Сообщение на тему: «Начало истории человечества. Мир древности далёкий и близкий»

План

1.Древний Египет
2.Древняя Греция
3.Древний Рим.

История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий В эту эпоху существовали такие государства, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция.

1. Древний Египет

Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

Большинство населения составляли земледельцы, которые круглый год работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием города. Крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, фрукты и овощи, а также лен, из которого делали полотно.

В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

Основным транспортом в Древнем Египте были суда, ходившие по реке Нил. Лодки строили из папируса, тростника, растущего по берегам Нила. Они двигались с помощью деревянных весел или длинных шестов. Позднее размеры судов возросли, и на них стали ставить прямоугольные паруса

Дожди в долине Нила так редки, что 10-12-летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово «Египет” означает «чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Древние египтяне ещё не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Они считали, что миром управляют боги. Многие боги египтян были похожи на животных.Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счета и письма был бог Тот. Изображали его в виде человека с головой птицы ибиса. Египтяне считали, что Тот придумал месяцы и годы и научил людей вести счет времени. К чудесным дарам Тота относилась так же арифметические вычисления и письмо.

Египтяне считали священными многих животных. Они почитали льва, быка, собаку, кошку, коршуна, сокола, ибиса, крокодила, кобру, скорпиона, жука-скоробея.

Писали египтяне особыми знаками — иероглифами . В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет. Но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было. Научиться такому письму мог не всякий. С почтением египтяне относились к тем, кто овладел грамотой.

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы и пирамиды.

Пирамиды строили около 4500 лет назад, чтобы они служили усыпальницами для фараонов. По приказу фараона (царя Египта) тысячи людей много лет трудились над постройкой пирамиды. Сначала надо было разровнять строительную площадку. Затем в каменоломне вырезали вручную каждый строительный блок и доставляли его на лодке к месту строительства. На постройку самой большой пирамиды пошло 2,5 млн. каменных блоков.

В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальницей фараона Хеопса , её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов.

В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской (длина – 57 м, высота – 20 м) «Большой сфинкс ” в Гизе, высеченный из скалы (1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы.

Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. Древние египтяне умели возводить грандиозные храмы в честь богов. В храмовом комплексе были залы для совершения обрядов, широкие проходы для процессий, его обслуживали тысячи слуг и рабов. Жрецы в храмах относились к самым могущественным людям страны. Считалось, что у них имеются особые отношения с богом.

Храмы Египта – замечательные памятники архитектуры. Храм Карнак - без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, - был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим.


2. Древняя Греция

Греция – горная страна на Балканском полуострове.

На севере Греции есть высокая гора , она называется Олимп . На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец , ему подчинены были бог моря Посейдон , бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют.


Афины — столица современной Греции. Сердцем Афин является храмовый комплекс на горе Акрополь . Когда-то на холм вела мощёная дорога. В день праздника в честь богини Афины по ней поднимались вверх жители города. На Акрополе происходили главные события праздника.



Центром комплекса на горе Акрополь был, мраморный храм Парфенон , посвященный богине-покровительнице города Афине

В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны.

Греческие атлеты тренировались, готовясь к спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года. Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.

Уже в древности появилась более простая и удобная письменность, чем письмо древних египтян. Жители Финикии придумали такой алфавит, в котором каждый звук (буква) передавал определенный согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.

3. Древний Рим.


Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула.

Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры . Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы.

В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры, ходили на гонки колесниц или на гладиаторские бои. Гонки колесниц были очень опасным спортом. Гладиаторы были рабами или преступниками, которых обучали биться до смерти на глазах толпы.

Предварительный просмотр:

Тема: Мир древности: далёкий и близкий

Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

Формируемые УУД: познавательные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в группе; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конрезультата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - проявлять желание больше узнать.

Оборудование: медиапроектор, учебник, дополнительная литература, кроссворды, карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация опорных знаний.

Разгадайте ребус:

1=Т

(Страницы истории)

4=Р

О чём говорит вам эта фраза?

(На прошлом уроке мы начали изучать страницы истории.)

На какие эпохи делят учёные историю человечества?

