Система образования в кнр. Высшее образование в китае

Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

«Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


источники
Ksenia Donskaya
http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522

Вот тут еще некоторые , а тут мы обсуждали . А вот давно уже обсуждали такую статью про и

Сегодня на лидирующие позиции в науке, культуре и искусстве все чаще попадают китайцы. Жители Поднебесной не оставляют шансов европейцам, воспитанным в тепличных условиях. Так происходит потому, что образование в Китае - это учеба по десять часов в день. Каждый день и весь год.

Неграмотность побеждена

В докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» отмечается, что уже к 2003 году Китай вышел на первое место по масштабам развития образования. Начатая в 1985 году, реформа образования дала ощутимые плоды. Ряд законодательных актов правительства способствовал обязательному обучению грамотности всех жителей, развитию сферы высшего образования, увеличению количества зарубежных профессоров в вузах и притоку студентов из других стран. Так, с 80-х годов ввели обязательное начальное образование, в 90-х годах девятилетнее обучение стало обязательным.

Один из главных показателей эффективности борьбы с безграмотностью - это процент женщин от 15 до 24 лет, не имеющих даже начального образования. В Китае он составляет 4%. Сравните с Индией, где он равен 44%, а в довольно европеизированной Турции - 8%.

Процент неграмотного взрослого населения в Поднебесной сегодня порядка 4%. А еще в 50-х годах нашего столетия 80% китайцев были безграмотными. Молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет в 99% грамотные в Китае.

Рост образованности - залог успеха

Еще один показатель, указывающий на то, что уровень образования в Китае растет стремительными темпами - это количество специалистов с высшим образованием на 100 тысяч человек. 20 лет назад этот показатель был 600 выпускников на каждые 100 тысяч человек. Министерство образования Поднебесной планирует к 2020 году достичь показателя в 13,5 тысяч специалистов.

В 1949 году в Китае существовало 205 учебных заведений высшей ступени. Сегодня их порядка 2 тысяч с количеством студентов в 20 миллионов человек.

Система образования в Китае

Структура получения знаний КНР не отличается от большинства европейских. Она включает следующие ступени:

  • Дошкольное (дети с 3 до 5 лет).
  • Начальная школа и неполная средняя (6+3, 5+4 или 9-летние системы).
  • Средняя школа (трехлетнее обучение).
  • Среднее специальное образование (2 года после средней школы, или 4 года после неполной средней).
  • Высшая школа.

Система образования в Китае сегодня предусматривает обязательное девятилетнее образование (уровень неполной средней школы). Далее выпускники либо получают специальное образование, либо становятся студентами вуза. Или же они прекращают дальнейшее обучение.

До школы

Дошкольное образование в Китае представляет сеть государственных или же частных учреждений. Законодательство страны направлено на поддержку частного сектора в данной сфере образования. Министерством образования утверждена единая программа дошкольного образования. Но если в государственных структурах приоритетным является подготовка детей к школе и трудовое воспитание, то частные дошкольные учреждения специализируются на эстетическом, культурном и ориентированном на личность ребенка обучении.

В целом день дошкольника-китайца похож на такой же день русского ребенка. Отличительными особенностями воспитательного процесса, характеризующего образование в Китае до школы, можно считать следующие:

  • Утро в детском саду - время поднятия флага. Любовь и гордость за страну культивируется с дошкольного возраста.
  • Приучение к труду складывается из того, что при образовательных учреждениях есть огородики, где дошкольники учатся выращивать овощи. И даже иногда их готовят.
  • Даже игры детей подчинены строгой дисциплине. Свободное время - время безделья, а этого в Китае просто нет.

Строгую дисциплину в сочетании с контролем, не позволяющим ребенку даже думать о том, что он особенный, часто критикуют. Но для китайца правило «что хорошо для государства, хорошо и для человека» - это незыблемое правило.

Большинство детских садов работает до шести вечера, но есть и те, где дети могут находиться круглосуточно.

Начальная школа и неполная средняя

Этот отрезок обучения обязателен. Он оплачивается государством. Начальная школа занимает 6 лет обучения, а средняя - 3. Программа включает изучение китайского языка (углубленно), математики, истории, природоведения, географии, музыкы. Вариативная часть - этика, мораль и правовая часть. Оценивание проводится в виде тестов, по 100-бальной системе.

Обязательной является практика, когда дети по несколько часов в неделю трудятся на минипредприятиях или фермах.

Безделье тут считается недопустимым. Нагрузка на детей огромная, домашние задания обязательны. Даже в каникулы дети выполняют домашние задания, которые довольно объемны.

Дисциплина очень строгая, ворота школы открываются только чтобы впустить детей и выпустить. Предусмотрена общая школьная форма для учеников каждой школы. За пропуск занятий без важной причины - отчисление.

