Проблема природы и людей в повести пожар. Нравственные проблемы повести В

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?Григорий Распутин, известный «приближенец» последней царской семьи Романовых, родился в 1865 году в Иркутской области, хотя этот год рождения «великого старца», как его назовут в будущем, весьма сомнителен. В некоторых источниках эта дата варьируется с 1865 по 1971 год. К слову, Григорий Ефимович специально «наводил туман» по поводу своего возраста, дабы получить больший авторитет в глазах окружающих. Будучи юношей, Распутин часто болел, поэтому ради исцеления совершил паломничество в один из монастырей Свердловской области, где и увлекся религией. Распутин пожар анализ Кроме того, Григорий Ефимович побывал в Греции, Иерусалиме, общался с монахами и другими духовными людьми. В странствиях Распутин встречает свою будущую супругу Прасковью Дубровину, такую же странницу, как и Григорий. В 1890 году состоится свадьба, в браке Прасковья Федотовна подарит Распутину двух дочерей (Варвару и Матрену) и сына Димитрия.

В 1904 году Григорий Распутин переезжает в Петербург, где быстро приобрёл славу «божьего человека». Но пройдет еще пара лет, пока Григорий не «проявится» на фоне многочисленных юродивых и блаженных, обитающих в Петербурге.

Знакомство с Николаем II датируется 1905 годом, хотя императрица познакомилась с Распутиным намного раньше.

1907 год начинается с судебного разбирательства, главным фигурантом выступает Григорий Ефимович, на которого еще в 1903 году был написан донос, обвиняющий «старца» в лжеучениях.

Достаточно критично в Распутину относились и представители духовенства. Более того, в 1911 году по инициативе епископа Феофана, Александре Федоровне, жене императора, было официально объявлено порицание всяческих связей с Распутиным. А к концу 1911 года, учинив драку с епископом Гермогеном, Григорий Ефимович добровольно покидает столицу, отправившись в Иерусалим.

Вернувшись из паломничества, Распутин поселяется в с. Покровском, где в 1914 году на него было совершено покушение. Распутин пожар анализ В ходе расследования Григорий выразил свои подозрения в адрес иеромонаха Илиодора, но доказать свои предположения он не смог.

В декабре 1916 года Распутина жестоко убивают. Попытки злоумышленников отравить и застрелить «старца» были тщетны, но, выбравшись из подвала, где ему была уготована могила, Григорий Ефимович был настигнут убийцами, которые его и утопили в реке.

Расследованием пропажи Распутина занимался Васильев А.Т., чиновник судебного ведомства, который раскрыл преступление за два дня.

Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.

Повесть «Пожар» опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матерой». Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: «как в могиле». Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое.

Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл «Урал», сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке.

Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят.

Он «неуютный и неопрятный», грязь намешивалась техникой «до черно-сметанной пены». Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца. »Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!

» - горячится в споре Иван Петрович. Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт «лишних», равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

люди разбрелись всяк по себе еще раньше…» Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад «общего и слаженного существования». За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность.

Что «было не положено, не принято, стало положено и принято. В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, переживает за упадок нравов.

И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: «Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх!

Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!» Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая.

В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича «будто вынесло, наконец, на верную дорогу». Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Валентина Распутина. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью.

Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как « » (1970), «Деньги для Марии» (1967), «Вверх и вниз по течению». Однако Распутина интересует не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. Автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми.

«Горит село, горит родное…» Эти строки, взятые из народной песни, являются эпиграфом к произведению В. Распутина. Пожары издавна на Руси были привычным делом.

Дома-то стояли деревянные, вот иногда и выгорало по полдеревни. И сейчас пожары случаются часто, вроде бы они обычное явление. Зачем же писать об этом? Возможно, что-то особенное заинтересовало Распутина?

А возможно, пожар — просто повод к размышлению о жизни. Герои писателя — коренные сибиряки. Главная проблема, которая волнует лучших из них и автора, нравственная: веками накопленный опыт, точки его соприкосновения с тем новым, что пришло сегодня, взаимодействие старого и нового, приобретения и потери. Эта повесть — разговор по душам о том, что болит сегодня и что можно и необходимо сделать нам немедленно.

