Морфологический разбор слова в зависимости от характера. Морфологический разбор слова в начальных классах

В стране Языкознание много областей, каждая из которых изучает определенный раздел. Пожалуй, самым главным из них является Морфология. Её жители живут дружно, поскольку каждый занимается своим делом. Существительное называет предметы. Прилагательное их описывает. Глагол никогда не сидит без действия. Числительное ведет точный счет. Служебные части речи помогают главным. На уроке вы повторите морфологические признаки изученных в 5-6 классах частей речи и вспомните план их морфологического разбора.

Тема: Повторение изученного в 5-6 классах

Урок: Морфология. Морфологический разбор слова

Чашку - сущ, н.ф.: чашка.

Пост. пр.: нарицат, неодуш., ж.р., 1 скл.;

Непост. пр.: В.п., ед.ч.;

Синт. роль: дополнение.

1. Часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.)

2. Постоянные признаки: качественное, притяжательное, относительное.

3. Непостоянные признаки: для качественных - степень сравнения, полная или краткая форма; для всех - падеж, число, род (в ед.ч.).

4. Синтаксическая роль.

Образец : На горизонте видны высокие горы.

Высокие - прилаг., н.ф.: высокий.

Пост. пр.: качеств.;

Непост. пр.: положит. степень сравн., полная форма, Им.п, мн.ч.;

Синт. роль: определение.

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

3. Непостоянные признаки: наклонение глагола , время, лицо, число, род (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец : В партере зашевелились , начали привставать.

Зашевелились - глаг., н.ф. - зашевелиться;

Пост. пр.: сов.в., непереход., возвратн., ІІ спряж.;

Непост. пр.: изъявит. наклонение глагола, прош.вр., мн.ч.;

Синт. роль: сказуемое.

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п.)

2. Постоянные признаки: простое/составное; количественное/порядковое/собирательное;

3. Непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец : Флот из восьми линейных судов вошёл в океан.

Восьми - числительное, н.ф.: восемь;

Пост. пр.: простое, колич.;

Непост. пр.: Р.п.;

Синт. роль: часть определения.

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п., ед.ч.)

2. Постоянные признаки: разряд, лицо (для личных местоимений)

3. Непостоянные признаки: падеж, род, число (если есть), лицо (для личных местоимений).

4. Синтаксическая роль.

Образец : В каком-то фильме герой находит у себя в шкафу таинственную книгу.

Каком-то - местоимение, н.ф.: какой-то.

Пост.пр.: неопределенное;

Непост. пр. : П.п., ед.ч., м.р.;

Синт. роль: определение.

Домашнее задание

1. Упражнение №10-11. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

2. Сделать морфологический разбор выделенных слов:

1) Искал покоя и мудрости, нашел забвение среди природы. (А.Н. Толстой)

2) Он говорил на французском языке.

3) Температура в воде достигала всего лишь плюс семи градусов.

4) Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, траве видны алмазы. (Л.Толстой)

5) В моём доме всегда тепло.

1. Кульютура письменной речи ().

Морфология

Вопросы к практическому занятию по теме «Морфология»

Дидактические материалы. Раздел «Морфология»

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012 ().

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Найдено морфологических разборов "зависимости" - 5

Вариант №1 «зависимости» - Существительное

Вариант №2 «зависимости» - Существительное

  • Часть речи:
    Часть речи слова зависимости - Существительное
  • Морфологические признаки:
    • Начальная форма: зависимость
    • Постоянные признаки: неодушевленное, женский род
    • Непостоянные признаки: единственное число, дательный падеж
  • Синтаксическая роль слова «зависимости» в предложении: зависит от контекста предложения.
  • Формы слова: зависимостей зависимости зависимость зависимостью зависимостям зависимостями зависимостях

Вариант №3 «зависимости» - Существительное

  • Часть речи:
    Часть речи слова зависимости - Существительное
  • Морфологические признаки:
    • Начальная форма: зависимость
    • Постоянные признаки: неодушевленное, женский род
    • Непостоянные признаки: единственное число, предложный падеж
  • Синтаксическая роль слова «зависимости» в предложении: зависит от контекста предложения.
  • Формы слова: зависимостей зависимости зависимость зависимостью зависимостям зависимостями зависимостях