(Первобытная история , история Древнего мира, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени)

Как называется первая и самая долгая эпоха в истории человечества?(Первобытная)

Когда и где появились первые люди?(Около 2,5млн.лет назад в Восточной Африке)

Кто был величайшим помощником человека ?(Огонь)

Как жили первобытные люди?(Сообща)

Как назывались эти первобытные коллективы?(Человеческое стадо)

Назовите основные занятия первобытных людей .(Охота, собирательство)

Из чего были сделаны первые орудия труда? (Камень)

Как называлась живопись, появившаяся в это время? (Наскальная)

Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней?(Молоток)

На экране появляются ответы. Выделяется слово АНТИЧНОСТЬ.

III. Постановка учебной задачи.

Какое слово получилось?

Что же такое античность?

лат. ant i quitas - древность, старина;

К ак вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

Зачем, как вы думаете? (Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).

Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.

IV. Решение учебной задачи. Работа в группах.

Перед вами три изображения. Как вы думаете, как же они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока?


Вам сегодня предстоит побывать в трёх Древних Государствах и получить новую информацию. И, надеюсь, вы сумеете найти ответ на мой вопрос. Я предлагаю вам поработать корреспондентами в группах.

(Класс делится на группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют учебник, доп. информацию, карточки с вопросами.)

Ваша задача - ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране по плану. Ответы вы ищите в учебнике, на карточках, обсуждаете группой. Выбираете нескольких человек из группы, которые будут рассказывать о стране. Определите, кто в группе будет хранителем времени. Помните и о правилах работы в группе. Время работы -10 минут.

Карточка для работы 1

  • Древний Египет (с. 8-10)

1. Когда и где появилось Египетское царство?

Почему была возможна жизнь на берегах Нила?

2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов.

Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота?

3. Как писали египтяне?

4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?

Карточка для работы 2

  • Древняя Греция (стр.10-12)

1. Где находится Греция? Какое название имела в древности?

Где жили древнегреческие боги? Как их изображали? Кто был главным богом?

2. Какой город является столицей Греции? Почему его так назвали?

3. Что является сердцем Афин? Что такое Акрополь?

Назовите самый знаменитый храм Акрополя. Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

4.Чем увлекались древние греки? Что происходило в городе Олимпия?

Как древние греки изменили письменность?

Карточка для работы 3

  • Древний Рим (с. 12-13)

1. Назовите дату основания Рима. Как, по легенде, возник Рим?

2. Как отдыхали римляне? Что такое Колизей?

3.Что такое Римский форум? Что такое Пантеон?

V. Отчёты групп


Наш рассказ об одном из самых древних государств на земле - Египте . Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила. Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово " Египет ” означает " чёрная земля ”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.


Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Верховный бог Ра - Бог солнца, Анубис - божество с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир, Амон - бог воздуха и ветра, урожая, творец мира, Себек - бог воды и разлива Нила - человек с головой крокодила.Богом мудрости, письма и счёта был Тот. Изображали его с головой птицы ибиса. Он придумал месяцы и годы, научил вести счёт времени, а также подарил арифметические вычисления и письмо.

На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получали материал для письма, который тоже называли папирусом. Не все египтяне умели читать и писать. Люди, называвшиеся писцами, писали для них письма. Писцов в Древнем Египте очень уважали. Писали особыми знаками – иероглифами. Иероглиф мог обозначать какой-то предмет или обозначать несколько согласных звуков. Для гласных звуков знаков не было.


Для богов египтяне строили храмы: комплексы в Карнаке и Луксоре. Ворота в храм были в виде высоких стен. Внутри храма – дворы со статуями богов.
Египетские правители, называвшиеся фараонами, почитались как боги. Им принадлежала земля Египта. Фараон приказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» - гробницу в виде каменных пирамид.

А сейчас прямое включение наших внештатных корреспондентов в Египте. Внимание на экран. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА .

Пирамиды города Гизы – одно из признанных чудес света.

Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая, её высота 148 метров. Возле одной из пирамид находится статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, высеченная из скалы - Большой сфинкс . Это - страж вечного покоя фараонов.

Спасибо за интересный рассказ.

Какое же изображение связано с Египтом?

ВЫВОД : цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила около 3000 лет. Оставила потомкам в наследие памятники архитектуры, научные знания и многое другое.

VI. Физминутка для глаз.

Давайте ещё немного отдохнём в Египте, а затем продолжим наше путешествие.

VII.Отчёты групп.

