Объективная необходимость коренных перемен в жизни общества. Начало перестройки, ее противоречивый характер и последствия

На нашей планете вы не найдете человека, которые не стремился бы хоть к малейшим переменам. Вся наша жизнь - это непрерывный рост и совершенствование. Но, далеко не все могут воплотить свое желание перемен в реальность. Для этого нужно иметь некоторые качества и знания. Поэтому, в данной статье собраны 7 простых советов, которые помогут сделать перемены эффективными.

1. Осознайте необходимость перемен.

Многие люди хотят что-то изменить, но не осознают важность этого. Необходимо поразмышлять, взвесить все преимущества, которые вы получите благодаря переменам, и тогда вы поймете, насколько это важно именно для вас. Понимание важности и острая нужда в переменах дадут вам эмоциональный толчок к действиями, мобилизует ваши силы и энергию и направит их на результат.

2. Не бегите от чего-то - двигайтесь к чему-то.

Когда вы хотите избавиться от чего-то посредством перемен в вашей жизни, необходимо стремиться не к этому, а к тому, что вы получите в результате. Например, человек хочет избавиться от нищеты. Он тщетно борется нищетой, и все его мысли, а с ними и внутренняя энергия направлена на одно слово - «бедность». В результате он стоит на месте, если не оказывается в худшем положении. Совсем другая ситуация у человека, которые вместо того, чтобы бороться с нищетой, дает себе установку увеличить свои доходы и упорядочить расходы. Такой человек четко знает, чего хочет и направляет свою энергию на то, чтобы созидать богатство, а не разрушать нищету.

3. Не сдавайтесь.

Самые важные перемены в нашей жизни требуют немалого количества времени и усилий, и поэтому большинство людей сдаются. Изначально важно настроиться на то, что путь изменений будет сложным и придумать, как вы будете действовать в тех или иных ситуациях. Если вы будете готовы морально к любым сложностям, и пообещаете себе, что не сдадитесь, вы сможете пройти этот путь до конца.

4. Определите временные рамки.

Простые перемены могут затянуться на годы и десятилетия, если вы не ограничите себя конкретным отрезком времени. Так ваше подсознание сможет мобилизовать весь потенциал души и тела, и вы будете работать по максимуму в этот период.

Рассмотрим пример - 2 девушки хотят изменить свою внешность похудением. Они решают заиметь фигуру своей мечты. Первая записывается в тренажерку, старается питаться правильно, периодически срывается и разочаровывается в своих силах. С каждого понедельника снова начинает бегать, но все никак не достигнет результата. Другая же бронирует путевку в Египет, покупает шикарный и дорогой купальник на 2 размера меньше. Она понимает, что за 2 месяца до отъезда ей нужно любой ценой влезть в купальник, на который она потратила всю зарплату. Поэтому, даже если она не получит желаемого результата, за эти 2 месяца она будет выкладываться по максимуму, и приблизиться к реализации своей мечты.

5. Постоянство.

Без постоянной и упорной работы не достичь желаемого - это аксиома. Поэтому, хоть небольшой шаг в сторону перемен, вы должны делать ежедневно. Не оставляйте своего труда, даже если все пошло совсем не так, как вы себе изначально представляли. Проблема непостоянства не столько в том, что вы пропустите какие-то важные шаги. Дело в том, что позволив себе лень один раз, во второй раз вы уже сделаете это без угрызений совести, а на третий - вообще забудете о своем движении вперед.

6. Управляйте страхом.

Для каждого человека является естественным чувство страха, особенно если речь идет о серьезных изменениях в жизни. Например, если человек хочет сменить работу, вполне нормально, что он чувствует страх и беспокойство о том, как все пройдет, сможет ли он ужиться в новом коллективе, удастся ли получить нужную должность. Это нормально. Но, проблема появляется тогда, когда страх начинает сковывать и руководить действиями. Не позволяйте эмоции страха взять над вами контроль, иначе вы начнете сдаваться под его натиском, и перемены не принесут желаемого эффекта.

7. Верьте в успех своих действий.

Ваш оптимистичный настрой определяет уровень вашей энергии и сил. Поэтому, ежедневно настраивайте себя на положительные мысли, верьте в свою успешность, и вам удастся пройти через все трудности на пути к результату. Перемены пугают, волнуют, кажутся недостижимыми, но все это можно победить с помощью позитивного настроя!

Перемены в жизни могут поднять ее на более высокий уровень. Не откладывайте их на завтра - начните действовать уже сегодня, и ваши усилия будут вознаграждены!

Перестройка, трудности и противоречия.

Лекция 16.

2. Усиление политической борьбы в обществе во второй половине 80-х – начале 1990-х годов. Распад СССР и возникновение Содружества Независимых Государств.

1. Перестройка: ее противоречивый характер и последствия. Очевидное нарастание негативных явлений в жизни страны вызывало серьезное беспокойство ее руководства. Возглавивший партию и государство после смерти Л.Брежнева Ю.В.Андропов открыто признал наличие многих нерешенных проблем, отставание СССР от Запада по ряду важных направлений. Были приняты решительные меры по наведению общественного порядка и дисциплины на производстве. Широкий резонанс вызвали кадровые перестановки в партийных и государственных структурах. Началось расследование наиболее одиозных фактов коррупции. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом и бесхозяйственностью. Большинство людей с одобрением приняли новый курс. Однако после смерти Ю.Андропова в начале 1984 г. советское общество вновь погрузилось в застой – пост Генерального секретаря КПСС занял престарелый, тяжелобольной К.У.Черненко.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев. В апреле на пленуме ЦК был обозначен новый курс – курс на ускорение социально-экономического развития страны, предусматривавший не только повышение темпов экономического роста, но и качественное преобразование общества, «обновление социализма». Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений научно-технической революции, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением самостоятельности предприятий, укреплением производственной дисциплины. В центре внимания вновь оказалось машиностроение, с подъемом которого связывались надежды на техническую реконструкцию производства. Наряду с курсом на ускорение был взят курс на гласность.

За непривычно новаторскими лозунгами – «ускорение», «гласность» - скрывалась достаточно традиционная модель социалистической модернизации, основанная на вере в совершенство основ социализма. Главная проблема виделась в недостаточном использовании «потенциальных возможностей социализма». Ставилась задача «создать больше социализма», ускорить его развитие.

Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. показала тяжелое состояние советской экономики и невозможность ускорение без коренных перемен, без перестройки.

