Если получателями займа являются правительства. Проблема кредитной задолженности как фактор неустойчивости современной мировой экономики

1. Если получателями займа являются правительства, то они могут отказаться платить в срок по долгам, так как …

1. у них недостаточно денег

2. в стране высокая инфляция

3. в стране высокая безработица

4. они обладают суверенитетом

Должники часто имеют суверенитет, и их нельзя заставить заплатить по долгам, если у них нет такого желания, особенно если получателями займа являются правительства: они могут отказаться платить в срок по долгам, и кредиторы не имеют возможности обратиться в суд или наложить арест на активы должников.

2.Одним из факторов кризиса мировой задолженности, произошедшего в 1982 году, можно считать, что кредиты развивающимся странам выдавались …

1. под низкий номинальный процент

2. под высокий реальный процент

3. под высокий номинальный процент

4. в незначительных объемах

В 1982 году десятки стран-должников заявили, что они не могут расплатиться по долгам, и вынудили своих зарубежных кредиторов отложить сроки выплаты процентов и возврат основной суммы долга. Можно назвать два основных фактора, объясняющих, почему этот «срыв» произошел именно в 1982 году. Во-первых, рост кредитования в середине 1970-х гг. был связан с резким увеличением частных банковских резервов. Резервы банков, в свою очередь, увеличились за счет роста сбережений в нефтеэкспортирующих странах и из-за инфляционной денежно-кредитной политики, проводившейся во многих странах мира. Дополнительные резервы направлялись в страны третьего мира в форме кредитов под высокий номинальный процент, так как перспективы инвестирования в развитых странах были неопределенные, а страны третьего мира в те годы резко выступали против притока прямых зарубежных инвестиций.

3.Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга начинается с принятия страной программы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой …

1. Центральным банком страны

3. МВФ и Мировым банком

4. Лондонским клубом кредиторов

Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга начинается с принятия страной программы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой МВФ и Мировым банком с помощью их концессионных кредитов. Далее необходимо согласие Парижского клуба официальных кредиторов на реструктуризацию чистых потоков средств, связанных с обслуживанием долга и т.д.

4.С конца 1980-х гг. серьезную роль в решении проблем задолженности стал играть Парижский клуб кредиторов, который представляет собой неформальную организацию …



1. коммерческих банков

2. стран-кредиторов

3. министров финансов

4. председателей центральных банков

С конца 1980-х гг. серьезную роль в решении проблем задолженности стал играть Парижский клуб кредиторов, который представляет собой неформальную организацию правительств стран-кредиторов. Клуб занимается вопросами урегулирования государственной задолженности стран и проводит многосторонние переговоры с ними по проблемам реструктуризации их государственных долгов. Клуб не имеет жесткой организационной структуры, традиционно председателем клуба избирается высокопоставленный чиновник Министерства финансов Франции.

5.Процесс урегулирования внешней задолженности называется ____________ долга.

1. реструктуризацией

2. списанием

3. хеджированием

4. инвестированием

Процесс урегулирования внешней задолженности получил название реструктуризация долга.

Реструктуризация долга – принимаемые по соглашению должников и кредиторов меры, направленные на поддержание платежеспособности должников в средне- и долгосрочной перспективе.

6.Одним из объяснений кризиса внешней задолженности 1982 года является то, что высокие номинальные процентные ставки …

1. превратились в низкие реальные процентные ставки

2. были отменены

3. превратились в высокие реальные процентные ставки

4. были повторно увеличены

В 1982 году десятки стран-должников заявили, что они не могут расплатиться по долгам, и вынудили своих зарубежных кредиторов отложить сроки выплаты процентов и возврат основной суммы долга.

В 1982 году продолжался всемирный спад в экономике: производство и занятость стагнировали, а снижение темпов инфляции (дезинфляция) превзошло все ожидания. В 1970-е гг. должники брали кредит под высокий номинальный процент, который отражал всеобщие опасения роста долларовых цен. Но жесткая монетарная политика Федеральной резервной системы США, проводившаяся в течение нескольких лет, имела своим последствием то, что высокие номинальные процентные ставки превратились в высокие реальные процентные ставки, что нанесло заемщикам сильный удар.



