Что такое морфология? Определение, основные понятия, связь с другими разделами языка. Л.Морфология как раздел грамматики Правильным определением понятия морфология является

Морфология как раздел языкознания представляет собой знание о слове и его составных частях. Ёмким считается определение языковеда о том, что такое морфология в русском языке: он назвал её грамматическим учением о слове. То есть это наука, изучающая грамматические признаки слова. К ним относятся: принадлежность к некоторой части речи, изменяемость формы и грамматическое значение.

Предмет морфологии

Язык как наука - это сложная комбинация различных по свойствам и величинам элементов. Наименьший строительный материал такой системы - слово, которое обладает и меняет не только своё лексическое значение (то есть смысл), но и грамматическое - падеж, число, род. В отличие от значения лексического, грамматическое присуще некоторому количеству словоформ, объединённых однородным признаком, например временем глагола или числом имён существительных.

Грамматическое значение слова - это то, что изучает морфология в русском языке. Поскольку она заинтересована в технических характеристиках слова, немаловажным будет в рамках данного направления языкознания представление и о частях речи. Это также немаловажный для изучения морфологией предмет.

Науки о слове

Языкознание насчитывает порядка десяти основных разделов, изучающих с различных углов зрения русский язык. Морфология, орфография, морфемика, словообразование, лексикография и орфоэпия - науки, специализирующиеся на слове как основном объекте исследования.

Морфология находится в неразрывной связи с другими науками о языке. Поскольку слово являет собой неразделимую связь лексического и грамматического значений, невозможно рассматривать его словоформы в отрыве от особенностей семантики - предмета изучения лексикологии. Орфография, подобно морфологии, заинтересована в грамматическом значении слова, поскольку исследует правильное написание слов. Например, чтобы применять правило о чередовании гласных в корне, стоит учитывать часть речи слова. Синтаксис ориентируется на правила составления предложений и словосочетаний, состоящих опять же из слов с конкретным лексическим и грамматическим значением.

Понятийный аппарат морфологии

Что такое морфология? В русском языке используются термины «словоформа» и «лексема» для определения слова как единицы морфологического анализа. Словоформа - это слово с конкретным набором грамматических характеристик в тексте. Лексема - это совокупность словоформ с одинаковым лексическим значением.

Формы слова упорядочены в языке посредством парадигмы - перечня всех словоформ, представленных в виде схемы. Парадигмы бывают именными и глагольными. К первому типу относятся категории полноты/краткости формы, склонения и степеней сравнения прилагательных. Вербальные парадигмы иллюстрируют формоизменение глаголов по наклонениям, числам, лицам и временам.

Ещё одна разновидность парадигм - полные и неполные. В первом случае слово обладает всеми возможными словоформами, как, например, «дом», «поле», во втором - не всеми. Слова, которые употребляются исключительно во множественном числе (очки, каникулы), имеют неполную парадигму, поскольку лишены форм падежей в единственном числе. А слова строго единственного числа уменьшают свою парадигму на шесть падежных форм множественного числа. Избыточной называется парадигма, количество словоформ в которой превышает их число в полной. Такое бывает со словами, обладающими вариативными формами: от глагола «брызгать» можно образовать в настоящем времени две формы - «брызгает» и «брызжет». Избыточная парадигма возникает чаще всего из-за того, что старая форма слова осталась в употреблении, в то время как образовался новый инвариант.

Ещё один вид парадигмы - перекрещивающаяся. Она возникает в случае, если формы парадигмы одного слова частично совпадают с той же парадигмой другого слова. Наиболее распространена она среди прилагательных мужского и среднего рода.

Урок русского языка

Морфология в школе преподносится в несколько этапов на различных стадиях обучения. Первое знакомство происходит ещё в начальной школе, когда изучаются значимые части слов и основные части речи. Постепенно вводятся сведения о парадигмах, которые являются базой для обучения морфологии, специализирующейся на анализе различных частей речи.

Что такое морфология в русском языке? Такая научная постановка вопроса присуща курсу 7-8 классов, когда более досконально рассматриваются все части речи. Учащиеся изучают именных, глагольных и далее - служебных частей речи.

Морфология в курсе русского языка школы - один из важнейших разделов, сосредотачивающий на себе большое количество Поскольку школьное образование ориентировано на развитие коммуникативных навыков у детей, представление об устройстве родного языка и его функционировании является немаловажным условием успешной реализации речевой компетенции.

Что такое морфология? В та база, на которой строится и успешная коммуникация.

). В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику , в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику , изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) - а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Ряд лингвистических концепций (особенно генеративистских) не выделяет морфологию как отдельный уровень языка (таким образом, после фонологии начинается сразу синтаксис).

Состав дисциплины

Морфология включает в себя:

  • учение о словоизменении в языке, парадигмах , словоизменительных типах. Это обязательная составляющая морфологии, и именно с составления парадигм (таблиц склонения и спряжения) исторически началась лингвистика вообще (в древнем Вавилоне).
  • учение о структуре слова (морфемику , или морфологию в узком смысле). Существуют морфологические концепции (Стивен Р. Андерсон и др.), отказывающиеся от членения слова на морфемы.
  • грамматическую семантику , то есть учение о грамматических значениях . Традиционно (например, в XIX веке) грамматическая семантика не включалась в морфологию; в разделе грамматик «морфология» приводились только способы образования форм и образцы парадигм, а сведения о семантике («употреблении» форм) относились к синтаксису . В XX веке грамматическая семантика является уже неотъемлемой частью морфологии.
  • учение о частях речи , при выделении которых задействованы не только морфологические (в узком смысле), но и синтаксические и семантические критерии.
  • учение о словообразовании , стоящее на границе морфологии и лексикологии .
  • общие понятия о морфологии
  • морфологическую типологию .

Морфология

Необходимость морфологии

Тесная связь понятий морфология и слово (в этом же значении часто употребляется более точный термин «словоформа ») ставит само существование морфологии в зависимость от существования слов в конкретном языке. Между тем, это понятие является одним из самых противоречивых в лингвистике и, скорее всего, не универсальным. Иначе говоря, слово - это такой объект, который существует, по-видимому, не во всех языках, а значит, не во всех языках существует и морфология как самостоятельный раздел грамматики. В языках, не имеющих (или почти не имеющих) слов, морфология не может быть разграничена с синтаксисом : у неё не остаётся ни самостоятельного объекта, ни самостоятельной проблематики.

Не давая в данном случае точного определения слова, можно указать на то важнейшее свойство, которое составляет его природу. Слово - это синтаксически самостоятельный комплекс морфем, образующих жёстко связанную структуру. Слово отличается от сочетания слов тем, что по крайней мере некоторые его элементы не могут употребляться в синтаксически изолированной позиции (например, фигурировать в качестве ответа на вопрос); кроме того, элементы внутри слова связаны друг с другом гораздо более жёсткими и прочными связями, чем элементы предложения (то есть слова). Чем больше в языке степень контраста между жёсткостью внутрисловных и межсловных связей, тем более отчётливой и хорошо выделимой единицей является слово в данном языке. К таким «словесным» языкам относятся, например, классические индоевропейские языки (латинский , древнегреческий , литовский , русский). В этих языках морфемы внутри слова не обладают синтаксической самостоятельностью, то есть части слова не могут в синтаксическом отношении вести себя так же, как слова. Ср. несколько примеров различного поведения слов и частей слова в русском языке.

Синтаксическая самостоятельность.

  • имеется у слов: - Это чай или кофе? - Кофе
  • отсутствует у частей слова: - Это чай или чайник? - *Ник. Он приехал или уехал? - *При.

