Немецкая классическая философия. Сочинения в шести томах

Способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников конфликта с помощью норм гуманитарного права. Содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права.

В конечном счете, антагонистическое чувство, обусловленное силой убеждения в его «правильном», подталкивающее массы к революции, естественно подразумевает необходимость осознания интересов и организации класса. Существует род традиционных убеждений, что анархистские учения вообще и учения Бакунина в частности не разделяют и не дают слишком мало места для вопросов организации. Но, помимо общих соображений, в работах Бакунина есть несколько мест, где организационный принцип получил особое и всестороннее объяснение.

Капиталистическое общество - это прежде всего система антагонизма между буржуазией и пролетариатом. Никаких исторических компромиссов между этими двумя классами невозможно. Бакунин нарисовал буржуазию и формы ее эксплуатации безжалостными чертами. Он говорил о своей «ненасытной жадности» для «жестокой и трусливой скупости» за ненависть и «дикость» к оперированным столикам и панике, опасаясь ее прошлым.

Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, делать выводы, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы.

О с н о в н ы е п о н я т и я: международное гуманитарное право, жертвы вооруженного конфликта, вооруженные конфликты, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях.

Он готов признать большой вклад буржуазии к цивилизации, но в настоящее время играть свою историческую роль, он обречен на смерть по законам социальной эволюции. Непонимание или нежелание понять уникальность этого исторического результата для нее определяют «глупость», «позорную импотенцию» ее классовых действий. И как никогда и ни при каких обстоятельствах привилегированный класс не закончился самоубийством, пролетариат - во имя равенства и будущее человеческой расы - не должны просить смерть буржуазии и убить ее, как всегда, во имя равенства, его убитого феодализма.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права.

    Изучение нового материала и работы над формированием учебных учений учащихся. Текущий контроль.

    Обобщающий контроль.

    Комментирование домашнего задания.

    Рефлексия.

Оборудование урока:

В статье «Организация Интернационала», отвечая на вопрос: именно то, что мешает угнетенным массам уничтожить их ненавистный буржуазный порядок, он отвечает: отсутствие организации и науки. Как современное государство организовало военно-бюрократическую силу для реализации своих агрессивных и оборонительных задач и пролетариат обязан создать свою международную организацию, независимо от профессий и национальностей, для борьбы с эксплуататорской буржуазии. Такова задача Бакунин Интернэшнл. Совершенно очевидно, что теоретики и филантропы не придумали не только международную организацию пролетариата, но и местные формы объединения.

На доске высказывания Суворова А.В., Скобелева М.Д., тема, домашнее задание, цитаты ученых, историков относительно войны, новые слова.

ТСО: телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы «Афганец», «Чечня».

На столах учащихся: рабочие листы, выдержки из Женевской конвенции.

    Организационный момент.

    Работа с новым материалом.

    Это, прежде всего, плод определенного экономического развития; они являются результатом независимого пролетарского опыта; они требуют формализованного самосознания класса. Международная организация предполагает. Крайне важно отметить, что там, где Бакунин говорил о социальной революции, пролетарская, пролетарская организация, он всегда имел в виду не только промышленный пролетариат, но и революционные слои крестьянства. С неизменной пророческой силой он говорит о необходимости ближайшего объединения рабочих и крестьян для осуществления социальной революции.

1. Совсем недавно мы с вами и весь мир вступил в третье тысячелетие. Но, к сожалению, мы не избавились от тяжелого наследия прошлых веков. Первый год нового ХХ1 века показал, что конфликты не только не прекратились, а стали еще тяжелее, масштабнее. Все мы прекрасно понимаем, что путь к миру долг и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Бакунин известно о фактическом качестве своего современного крестьянства, за его «темноты» малых буржуазных привычек, дезорганизации, способность служить реакции, но он ценит и его «глубоко укоренились социалистические инстинкты», его «первозданном, природном социализмом», его бурный анархический характер, пробуждение в важные исторические моменты. Более просвещенный рабочий класс обязан взять на себя инициативу для сближения, необходимого для торжества социальной революции. Он не должен заставлять крестьян своим идеалом, революция не может быть деспотической и несправедливой.

2. Сегодня на уроке у нас присутствуют эксперты, которые подготовили статистический отчет об итогах войн ХХ века.

Выступление экспертов.

3. Международное гуманитарное право призвано облегчать страдания людей, приносимые войной. Но совместимы ли такие понятия как «война» и «право»? Немецкий философ И. Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуаций, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

Пролетариат должен уметь пробуждать в крестьянстве революционные силы, впадающие в него, подталкивать его к самоуничтожению остатков общественного порядка. Только в союзе промышленного пролетариата с крестьянством социальная революция может стать непобедимой.

Международная реакция никогда не была так жестоко вооружена против любого популярного движения. Эти колоссальные милитаристские государства рано или поздно должны быть уничтожены и съедены друг другом. Организация пролетарского Интернационала, задача которого - уничтожение каждого владения, должна существенно отличаться от государственной организации. Последний построен по принципу власти, а первый - на принципах свободы. Интернационал - это естественная организация масс, организация профессий и ремесел.

Что вы думаете по этому поводу?

Международное гуманитарное право, а что это такое? Чтобы дать определение этому понятию, необходимо выяснить, кого и что защищает международное гуманитарное право.

Ознакомление со схемой не должно осуществляться формально, необходимо еще проработать некоторые термины.

