Следствием низкого уровня воды является. Обследование канализации

Опасное гидрологическое явление - событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов. Возникает под воздействием о различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду. К опасным гидрологическим явлениям следует отнести наводнения, половодья, паводки, за топления и т.п.

Наводнение - это значительное затопление водой местности, городов, населенных пунктов, сельскохозяйственных объектов, наносящее им ущерб.

Причиной наводнений могут быть как опасные гидрологические процессы, так и человек. Природными причинами являются: формирование половодий и паводков, продолжительные дожди и ливни, снеготаяние, в результате чего может происходить затопление значительных территорий.

Антропогенные причины наводнений - хозяйственная деятельность человека в речных бассейнах и руслах, строительство " плотин и дамб без учета возможных наводнений, строительство дорог без учета движения сточных вод и др.

Виды наводнений:

- низкие наводнения происходят на равнинной местности один раз в 5-10 лет;

- высокие наводнения - один раз в 20-26 лет, наносят большой ущерб;

- выдающиеся наводнения - один раз в 50-100 лет, охватывают целые речные бассейны, требуют массовой эвакуации людей, скота и имущества;

катастрофические наводнения - один раз в 100-200 лет, наносят огромный экономический ущерб, вызывают гибель большого числа людей и животных, экологические катастрофы.

Кик правило, наводнениям предшествуют половодья и паводки которые вызывают затопление территории и образуют зону затопления.

Зона затопления - территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды по сравнению с пропускной способностью русла реки.

Зона катастрофического затопления - зона затопления, при которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.

Половодье - увеличение водности рек весной за счет таяния снега. Оно начинается, когда среднесуточная температура становится положительной. Уровень воды в реках Республики Беларусь поднимается на 2-3 м, иногда более 5 м. Длится половодье 15-20 суток. Наивысший уровень воды обычно наблюдается через 6 суток после начала половодья.

Паводок - это фаза водного режима реки, характеризующаяся интенсивным, обычно кратковременным увеличением расхода воды, вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей. Она может многократно повторяться в различные сезоны года. Наводнения весной часто вызываются заторами и зажорами на реках.


Затор - это скопление льда во время ледохода и закупоривание реки.

Зажор - это скопление шуги, которая представляет собой рыхлый лед, находящийся подо льдом. Зажор наблюдается в начале зимы, в то время как затор - в конце зимы и весной. Зажоры образуются в период формирования ледяного покрова. Они вызывают подъем воды выше по течению реки. Подъем воды в реках вызывают и нагоны.

Нагон - это подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность. Такие явления случаются в устьях крупных рек, на больших озерах и водохранилищах.

Подтопление - повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов. Оно также наноси; ущерб экономике и социальной сфере.

К основным характеристикам последствий наводнения относятся: численность населения, оказавшегося в зоне наводнения; количество населенных пунктов, предприятий, протяженность автомобильных и железных дорог, линий электропередач, связи и коммуникаций, оказавшихся в зоне затопления; количество погибших животных и разрушенных мостов.

Различают прямой и косвенный ущерб от наводнений.

Прямой ущерб составляют степень повреждения домов, показатели гибели скота, урожая и т.д.

Косвенный ущерб - это затраты на эвакуацию, на доставку продуктов питания пострадавшим, строительных материалов, на тушение возможных пожаров от коротких замыканий в электросистемах и т.д. Прямой и косвенный ущерб находятся, как правило, в соотношении 70:30.

Основной причиной низкого уровня сознания бесспорно является недостаточное развитие «Я». Его развитию препятствует множество разнообразных факторов, которые мы рассмотрим далее. Вспомним, как мы определяли «Я»:

«Я» - это совокупность всего, чему человек научился в результате сознательного глубокого размышления. «Я» человека, в отличие от «мы», - это все то, что принадлежит сущности человека.

Назовем человека с развитым и зрелым «Я» ИНДИВИДОМ, а человека, имеющего только «мы», - АНТИИНДИВИДОМ.

Проследим ряд соответствий.

Сознательное глубокое обучение - «Я» индивид - высокий уровень сознания.

Неосознанное обучение - «мы» антииндивид - низкий уровень сознания.