Возможность опущения однородных элементов.

  • имеется у слов: [красные и белые] шары; в [январе или феврале]
  • отсутствует у частей слова: чайник и кофейник ≠ чай и кофейник ≠ чайник и кофе

Возможность перестановки.

  • имеется у слов: шар упал ~ упал шар
  • отсутствует у частей слова: заехать ≠ ехать за

Возможность замены на местоимения.

  • имеется у слов: возьми чайник и поставь его [= чайник] на плиту
  • отсутствует у частей слова: *возьми чайник и налей его [≠ чай] в чашку

Данные примеры не исчерпывают, разумеется всех свойств, противопоставляющих слова и части слов в русском языке, но дают наглядное представление о том, что выше было названо различием по степени жёсткости связей. В языках типа русского слово действительно представляет собой «синтаксический монолит»: никакие синтаксические правила (опущения, перестановки, замены и т. п.) не могут действовать внутри слова. Этот факт наглядно свидетельствует в пользу того, что морфологические и синтаксические правила должны составлять два разных «грамматических модуля», а следовательно, в описании языка морфология должна существовать на правах самостоятельного раздела. Описание слова не может и не должно производиться в тех же терминах, что описание предложения.

Основные понятия морфологии.

Морфология изучает структуру значимых единиц языка. главное основание - членимость словоформы на меньшие знаковые единицы.

Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове». Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Расширенное понятие: МФГ - наука о формах.

Грамматическое значение - обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своём проявлении определёнными лексическими группами слов.

Грамматические значения выражаются аффиксальными морфемами, служебными словами , значащими чередованиями и другими средствами.

Каждое грамматическое значение получает в языке специальное средство выражения - грамматический показатель (формальный показатель). Грамматические показатели можно объединить в типы, которые условно можно назвать грамматическими способами, способами выражения грамматического значения.

Грамматический способ аффиксации состоит в использовании аффиксов для выражения грамматического значения: книг-и; чита-л-и. Аффиксы - это служебные морфемы.

По положению относительно корня выделяют следующие виды аффиксов: префиксы , постфиксы , инфиксы , интерфиксы , циркумфиксы .

Грамматический способ служебных слов заключается в использовании служебных слов для выражения грамматического значения: буду читать, прочитал бы.

С другой стороны, морфосинтаксис вместо морфологии предпочтителен и для таких языков, в которых, наоборот, не морфемы ведут себя как слова, а предложения ведут себя как слова. Иными словами, в этих языках также плохо различаются внутрисловные и межсловные связи, но не за счёт слабой скреплённости морфем друг с другом, а за счёт более сильной скреплённости слов друг с другом. Фактически, межсловные связи в подобных языках столь сильны, что это приводит к образованию слов-предложений значительной длины. Языки такого типа часто называются «полисинтетическими»; к признакам полисинтетизма относится склонность к образованию сложных слов (особенно глагольных комплексов, включающих подлежащее и дополнения - так называемая инкорпорация), а также склонность к чередованиям на межсловной границе, затрудняющим отделение одного слова от другого. Словосложение и особенно инкорпорация свойственны многим языкам циркумполярной зоны - эскимосским и чукотско-камчатским , а также многим языкам американских индейцев (распространённым как на Севере, так и в Центральной Америке и в бассейне Амазонки). Чередования на межсловных границах также свойственным многим языкам американских индейцев; являются они и яркой чертой санскрита .

Сказанное об изолирующих языках может быть применено и к так называемым аналитическим языкам , то есть к таким языкам, где, в отличие от изолирующих, имеются грамматические показатели, но эти показатели являются самостоятельными словами, а не морфемами (аффиксами). Грамматические значения в аналитических языках выражаются синтаксически (с помощью разного рода конструкций), а в морфологически неэлементарных словах необходимости не возникает. Аналитическая грамматика характерна для многих языков Океании (особенно полинезийских), для ряда крупных языков Западной Африки (хауса , сонгай); сильные элементы аналитизма имеются в новых индоевропейских языках (французский , английский , скандинавские , современный персидский).

Таким образом, можно сказать, что морфология далеко не универсальна - по крайней мере, далеко не для всех языков морфологический (или «словесный») компонент описания одинаково важен. Все зависит от того, насколько чётко в данном языке выделяются словоформы.

Традиции описания морфологии

Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объём и характер задач морфологического компонента описания может различаться. Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией, что подчёркивает её особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка). Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию , то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией. Такой язык не обязательно относится к изолирующим или аналитическим - подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора.

Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объёме. Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно ещё античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ. При этом следует все же учесть, что вплоть до начала XX века , а нередко и позже, раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp., временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.

Более сложным оставалось положение словообразовательных значений, которые в классических индоевропейских языках (служивших базой для европейской лингвистической традиции) не образуют парадигм и отличаются меньшей системностью и регулярностью, чем словоизменительные значения. На этом основании описание словообразование долгое время не считалось задачей морфологии, а либо включалось в лексикологию (то есть считалось чисто словарной задачей, требующей индивидуального описания каждого слова), либо выделялось в отдельную область, промежуточную между морфологией и лексикой. Именно так трактуется словообразование и во всех существующих Академических грамматиках русского языка: согласно концепции авторов этих грамматик, морфология включает только описание словоизменения, правда, как в формальном, так и в содержательном аспекте.

Такой взгляд на словообразование может быть в какой-то степени мотивирован особенностями словообразования отдельных языков, но он не может претендовать на универсальность. Существуют языки, в которых словоизменение и словообразование противопоставлены весьма слабо (таково большинство агглютинативных языков); кроме того, существуют языки, в которых словоизменительная морфология отсутствует (выражаясь, например, аналитическими средствами), а словообразовательная морфология развита. Для всех таких языков исключение словообразования из морфологического компонента нецелесообразно, а часто и практически невыполнимо. Поэтому в современных теориях языка все-таки наиболее распространена концепция, согласно которой в морфологию включается описание всех значений, для выражения которых применяются внутрисловные механизмы (аффиксация, чередования, и т. п.), независимо от их грамматического статуса.

История морфологии

Если грамматическая семантика является относительно молодой областью лингвистики (цельные концепции грамматического значения начинают появляться только в 50-60 гг. XX в.), то формальная морфология является одной из наиболее традиционных областей науки о языке. Различные концепции формальной морфологии (часто с включением и незначительных элементов грамматической семантики) были выработаны и в древнеиндийской, и в

Основные понятия морфологии.

2. Части речи как лексико-грамматические классы слов в современном русском языке.

1. Русская грамматика. М., 1980, т.1

2. Современный русский язык в трех частях.,/Шанский Н.М., Тихонов А.Н.., ч.2. Морфология. М., 1981.

3. Современный русский литературный язык / Под ред. Н.М.Шанского. М., 1981.

4. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М, 1991.

5. Современный русский язык/ Р.Н.Попов, Д.П.Валькова, Л.Я.Маловицкий, А.К.Федоров. М., 1978.

6. Современный русский язык/Под ред. Д.Э.Розенталя. Ч.1. М., 1979.

7. Чеснокова Л.Д., В.С.Печникова. Современный русский язык в 3х частях. Ч.2, Ростов-на-Дону, 1997.

8. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч. 2 и 3. М., 1985.

9. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

1.Основные понятия морфологии. Современный русский литературный язык представляет собой систему, в которой тесно взаимосвязаны звуковой, лексический и грамматический уровни.

В центре языковой системы находится слово, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обладает звукобуквенной оболочкой, имеет семный состав, то есть лексическое значение, изменяется и функционирует в процессе письма и речи, то есть обладает грамматическими свойствами, позволяющими сочетаться с другими словами в синтаксических единицах.