- Что же расскажут нам корреспонденты из 2 группы?

Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции.

Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп . На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид.

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признали лучшим и город назвали в её честь. Афины - и сейчас столица Греции.

Сердцем Афин является Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. В древности в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. Настоящая статуя не уцелела до наших дней. Но в музеях мира можно увидеть копии, воссозданные по описаниям.

Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми . Самыми важными были игры в городе Олимпия . Именно здесь и зародились Олимпийские игры.

Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность.

Какая картинка связана с Элладой? Почему?

ВЫВОД: Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивалась поэзия, открытия в медицине, науке и технике, театр, первые школы.

Мы познакомим вас с историей Древнего Рима.

Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. О том, как возник этот город легенда рассказывает так: царя г.Лонга Нумитора сверг с престола младший брат Амулий и чтобы никто не претендовал на престол, приказал убить его сына, а его дочь сделал служительницей при храме. Вскоре у неё родились два сына – близнеца. Амулий приказал казнить мать, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, крик услышала волчица – она и выкормила их. Позже братьев подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения. Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору, а сами решили основать новый город. Каждый хотел назвать его своим именем. Братья поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по – латински Roma) и стал его первым царём.

В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры. Большим успехов у римлян пользовались гонки на колесницах, бои гладиаторов, когда они сражались друг с другом или с дикими животными. До наших дней сохранился Колизей - амфитеатр (круглый театр без крыши) , одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, строительство которого велось на протяжении 8 лет. М ножество входов в Колизее располагаются по всему зданию, благодаря чему публика могла заполнить театр за 15 минут и покинуть за 5.

Римский форум - площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь принимали законы, награждали победителей, меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками.

Пантеон - «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает самый сильный световой столб и освещает здание изнутри.
-Как изображение близнецов связано с Древним Римом?

Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы. Просуществовала империя до 476 г. н.э, когда был свергнут последний римский император. (Ромул Августул)

VIII. Закрепление изученного.

1. Каждой группе я предлагаю разгадать кроссворд и повторить услышанное.

Вопросы к кроссворду:

1. Царь Египта.

2. Материал для письма в Древнем Египте.

3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство.

4. Особые знаки для письма.

5. Гробница фараона в Древнем Египте.

6. Столица Греции.

7. Высокая гора на севере Греции.

8. Греческий бог моря.

9. Главный греческий бог.

10. Знаменитый храм Акрополя.

11. Сердце Афин.

12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев.

13. Столица Италии.

14. Храм всех богов в Древнем Риме.

15. Бог воды и разлива Нила в Древнем Египте.

Прочитайте, что получилось? Именно так называется картина Карла Брюллова, изображающая событие, произошедшее в 79 году, когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Стабии. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи.

Совершим и мы путешествие в этот город. (ПОКАЗ слайдов)

Везу́вий - действующий вулкан на юге Италии . За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. После этой трагедии вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Но 24 августа 79г. жители близлежащих городов были обречены. Раскалённая лава и ядовитые газы со стремительной скоростью обрушились на Помпеи. Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало.

  • Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Люди задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли.

Раскопки города начались в XIX веке. В процессе раскопок выяснилось , что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Практически всё население погибло. Это примерно 16 тысяч человек. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит не скоро.

VIII. Подведение итогов урока

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.

Посмотрите на тему урока и скажите: почему мир древности может быть близким? (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)

Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

Домашнее задание

1. Стр. 14 отв. на вопросы 2. РТ стр.5-6 № 1-5.


Пермский край, Чердынский район

Муниципальное образовательное учреждение «Валайская основная общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«Мир древности: далекий и близкий».

Составил учитель

начальных классов

Крумм Дарья Викторовна

Валай 2011.

Тема . Мир древности: далекий и близкий.

Тип урока : знакомство с новым материалом.

Цель : формировать представление о некоторых достижениях людей в эпохи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

Задачи .

    Формировать умение добывать информацию об эпохах из книг, выбирать главное.

    Развивать логическое мышление (анализ, синтез, абстрагирование).

    Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование : свеча, проектор, компьютер, карточки для проверки домашнего задания, музыкальные композиции, жетоны на рефлексию, лента времени.

План урока .

Этап урока

Время

Используемые приемы и методы

Организационный момент

2 мин

Методика М. Монтессори

Проверка домашнего задания

5 мин

Работа с ТИО (индивидуальные карточки), парами.