Одной из композиционных особенностей является то, что свои мысли о прошлом и настоящем, о нравственных и экономических проблемах В. Распутин вкладывает в уста главного героя — ветерана войны и труда шофера Егорова. Иван Петрович видит, что пламя охватывает не только строения, оно выжигает души людей, оставляя пустоту и чернь. Егоров уверен в правоте своих взглядов, не зря автор подбирает для него основательные, весомые слова: «Правда — это река, ложе которой выстелено твердым камнем…

Правда проистекает из самой природы… поправить ее нельзя». Валентин Распутин, рассказывая о происходящих событиях, часто обращается к воспоминаниям.

И не может понять его герой, почему в затопленной деревне Егоровке все жители были рачительными, бережливыми хозяевами, добросовестными работниками, любящими свою землю, твердо стоящими на ногах. Может, потому, что это был их дом, их земля, которую завещали им предки. И отношения между людьми были чуткими, справедливыми и доверительными. И стояло бы это село, если бы…

Если бы не уничтожили, не затопили старую деревню, если бы не приехали «архаровцы» — безответственные люди, не имеющие дома и семьи, твердых моральных убеждений. Их цель — заработать деньги и весело пожить. С появлением новых безалаберных жителей, руководствующихся принципом «не свое — не жалко», меняются и облик деревни, и психология людей. Привычную честность, «совестливость, отношение к труду как к святому призванию» стали называть архаизмом, а то, что было позором и грехом, — считать «за доблесть и ловкость».

Легкая и бездумная жизнь приводит к воровству и пьянству. Происходит переосмысление нравственных ценностей: сосновцы косо смотрят на всякого, кто по старинке «качает права и говорит о совести». «Архаровцы» угрозами держат в подчинении весь поселок.

Люди разбрелись, всяк живет сам по себе. Страшно то, что Афоня Бронников, говоря: «Я работаю честно, живу честно…», продолжает: «…

и хватит». На остальных ему наплевать. А Иван Петрович хочет и сам жить честно, и чтобы так жили другие. С чего же начался в Сосновке этот нравственный разлад?

Сосновка — временное пристанище, неуютное и неопрятное. Бесперспективность работы порождает неуверенность в завтрашнем дне, хищническое отношение к природе, развращает жителей. Кроме того, бывшие хлеборобы заняты несвойственным им делом: корчуют, валят лес. Уничтожают, а не созидают!

Деревья вырубают варварски и безжалостно, не оставляя ни подрост, ни молодняк. У всех на первом месте план и заработок. «Несворачиваемая правда», по мысли Егорова, состоит в том, что бесхозяйственная вырубка леса повлечет тяжелые экономические последствия: обмелеет река, начнется заболачивание местности.

Лес — это не только деревья, это грибы, ягоды, орехи, дичь и пушнина, чистый воздух. «План!? — возмущается Иван Петрович.

— Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а и на души!» Выросший среди русской природы, Валентин Распутин умеет ценить ее красоту, ее своеобразие. Желая приблизить читателя к истокам родной речи, он мастерски использует диалектные выражения: «вечер мякотный, тихий», «как растеплило днем, так и не поджало» к вечеру, — читаешь это и чувствуешь себя жителем поселка. …И случился в Сосновке пожар.

Село строили наспех, кое-как, о средствах тушения пожара не думали. И оказалось, что в критической ситуации людей организовать некому, а отдельным лицам даже выгодно, чтобы сгорели склады. На мой взгляд, пожар высветил социальную и нравственную разобщенность жителей.

Автор делит своих героев на «архаровцев» — приезжих и на «законников» — коренных сосновцев. Немало тех, кто отстаивает государственное имущество до конца: Афоня Бронников, Семен Кольцов — «надежный человек», Борис Тимофеевич Водников — мужик свой», дядя Миша Хампо. Все они идут в огонь, как в атаку.

Но есть и те, кто пришел просто «погреть руки». «Архаровцы» вроде работают азартно, «вдохновенно», но работают там, где можно поживиться. Пьяные, поддавшись общему порыву, они ведут себя почти героически.

Но это продолжается недолго: одни спят, другие, не скрываясь, воруют водку, валенки — все, что можно, убивают Хампо. Дядя Миша погибает, спасая добро, а Соня умирает как мародер и убийца. Пожар — итог общего неблагополучия: горят старые порядки, горят души честных тружеников, кому дорога родная земля.

Но не только это страшно. Я думаю, страшно и то, что все это приводит к душевной усталости и беспорядку «внутри себя». «Страшное разорение» чувствует Иван Петрович, «будто прошла в нем иноземная рать», вытоптала все, оставила лишь куски от того, что раньше было устоявшейся жизнью. От этой неустроенности и решает он уехать из поселка.