Под грамматикой обычно понимают систему языковых норм и категорий, определяющих приемы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений, и самый отдел лингвистики, исследующий эту систему. Грамматика делится на морфологию , предметом которой является исследование слова со стороны его грамматического значения, грамматической формы, грамматической категории, и на синтаксис, предметом которого является изучение слова в словосочетании и предложении (простом и сложном).

Основными понятиями морфологии являются: грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория, части речи, парадигма.

Грамматическое значение – абстрактное значение, отвлеченное от конкретного лексического содержания слова и присущее целому классу слов.

Грамматическое значение (ГЗ) включает: категориальное значение единицы, принадлежащей к определœенному лексико-грамматическому классу, словообразовательное значение (в производном слове) и всœе общие и частные ГЗ : у имени - ϶ᴛᴏ значение рода, числа, падежа, у глагола – значение вида, залога, наклонения, времени и т.д.

Кроме общих и частных ГЗ слову принадлежит также его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможности его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости (валентность слова), а с другой стороны, в том, что слово постоянно проявляет тенденцию вбирать в себя и абстрагировать семантические и грамматические характеристики своего лексико-грамматического окружения (см.: ЛЭС, с.113).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, слово является единицей как лексического, так и грамматического уровней языка и обнаруживает признаки, свойственные единицам обоих уровней.

Основные средства выражения ГЗ. Русский язык принадлежит к числу языков с богатой системой формообразования.

Основным средством выражения ГЗ является аффиксация . При этом используются различные формообразующие аффиксы: флексии имен и глаголов, формообразующие приставки и суффиксы. Ср.: море, солнце – флексия –Е выражает ГЗ единственного числа, среднего рода, именительного или винительного падежа; дом, сад – нулевая флексия служит выражением тех же ГЗ; пришел, вздохнул – суффикс –л- и нулевая флексия служат для выражения ГЗ прошедшего времени.

ГЗ должна быть выраженочередованием звуков , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сопутствует аффиксации. Ср.: подтолкнуть – подталкивать, заморозить – замораживать, подскочить – подскакивать.

ГЗ должна быть выражено также ударением , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ используется редко, как правило, для выражения ГЗ совершенного и несовершенного вида глаголов. Ср.: сре´зать – с´резать, ссы´пать – с´сыпать .

В ряде случаев для выражения ГЗ используются формы слов, образованные от других корней, что принято называть супплетивизмом , а сами формы называются супплетивными. В русском языке данный способ считается непродуктивным. Примеры: я –меня, мне, он – его, ему, о нем, мы – нас, нами, ребенок – дети, человек – люди; брать – взять, говорить – сказать, ловить – поймать.

Русский язык принадлежит к языкам синтетического типа, в связи с этим рассмотренные выше способы выражения ГЗ имеют синтетический тип выражения, при котором лексическое и грамматическое значения выражаются формой одного слова.

В языках аналитического строя, к примеру в английском языке, преобладает аналитический тип выражения ГЗ, при котором лексическое и грамматическое значения получают раздельное выражение. Лексическое значение выражается словом, а грамматическое значение – вспомогательными языковыми средствами: вспомогательными глагольными формами, предлогами, частицами. Ср.: буду писать, более, менее, самый красивый.

Смешанный (гибридный) тип выражения ГЗ объединяет признаки синтетического и аналитического типа. Ср.: в сейфе , на машине , о трудностях .

В русском языке ГЗ может в редких случаях выражаться порядком слов, интонацией, или синтаксическим согласованием.

Грамматическая форма - ϶ᴛᴏ языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение. Конкретное слово в его определœенной морфонологической форме принято называтьсловоформой , которая выступает в синтаксической единице.

Упорядоченная совокупность (система) грамматических форм принято называть парадигмой. Необходимо различать понятия полная парадигма, неполная парадигма, избыточная парадигма.

Полная парадигма - ϶ᴛᴏ парадигма, содержащая полный набор форм словоизменения, свойственный данной части речи, по какой-либо категории. Полная парадигма отражает наиболее частотные проявления словоизменения какой-либо части речи или ее категорий.

Так, полная парадигма склонения (изменения по падежам и числам) имен существительных равна 12 членам: 6 падежей в ед.ч. и 6 падежей во мн.ч.

В русском языке полную парадигму имеют фактически только конкретные имена существительные типа дом, стол, книга , а вещественные, отвлеченные, собирательные, как правило, не имеют противопоставления по числу, следовательно, имеют неполную парадигму склонения (ср.: молоко, духи, любовь, студенчество и т.п.).

Неполная парадигма - ϶ᴛᴏ неполный набор форм словоизменения конкретного слова по какой-либо категории.

Избыточная парадигма - ϶ᴛᴏ парадигма, содержащая большее количество форм, чем в полной парадигме словоизменения по какой-либо категории. К примеру, некоторые глаголы образуют вариативные личные формы типа мяукает и мяучит, капает и каплет.

Грамматическая категория - ϶ᴛᴏ двусторонняя единица морфологической системы, которая имеет план содержания (обладает системой грамматических значений) и план выражения (обладает системой грамматических форм, выражающих грамматические значения).

Так, грамматическая категория рода имен существительных представлена следующими грамматическими значениями: ГЗ женского рода, ГЗ мужского рода, ГЗ среднего рода (это ее план содержания). Каждое ГЗ имеет свой набор грамматических форм и грамматических средств, выражающих это значение. ГЗ женского рода представлено существительными с флексиями –а (-я) –вода, земля , существительными с нулевой флексией –мать, рожь , неизменяемыми существительными –мадам, леди.

Грамматическая категория вида включает два грамматических значения – значение совершенного и значение несовершенного вида, которые имеют различные грамматические средства (приставки, суффиксы и т.д.) для выражения значения каждого вида.

Сущность любой грамматической категории составляют оппозиции (противопоставления), которые образуются благодаря наличию частных грамматических значений и грамматических форм. Сравните: ГЗ женского рода противопоставлено ГЗ мужского и ГЗ среднего рода, ГЗ мужского рода противопоставлено ГЗ женского и среднего рода и т.д.

Грамматические категории отличаются друг от друга не только по характеру оппозиций, но и по количеству противопоставляемых членов. К примеру, ГК числа, вида состоят из двух членов и образуют по одной оппозиции, ГК рода и времени состоят из трех членов и образуют по 3 оппозиции; самое большое число членов и оппозиций имеет категория падежа.

Так, к примеру, категория рода для существительного и других частей речи разная: для имени существительного она является классифицирующей, несловоизменительной, номинативной, для имени прилагательного она является словоизменительной, формальной, у глагола она представлена только в прошедшем времени и является словоизменительной, у числительного она проявляется в единичных формах и тоже словоизменительная и т.п.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, рассмотренные научные понятия составляют сущность или предмет одного из разделов грамматики – морфологии.

В вузовской практике всœе термины используются весьма активно при изучении разных частей речи, в школьной же практике они используются неоправданно редко, а между тем, ключевые термины грамматики помогают систематизировать лингвистические знания, сравнивать части речи, категории, формы, без чего, на наш взгляд, трудно обойтись в курсе морфологии, как и в других курсах.

Основные понятия морфологии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные понятия морфологии." 2017, 2018.

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики .

Термин «грамматика» имеет несколько значений:

1) обозначается грамматический строй языка, т.е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений;

2) особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка;

3) грамматиками называются книги, содержащие систематическое описание языка.

В лексике обращается внимание прежде всего на лексическое значение слова, в грамматике же рассматриваются те свойства и закономерности слов и их объединений и сочетаний, которые принадлежат не отдельным словам, а целым группам .