В 1987 г. был выдвинут новый лозунг: «перестройка». При этом ускорение оставалось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. На начальном этапе под перестройкой понималась только радикальная экономическая реформа, позже в концепцию перестройки вошла реформа политической системы и обновления идеологии. При этом экономическая реформа, по сути, сводилась к переходу от административных рычагов управления к экономическим. Широкое развитие получило кооперативное движение. Упразднялись некоторые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, в соответствии с которым перераспределялись прерогативы между министерствами и предприятиями. Роль центральных планирующих органов сводилась к подготовке контрольных цифр хозяйственного развития и определению государственного заказа, долю которого предполагалось постепенно снижать. Продукция, произведенная предприятиями сверх госзаказа, могла быть свободно реализована предприятием. Предприятия получали самостоятельность в определении численности работающих, установлении зарплаты, выборе хозяйственных партнеров. За трудовыми коллективами закреплялось право выбора администрации.


Однако закон потерпел фиаско. В условиях полного отсутствия инфрастуктуры большинство руководителей предпочитали не рисковать, а получать по максимуму госзаказ, который служил гарантией централизованного снабжения сырьем и сбыта готовой продукции.

Утверждению рыночных отношений мешали и социалистические стереотипы в общественном сознании. Предусматривавшая возможность и условия банкротства 23-я статья не была введена в действие: лоббистские усилия партийно-хозяйственных органов, министерств, активность профсоюзов и трудовых коллективов оставили «на плаву» даже самые безнадежные предприятия. Ничего не дало и право сокращения работающих: перспектива возникновения безработицы была решительно осуждена и трудовыми коллективами, и обществом в целом. Общественное мнение не приняло и перспективы повышения цен как следствия экономической свободы предприятий.

Политика перестройки имела значительные социально-экономические издержки. Кризисные явления в экономике продолжали усугубляться. Резко сократилось производство. Усилилась нехватка продовольствия и товаров широкого потребления, возрос дефицит бюджета. В условиях дефицита практически всех наименований товаров начался рост цен. Доходы большинства населения уменьшились. В условиях гласности социальный протест нашел выражение в забастовочном движении, начавшемся летом 1989 г. На массовых митингах замелькали плакаты с надписями типа: «Спасибо вам, премьер Рыжков, что я без хлеба и штанов». Констатируя обвал экономики, премьер Н.И.Рыжков подал в отставку.

В конце 1980-х большинство партийных и хозяйственных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. Первый съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. Эта модель предполагала сочетание плановых и рыночных начал и была закреплена в постановлении Верховного совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Программа регулируемого рынка подверглась критике со стороны ряда ученых. С.Шаталиным и Г.Явлинским была предложена альтернативная программа выхода из кризиса, предусматривавшая лишение союзного правительства монопольной экономической власти, приватизацию экономики. Но эта программа была отклонена.

Перемены в общественно-политической жизни начались с политики гласности. Смягчение цензуры привело к возникновению ряда новых изданий. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с коррупцией и нарушениями производственной дисциплины. Была создана комиссия для дополнительного изучения документов и материалов о репрессиях 1930-х годов. Были реабилитированы многие жертвы сталинских репрессий, в т. ч. Н. Бухарин, ученые-аграрии А. Чаянов и Н. Кондратьев.

В конце 1980-х преобразования затронули и структуру государственной власти. XIX партконференция летом 1988 г. поддержала предложение М. Горбачева о перестройке политической системы общества. Политическая реформа предусматривала разделение властей, развитие парламентаризма и построение гражданского общества. Был создан новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет СССР, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные структуры создавались в союзных республиках. Был учрежден пост президента СССР. В 1990 г. им стал М.С.Горбачев.

Новый избирательный закон ввел в практику проведение альтернативных выборов. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР, в которой закреплялась монополия КПСС на власть. Государство стало либеральнее относится к церкви. Были открыты духовные учебные заведения, зарегистрированы новые религиозные общины. Верующим возвращались культовые здания, разрешалось строительство новых. Духовные деятели стали принимать участие в общественной жизни страны.

«Новое политическое мышление» во внешней политике предусматривало приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.

2. Усиление политической борьбы в обществе во второй половине 80-х – в первой половине 1990-х годов. Распад СССР и возникновение Содружества Независимых Государств. В середине 80-х в состав СССР входили 15 союзных республик, в которых проживали представители более ста наций и народностей. Официально было объявлено о создании новой национальной общности – «советского народа», о достижении фактического равенства республик по уровню политического, экономического и культурного развития. Национальный вопрос был признан полностью решенным. Однако фактически в области межнациональных отношений имелись серьезные проблемы и противоречия, вызванные непродуманностью и непоследовательностью национальной политики, диктатом и недостаточным вниманием центральных органов власти к потребностям республик.

Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках народных фронтов, новых политических партии и движений («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве). В 1986 г. прошли массовые демонстрации против русификации в Алма-Ате. В прибалтийских республиках, На Украине и в Белоруссии общественность настойчиво требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., документов о депортации населения в период коллективизации и др. Подъемом националистического движения в условиях углубления экономического кризиса воспользовались радикалы и сепаратисты, развязавшие кровавые столкновения. Десятки людей погибли в Сумгаите и Фергане, тысячи людей оказались беженцами в Азербайджане, Узбекистане, Армении. Все больше стала проявляться национальная нетерпимость.

В 1988 г. оппозиционные силы прибалтийских республик взяли курс на выход из СССР. Одновременно в Закавказье начался армяно-азербайджанский конфликт по вопросу о принадлежности Нагорного Карабаха, принявший форму затяжной и кровавой войны. Союзное государство оказалось беспомощным в решении этого и многих других межэтнических и межнациональных конфликтов. Неспособное удержать власть демократическим путем, руководство СССР вынужденно использовало военную силу.

1990 г. ознаменовался «парадом суверенитетов». Сначала республики Прибалтики, а затем и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о государственном суверенитете, тем самым фактически противопоставив себя союзному государству. В условиях усиления центробежных сил, IV съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. принял решение о сохранении СССР и преобразовании его в демократическое федеративное государство. В соответствии с постановлением съезда в марте 1991 г. состоялся референдум о судьбе СССР. За сохранение СССР высказались 76,4% участников голосования. Подписание нового союзного договора, предусматривавшего предоставление более широких полномочий республикам и одобренного большинством (10 из 15) союзных республик, было намечено на 20 августа 1991 г.