7.Реструктуризация внешнего долга может быть осуществлена в виде …

1. рекапитализации

2. структуризации

3. хеджирования

4. валютных спекуляций

Реструктуризация внешнего долга может осуществляться на базе одной или нескольких комбинаций следующих мер:

1. перенос платежей;

2. сокращение суммы долга;

3. рекапитализация – обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов.

Наиболее известным в этой группе мер сокращения задолженности является обнародованный в 1989 г. план тогдашнего министра финансов США Николаса Брейди. В соответствии с этим планом некоторые развивающиеся страны, согласовавшие с МВФ программы экономических реформ, могли обменять свои долги иностранным банкам на облигации, которые могли бы продаваться по рыночной цене на мировом финансовом рынке.

8.Должников на рынке международного кредита нельзя заставит платить по долгам, если у них нет такого желания, так как …

1. у них нет денег

2. кредит брало другое правительство

3. они обладают суверенитетом

4. в стране высокая инфляция

Должники на рынке международного кредита часто имеют суверенитет и их нельзя заставить платить по долгам, если у них нет такого желания, особенно если получателями займов являются сами правительства, то они могут отказаться платить в срок по долгам, и кредиторы не имеют возможности обратиться в суд или наложить арест на активы таких должников.

Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования , но одновременно формируется внешняя задолженность . Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов , заимствованных страной через государственные каналы.

Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования . Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Факторы кризиса внешней задолженности

Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.

Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами . Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.

В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг . Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом , а увеличение внешних заимствований ведет к росту по , увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе , которая предполагает:

  • отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • снижение обменного курса местной валюты;
  • проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за путем сокращения расходов и увеличения и , отказ от индексации ставок , поощрение свободы рынков;
  • открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Анализ внешней задолженности

Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований. В целом в развитии долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы: это кризис в промышленно развитых странах в 80-х гг., а также просчеты МВФ и МБРР и др.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны . Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.

В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике . Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков .

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация , т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений .

Движение ссудного капитала в сфере внешнеэкономических связей выступает в форме международного кредита.

Международный кредит – это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику из другой страны на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. В широком смысле это понятие включает в себя также заграничные портфельные инвестиции – вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных компаний и другие ценные бумаги с целью получения дохода, а не установления контроля за хозяйственной деятельностью заемщика.

В условиях стабильности и предсказуемости мировой экономики международное кредитование может быть эффективным с глобальной точки зрения. Воздействие международного кредита идентично воздействию на благосостояние мер по либерализации торговли или миграции рабочей силы. Устранение ограничений на пути международных финансовых потоков приносит выигрыш миру в целом и тем группам, для которых свобода означает дополнительные возможности, но наносит ущерб группам, для которых свобода означает более жесткую конкуренцию.

Либо страна-кредитор, либо страна-заемщик может ввести на международный кредит налоги.

Если финансовая мощь страны достаточно велика, чтобы она могла влиять на уровень процента международного рынка капитала, эта мощь может использоваться в ее собственных интересах. Ограничивая предложение ссудного капитала на внешних рынках, она может вынудить зарубежных заемщиков платить более высокую ставку и добиться чистых односторонних выгод.

Страна-заемщик, ограничивая свои займы, может вынудить кредиторов пойти на более низкий уровень доходности.

Если обе стороны пытаются ввести налог на один и тот же международный капитал, мировая экономика будет двигаться к финансовой автаркии, что означает потери для всех.