Антииндивид - это естественное следствие гипнотического подчинения человека моделям поведения группы. В результате гедонистического отношения к жизни человек избегает размышлений о том, что выходит за рамки его привычных представлений. Гораздо легче подчиниться воле толпы и принять ее вкусы, привычки и обычаи, чем создать собственную систему ценностей. Антииндивид безропотно подчиняется диктату большинства и теряет психологическую автономию. Таким образом он превращается в винтик гигантской машины. Антииндивид ленится думать, не любит глубоко размышлять или анализировать. Его мысли беспорядочны. Он не способен формировать собственные представления о жизни, о человеческих взаимоотношениях и о Боге. Он не раздумывая проглатывает догмы различных религий, философских учений или политических движений. Он слепо принимает то, что утверждает наука. Например, если наука считает телепатию обманом, он этому безоговорочно верит. Любой человек с университетским дипломом является для него бесспорным авторитетом. Он озабочен тем, что скажут люди, и в своем поведении ориентируется на мнение окружающих. Он не способен отличить интеллектуальные знания от веры. Он упрямо отстаивает свою точку зрения лишь потому, что «уверен, что это так».

Антииндивид является одновременно и причиной, и следствием низкого уровня сознания. Говоря о механизме сознания, трудно провести четкую грань между причиной и следствием, поскольку они влияют друг на друга.

Например, следующие два утверждения одинаково верны: «антииндивид - результат низкого уровня сознания», «низкий уровень сознания есть результат того, что человек является антииндивидом».

Возникает вопрос: что первично? Является ли низкий уровень сознания результатом того, что человек - антииндивид? Или же он становится антииндивидом вследствие низкого уровня сознания?

В действительности первичным является низкий уровень сознания. Ранее мы говорили, что сознательное глубокое изучение создает зрелое «Я». Однако как человек может сознательно и разумно приобретать знания, если у него отсутствует зрелое «Я»? Определенные личные качества в детстве в совокупности с позитивными обстоятельствами способствуют пробуждению сознания и повышению его уровня. Однако данные факторы находятся вне общепринятых социальных и культурных норм. Например, замкнутый ребенок, который мало общается со своими сверстниками, склонен к большей наблюдательности и размышлению и может более глубоко рассуждать обо всем, что проникает в его сознание. Подобное интенсивное использование высших интеллектуальных способностей в раннем возрасте способствует формированию «Я». Оно быстро развивается, если ребенок настойчиво продолжает анализировать окружающий мир. Самые важные элементы формирования высокого уровня сознания закладываются в детстве и юности, когда в жизни много перемен и впечатлений. При этом важно, чтобы у ребенка формировались определенные черты характера и родители умели поощрять его инициативу и удовлетворять любознательность.

Использование специальных методов при обучении детей в школах позволило бы научить их достигать высокого уровня сознания. Но это означает, что руководители системы образования прежде всего сами должны понять, что такое бодрствование, и достичь этого состояния.

Система образования устроена таким образом, чтобы дать детям знание, но она не учит понимать эти знания. Детей заставляют изучать сложные предметы, не научив сначала думать.

Чтобы объяснить механизм приобретения знаний, уточним сначала некоторые понятия, значение которых слишком широко. Дадим более точное и полное объяснение некоторых слов и будем отличать их от общепринятых значений, с помощью которых невозможно описать высшие механизмы мышления.

ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ - не одно и то же. Человек может знать, не понимая, но не может понимать, не зная. Понимание - это окончательный результат знания, позволяющий человеку прийти к твердым и глубоким выводам, становящимися неотъемлемой частью его разума. Понимание - совершенная форма знания. Знать - означает иметь поверхностное представление о чем–то, хранить в памяти информацию. Человек, который знает, может оперировать только готовыми понятиями, а тот, кто понимает, может иметь свои собственные суждения. Антииндивид знает, а индивид понимает.

Известно, что любой процесс глубокого понимания позволяет усвоить определенные элементы познаваемого, которые никогда не забываются. Например, правильное понимание теории относительности формирует ясное представление в уме человека, которое навсегда останется в распоряжении его интеллекта. Знание ограниченно, поскольку не дает представления о целом. Понимание позволяет сравнивать и связывать различные вещи, что помогает углублять, расширять и совершенствовать понятия.