Интересно! В школах утро начинается с зарядки и линейки с обязательным поднятием флага. Предусмотрена и дневная зарядка, а в середине учебного процесса - гимнастика для глаз с применением методов акупунктуры. После обеда, который длится час, предусмотрено 5 минут на сон.

Старшая школа и среднее специальное образование в Китае

После средней школы, если ребенок выберет определенное направление и финансы семьи позволят, можно продолжить учиться на протяжении 3 лет в старшей школе.

Существует два типа старших школ:

  • Академические. Это специализированные школы, главная задача которых состоит в подготовке ученика к поступлению в вуз по выбранному направлению.
  • Профессионально-технические. Тут готовят рабочих на определенные виды работ.

В профессионально-техническое учебное заведение можно поступить и после окончания академической старшей школы. Тогда учиться ребенку в ней придется меньше - два года вместо трех.

В вуз можно поступить только после окончания старшей школы. При этом баллы, которые ученик получит на едином выпускном экзамене, определяют иерархию будущего университета, ведь при поступлении экзамены не сдают - все определяет балл старшей школы.

Высшее образование в Китае

В 64 странах мира признаются дипломы, полученные в вузах Китая. Россия в их числе.

Все заведения высшего уровня имеют свою иерархию, установленную в едином рейтинге. От балла единого экзамена выпускника старшей школы зависит, в какое заведение он может поступать - «высшего уровня» или провинциального уровня. Поступление абитуриента - это праздник всей семьи, даже если ребенок поступил на платное обучение. Для студентов предполагаются стипендии государства и субсидии от предприятий-заказчиков, которые часто берут на себя затраты по подготовке специалистов.

Высшая школа Китая - это:

  • Колледжи с двухгодичной (свидетельство специалиста среднего уровня) и четырехгодичной (диплом бакалавра) программой.
  • Высшие учебные заведения (бакалавр, магистр, доктор наук), обычно с узкой специализацией. Готовятся специалисты по 820 специальностям.

Обучение ведется на английском или китайском языках по выбору. Система учебного процесса семестровая с зимними и летними каникулами.

Для одаренных китайцев, победителей национальных конкурсов и олимпиад, а также для детей из малообеспеченных семей существуют бюджетные места, но их очень мало, и конкурс очень высок.

Международный авторитет система высшей школы Китая завоевала давно. В научных университетах китайцы представлены довольно широко в Америке, Австралии и Европе. Аспирантуру и докторантуру за пределами Китая оканчивает ежегодно порядка 20 тысяч китайцев.

Самые популярные вузы Китая

По рейтингу QS (2017) 4 китайских учреждения в сотне лучших университетов мира: Пекинский университет, Шанхайский университет Джао Тонг, университеты Фундань и Цингау. А по некоторым дисциплинам (инженерные и информационные технологии, химия и другие) китайские университеты лидируют в мировых рейтингах. Например, Шанхайский университет транспортных коммуникаций (Цзяотун) лидирует в позиции инженерных технологий.

Девять ведущих университетов Китая вошли в образовательный проект под названием «Группа К-9». Эта группа сравнима с известной всем «Лигой плюща» в Америке. Затраты по научным изысканиям и техническим разработкам в этой группе полностью финансируются государством, а это 10% годового бюджета! Кроме уже упомянутых четырех рейтинговых университетов, в китайскую «лигу плюща» входят Нанкинский, Чжэнский университеты, Китайский университет науки и технологий (Пекин), Университет Сиань Дзяотун (Пекин), Харбинский институт науки и технологий.

По цитируемости статей и количеству патентов на изобретения Китай на третьем месте, после Америки и Японии. Но при такой поддержке государства, обеспечивающей быстрый темп роста образования и науки, вероятность повышения рейтинга Китая довольно велика.

Образование в Китае для русских студентов

Обучение в Китае - не такая недостижимая цель, как кажется. Существует множество образовательных программ и договоров между университетами России и Китая. Развита система обмена студентами и конечно, тому, кто уже студент, попасть на учебу в Поднебесную легче.

Для выпускников, желающих попасть в университеты Поднебесной, документа об окончании школы будет недостаточно. Кроме того, при поступлении потребуется сдать языковой экзамен Hanyu Shuiping Kaoshi. Наиболее крупные университеты устанавливают свои дополнительные правила, как дополнительное тестирование или возрастной ценз.

В любом случае подготовка к поступлению подразумевает индивидуальный подбор университета и тщательную подготовку документов по требованиям конкретного учебного заведения.

Итог

Весь мир уже давно «охватил восточный бум». Изучение японского и китайского языков неуклонно растет. Все большее количество молодежи охвачено интересом к истории и традициям стран Востока. Наш сосед - крупнейшая страна Азии - увеличивает свое влияние в самых разных сферах жизни мирового сообщества. Прорыв в экономике и победа над безграмотностью заставляют задуматься об исключительной особенности образования в Китае как составляющей успеха Поднебесной.