III

Работа с новым материалом

17 мин

Сообщения детей, презентация, работа с лентой времени, музыкальные композиции.

5 мин

5 мин.

Физкультминутка

3 мин

Танец Сиртаки

4 мин

Закрепление материала.

4 мин

Составление синквейна.

Рефлексия.

1 мин.

Работа с жетонами.

Итог урока

1 мин

Работа с книжной выставкой

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята поприветствуйте гостей.

Давайте сядем в круг, посмотрите, что это у меня? (Свеча)

А что она нам дает? (Свет и тепло).

Ассоциируется ли у вас слово свет с каким-нибудь другим? (Да со словом – знания.)

Ребята, подумайте и скажите, почему мы сегоднешний урок начали со свечи? (Мы сегодня будем получать знания, т.е свет)

Конечно, вы совершенно правы. Ну что настроились на работу? Тогда занимайте свои места за партами и мы начнем наше путешествие по знаниям.

    Проверка домашнего задания.

Чтобы историю узнать,

А с учителем дружить,

И все знания ворошить.

Итак, давайте поворошим наши знания, проверим домашнее задание. Но прежде скажите какой блок мы начали изучать на уроках окружающего мира. (блок история).

А чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на уроке, каждой паре нужно решить задание. У вас на парте есть карточки, пододвиньте их к себе и начинайте работу.

Подгруппы, расскажите чем вы занимались.(1п- мы перечисляли занятия древнего человека, 2п – а мы описывали древнего человека, 3п – мы отгадывали кроссворд о древнем человеке).

Молодцы! К какому же времени относятся результаты ваших работ? (Они относятся к древнему миру)

А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

Зачем, как вы думаете? (Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).

Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.1 сл

    Работа с новым материалом.

    Знакомство с эпохой Древнего Египта .

Начинаем наш путь.

Презентация

2 сл. Вот это прекрасная река Нил. Мы начинаем разговор о ней, так как примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Дожди в этой местности очень редки. Например, дети, прожив 10-12 лет не видели дождя.

3 сл. Ежегодно Нил разливался (выходил из берегов). В воде много черного ила, он оседал на песках, на нем хорошо росла пшеница, ячмень. Египет в переводе означает «черная земля».

Чем еще прославилась цивилизация Древнего Египта нам расскажет Елизавета.

Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками.

4 сл. Храм Карнак

5сл. Храм Луксор.

6 сл. Пирамиды Хеопса.

Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.

7 сл. Бог солнца – Ра (человек с головой птицы)

Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила)

Бог мудрости ТОТ (человек с головой птицы ибиса)

Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.

Итак, ребята, посмотрите на ленту времени, вот в какое время существовала цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила почти 3000 лет. Оставила потомкам в наследие:

Памятники архитектуры

Научные знания

Знания в сельском хозяйстве

Водный транспорт

    Знакомство с эпохой Древней Греции .

Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Об этой эпохе нам подготовила сообщение Катерина

-в пору Древней Греции появились города, которые никого не могут оставить равнодушными.

8 сл. Один из этих городов является Афины, а сердцем Афин – Акрополь. Высокий холм с обрывистыми склонами, на нем расположен архитектурный ансамбль.

9сл. Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон, высота 18 с половиной метров.

10сл. На севере Греции есть гора Олимп, на вершине ее Древние греки поселили главных богов

Зевс – громовержец,

Посейдон – бог моря,

Аид – бог подземного царства,

Афродита – богиня любви и красоты, а также многие другие.

Давайте, посмотрим на ленту времени когда же существовала цивилизация Древней Греции.

Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивается поэзия, открытия в науке и технике, театр, первые школы

Древние греки были удивительно талантливыми, веселыми и жизнерадостными людьми. Они любили музыку, спорт и танцы. Давайте окунемся в культуру Древней Греции и станцуем национальный танец – Сиртаки.

    Физкультминутка .

    Знакомство с эпохой Древнего Рима .

Продолжим наш разговор и заслушаем сообщение Марии о Древнем Риме.

-год основания Древнего Рима считают 753 до нашей эры. Римляне создали могущественное государство, завоеваниями огромных территорий.

В современном городе Риме сохранилось немало построек. Например, Колизей 11 сл.