ДУМАТЬ и РАЗМЫШЛЯТЬ - не одно и то же. Размышление–это процесс глубокого понимания, осуществляемого в состоянии высшей пробужденности. Все люди думают, но лишь немногие размышляют. Мышление обычных людей - это беспорядочная, неясная, непроизвольная ментальная деятельность, в процессе которой человек попадает под власть собственного воображения. Можно сказать, что он не думает, а вынужден думать. Им руководят предрассудки, предубеждения, эмоции, инстинкты и страсти. Размышление - это высший тип умственной деятельности, при которой человек намеренно и сознательно использует свои умственные способности.

Ясность мышления, присущая очень немногим людям, является следствием размышления. Невозможно думать с ясностью. Мы знаем, что обычное ментальное состояние человека запутанно, неясно и туманно даже тогда, когда он решает очень сложные задачи.

Таким образом, понятию «думать» соответствует «знать», понятию «размышлять» - «понимать».

Логика дает нам необходимые элементы для эффективного использования мышления. К сожалению, она не позволяет исправлять ошибки, вызванные неправильными идеями. Обычное мышление основано на неясных и ошибочных понятиях. В действительности мы ясно мыслим только в исключительных случаях.

Неумение управлять интеллектуальными способностями - одна из основных причин низкого уровня сознания.

Другая причина - явление «отождествления». Отождествление–это поглощение сознания человека какой–либо идеей, событием, внутренним состоянием, зрительным образом, звуком или выполнением определенных физических движений.

Отождествление ведет непосредственно ко сну. Пробудиться - означает суметь избавиться от отождествления с идеей, событием, внутренним состоянием, зрительным образом, звуком или выполнением определенных физических движений.

Представим сознание человека как некую силу, которую можно отделить от него. Ее можно символически изобразить в виде резинового шара, приклеенного ко лбу. Если этот шар есть, то человек сознателен, другими словами, уровень его сознания более или менее высокий.

Например, человек спокойно сидит дома в кресле и ничем особенно не занят. Вдруг от удара камня разбивается окно. Резиновый шар (сознание) мгновенно отлетает к происходящему и возвращается с сенсорной информацией, которая не может быть правильно воспринята человеком потому, что он бессознателен, то есть его способность оценивать ситуацию временно отсутствует. Он сильно вздрагивает потому, что сознание не успело к нему вернуться до того, как он получил эту сенсорную информацию. Это типичный пример отождествления или проекции «Я». Таким образом, этот человек «объединился» с внезапно разбившимся стеклом и «стал частью» происходящего, поэтому его чувства были особенно интенсивными. Отождествление превращает человека из зрителя в актера, из–за чего он легко теряет спокойствие.

В повседневной жизни мы часто встречаемся с проблемами и событиями, которые не имеют к нам прямого отношения, но тем не менее оказывают на нас глубокое эмоциональное воздействие. Чем больше мы бываем отождествлены с какой–либо проблемой, тем больше мы оказываемся взволнованными.

Приведем обычный пример. Мы видим на улице человека, упавшего без сознания. Это нас затрагивает, не более. Но если этот человек окажется нашим родственником, то мы, безусловно, очень расстроимся. Благодаря глубокой эмоциональной связи, наше отождествление будет намного сильнее.

Чем меньше мы отождествляем себя с какой–либо ситуацией, тем яснее мы рассуждаем. Например, легко советовать другому, как разрешить его проблему. В то время как сам он ее не может ясно видеть из–за своего отождествления с ней, со стороны решение кажется очевидным. Но если бы это была наша проблема, возможно, мы не смогли бы найти правильного решения.

Понимание отождествления является ключом к достижению состояния спокойствия. Далее мы рассмотрим некоторые методы, позволяющие это достичь.

Порочный круг, образующий и поддерживающий низкий уровень сознания, состоит в том, что для этого уровня характерны определенные психические состояния, которые, в свою очередь, не дают человеку пробудиться.

Внутренние конфликты не позволяют человеку видеть реальность, что удерживает его сознание на низком уровне. Комплексы, разочарования, подавление эмоций и неврозы - смертельные враги сознания.

Привычки также являются серьезным препятствием для достижения высокого уровня пробужденности, поскольку они снижают осознанное внимание, которое должно быть присуще нашим действиям.

В сущности, неспособность к пробуждению представляет собой нарушение функций разума. Строго говоря, абсолютно нормальных людей не существует, поскольку все так или иначе подвержены влиянию бессознательных импульсов.

Любое нервное расстройство является отклонением умственной функции, которое нарушает нормальную деятельность мозга.