покровительствуемое лицо человек, находящийся под защитой Женевских конвенций, оказавшийся во власти неприятеля в случае вооруженного конфликта или оккупации;

Такая организация, продиктованная жизнью, не является чем-то внешним и внешним для рабочих, она не берет на себя ведущий тон и действует на объединенные в ней массы не с принуждением, а с убеждением. Государство, в лице его органов, требует, чтобы массы пассивно подчинялись, убивая свою инициативу и свободу. Работник Интернационала в первую очередь занимается инициативой и любительской деятельностью пролетариата - Интернационал является органом пролетарского произвола. Его главная задача - расширение, углубление и участие в массах.

Состояние немыслимо за пределами определенных пределов. Интернационал уничтожает любые ограничения. Государство организует жизнь сверху донизу, подчиняя ее централизованному плану. Интернационал строится снизу до основания, основываясь на фактическом учете яркого характера.

международное право – система юридических норм, создаваемых государствами и частично другими субъектами международного права и регулирующих отношения между ними;

гуманитарный – обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека.

Учащиеся самостоятельно дают определение понятию международное гуманитарное право.

Однако свободная организация не означает отказ от дисциплины. Отсутствие добровольной координации работы в команде и отказ от добровольного повиновения при проведении общей работы парализуют деятельность группы. Поэтому исполнение приказов добровольно избранных его товарищами для определенной цели и на определенный период времени необходимо. Но такая дисциплина - добровольное согласование индивидуальных усилий, направленных на достижение общей цели. В свободной организации, такой как Интернационал, она не может иметь правительственный автоматический характер, связанный с иерархией, призом или наказанием.

Менялись народы, цивилизации, менялись также и методы ведения военных действий.

Выступление эксперта.

4. В настоящее время нормы международного гуманитарного права отражены в более чем 80 международных соглашениях. Особое внимание сегодня на уроке мы будет уделять четырем Женевским конвенциям 1949 г. и двум Дополнительным протоколам.

Цель, стоящая перед Интернационалом, - это полное освобождение рабочих от ярмо капитала, искоренение старого мира во всех его формах; строительного общества на основе свободы и справедливости. Причиной Международного является не только социальное и экономическое, но и «политическое» в смысле уничтожения каждой страны. Именно в этом пункте пролетарская тактика Интернационала находится в полном беспорядке с тактикой всех политических партий, не исключая так называемых социалистических партий.

Главные лозунги Интернационала говорят. Последний может только преследовать социальные и экономические цели, направленные против хозяев и владельцев, и социальную борьбу, которая усугубляет революционное самосознание рабочего класса. Политическая революция, которая является неизбежным следствием социально-экономического переворота и ликвидации отношений между наемным трудом и капиталом, вместе с удалением последнего, может быть их первой и единственной целью разрушения государства. Только так можно интерпретировать теорию и практику пролетарского Интернационала.

А теперь нам необходимо познакомиться с основными положениями Международного гуманитарного права.

Учитель показывает фрагменты видеофильмов: «Чечня», «Афганец». После просмотра учащиеся формулируют правовые положения, защищающие солдат – участников боевых действий. Затем учащиеся разбиваются по группам, начинается групповая работа поэтапно.

Попытка разделения политического от социальной революции можно увидеть в политическом инструменте из последних средств оставляя путь, который ведет к освобождению трудящихся масс, фиксируя позицию государства и в конечном счете социального господства пролетариата в новом Формы, новые флаги и «социальные»ярлыки. Интернационал должен оставаться чуждой любой революции, которая не начала «социального ранения» с самого начала. Агитация рабочих во всех странах должна носить крайне революционный социально-экономический характер.

Одни и другие признают «науку», но первые из них объявляют знания из центра, а последние распределяют их через добровольные союзы, соответствующие их фактическим интересам и естественным тенденциям. Первые, как идолопоклонники, верят во всесильную власть руководящих мастеров человечества, а последние - в немедленном революционном создании масс.

1. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие жертв войны, на конкретных примерах. Группы получают ситуации:

а) первая группа: бывший военнопленный;

б) вторая группа: девушка 16 лет из зоны оккупации;

в) третья группа: сосед военврача;

г) четвертая группа: ситуация-сценка.

Бакунин выразил свое отношение к «национальному государству» германской социал-демократии, провозглашенному в ее программе Айзенаха. Новое свободное общество, растущее на руинах государства, имеет федералистскую организацию. Он основывается на принципе добровольного и свободного самоопределения его членов - от коммун до провинций, народов, объединенных народов Европы и грандиозного мирового союза, который охватывает все человечество. Автономия каждого члена Федерации независимо от ее размера и внешней силы неограниченна, поскольку нет никакой опасности для автономии и свободы ее других членов.

2. Учитель раздает карточки с выдержками из Женевской конвенции, учащиеся работают с ними. Результаты практической деятельности группы записываются на рабочем листе.

3. Учащиеся сопоставляют положения Конвенции с самостоятельно выработанными ими в начале работы положениями о защите жертв.

4. Каждая группа представляет результаты своей работы (факты, аргументы, доказательства).

Источником правовых норм для Федерации является общая воля его автономных образований. Связь между отдельными ядрами не является принудительной, но основана на свободном согласии. Нет и не может иметь вечных обязательств, но добровольное соглашение имеет обязательную силу. Созданная таким образом федерация не является кладбищем идеала, как государство, а синтезом реальной жизни, объединяющим все местные сорта, личные и местные права и интересы.

Этот набор идей в дальнейшем, по существу, лежал в основе теоретических программ и тактики анархо-синдикализма и революционного синдикализма. Однако классовый опыт и самосознание, организация рабочего класса, его союз с революционным крестьянством не были для Бакунина всего, что необходимо делу революции. Для празднования последнего все необходимое для него - революционное вдохновение и необузданная страсть к «разрушению» - было необходимо.