12 сл. Римский форум – центр общественной жизни города. Кроме этого храм Пантеон – храм всех богов.

13 сл Как выглядели другие города можно узнать побывав в Помпеях.

14сл. В древности этот город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.

15 сл. Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи»

Культура Древнего Рима продолжала традиции Древней Греции, поэтому и время возникновения примерно то же, боги в этих культурах одни и те же только различаются названием. Но все таки Древний Рим оставил свой след, отличался он

Религиозной сдержанностью

Суровостью

Практичностью, что нашло отражение в градостроительстве (впервые появляются коммуникации, водопроводы, мостовые) и военном искусстве.

    Закрепление материала.

Итак, посмотрите на доску у нас появились 3 эпохи:

Древний Египет – водный транспорт, сельское хозяйство, архитектура;

Древняя Греция – прародительница искусств;

Древний Рим – военное дело, комфорт в быту.

Чтобы дать краткую характеристику каждой из этих эпох, я предлагаю составить синквейн.

Выберите карточку с эпохой, каждая пара составляет для своей эпохи.

16 сл – здесь представлена схема составления синквейна. В таблице представлены примеры слов. Краткое предложение вы придумываете сами.

Самостоятельная работа.

Заслушаем ответы, что у вас получилось.

Молодцы, я вижу что вы поняли основные черты каждой эпохи.

    Рефлексия.

А сейчас выберите жетон с изображением той эпохи, которая вам понравилась больше всего, обоснуйте свой выбор.

VI . Итог урока .

Ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились на уроке?

Большую информацию о той или иной эпохе вы можете найти в нашей библиотеке в следующих книгах. ………………………………

В старших классах на уроках истории вы также будете знакомиться с данными цивилизациями.

Спасибо за внимание.

Давайте оденем одежду древних римлян – тунику, и поблагодарим наших гостей «зигой»- вскидыванием руки вверх за визит.

Карточки на проверку домашнего задания

ПЕРЕЧИСЛИ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

    ______________________(разведение домашних животных)

    _______________________(работа по выращиванию культурных растений)

    ____________________(занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)

    ___________________(занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)

    ___________ _______________(занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

ВСТАВЬ СЛОВА ИЗ СПРАВОК В ОПИСАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Слова для справок: обезьяну говорить, ногах, хватать, покатые, ударять, рыть землю, низкие, больше, меньше, звуки.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную _______________. Однако люди ходили не на четырех ____________, как ходят почти все животные, а на двух __________, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, он мог выполнять ими простую работу: ______________, _______________, __________ ___________. Лбы у людей были _________ и _____________. Мозг у них был _________, чем у обезьяны, но значительно __________, чем у современных людей. _______________ древний человек еще не мог, он издавал лишь немногое отрывистые _________, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.

Вопросы.

4.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.

Вопросы.

    Люди научились ……………….. глиняную посуду.

    Этим занимались женщины и дети.

    Как по-другому называли древнейшего человека.

    Освещение первобытных художников.

Самоанализ.

Тема. Мир древности далекий и близкий.

Тип урока. Знакомство с новым материалом.

Цель. Формировать представление о некоторых достижениях людей эпохи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

Исходя из цели, понятно, что материала о перечисленных эпохах предостаточно, именно поэтому, я решила, что нужно вычленить самое основное, присущее только данной эпохе, характерное для неё.

По окружающему миру в блоке история данный урок второй, перед мы изучали древнего (первобытного) человека. Проверка домашнего задания была направлена для вывода темы и цели урока.

Так как урок проводится в 4 классе, то решила, что нужно опираться на работы детей, учить их самостоятельно добывать информацию, что было видно по подготовленным ими сообщениям.

Урок истории не может обойтись без ленты времени, именно поэтому работа велась и с ней, с перечислением основных характеристик эпох, для лучшего усвоения материала, и формировании представления о цивилизациях.

Кроме этого, на протяжении всего урока играла музыка, ведь психологами доказано, что при воспроизведении музыкальных композиций, лучше усваивается материал. Причем музыка была соответсвующая с эпохой о которой говорили.

Физкультминутка была полностью подчинена теме урока, чтобы не казаться контрастной и не сбивать детей с хода мысли. Кроме этого, ребята окунулись в эпоху Древней Греции, ощутили её традиции.