Для грамматики важно, как слово грамматически оформлено, какие грамматические значения в нем содержатся и как они выражены, как слово сочетается с другими словами, какую роль выполняет в предложении.

В связи с этим грамматика делится на два раздела: морфологию и синтаксис. У каждого раздела свои задачи и предмет исследования.

Морфология (греч. morph - форма, logos - учение) - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения , средства выражения грамматических значений, грамматические категории .

Синтаксис (греч. syntaxis ) изучает сочетания слов, типы этих сочетаний, формы связи между словами в словосочетании и предложении, строение предложений, структурные типы предложений.

Грамматическое значение слова

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:

1) Грамматические значения очень абстрактны , поэтому они характеризуют большие класс слов. Напр., значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола.

Лексическое же значение более конкретно , чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово.

2) Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами.

Формальные грамматические средства

Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей):

1) окончаний;

2) формообразующих суффиксов и префиксов;

3) ударения;

4) чередования звуков;

5) предлогов;

6) интонации;

7) вспомогательных слов.

С помощью окончания выражается:

а) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений:

голуб-ое неб-о , голуб--ого неб-а и т.д.


б) значение падежа числительных:

дв-а , дв-ух , дв-ум , дв-умя ,

И.п. Р.п. Д.п. Т.п.

пять, пяти, пятью ;

И.п. Р.п. Т.п.

в) значение лица, числа и рода глагола:

сижу, сидишь, сидят, сидел, сидела, сидели.

1 л., ед.ч. 2 л., ед.ч. 3.л., мн.ч. м.р., ед.ч. ж.р., ед.ч. мн.ч.

Суффиксальным путем образуются:

а) форма прошедшего времени глагола:

дума-л, виде-л;

б). формы видов:

с.в. нс. с.в. н.с.

узнать - узнавать, записать - записывать;

в) формы залога:

мыть - мыться;

действ. залог средневозврат. залог

г) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных:

белый - бел-ее, редкий - редч-айш-ий.

Префиксальным путем образуются:

а) формы превосходной степени прилагательных:

лучший - наилучший, высший - наивысший;

б) формы совершенного вида глаголов:

чертить - начертить, строить - построить.

Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с суффиксальными средствами: создáть - создавáть, доказáть - докáзывать. Самостоятельно (без других средств) ударение редко выражает грамматическое значение.

При помощи ударения различаются, например:

а) формы ед.ч., Р.п. и мн.ч., И.п. существительных:

дéл - а (нет) и дел - á (идут хорошо)

ед.ч., Р.п. мн.ч., Им.п

окнá (нет) и óкна (выходящие на улицу)

б) формы видов:

насыпать - насыпáть

разрéзать - разрезáть

Чередование звуков также является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождает аффиксацию. Например,

освет ить - освещ ать (т//щ)

охлад ить - охлажд ать (д//жд)

собрать - соби рать (и//#)

Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных, местоимений.

При этом они выступают вместе с окончаниями:

у дома , к дому , на дом, в дом, в доме , от трех , к трем .

В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации . Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения:

Встань! Сядь! Молчать!

Вспомогательные слова , т.е. слова, не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью формообразующих частиц обозначаются формы повелительного наклонения:

Пусть сильнее грянет буря!

и сослагательного наклонения:

отдохнул бы, поспал бы.

С помощью вспомогательных глаголов образуются формы будущего сложного: буду стараться, будете читать и т.д.

Грамматическая форма.

Формы слова - это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям.

Так, пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, писал, буду писать, пиши и т.д. - это формы глагола писать .

Каждую грамматическую форму слова называют словоформой .

Словоформа - это конкретный «представитель» слова в речи.

Таким образом, слово (лексема) это совокупность грамматических форм, или словоформ.

Например, в состав форм существительного река входят рекá, рекú, рекé, реку, рекóй, о рекé, рéки, рек, рéкам, рéками, о рéках.

Упорядоченная совокупность (или система) грамматических форм слова называется парадигмой . Парадигму имеют только изменяемые слова.

Способы выражения грамматических значений слова

Большинство грамматических значений выражены в русском языке синтетическим способом, т.е. при помощи средств, находящихся в самом слове. К таким средствам относятся окончания, суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение. Например, в предложении Наступила зима в словоформе наступила синтетически выражены значения прошедшего времени, изъявительного наклонения (суффиксом - л ), ж. рода, ед. числа, (окончанием - а ), а в словоформе зима - значение ж. рода, Им.п., ед.ч. (окончанием - а ).

В морфологии русского языка значительное место занимают случаи выражения грамматических значений аналитическим способом, т.е. при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относятся предлоги, вспомогательные слова . Такие грамматические формы слова состоят из двух компонентов: один - основной - является носителем лексического значения слова, а другой - вспомогательный - служит для выражения грамматического значения. Так, в аналитической форме буду читать лексическое значение слова выражает компонент читать , а грамматические значения будущего времени, 1-го лица, ед. числа - вспомогательный компонент буду . Ср.: будешь читать (2 л., ед.ч.), будем читать (1.л., мн.ч.), будут читать (3 л., мн.ч.).

Аналитические формы слова входят в его парадигму вместе с синтетическими формами. Например, в парадигму глагола любить входят словоформы люблю, люби, буду любить, будешь любить, любил бы, пусть любит и т.д.

Некоторые слова выражают отдельные грамматические значения супплетивным способом, т.е. при помощи форм, имеющих разные корни.

Например,

человек (ед.ч.) - люди (мн.ч.),

говорить (н.в.) - сказать (с.в.),

иду (наст. вр.) - шел (прош. вр.),

хороший - лучше (ст. сравнения).

Итак, в парадигме одного слова объединяются его синтетические, аналитические и супплетивные грамматические формы. Ср.: иду, идет, идем… (синт.), будет идти, пусть идет (аналитич.), шел (супплетив.), шел бы (супплетив.+аналитич.).

Грамматическая категория

Грамматические значения, находящиеся в отношении оппозиции (противопоставления), составляют грамматическую категорию .

Грамматическая категория - это двусторонняя единица морфологической системы языка, которая имеет план содержания (обладает своей семантикой) и план выражения (обладает своими внешними показателями, формами, при помощи которых выражается эта семантика).

С точки зрения семантики , каждая грамматическая категория характеризуется тем, что представляет собой набор однородных грамматических значений. Так, общее значение категории числа имен прилагательных состоит из двух частных значений - значения единственного числа и значения множественного числа; общее значение категории рода имен существительных включает 3 частных значения - значение м.р., ж.р., ср.р.; общее значение категории времени членится на 3 частных значения - значения прошедшего, будущего и настоящего времени; общая семантика падежа имен существительных включает частные значения шести падежей.

С точки зрения формальной, грамматическая категория представляет собой набор грамматических форм, служащих для выражения частных грамматических значений. Так, значение ед.ч. имен прилагательных выражается формами белый, белого, белая, белой, белое, белого , а значение мн.ч. - формами белые, белых, белым (о) белых.

Грамматические категории отличаются одна от другой не только по характеру оппозиций, но и по количеству противопоставляемых членов. Например, грамматическая категория числа имен существительных состоит из трех членов и образует две оппозиции и т.д.

Грамматические категории принадлежат частям речи и в значительной степени определяют их специфику в каждом языке. Так, в русском языке существительные и прилагательные имеют категории рода, числа и падежа, каждая из которых проявляется в них по-разному; именам числительным присуща лишь категория падежа.

ЧАСТИ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ

Из истории изучения частей речи в русском языкознании.