«Чтобы чувствовать себя «сносно», нужно быть дома», — рассуждает главный герой. Дома — в себе, в своем внутреннем хозяйстве, дома — в избе, квартире, дома — на родной земле. Имея эти три «дома» , человек обретает уверенность в жизни, «твердь под ногами » , глубоко пускает корни, бережет и украшает землю, на которой он живет. По мысли В.

Распутина, пожар — это не только стихийное бедствие, это и предупреждение. Подумайте, люди! Надо ли разорять родной край, уничтожать старое, нарушать законы общества и природы, чтобы создать новое?!

В конце повести главный герой задает вопрос: «Что делать будем?» — и слышит ответ Афони: «Жить будем…» Валентин Распутин заканчивает повествование на оптимистической ноте, оставляя читателям надежду на изменения к лучшему.

А чтобы эти изменения произошли, человеку необходимы «… дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Филинова Елена Святославовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением

английского языка»

г. Сосновый Бор Ленинградской области

Класс: 11

Тема урока: « Что ты есть, молчаливая наша земля?» (по повести В.Г. Распутина «Пожар»)

Цели урока:

Познакомить с творчеством В. Г. Распутина (на примере рассказа «Пожар») и художественным своеобразием поэтического и духовного мира писателя

Задачи:

Образовательные:

    Содействовать развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать художественное произведение;

    совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

    приобщать учащихся к исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме;

Развивающие:

    активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

    развитие речи учащихся, создание условия для реализации творческого потенциала ученика;

    формировать навыки самооценки.

Воспитательные:

    воспитывать интерес к творчеству В. Распутина, любовь к природе;

    создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;

    способствовать нравственному воспитанию учеников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с презентацией, Толковый словарь русского языка И.С. Ожегова –М., 1990

Ход урока

1.Слово учителя

Дочитав до конца повесть В.Г. Распутина «Пожар», я закрыла последнюю страницу и задумалась над властью слова. Благодаря книге мы узнали мысли мастера. Его тревога и боль за судьбу русского человека и земли, на которой мы живём, передались и мне, читательнице. Я подумала о том, какое счастье, что в наши дни есть такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как Валентин Распутин. Повесть «Пожар» была впервые опубликована в журнале «Наш современник» (1985. № 7) и удостоена Государственной премии СССР.

Обращение к эпиграфу, постановка цели и задач урока (Слайд 1-2): Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование.

Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих.

Валентин Распутин

2.Обсуждение книги

Как вы думаете, почему взяты именно эти слова к нашему уроку?

Какие мысли и чувства вызвала у вас книга? (Обмен впечатлениями.)

К какой повести В.Распутина близко данное произведение и почему? Перечислите сходства.

("Здесь прежде всего надо вспомнить «Прощание с Матёрой» (1976), - отвечает писатель. - Я сам из «утопленников» - так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду. Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были - лес рубить. Сама жизнь заставила писать продолжение «Матёры». Сказав «а», следовало говорить «б». С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов - всё тревожней за человека... Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском”)

Как видим, здесь переплетаются биография и творчество, конкретные реалии и художественные образы. Это характерно для Распутина. В «Пожаре» мы встречаем наживающуюся на беде Клавку Стригунову, которая прятала в карманы маленькие коробочки, "уж точно не с утюгами”, она и с Матёры бежала первой. Немой, наделённый богатырской силой, дядя Миша Хампо удивительно напоминает старого Богодула, да и сама Сосновка, в которой происходит действие, - тот самый новый посёлок, в который переезжали обитатели Матёры.

Обратим внимание на название повести. (Слайд 3)

Что такое пожар? Какие ассоциации у вас вызывает слово пожар? (Уничтожение, превращение в пепел; страх, боль, обгорелые вещи, огонь, плачь и т.д.) Во время работы учащихся звучит Антонио Вивальди «Танго смерти»

Словарная работа. Найти в словарях слово «пожар» и записать словарную статью в тетради.

(Слайд 4): . ПОЖАР – сильное пламя, охватывающее и уничтожающее всё, что может гореть, создающее опасность для жизни людей, а также само горение, уничтожение чего- либо огнём. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)

Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.

Давайте зачитаем этот эпизод (карточки с текстом у каждого ученика на парте). (Слайд 5)

Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.