Обсуждение проекта нового союзного договора усугубило раскол в обществе. Некоторая часть общества расценила проект как результат капитуляции центра перед требованиями национал - сепаратистских сил в республиках. Консервативные оппозиционные силы предприняли попытку остановить развал государства и сохранить власть в руках союзного центра. 19 августа 1991 г. был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации, восстановление порядка. Президент СССР М.Горбачев был временно (якобы по состоянию здоровья) отстранен от власти. Деятельность оппозиционных партий и средств массовой информации была запрещена. В Москву были введены войска, в ряде областей было введено чрезвычайное положение.

Свободные радиостанции уже 19 августа объявили события в Москве путчем. Оппозицию ГКЧП возглавил президент России Б.Ельцин. Он расценил действия ГКЧП как антиконституционный переворот и призвал поддержать законно избранные власти. Сотни тысяч человек в Москве и других городах вышли на улицы в знак протеста против ГКЧП. На сторону оппозиции перешли некоторые военные части.

21 августа ГКЧП был практически лишен власти, 22 августа его члены были арестованы. Власть в Москве окончательно перешла в от союзных органов к российскому руководству. По указу Б.Ельцина на территории России была прекращена деятельность КПСС. Распад СССР вступил в заключительную фазу. О своем выходе из СССР заявили Литва, Латвия, Эстония, Украина.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще состоялось совещание руководителей Украины, Белоруссии и России. 8 декабря они заявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств. К ним присоединились 8 республик бывшего СССР.

25 декабря 1991 г. президент СССР сложил с себя полномочия. Вечером 25 декабря 1991 г. произошла торжественная смена флагов над Кремлем. Впервые с 1918 г. над крепостью опустился красный советский флаг и вместо него поднялся бело-сине-красный флаг России. Эта символическая церемония означала, что Советский Союз прекратил свое существование.

Перестройка, начатая по инициативе части партийно-государственных деятелей с целью демократизации жизни общества, совершенствования социализма, закончилась. Ее главным итогом стал распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН

Гапоненко Альфред Григорьевич . Генерал-лейтенант. Родился в 1931 г. Служил в Советской Армии с 1951 по 1991 г.

Службу проходил в танковых войсках на командно-штабных дол-жностях от командира взвода до командира 8-й Гвардейской танко-вой дивизии 5-й Гвардейской танковой армии Белорусского военно-го округа. Участник боевых действий в Афганистане.

7 лет проработал в Генеральном штабе, затем 7 лет на военно-дипломатической работе. Кандидат военных наук.

Старостин Михаил Михайлович. Полковник. Родился в 1937 г.

В 1967 г. закончил Военную академию бронетанковых войск по специальности «эксплуатация, ремонт и производство бронетанко-вой техники», проходил службу в войсках на различных должностях. С 1971 г. работал в Военной академии бронетанковых войск.

Заслуженный изобретатель Российской федерации. Кандидат технических наук. Профессор.

Хомич Вадим Иванович . Полковник. Родился в 1926 г. В 1944 г. окончил Военную школу радиоспециалистов танковых войск и был" направлен на 1-й Белорусский фронт. В 1945 г. поступил в ВАБТМ им. Сталина, которую окончил в 1951 г, В дальнейшем работал стар-шим научным сотрудником, преподавателем Академии БТВ им. Ма-линовского. Демобилизовался в 1977 г., далее работал преподава-телем МАДИ, ГЦППМ, ВИСМа, кандидат технических наук.

Профессор, член-корреспондент Российской экологической ака-демии, председатель военно-технической секции ВНО Культурного центра МО.

Резниченко Вячеслав Иванович . Родился в 1938 г. Старший инженер-лейтенант запаса.

В 1956 г. поступил в Московский авиационный институт. После окончания МАИ был направлен в ОКБ М.Л. Миля. Кандидат техничес-ких наук. Является одним из ведущих специалистов в области компо-зиционных материалов, создания ударопрочных конструкций, обла-дающих повышенной боевой живучестью.

Автор более 150 научных трудов, учебных пособий, учебников, монографий и изобретений. Профессор, член-корреспондент Россий-ской экологической академии, член военно-технической секции ВНО Культурного центра МО с 1996 г.

Двадцатый век ознаменовался двумя крупнейшими в истории человечества войнами с огромными людскими и мате-риальными потерями. Прошедшие вой-ны кроме этого характеризовались кар-динальными изменениями в способах и методах ведения боевых действий и в во-енной технике.

Если в Первой мировой войне новин-кой явилось применение танков и само-летов, то во Второй мировой танки и авиация стали решающими видами ору-жия, определяющими исход сражений.

Боевые свойства танков (высокая подвижность, огневая мощь и защищен-ность от средств поражения противни-ка) во многом определяли характер, тем-пы и успех боевых операций. Так было во время блицкригов начальной фазы Второй мировой войны — победного ше-ствия немецких танков по Европе, это же наблюдалось и на заключительном ее этапе, когда советские танки, за считан-ные месяцы преодолев пол-Европы, за-вершили разгром немцев в Берлине.

В ходе войны танки непрерывно со-вершенствовались, улучшались их бое-вые качества, технология производства и восстановления. Одним из итогов Вто-рой мировой войны стало превращение СССР в великую танковую державу, об-ладающую наиболее мощными и боеспо-собными танковыми войсками.

За военные годы наша промышлен-ность дала фронту свыше 98000 танков и САУ, что почти в 3 раза превысило их про-изводство в Германии и ее странах-сател-литах. Не менее существенно, что за эти годы ремонтными заводами и силами тан-ковых частей было восстановлено и вве-дено в строй около 400 тыс. боевых еди-ниц бронетанковой техники. Последнее обстоятельство — быстрое восстановле-ние танков — не раз играло решающую роль в продолжительных боях. Как свиде-тельствует участник битвы под Курском кандидат военных наук В.М. Крят [I], од-ной из причин, побудивших немецкое ко-мандование выйти из крупнейшего танко-вого сражения Второй мировой войны — битвы под Прохоровкой, явилось быстрое восстановление на поле боя около двухсот советских танков, что резко изменило со-отношение сил в нашу пользу.

По совокупности боевых качеств со-ветский Т-34 стал лучшим танком Второй мировой войны. Общие принципы, зало-женные в его конструкции, послужили основой для развития танков во многих странах в послевоенные годы.