Вариант №4 «зависимости» - Существительное

  • Часть речи:
    Часть речи слова зависимости - Существительное
  • Морфологические признаки:
    • Начальная форма: зависимость
    • Постоянные признаки: неодушевленное
    • Непостоянные признаки: множественное число, именительный падеж
  • Синтаксическая роль слова «зависимости» в предложении: зависит от контекста предложения.
  • Формы слова: зависимостей зависимости зависимость зависимостью зависимостям зависимостями зависимостях

Вариант №5 «зависимости» - Существительное

  • Часть речи:
    Часть речи слова зависимости - Существительное
  • Морфологические признаки:
    • Начальная форма: зависимость
    • Постоянные признаки: неодушевленное, женский род
    • Непостоянные признаки: единственное число, родительный падеж
  • Синтаксическая роль слова «зависимости» в предложении: зависит от контекста предложения.
  • Формы слова: зависимостей зависимости зависимость зависимостью зависимостям зависимостями зависимостях

Морфологический разбор слова «зависимости»

Полный морфологический разбор слова «зависимости» : Часть речи, начальная форма, морфологические признаки и формы слова.

Направление науки о языке, где слово изучается не иначе как в качестве части речи, называется морфологией. Сделать морфологический разбор - значит охарактеризовать слово как часть речи: дать описание его смысловому значению, грамматическим свойствам и роли, которую выполняет слово в соответствующем ему предложении.

Морфологический разбор слова «зависимости» составлен согласно словарю.

Морфологических разборов этого слова может быть несколько, поскольку одно и то же слово в русском языке часто встречается в качестве различных частей речи. Поэтому выберите разбор именно той части речи, которая указана у Вас в задании. Успехов Вам в обучении!

См. также в других словарях:

Состав слова зависимости: корень в слове, суффикс, приставка и окончание.... Морфемный разбор слова зависимости по составу

Как сделать морфологический разбор слова? Для начала нужно определиться, какая это часть речи и разобраться в конкретных моментах,связанных с данным действием. В этой статье разберем, как делать морфологический разбор.

Большинство не знает, как делать разбор слова. Однако морфологический разбор производить достаточно просто.

Как в общем случае производится разбор

Должны быть указаны следующие моменты:

  • к какой части речи относится конкретное слово;
  • начальная форма;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.

Это общие моменты , которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.

Имя существительное

Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:

  • первоначальная форма;
  • нарицательное или собственное;
  • одушевленное или нет;
  • число, единственное или множественное;
  • склонение;
  • женский или мужской род;
  • падеж и роль в предложении.

Например : "Человек ест пиццу" . Пиццу - имя существительное, начальная форма - пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.

Глагол

Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:

  1. начальная форма;
  2. переходный либо непереходный;
  3. возвратный или невозвратный;
  4. наклонение;
  5. время - прошедшее, настоящее или будущее;
  6. род и лицо;
  7. число;
  8. какую роль играет в предложении.

Рассмотрим пример : "Говорили все в лицо, не особо боясь последствий" . Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении - сказуемое.

Причастие

Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:

  • изначальная форма;
  • является страдательным или действительным;
  • время и вид причастия;
  • возвратное оно или нет;
  • для страдательного причастия - краткое или полное;
  • в полном причастии указывается падеж;
  • причастие в единственном числе потребует определения рода;
  • число и роль слова в предложении.

Пример : "Осматриваю видавшую виды местность" . Здесь видавшую - причастие, первоначальная форма - видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.

Деепричастие

Иногда эту часть речи считают особым видом глагола . Разбор такого слова:

  1. какая часть слова;
  2. изначальная форма;
  3. изменяемо оно или нет;
  4. вид разбираемого слова;
  5. роль в предложении.

Разберем : "Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней" .Уезжая - деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.

Наречие

Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.

Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей :

  • изначальная форма;
  • местоимение или знаменательное;
  • разряд наречия;
  • при наличии степень сравнения;
  • роль в предложении.