Достигнута ли цель, хорошо видно после составления детьми синквейна, дети начальной школы, им трудно самостоятельно его делать, поэтому были предложены примерные части речи, которые нужно было соотнести в соответствии с эпохой.

На рефлексии дети выбирали жетоны с эпохой, которая им понравилась, а также, аргументировали свой выбор, что развивает связанную речь.

На итоге, я решила, что целесообразно провести работу с книжной выставкой, ведь дети заинтересовались и могут узнать информацию больше предложенной программой.

Итог урока, а именно переодевание в одежду Древних Римлян, был выбран мной не случайно, а для того, чтобы дети запомнили материал и ушли с урока на позитивной ноте.

Кроме того, думаю, что на уроке дети не утомились, так как была постоянная смена деятельности, интересная для детей.

Рецензия на конспект урока по окружающему миру в 4 классе учителя начальных классов МОУ «Валайская ООШ» Крумм Дарьи Викторовны «Мир древности: далекий и близкий», подготовленная учителем русского языка и литературы МОУ «Валайская ООШ» Зелениной Татьяной Петровной.

Тема урока довольно широкая «Мир древности: далекий и близкий», но учителю удалось познакомить ребят с тремя цивилизациями Древнего мира: Египтом, Грецией и Древним Римом. При этом были использованы устные сообщения, которые готовили сами ученики, что способствует не только развитию речи, но и самостоятельности.

Выбрана одна из любимых у детей форм урока – урок-путешествие. Тему урока сформулировали сами ученики, отвечая на вопросы учителя. Так через беседу используя ассоциативность мышления (прием с зажжённой свечой) учитель провел к теме и цели урока.

Был создан особый эмоциональный настрой. Этому способствовал и выбор музыки, сопровождавший презентацию, и сам видеоряд, который не был затянутым и в то же время вмещал максимум информации.

Опрос был индивидуальным, ученики работали каждый со своей карточкой. Учитель использовал элементы технологии критического мышления. При закреплении класс составлял синквейн.

Не очень удачной была физкультминутка в виде народного греческого танца «Сиртаки». Дети отвлекались на костюм, который у них лежал на парте (туника).

Уместной была выставка книг об этих цивилизациях, обращение к ней учителя.

Цель урока достигнута. Урок получился ярким и запоминающимся.

Список литературы.

    А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир», учебник 4 класс 2 часть, Москва «Просвещение», 2007г.

    О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО», 2004г.

    В.В. Мещерякова. С.В. Савинова. Повторение и контроль знаний «окружающий мир» 3-4 классы. Москва «Глобус»,2010г.

    Картины с картинки яндекс.

Слайд 2

  • Древний мир
  • Средние века
  • Новейшее время
  • Наша эра
  • До нашей эры

Вспомните, на какие эпохи учёные делят историю человечества.

  • первобытная история
  • история Древнего мира
  • история Средних веков
  • история Нового времени
  • история Новейшего времени
  • Новое время
  • Слайд 3

    История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий

    В эту эпоху существовали такие государства, какДревний Египет, Древний Рими Древняя Греция.

    Слайд 4

    Древний Египет

    Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море. Воды Нила несли с собой жизнь. На этой почве хорошо росла трава, что обеспечивало пастбищами овец, коз и крупный рогатый скот.

    Слайд 5

    Работа по учебнику

    • Прочитайте текст на с. 8-9 учебника.
    • Что интересного вы узнали из этого рассказа?
  • Слайд 6

    • Большинство населения составляли земледель-цы, которые круглый год работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием города.
    • Крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, фрукты и овощи, а также лен, из которого делали полотно.
  • Слайд 7

    В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

    Слайд 8

    Основным транспортом в Древнем Египте были суда, ходившие по реке Нил.

    Лодки строили из папируса, тростника, растущего по берегам Нила. Они двигались с помощью деревянных весел или длинных шестов. Позднее размеры судов возросли, и на них стали ставить прямоугольные паруса.

    Слайд 9

    Пирамиды.

    Их строили около 4500 лет назад, чтобы они слу-жилиусыпальницами для фараонов. По приказу фа-раона (царя Египта) тысячи людей много лет труди-лись над постройкой пира-миды. Сначала надо было разровнять строительную площадку. Затем в камено-ломне вырезали вручную каждый строительный блок и доставляли его на лодке к месту строительства. На постройку самой большой пирамиды пошло 2,5 млн. каменных блоков.