Вместе с тем, как отмечает профес-сор А.С. Степанов , советским танкам принадлежит «лидерство» не только в боевой эффективности, но и по потерям. Как отмечено в его статье, «суммарные потери нашей армии в танках и САУ разных типов составили за годы войны 96,5 тыс. единиц. Соотношение наших и немецких потерь оказывается 2,27:1, т.е., несмотря на превосходство наших Т-34 и KB над немецкими танками, в пер-вые годы войны мы потеряли в два раза (слишним —ред.) больше машин...» При-чинами этого стали недостаток опыта боевого применения танков, большая сменяемость и недостаточная обученность танкистов и ряд других обстоя-тельств. Эти факторы, конечно, не ума-ляют роли наших бронетанковых войск в общей победе, но, несомненно, долж-ны были учитываться в дальнейшем.

В числе мер, предлагаемых А.С. Сте-пановым для минимизации потерь, ука-зывается изменение организационной структуры танковых частей, а также не-обходимость дальнейшего развития кон-струкции танков с целью повышенияихогневой мощи, бронезащищенности, улучшения живучести.

В послевоенный период, и особенно в годы «холодной войны», во всем мире активно продолжались работы по совер-шенствованию конструкции танков. В Советском Союзе в разные годы были разработаны и приняты на вооружение танки Т-54, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90, обла-дающие исключительными боевыми ха-рактеристиками. В силу этого отече-ственные танки широко экспортирова-лись в страны Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки, Варшавского Договора, со-ставляя ныне больше половины танково-го парка мира.

За рубежом были созданы такие тан-ки, как «Леопард-1» и «Леопард-2» (Гер-мания), Ml «Абрамс» (США), «Челленджер» (Великобритания), «Меркава» (Из-раиль) и др.

В работе над современными танками конструкторы в основном опирались на опыт прошлой войны, при этом недо-статочно учитывая достижения в других видах оружия и опыт современных так называемых «локальных» войн. Это при-вело к известному кризису и застою в дальнейшем развитии танков начиная с 1990-х гг.

Внешними проявлениями кризиса можно считать резкое сокращение вы-пуска танков (в десятки раз), свертыва-ние научно-исследовательских и опыт-но-конструкторских работ, уменьшение численности танков в войсках, а следо-вательно, и снижение потребности в

производстве танков.


Причинами кризиса явилась разряд-ка международной обстановки, спад на-пряженности между великими держава-ми, а также, не в последнюю очередь, итоги локальных войн последних 50 лет. Эти войны (арабо-израильские войны, ирано-иракские конфликты, войны в Ираке и др.), характеризовавшиеся мас-сированным использованием бронетан-ковой техники, широким применением авиации, а также новейших противотан-ковых средств, поступивших на воору-жение сухопутных войск, выявили ряд недостатков современных танков, значи-тельно снизивших боевую эффектив-ность их применения в современной войне. Эти недостатки привели к резко-му увеличению потерь и в ряде случаев заставили отказаться от массового ис-пользования танков в боевых действиях.

В военных кругах некоторых стран возникло мнение о бесперспективности применения танков как основной удар-ной силы сухопутных войск. Так, в сере-дине 1970-х гг. американцами был отснят и широко растиражирован учебный фильм с условным названием «Вертоле-ты против танков», в котором убедитель-но показывались преимущества приме-нения вертолетов для борьбы с танками противника. На основании опыта учений авторами фильма делалось заключение о превосходстве в боевой эффективно-сти вертолетов в сравнении с танками в соотношении 14:1. Опыт успешного ис-пользования вертолетов в арабо-израильской войне 1973—1975 гг. подтверж-дал этот вывод.

Слабая защищенность танков при атаках с воздуха, большие потери в бро-нетанковой технике при действиях в на-селенных пунктах (в частности, в Чечен-ской кампании 1994—1995 гг.) вызвали необходимость в пересмотре взглядов на требования к современному танку.

В 1998 г. военно-технический коми-тет ГШ МО предложил военно-научно-му обществу при ЦДСА разработать но-вую концепцию перспективного танка, соответствующую современным услови-ям ведения боевых действий. К ее раз-работке была привлечена военно-техни-ческая секция ВНО, включавшая в себя большую группу ученых, в подавляющем большинстве участников ВОВ, имеющих большой опыт службы в танковых час-тях и работы на производстве.

В процессе выполнения НИР был проведен анализ соответствия характе-ристик существующих моделей танков современным условиям их применения и сделан вывод о необходимости ос-новательного пересмотра конструкции перспективного танка с целью повыше-ния его боевой эффективности. Анализ, в частности, показал, что современным моноблочным танкам свойствен целый ряд органических недостатков, без уст-ранения которых невозможно каче-ственное улучшение боевых свойств бу-дущих боевых машин.

Недостаточная защищенность от на-падения с воздуха;

Невысокая живучесть танков при прямом попадании кумулятивных бое-припасов;

Неудовлетворительная обитаемость внутреннего объема (загазованность, тес-нота, высокий уровень акустического шума), снижающая эффективность дей-ствий экипажа в бою;

Ограниченность объема доступной экипажу танка информации о боевой об-становке, местности и противнике, отри-цательно влияющая на боевую эффек-тивность;

Несоответствие требованиям аэро-мобильности из-за значительной массы

танка и др.

Выход из создавшегося тупикового положения видится в отказе от господ-ствующей сейчас моноблочной схемы построения танка и переходе к секцион-ному или сочлененному принципу.

Идея применения сочлененных кон-струкций в подвижных объектах доста-точно широко распространена в техни-ке для повышения надежности и живу-чести машин (устройств). В частности, она используется в космической техни-ке (орбитальные станции), в судострое-нии (контейнеровозы), в автомобилест-роении (сочлененные транспортеры). Служат сочлененные машины и для во-енных целей.

В России конструкция сочлененного танка была впервые описана известным изобретателем Р.Н. Улановым на страни-цах журнала «Техника и вооружение» №9/1999 г. в статье «Возможные пути повышения боевых качеств танка» [З]. Предложенная боевая машина состоит из двух секций (рис.1). Первая и вторая секции соединены между собой посред-ством стыковочного устройства, выпол-ненного в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него ком-муникаций, органов управления, прохо-да членов экипажа, подачи боеприпасов. Первая секция включает башню с воо-ружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управ-ления силовой установкой, огнем и свя-зью, а вторая — механизированную боеукладку, силовую установку и топлив-ные баки.