Грандиозные темпы развития экономики КНР за последние десятилетия порождают много дискуссий среди современного общества, появляется все больше гипотез и предположений об истоках мощного прогресса Китая. Безусловно, это не могло произойти без причины и серьёзной работы государства и представителей экономической отрасли.

В основе национальной идеи Поднебесной лежит принцип тяжелого труда, который непременно приведёт к успеху. С самого детства китайцы упорно трудятся и даже после достижения цели не перестают работать над собой. Китайцы никогда не останавливаются на полпути, ведь главное для них – достижение поставленной цели. Например, во время Олимпиады китайцы всегда стремятся получить именно золото, ведь другие медали не являются эквивалентом победы.

Но, конечно же, важную роль в формировании экономики страны сыграло государство.
Во-первых, были правильно определены приоритеты: большая часть государственного бюджета сегодня вкладывается в образование. Университеты, приносящие стране ценные кадры, почти полностью находятся на дотации государства. Отсюда и гонка за повышение качества получаемого обучения. Также государство поощряет талантливых студентов – будущих бесценных кадров для страны и предоставляет гранты. Они также работают и для иностранных студентов.
Во-вторых, начальное и среднее образование было объявлено обязательным для всех. Только жёсткими мерами на законодательном уровне можно было справиться с засильем неграмотности.

Как известно, в начале 90-х в Китае лишь 4% населения имело высшее образование, только 12% получили аттестат старшей школы и 11% не имело образования вовсе. Выдающихся исследователей можно было посчитать на пальцах, а о престижных вузах, победах в различных олимпиадах и состязаниях не стоило и говорить. Сегодня ситуация кардинально изменилась.

Преимущества Китайского образования

Что же стало тем толчком, который превратил в Китай в самую быстроразвивающуюся страну? Сегодня Поднебесная обгоняет США по количеству запусков в космос, самостоятельно выпускает оригинальную и качественную продукцию, а также является мировым центром передовых исследований и новаторских проектов. В 1998 г. был подписан «Закон о высшем образовании КНР», который превратил вузы страны в университеты с мировым уровнем, с лучшими профессорами и уникальными лабораториями, благодаря которым Китай теперь по праву можно назвать инновационным чудом.

В настоящее время каждый гражданин КНР понимает, что отсутствие диплома о высшем образовании значит невозможность нормальной, счастливой жизни и самореализации. Это понимание и определило современную ситуацию в стране. В настоящее время получение диплома и востребованной специализации – это цель каждого жителя страны. И добиваться её начинают с раннего детства. Принимая во внимание невероятное усердие и старание, школьники, а потом и студенты безумно много учатся и воспринимают огромные пласты информации каждый день.

Особенности образования в Китае

Концепция заключается в том, чтобы каждый учащийся стал значимым человеком в обществе и добился в жизни всех благ. Поэтому с детства каждый гражданин КНР знает, что такое усиленное изучение материала, способен стойко вынести по девять уроков каждый день и проводит свободное время за изучением книг в библиотеке. И все это сопровождается железной дисциплиной: за 12 пропусков ученика ждёт отчисление, за употребление алкоголя в стенах учебного заведения - отчисление с выговором и значительные сложности при поступлении в другие школы.

Из-за высоких нагрузок и железной дисциплины в школах существуют и тихие часы. После обеда у учеников есть 60-80 минут на отдых и восстановление. При этом до ухода на отдых дети изучают точные науки, а после тихого часа занимаются творчеством.

Система образования в Китае

Современная китайская система образования знакома любому европейцу и мало отличается от того, к чему мы привыкли.

  • С трёх до шести лет дети получают дошкольное образование в детских садах. В этом возрасте начинается приучение к строгой дисциплине.
  • Следующие шесть лет ребёнок проводит в начальной школе. Там он получает базовые знания о мире и обществе и впервые пробует себя в качестве работника.
  • Ещё три года занимает обучение в средней школе. На этой ступени дети углубляются в точные науки, изучают политику, информатику и иностранные языки. После окончания средней школы ученики считаются достаточно подкованными, чтобы не идти в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование и пойти работать.
  • Последние три года школы – это старшие классы. Там детей готовят к университету.

Дошкольное образование

В Китае, как и в России, дошкольники посещают детские сады. Они делятся на два основных типа: частные и государственные. При этом они отличаются как способом финансирования, так и методикой преподавания.

В частных детских садах при обучении делают упор на индивидуальный подход к ребёнку, развивают его творческие способности и знакомят с наукой и искусством. В государственных же дошкольных учреждениях детей приучают к труду, учат справляться с бытовыми потребностями и готовят к начальной школе.

Знаменитую китайскую дисциплину детям прививают с детского сада. Каждое утро начинается с поднятия национального флага, все игры строго контролируются воспитателями, а свободного времени для безделья просто нет. Может в этом и кроется секрет исключительного трудолюбия и работоспособности китайцев.