Части речи - это группировки слов на основе определенных признаков.

Учение о частях речи возникло еще в античности. Из античных ученых подробно занимались учением о частях речи Аристотель и Дионисий . Правда, античная теория частей речи не была строго научной и последовательной, но тем не менее, она была привнесена в грамматики европейских языков и в грамматику русского языка.

В русской науке многие известные языковеды разрабатывали теорию о частях речи. Впервые части речи были подвергнуты анализу в «Российской грамматике» Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1755 г.). М.В. Ломоносов выделял 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие.

Александр Христофорович Востоков , развивая учение М.В. Ломоносова, в самостоятельную часть речи выделил в «Русской грамматике» (1831) имена прилагательные (у Ломоносова они составляли единый класс имен с существительными). Востоков вывел из состава частей речи причастия, который он рассматривал как особый разряд прилагательных.

В прилагательных А.Х. Востоков различал 5 групп:

1) качественные;

2) притяжательные;

3) относительные;

4) числительные (количественные и порядковые);

5) прилагательные действенные, т.е. причастия.

Федор Иванович Буслаев в «Опыте исторической грамматики русского языка» (1858г.) учение о частях речи изложил во второй части - «Синтаксис», тем самым указав на синтаксическую основу этого учения. К знаменательным словам Буслаев относит 3 части речи: существительное, прилагательное, глагол. В составе служебных частей речи Буслаев называет пять: местоимение, числительное, предлог, союз, наречие.

Александр Афанасьевич Потебня в книге «Из записок по русской грамматике» (1874 г.) критикует Ф.И. Буслаева за то, что тот относил местоимения и числительные к служебным словам. Он глубоко раскрывает грамматическую сущность этих частей речи.

Все слова Потебня делит на вещественные, лексические и формальные. Первые он называет знаменательными частями речи, вторые - служебными. Знаменательные: существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение. К служебным словам относит союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы.

С именем Филиппа Федоровича Фортунатова , основателя Московской лингвистической школы, связано «формальное» направление в изучении грамматики (1901г.).

Опираясь в основном на формальные показатели, Ф.Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова (глаголы, существительные, прилагательные, инфинитив, причастие, наречие, деепричастие) и частичные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, модальные слова), междометия .

В уточнении состава частей речи и разработке принципов их классификации большая заслуга принадлежит Льву Владимировичу Щербе . Свои взгляды он изложил в статье «О частях речи» (1928г.).

При характеристике частей речи Л.В. Щерба учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Он предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния . Сюда он относил слова типа нельзя, холодно, надо, стыдно, которые, по его мнению, неправомерно включаются в наречия. В отличие от наречий они не примыкают к глаголу, являются сказуемым безличного предложения, обозначают состояние . По мнению Щербы, самостоятельную часть речи составляет и связка (быть ).

Подробно охарактеризованы все классы слов в «Синтаксисе русского языка» (1941 г.) Алексея Александровича Шахматова . Он рассматривал слова знаменательные (существительное, прилагательное, глагол, наречие), незнаменательные (местоимения, числительные, местоименные наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки), междометия .

Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования Виктора Владимировича Виноградова , особенно его книга «Русский язык» (1947 г.).

В.В. Виноградов выделяет четыре основные «грамматико-семантические категории слов»:

1) слова-названия (имя существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, категория состояния). К ним примыкают местоимения. Слова этой группы - «главный лексический и грамматический фонд речи». Они выступают в качестве членов предложения и могут составлять предложение;

2) связочные, т.е.служебные слова (частицы-связки, предлоги, союзы). Они лишены номинативной функции, «их лексические значения тождественны грамматическим»;

3) модальные слова;

4) междометия.

Теория частей речи В.В. Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах русского языка.

Понятие о частях речи.

В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи .

Части речи - это лексико-грамматические разряды слов, различаемые по лексическим значениям, по морфологическим признакам и грамматическим категориям, по их синтаксическим функциям в составе предложений.

В основу деления частей речи кладется три принципа:

Семантический,

Морфологический,

Синтаксический.

Семантический принцип учитывает, что части речи - это слова (а не отдельные их формы), которые имеют определенное лексико-грамматическое (категориальное) значение. В соответствии с этим принципом в разряд существительных объединяются слова с обобщенным значением предметности, в разряд прилагательных - слова с лексико-грамматическим значением признака и т.д.

Морфологический принцип концентрирует внимание на морфологическом облике слова, т.е. выявляет морфологическое своеобразие каждого слова данной части речи.

Так, существительное характеризуется как часть речи, которая имеет грамматические категории рода, числа и падежа, а отдельное слово этого разряда относится к определенному роду, стоит в определенном падеже и числе, что формально выражается соответствующими окончаниями, суффиксами.

Синтаксический принцип предполагает при определении частей речи исходить из того, что каждая часть речи характеризуется определенной основной функцией в предложении и грамматической сочетаемостью со словами других разрядов. Существительное, например, выполняет в предложении преимущественно роль подлежащего или дополнения и сочетается со словами, которые могут его определять; прилагательное - роль определения или сказуемого и сочетается с существительным и т.д.

Основные лексико-грамматические разряды слов образуют взаимосвязанную систему, т.к. все слова находятся между собой в определенных отношениях: одни формально независимы (существительное), другие - зависимые (прилагательное, наречие). Прилагательное сочетается только с существительным, т.к. выражает признак предмета. Наречие сочетается с глаголом, прилагательным или с другим наречием, т.к. выражает признак признака или признак действия. Местоимение может занимать и независимое, и зависимое положение: оно указывает либо на субъект или объект действия, либо на самый общий признак предмета.

Служебные слова всегда занимают зависимое положение, т.к. они «обслуживают» знаменательные слова.

Местоимения и модальные слова (вводные слова) в системе остальных разрядов слов занимают особое положение: они включаются в состав предложения, вступая в своеобразные отношения со всем предложением.

Все слова русского языка образуют многостепенную классификацию:

1) части речи - слова знаменательные (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, слова категории состояния). Этим словам свойственно полное лексическое значение. В предложении они выступают в роли главных или второстепенных членов, обладают определенными грамматическими категориями;

2) служебные слова (предлоги, союзы, частицы), которые служат для выражения различного рода отношений между словами в словосочетании и предложении или устанавливают отношения между целыми предложениями, а также вносят дополнительные оттенки в значения самостоятельных слов. Служебные слова неполнозначные, не являются членами предложения, не обладают грамматическими категориями, не изменяются;

3) междометия отличаются и от знаменательных, и от служебных слов, т.к. не являются членами предложения, не выражают отношений между словами, а служат для выражения эмоционально-волевых изъявлений субъекта. Они неполнозначны, нечленимы, неизменяемы (ах! эй! ура! ох! );

4) модальные слова (возможно, конечно, может быть, наверно, очевидно, по-видимому ) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания; в предложении они являются вводными элементами.

Модальные слова, большинство служебных слов и определенная часть междометий - разряды вторичные, более позднего происхождения, возникшие из знаменательных слов;

5) звукоподражания (или звукоподражательные слова ) как бы воспроизводят с помощью языковых средств различные звуковые явления (ку-ку, кукареку, мяу, динь-динь-динь, дзинь, кря-кря и др.)

Имя существительное

Имя существительное как часть речи

Имя существительное - это знаменательная часть речи, которая обозначает предметность в широком смысле слова и выражает это значение в формах рода, числа и падежа , выступает чаще всего в функции подлежащего или дополнения.