Человеку вполне достаточно его способности к рассуждению, чтобы контролировать свои отрицательные эмоции и состояние чрезмерного нервного напряжения. Тем не менее в жизни мы видим, что очень умные люди обладают не большим самоконтролем, чем люди с низким уровнем интеллекта.

Низкий уровень сознания (полусон) часто представляет собой продолжение той утробной стадии развития, когда плод спал, ему было удобно и безопасно. Травма рождения, связанная с резким отделением плода от матери, часто сохраняется и во взрослом состоянии. Это выражается в том, что большая часть личности задерживается на детском уровне. Такой человек никогда не взрослеет и постоянно ищет замену образа матери.

Личности простые, со скудным опытом, как правило, оказываются более уравновешенными и стабильными.

Человек с низким уровнем сознания подвержен чрезмерному нервному напряжению, плохо контролирует себя, быстро устает, ему бывает трудно сосредоточиться, у него низкая работоспособность.

В следующей главе, посвященной сознанию и подсознанию, мы углубим и расширим некоторые понятия, которые еще полнее раскроют причины низкого уровня сознания.

Основной причиной низкого уровня сознания бесспорно является недостаточное развитие «Я». Его развитию препятствует множество разнообразных факторов, которые мы рассмотрим далее. Вспомним, как мы определяли «Я»:

«Я» - это совокупность всего, чему человек научился в результате сознательного глубокого размышления.

«Я» человека, в отличие от «мы», - это все то, что принадлежит сущности человека.

Назовем человека с развитым и зрелым «Я» ИНДИВИДОМ, а человека, имеющего только «мы», - АНТИИНДИВИДОМ.

Проследим ряд соответствий.

Сознательное глубокое обучение - «Я» индивид - высокий уровень сознания.

Неосознанное обучение - «мы» антииндивид - низкий уровень сознания.

Антииндивид - это естественное следствие гипнотического подчинения человека моделям поведения группы. В результате гедонистического отношения к жизни человек избегает размышлений о том, что выходит за рамки его привычных представлений. Гораздо легче подчиниться воле толпы и принять ее вкусы, привычки и обычаи, чем создать собственную систему ценностей. Антииндивид безропотно подчиняется диктату большинства и теряет психологическую автономию. Таким образом он превращается в винтик гигантской машины. Антииндивид ленится думать, не любит глубоко размышлять или анализировать. Его мысли беспорядочны. Он не способен формировать собственные представления о жизни, о человеческих взаимоотношениях и о Боге. Он не раздумывая проглатывает догмы различных религий, философских учений или политических движений. Он слепо принимает то, что утверждает наука. Например, если наука считает телепатию обманом, он этому безоговорочно верит. Любой человек с университетским дипломом является для него бесспорным авторитетом. Он озабочен тем, что скажут люди, и в своем поведении ориентируется на мнение окружающих. Он не способен отличить интеллектуальные знания от веры. Он упрямо отстаивает свою точку зрения лишь потому, что «уверен, что это так».

Антииндивид является одновременно и причиной, и следствием низкого уровня сознания. Говоря о механизме сознания, трудно про-вести четкую грань между причиной и следствием, поскольку они влияют друг на друга.

Например, следующие два утверждения одинаково верны: «антииндивид - результат низкого уровня сознания», «низкий уровень сознания есть результат того, что человек является антииндивидом».

Возникает вопрос: что первично? Является ли низкий уровень сознания результатом того, что человек - антииндивид? Или же он становится антииндивидом вследствие низкого уровня сознания?

В действительности первичным является низкий уровень созна-ния. Ранее мы говорили, что сознательное глубокое изучение создает зрелое «Я». Однако как человек может сознательно и разумно приобретать знания, если у него отсутствует зрелое «Я»? Определенные личные качества в детстве в совокупности с позитивными обстоятельствами способствуют пробуждению сознания и повышению его уровня. Однако данные факторы находятся вне общепринятых социальных и культурных норм. Например, замкнутый ребенок, который мало общается со своими сверстниками, склонен к большей наблюдательности и размышлению и может более глубоко рассуждать обо всем, что проникает в его сознание. Подобное интенсивное использование высших интеллектуальных способностей в раннем возрасте способствует формированию «Я». Оно быстро развивается, если ребенок настойчиво продолжает анализировать окружающий мир. Самые важные элементы формирования высокого уровня сознания закладываются в детстве и юности, когда в жизни много перемен и впечатлений. При этом важно, чтобы у ребенка формировались определенные черты характера и родители умели поощрять его инициативу и удовлетворять любознательность.