Школьное образование в Китае

О трёхступенчатой структуре школьного обучения мы упомянули раньше. В целом она напоминает российскую, за исключением того, что бесплатными являются только первые девять лет обучения. За старшую школу нужно будет заплатить.
Начальная и средняя школа – это обязательный этап обучения. Программа включает в себя базовое изучение китайского языка, математики, природоведения, истории, географии и музыки. Оцениваются знания по 100-балльной шкале, работает тестовая система.

В китайских школах для всех учеников действует единая форма, входные ворота открываются дважды в день, а учебный процесс не прекращается даже во время каникул. После отдыха школьники обязаны сдать учителям готовое домашнее задание. Частой практикой является отправка детей за границу. Но не для отдыха, а более углублённого изучения иностранного языка. Кажется, что каждую свободную минуту в Китае тратят на учёбу.

В старшую школу обычно идут те, кто хочет поступить в вуз. Ещё один важный момент – перед началом этого этапа ученики сдают профильный тест и выбирают направление - профессионально-техническое или академическое.
В старшей школе академического направления учеников готовят к поступлению в вуз. Школьников ждёт обучение серьёзным и узкопрофильным дисциплинам, которые понадобятся им в университете.
Профессионально-техническая старшая школа направлена на подготовку будущих рабочих.

Высшее образование в Китае

На территории Китая расположены более двух тысяч высших учебных заведений. Стоит отметить, что дипломы вузов КНР не только котируются работодателями, но и высоко ценятся на мировой арене. И это всё благодаря фундаментальному подходу к высшему образованию в Поднебесной.

Чтобы поступить в университет, школьники сдают общегосударственный единый экзамен, который определяет их шансы на поступление в вуз. В росте числа молодых людей с высшим образованием заинтересовано не только государство, но также и муниципалитеты и частные компании Китая. Отсюда и разнообразие грантов и стипендий на обучение в вузах. Также распространены кредиты на обучение.
Учёба в КНР становится доступнее, но конкурс на бюджетные места по-прежнему очень велик, поэтому даже поступление на платное отделение – праздник для всей семьи. Диплом выпускника китайского вуза – гарант успешной карьеры в будущем.

Структура высшего образования в Китае – такая же, как в России или Европе и состоит из трёх ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура.
Обучение на бакалавриате занимает четыре года и является основной ступенью получения высшего образования. Диплом бакалавра позволяет получить работу в ведущих компаниях Китая и всего мира.

Магистратура – это ещё два или три года обучения и получение первой академической степени. Студентов, поступивших на вторую ступень обучения, ждёт серьёзная научная работа, публикация академических материалов по выбранной теме и, наконец, написание и защита магистерской диссертации.

Получение степени кандидата наук занимает ещё три-четыре года обучении в аспирантуре. Обычно это обучение платное, но аспиранты, занимающиеся изучением важных или современных тем, могут рассчитывать на помощь государства, которое поощряет рост учёных, приносящих пользу стране.

Обучение в Китае для иностранцев

Для иностранцев же обучение в Китае выглядит совсем по-другому. Более 400 000 студентов из разных стран (России, США, Южной Кореи, Японии, Казахстана и др.) уже сегодня учатся в Китае. При этом иностранные студенты получают льготы и более мягкие условия проживания.

Почему? Ежегодно учебные заведения КНР предоставляют сотни программ и грантов для иностранных студентов. Чем больше студентов из других стран – тем выше рейтинг университета. Сотрудничество вузов с другими странами важно для развития международного бизнеса, улучшений отношений с другими государствами и популяризации китайской культуры.

На этом отличия не заканчиваются. В отличие от китайских, иностранные студенты живут в более комфортных условиях. В кампусе любого крупного университета есть отдельные общежития для учащихся из других стран. Обычно они новее, оборудованы всей необходимой техникой, а комнаты в них рассчитаны на меньшее количество человек.

Но при этом не стоит забывать, что во время обучения у иностранных студентов никаких привилегий нет. Железная дисциплина и высокие требования одинаковы для всех. Китайские преподаватели не дают поблажки ленивым студентам, да и сами студенты относятся к таким сокурсникам с недопониманием. Помимо этого, за плохую успеваемость или прогулы без уважительной причины могут отчислить.
Каждый год вузы Китая завоёвывают лидирующие позиции в мировых рейтингах учебных заведений. Этому способствует и государственная поддержка, и новаторский подход и международный опыт обмена знаний вузов Поднебесной.

Китай и Россия: сравнение современного высшего образования

Пожалуй, высшее образование в Китае сегодня частично похоже на то, что нам рассказывали о советских вузах. В приоритете – незыблемый авторитет преподавателя, обязательное посещение всех лекций и семинаров, требовательность в учёбе и, конечно, тщательное соблюдение дисциплинарных норм.