Предметность как категориальное значение имени существительного понимается широко. Это названия конкретных предметов (шляпа, карандаш, дом и т.п.), лица, живые существа (человек, космонавт, доярка, птица, насекомое, Василий Теркин и т.д.), растения (дуб, цветок, одуванчик ), вещества (золото, нефть, соль ), географические названия (Москва, Россия, Байкал ), качества, свойства (белизна, синь, доброта ), явления природы (ветер, дождь, буря ), действие в отвлечении от субъекта (бег, взлет, движение ), т.е. все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Значение предметности имени существительного реализуется в грамматических категориях, которые характеризуют существительное как часть речи. Это категории рода, числа и падежа .

Среди синтаксических признаков существительного первое место занимает их употребление в роли подлежащего и дополнения, т.к. в этих синтаксических положениях существительные могут обозначать конкретные предметы. Существительные способны также выполнять роль определения, обстоятельства и употребляются в составе именного сказуемого.

Например :

подл. обст. или дополнение.

Учитель писал на доске .

имен.сказ.

Я учитель .

несогл. определение

Дочь нашего учителя поступила в институт.

приложение

Собрание открыл Николай Иванович Петров - учитель .

Важнейший синтаксический признак существительного - способность его присоединять имена прилагательные и глаголы, способность сочетаться с нами по способы согласования (высокое дерево, зеленая трава, море волнуется, вода кипит и т.д.).

Лексико-грамматические разряды имен существительных:

Имена существительные объединяются в следующие лексико-грамматические разряды на базе общности значений и морфологических свойств:

а) нарицательные и собственные;

б) одушевленные и неодушевленные;

в) конкретные и отвлеченные;

г) вещественные;

д) собирательные.

а) Существительные нарицательные и собственные

Деление существительных на нарицательные и собственные обусловлено не только различием лексических значений, но и различием грамматических свойств этих слов.

Нарицательные существительные представляют собой обобщенные названия однородных предметов: сестра, пилот, трава, слон, сарай и т.д.

Собственные существительные - это названия отдельных единичных в своем классе предметов.

Среди них выделяются тематические группы:

1) имена, отчества и фамилии людей:

Анна, Михаил Юрьевич Лермонтов и т.д.;

2) клички животных:

Джульбарс, Каштанка и т.д.;

3) географические названия:

Тихий океан, Сахалин, Волга, Байкал, Англия, Борисово (деревня);

4) названия исторических событий, периодов, общественно-политических явлений:

Октябрь, Ренессанс, Август-91г и т.д.

5) названия художественных произведений, газет, журналов, издательств и т.п.:

«Война и мир», «Комсомольская правда», «Юность» и т.д.;

6) названия магазинов, кафе, театров, кинотеатров, учреждений:

«Светлана» (гастроном), «Снежинка» (кафе), «Россия», «Прогресс» и т.д.;

7) астрономические названия:

Марс, Сатурн, Большая Медведица, Рыбы и т.д.;

8) сорта и марки различных предметов:

автомобиль «Москвич» , одеколон «Сирень» , конфеты «Птичье молоко» и др.

Нарицательные и собственные существительные отличаются по грамматическим свойствам : большинство нарицательных изменяется по числам; собственные, как правило, употребляются лишь в форме единственного (Киев, Урал, Азия и др.) или множественного числа (Карпаты, Афины, Сокольники и др.). Орфографическое отличие имен собственных от нарицательных проявляется в том, что они пишутся с прописной буквы.

Происходит постоянный процесс пополнения нарицательных имен за счет собственных и, наоборот, собственных имен за счет нарицательных. Из собственных имен перешли в нарицательные существительные: август, ом, рентген, палех и др. В этом случае происходит расширение объема лексической семантики слова: оно приобретает обобщенное значение и обозначает не один какой-то предмет, а класс однородных предметов. Часто становятся нарицательными имена литературных героев, если они употребляются для характеристики типических черт, свойственных целой группе людей: обломовы («обленившиеся, безвольные люди»), маниловы («прекраснодушные мечтатели»), держиморды («люди с грубыми наклонностями»).

Из нарицательных имен перешли в собственные существительные: Рыбы, Весы (созвездия), Восток (восточные страны), Орел (город), «Гроза» (драма), Медведь (фамилия) и т.д. Такой переход связан с сужением лексической семантики: название класса предметов становится названием лишь отдельного предмета. Изменяются и грамматические свойства слов. Ср.: генерал Галифе (м.р. и брюки галифе (ср.р.)); орел (птица; мн.ч. орлы, пять орлов ) и город Орел (формы мн.ч. не образует, с количественными числительными не сочетается); волк (волка, волку) и Надежда Волк (во всех падежах одна форма Надежды Волк, Надежде Волк и т.д.).

б) Существительные одушевленные и неодушевленные

К одушевленным существительным относятся названия лиц и животных : человек, дочь, сын, Вера, Петров, Дима, дежурный, корова, гусь, скворец, паук и т.д. Это в основном существительные мужского и женского рода Существительные среднего рода немногочисленны : дитя, существо, лицо (в значении «человек»), слова на -ище (чудовище, страшилище) , слова животное, насекомое, млекопитающее . В качество определяющего признака одушевленных существительных нередко отмечается способность их самостоятельно перемещаться, передвигаться, которой не обладают неодушевленные предметы.

Но деление существительных на одушевленные и неодушевленные строится не только на семантических основаниях, но и на грамматических .

У одушевленных существительных форма В.п., мн.ч. существительного совпадает с формой Р.п. , а у неодушевленных - с формой И.п.

В форме единственного числа одушевленность - неодушевленность выражена только у имен существительных мужского рода типа студент, дом (с нулевым окончанием, II скл.) и часовой, выходной (субстантивированные имена прилагательные): знаем студента, часового (В.п. = Р.п.) , но знаем дом, выходной (В.п. = И.п.) .

Некоторые имена существительные не обозначают живых существительных, по грамматическим свойства входят в разряд одушевленных:

1) слова мертвец, покойник (но не труп );

2) названия мифических существ типа леший, русалка ;

3) названия фигур в некоторых играх: ферзь, туз, валет, козырь ;

4) обозначения кукол: матрешка, кукла, петрушка, марионетка ;

5) названия некоторых блюд: съесть цыпленка жареного, карася .

В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), хотя у собирательных существительных вообще одушевленность-неодушевленность не определяется. Одушевленность-неодушевленность определяется только у конкретных существительных.

Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерии и вирусы, микробы, бактерии , языковое сочетание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам.

в) Существительные конкретные и отвлеченные (абстрактные).

Среди нарицательных существительных по своим лексическим значениям и грамматическим свойствам выделяются конкретные и отвлеченные слова.

Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей. Они могут подвергаться счету : дом (один, два, три…дома) , т.е. сочетаться с количественными числительными, а также изменяться по числам (дом - домá, корова - коровы, повар - повара, удар - удары и т.д.).

Отвлеченные (абстрактные) существительные обозначают абстрактные понятия - свойства, качества, действия, состояния: храбрость, новизна, почет, борьба, чтение, радость и т.п. Семантика отвлеченных существительных не допускает представления о счета, т.е. их нельзя посчитать. Они употребляются или только в единственном числе (таких подавляющее большинство - смех, слава ) или только во множественном числе (переговоры, хлопоты ).

Формы множественного числа могут образовываться в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлеченных качеств и действий: чувство радости , и маленькие радости, радости жизни (события, вызывающие радость); красота девушки и красоты природы (красивые места); чтение книги и педагогические чтения, фетовские чтения . В конкретных значениях абстрактные существительные сочетаются с количественными числительными. Например: Теперь у нас были три заботы : первая - найти воду, вторая - найти топливо и третья - найти защиту от ветра (Арсеньев). Знаю я сладких четыре отрады (Брюсов).