Использование специальных методов при обучении детей в школах позволило бы научить их достигать высокого уровня сознания. Но это означает, что руководители системы образования прежде всего сами должны понять, что такое бодрствование, и достичь этого состояния.

Система образования устроена таким образом, чтобы дать детям знание, но она не учит понимать эти знания. Детей заставляют изучать сложные предметы, не научив сначала думать.

Чтобы объяснить механизм приобретения знаний, уточним сначала некоторые понятия, значение которых слишком широко. Дадим более точное и полное объяснение некоторых слов и будем отличать их от общепринятых значений, с помощью которых невозможно описать высшие механизмы мышления.

Еще по теме ГЛАВА 5 ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ НИЗКОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ:

  1. Сознание распространяет себя от высших уровней Божественности до низшего уровня первого измерения камня и минералов. Всё Бог в разном выражении.

Резкое изменение уровня воды в водоеме почти всегда является сигналом опасности для рыбы. Это своеобразный звонок к пробуждению, сигнал того, что что-то происходит и нужно двигаться.

Когда уровень не меняется клюет даже в луже. Фото: Андрей Яншевский.

Рыбы не заводят будильников, поскольку не планируют свои действия и реагируют на изменение условий своего существования сразу же и в каждый момент времени. Поэтому можно лишь констатировать ту или иную связь между клевом рыбы и уровнем воды.

Накопленные наблюдения по поведению рыб в условиях изменения уровня воды в водоеме логично рассмотреть на примерах разных ситуаций.

Бывают периоды стабильного или постоянного уровня воды. Такое наблюдается достаточно редко. И чем меньше водоем, тем реже уровень воды в нем остается совершенно неизменным.

Достаточно пройти хорошему дождю, или, наоборот, не выпасть осадкам в течение двух недель, и уровень воды заметно меняется. Но, как показывает практика, именно в малых водоемах рыба наиболее безболезненно реагирует на незначительные изменения уровня, она к ним просто привыкла.

Если в небольшой реке или пруду уровень воды опустится не несколько сантиметров, то обычно это не оказывает влияния на клев. А вот в большой реке снижение уровня воды на, те же, несколько сантиметров может привести к полному прекращению клева.

То есть степень реакции рыбы на изменение уровня воды более правильно измерять не уровнем, а относительным изменением объема.

Само определение стабильного уровня воды в водоеме понятие относительное.

Другую ситуацию я бы охарактеризовал, как период быстрого возрастания массы воды и, как следствие, повышения уровня в водоеме. Такое происходит во время половодья, но к половодью поведение рыб привязано на генетическом уровне, поскольку этот период так или иначе привязан или к нересту, или к пище. В этой ситуации у рыб многократно возрастает количество доступной пищи. Рыбы отъедаться.

В этот период отсутствие клева связано или с резкими изменениями в атмосфере, а еще чаще - с тем, что рыболов, или не может найти стоянку рыбы, или приспособиться к условиям ловли.

Резкое повышение уровня воды происходит также во время паводков в течение всего лета. И всегда активность рыбы в поисках пищи в такие периоды возрастает. Снижение результатов рыбалок может быть связано и с атмосферными явлениями, и с мастерством рыболова, но еще и с резким изменением прозрачности воды.

Водоемы с глинистыми берегами становятся мутными после сильного ливня буквально в течение десятков минут.

Значительное и быстрое повышение (также как и снижение) уровня воды наблюдается во время планового накопления (или сброса) воды в водохранилищах, как летом, так и зимой.

Отсюда следует важный вывод. Водоемы нужно разделить на те, в которых изменение уровня воды связано только с природными процессами, и на те, где свою руку прикладывает человек. Последние водоемы принято называть зарегулированными.

В зарегулированных водоемах изменение уровня воды зависит от двух факторов.

Во-первых, плановые накопления и последующие сбросы воды проводятся в зависимости от паводковых дождей или от скорости весеннего таяния льда. Для рыбы искусственное регулирование уровня воды в таких случаях является непредсказуемым и неожиданным.

К таким изменениям уровня рыбы относятся крайне отрицательно. Они просто не знают как себя вести в данной ситуации.