Но не следует думать, что современное обучение в Китае – это откат в прошлое. Наряду с железной дисциплиной и строгими нормами, которые были присущи российским вузам 50 лет назад, университеты КНР демонстрируют научную открытость, использование последних технологий, активное внедрений практических занятий и сотрудничество с лучшими вузами со всего света. Большинство вузов Китая оборудованы инновационными лабораториями, имеют обширные библиотеки и все условия для совершения настоящих научных открытий.

Кроме того, студенты живут в современных кампусах, на территории которых находятся кафе, тренажёрные залы, магазины, банковские отделения и всё необходимое для жизни. Зачастую у учащихся, проживающих в общежитиях, просто нет нужды выходить за пределы студенческого городка. Все это может стать ближе с China campus network.

Ведущие университеты

Более пятидесяти вузов Китая входят в число 500 лучших университетов мира. Рейтинг обновляется каждый год и включает в себя самые инновационные, современные и влиятельные вузы со всего света. Два китайских университета, расположенных в Пекине, стабильно попадают в первые несколько десятков мирового рейтинга. Это ещё раз говорит о том, как высоко ценится образование, полученное в Китае, на мировой арене.

Наиболее авторитетные высшие учебные заведения Китая сформировались в отдельную группу и получили название «Лига С9». Это объединение сопоставимо с американской «Лигой плюща» или британским альянсом «Рассел». Кроме авторитета и высокого рейтинга, все научные исследования и технические разработки в этих университетах финансируются государством. Целью создания лиги было объединение научных ресурсов и договорённость о поддержке высокого уровня национального образования. Соответственно, любой из девяти университетов группы может предложить лучшие условия для обучения в Китае.

В «Лигу С9» входят Пекинский университет, Шанхайский университет транспорта, Фуданьский университет, Харбинский политехнический университет, Наньцзинский университет, Университет Цинхуа, Научно-технический университет Китая, Чжэцзянский Университет и Сианьский транспортный университет.

Для абитуриентов, желающих получить высшее образование или научную степень в Китае, работают сотни вузов. Все они имеют разные специализации и могут предоставить разные возможности. Но при этом одинаково качественным оно будет как в больших городах и федеральных университетах, так и в маленьких бюджетных вузах, расположенных в провинциях.

Китай - это современная перспективная страна, которая в последние годы занимает ведущее положение не только на мировом рынке, но также в сфере культуры и науки. Из нашей статьи вы узнаете, как складывалась система от древности до наших дней. Также мы расскажем про самые важные университеты страны и про то, как иностранцы могут в них поступить.

Образование в древнем Китае

С давних времен китайцы трепетно относились ко всему, что связано со знаниями и учебой. Учителя, научные деятели, философы и поэты были уважаемыми людьми, часто занимали высокие должности в государственной системе. Первоначальные знания дети получали в семье - их учили уважать старших и следовать нормам поведения в обществе. В зажиточных семьях малышей с трех лет учили счету и письму. С шестилетнего возраста мальчики отправлялись в школу, где постигали искусство владения оружием, верховой езде, музыки и написанию иероглифов. В больших городах школьники могли пройти две ступени образования - начальную и высшую. Обычно здесь учились дети знати и зажиточных горожан, поскольку стоимость занятий была достаточно высока. В сельских школах ученики просиживали за книгами целый день, не знали праздничных дней и веселых игр. Не редки были и - вместо цветов дети несли учителю бамбуковую палку, правда, в красивой упаковке. Однако знания, которые они получали в стенах школы, были довольно скудными. Ученикам внушалось, что Китай - это весь мир и дети смутно представляли, что происходит в соседних странах. Хочется отметить, что девочкам путь в школу был заказан, так как их готовили к роли жены и матери семейства. Но в знатных семьях девушки учились читать и писать, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже владению некоторыми видами оружия. С популяризацией учения Конфуция история образования Китая перешла на новый уровень. Впервые к ученикам стали относиться уважительно, учили задавать вопросы и находить на них ответы. Новый подход содействовал воспитанию уважения к учебным наукам, и способствовало тому, что образование стало неотъемлемой частью государственной политики.

Система образования в Китае

В наши дни правительство этой великой страны делает все, чтобы граждане могли учиться. Это при том, что в середине прошлого века 80 % населения было неграмотным. Благодаря государственным программам по всей стране активно открываются школы, технические колледжи и высшие учебные заведения. Однако проблема сохраняется в сельских районах, где до сих пор люди живут в соответствии с древними традициями. Главной особенностью образования в Китае является то, что обучение на всех уровнях можно получить бесплатно. Сама система очень напоминает российскую. То есть с трех лет малыши идут в детский сад, с шести лет в школу, а по ее окончании в институт или профессиональное училище. Рассмотрим все ступени более подробно.