г) Существительные вещественные.

Вещественные существительные обозначают однородные по составу вещества (однородную массу чего-либо), материалы, которые можно делить на части, измерять (но не считать!): тесто, глина, железо, молоко, сметана, мясо, курятина и т.д.

Выделяются тематические группы слов:

1) названия химических элементов и их соединений (водород, марганец, сера, вода, соль и т.п.);

2) пищевых продуктов, кормов (масло, сыр, крупа, говядина, сливки, силос, сено и т.п.);

3) растений, плодов, ягод (лебеда, мох, рожь, инжир, алыча, смородина и т.п.);

4) лекарств (аспирин, кордиамин, валерьянка и т.п.);

5) различных видов сырья, материалов, тканей (нефть, шерсть, лен, хлопок, бязь и т.п.)

Вещественные существительные имеют отличительные грамматические свойства:

1) не изменяются по числам, употребляются или только в форме единственного числа (тесто, солома, горох ) или только в форме множественного числа (опилки, консервы, стружки );

2) могут иметь форму множественного числа, которая обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу веществ: смазочные масла , минеральные воды , лечебные грязи , белые и красные глины и т.п.;

3) не допускают счета, не считаются с количественными числительными (нельзя сказать «три муки», «четыре цемента»);

4) сочетаясь со словами, выражающими меру, употребляются в форме единственного числа (ведро воды, килограмм мяса, мало соли ) в отличие от конкретных существительных, которые употребляются в форме множественного числа (ср.: стопка книг, мало гвоздей );

5) в Р.п. с количественным значением (родительной части) слова м.р. могут иметь особое окончание - у(- ю) : ложка меду , килограмм сахару , метр сатину , много луку , стакан чаю , купить гороху , положить чесноку и др.

д) Существительные собирательные.

Собирательные существительные обозначают неопределенное множество предметов или лиц как одно неделимое целое: молодежь, родня, мошкара, беднота, белье, березняк, генералитет, листва, пролетариат и т.п.

Выделяются тематические группы - слова, обозначающие совокупность:

1) лиц (знать, профессура, братва, военщина и т.п.);

2) животных (мошкара, воронье и т.п.);

3) растений (ельник, ивняк );

4) предметов (аппаратура, мебель, белье, хлам, старье и т.п.).

5) Важнейшими грамматическими признаками собирательных существительных являются:

1) неизменяемость по числам, наличие у них только формы единственного числа;

2) неспособность сочетаться с количественными числительными.

Но они могут определяться с помощью неопределенно-количественных слов или сочетаться с дробными числительными: вся родня, мало зелени, одна пятая студенчества и т.д.

Примечание: нередко к собирательным существительным относят слова типа народ, грамма, взвод, полк, табун, стадо, куса, созвездие, коллектив и т.п. Эти слова не выражают собирательности.

Оно обозначают раздельное множество. Об этом свидетельствуют их грамматические признаки:

1) наличие формы множественного числа (народы, группы и т.п.);

2) сочетаемость их с количественными числительными (два народа, пят групп, три взвода и т.п.)

Лексико-грамматические разряды имен существительных взаимосвязаны и в процессе функционирования языка постоянно взаимодействуют.

Категория рода имен существительных

Общая характеристика категории рода.

Род - это лексико-грамматическая категория имен существительных, синтаксически независимая, выражающая отношение имени существительного к одному из трех родов.

В современном русском языке три рода:

Мужской;

Женский;

Средний.

Все существительные (кроме слов типа сани, ворота, чернила , не имеющих форм единственного числа) распределяются по родам:

м.р. ж.р. ср.р.

воздух - земля - небо.

У одушевленных существительных род является мотивированным и отражает различие по биологическому полу (старик - старуха, мужчина - женщина) .

Род неодушевленных существительных является немотивированным, в основе распределения таких существительных по родам лежат формальные признаки (так, слово страна с флексией -а- относится к женскому роду; слова село, поле с флексиями -о, -е относятся к среднему роду; слово стол с нулевой флексией и твердым конечным согласным основы относится к мужскому роду).

В отношении рода существительные одушевленные и неодушевленные имеют сходства и различия .

Различия состоят в следующем:

1. Существительные одушевленные могут быть мужского или женского рода , что обусловлено их семантикой, существительные неодушевленные принадлежат к одному из трех родов - мужскому, женскому, среднему.

2. Одушевленные существительные в ряде случаев образуют родовые пары :

студент - студентка;

отец - мать;

учитель - учительница.

Неодушевленные существительные таких пар не имеют.

Сходство состоит в том , что в большинстве случаев они имеют одинаковые родовые окончания: сестра - книга, мальчик - дом. И одушевленные и неодушевленные существительные одинаково заменяются личными местоимениями он, она .

Средства выражения значений рода в русском языке.

Для выражения родовых значений используются средства различных уровней: морфологические, лексические, словообразовательные, синтаксические.

Каждый род располагает своей системой окончаний. Ср.: нос, носа, носу, нос, носом, о носе (м.р. ); голова, головы, голове, голову, головой, о голове (ж.р. ); ухо, уха, уху, ухо, ухом, об ухе (ср.р. ).

Однако есть исключения. Так, окончание - а в Им.п., ед.ч. имеют слова не только женского рода, но и некоторые разряды существительных мужеского рода (воевода, юноша ), окончание - о , типичное для слов среднего рода, имеют также существительные мужского рода (умишко, хлебушко, голосишко и т.п.).

Лексическое выражение категории рода представлено в некоторых названиях людей и животных:

отец - мать,

брат - сестра,

бык - корова и т.п.

Словообразовательные средства также используются лишь в названиях людей и животных: учитель - учительница,

комсомолец - комсомолка,

слон - слониха,

лев - львица и т.п.

Синтаксические средства (формы согласования) чаще всего используются наряду с морфологическими средствами (окончаниями): большой дом, большая школа, большое помещение; мой стол, моя шапка, мое перо; клен рос, береза росла, дерево росло. При неизменяемых словах окончания согласуемых с ними слов выступают как единственные показатели рода: красивое кашне, дорогое пальто, маэстро встал, кенгуру прыгнул, наша Бетси, вкусный кофе, солнечный Тбилиси и т.п.

Только с помощью форм согласования выражается род у существительных типа (маленький) домишко, (высокий) юноша, (такой) хвастунишка, неряха (ср. такой неряха, такая неряха).

Слова общего рода.

Общего рода как особого грамматического значения в языке нет. Слова общего рода - чисто условное название одной из групп существительных со значением лица.

Слова общего рода могут выступать в значении как мужского, так и женского рода в зависимости от пола лица , который они обозначают:

«Теперь, магистр, на Любку посмотри, - продолжал Восьмеркин. - Это у нас первая запевала (ж.р.)(А.П. Чехов); Ему необходимо сохранить за собой славу хорошего запевалы (м.р.)(М. Горький).

Этот разряд существительных своеобразен, т.к. пол лица выражается синтаксически - различным согласованием определяющих слов с одним и тем же существительным: круглый невежда - круглая невежда, такой умница - такая умница.

Слова общего рода обозначают лицо по характерному для него действию или свойству , при этом выражается эмоциональная оценка, чаще неодобрительная: лежебока, плакса, подлиза, жадина, злюка, тихоня и др.