Как следует из материалов статьи, по-добная конструкция танка позволяет на-растить боекомплект в 3 раза, повысить запас хода, мощность силовой установ-ки, улучшить рельефную проходимость, повысить живучесть ходовой части и всей машины в целом и обеспечивает целый ряд новых возможностей, увели-чивающих маневренность танка.

В начале 1999 г. Р.Н. Улановым вмес-те с коллективом членов ВНО (в состав которого входят и два автора статьи) была изготовлена и испытана действующая мо-дель сочлененного гусеничного шасси в 1/7 натуральной величины. Испытания подтвердили высокие ходовые качества подобной конструкции, увеличение ма-невренности, живучести ходовой части. По результатам испытаний был сделан общий вывод о перспективности сочле-ненной конструкции в качестве базы для прототипа танка будущего.

Вместе с тем стала очевидной с целью преодоления имеющихся недостатков современных танков необходимость дальнейшей работы по развитию сочле-ненной схемы: увеличению защищенно-сти от нападения с воздуха, повышению живучести танка в целом, снижению массы танка за счет применения компо-зиционных материалов, увеличению ин-формативности.


В ходе выполнения специальной ис-следовательской работы был предложен целый ряд решений, сформулированных коллективом авторов (Уланов Р.Н., Теплов А.Г., Старостин М.М., Хомич В.И.) в изобретении «Боевая сочлененная машина». Проект перспективного сочле-ненного двухзвенного танка представ-лен на рис.2.

Особо следует подчеркнуть, что сек-ции танка выполнены с возможностью автоматического рассоединения и авто-номного функционирования. Первая секция несет башню с вооружением, ис-точники электрической энергии, элект-ропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью. Вторая сек-ция снабжена зенитным ракетным ком-плексом, включающим опорно-пусковое устройство, радиолокационную систе-му, систему управления автономным движением секции и силовой установ-кой, также в корпусе второй секции раз-мещены еще одна силовая установка, бо-екомплект и топливные баки.

Введение в комплект вооружения ма-шины зенитного ракетного комплекса, позволяющего бороться с самолетами и вертолетами противника, и создание предпосылок к раздельному использова-нию секций способствует повышению живучести машины в целом.

В первоначальном варианте сочле-ненной машины предполагалось ее бое-вое использование как единого целого. Предложенный вариант обеспечивает как совместное (на марше, в ходе боевой учебы, при перевозках), так и раздельное использование обеих секций: на поле боя, в атаке, встречном бою, при пресле-довании противника и т.д. В этих видах боевых действий наиболее велика веро-ятность невосполнимых потерь, и вывод из-под огня наиболее уязвимой второй секции повышает общую живучесть со-члененного танка.

Раздельное использование двух сек-ций несет в себе возможность примене-ния первой (боевой) секции вообще без экипажа, что сведет к нулю потери сре-ди личного состава. В этом случае зада-чи управления движением секции, веде-ния огня, преодоления препятствий ре-шаются дистанционно и осуществляют-ся из второй секции, где располагаются командир машины и другие члены эки-пажа. Дистанционное управление дви-жущимися объектами нашло широкое применение в космической технике (лу-ноходы, марсоход и др.), при подводных работах (обследование «Титаника»), при проведении работ в чрезвычайных ситу-ациях, например при повышенной ради-ации, обезвреживании взрывоопасных предметов и т.д.

При этом могут быть использованы различные способы связи: радиоканалы, лазерный канал, волоконно-оптический и др. Накопленный опыт дистанционно-го управления подвижными объектами позволяет считать эту задачу практичес-ки решенной и готовой для массового внедрения.

Автономные действия секций предпо-лагают наличие в них автономных энерго-установок, работающих независимо друг от друга. Если во второй секции установ-лена традиционная для наших танков энергоустановка — дизельный двигатель, то в первой секции планируется исполь-зовать электрические источники энергии. Современная техника предлагает широ-кий ассортимент подобных устройств: ак-кумуляторные батареи, суперконденса-торные батареи, топливные химические элементы и т.п., причем в этой области энергетики наблюдается явный прогресс: появляются источники с более высокими эксплуатационными качествами.

Внедрение источников электроэнер-гии в танке позволяет решить еще одну проблему — уменьшить вероятность по-ражения танка ракетами, снабженными тепловыми головками самонаведения. Действительно, в первой секции, обору-дованной подобными электрическими устройствами, отсутствуют источники теплового излучения, на которое ориен-тированы головки самонаведения ракет, входящих в состав вооружения совре-менной авиации.

Электрическая энергоустановка значительно улучшает условия работы экипажа танка (резко снижается уро-вень шума, улучшается качество газо-вой среды, уменьшаются затраты мус-кульной энергии, необходимой для уп-равления танком). Электрическая трансмиссия, используемая в предлага-емой секции, имеет меньшие размеры, более высокий коэффициент полезно-го действия, она проста в обслуживании и обеспечивает лучшую динамику пере-ходных процессов.

Наиболее критичным свойством со-временных источников электрической энергии является ограниченность энерго-ресурса, определяющая запас хода танка, время его автономной работы.

Кстати говоря, эта же проблема яв-ляется ключевой и во внедрении элект-ромобилей в массовое производство:

над ней работают практически все ве-дущие автомобилестроительные фирмы Японии, США, Германии, Китая, при этом доля электромобилей в мировом автомобильном парке неуклонно увели-чивается. Как известно, электромобили появились практически одновременно с автомобилями, использующими двига-тели внутреннего сгорания. Так, в на-шей стране первый электромобиль был построен инженером П.И. Романовым в 1898 г., намного раньше первых серий-ных автомобилей российского произ-водства.

Рис.2. Проект перспективного сочлененного двухзвенного танка:

1 —первая секция; 2 — вторая секция; 3 — стыковочное устройство; 4 — башня

На многих современных электромо-билях используются свинцовые кислот-ные аккумуляторные батареи (СКА), в основном по экономическим сообра-жениям. К недостаткам СКА относятся высокая масса (25—30 Вт/кг), ограни-ченный ресурс (2—3 года), значительный объем, который они занимают, неполное использование (50%) их энергоемкости. Существенно лучшие показатели обес-печивают суперконденсаторные бата-реи, главным достоинством которых на-ряду с меньшими массообъемными по-казателями и гораздо большим сроком службы является быстрый заряд (10— 20 мин), что позволяет их заряжать без снятия из модуля.