в Китае

Как известно, большинство семей в этой стране растит по одному ребенку. Именно поэтому родители рады, что малыши могут воспитываться в детском коллективе. Детские сады Китая делятся на государственные и частные. В первых большое внимание уделяется подготовке к школе, а во вторых - развитию творческих способностей. Такие дополнительные занятия, как танцы и музыка обычно оплачиваются отдельно. Многие знания, которые дети получают в детских садах, можно применять на практике. Так, например, они учатся сажать растения и ухаживать за ними. Вместе с педагогом готовят еду и учатся ремонтировать одежду. Оригинальный подход к образованию мы можем увидеть в сети частных детских садов «Хунин». Целый коллектив педагогов под руководством председателя Ван Хунина разработал для детей единую программу обучения.

Школа в Китае

Перед поступлением в первый класс дети проходят целый ряд тестов, а затем включаются в серьезную работу. Здесь не делают поблажек даже самым маленьким ученикам, и родителям нередко приходится нанимать репетиторов. Школьное образование в Китае построено так, что дети постоянно должны конкурировать друг с другом за звание лучшего. Поэтому не удивительно, что нагрузки во всех классах просто огромные. В конце седьмого класса все ученики сдают экзамен, который определят, готов ли ребенок к высшей школе. Если нет, то дорога к дальнейшему обучению, а впоследствии и к престижной работе, ему будет закрыта. Перед поступлением в ВУЗ школьники сдают единый государственный экзамен, который проводится по всей стране в одно и то же время (Кстати, именно эту идею позаимствовали и успешно внедрили в России). Каждый год все больше китайцев успешно сдает экзамены в престижные ВУЗы по всему миру. Их с удовольствием принимают, поскольку эти студенты очень усердны, собраны и относятся к учебе очень серьезно.

Как и другие образовательные учреждения в Китае, школы бывают не только государственными, но и частными. Иностранцы могут поступить в любую из них, сдав необходимые экзамены. В поступить, как правило, гораздо легче, да и обучение нередко ведется на двух языках (один из них английский). Есть в Китае школа, где учат на русском и китайском языке, а находится она в городе Инин.

Среднее образование

Как и в России, здесь есть профессиональные училища, которые обучают студентов выбранной профессии. Основные направления среднего образования в Китае - это сельское хозяйство, медицина, право, фармацевтика и так далее. За три или четыре года молодые люди получают профессию и могут приступать к работе. Иностранцы, поступившие в подобные учебные заведения, первый год осваивают язык, а все остальное время посвящают учебе.

Высшее образование

В стране работает множество государственных ВУЗов, которые принимают студентов по результатам школьных экзаменов. Обучение здесь платное, но цены сравнительно низкие. Однако жителям сельской местности часто даже такая плата кажется высокой, и они вынуждены брать кредиты на обучение. Если молодой специалист согласен после окончания университета вернуться в глубинку, то возвращать деньги ему не придется. В случае если он амбициозен и планирует начать свой бизнес в городе, то долг придется вернуть полностью. Высшее образование в Китае может получить любой иностранный студент, сдавший языковой тест. Причем он может выбрать программу на английском языке, китайский учить параллельно. Чтобы облегчить адаптацию таким учащихся, для них часто открывают подготовительные курсы языковой подготовки. Через год или два интенсивной подготовки студент может перейти к обучению по специальности.

Университеты

Рассмотрим наиболее популярные и престижные ВУЗы страны:

  • Пекинский университет - это старейшее учебное заведение страны находится в районе Хайдань, одном из самых прекрасных мест земли. Удивительные сады, которые раньше принадлежали императорской династии, производят неизгладимое впечатление на туристов. Сам студенческий городок состоит из учебных корпусов, общежитий, кафе, ресторанов, магазинов и досуговых центров. Местная библиотека является самой крупной в Азии.
  • Университет Фудань - один из самых старых в стране. Известен тем, что первым заменил систему семестров «уровнями» и доказал, что такой подход наиболее эффективен. Кроме того, преподаватели данного ВУЗа ставят цель раскрыть потенциал студентов, чтобы направить молодые таланты на службу своей стране.
  • Цинхуа - один из лучших технических ВУЗов в Китае, который также входит в сотню Среди его учеников много известных ученых, политиков и публичных деятелей.

Заключение

Как вы могли убедиться, путь образования в Китае очень похож на тот, что проделывают ученики в России. Мы надеемся, что вам пригодится собранная нами информация, если вы решили стать студентом одного из учебных заведений страны.

Китайская Народная Республика является одним из мировых экономических лидеров, и постоянное развитие государства нуждается в подпитке в лице специалистов высочайшего класса. Стандарты обучения и подготовки достигли мирового уровня, и сегодня 4 китайских университета (Пекинский, Цинхуа, Фудань и Шанхайский) входят в топ-100 по версии различных международных рейтингов.