- Пожар в Сосновке: случайность или поджог? (Безответственность, бесхозяйственность)

Докажите словами из текста. Вероятно, поджог (Глава 3). Загорелись орсовские склады в самом "удобном” месте, чтобы "сгореть без остатка”, и горят к тому же именно в тот удачный момент, когда непосредственно отвечающие за их сохранность пребывают в отъезде. Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.

- Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом?

Вспомните горящие избы в «Прощании с Матёрой», состояние Дарьи, её горе. Только совсем уж жестокий и нравственно отупевший человек (такой, как Петруха), которого ничем нельзя пронять, способен радоваться пожару.

- Каково душевное состояние центрального персонажа повести, Ивана Петровича, накануне трагедии? (Глава 1).

Силы на исходе, "край да и только”, не несут ноги, работа в тягость, усталость, желание покоя, бесконечной ночи, ничего не хотелось, как в могиле. И когда услышал крики о пожаре, до того было "муторно и угарно на душе”, что почудилось, будто крики идут из него.

- Почему для Ивана Петровича жизнь стала тяжёлой? (Слайд 6,7)

Из-за конфликта с архаровцами, сезонными работниками леспромхоза. В толковом словаре читаем: "Архаровец - буян, озорник, беспутный человек”. После публикации «Пожара» это слово вошло в обиход - как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь бы мне было хорошо, за это "хорошо” я со всеми сделаю что угодно. Архаровцев в повести несколько - от предводителя Сашки Девятого до Сони. Обратимся к тексту книги.

- Кто в Сосновке хозяин?

Хорошего хозяина в посёлке не было. Был этот посёлок "неуютный и неопрятный, и не городского, и не деревенского, а бивуачного типа (бивуак - стоянка войск или участников похода вне населённого пункта для ночлега и отдыха), "словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании - когда же последует команда двигаться дальше, и потому - не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать” (Глава 4). Всё тут напоминало временное пристанище - и разбитые техникой улицы, и грязь, и клуб в общественной бане. Не смогли люди, привыкшие к хлеборобскому постоянному, на одном месте делу, прижиться в новом посёлке. Но это ещё полбеды. Беда в том, что стали приспосабливаться, перенимать худшее. Да и было у кого: в леспромхоз приехали за "длинным рублём” шабашники, люди без кола, без двора, так - перекати-поле. Началось пьянство, воровство, убийства.

- Почему архаровцы взяли верх над сосновцами?

Архаровцы "явились в посёлок как организованная в одно сила, со своими законами и старшинством. Пробовали разбить их - не получилось” (Глава 13). Сосновцы же были разобщены: "люди разбрелись всяк по себе ещё раньше, и архаровцы лишь подобрали то, что валялось без употребления”. Архаровцы - сила там, где "шкура” дороже души, а душа то ли заснула, то ли отмерла. Они - порождение социалистической системы, где на первом месте было сиюминутное. В данном случае план лесозаготовок. Вспомните, как вырубали лес. Торопились, делая план, тракторами и машинами уничтожали молодую поросль. Мало кто думал о том, что после такой вырубки несколько лет не будут расти деревья. Всюду зияют пустоты, тайга как лысая голова. После нас хоть потоп. Основное мерило ценностей - рубль.

- Как относились архаровцы к тем, кто пытался им противостоять?

У лесничего, оштрафовавшего леспромхоз за высокие пни, в результате чего архаровцам задержали зарплату, они украли кобылу и убили (Глава 9). Ивану Петровичу Егорову, который возмущался плохой работой шабашников, то песок в двигатель насыплют, то изрежут шланг, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьёт его. Зовут его архаровцы "гражданин законник” не зря. Он один переживает за судьбу своей земли, сам живёт и работает по совести и от других требует того же. Другие сосновцы отказались от борьбы. И не столько архаровцев винил Егоров, пытавшийся понять, что происходит, сколько своих односельчан, - почему смирились, поддались. "Иван Петрович исступлённо размышлял: свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято - стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть” (Глава 9). Помните, начальник лично везёт водку в тайгу шабашникам, чтобы те не бросили работу. Уступка за уступкой, и вот архаровцы - сила. Внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады.

- Кто тушил пожар, а кто как бы тушил, а больше помогал пожару, находя в нём удовольствие и свою корысть?

Тушили Иван Петрович, его приятель по Егоровке Афоня Бронников, тракторист Семён Кольцов, Алёна Егорова и ещё несколько сельчан. Остальные помогали пожару. Огонь пожара высветил всё отвратительное в людях. Воровали спасённое от огня добро не только архаровцы, но и свои, местные. Одурманенные водкой шабашники с вдохновением ломали запоры, "эта работёнка была по ним”. Почему такое могло случиться? Трагический случай помог Ивану Петровичу понять это и сделать вывод. "Сбежался едва не весь посёлок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твёрдую силу, способную остановить огонь”.

