания очень мягкий и блестящий. Цвет шерсти – от серого до коричневого. В зимнее время мех становится более мягким и длинным.

Этрусская землеройка двигается очень быстро и шустро. Она обладает и крайне высоким уровнем обмена веществ (метаболизма). Это заставляет ее поедать большое количество пищи, которое превышает собственный вес в два раза. Эта кроха – настоящая охотница на молодых лягушек, ящериц и, конечно же, насекомых. Ученые проследили за жизнью карликовой землеройки и пришли к выводу, что питаться ей приходится около 25 раз за день!

Физиологические характеристики самого маленького млекопитающего в мире следующие: температура тела этрусской землеройки составляет 37оС, а сердце бьется до 1511 ударов в минуту (25 ударов в секунду!). Когда малютка впадает во временное оцепенение, то температура ее тела опускается до 12оС. Временное оцепенение является необходимой частью жизни карликовой землеройки и возникает в определенные периоды ее жизни: холодное время года, нехватка пищи. Выход из этого состояния сопровождается повышенным сердцебиением: в это время сердечные сокращения увеличиваются со 100 до 1200 в минуту.

Самки карликовых белозубок – это самые настоящие заботливые матери. Они водят своих детенышей за собой цепочкой. Вот как это происходит: первый детеныш цепляется за мамин хвост, второй – за хвост своего брата или сестры и т.д. Получается неразрывная цепь, движущаяся по дороге. На первый взгляд можно не понять, что это за «веревка» движется, но при детальном рассмотрении становится ясно, что это – выводок самых маленьких млекопитающих на Земле.

К сожалению, карликовая землеройка находится на грани полного исчезновения в некоторых странах. Причиной этому становятся довольно резкие климатические изменения, к которым этрусские крохи очень чувствительны. Кроме того, уменьшение численности карликовых белозубок происходит и по причине разрушения их жилищ в результате тех или иных сельскохозяйственных работ. Этрусская землеройка приносит большую пользу человеку: она уничтожает насекомых-вредителей в огородах, садах и полях.

Этрусские землеройки обитают в Северной Америке, в Южной Европе, в ряде азиатских стран, в Закавказье, а также в Подмосковье, на Урале, в Приморском крае и в Прибайкалье.

Млекопитающие являются наиболее развитыми среди позвоночных животных. Их отличительной чертой является вскармливание детенышей молоком. Одна из важнейших особенностей класса млекопитающих - развитие высшей нервной деятельности.



Инструкция

У млекопитающих есть ряд важных приспособлений, которые обеспечили быстрый прогресс этой группы животных. Развитие у них внутриутробное, в течение него детеныш получает питательные вещества через плаценту, только яйцекладущие млекопитающие откладывают яйца.

Для млекопитающих характерна достаточно высокая температура тела (около 38оС), рождение живых детенышей, которых потом вскармливают молоком, а также развитие органов чувств и коры больших полушарий головного мозга.

У млекопитающих более плотный и толстый кожный покров, чем у птиц, а большая часть тела покрыта волосами, которые играют важную роль в терморегуляции. Кожные кровеносные сосуды также имеют существенное терморегуляционное значение, при расширении их просветов резко возрастает теплоотдача .

Особенностью скелета является наличие плоских позвонков, между которыми находятся хрящевые диски. Череп соединяется с позвоночником при помощи двух отростков - затылочных мыщелков. В шейном отделе млекопитающих, вне зависимости от его длины, как правило, 7 позвонков, исключение составляют ламантины и некоторые виды ленивцев.

Для млекопитающих характерно разнообразие кожных желез. Протоки сальных желез открываются в волосяную сумку, их секрет смазывает поверхность эпидермиса и волосы, предохраняет их от смачивания. Потовые железы млекопитающих в основном выделяют воду, в которой растворены соли и мочевина. Выделения потовых и сальных желез придают животным специфичный запах, который используется для полового и индивидуального узнавания.

У млекопитающих очень хорошо развиты органы чувств, причем их обоняние гораздо эффективнее, чем у других позвоночных. У большинства млекопитающих есть наружное ухо, по широте диапазона издаваемых и воспринимаемых звуков млекопитающие превосходят птиц, они используют как сверхзвуковые частоты (летучие мыши), так и звуки низкой частоты (киты).

Молочные железы млекопитающих представляют собой видоизмененные потовые, у плацентарных и сумчатых они гроздевидные, а их протоки открываются на сосках. Расположение сосков и желез может отличаться, например, у обезьян и летучих мышей они расположены на груди, у копытных - в паховой области. Число сосков связано с плодовитостью вида.