  1. Китайский язык становится все больше востребован в мире, постепенно догоняя английский. Выпускники-иностранцы здешних университетов к концу обучения свободно разговаривают на местном языке.
  2. Обучение в китайских университетах ведется в том числе и на английском.
  3. Исходя из количества патентов на изобретения и индекса цитирования статей на научные темы Китай уже вплотную подобрался к Японии.
  4. Дипломы китайских университетов котируются во всем мире, что позволяет найти хорошую работу еще в процессе обучения.

Уровень жизни и образования растет в Китае огромными темпами, и все больше людей уезжают туда не только учиться, но и остаются в дальнейшем работать.

Высшее образование

Поступить в китайский вуз можно только после 18 лет: это минимальный порог при учебе в бакалавриате. Дальнейшие степени (магистратура, аспирантура) студент получает уже в возрасте старше 20 лет.

Сроки получения образования:

  • Обучение на бакалавра занимает от 3 до 5 лет, в зависимости от направления;
  • Магистры учатся чуть меньше – от 2 до 3 лет;
  • Срок обучения в аспирантуре, которая по сути является докторантурой, составляет 3 года.

Для получения всех видов ученых степеней период учебного года примерно одинаковый. Учеба начинается 1 сентября, заканчивается в конце июня – начале июля.

В Китае строгая дисциплина, что выражается в четком расписании занятий и выборе курсов. В последнее время количество дополнительных предметов увеличилось. С другой стороны, система обучения позволяет иметь достаточно свободного времени (например, в бакалавриате занятия проходят в основном с 8 утра до 12 дня), и студенты могут подрабатывать (хотя официально это запрещено) и улучшать знание китайского языка через общение.

Учебный год разбит на 4 семестра, для успешного выпуска необходимо получить определенное количество кредитов. Каждый предмет стоит от 1 до 3 кредитов. Кроме того их получают за успешную сдачу семинаров, экзаменов, практических работ.

Специфична работа над научным исследованием: общение с научным руководителем поддерживается в основном дистанционно, через электронную почту, а личные встречи редки, и это вызывает определенные трудности, особенно в предзащитный период.

Программы образования

Обучение в Китае для иностранцев состоит из нескольких типов программ:

  • Летний лагерь (в том числе дошкольный);
  • Языковая школа;
  • Среднее образование;
  • Программы для поступления в вуз;
  • Бакалавриат;
  • Магистратура;
  • Докторантура.

Учеба в колледже может понадобиться при поступлении в вуз, если у абитуриента недостаточное знание китайского языка или не хватает одного-двух лет обучения в средне-образовательных учебных заведениях (например, если окончено только 9 или 10 классов школы).

Бакалавриат – первая ученая степень в системе высшего образования, учеба продолжается 4-5 лет, поступать можно только после 18 лет, имея на руках диплом о получении среднего образования. Является обязательной.

Магистратура – вторая степень, позволяет серьезно углубить знания и умения, упор идет на практическую часть работы. Не является обязательной, требуется окончание бакалавриата.

Аспирантура (докторантура) – третья ученая степень, на сегодняшний день равнозначна PHD (доктор философии) в американских вузах. Защищаются серьезные научные работы, позволяет стать специалистом очень высокого уровня, но, как правило, в довольно узкой сфере науки.

Условия для поступления

Знание китайского языка на хорошем уровне (не ниже уровня №3 HSK) при поступлении на бакалавра почти всегда является обязательным, для учебы в магистратуре и докторантуре требуется уровень №4 и №5 соответственно.

Есть программы обучения на английском языке, где знание китайского не столь принципиально, но стоимость таких программ выше в несколько раз.

Наличие вступительных экзаменов или тестов зависит от университета и выбранной программы, но в подавляющем большинстве случаев они не сдаются. Для поступления в вуз обычно достаточно связаться с выбранным местом учебы и прислать им необходимые документы. После их рассмотрения абитуриенту приходит ответ и инструкции при положительном решении.

Русские школьники не могут поступить в китайский вуз после 9 класса, так как не имеют диплома о полном среднем образовании. Однако у них есть возможность учиться в китайском колледже, после которого обучение в университете доступно. Для прямого участия в конкурсе из России необходимо закончить 11 классов школы.

Перечень необходимых документов

Для поступления в университеты Китая переведенного диплома о наличии среднего образования будет недостаточно. Это касается не только россиян, но и граждан других стран СНГ – казахстанцев, белорусов, украинцев и т.д.

Помимо диплома потребуются или могут потребоваться:

  • Документы, подтверждающие уровень владения китайским и английским языками;
  • Документы, полученные за достижения в учебе или в неакадемической деятельности (например, спорт);
  • Рекомендации преподавателей (при переводе из другого вуза);
  • Справка о финансовых возможностях;
  • Копия загранпаспорта поступающего и одного из родителей;
  • Разрешение на учебу, выдаваемое правительством КНР.

