«Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой — в этом его противоречие. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.
Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) так представлял критерии общественного прогресса: история, писал он, представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума, путь социального прогресса.
Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию о прогрессе и регрессе в жизни общества.
Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Прогресса науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
Теории цикличности имели также определенное положительное значение. Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих полисов), провести параллели между историей разных народов и эпох и т. д. Тем самым теории цикличности способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении.
Историческая обречённость или, как пишут исследователи, «закат Европы» воспринимается как гибель «христианской цивилизации Запада» со всеми её культурными и технологическими достижениями».
(Л. Н. Боголюбов)
Данное высказывание Л. Толстого, великого русского писателя, связано с пониманием одного из критериев прогресса - развития человеческого разума. По мнению Толстого, с течением времени, разум становится главным фактором прогресса. Я согласен с автором, ведь раньше человек развивался из-за необходимости выживания, делал оружие из палки и камня для защиты от диких животных, а сейчас человечество добивается прогресса в различных отраслях науки с помощью своих знаний, развитого ума.
Прогресс-это направление развития, для которого характерен переход от менее совершенного к более совершенному. Для прогресса разум очень важен. Если человечество будет следовать животным законам, то может произойти явление, обратное прогрессу-регресс.
За последнее время человечество совершило большой шаг в области прогресса. Еще 1,5 века назад люди не могли представить себя летящими в небе, а сейчас уже активно ведётся освоение космического пространства.
Раньше люди не могли воспользоваться своим разумом в полной мере, сейчас же человек сам придумывает искусственный интеллект, на основе своих знаний.Эти открытия напрямую связаны с прогрессом, совершённым за счёт разума - высшей ступени познавательной деятельности человека.
За свою жизнь человек совершает свой индивидуальный прогресс. Например, в школе мы учим различные дисциплины - совершенствуем свой разум.
Таким образом, можно сказать, что прогресс уже не может осуществляться без разума, иначе он превратится в регресс. Разум необходимо постоянно развивать, если будет существовать развитый разум, то будет существовать и прогресс.
Обновлено: 2019-02-27
Внимание!
Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Лекция:
Понятия прогресс, регресс, стагнация
Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.
Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.
Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.
К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.
Стагнация - застойное явление в развитии общества.
Критерии общественного прогресса
Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:
- Образованность и грамотность людей.
Степень их нравственности и толерантности.
Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.
Уровень научных и технических инноваций.
Уровень производительности труда и благосостояние народа.
Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.
Пути общественного прогресса
Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».
Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.
Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.
Противоречивость общественного прогресса
Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:
Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).
Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).
Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).
Укажите правильное определение понятия «развития»
Развитие - это:
а) количественное изменение объекта;
б) всякое движение;
в) прогрессивное изменение;
г) движение по кругу;
д) движение от менее совершенного к более совершенному;
е) необратимые качественные изменения системы;
ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения в явлениях;
з) тождественное всякому изменению
Развитие - это необратимые качественные изменения системы (вариант е)
Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.
Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс - направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество.
Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь о количественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носит скачкообразный характер. Постепенное монотонное изменение некоторого параметра в течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменением состояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественный уровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но уже на новом качественном уровне.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - 580 с.
2. Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства.- М. «Клистар», 2002. - 93с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 544 с.
4. Гайнутдинов Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса // Правоведение. -2006. - № 4.
5. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
6. Лукашевич В.В. Пронина Е.И. Философия экономики: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 1998. - 68с.
7. Осипов Ю.М. Философия хозяйства: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 320с.
8. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с.
9. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства.- СПб. Изд-во СПбГУ, 2007 - 272с.
10. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 520с.
11. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики /Под ред. Г.И. Рузавина - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.- 319с
12. Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 271с.
13. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. - 376 с.
14. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.
15. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
Проблема прогресса – одна из самых сложных в философии, на протяжении многих веков она привлекает внимание человеческой мысли. Прогресс – это развитие, которое сопровождается повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему. Противоположное прогрессу понятие регресс – развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход от более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.
Философские интерпретации идеи прогресса в значительной степени связаны с теми ценностями, на которые опираются философы, поэтому в истории философии обнаруживаются прямо противоположные мнения относительно содержания, характера и условий прогресса.
Идея прогресса появилась еще в античной философии. Греки говорили о возможности прогресса в интеллектуальной сфере и связывали его с увеличением знаний. Интеллектуальный прогресс должен был с неизбежностью сопровождаться прогрессом нравственным, поскольку в античном мировоззрении знание блага гарантирует следование ему. В то же время в Античности появились концепции, отрицающие прогресс в обществе. Так, например, историк Гесиод представлял историю, как движение по нисходящей. Золотой век, где царствовали благочестие и высокая мораль, но его мнению, увы, остался позади. Затем наступил серебряный век, в котором началось падение морали и благочестия. Сейчас время железного века – время полного развала нравственности. В античной философии не было идеи линейного развития общества, для греческих философов время космоса циклично, поэтому прогрессивное или регрессивное развитие истории мыслилось в решках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, а история должна была начаться вновь.
Идея линейного развития истории впервые ясно выражена в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой – грехопадение первых людей, а конец – второе пришествие Христа, Страшный суд и наступление Царства Божьего на Земле . Идея прогресса во всей последующей западноевропейской философии основывается на христианском представлении о линейности исторического процесса.