Мозг млекопитающих отличается большими размерами и сложным строением полушарий переднего мозга. Хорошо развита серая кора полушарий, где расположены центры высшей нервной деятельности, с этим связаны сложные формы приспособительного поведения.

Видео по теме

Согласно научной классификации, человек – один из видов животных. В школе на уроках биологии детям рассказывают, что люди относятся к одному из пяти биологических царств (то есть к царству животных), а далее идет уже более детальная классификация: тип – хордовые, класс – млекопитающие, отряд – приматы, семейство – гоминиды, род – люди, ну и, собственно, вид – человек разумный (Homo sapiens). Однако человек – это совершенно уникальное существо, которые очень сильно отличается от всех других животных.



Инструкция

Прежде всего, только человек умеет говорить. Ученые, сравнивая людей с их ближайшими «родственниками» – шимпанзе, выяснили, что гортань у человека расположена гораздо ниже, чем у обезьяны, и, кроме того, у людей есть подъязычная кость, благодаря которой они могут произносить членораздельные звуки. По оценкам ученых, говорить люди научились около 350 тысяч лет назад. Конечно, животные между собой тоже общаются, но их способы коммуникации сильно отличаются от того, что умеем мы, люди.

Окружающий мир

Учитель Самойленко Н.Н.

Тема урока: «Млекопитающие, их существенные признаки»

Цель. Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей).

Обучающая:

учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия

и признаки группы млекопитающих (зверей).

Развивающая:

развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”.

Воспитывающая:

воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родному краю.

Оборудование: СД запись в мире животных, кроссворды на карточках, тестовые задания на карточках. 30 карточек с разными животными: 10 птицы. 10 насекомые, 10 звери, учебник “Окружающий мир” О. Т. Поглазова.

^ Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Из глубокого колодца (руки “О”)
Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко).

Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой гостей. Садитесь

^ 2. Повторение пройденного материала.

Учитель. Сегодня нас к себе в гости пригласил Великий и могучий Волшебный лес. Но попасть в него совсем непросто, нужно выполнить одно задание. Задание не простое, а в форме теста, вы уже знаете, что в 11 классе ученики нашей школы сдают единый государственный экзамен, который проводится в виде тестов, поэтому готовится к нему нужно начинать уже в первом классе. Кто мне напомнит, как нужно работать с тестом.

^ Дети. Из нескольких вариантов надо выбрать один и отметить его галочкой, звездочкой или кружочком.

Учитель. Чтобы быстрее попасть в лес, работать будем парами. (отмечают).

Тест по изученным темам.

I. Животные часть, какой природы?

II. Кого из этих животных можно назвать “домашним животным”?

III. Отметь названия диких животных, которые обитают в твоей местности?

Дети веером показывают номер правильного ответа, у кого нет веера, воспользуйтесь кубом. На нем есть цифры 1, 2, 3.

^ 3. Актуализация опорных знаний учащихся, проблемная ситуация.

Учитель. Ваши ответы стали ключом к воротам Волшебного леса (открывает доску, на доске три группы животных перемешанных между собой: птицы, насекомые и звери). Каждой улице Солнечного города от животных Волшебного леса пришло послание, в котором животные просят разделить их на три группы, чтобы они жили с себе подобными. Поможем им? (Да). Итак послание 31 для улицы Красной.

^ ПОСЛАНИЕ №1. Наше тело покрыто перьям, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья. (ребята по очереди выходят и перемещают животных этой группы на левую часть доски). Проверим, всех животной этой группы мы выбрали?

^ ПОСЛАНИЕ №2. У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники.

Проверка.

^ 4. Введение нового материала.

Учитель. Хорошо, ребята, с этими группами мы разобрались. Как они называются? Их признаки более подробно мы рассмотрим на следующих уроках. А вот с этой группой будем работать сегодня. Итак, все ли эти животные имеют общие признаки животные.

Давайте вместе найдем сходства и признаки этой группы. Что у них у всех одинаково?

Число ног – 4, тело покрыто шерстью, например у дельфинов и китов нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками.

Кормят детенышей – молоком.

Потомство появляется на свет по-разному, например утконос откладывает яйца, кенгуру донашивает детеныша в особой складке на животе – сумке. Но у большинства животных детеныши появляются живые.

А теперь давайте прочитаем послание этой группы. Совпадают ли наши признаками с тем, что написали эти животные.

^ ПОСЛАНИЕ №3. Мы покрыты шерстью, у нас две пары ног, своих детенышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, но свое потомство мы тоже кормим молоком.

^ Учитель. Давайте сделаем вывод. Какой из признаков характерен всем этим животным.

Дети. Они кормят детенышей молоком.