Но как ни печально, оформление правовых норм следует за событиями, поэтому история занимает важное место в изучении правовых дисциплин. Как же происходило становление международного гуманитарного права? И я снова обращаюсь к работе экспертов.

5. В вооруженных конфликтах участвуют дети, иногда наравне со взрослыми. В условиях международного вооруженного конфликта международное гуманитарное право представляет детям общую и особую защиту; запрещает как принудительный призыв, так и зачисление в армию детей-добровольцев, не достигших 15 лет.

Выше механического понятия жизни Бакунин не мог «механически» думать о революции. Для него - профессиональный «мастер» революции - революция «не занимается», «не делает», «не сфабрикована». Это сложный, сложный и сложный поток явлений. Их взаимодействие создает новые, неожиданные для оригинальных «учетных» сил. Для революции монотонность теории неприменима. Это праздник жизни, ликующее радостное творчество, «вдохновение» и «великолепие», образуя саму жизнь. Только в определенной части революции можно ожидать революции, собираться и руководствоваться.

И снова на помощь учителю приходит эксперт.

6. И в заключение нам необходимо выяснить, каким образом происходит пресечение нарушений международного гуманитарного права.

Учащиеся читают вслух «Выполнение Конвенций настоящего протокола» стр. 88, а затем УК РФ стр. 356.

7. А теперь, для того, чтобы подвести итог нашему уроку выберите эпиграф нашему уроку.

Перед установкой и установлением основ нового порядка революция была огромной, большей инстинктом, чем разумом, хаосом и пламенем. Поэтому на начальном этапе движения, конечно, доминирующие роли играют деструктивные процессы. Отвечая на вопрос, что может и должен сделать революционер расширения и организации революции, он писал: «Они не должны делать самостоятельно через декреты навязать массы, но и спровоцировать их.». На основных потенциальных слоях революции Бакунин относится к тем социальным группам, не играет решающую роль в революции может быть чрезвычайно важным его участники школьной и университетская молодежь „исходя из“ самых мелких спутников буржуазии инстинктивно безнадзорных традиции и принципы власти не могут взять на себя инициативу, но легко могут присоединиться к социальному движению рабочих.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».

Конфуций

Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как будущее.

А. Дюнан

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно: научиться жить на Земле, как люди.

Б. Шоу

Война – незаживающая рана, которую получил мир.

Дж. Б. Пристли

Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности. О. Рюсебак

Меретукова Зара Байзетовна , учитель истории

Мамхегской СОШ №4 Шовгеновского района

Интерпретация исторических фактов в преподавании МГП

Международное гуманитарное право является особым разделом права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. МГП стремится смягчить последствия войны, во-первых, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, и, во-вторых, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Думаю, вопрос о необходимости существования и развития подобной отрасли международного права даже не должен обсуждаться. Совершенно бесспорно, что само понятие «война» вызывает у каждого здравомыслящего человека массу отрицательных ассоциаций. Но, несмотря на то, что никто и не пытается оправдать войну, как таковую, сегодня, в начале 21 века, огонь войны поглощает все новые и новые жертвы.

В условиях, когда человечество пренебрегает более цивилизованными методами решения проблем и зачастую отдает предпочтение военным методам, именно гуманитарное право призвано смягчить жестокость, без которой война немыслима. Конечно, нормы МГП соблюдаются далеко не всегда, как, впрочем, и все законы. Но сам факт его существования говорит о необходимости следовать данным правилам и осуждать тех, кто их нарушает.

Не будет ошибкой отметить, что корни гуманитарного права уходят глубоко в античность. Постепенно идея защиты человека от бедствий военного времени набирала силу и сегодня, наверное, переживает свой пик.

Движение в защиту прав человека во время войны идет в ногу с развитием цивилизации.

«Как и сама цивилизация, это движение прошло через периоды внезапного ускорения, застоя и возврата к прошлому… Понятно, что и все эти удачи и неудачи всего лишь эпизоды в грандиозной борьбе, начавшейся на заре человечества между теми, кто хочет сохранить, объединить и освободить человечество и теми, кто стремится властвовать над ним, поработить и погубить его». 1

В системе образования РФ программа по распространению знаний о нормах МГП осуществляется в рамках следующих учебных дисциплин:

1. литература в 5-8 классах (учебно- методический космплекс «Вокруг тебя мир…»)

2. обществознание в 9 классе

3. в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе.

В рамках данной работы я остановлюсь подробнее на тех формах и методах работы, которые может использовать для получения учащимися знаний об основополагающих принципах и нормах МГП учитель истории и обществознания.

Прежде стоит заметить, что изучение данной темы в курсе обществознания осложняется крайне малым количеством времени, отводимым на нее.

Конечно, при знакомстве с материалом, предоставляемым учебно-методическим комплексом «Вокруг тебя мир…» в 5-8 классах, уже начинается приобщение учащихся к вопросам гуманизма, милосердия, сострадания. Но более основательное знакомство с понятиями и нормами МГП осуществляется все же в курсе обществознания. Не случайно тема по МГП изучается в рамках главы «Права человека и гражданина», когда учащиеся уже знакомятся с международными нормативными документами.

На основе программ и учебников выявляются понятия, нормы, факты МГП, с которыми должны быть знакомы школьники. Но при этом следует учитывать, что формы и методы изучения столь важной темы должны быть подобраны соответственно. Важно привлечь учащихся к необходимости изучения данной темы и к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов.

Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству – это основная цель и главный результат данных занятий. Но 1-2 урока для этого ничтожно мало. Чтобы решить эту задачу, данная тема должна красной нитью проходить через всю деятельность учителя. Эту работу учителю истории следует проводить практически с 5 класса, когда дети начинают изучать курс истории. В качестве примера рассмотрим несколько фрагментов уроков истории.

В курсе «Истории древнего мира» пятиклассники с большим интересом изучают темы, освещающие военные противостояния различных народов. При этом следует обратить внимание на тот факт, что уже в античности существует идея защиты человека от бедствий военного времени. Достаточно подтверждений этому мы находим в «Илиаде» Гомера. Здесь очень четко прослеживаются два противоположных проявления войны. С одной стороны, мы наблюдаем сцену, наполненную благородством и гуманизмом, когда Ахилл великодушно отдает тело Гектора Приаму и даже обещает не начинать битвы, пока Приам не похоронит сына. Но одновременно ученики подмечают и зверства, которыми сопровождалось разграбление Трои и порабощение пленных. В конце урока, объявив домашнее задание, я обычно делю класс на две группы: одна группа должна выписать в тетради факты, указывающие на милосердие противников, другая – на жестокость их по отношению друг к другу. А на следующем уроке уже сообща делаем выводы.

При изучении Македонских завоеваний образ умного и энергичного царя Филиппа вызывает у детей чаще всего только симпатию. После раскрытия темы в качестве закрепления я даю учащимся задание поработать с текстом параграфа и определить поступки, компрометирующие прекрасного полководца. Например, они обнаруживают тот факт, что после знаменитой битвы близ Херонеи в 338 году до нашей эры Филипп устроил пиршество прямо на поле брани среди неубранных тел.

Одной из кровавых страниц истории являются крестовые походы, унесшие миллионы человеческих жизней. То, что религиозное обоснование - всего лишь повод к завоеванию восточных земель – сегодня факт, который никем не оспаривается. Люди, уверенные в том, что церковь простит им все грехи, совершали немыслимые преступления.

Изучение этой темы вызывает у шестиклассников чувство жалости и милосердия к невинным жертвам войны, с одной стороны, а с другой – ужас перед ничем неограниченным произволом и жестокостью, сопровождающими эти события. Взять хотя бы захват Иерусалима в 1099 году. Рыцари, напрочь забыв о благородстве, справедливости, «кодексе рыцарской чести», устроили в городе страшную резню мусульманского населения. Особенно циничным было то, что убийства мирных жителей прерывались на время молитвы, а затем начинались снова. Улицы «святого города» были завалены трупами и залиты кровью, а защитники «гроба Господня» рыскали, растаскивая все, что можно было унести. Шокируют воспоминания очевидцев событий.

Один из участников похода писал: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все, что в них находили».

Раймонд Д. Ажиль писал: «Столько крови пролилось в древнем храме Соломона, где укрылись 10 000 мусульман, что тела плавали в этом потоке по двору рядом с отрубленными руками».

Но даже в это жестокое время существовали и проявления гуманизма и сострадания. Чтобы смягчить впечатление учащихся от столь зверских событий, можно построить контраст – перейти к событиям 1187 года, когда султан Салах – ад – Дин отвоевал Иерусалим. Салах – ад – Дин (Саладин) представлен в европейских хрониках человеком благородным и честным, мудрым и великодушным правителем, но иногда проявлявшим суровость и крутой нрав. Саладин довольно мягко обошелся с христианами – жителями Иерусалима, даже расставил специальные патрули для их защиты, освободил пленных за выкуп. Есть свидетельства и о том, что он позаботился об оказании помощи раненым с обеих сторон.

А в четвертом крестовом походе рыцари сравняли с неверными православных христиан – византийцев и с такой же жестокостью расправились с ними, не щадя ни женщин, ни детей.

Важно обратить внимание и на тот факт, что в это время не было практики защиты культурных ценностей. При пожаре в Константинополе «погибли хранилища древних рукописей. Были уничтожены ценнейшие произведения искусства, сохранившиеся в Константинополе. Крестоносцы разграбили храм святой Софии». 1

И уж совершенно преступным является привлечение к военным действиям малолетних детей. Можно шестиклассникам здесь дать информацию о том, что современные нормы МГП запрещают привлекать к участию в вооруженных конфликтах детей до 15 лет. Но, к сожалению, в средние века отношение к этому факту было не столь принципиальным настолько, что в 1212 году были организованы детские крестовые походы.

Течение времени вносило позитивные коррективы в развитие идеи милосердия и гуманизма в вооруженных конфликтах.

При изучении новой истории в 8 классе особый интерес вызывает тема об объединении Италии во второй половине 19 века. Ведя речь о войне с Австрией в 1859 году, стоит заострить внимание на битве при Сольферино 24 июня 1859 года в Ломбардии. В качестве дополнительной информации учащимся будет интересен рассказ о молодом швейцарце Анри Дюнане, который, увидев тысячи раненых солдат, оставленных умирать на поле боя, после битвы развернул активную деятельность, результатом которой стала Международная Женевская конференция 1864 года и подписание на ней первой Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов. Не случайно рождение международного гуманитарного права связывают именно с ним.

Свою лепту в решение данной проблемы внес великий русский царь –Александр Второй. Среди многих его заслуг во внутренней и внешней политике необходимо отметить, что именно по его инициативе в Санкт – Петербурге 29 ноября 1868 года состоялась Международная конференция, принявшая Декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль.