Слова общего рода делятся на 2 разряда:

1) собственные несклоняемые существительные , это иноязычные фамилии на гласный : Бенуá, Гюгó, Корбюзьé , а также исконно русские фамилии типа Благовó, Теплых, Шевченко, Милых ;

2) нарицательные и собственные склоняемые существительные на -а/ -я , свойственные устно-разговорной речи:

а) формы некоторых собственных имен: веселый/веселая Женя, Саша - младший/младшая, Валюша, Валька, Женечка, Саня и т.п.;

б) различные нарицательные существительные, дающие качественное определение лица: брюзга, кривляка, невежда, пустомеля .

От существительных общего рода следует отграничивать существительные мужского рода на -а/-я . Например, слова вышибала, громила, заправила, парнюга, писака, повеса, расстрига, рубака мужского рода .

Существительные типа врач, геолог, директор, инженер в равной степени могут быть использованы для названия лиц мужского и женского пола, оставаясь при этом существительными мужского рода !

Если подобное существительное называет женщину, то определение к нему согласуется по мужскому роду, а сказуемое - по женскому: Всю ночь просидела молодой врач (м.р.) Иванова у постели пострадавшего.

Слова женского рода (змея, лиса, марионетка, тетеря и др.) могут использоваться в роли характеристик лиц мужского пола с неодобрительной окраской: Этот Петров такая шляпа!

Распределение существительных по родам.

Склоняемые морфологических признаков . Лишь отдельные слова и группы слов относятся к тому или иному роду по значению .

К мужскому роду относятся:

а) по морфологическим признакам:

1) все существительные с основой на твердый согласный (кроме ж, ш ) и на -j, имеющие нулевое окончание в Им.п., ед.ч.: мороз, стол, дуб, шкаф, чай, соловей и т.п.;

2) все существительные с основой на ж, ш и мягкий согласный, имеющие окончание -а/-я в Р.п., ед.ч.: багаж (багажа ), камыш (камыша ), конь (коня ), день (дня ) и т.п.

б) по значению :

1) слова с окончанием -а/-я в Им.п., ед.ч., обозначающие лиц мужского пола: слуга, юноша, Дима и т.п.;

2) слова с увеличительными суффиксами -ин(а), -ищ(е) , образованные на базе существительные мужского роде: домина, домище (ср. дом), томище (ср. том), сапожище (ср. сапог) и т.п.;

3) существительные с уничижительными и уменьшительными суффиксами: ---шик(о), -ушк(о), - ишк (а), образованные на базе слов мужского рода: домишко (ср. дом), хлебушко (ср. хлеб), лгунишка (ср. лгун), сынишка (ср. сын) и т.п.;

4) слово подмастерье (м.р.);

5) слово путь (м.р.).

К женскому роду по морфологическим признакам относятся:

-а/-я в Им.п., ед.ч.: дорога, бригада, сестра и т.п. (за исключением слов слуга, юноша (м.р.) и т.д., слов с увеличительным суффиксом -ин(а) (домина) , разносклоняемых существительных на -мя (темя, вымя (ср.р.)) и слово дитя (ср.р.);

2) существительные с основой на мягкий согласный (кроме слова путь ) и на ж, ш , имеющие окончание в Р.п. ед.ч.: зябь (зяби), ветвь (ветви), шинель (шинели), рожи (ржи), тушь (туши) .

К среднему роду относятся:

1) существительные с окончанием -о/-е в Им.п., ед.ч.: стекло, белье, поле и т.п.; сюда не входят :

Существительные м.р. с суффиксами -ишк(о), -ушк (о), -ищ(е);

Существительное м.р. подмастерье;

2) разносклоняемые существительные на -мя: время, имя, племя, семя, вымя, темя, бремя, знамя, стремя, пламя;

3) слово дитя .

Несклоняемые существительные распределяются по родам с учетом их лексического значения .

К мужскому роду относятся:

1) существительные, обозначающие лиц мужского пола : маэстро, мосье, буржуа, атташе и т.п.;

2) названия животных (кроме слова цеце ): гну, фламинго, шимпанзе, пони и т.п.;

3) названия ветров (под влиянием родового понятия «ветер»

Морфология – это грамматическое учение о слове.

Слово – основной объект морфологии.

Предметом морфологии являются грамматические свойства слов, их грамматические значения и специфика их грамматических категорий. Морфология устанавливает состав грамматических форм различных типов слов, выявляет правила изменения слов, распределяет слова по типам спряжения и склонения.

В морфологию входит учение о частях речи. Она рассматривает семантические и формальные особенности слов различных разрядов, разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи, определят круг слов каждой части речи, устанавливает систему частей речи, изучает лексико-грамматические особенности слов каждой части речи, выявляет закономерности взаимодействия частей речи.

Грамматические значения слов

Слово – это сложное единство лексического и грамматического значений.

Лексическое значение слова – индивидуальный смысловой признак, отличающий его от других слов.

Грамматические значения характерны для целого ряда слов. Грамматическое значение представляет собой абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присущее целому классу слов.

Грамматические значения неодиночны. Одно грамматическое значение обязательно предполагает наличие другого (или других), однородного и соотносительного с ним.

Грамматические значения не изолированы от лексических. Они как бы наслаиваются на лексические (реальные, вещественные) и опираются на них. Поэтому их нередко называют сопутствующими . «Грамматическое значение слова – это то его значение, какое оно имеет в отношении к другим словам. …значение грамматическое связывает его прежде всего с другими словами» (А.А. Шахматов). Грамматические значения отражают или определенные черты явлений внешнего мира, или отношение говорящего к высказываемой мысли, или внутриязыковые связи и взаимоотношения слов.

Способы и средства выражения грамматических значений

По своему грамматическому строю русский язык относится к языкам флективного типа с элементами аналитизма. Поэтому большинство грамматических значений выражается в нем синтетическим способом, т. е. при помощи средств (грамматических показателей) , находящихся в самом слове. К таким средствам относятся окончания, формообразующие суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение.

1. Окончания . С помощью окончаний выражается:

· значение рода, числа и падежа существительных, прилагательных, причастий и местоимений;

· значение падежа числительных;

· значение лица, числа и рода глаголов.

Одно окончание может выражать и одно грамматическое значение, и два грамматических значения, и три грамматических значения.

2. Формообразующие суффиксы и префиксы .

Суффиксальным путем образуются:

· форма прошедшего времени глагола;

· формы глагольных видов;

· формы залога;

· формы сравнительной и превосходной степени прилагательных.

У существительных при помощи суффиксов образуются формы единственного (зайч- онок – зайч- ат ) и множественного (муж – муж- j ).

Префиксальным путем образуются:

· формы превосходной степени прилагательных;

· формы совершенного вида глаголов.

3. Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. Самостоятельно ударение редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например:

· формы ед. ч. род. п. и мн. ч. им. п. существительных;

· формы видов глагола.

4. Чередование звуков , как и ударение, обычно является дополнительным средством различения грамматических значений. Оно чаще всего сопровождает аффиксацию.

В морфологии русского языка значительное место занимают случаи выражения грамматических значений аналитическим способом, т. е. при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относятся предлоги, вспомогательные слова.

К аналитическому способу относятся все случаи выражения грамматических значений при помощи синтаксических средств, т. е. средствами контекста, окружающих слов.

Некоторые слова выражают отдельные грамматические значения супплетивным способом, т. е. при помощи форм, имеющих разные корни.

5. Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (материально выраженными и нулевыми) или без них.

6. Управление выражает падежные значения неизменяемых существительных.

7. Интонация . Основная область применения интонации для выражения грамматических значений – синтаксис.

8. Вспомогательные слова , которые не обладают лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью вспомогательных слов образуются аналитические формы слова. Такие грамматические формы состоят из двух компонентов: один – основной- является носителем лексического значения, а другой – вспомогательный – служит для выражения грамматического значения.