Анализ налогообложения международного кредитования и заимствования предполагает, что уйти от налогов нельзя. На практике же это часто удается. Кредиторы и должники могут изобрести тысячи способов скрыть наличие сделки. Самым распространенным инстру ментом является «трансфертное ценообразование». Между кредиторами и должниками часто существуют не только сделки ссуды, но и сделки купли-продажи. Если они стараются представить дело таким образом, будто никаких кредитов не было выдано, то могут сделать это, введя нерыночные цены на товары и услуги своего внутреннего товарообмена, например, подписать соглашения, в которых заемщик продает кредитору некоторые товары за наличный расчет в данный момент времени, а кредитор продает заемщику товары за наличные позднее. Можно сделать так, что кредитор недоплачивает за некоторые товары в настоящее время и/или заемщик переплачивает за какие-то товары позднее. Так фальсифицированные цены осуществляют «трансферт» дополнительных процентных платежей от заемщика кредитору. Заемщик получает средства во временное пользование, кредитор получает проценты, но правительства при этом не получают никаких налогов с международных кредитных сделок.

Международный кредит часто выходит из состояния равновесия. Главной причиной периодической повторяемости международного кризиса задолженности является наличие сильной мотивации к отказу платежей по долгу суверенными задолжниками.

Нельзя заставить суверенных должников заплатить по долгам, если у них чет такого желания. Даже если правительства откажутся платить в срок по долгам, кредиторы не имеют возможности обратиться в суд или наложить арест на активы должников.

Нация-должник может привлекать иностранные кредиты до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока средств по обслуживанию накопленной суммы долга (то есть выплаты процентов и основной суммы), а затем объявить о прекращении платежей.

Прекращение платежей может быть представлено как отсутствие возможности платить из-за неполадок в экономике в последнее время – спада производства, ухудшения условий торговли, стихийных бедствий, войн и т.д. Как правило, правительства, намеревающиеся отложить платежи или отказаться от них, – это не те правительства, которые договаривались о займах, и они пытаются оправдаться тем, что долговые обязательства брали на себя их предшественники.

Желание отказаться от выплат по долгу оказывается очень сильным, когда твои активы не могут быть заморожены кредиторами.

Отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это выгодно странам-должникам, а не строго в тех случаях, когда страна не имеет средств.

Мотивы к прекращению платежей суверенными должниками помогают объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов.

Одна из них – настойчивость в установлении более высокой процентной ставки по кредитам зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа выплат по долгам: пока нет кризиса, кредиторы получают эту премию, но в случае кризиса они несут крупные потери.

Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредитов. (Кредиторы сначала летят «толпой», а затем разлетаются в панике, потому что знают, что кредитование заемщика без надежного залога можно осуществлять лишь коллективно.)

Этот клуб – в значительной степени «западный», так как кредиторами государств, испытывающих сложности с погашением задолженности, являются, в основном, промышленно развитые страны. Однако такие развивающиеся страны как Бразилия уже участвовали в некоторых встречах на стороне кредиторов.

Одним из новых методов урегулирования внешней задолженности является трансформация долговых обязательств развивающихся стран в акции их предприятий. По-иному такая операция называется конверсией или капитализацией внешней задолженности , а в международ ной экономической практике – «debt -equity swap» (сделки «долги в обмен на акции»).

Капитализация внешней задолженности позволяет заемщикам из развивающихся стран достичь нескольких целей:

– сократить долг в валюте;

– повысить эффективность национальной экономики путем привлечения иностранного капитала;

– улучшить распределение задолженности между кредиторами посредством расширения вторичного рынка долговых обязательств.

Для регулирования операций по конверсии внешних долговых обязательств некоторые развивающиеся страны приняли специальные государственные программы капитализации задолженности.

Сердцевиной механизма конверсии служат устанавливаемые нормы и правила, порядок и процедуры.

Вначале выделяются виды долговых обязательств, которые могут подлежать конверсии. Затем определяются разрешенные виды конверсионных сделок (конверсия в акции, наличные, материально-вещественные объекты) и приоритеты среди них.

Определяются отрасли и регионы, в которые разрешается производить капиталовложения, а также оговариваются прочие условия. Среди них – создание трудоемких и экспортоориентированных производств, запрет на приобретение акций уже существующих предприятий.