Кроме накоплений и сбросов воды в зарегулированных водоемах, связанных с воздействием природных факторов, существует регулирование объема воды в водохранилищах, обусловленное использованием энергии воды. Естественно, это относится только к тем рекам, на которых стоят гидроэлектростанции.

Плотины работают в режиме максимального сброса воды в будние дни. В субботу и воскресенье потребление электроэнергии падает и производится накопление воды.

Ниже плотины уровень падает, течение замедляется, вплоть до полной остановки. Выше плотины идет увеличение уровня воды с аналогичным замедлением течения, вплоть до полной его остановки.

В результате ниже плотины рыба отходит от береговой зоны и встает на русловой бровке. Выше плотины рыба разбредается по акватории со стоячей водой, и искать ее становится проблематично.

Ловить рыбу хуже всего в выходные дни, в условиях самого слабого течения. И эффективнее всего в среду и четверг, когда течение достигает максимальной скорости. Причем это относится к ловле, как с лодки, так и с берега.

Что касается поведения рыбы в «молодых» водохранилищах, то для прогнозирования клева и оптимизации поиска рыбы, фактор возраста зарегулированного водоема нужно обязательно учитывать.

Дело в том, что в молодых водохранилищах несколько лет происходят такие глобальные изменения, что рыбе не до «уровня».

Идет перестроение и формирование, как гидродинамического режима, кормовой базы, так и мест нереста, нагула и зимовки.

Очень трудно прогнозируется ситуация в небольших подпруженных озерках и прудах, которые образуются после возведения незатейливой дамбы, например, с целью создания «пожарного» пруда на дачных участках. Здесь почти всегда изменение уровня резкое и вызывает явно выраженную реакцию рыбы.

Например, клев может начаться почти моментально с началом повышения уровня воды во время ливня, и закончиться буквально через десять минут, после того как уровень воды в пруду начнет понижаться.

На некоторых небольших «культурных» водоемах практикуется следующее действие. Когда собирается много рыболовов, заплативших за удовольствие половить карасей и карпов, владельцы пруда понижают уровень воды на несколько сантиметров. Клев или прекращается совсем или становится крайне осторожным.

Когда большинство рыболовов покидает водоем, сетуя на погоду и отсутствие клева, уровень воды незаметно повышают. Карп и карась начинают клевать на все и сразу. Оставшиеся рыбаки радуются, что «дождались» подхода рыбы.

На следующий день молва разносит, что клев начался только в шесть вечера, и, репутация пруда спасена. Справедливости ради нужно отметить, что этот прием получил широкую огласку и отважных пользоваться им стало мало.

Еще один характерный период заметного изменения уровня воды наблюдается после продолжительной засухи. Рыбы весьма спокойно к этому относятся.

Возможное снижение активности в питании происходит не из-за снижения уровня воды, а из-за повышения температуры, расслоения воды и ухудшения кислородного режима, которое может даже привести к замору. Если содержание кислорода в воде остается нормальным, то активность рыбы даже возрастает из-за конкуренции, поскольку она частично лишается кормовой базы в прибрежной зоне.

Особый случай, когда снижение уровня воды происходит в конце зимы на зарегулированных водохранилищах. Здесь воду в плановом порядке сбрасывают, освобождая водоем для талых вод, а также с целью промывки русла от донных отложений.

В этот период, с одной стороны концентрация рыбы резко возрастает, что приводит к конкуренции и улучшению клева. С другой стороны, кислородный режим ухудшается, а снижение уровня рыба воспринимает как сигнал опасности.

Поэтому дни хорошего клева могут перемежаться с полным безклевьем.

После краткого обзора наиболее вероятного поведения рыбы во время и после изменения уровня воды в водоеме, имеет смысл подумать о том, где же искать рыбу.

Рассмотреть все возможные варианты нет никакой возможности, поэтому приведу самые очевидные, но важные выводы.

При медленном снижении уровня воды, в течение нескольких суток, активность рыбы не меняется. Рыба постепенно скатывается к более глубоким местам, используя подводные бровки в качестве мест своих промежуточных стоянок.

При медленном повышении уровня воды, рыбы также активно кормятся, но при этом стараются занять максимально мелкие места, которые наиболее богаты кормом. Здесь стоит отметить, что за мирной рыбой следуют и хищники.