- Почему среди обитателей Сосновки наиболее запомнилась Алёна, жена Ивана Петровича?

Для автора, как и для Егорова, в этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Она сумела прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. Она не говорит, а делает. "Алёна для Ивана Петровича была больше, чем жена. В этой маленькой расторопной фигуре, как во всеединой троице, сошлось всё, чем может быть женщина”. То есть - личностью, женой, матерью, другом, хозяйкой: "Она засохла бы на корню, если бы не над кем было ей хлопотать и кружить” (главы 6, 14).

- К какому выводу приходит писатель, размышляя о том, что нужно человеку для счастья? (Слайд 8-9)

"Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом” (Глава 16 ).

- Как вы поняли смысл финала повести? (Слайд 10)

После пожара Егоров идёт в лес, чтобы, оставшись наедине с природой, разобраться в себе. Валентин Распутин не пишет о том, уедет ли герой к сыну в Хабаровский край или останется в Сосновке. Герой чувствовал, как "легко, освобождённо и ровно шагалось ему… будто вынесло его наконец на верную дорогу”. Случай с пожаром показал, что сама земля уже в агонии, она переполнена страданиями. И если не будет у неё защитника, то погибнет она, а вместе с ней и всё человечество. "Никакая земля не бывает безродной”. "Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?” - этими словами заканчивается повесть, похожая на самый болезненный вопрос, который задаёт сама жизнь.

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)

Слово учителя: Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.

Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия? (Различные варианты ответов)

Написанная двадцать лет назад повесть В.Распутина «Пожар» о нас, сегодняшних людях. Работящих и ленивых, отзывчивых и равнодушных, скромных и наглых, хозяйственных и безалаберных. Книга заставляет внимательнее вглядеться в окружающих людей и заглянуть в собственное "я”.

Домашнее задание (Слайд 11): попробуйте сформулировать проблему, поставленную В. Распутиным в повести «Пожар», напишите сочинение.

Используемая литература:

1. Газета издательского дома "Первое сентября». - 2006. - № 9

Тема: Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения:

словесные (эвристическая беседа),

наглядные (презентация),

проблемный.

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.

Цели урока:

На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.

Разграничить понятия бездушный и бездуховный.

Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”.

Практика работы со словарными статьями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).

2. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

Дочитав до конца повесть В.Г. Распутина «Пожар», я закрыла последнюю страницу и задумалась над властью слова. Благодаря книге мы узнали мысли мастера. Его тревога и боль за судьбу человека и земли, на которой мы живём, передались и мне, читательнице. И я подумала о том, какое счастье, что были такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как Валентин Распутин. Жаль, что 15 марта 2015 года его не стало. Какое счастье читать его книги - глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. Книги писателя - не развлечение, это - шок, потрясение. Книги писателя - зеркало, в котором отражается наша жизнь и мы, такие, как есть.

Презентация учащихся о жизни и творчестве В. Распутина.

Слово учителя:

Валентин Распутин любил свою Родину. Он не представлял себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца, без любимой Ангары, без её красивейших закатов и рассветов. Всю свою сознательную жизнь Распутин вел борьбу за сохранение неповторимой красоты Байкала.

Слайд: «Горит село, горит родное…»

Эти слова из народной песни взял писатель эпиграфом к своему произведению. Пожары издавна были на Руси привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни, а то и вся деревня. И сейчас пожары случаются часто. Но у Распутина пожар – это повод к размышлению о наболевшем.

Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом? Не дай Бог видеть это страшное зрелище, особенно когда ничего уже нельзя поделать. Огонь пожирает всё. Что годами и десятилетиями было близким, дорогим, памятным.

Сообщения учащихся об истории создания произведения, о герое повести.

Повесть «Пожар» вышла из повести «Прощание с Матёрой». Не было бы порыва переделать природу, что повлекло за собой гибель острова – не возникло бы беспощадной вырубки леса, превратившей берега Ангары в огромную свалку гниющих деревьев. Одно влечёт за собой другое.

Впрочем, вот как сказал в одном интервью сам Валентин Распутин.

Как создавалась повесть? Как вы нашли своего героя – Ивана Петровича?