Изучая внешнюю политику России к 19 веку, закономерно было поставить перед учащимися вопрос: насколько эффективна была проведенная в 1899 году по инициативе Николая Второго Международная конференция в Гааге по ограничению вооружений. Учащиеся должны, сопоставив события, отметить, что гонка вооружений все же продолжалась и завершилась через полтора десятилетия Первой мировой войной, но тем не менее, роль Гаагской конференции в становлении норм международного гуманитарного права значительна.

Изучение событий войн более позднего периода – удачная возможность обратиться к материалу по МГП. Например, при рассмотрении темы «Первая мировая война» учащиеся убеждаются, что в 1914-1918 годах использовался весь арсенал новейших достижений науки и техники и средства массового уничтожения. Отсюда и чудовищные жертвы войны, исчисляемые многими миллионами жизней, причем больше всего страданий военные действия приносят мирному населению. Изучение этой темы открывает учащимся глаза на множественные нарушения норм МГП. Достаточно остановиться на таких фактах, как неограниченная подводная война, объявленная Германией против любых судов, направлявшихся или покидавших Великобританию, в ходе которой были уничтожены сотни торговых судов, а также потоплен океанский пассажирский лайнер «Лузитания» в мае 1915 года.

В это же время Германия пошла на чудовищное преступление и применила в Бельгии в районе Ипра химическое оружие – газ, получивший название «иприт».

Эти и другие многочисленные нарушения норм МГП в годы Первой мировой войны значительно увеличили трагедию, которая сопровождает любой вооруженный конфликт.

При изучении темы «Вторая мировая война» и конкретно «Великая Отечественная война», с первых же уроков я стараюсь акцентировать внимание на игнорирование норм МГП в ходе данного международного конфликта (взять хотя бы факт вероломного нападения Германии на СССР).

Я отмечаю, что, к сожалению, с подобными фактами мы не раз еще встретимся при изучении данной темы.

Достаточно обратиться к следующему моменту. В каждой войне бывают пленные. За годы Великой Отечественной войны в немецкий плен попало около 5 миллионов красноармейцев, а в советском плену оказалось более 3 миллионов фашистов.

Рассматривая эти факты, есть возможность обратиться снова к нормам гуманитарного права и интерпретировать их через призму МГП.

К началу войны Советский Союз не считал себя связанным Гаагской конвенцией о ведении войны на суше. Тем не менее он предложил в июле 1941 года взаимно придерживаться этой конвенции, но гитлеровское руководство отвергло это предложение. Все же СССР сделал еще шаг вперед, ратифицировал Женевскую конвенцию о раненых и придерживался ее. Через месяц после начала войны Сталин издал приказ о гуманном обращении с пленными. Возможно, были какие – то нарушения, возможно, они недоедали и умирали от полученных на фронте ранений, от болезней. Но в военное время положение в стране было сложное, недоедали и даже голодали и советские люди. Немецкие пленные жили в суровых, но приемлемых условиях.

Совершенно другая картина была в фашистской Германии. По данным управления по делам военнопленных верховного главнокомандования вермахта, с середины 1944 года было уничтожено 3,3 миллиона советских пленных, причем это было умышленное методичное уничтожение «второсортных» людей.

Голод, холод, массовые убийства, пытки, истязания – вот основные проявления зверств фашистов по отношению к военнопленным, что идет вразрез не только с международными договорами, но и человеческими нормами.

Бесспорным свидетельством этого являются документы и источники. Например, целесообразно было бы поработать на уроке с извлечениями из следующего документа: «Распоряжение Верховного командования вермахта об обращении с советскими военнопленными от 8 сентября 1941 года».

«Общие вопросы обращения с советскими военнопленными. Большевизм является смертельным врагом национал-социалистской Германии…

Поэтому большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение как с честным солдатом в соответствии с Женевским Соглашением…

Самым строгим образом следует избегать всякого сочувствия, а тем более поддержки. Чувство гордости и превосходства немецкого солдата, назначаемого для охраны советских военнопленных, должно во всякое время быть заметным для окружающих…

Неповиновение, активное или пассивное сопротивление должны быть немедленно и полностью устранены с помощью оружия (штык, приклад и огнестрельное оружие…). В отношении советских военнопленных, даже из дисциплинарных соображений, следует весьма решительно прибегать к оружию…

По совершающим побег военнопленным следует стрелять немедленно, без предупредительного оклика. Не следует производить предупредительных выстрелов».

С первого же урока по теме «Великая Отечественная война» учащиеся получают целевое задание: по ходу изучения данной темы отмечать, какие нарушения норм МГП осуществлялись противоборствующими сторонами. Учащиеся активно выполняют это задание (одновременно идет работа по формированию умений анализировать источники, делать выводы, высказывать свою точку зрения). Наиболее подготовленные учащиеся пишут эссе по предложенной тематике, например, «Дети и война», «Война и право», «Военнопленные и раненые на войне», «Защита гражданского населения во время войны», «На войне все средства хороши?» и другие.

Последний урок по этой теме обычно я посвящаю теме «Жестокое лицо войны». Здесь и подводятся итоги проведенной работы, анализируются отрывки из документов, делаются выводы.

Несмотря на то, что вторая мировая война, которая является самой кровавой и жестокой за всю историю человечества, давно закончилась, мы не можем быть спокойны и беспечны. Еще недавно казалось, что мы живем в мирное время, но, к сожалению, огонь войны и теперь вспыхивает между народами слишком часто.