Однако наибольшие перспективы в отношении массового внедрения имеют так называемые электрохимические ге-нераторы (ЭХГ), использующие для по-лучения электроэнергии химическую энергию реакции «медленного» соеди-нения водорода с кислородом воздуха в определенных условиях и в присутствии специально подобранных катализато-ров. Главное достоинство ЭХГ — высо-кий КПД преобразования химической энергии в электрическую, составляю-щий около 65%. Работа ЭХГ характери-зуется также отсутствием вредных выб-росов, бесшумностью и практически не ограниченным сроком службы. Кроме того, как известно, запасы водорода (ис-точника химической энергии) неисчер-паемы и, таким образом, работа ЭХГ практически обеспечена топливом в лю-бой точке нашей планеты.


Рис.3. Вторая секция перспективной боевой сочлененной машины:

1—автоматизированная авиационная пушка; 2—бронированная башенка; 3 — перископ; 4 — люк боевого отделения; 5 — люк стыковочного устройства; 6 — люк механика-водителя; 7 — спаренный с пушкой пулемет; 8 — люк антенны; 9 — снарядный отсек; 10 — выдвижной перископ боевого отделения; 11 — суперконденсаторная батарея; 12 — электрогенератор; 13 — бортовые радиолокационные антенны; 14 — силовая установка; /5 — фильтр-нейтрализатор выхлопных газов; /6 — радиолокационная станция; 17 - экран радиолокационной станции; 18 — вращающееся сиденье оператора; 19—оператор зенитного ракетного комплекса; 20 — устройство подъема; 21 — ЗУР; 22 — пусковая установка.

Масса и размеры источников элект-рического тока зависят от длительности автономной работы боевого модуля, а также от его собственной массы. Пред-варительные расчеты показывают, что при полной массе модуля 25—30 т и за-пасе хода 50—60 км требуемая масса энер-гоисточников составит при наличии СКА 4—5 т, суперконденсаторных батарей — 2—3 т и ЭХГ и буферной батареи — 1т, что вполне приемлемо с точки зрения войсковой эксплуатации модуля. Приве-денные цифры могут изменяться в зави-симости от характера боевых действий, прогресса в совершенствовании источ-ников тока, параметров и устройства трансмиссии.

Одним из принципиальных вопросов проведенной работы «Концепция перс-пективного танка» является целесооб-разность и жизненная необходимость оснащения его собственным (бортовым) зенитным ракетным комплексом (ЗРК). ЗРК может быть размещен в боевом от-делении второго модуля, вместо автома-та заряжания, которым оснащаются тан-ки Т-72 и Т-80. Такой комплекс может включать пусковую установку с ЗУР типа «Игла-1» или «Стрела-2». В поход-ном положении ракеты находятся в кор-пусе модуля, а само отделение сверху закрыто броневым люком со встроен-ным в него перископом визуального на-блюдения за воздушной обстановкой. В боевом положении люк сдвигается и в круговой проем верхней части корпуса (в котором ранее располагалась башня) выдвигается пусковая установка с раке-тами, устанавливаемыми в боевое поло-жение. Оператор ЗРК ведет наблюдение за воздушным противником и в случае его появления открывает огонь на пора-жение (рис.3).

Вторая секция может быть выполне-на на основе корпуса серийного танка, на-пример Т-72. В передней части корпуса имеется бронированная башенка 2, в которой размещается механик-води-тель, автоматическая авиационная 30-мм пушка 1, например 2А72, спарен-ный с ней пулемет, органы управления си-ловой установкой боевой сочлененной машины, а также приборы наблюдения за обстановкой (при автономном перемеще-нии второй секции).


ЗРК может снабжаться несколькими зенитными ракетами. Пусковая установ-ка может выполняться универсальной и также использоваться для пуска ПТУР по наземным целям.

Для обнаружения воздушных целей в условиях плохой видимости в помощь оператору в боевом отделении имеется радиолокационная станция (РЛС), на эк-ран которой выводится текущая обста-новка. Антенны РЛС устанавливаются по бокам верхней поверхности корпуса в специальных углублениях за радиопроз-рачными кожухами.

Особенностью силовой установки яв-ляется использование типового двигате-ля (дизеля), дополненного специальным приводом генератора, вырабатывающего энергию для зарядки источников тока первого модуля. Этот же генератор так-же обеспечивает движение боевого моду-ля в сочлененном положении.

Разумеется, в небольшой журнальной публикации нельзя достаточно подробно описать устройство, тактико-технические характеристики и особенности примене-ния перспективной боевой сочлененной машины. В то же время можно с уверен-ностью сказать, что разработанная боевая сочлененная машина имеет следующие преимущества:

Повышены живучесть машины и за-щищенность членов экипажа;

Увеличен уровень информативности экипажа об обстановке на поле боя;

Улучшена экологическая безопас-ность и др.

Стоит сказать и о том, что все эти иряд других положительных качеств могут быть достигнуты с использованием зна- чительного числа уже имеющихся узлов и агрегатов. Конструкция машины полно-стью вписывается в существующую тех-нологию заводов, выпускающих и ремон-тирующих танки.

Заключение Авторы статьи отчетливо представля-ют серьезность поднятой проблемы. В связи с этим они приглашают заинте-ресованных лиц, и прежде всего танкис-тов, принять участие в обсуждении круга затронутых вопросов. Со своей стороны авторы планируют в последующих стать-ях дать более подробное описание свое-го видения будущего сочлененного танка, его основных узлов, систем и механиз-мов, стараясь максимально учесть дости-жения отечественной оборонной про-мышленности, других родов войск и ви-дов вооруженных сил. Только таким об-разом, синтезируя достижения военной техники, электроники и информатики, можно найти разумный выход из создав-шегося кризиса и застоя производства танков, свертывания научно-исследова-тельских и опытно-конструкторских ра-бот, уменьшения численности танков в войсках, а следовательно, и потребности в производстве танков вообще.

Литература

2. Степанов А.С. Война без потерь не бывает. Техника и вооружение, №5, 2005.

3. Уланов Р.Н. Возможные пути повышения боевых качеств танка. Техника и вооружение, №9, 1999.