Если поступать в китайский вуз, уже имея статус бакалавра, необходимо перевести диплом и документы о его присвоении. Соответственно при поступлении в докторантуру потребуется еще и магистерский диплом.

Возможен запрос дополнительного количества бумаг в зависимости от требований конкретного вуза.

Разрешение на учебу, или учебная виза оформляется в визовом центре под управлением Министерства иностранных дел КНР. Сколько она будет стоить – зависит от гражданства, в среднем уплачивается от 20 до 100 евро, сроки – до 3-7 рабочих дней.

Стоимость обучения

Учиться в Китае намного дешевле, чем в Европе или США. Стоимость (с проживанием и общими расходами) может быть ниже в 3-5 раз.

  1. В Пекине в среднем обучение в бакалавриате будет стоить порядка 5 000 долларов, общие расходы за год составят около 13 000 долларов.
  2. В Шанхае учеба обойдется в 3 500 долларов в год, проживание в кампусе, питание, проезд, интернет будут стоить еще около 6 000 долларов.
  3. За магистратуру и докторантуру придется заплатить от 4 000 до 5 000 долларов (за каждую степень).

Цены в частных и государственных вузах имеют минимальное различие.


Можно ли получить образование бесплатно

Несмотря на наличие в государственных учебных заведениях бюджетных мест, занять их и учиться бесплатно иностранному гражданину практически невозможно, так как на них претендуют местные резиденты из групп, подпадающих под понятия:

  • Одаренный ребенок;
  • Ребенок из малоимущей семьи;
  • Победитель олимпиады.

Какие есть стипендии и гранты для иностранцев

Китайские власти проводят все больше программ по привлечению в свою страну иностранных студентов, вследствие чего охотно выделяют для них гранты и стипендии. Они могут выделяться как самим правительством (Стипендия Правительства КНР), так и университетами, частными корпорациями или международными фондами (Фонд Юнеско, Фонд китайского культурного центра – Chinese Culture Research Fellowship Scheme), и порой могут покрыть до 80-90 процентов всех годовых расходов на обучение, проживание и питание.

Особенности для программ стажировок и учебы по обмену

Ведущие российские и китайские вузы имеют соглашения по обмену студентами и предоставления им стажировок для обучения. В таких случаях учеба оплачивается правительственными, международными или частными фондами.

Стажировки чаще всего длятся один учебный год и позволяют остаться в стране (или приехать через какое-то время после завершения обучения в родном университете) для получения следующей ученой степени, но уже за свой счет или получив грант.

Внимание к студентам, обучающимся по обмену или на стажировке, не столь пристальное и не предполагает получения ученой степени именно в китайском вузе. Учебный год в Китае засчитывается в срок обучения в родном месте учебы.

Варианты проживания и питания студентов

Иностранным студентам китайские университеты предлагают места в общежитиях, расположенных на территории кампусов. Это самый удобный вариант из-за шаговой доступности как места учебы, так и библиотек, спортзалов и прочего. Иногда необходимости покидать кампусы нет в течение нескольких недель подряд. Это самый дешевый вариант проживания.

Также существует возможность снимать квартиру или комнату за пределами территории университета или жить в семье. Если студент переезжает, то ему необходимо обязательно уведомить районный отдел полиции по новому месту жительства о своем прибытии и заселении в течение 24 часов. Это не касается переезда из кампуса в кампус.

Проживание в семье может помочь серьезно улучшить уровень владения китайским языком. Оно может быть даже бесплатным, в зависимости от принимающей стороны или специальной программы, но такие случаи нечасты.

На питание в Китае тратится не очень много средств. В среднем в Пекине и Шанхае на это уйдет около 300-400 долларов. В кампусах питаться можно еще дешевле.

Лучшие университеты страны

  • Пекинский университет (北京大學) – известнейший вуз страны, занимающий одно из наиболее высоких мест в мировом рейтинге среди китайских учебных заведений. Одной из особенностей является его расположение – север города, в районе бывших императорских садов. Согласно Википедии и мнению некоторых специалистов, это одно из самых красивых мест в мире. Официальный сайт – .
  • Институт Циндао (青岛理工大学琴岛学院) – университет, заточенный на подготовку специалистов по техническим наукам. Имеет большое количество партнерских программ с вузами по всему миру, в том числе и с российскими. Сайт университета – .
  • Университет Цинхуа (清華大學) – лидер в мировом топе университетов среди китайских вузов. Находится в Пекине, наряду с Пекинским входит в так называемую «Лигу С9» – аналогия с элитными вузами «Лиги Плюща» в США. Сайт – .
  • Шанхайский университет (上海交通大学) – также входит в «Лигу С9», является родным вузом многих китайских ученых и политиков, а также самого известного китайского баскетболиста Яо Мина. Страница университета – .