    Слайд 10

    Множество гробниц и погребенных в них сокровищ было разграблено ворами, однако гробница царя Тутанхамонаостава-лась нетронутой в течение 3300 лет. Эту гробницу обнаружили только в 1922г. Археологи были пораже-ны хранившимися в ней сокровищами: золотом, драгоценностями, изыскан-ными одеждами, колесни-цами и музыкальными инструментами. Лицо мумии закрывала прекрас-ная маска из золота и драгоценных камней.

    Слайд 11

    Образование

    Только дети фараонов и сыновья из знатных родов посещали школу. Девочки оставались дома со своими матерями, учившими их домашнему хозяйству, приготовлению пищи, прядению и ткачеству. Крестьянских детей тоже учили дома, им с раннего возраста предстояло работать в поле, ухаживать за посевами и пасти домашних животных.

    Слайд 12

    Многие образованные мальчики учились ремеслу писца. Писцов в Древнем Египте чрезвычайно уважали. Писали египтяне особыми знаками – иероглифами. Однако письмо иероглифами было медленным процессом, потому что каждый символ изобра-жался отдельно и мог обозначать как предмет, так и отдельный звук.

    Слайд 13

    Древние египтяне поклонялись многим богам.

    • Ра – бог солнца
    • Себек– бог воды
    • Тот – бог мудрости, счёта и письма
  • Слайд 14

    Древние египтяне умели возводить грандиозные храмы в честь богов.

    В храмовом комплексе были залы для соверше-ния обрядов, широкие проходы для процессий, его обслуживали тысячи слуг и рабов. Жрецы в храмах относились к самым могущественным людям страны. Считалось, что у них имеются особые отношения с богом.

    Слайд 15

    Храмы Египта – замечательные памятники архитектуры.

    Храм Карнак- без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, - был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

    • Карнак
    • Лукрос
  • Слайд 16

    Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим.

    Слайд 17

    Работа по учебнику

    Прочитайте текст в учебнике:

    • I вариант – с.10-11
    • II вариант – с. 12-13
    • Приведите примеры знаменитых сооружений Древнего мира.
    • Что интересного вы узнали о них?
  • Слайд 18

    Древняя Греция

  • Слайд 19

    Сердцем Афин является храмовый комплекс на горе Акрополь.Когда-то на холм вела мощёная дорога. В день праздника в честь богини Афины по ней подни-мались вверх жители города. На Акрополе происхо-дили главные события праздника.

    Слайд 20

    Центром комплекса на горе Акрополь был Парфенон, мраморный храм, посвященный богине-покровительнице города Афине.

    • Парфенон
    • Статуя Афины
  • Слайд 21

    В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны. Зрители при-ходили в театр на весь день, рассаживались по каменным скамьям в полу-круглом открытом амфи-театре. Актеры носили большие трагедийные или комедийные маски, чтобы публика могла их лучше рассмотреть. Эти маски и сегодня являются символом театра.

    Слайд 22

    Греческие атлеты тренировались, гото-вясь к спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года. Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время.

    Слайд 23

    Слайд 24

    Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы.

    Слайд 25

    В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры, ходили на гонки колесниц или на гладиатор-ские бои.Гонки колесниц были очень опасным спортом. Колесничие гнали свои упряжки вокруг арены с предельной скоростью. Правилами было разрешено таранить другие колесницы и сталкиваться друг с другом, так что колесницы нередко переворачивались. Хотя возничие надевали защитную одежду, они нередко погибали.

    Слайд 26

    Гладиаторы были рабами или преступниками, кото-рых обучали биться до смерти на глазах толпы. Они были вооружены щитами и мечами или сетями и трезубцами. На бою гладиаторов часто присутство-вал сам император. Если гладиатор был ранен и просил пощады, от императора зависело, будет он жить или умрет. Если боец дрался самоотверженно, его оставляли в живых.

    Окружающий мир 4 класс (А.А.Плешаков)

    Тема : Мир древности: далёкий и близкий.

    Цели урока :

    Создать условия для расширения знаний учащихся о наследии Древнего мира (письменность, быт, искусство);

    Развивать исследовательскую культуру, речь, способствовать расширению кругозора учащихся, развивать интерес к истории;

    Воспитывать потребность бережного отношения к историческому наследию, предметам прошлого, уважение к достижениям людей Древнего мира.