«Здесь прежде всего надо вспомнить повесть «Прощание с Матёрой». Я сам из утопленников, так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни ушли под воду от строительства гигантских плотин. Не миновала этой судьбы и моя Аталанка, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни другое занятие. А занятия были – лес рубить. Сама жизнь заставила писать продолжение «Матёры». Сказав «а», следовало говорить «б».

Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков… И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был, только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском»

Учитель - Каков сюжет произведения?

Сюжет прост. В посёлке Сосновка на берегу Ангары в одну ночь дотла сгорели продовольственный и промтоварный склады. Эта повесть и том, как гибли в огне, растаскивались, а то и просто затаптывались в грязь многие и многие ценности, о которых жители посёлка до пожара и не знали, - а ведь именно для них, для удовлетворения их нужд и были сооружены эти орсовские склады, заботой о лесозаготовителях оправдывало местное начальство их существование в Сосновке, упорно сопротивляясь переводу базы в райцентр. И о том, как погибли – не в огне, около огня – два совсем разных человека: добровольный рачитель народного добра, парализованный с детства старик дядя Миша Хампо, и «лёгкий человек» с женским именем Соня, мародёр не только на пожаре, но по внутренней убеждённости, - кажется, сама смерть соединила их в страшном объятии…

Вопрос о смысле жизни, о роли и месте человека среди людей звучит на протяжении всей повести, и встал он перед её главным героем, Иваном Петровичем Егоровым, задолго до этой ночи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Валентина Распутина “Пожар”. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.

В качества эпиграфа к нашему уроку сегодня я выбрала слова самого автора повести “Пожар” Валентина Распутина.

(эпиграф появляется на слайде 1)

Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. (В. Распутин)

Перепишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.

Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ?

(Могут быть различные варианты ответов.)

Слово учителя:

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать толкование понятиям.

Скажите, где можно найти определение данных слов?

(В толковом словаре.)

Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.

Задание 2-м ученикам:

Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.

Задание классу:

Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.

Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.

Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.

Бездушный –

1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.

2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.

Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности?

(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим.)

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”. (слайд 1)

Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.

Вопрос открывается на доске.

Запишите тему урока

Тема человеческой души в повести В. Распутина “Пожар”.

3. Основная часть.

I. Современная литература.

Слово учителя:

Повесть Валентина Распутина “Пожар” была написана в 1985 году. В это время советских авторов наиболее интересовал духовный кризис современной России. Писатели уже в то время ощущали трагическую атмосферу бездуховности в обществе. Перед ними стояли извечные российские вопросы:

Что с нами происходит? (Поставил Шукшин.)

Что делать?

Кто виноват?

Если на первый и второй вопросы писатели пытались дать ответы, то на третий ответа серьезного нет.

Отвечая на первый вопрос, авторы показывали негативные примеры из жизни, состояние современного для них советского общества. Размышления над этим вопросом, то есть прямые размышления автора или его героя о злободневных проблемах жизни, придают произведениям публицистическую окраску. Зачастую автор напрямую беседовал с читателем.

Также в современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.

Все это прослеживается и в повести “Пожар”.

II. Работа с текстом.

Обратим внимание на название повести.

Что такое пожар?

(Уничтожение, превращение в пепел.)

Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.

Давайте зачитаем этот эпизод. (Либо текст, либо карточки с текстом).

“Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.

Что стало причиной пожара?

(Безответственность, бесхозяйственность.)

Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.

Люди теряют человеческий облик, а главное, что эти люди – деревенские жители, люди земли.

Обратим внимание на главного героя повести. Кто он? Что вы узнали о нем?

1 ученик. Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни Егоровки. Оттуда уходил на фронт, там женился и растил троих детей. Их село затопили, а жителей переселили в Сосновку

“Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании – когда же последует команда двигаться дальше, и потому – не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с жилым становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это – все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься. И, слыша по ночам работу электростанции, круглосуточно постукивающей машины, чудилось Ивану Петровичу, что это поселок, не глуша мотора, держит себя в постоянной готовности”.

Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые слова.

(Неуютный, неприятный, кочевники, временность, ожидание и т. д.)

2 ученик. Теперь у героя не было дома, места на земле, а лишь временное жилье. Жители Сосновки чувствуют себя гостями, у них чемоданное настроение. Изменилась и психология: землю не обихаживают, не берегут. Появилось отчуждение между людьми.