Устанавливаются ограничения на использование акций и других ценных бумаг, приобретенных за счет конвертации обязательств государства по внешнему долгу.

Вводятся временные ограничения на перевод прибылей и репатриацию капитала, полученных в результате инвестирования конвертированных средств.

При этом практически всегда и всюду капиталовложение, финансируемое за счет конвертированных средств, рассматривается в качестве иностранной инвестиции с правом последующей выплаты и перевода дивидендов в свободно конвертируемой валюте.

Предыдущая

Многие страны нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать. Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глобальным современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой «долговой экономики», основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке.

Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Долговой кризис (дефолт) является следствием растущей внешней задолженности. Причинами роста могут послужить: бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов), недостаток собственных средств, утечка капитала (капиталы, переводимые их владельцем из одной страны в другую в нарушение существующего законодательства), неправильная внутренняя и внешняя политика.

Начиная с середины 1970-х годов основные платежи и выплаты процентов стали обгонять прирост привлеченного ссудного капитала. Расцвет международных финансовых рынков, их значительное расширение, увеличение доступности финансовых ресурсов породили серьезные трудности и противоречия. Международные валютно-кредитные отношения стали источником серьезных кризисов, которые все более превращались в кризисы мирового хозяйства.

Так произошло и с кризисом внешней задолженности. Начало его обычно датируют августом 1982 года Стрелкова И.А. Мировая экономика: УП, 2011. - 114 с., когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но теперь десятка стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.

Обращает на себя внимание тот факт, что кризис задолженности является хроническим явлением международного кредита, особенно если в роли должников выступают правительства. Так со времени получения независимости в начале 19 века Аргентина заявляла о своей неспособности платить по долгам не менее 6 раз; Гватемала отказывалась осуществлять выплаты по зарубежным обязательствам 12 раз. Попытаемся разобраться, почему международный кредит оказывается менее стабильным, чем внутренний.

С точки зрения американского экономиста П. Линдерта, международный кредит часто выходит из состояния равновесия по причине несовершенства прав собственности. Должники на рынке международного кредита часто имеют суверенитет и их нельзя заставить платить по долгам, если у них нет такого желания, особенно если получатели займов являются сами правительства (они могут отказаться платить в срок по долгам, и кредиторы не имеют возможности обратится в суд или наложить арест на активы таких должников). В этом проявляется специфика международных экономических отношений.

Нация-должник может привлекать иностранные кредиты до тех пор, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока средства по обслуживанию накопленной суммы долга (выплаты процентов и основной суммы), а затем объявить о прекращении платежей, сославшись на какое-либо обстоятельство.

Тем более что, как правило, правительства, намеривающиеся отложить платежи или отказаться от них, - это не те правительства, которые договаривались о займах, а значит, всегда есть еще одно «оправдание»: долги брали их расточительные предшественники, вот пусть они по ним и отвечают. Даниленко Л.Н. Мировая экономика: УП, 2010. - 164 с.

Таким образом, фундаментальная проблема состоит в том, что желание должника отказаться от выплат по долгу оказывается очень сильным, если его активы не могут быть «заморожены» кредиторами.

Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются: аккумулированный (накопленный) долг страны становится чрезмерно большим; снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки; трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли; общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса); страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов - настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.

Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

О масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2024 млрд. долл., а в 2005 г. Он уже превышал 13 трлн. Долл. (13 392 млрд. долл.), а сейчас и того более.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран - должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг., было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг., (тридцатью годами позже) - уже 203 дефолта. В последние годы в качестве примеров такого рода можно назвать дефолт 1998 г. В России, 2001 г. - в Аргентине, 2002 г. - в Нигерии и др. Смитенко Р. Международные экономические отношения: учебник, 2009. - 279 с.

В 2009 перед угрозой дефолта оказались Латвия, Венгрия, Украина, Болгария и Румыния. В затруднительном положении после мирового финансового кризиса 2008 г. также оказались Португалия, Ирландия и Греция.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Такие организации как Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.