Учитель. Хорошо, а кто из вас сможет подобрать слова близкие по значению к слову корм.

Дети. Еда, пища, питание.

Учитель. Молодцы. А теперь давайте разгадаем ребус. Какое слово получается.

^ МОЛОКО+ПИТАНИЕ+ ЮЩИЕ

Дети. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Учитель. Хорошо это означает – животные, питающиеся молоком. Итак, тема сегодняшнего урока МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Учитель. Ребята, а вы знаете, что в лесу всегда нужно быть на чеку, всегда надо быть внимательными. А почему, как вы думаете?

^ МИНУТКА ОБЖ.

В лесу много опасностей. Ядовитые ягоды, змеи, клещи, несъедобные грибы. Дикие животные.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ.

Тропинка – шагаем.

Кочка – присесть и голову накрыть руками.

Солнце в лесу - подпрыгнуть, руки вверх и расставить пальчики.

^ 4. Работа с учебником.

Учитель. Ребята, а группа млекопитающих еще имеет одно название, но чтобы его узнать волшебный лес приготовил нам задание. Нужно отгадать загадки на странице 9 учебника окружающий мир №2.

Хорошо читающие дети читают в слух загадку (как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, а можно сесть и прочитать и самому про все узнать).

Учитель. Ребята как вы думаете, под какими номерами животные, которые подходят к группе млекопитающих. Закрасьте эти номера зеленым цветом. Давайте проверим, какие номера вы закрасили покажите веером (7, 4,8,2,1,6). Теперь можно и разгадать кроссворд (на доске и в книге стр. 10)

Учитель. Ребята, а каких зверей вам приходилось наблюдать в природе? В зоопарке? В цирке? Ребята, а почему дикие животные при виде человека убегают?

^ Дети. Отвечают. Некоторые люди обижают животных, убивают, разоряют гнезда, издеваются.

Учитель. А можно ли так делать? Как вы думаете, животные, которые выросли в цирке, зоопарке, одним словом в неволе, смогут жить в дикой природе?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель. Спасибо, хорошо повеселились, Волшебный лес остался доволен. Он приготовил нам новое задание. Волшебный лес говорит, что каждый зверь, как и каждый, человек имеет свой характер. А иногда даже людей сравнивают с животными. Давайте вместе выполним задание №5 на стр. 11

^ 5. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ.

Учитель. О каком из этих животных сложено много сказок?

Дети. Лиса, медведь, заяц.

Учитель. А какие сказки вы сможете назвать?

Дети. Теремок, Колобок, лиса и Журавль,

Учитель. Кроме сказок, народ складывал поговорки, например вот такие:

Лисица - старая льстица.

Всякая лиса свой хвост хвалит.

У лисоньки плутовки сорок три уловки.

Как вы понимаете эти поговорки?

Дети. Что лиса хитрая, хвастливая.

6. Краеведение.

Учитель. Тропинка волшебного леса ведет нас дальше, и я слышу уже следующий вопрос мудрого леса. Как вы думаете, ребята, все ли звери могут жить в одинаковых природных условиях? Почему? Например, может ли дельфин жить в лесу?

^ Дети. Нет.

Учитель Правильно каждый зверь живет там, где поселила его матушка природа: Слона – в Африке, Индии, в теплых краях. Кенгуру – в Австралии. А какие животные живут у нас в Краснодарском крае?

^ 7. Закрепление пройденного материала.

Учитель. Пришла пора прощаться с волшебным лесом. Лес просит, чтобы ребята приготовили интересный материал о зверях.

Физкультминутка.

Учитель. О какой группе животных мы сегодня говорили.

^ Дети. Млекопитающие - это те, которые вскармливают свое потомство молоком.

Учитель. Сейчас проверим, как вы усвоили материал, вам я на каждую улицу раздам кроссворды. Кроссворд называется “МОЛОКО” вам нужно вписать зверя из группы млекопитающих на каждую букву слова молоко. Работа по группам. Какой группе будет сложно выполнить задание, я вам дам подсказку.

1.Пи, пи, пи - она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая. . .

2.Живу и в тундре и в лесу,
На голове ношу красу.

3.Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. .

4.Чьи ужимки без труда
Повторяет детвора?
Кто живет среди лиан?
Стая диких. . .

5. Мохнатенький, усатенький, молоко пьет, песенки поет.

6.Он герой одной из сказок
Как увидишь И и А -
Называйся ты ИА.

8. Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Что означает слово “Млекопитающие”? Назовите три основных признака зверей? Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.

9. Заключительное слово учителя.

Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
(Сергей Островой)

Учитель: Любите природу, не обижайте животных, и тогда ваши дети буду радоваться богатству нашей планеты.