Поселок разорен, улицы разбиты, тайгу изуродовали: подлесок уничтожен техникой (нет будущего). Уничтожают люди и сами себя:

“…недавно директор школы Юрий Андреевич… взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью – это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая. Иван Петрович ахнул, когда услышал: вот те и мирное время!”

Каково душевное состояние центрального персонажа повести, Ивана Петровича, накануне трагедии? (Глава 1).

Силы на исходе, "край да и только”, не несут ноги, работа в тягость, усталость, желание покоя, бесконечной ночи, ничего не хотелось, как в могиле. И когда услышал крики о пожаре, до того было "муторно и угарно на душе”, что почудилось, будто крики идут из него.

Почему для Ивана Петровича жизнь стала тяжёлой? (Слайд 6,7)

Из-за конфликта с архаровцами, сезонными работниками леспромхоза.

Учитель. Живут в поселке и архаровцы. Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:

1 уч. В толковом словаре читаем: "Архаровец - буян, озорник, беспутный человек”.

Учитель После публикации «Пожара» это слово вошло в обиход - как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь бы мне было хорошо, за это "хорошо” я со всеми сделаю что угодно. Архаровцев в повести несколько - от предводителя Сашки Девятого до Сони. Обратимся к тексту книги.

Они “явились сразу как организованная в одно сила со своими законами и старшинством”.

Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели такую власть?

1 уч. (Люди давно уже разбрелись каждый по себе. Никто не хочет видеть и понимать, что делается вокруг.)

Люди становятся бездушными или бездуховными?

(Бездушными.)

Учитель. На пожаре люди не столько спасают все, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они могут спасти жизнь

Распутин выводит свою формулу жизни.

Презентация. Слайд 2.

(Человеческая жизнь строится на доме и семье, работе, людях, земле.)

И если рухнет хоть одно из этих бревен, развалится вся жизнь.

Почему односельчане Егорова (то есть Россия 70-х годов, жизнь в Сосновке – это метафора) теряют свою душу?

5 уч. Нет чувства дома, бесприютность; оторвали от земли.

Но в современной человеческой жизни добро и зло перемешались. “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. В новом мире хороший человек – это не душевный, то есть тот, кто “способен чувствовать, как свое собственное, чужое страдание”, а тот, “кто не делает зла…и ничему не мешает.

Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете, почему?

(Не может смириться с бездушием.)

1 уч. Финал у повести открытый. Пожар потушили. Егоров хочет навсегда уехать. Разговорился с приятелем, а тот спрашивает: “На кого ты оставишь все это?” и герой отвечает, что, может, он и останется.

Но он уходит из Сосновки по лесной дороге. Идет человек, потерявший свой дом. Все перемешалось: добро и зло. Кажется, что он сейчас повернет и исчезнет навсегда.

И неизвестно, вернется ли он в поселок.

Скорее всего нет.

Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?

6 уч. Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.

4. Выводы.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.

Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия?

(Различные варианты ответов.)

5. Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.

Тема: В.П. Распутин. «Пожар»

1) Ввести учащихся в духовный и нравственный мир героев повести.

2) Формировать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности.

3)Познакомить учащихся с творческой манерой самобытного художника.

Выяснить те нравственные законы, определяющие отношение человека и мира, в котором он живет.

Оборудование:

Произведение В.П. Распутина, портрет художника.

Ход урока.

1.Слово учителя о В.П. Распутине.

2. Представление (презентация) книг В.П. Распутина. Заранее подготовленные учащиеся в течение 3-5 минут представляют книгу Распутина («Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «В ту же землю» и др.), дают краткую информацию:

a.можно краткий сюжет.

b.или пересказ самого интересного эпизода.

c.или просто о проблемах, поднятые в данном произведении.

Класс делится на 5 групп, у каждой своё задание (Можно и лучше дать задания заранее)

1.В чём заключается смысл названия повести? Почему на пожар сбежались все жители посёлка, но люди оказались бессильны перед стихией (выразительное чтение о поведение людей из 8, 15, 18 глав). Дайте оценку их поступкам.

2.Почему «Петрович» (Иван Петрович) каждый день вспоминает родную Егоровку, хотя уже 20 лет живёт в Сосновке? Чем Егоровка близка ему? А что привлекает его у сына в Сырниках? (главы 6,13,15)

3.Чем жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? С чего начался «разлад» Егорова с сосновцами и приезжими? Как он относится к работе, к людям и как люди относятся к своим обязанностям?