Когда в курсе истории в 9-х и 11-х классах учащиеся изучают развитие современной цивилизации, нельзя не отметить, что локальные войны стали неотъемлемой ее чертой. Казалось бы, в наше время создана основательная нормативная база «права войны», которая может защитить практически все слои населения, нуждающиеся в этом. Но, к сожалению, в реальной жизни мы сталкиваемся с грубым нарушением всех правил и норм. По – прежнему есть беженцы, гибнут дети, разрушаются библиотеки и музеи…

На этих уроках я останавливаюсь на этой проблеме, уделяю внимание деятельности МККК и РКК по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим от вооруженных конфликтов. Учащиеся получают задание обратиться к средствам массовой информации и отслеживать последствия вооруженных конфликтов в современном мире.

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что преподавание МГП можно проводить в различных вариантах, интерпретируя различные исторические факты. Только постоянная работа в этом направлении сможет доказать необходимость существования МГП, убедит в правильности утверждения О. Рюссбака «Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности».

Использованная литература:

    Пикте Ж.Развитие и принципы международного гуманитарного права. Москва, 1994.

А.С. Бодрова, О.В. Никандрова

Взгляд из двух эпох:

отличается нарочитой ироничностью тона, несовпадением исходной ситуации (кабак, на вывеске которого автор видит надпись, направившую философское рассуждение) и серьезности тематики философского рассуждения; отметим, что подобный ироничный тон - характерная черта литературы Просвещения. Таким образом, мы видим, что даже в столь незначительных деталях проявляется расхождение эпох, давших миру творения Макиавелли и Канта .

Важная точка схождения философских трактатов Макиавелли и Канта - общность авторской интенции, подчас скрытой за общими рассуждениями: ведь следует помнить, что цель обоих философских произведений - призыв к конкретному действию, понятному в контексте эпохи создания каждого из трактатов. Как для Макиавелли , так и для Канта важно призвать государей и народ (в меньшей степени) к объединению раздробленных земель Италии - в случае Макиавелли (о чем флорентийский мыслитель открыто говорит в последних главах своего философского труда), и Германии - в случае с Кантом (хотя, безусловно, немецкий философ ставит перед собой более обширную задачу - «вечный мир», договор о всеобщем единении и мирном сосуществовании всех народов).

Объединяет философские позиции Канта и Макиавелли и схожее представление о роли философа (или писателя) в отношении государства: оба они воспринимают себя способными давать практические советы в государственных делах (что касается Макиавелли , то это можно объяснить активной политической позицией, которую занимал Макиавелли во Флорентийской республике в течение довольно длительного времени своей жизни). Обосновывая свое право писать так, как он пишет, то есть давать советы властителю-государю, Макиавелли говорит в посвящении: «Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться на гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу» . Схожую идеологическую позицию занимает и Кант , причем не только в рамках трактата «К вечному миру», но и в знаменитом «Ответе на вопрос: Что такое Просвещение?».

философского контекста каждой из этих эпох - вех истории европейской культуры, необходимо оценивать систему мировоззрения каждого из философов. Следует заметить, что «идеальное государство» - формулировка относительная, условная, и у обоих философов она не встречается. Более того, оба оговаривают, что их проект не идеал, абстрактно-философское построение, а то, что надлежит воплотить в жизнь. Но с точки зрения человека нынешней эпохи, обе концепции организации государственной власти и межгосударственных отношений могут рассматриваться как философская модель, но даже не государства как такового, а его функционирования, что условно можно назвать внешней и внутренней политикой страны. Об этом и пойдет речь в данной работе.

Широко бытует точка зрения, что Макиавелли проповедует жестокость и безнравственность в политике; ему часто приписывается принцип «цель оправдывает средство». Нам хотелось бы попытаться дать иной взгляд на его концепцию. Для этого, прежде всего, постараемся восстановить точку зрения эпохи, когда был создан трактат Макиавелли .

Гуманизм часто сближают с гуманностью в современном понимании этого слова («гуманный» - человечный, отзывчивый, добрый, порядочный, как сообщает «Словарь русского языка» С.И.Ожегова). Но оснований для этого не так и много. Эпоха Возрождения ввела в культурный оборот концепцию абсолютно свободного индивида («личности»), что значит свободного и от «нравственного» закона (заметим, однако, что такие понятия, как «личность», «нравственность» нельзя, как кажется, в полной мере применять к описанию культурных ценностей Возрождения, эпохи, когда эти представления только начинали формироваться). Мораль в Средние века, предшествующую Ренессансу эпоху, представляла собой, по сути, только кодекс религиозных догм. Потому человек Возрождения, сознание которого уже не может характеризоваться как исключительно религиозное, оказывался свободным и от общепринятой моральной нормы.

Понятие закона, права (в современном их понимании) в то время также не сформировалось. В состоянии подобной «неопределенности» сама жизнь в ее конкретно-реальных проявлениях, человеческая история становится точкой отсчета в философских построениях, вытесняя столь высокую в средневековой мысли роль абстрактных рассуждений, крайняя форма которых - схоластика . Макиавелли не стремится ничего изобрести. Он говорит только о том, что есть, и о том, что из этого может получиться.

его поступки должны быть обусловлены не его реальным характером, а необходимостью казаться таким, каким его хочет видеть народ. В связи с этим хотелось бы еще раз подчеркнуть ранее цитированное высказывание Макиавелли в посвящении к трактату: «<...> чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу» . Отношение к государю, само представление о государе - точка зрения народа, и достойный властитель должен ее учитывать.