Особенно выражено стремление посетить мелкое место реализуется в ночное время. Так, например, на Волге я часто на закате во время подъема уровня воды ловил лещей под берегом с глубины не более метра. Искать «клевое» место очень трудно.

В случае резкого, быстрого падения уровня воды клев ухудшается нередко на несколько суток.

В случае резкого повышения уровня воды клев стихает на несколько часов, но затем нормализуется. Лучшими местами для ловли будут границы прямой струи воды и тиховодной прибрежной части. До тех пока уровень воды не стабилизируется в течение нескольких часов, рыбы выходить на мелководье не спешат.

Кроме скорости изменения уровня воды на клев не меньшее влияние оказывают попутные изменения силы течения и мутности воды. С учетом этих трех факторов плюс состояния погоды и строится прогноз на предстоящую рыбалку.

По моему опыту, при всех изменениях уровня воды, даже с учетом ее возможного замутнения, при устойчивой погоде всегда можно найти стоянку активной рыбы и быть с уловом.

Определение причин переувлажнения, расположения зон подтопления земель является необходимым и значимым этапом в разработке системы водопонижения. На основании выявления причин переувлажнения возможна разработка эффективной и экономичной конструкции дренажей.

Следует отметить, что с практической точки зрения, классификация причин переувлажнения не является актуальной. Актуальной является задача схематизации условий водного питания объекта, определения приоритетов в причинах подтопления, что является основанием для разработки рациональной системы водопонижения.

Естественные причины подтопления

Среди естественных причин можно выделить локальные и региональные причины.

Региональной естественной причиной переувлажнения земель и подтопления территорий для Северо-Западного региона РФ является превышение суммарного количества осадков за год над суммарным испарением и транспирацией (потребления воды растениями).

Среди локальных причин можно выделить геологические, топографические, гидрологические причины переувлажнения.

Геологические причины переувлажнения – особенности геологического строения от поверхности до глубины 6-10м (применительно к ландшафтному строительству). Количество слоев грунта и водно-физические характеристики каждого слоя могут варьироваться в широком диапазоне.

Например, на Карельском перешейке (Ленинградская область) количество слоев в пределах глубин 6-10м может достигать 8-10; а коэффициенты фильтрации каждого слоя могут изменяться от 0,001 до 50 м/сут. При этом на расстоянии в несколько десятков метров геологические профили могут значительно отличаться.

Топографические причины переувлажнения – особенности рельефа территории строительства. Наличие холмов и возвышенных гряд, разделенных ложбинами и тальвегами, естественные террасы, замкнутые понижения и речные долины – все эти элементы рельефа придают особую привлекательность территории как объекту ландшафтного строительства (примером этого является Карельский перешеек), но при этом значительно возрастает сложность инженерного освоения территории. Задачи водопонижения и водоотведения особенно актуальны в пониженных частях рельефа, где концентрируется сток поверхностных и грунтовых вод.

Гидрологические причины переувлажнения – влияние естественной гидрографической сети (рек, ручьев, озер и т.д.) на водный режим прилегающей территории. В первую очередь – подпор грунтовых вод территории водами водоприемника.

Поскольку, с практической точки зрения, наиболее актуальной является задача схематизации природных условий, рассмотрим наиболее распространенные схемы образования зон подтопления под воздействием природных факторов, представленные на рисунке ниже.

Равнинные территории с минимальными уклонами поверхности земли и УГВ . При малых уклонах поверхности отсутствует поверхностный сток, как следствие, увеличение инфильтрации в грунт. При малых уклонах УГВ движение грунтовых вод практически отсутствует. В результате влияния двух этих факторов, даже при хорошо водопроницаемых грунтах, образуются зоны подтопления.

Обозначения к рисункам в этом материале:
Схемы образования зон подтопления территорий.
1 – поверхность земли;
2 – зона подтопления;
3 – слабоводопроницаемый грунт;
4 – хорошо водопроницаемый грунт;
5 – УГВ;
6 – УГВ «верховодки»;
7 – УГВ при повышенных уровнях воды в реке;
8 – УГВ при бытовом уровне воды в реке;
9 – уровень воды в реке в паводок;
10 – уровень воды в реке в межень;
11 – выпадение дождя;
12 – инфильтрация;
13 – движение потока грунтовых вод;
14 – движение вод «верховодки»;
15 – движение грунтово-напорных вод;
16 – движение поверхностных вод;
17 – планировочная отметка;
18 – УГВ до строительства.