Две позиции: Егорова и Боронникова. Кто прав? (глава 4,9,13) (чтение или пересказ)

4.Почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой? В чем он видит «беспорядок внутри себя» и что приводит его навстречу кризису. (глава 11,13)

5.Нашел ли Иван Петрович выход из тупика? Его выжила родная Сосновка: убит дядя Хампо. Что это? Торжество зла? Как на этот вопрос отвечает автор? Сравните начало и финал повести. Что изменилось в настроениие Ивана Петровича и сосновцев? Какую философскую нагрузку несёт пейзаж?

Перед началом работы в группе ставлю главный вопрос повести:

«Мы почему, Иван, такие-то? - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре,- Почему мы такие нравственно разобщённые?»

Этот вопрос из повести есть начало поиска решения центральной проблемы. Итак, осмысливаем более частные вопросы:

Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь сбежался весь посёлок?

(читаем и анализируем текст: во-первых, потому что посёлок строили наспех, все средства тушения пожара негодны, во-вторых, пожар кому-то на руку, … но главное – пожар окончательно выявил, кто есть кто и высветил их гражданскую позицию: на пожаре совсем мало людей, которые спасают других, добро (это: пожилой Водников Б.Т., «отчаянная душа» Афоня, «человек надёжный» Семён, Хампо, Иван Петрович).

Учитель: Здесь же показаны те, кто пришёл на пожар «погреть руки». С первого взгляда «архаровцы» работают с азартом, но работают там, где можно поживиться (ведь горят склад, магазин) и до тех пор, пока не дошли до «наиходового товара». А потом уже и сами гибнут и убивают других «из-за цветных тряпок». Поэтому «пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят души честных тружеников, горят души пьяниц и бездельников.

С чего же в Сосновке начался нравственный разлад? Почему Иван Петрович вспоминает Егоровку? (Егоровцы жили по своим неписанным законам нравственности, и не было ни воров, ни пьяниц. Олицетворением нравственного духа является дядя Хампо, для которого один закон – «чужого не трожь». У всех егоровцев благородная привычка – труд.)

А чем же жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? (Беспорядок в Сосновке начинается с того, что нормой жизни здесь является воровство, люди живут без корней, временно, жизнь обретая на обмане…) Отсутствие забот о духовной пище, хищническое отношение к природе – всё это развращает людей, делает их безнравственными, приучает к лёгкой жизни.

Учитель: Автор предостерегает нас, что такая жизнь может привести нас к страшным потерям, которые сказываются на грядущих поколениях. Произошла переоценка нравственных ценностей: сосновцы смотрят косо на тех, кто твердит «о совести», другие (типа архаровцев) давят, притесняют тех, кто идёт против, устанавливают свои порядки!

А как получилось, что они завладели посёлком? (- А люди разбрелись всяк по своему, по одиночке…). Разобщённость, борьба в одиночку не даёт результатов. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло – в силу.

Мысли о том, почему и как это произошло не дают Ивану Петровичу покоя: наступил внутренний разлад. Выход из тупика автор видит в нравственном начале, нашедшем в повести своё конкретное воплощение в рассуждениях о четырёх порядках жизни:

В чувстве дома с семьёй

В чувстве общения с людьми

В чувстве работы

В чувстве отечества, земли, дома

И если это всё есть – человек счастлив.

Сосновка выжила своего лучшего представителя Ивана Петровича, убит Хамно. Что это? Торжество зла? Да нет же. Поставлен диагноз. Сосновка больна /людьми/. Просвечена пожаром, как рентгеном, теперь дело за лечением и исцелением. А оно будет. В этом все убедились на пожаре.

Как природа помогает понять идею повести? Пейзаж полон глубокого смысла: вначале земля в оцепенении, не верит в возрождение, то в конце «… и просыпалась земля».

Какие художественные особенности в повести (хочется подчеркнуть публицистический накал повествования, слияние авторского восприятия с оценкой героев: внутренние монологи автора неотделимы от голосов героев- всё это позволяет говорить об образе автора - нашего современника, гражданина).

Во имя чего написана повесть? (Зачитать финал: «Пожар, условно говоря …»). Эта повесть заставила нас задуматься о том, как мы живём, как следует жить ЧЕЛОВЕКУ. Спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, в том, чтобы передавать духовно-нравственные традиции из поколения в поколение, формировать позицию гражданина.

Добро и зло перемешались.
В. Распутин

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.
Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.
Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.
Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.
Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.
Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята - архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.
Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.
Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.
Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.
Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.
Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом...
Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”.
Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда повести Валентина Распутина.