Просвещение утверждало веру в прогресс сродни вере в Бога. Большинство философов этого времени позитивно оценивали прогресс и связывали его с развитием разума. В мировоззрении просветителей, так же как и в средневековом взгляде на историю, развитие общества имеет свой венец, только теперь это не Царство Божие, а царство Разума. Достижение Царства Божьего возможно благодаря праведной жизни, а царство Разума создается людьми с помощью просвещения.
Философия конца XIX в. критикует идеи просветителей, в том числе и идею прогресса. Все большее число философов склоняется к мысли об иллюзорности прогресса и бессмысленности этой идеи. Критика прогресса имеет под собой основания. В XVIII–XIX вв. в прогрессе техники и науки видели единственный путь к лучшему будущему. Но прогрессистские иллюзии быстро рассеялись, разочарование в прогрессе связано в первую очередь с разочарованием в возможностях науки и техники, с помощью которых не удалось решить гуманитарные проблемы человечества .
Разочарование в прогрессе подтолкнуло философов на создание нелинейных концепций общественного развития. Так, в конце XIX в. Фридрих Ницше настаивал на ложности самой идеи прогресса, утверждая, что прогресс – иллюзия, заблуждение разума, что история не может развиваться линейно, поскольку ее цель – не в конце, а в наилучших, самых совершенных образцах. По мнению Ницше, неверно считать, что последующие этапы культуры более ценны, чем предыдущие, и в мире культуры и духовных ценностей нет прогресса, этот мир завершен в каждый момент времени. Для объяснения того, как происходит история, Ницше предложил идею вечного возвращения.
Освальд Шпенглер также отрицает понятие исторического прогресса и предлагает циклическую концепцию истории. Идею исторической закономерности он заменяет идеей судьбы, а идею прогресса – идеей круговорота. История не развивается линейно, она представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур. Каждая культура – организм, имеющий индивидуальную судьбу и душу, переживающий периоды возникновения, расцвета и умирания. Душа культуры выражается в символах, благодаря которым эту культуру можно постичь. Например, античную культуру Шпенглер называет культурой Аполлона, главная идея этой культуры – форма, уравновешенность, гармония, а главный символ – статуя. Западноевропейскую культуру Шпенглер называет культурой Фауста, ее главная идея – бесконечность, главная архитектурная форма – готический собор, а главное научное достижение – математика. Все эти идеи, образы и формы выражают душу западного человека и суть фаустовской культуры. По мнению Шпенглера, в истории существовало восемь независимых культур". арабская, майи, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская, западноевропейская. Все они равноценны, ни одну из культур невозможно предпочесть другой.
Арнольд Тойнби в своей концепции исторического круговорота выделяет уже не восемь, а 21 культурно-историческую единицу. В современности, по его мнению, сосуществуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивилизации. Каждая цивилизация представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой. Та же судьба ждет и все современные цивилизации. По мнению Тойнби, цивилизация – это вызов, брошенный божественным разумом разным народам, конкретный ответ на эти вызовы и определяет содержание исторического процесса.
Несмотря на критику идеи прогресса, в современной философии сохраняются теории, приверженные ей. Например, Карл Ясперс придерживался линейной концепции истории, которая развивается прогрессивно. Ясперс акцентировал единство человечества и следующую из этого общность исторического пути. Главным историческим вопросом является вопрос о том, возможна ли единая для всех народов вера. Такой объединяющей верой, по мнению немецкого философа, должна стать философская вера. Философская вера отличается от религиозной . Если религия объявляет веру откровением, то в философии вера существует в союзе со знанием, представляя собой особый акт воли. Философская вера нс может стать догмой, поскольку является осознанием бытия и его истоков, стремится понять саму себя. Именно философская вера, по мысли Карла Ясперса, может объединить человечество. Каждая историческая эпоха уникальна, но в разных культурах возможно формирование близких по духу ситуаций, которые становятся предпосылками сходных исторических процессов. Как полагает Ясперс, примерно в 800-х гг. до н.э. одновременно в Индии, Китае, Греции и Персии формируются духовные движения, определившие облик современного человечества. В это время возникает философия, а вместе с ней и феномен философской веры. Этот исторический момент Ясперс называет "осевой эпохой". После нее история человечества обретает единство, а локальные культуры вливаются в единый исторический процесс.
В концепциях, отстаивающих прогрессивный характер истории, одной из главных является тема критериев прогресса. Одно и то же общество в зависимости от выбранного критерия может рассматриваться как прогрессивное или как регрессивное. Жан Жак Руссо выдвинул тезис о том, что прогресс наук и искусств приносит непоправимый вред человеку, разрушает гармонию и целостность его природного существования, тем самым французский просветитель подчеркнул противоречивый характер прогресса. Общество – сложная система, поэтому для определения прогрессивности или регрессивности общественного развития используется комплексный критерий. Каждая из общественных подсистем требует собственного критерия. Так, в экономической сфере применяется критерий уровня развития производительных сил, в политической – степень свободы личности, в социальной – уровень гармонизации отношений человека и общества, степень согласованности их интересов, в духовной – возможности самореализации человека, степень духовности и гуманистичности общества. Но ни один из этих критериев не является достаточным, а прогресс в одних общественных подсистемах не приводит автоматически к прогрессу в других.
- См. параграф 6.5.
- См. параграфы 7.7 и 7.9.
- См. параграф 6.2.