    Оборудование : мультимедиа проектор, дидактический материал, справочная литература, карта мира.

    Ход урока

    1. Актуализация знаний.

    Истории славной великие даты

    Мы будем по жизни нести.

    Почувствуем сердцем, что было когда-то,

    Представим себе вековые пути!

    Древний мир – чудесный мир! (на слайде 2)

    Двери времени нам отвори

    Про древние государства расскажи.

    (На слайде1) – картины прошлого нашей страны…

    О чём говорят эти картины?

    И все это – мир истории.

    Что такое история? (наука о прошлом)

    Почему важно знать историю своего родного края, страны?

    Как называлось наше государство в древности? (Др. Русь)

    История Др. Руси повествует о величайших достижениях наших предков. Мы должны испытывать гордость за наше прошлое. Из прошлого мы извлекаем и уроки, что позволяет учиться на ошибках других поколений и помогает лучше понять наше настоящее.

    2. Создание проблемной ситуации.

    - Какие другие древние государства вы знаете?

    Откуда о них можем узнать?

    Нам поможет ответить на этот вопрос учебник. А ещё энциклопедии (демонстрация энциклопедии)

    – Чтобы расширить наши исторические знания мы сегодня отправляемся в Древний мир исследовать страны, которые оставили нам большое наследие.

    Период Древнего мира самый длительный – он охватывает несколько тысячелетий.(Слайд со стихом) - О чём мы будем говорить на уроке?

    Тема урока: Мир древности: далёкий и близкий

    Первые древние государства возникли возле рек и морей. Почему? (По рекам было удобно передвигаться, река давала человеку воду для питья и земледелия)

    И одно из таких государств – Древний Египет, который возник на берегах реки Нил. Многим позже появились Древняя Греция и Древний Рим на берегах Средиземного моря. Демонстрация на карте.

    (делимся на три группы) каждая группа будет заниматься исследованием одного из Древних государств, используя при этом различные источники (энциклопедии, учебники). Записи делают в тетради (ключевые моменты).

    План:

    1.Где расположено государство?

    2.Основные занятия народа.

    3. Знаменитые сооружения.

    3 . Открытие нового знания.

    Письменная работа в тетрадях.

    1.Поиск информации в литературных источниках. Учитель помогает, проверяет по ходу работы учащихся.

    2. Защита – рассказ представителя группы.

    Учитель дополняет рассказ учащегося о Древнем государстве. (мифы Др. Греции, олимпийские игры, христианство, алфавит – 27 букв; Египет – календарь 365 д., папирус, иероглифы-700 знаков; Др.Рим – планировка и строительство городов, водопровод, канализация, мощёные дороги, храмы, банки, библиотеки, названия месяцев).

    4. Применение нового знания.

    А сейчас я вас проверю, как вы запомнили новый материал (вопросы на карточках – ученики вытаскивают и отвечают)

    Блиц-опрос:

    • Грандиозное сооружение – гробница фараонов?
    • Государство, где были придуманы названия месяцев?
    • Назовите народ, живший на берегах реки Нил?
    • Что такое Акрополь?
    • Какой народ был искусным строителем мостов, дорог, дворцов?
    • Родина олимпийских игр?
    • Назови столицу Др. Греции?
    • Кому поклонялись жители древних государств?
    • Где возник первый алфавит?
    • Назови древние государства?
    • Кто такой фараон?
    • Покажи на карте одно из государств, которое запомнил?
    • Как называется материал, на котором писали др. египтяне?
    • Какие древние постройки ты можешь назвать?

    Вывод: жители древних государств были высокоразвитыми, умелыми строителями, учёными, многое умели делать.

    5. Самостоятельная работа.

    Установи соответствие: (Работа на карточках-7шт. в парах)

    Проверка на слайде

    Древний Египет иероглифы

    Древний Рим папирус

    Древняя Греция Акрополь

    Колизей

    Алфавит

    Мумия

    Форум

    6. Рефлексия.

    Понравилось быть исследователями древних миров?

    Что новое для себя открыли?

    Где можете применить эти знания?

    Инструктаж по домашнему заданию.

    В дополнительной литературе найдите интересные сведения об одном из государств.