Пример : "Тучи сгустились очень низко, все потемнело" . Низко - наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения - отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.

Пример : "Полное ведро воды накапало с потолка". Полное - прилагательное, его начальная форма - полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.

Числительное

Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

Например : "Прошло два месяца" . Два - числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.

Заключение

Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!

Видео

Из видео вы узнаете, как сделать морфологический разбор имени существительного.

Начальное общее образование

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.


Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на "хорошо"»), и частицей (« - Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! - Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного - для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

а) постоянные :

собственное / нарицательное;

одушевлённое / неодушевлённое;

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

б) непостоянные :

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Устный разбор

    Котята. Кто? - котята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

    Начальная форма - котёнок.

    Постоянные признаки:

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

Непостоянные признаки:

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) - котята - в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Письменный разбор

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

    Котята - сущ., погнались (кто?) котята;

    Н.ф. (начальная форма) - котёнок;

    Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

в Им.п., во мн. ч.

4. Погнались (кто?) - котята - подлежащее.

Русский язык. 1 кл. Рабочая тетрадь № 2.

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником «Русский язык» (авт.: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова) в послебукварный период второго полугодия. Разнообразные упражнения помогут закрепить первоначальные знания о законах родного языка и правилах орфографии и пунктуации, а также автоматизировать навыки письма. Работа с тетрадью позволяет организовать дифференцированное обучение, обеспечить индивидуальный подход к учащимся. Соответствует федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования (2009 г.)

Морфологический разбор имени прилагательного

    Определить начальную форму имени прилагательного - для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

    Указать признаки:

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Устный разбор

    Красивая (мелодия) - имя прилагательное. Мелодия какая? - красивая. Обозначает признак предмета.

    Начальная форма - красивый.

    В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

    Мелодия (какая?) красивая - в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Письменный разбор

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

    Красивая (мелодия) - прилаг.;

    Н.ф. - красивый;

    Ж.р., ед. ч., Им.п;

    Мелодия (какая?) - красивая - определение.

Морфологический разбор имени числительного

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму числительного - для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

    Указать признаки:

а) постоянные :

простое/составное,

количественное/порядковое

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

б) непостоянные :

число и род (если есть);

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Устный разбор

    Двое - имя числительное. Слово обозначает количество - товарищей (сколько?) - двое;

    Начальная форма - двое;

    Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

    Ждали (кто?) двое товарищей - в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Письменный разбор

Во дворе меня ждали двое товарищей.

    Двое - числ., товарищей - (сколько?) - двое;

    Н.ф. - двое;

    Прост., собират.,

4. Ждали (кто?) двое товарищей - часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

  • Особенности подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе

Морфологический разбор местоимения

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму местоимения - для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

    Указать признаки:

а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Устный разбор

    Тебе - местоимение. Указывает на предмет - позвоню (кому?) тебе.

    Начальная форма - ты.

    Из постоянных признаков - личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных - местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

    Позвоню (кому?) тебе - в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Письменный разбор

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

    Тебе - местоим., позвоню (кому?) тебе;

в ед.ч., Д.п.;

4. Позвоню (кому?) тебе - дополнение.

Рабочая тетрадь является дополнением к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс». Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включён в Федеральный перечень. Пособие содержит задания для организации коллективной и самостоятельной работы.

Морфологический разбор глагола

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму глагола - для этого поставить глагол в неопределённую форму.

    Установить признаки:

а) постоянные :

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

б) непостоянные :

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Устный разбор

    Усиливался - глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

    Начальная (неопределённая) форма - усиливаться;

    1-ое спряжение;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался - в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Письменный разбор

Снег усиливался с каждой минутой.

    Усиливался - глаг., снег (что делал?) усиливался;

    Н.ф. - усиливаться;

    I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

    Снег (что делал?) усиливался - сказуемое.

Морфологический разбор наречия

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Морфологические признаки (неизменяемость).

    Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Устный разбор

    Быстро - наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

    Неизменяемое слово.

    Читала (как?) быстро - в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

Письменный разбор

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

    Быстро - нареч., читала (как?) быстро;

    Признак действия, неизм.;

Читала (как?) быстро - обстоятельство.