«Верховодка». При наличии вблизи от поверхности грунта линз из слабоводопроницаемых грунтов образуется «верховодка» – первый от поверхности горизонт грунтовых вод, который характеризуется локальным распространением (над линзой) и изменчивостью во времени (приурочено к многоводным периодам). В результате периодически (после снеготаяния или затяжных дождей) образуются локальные зоны подтопления с размерами по поверхности от десятков до сотен метров.

Территории у подножья склона . У подножья склона происходит замедление поверхностного стока, движущегося по склону с большой скоростью с вышележащей террасы, как следствие – большее количество воды впитывается в грунт, глубина потока грунтовых вод возрастает, УГВ приближается к поверхности земли. Одновременно происходит подпор потока грунтовых вод, движущегося с вышежащих территорий. В результате создаются условия образования зоны подтопления у подножья склона, вплоть до образования родников.

Зона подтопления на склоне . Особенности геологического строения – слой слабоводопроницаемого грунта располагается вблизи от дневной поверхности в средней части достаточно крутого склона. В результате УГВ, располагающийся над водоупорным слоем, приближается к дневной поверхности, вплоть до выхода на поверхность с образованием родников.

Напорные грунтовые воды . Водосбор, являющийся областью питания хорошо водопроницаемого слоя грунта (слой 4), располагается на высокорасположенных территориях. На нижележащих территориях в слое 4, заключенном между слоями 3 (слои с низкими фильтрационными свойствами), повышается давление воды – происходит образование напорных грунтовых вод.

На нижележащих территориях возможно образования вертикального движение воды из слоя 4 через слой 3 вверх к дневной поверхности земли. При уменьшении мощности слоя 3, интенсивность этого явления возрастает, вплоть до выхода на поверхность с образованием открытого зеркала воды. В этом случае говорят, что зона подтопления образовалась как следствие наличия напорных грунтовых вод.

Влияние уровня воды в естественных водотоках . На территориях прилегающих к естественным водотокам режим УГВ непосредственно зависит от режима уровней воды в водотоке. Повышение этих уровней, особенно продолжительное по времени, является причиной повышения УГВ и образования зоны подтопления на прибрежной территории.

Искусственные причины подтопления территорий

В этой группе причин можно выделить следующие: преобразование рельефа, создание сооружений на пути естественного движения поверхностных и грунтовых вод, влияние уровня воды в искусственных водоемах, утечки жидкости из трубопроводов и каналов.

Преобразование рельефа. В результате работ по организации рельефа и вертикальной планировке, предусматривающих значительное понижение проектных отметок по отношению к исходному рельефу, УГВ может оказаться на глубине меньшей, чем глубина соответствующая норме осушения.

Создание сооружений-преград на пути естественного движения поверхностных вод . До строительства сооружения поверхностный сток перемещался по поверхности склона с достаточно большой скоростью, обеспечивающей минимальное впитывание в грунт и подпитку УГВ. После строительства сооружения поверхностный сток концентрируется у верхней границы сооружения. В результате значительно увеличивается впитывание воды в грунт и происходит подъем УГВ под сооружением и ниже по склону.

Создание сооружений-преград на пути естественного движения грунтовых вод . После строительства сооружения с глубокой подземной частью (ниже естественного УГВ) поток грунтовых вод становится «подпертым подземной плотиной». В результате у верхней границы сооружения УГВ поднимается, создаются предпосылки для появления зоны подтопления.

Кроме образования зоны подтопления вдоль верхней границы сооружения создаются предпосылки для возникновения контактной фильтрации вдоль подземного контура сооружения, процесса суффозии.



Влияние уровня воды в искусственных водоемах
. Комментарии аналогичны соответствующему пункту, описывающему естественные причины. Отличие в том, что подъем уровня воды вызван строительством ниже по течению плотин, дамб, сооружений, сужение русла рек и каналов.

Утечки жидкости из трубопроводов
. Утечки воды из водопроводно-канализационных сооружений и водостоков может являться причиной повышения УГВ, особенно в городских условиях.

Данный материал является главой из книги Константина Криулина "Дренажные системы в коттеджном и ландшафтном строительстве" . Книгу вы можете приобрести у нас в офисе.
Константин Криулин является ведущим преподавателем факультатива «Дренажи в ландшафтном строительстве». Посмотреть его страницу на нашем сайте вы можете