«Желание перемен возникает внезапно, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Сначала происходит нечто, что заставляет нас остановиться, выйти из будничной суеты и спросить себя: «И это моя жизнь? Она теперь всегда будет такой?» Подтолкнуть к этим вопросам могут события разной интенсивности: что-то серьезное – конфликт, болезнь, развод, увольнение – или же вполне обыденный эпизод, случайная встреча. «Такому инсайту – озарению – всегда предшествует значительный период размышлений и раздумий, иногда не осознаваемых нами в полной мере, поскольку они могут происходить и на бессознательном уровне», – уточняет Светлана Кривцова.

Постоянное раздражение, снижение самооценки, сравнение себя с другими (не в свою пользу), встреча с человеком, который разбередил душу, одновременно вызвав негодование и интерес, поскольку мыслит и живет совсем по-другому… В такие моменты мы подходим к тому, чтобы осознать: для того чтобы снова стать собой, нужно измениться. «Парадокс, но мы действительно часто уходим от себя, следуя за мечтами, реализуя планы и увлекаясь идеями, – подчеркивает Светлана Кривцова. – Вот почему важно не проигнорировать, не оттолкнуть свои ощущения. А для этого нужно стараться прислушиваться к себе, своему телу, учиться понимать себя – почему, например, не хочется секса или стало неинтересно то, что происходит вокруг…»

2. Сомнение

Неуверенность испытывает на прочность наше желание измениться, утверждает нас в этом порыве или же сводит его на нет. Период сомнений – хорошая возможность взвесить все «за» и «против», проверить ценность наших новых идей.

«Да, но…»; «А что если у меня ничего не получится?»; «Что скажут друзья?»; «Я стану счастливее?» – стоит нам решиться что-то изменить в своей жизни, как тут же возникают вопросы, которые заставляют усомниться в себе и своих планах. «Меняться – значит рисковать, отправляясь навстречу неизвестности, – напоминает бизнес-тренер Ольга Мухина. – Мы чувствуем себя неуверенно, неопределенность нас пугает…» И все же сомнения необходимы: благодаря им у нас появляется время осознать, насколько глубоко наше желание. Сомнения дают возможность взвесить все «за» и «против» и сделать выбор осознанно. «Мы колеблемся, когда оказываемся перед выбором: измениться или остаться теми же? – поясняет психотерапевт Фредерик Фанже (Frederic Fanget). – Неуверенность не лишает нас свободы, она, скорее, побуждает нас воспользоваться ею осмысленно и полностью».

Однако у сомнения есть и оборотная сторона. «Оно позволяет избежать ошибок, которыми чреваты необдуманные действия, но способно и задушить наше желание, – говорит Светлана Кривцова. – Если мы слишком долго сомневаемся, то перестаем действовать и возвращаемся в начальную точку, в точку отрицания. Кроме того, слишком долгие сомнения означают, что мы установили себе слишком высокую планку. Существует прямая связь: чем больше времени мы проводим в неуверенности, чем больше медлим на старте, тем выше поднимается планка ожиданий от себя». Выход: ограничить время сомнений, спросив себя: «Чего я жду от перемен? Понимаю ли я, что нельзя измениться в мгновение ока, что мне предстоит не один чудодейственный поступок, а множество попыток, усилий и, возможно, промахов на пути к цели?»

3. Сопротивление

На смену неуверенности приходят мысли: «Я не смогу», «У меня не получится». Что это – бунт на корабле?

«Такие мысли являются защитными фильтрами, через которые мы смотрим на ситуацию. Они включаются автоматически и ограничивают нас, хотя зачастую выглядят вполне разумными, – объясняет Светлана Кривцова. – Их много, они определяют наш характер, поведение, индивидуальность».

Сами по себе фильтры не плохи и не хороши. «От добра добра не ищут», «Я всегда прав», «Если не я, то кто?» – в некоторых ситуациях они нам помогают, в других – сильно мешают. «Даже если эти привычные установки уже создали нам множество проблем, они все равно наши, – подчеркивает Светлана Кривцова. – Единственный способ измениться – знать свои фильтры, относиться к ним по-дружески». Только так мы можем стать действительно свободными и выбирать – поступать как мы привыкли или взглянуть на ситуацию другими глазами. Хорошо, если на первых порах вы сможете обнаруживать фильтры задним числом, например в момент разбора ситуации: «Ах, ну конечно, это получилось потому, что сработало привычное «Я всегда прав». Хотя лучше научиться обнаруживать фильтр в тот момент, когда он работает. «Не стремитесь уничтожать фильтры, не боритесь с ними, – предупреждает Светлана Кривцова. – Если вы заметили один из них и решили, что с понедельника не позволите ему больше включаться, то начиная с понедельника у вас появится еще один, который будет контролировать предыдущий и еще больше мешать вам двигаться в сторону перемен».

4. Реализация замыслов

Процесс изменения себя – это целая серия небольших конкретных шагов к намеченной цели. Первый шаг сделан – вы осознали необходимость перемен. Что дальше?

Спросите себя: «Как я к себе отношусь, по большому счету?» Если вы считаете себя в целом хорошим человеком, это поможет продвигаться к цели более интенсивно и эффективно. «А вот прокурорское отношение к себе, которое, как кажется, подталкивает нас к изменениям, парадоксальным образом не приводит к ним, – отмечает Светлана Кривцова. – Поэтому так важно научиться относиться к себе доброжелательно. Главные помощники в этом деле – люди, которым вы доверяете, которые к вам справедливы: ваши близкие, друзья… Именно они могут рассказать, какими вас видят. Достаточно спросить их об этом. Не так, как спрашивают люди, нуждающиеся в утешении, а просто и по-деловому – тогда вы получите более точный ответ».

Важно понимать, что широкие жесты и чрезмерная активность не всегда подтверждают то, что перемены начались. Радикальные решения сродни мечтам о превращениях по мановению волшебной палочки. Настоящие перемены проявляются, скорее, в самых будничных действиях: это минуты, которые мы потратим на то, чтобы подумать о себе, поговорить с сыном-подростком, помочь коллеге, поблагодарить соседа… Действовать в повседневной жизни в новом направлении, которое мы себе наметили, – вот лучшее средство для самых глубоких изменений. Тем более что наш мозг не может забыть прежние схемы поведения – он может только усвоить новые, которые придут на смену старым. Кроме терпения и решимости на пути внутреннего преображения нам поможет доброжелательность. «Отмечайте каждый сделанный шаг, не ориентируясь на внешний его эффект, – советует Светлана Кривцова. – Хвалите себя пропорционально вложенным в результат собственным усилиям. Не впадайте в перфекционизм и не спешите преображаться – дайте себе время». Это время нужно и окружающим, чтобы привыкнуть и постепенно приспособиться к тому, как мы меняемся. Иначе наши близкие могут воспринять происходящее лишь как болезненную утрату устоявшегося порядка, и тогда их слова «ты очень изменился» прозвучат как упрек.