Таким образом, в идеальном властителе отсутствует человеческая личность, характер в понимании Нового времени; для человека Возрождения же - такой герой - мечта о homo universalis, человеке своего времени, способном на очень многое для достижения великой цели. «Универсальный человек» Возрождения чувствует себя в ответе за мир и свое время, его воззрения ярче всего выражены в словах Гамлета: «Век расшатался. И скверней всего, // что я рожден восстановить его» («The time is out of joint: O cursed spite, // That ever I was born to set it right»). Но категория времени понимается здесь по-иному; время ощущается как актуальный момент, в соответствии с которым и надобно действовать. По мнению автора «Государя», умение выбрать подходящее время, совершить поступок тогда, когда это необходимо, - важнейшее качество идеального государя; именно актуальный момент должен диктовать верное решение, а потому измена данному когда-то слову оправдана необходимостью теперешнего момента. Как считает Макиавелли , «если мы сумеем изменять наш образ действий, сообразуясь со временем и обстоятельствами, то счастье нам не изменит» .

звездное небо над головой и моральный закон во мне . Иной является и эпоха, в которую создавался кантовский трактат. Она значительно ближе к нам, и представления о личности, присущие этой эпохе, в общем, не требуют детальной реконструкции и условно могут отождествляться с современными.

действительном. «Ни одно государство не может рассчитывать, чтобы, заключая тот или другой союз, оно было гарантировано этим от всякой опасности, и должно, напротив, иметь в виду, что во всяком предприятии есть что-то опасное <...>» .

К тому же приводит накопление богатств, рост экономического потенциала страны. Государство, обладающее такими «экономическими» средствами, приобретает на международной арене политическое влияние столь значительное, что нападение на него становится немыслимым. С другой стороны, самому этому государству нет никакой необходимости начинать военные действия, так как экономическим путем оно свободно добивается своих целей. Но следует помнить, что в современной ситуации самая опасная угроза исходит не от какого-либо государства в целом (что верно даже в случае с США), связанного международными политическими обязательствами и экономическими отношениями, а от узких групп экстремистов, которым «нечего терять»; а с терроризмом, как показывает международный опыт, пока не может справиться ни одна самая обученная армия. В связи с вышесказанным заметим, что в современном мире представления Макиавелли несколько утратили свою актуальность.

Хотя, безусловно, утверждение Макиавелли о том, что «<...> способны защищаться своими средствами только такие государи, которые располагают достаточным числом людей и суммами денег, чтобы во всякое время выставить значительную армию, способную выдержать битву с врагами» , остается, на наш взгляд, вполне правомерным. Международные конфликты последних лет со всей очевидностью показывают, что с теми, кто не располагает данными средствами, мировая общественность считаться не склонна. С другой стороны, способность защищаться вовсе не означает прямой военной угрозы. Обращаясь к тексту трактата Макиавелли , ни на минуту не следует забывать, что нас отделяет от автора не одна эпоха и что, с его точки зрения, люди должны «обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам» . В нынешние времена политик, чьи взгляды близки к представлениям Макиавелли , наверняка предпочел бы экономический способ воздействия.

Тем не менее «ни одно государство не может быть могущественным без собственных войск» . Это правило, которое работает в наши времена. Хотя в Европе существуют значительные государства, армии которых не велики, они обладают финансовым могуществом, что, как уже говорилось, равнозначно. Кроме того, их политическое влияние несоизмеримо с влиянием стран, обладающих могущественной армией. И подобное положение дел будет сохраняться, пока в мире остаются молодые и агрессивные страны, склонные к экспансии.

причиной вооруженного нападения» . Однако следует помнить, что с того времени, когда создавался трактат немецкого мыслителя, произошли значительные изменения в организации всех без исключения сфер общественной жизни: современная постоянная армия вполне может быть (хотя в России, к сожалению, не является) не слишком обременительной для государства и его граждан, оставаясь тем не менее достаточно сильной.

«Ни одно самостоятельное государство (большое или малое - это не имеет значения) ни по наследству, ни в результате обмена, купли или дарения не должно быть приобретено другим государством» , - обратим внимание на модальность, выраженную в тексте философского рассуждения Канта : не должно, но приобретается. Для Канта важно показать, как межгосударственные отношения должны строиться в идеале, Макиавелли и в этом вопросе апеллирует к опыту, практике, истории, говорит о том, что происходит в реальности: «Монархии <... > образуются <...>, или входят в уже существующую, когда правители увеличивают свои владения приобретением новых стран. Приобретаются таковые страны или силой оружия <...> или мирным путем <...>» .

«<...> Он (государь. - А.Б., О.Н.) должен стремиться сделаться главой и покровителем соседних и менее могущественных государей, но также ослаблять тех из них, чье могущество начинает возрастать, зорко наблюдая, чтобы в управление этими мелкими государствами не вмешивался по какому-либо случаю другой правитель, настолько же могущественный, как и он <.. >» , «<.. > нельзя допускать, чтобы хоть один из этих мелких правителей приобретал слишком много власти; а если бы с кем-нибудь из них это и случилось, то государю легко, при помощи своих войск и расположения других мелких правителей, тотчас же ему воспрепятствовать <...>» . Дело вовсе не в том, что это противоречит нашим представлениям о нравственности. Более того, это противоречит представлениям самого же Макиавелли , которыми он руководствовался в жизни, если судить по фактам его биографии. Он справедливо утверждает, что нравственный человек, которому все это претит, предпочтет остаться частным лицом и предоставит политику другим. Вспомним, что хотя он сам долгое время занимал высокий пост во Флорентийской республике, никогда не делал попытки захватить власть и стремился предотвратить саму возможность подобной попытки другими. В данном случае мы вновь имеем дело с той же практической установкой автора: это неприятное поведение, но оно принесет результат, так поступали всегда (и до сих пор поступают) - значит, надо дать описание подобной реальной практики.

В приведенном фрагменте вновь отметим присущую кантовскому философскому тексту модальность долженствования. Хотя, безусловно, Кант не создает утопии . Он прекрасно понимает, как далеко действительное от необходимого. И многие замечания мыслителя с некоторой горечью констатируют факты реальной жизни. Так, в главе «О гарантиях вечного мира» Кант говорит, что природа заставила людей стремиться к миру при помощи войны. Действительно, страх - вот возможное орудие прогресса. Со времен философа мы, по крайней мере внешне, приблизились к его идеалу, у нас есть международные организации и международный суд, и многое другое. И образованием их мы, быть может, обязаны именно страху «мирового пожара».

Главный «недостаток» трактата Канта как «практического пособия», с нашей точки зрения - тот же, что и у Макиавелли . В достижении идеала немецкий философ полагается на добрую волю личности. Исходя из его воззрений, разум должен привести человека к наибольшей честности и гуманности. Проблема только в том, что человек - вовсе не столь разумное существо. Со времен Канта немало было сказано о власти эмоций и инстинктов над человеком. И потому воплощать проект Канта должна бы та же сверхличность.

Завершая внешнеполитические и военные темы, обратимся к аспекту собственно ведения войны.

«Война есть печальное вынужденное средство в естественном состоянии <...> утвердить свои права силой. Ни одна из сторон не может быть объявлена неправой <.. >» , - заверяет нас Кант . Сложно сказать, почему. Ибо, в связи с логикой его рассуждений, неправой должна была бы оказаться напавшая сторона. В любом случае это знак смены взгляда на войну (по сравнению с точкой зрения, доминировавшей в эпоху Возрождения). Для человека Нового времени (вернее, для европейцев, переживших затяжную и кровопролитную Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг.) война подобна стихийному бедствию. «Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы не

возможным взаимное доверие в будущем <...> как <...> засылка тайных убийц, <...> нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене в государстве неприятеля и т.д.» .

Гарантией ведения внешней политики и с точки зрения Макиавелли , и с точки зрения Канта является должная внутренняя политика. «Главнейшими основами устройства государств всякого рода служат хорошие законы и хорошо организованные войска, а <...> без хорошо организованного войска в государствах не могут поддерживаться и хорошие законы» - такова точка зрения Макиавелли .

«<...> Затруднения чаще всего происходят от новых учреждений, новых государственных форм, которые они (государи. - А.Б., О.Н.) бывают вынуждены вводить, чтобы основать свое правление и обезопасить его <...>. Поэтому дело должно вести таким образом, чтобы тотчас вслед за ослаблением <...> убеждения можно было силой заставить <...> убедиться» , - именно для того и существует хорошее войско. При смене власти, системы государственного устройства всегда найдется часть общества, которую больше устраивали прежние порядки - в XVI веке это неминуемо вело к бунту. (Не следует забывать, что реакции прежде были резче и яростней, впрочем, мы имеем в виду только Европу.) Потому, даже вводя более справедливое государственное устройство, правитель должен быть готов к восстанию.

(правитель. - А.Б., О.Н.) может каждый день уничтожать или учреждать, усиливая ее значение или, если захочет, совершенно его уничтожая» , и предпочитали опираться именно на нее.

Очень часто Макиавелли упрекали за характеристику личности государя и за линию внутренней политики, им предлагаемую. Попробуем отнестись к его словам непредвзято. «Между тем, как живут люди, и тем, как должны они жить, - расстояние необъятное; кто для изучения того, что должно бы быть, пренебрежет изучением того, что есть в действительности, тем самым вместо сохранения приведет себя к погибели <...>» , «Человек, желающий в наши дни быть во всех отношениях чистым и честным, неизбежно должен погибнуть среди бесчестного большинства» , - исходная позиция Макиавелли . Люди, в частной жизни руководствующиеся принципами макиавеллиевского государя, с нашей точки зрения, заслуживают всяческого порицания. Но в жизни общества соблюдение честности невозможно, каждый из нас знает об этом в глубине души. И если говорить о сущем, а не о должном, Макиавелли оказывается прав.

«Государям <...> нет никакой надобности обладать в действительности <...> хорошими качествами, <...> но каждому из них необходимо показывать вид, что он всеми ими обладает <...>; действительное обладание этими качествами вредно для личного блага государей» , - это вовсе не значит открытой проповеди безнравственности. Речь просто идет о том, что если государь в действительности обладает этими качествами, он не сможет изменить свою политику в нужный момент. Макиавелли не раз подчеркивает, что мнение о поступках государей не всегда соответствует их сути. Особенно это очевидно на примере скупости и щедрости. Макиавелли , если перевести его представления на язык современной эпохи, говорит о том, что в культуре нашего времени называют «имиджем» правителя. «Всякий государь может и не быть добродетельным, но должен уметь казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам» , - ты можешь быть чем угодно, но казаться должен, чем нужно.

На первый взгляд, такая позиция кажется неприемлемой с нравственной точки зрения. Но в контексте того времени подобные утверждения интерпретируются совершенно иначе. Это не утверждение моральной вседозволенности, а скорее, напротив, сдерживающие указания. Правитель обладает абсолютной властью: это ведет к распущенности, жадности, неограниченной жестокости. «Государь не должен бояться осуждения за те пороки, без которых невозможно сохранение за собой верховной власти»