Об этом

  • М. Гладуэлл «Озарение» (Альпина Паблишерз, 2009).
  • И. Бонивел «Ключи к благополучию» (Время, 2009).

Петербургское высшее образование пока мало кто называет "рынком", хотя в городе уже работают более 50 частных вузов и более 65% всех студентов учатся на коммерческой основе. По оценкам BusinesStat, рынок высшего образования в России превышает 197,2 млрд рублей, на Петербург приходится около 18% этой суммы. Примечательно, что большую часть рынка (71%) занимают коммерческие отделения государственных вузов (их в городе более 70 с учетом филиалов). За последние 10 – 15 лет выросло как число студентов–платников (с 10 до 65%), так и общее число студентов: по данным ЦСР "Северо–Запад", этот показатель вырос со 190 до 448 студентов на 10 тыс. человек.

Иностранцы в России

Однако иностранных студентов в России все еще меньше, чем было 30 – 35 лет назад в СССР, когда в советских университетах учились студенты из социалистических стран. Однако многие вузы делают ставку именно на иностранцев, затачивая программы обучения под международные стандарты. Спрос на российское образование довольно высок, но студенты приезжают в основном из азиатских стран и не всегда оказываются довольны полученным образованием.

"В октябре 2013 года было принято постановление правительства РФ, в соответствии с которым ежегодная квота приема на обучение иностранных граждан за бюджетные деньги была увеличена в 1,5 раза - до 15 тыс. мест, - рассказывает Марина Лаврикова, проректор СПбГУ по учебно–методической работе. - И, хотя СПбГУ имеет одну из самых больших квот для приема иностранцев (440 мест) в 2014 году, конкурс среди иностранных граждан в 2013 году составил два человека на место". Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Петербурге, уверен, что большинство ведущих российских вузов давно и успешно работает с иностранными студентами. "В нашем университете первая международная программа была запущена еще в 1998 году, - рассуждает Олег Хархордин. - В целом с запуском программы "5 / 100", в соответствии с которой к 2020 году пять российских университетов должны попасть в Топ–100 международных университетских рейтингов, назрела необходимость реформы университетского управления: будут меняться и сами курсы, и форма преподавания".

Ректор Восточно–Европейского Института психоанализа считает, что выйти на международный рынок российским вузам мешает политика. "Мы готовы принимать иностранных студентов, но в силу специфического отношения к России (которое культивируется западными СМИ и действовало всегда, а не только в связи с событиями на Украине) это направление будет развиваться очень медленно и однобоко, - поясняет Михаил Решетников. К нам будут ехать студенты преимущественно из Азии и развивающихся стран и потому, что у нас дешевле".

Среди "фирменных" специальностей, которые активно развиваются и могут стать брендом города, руководители вузов чаще всего называют математику, информатику, менеджмент, юриспруденцию, востоковедение и африканистику, психоанализ. "Мы достаточно успешно конкурируем с западными коллегами, и теперь уже они перенимают наш опыт, - говорит Михаил Решетников, - например, Университет им. Зигмунда Фрейда в Вене был создан "по образу" ВЕИПа".

Валерий Соломин, ректор университета им. Герцена, добавляет, что в городе появляются новые специальности, которые больше ни в каких вузах не представлены. "Например, 2 года назад в Герценовском университете открылось направление "Физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физкультура)", - поясняет Валерий Соломин. - На нем обучаются спортсмены–параолимпийцы, в том числе те, что принесли России медали на Параолимпийских летних играх в Лондоне".

Проблемы сферы образования не удивляют: в основном это недостаток финансирования, квалифицированных кадров и поддержки государства. Нередко специалисты говорят и о пресыщенности рынка высшего образования: частные институты все появляются, следуя за спросом, хотя мест для обучения уже гораздо больше, чем когда бы то ни было в истории. Молодые люди не хотят получать рабочие специальности, а государство ничего не делает для их популяризации.

Ректор Российского государственного гидрометеорологического университета Лев Карлин выделяет две основные проблемы отрасли: недофинансирование и массификация высшего образования. "Например, в Ленинграде ежегодно заканчивали школу около 60 тыс. школьников, а сейчас в Петербурге чуть больше 20 тыс. - поясняет Лев Карлин. - При этом вузов в городе в 3 раза больше, в результате упало качество высшего образования. Недофинансирование можно ликвидировать, сделав высшее образование платным. При этом платить за специалистов должны те, кому они необходимы: государство - за подготовку учителей, военных, полицейских, врачей; компании должны платить за специалистов для себя. Наконец, студент сам может оплатить обучение, механизмы для этого давно известны за рубежом: гранты на обучение, образовательные кредиты, социальная помощь". Михаил Решетников видит в российском образовании в том числе идеологические недостатки: "Например, мы с легкостью необыкновенной сменили наименование "советской психологии" на "российскую", но не сильно озаботились тем, что это предполагает, - поясняет специалист. - Ранее все гуманитарное знание финансировалось и развивалось под контролем КПСС и было предельно идеологизированным, можно было бы сказать - запуганным. Все это еще существует, и эти проблемы пока даже не осмыслены".

Валерий Соломин, напротив, оценивает развитие вузов города оптимистично: "Главным критерием, позволяющим говорить о конкуренции с зарубежными вузами, являются различные рейтинги, в том числе международные, - говорит специалист. - Позиции петербургских вузов в них год от года укрепляются, и это, несомненно, позитивная тенденция".

Будущее онлайн

При всех недостатках петербургские вузы стремятся не отставать от современных образовательных тенденций: преподаватели выкладывают в Интернет записи лекций, выдают студентам практические задания и проекты.

"На глобальном рынке образования растет популярность открытых on–line курсов и программ ведущих университетов мира (Coursera, edX и др.). В этом направлении движется и СПбГУ, - говорит Марина Лаврикова. - Например, еще в октябре 2013 года наш университет одним из первых в России стал официальным партнером всемирного образовательного проекта Coursera". Она добавляет, что в соответствии с мировыми трендами стимулируется академическая мобильность; создаются международные образовательные программы, в том числе предполагающие получение двух дипломов; ведущие университеты открывают представительства в других странах.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter