Проблема формирование глобального (планетарного) мышления учащихся и подходы к ее решению. Центр "синтез" В

Необходимо максимально расширить круг общественных организаций, интересных людей, творческих дел, позволять ребятам общаться вне стен школы, знать все, что происходит в родном селе, какие люди живут, чем занимаются, чем увлекаются.

Третья проблема - взаимоотношения детей и родителей. Отдавая ребенка на целый день в школу, родители освобождаются от множества забот об образовании, режиме, здоровье, питании, безопасности школьников. А роль школы как связующего звена между детьми и родителями возрастает. Поэтому в школе полного дня необходимо организовать разнообразные совместные формы работы педагогов, родителей, детей, привлекать родителей к управлению школой.

Четвертая проблема - организация свободного образовательного пространства. В школе полного дня необходимо предусмотреть уголки или комнаты отдыха, свободное перемещение учащихся для занятий в библиотеке, музыкальной или спортивной школе.

Расписание учебных занятий во второй половине дня становится практически индивидуализированным. Оно должно быть удобно и отвечать образовательным интересам каждого отдельно взятого ученика.

Пятая проблема- профессионализм педагогов. Работа в школе полного дня требует изобретательности, творчества, постоянного общения с детьми, понимания их потребностей. Это высокий профессионализм и четкое взаимодействие всех организаторов образовательного процесса: учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и службы сопровождения. Это единство целей и постоянное совместное продвижение к их достижению. Любое

Смирнова Нина Григорьевна,

заместитель директора СОШ №1 имени Ю.А.Гагарина г. Гагарин Смоленская область

Школа планетарного мышления

В 170 км от Москвы есть городок, который прославил первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Здесь все напоминает о нем: улица, которая приведет к дому-музею; Дом космонавтов; музей Первого полета; площадь, где стоит памятник; школа, в которой учился Юра Гагарин и которая теперь носит его имя. Это школа №1. И коллектив школы старается всегда быть впереди. В школе работает 53 педагога, из них 24 бывших выпускника, которые бережно хранят и передают нынешним поколениям учеников дух той школы, ее непреклонный авторитет и традиции.

Более 45 лет работает мемориальный музей имени Ю.А.Гагарина, которому в 1976 году было присвоено звание «Школьный мемориальный музей».

педагогическое воздействие на ребенка не должно существовать само по себе, перегружать ребенка. Весь образовательный процесс должен быть построен по принципу взаимодополняемости и взаимопроникае-мости компонентов.

Отдельно хотелось бы остановиться на работе воспитателя в группе полного дня. Самый хороший вариант- это специально обученный педагог, выполняющий только функции организатора и координатора интересной и полезной деятельности детей во второй половине дня, имеющий позицию старшего друга, владеющий разнообразными приемами организации досуговой деятельности младшего школьника. Это, пожалуй, одна из самых острых проблем организации школы полного дня.

Безусловно, многие вопросы деятельности школы полного дня требуют серьезных материальных затрат. И школа такого типа возникает только в том случае, когда все структуры, заинтересованные в качественном образовании, рассматривают всю окружающую ребенка среду как образовательный ресурс, направленный на формирование будущего гражданина, культурного и грамотного человека.

Литература

1. Зверев А. О. Академия полного дня. Методические рекомендации по организации полного дня в соответствии с требованиями СанПиНов РФ.- М.: НИИ школьных технологий. 2006. - 127 с.

2. Тубелъский А.Н., Касаткина З.Н., Денисова В.Н. Образовательная деятельность в школе полного дня // Демократизация учебного процесса. 2006. №1.

В музее хранится Книга памяти, в которую занесены имена бывших учеников - Героев Советского Союза, имена Заслуженных учителей РСФСР и РФ, имена золотых и серебряных медалистов. Собран богатейший материал о прославленном космонавте Ю.А. Гагарине. В музее проводятся экскурсии на русском, английском, французском, немецком языках. Обучающиеся получают здесь первые музейные уроки, изучают историю школы, жизнь и деятельность первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина. За 45 лет музей посетили сотни делегаций, в том числе и иностранных. Многие летчики-космонавты России и зарубежные космонавты были гостями музея.

В фондах музея хранятся личные вещи Ю.А. Гагарина, письма, воспоминания учителей и друзей, многочисленные сувениры, коллекции значков, открыток, марок, книг, публикаций, фотографий, а также творческие работы учеников. Не одно поколение учеников выросло и прошло через школьный музей, получив заряд любви и преданности своей малой Родине.

С 1996 года на базе школьного музея во время Гагаринских чтений работает молодежная секция «Космонавтика и молодежь», инициаторами создания которой стали наши ребята. Учащиеся 9-11 классов принимают активное участие в работе секции и выступают с научными докладами, рефератами. Лучшие работы входят в сборник выступлений, прозвучавших на Гагаринских чтениях.

В такой форме работы с детьми нашел свое продолжение Клуб Интернациональной Дружбы, некогда активно работавший в нашей школе в течение 30 лет. Его история и история создания музея неразрывно связаны.

Мы принимаем в школе гостей из городов России и ближнего зарубежья: Нижнего Тагила, Омска, Королева, Ижевска, Челябинска, Рязани, Калуги, Саратова, Зеленодольска (Татарстан) и др. Не прекращается переписка с учащимися из средней школы №24 им. Ю.А. Гагарина г. Кишинева, из школы Лапмежциемса (Латвия).

Несколько лет назад школу посетила группа ребят из Британской школы в Брюсселе. Во время пребывания британских школьников были организованы экскурсии в школьном музее на английском языке, по городу, в музеи города и поездка в Звездный городок.

Все это время гости жили в семьях наших ребят, изучающих английский язык. Это далеко не простая работа, но она имеет успех и приносит плоды. Это заслуга всего коллектива школы: учителей, учащихся, родителей. Каждый, оставаясь самим собой, вносит свое личное - это и есть духовное взаимообогащение, единение людей вокруг общего дела.

С 2003 года интеллектуально одаренные учащиеся школы объединились в организацию «Юные лидеры России». Они принимают участие в международных молодежных интернет-программах, конкурсах и проектах, слетах, проводимых в США, Норвегии, Великобритании.

Много полезных дел было сделано на родине: совместные концерты для детей-сирот; сбор гуманитарной помощи для многодетных и малообеспеченных семей; экологические акции по очистке реки Гжать и др. В школе проводилась международная конференция «Дифференцированное обучение интеллектуально одаренных учащихся школ», в которой приняли участие юные лидеры.

С 1999 года в школе были созданы профильные классы. Мы стали искать пути сотрудничества с вузами. Определили для себя, что это должны быть вузы авиакосмической направленности. Заключили договоры с «МАТИ»-РГТУ имени К.Э.Циолковского и МАИ. И началась работа. Самое главное, что в школе к этому времени стал складываться коллектив единомышленников, который увлекла идея работы с мотивированными детьми.

Особенно плодотворным было сотрудничество с «МАТИ». Университет заинтересован в уровне

подготовки своих потенциальных абитуриентов. Преподаватели его проводят для учащихся школы лекционные занятия, консультации, промежуточное тестирование по специальным дисциплинам, таким как основы авиа- и ракетостроения, перспективные технологии и материалы, информационные и инновационные программы.

Школа мобилизует для работы на старшей ступени кадровые, организационные, материальные ресурсы. Учителя, работающие в 10-11 классах, не только способны вести преподавание предметов на профильном уровне, но принимают активное участие в учебноконсультационных совещаниях по разработке вариантов вступительных испытаний. Данный организационный и учебно-методический подход позволяет выпускникам профильного физико-математического класса успешно сдавать вступительные экзамены в университет и в дальнейшем реализовывать свои интересы и способности при обучении и профессиональной подготовке. В рамках системы профильного обучения школа предоставляет возможность обучающимся получить определенные знания и в других специальных областях.

Это гуманитарные классы, в которых изучаются как профильные такие предметы, как русский язык, литература, история, обществознание, которые ориентируют на выбор соответствующих профессий. Выпускники поступают на гуманитарные факультеты вузов, отделение «Правоведение и финансы» Гагаринского колледжа современных технологий, в Гагаринский педагогический колледж и другие учебные заведения.

Задачей обучения на третьей ступени школы является развитие научного и творческого мышления. Для осуществления этой задачи учителя работают через систему факультативов и групповых занятий по математике, русскому языку, литературе, химии и другим предметам. Важнейшим методом на последнем этапе является выполнение проектных работ - миниисследований, содержащих практическую часть. Защита проектов проходит в Дни науки, на конкурсах, во время проведения Гагаринских чтений на секции «Космонавтика и молодежь», засчитывается как сдача экзамена в 11 классе.

В настоящее время школа является конкурентоспособной в масштабах города и района, имеет свой привлекательный имидж. Несмотря на существенные трудности ввиду демографического кризиса в России в целом, школа осуществляет набор учащихся в первые классы в количестве не менее 75 человек. Многие выпускники приводят в свою школу детей, образуя многочисленные школьные «династии».

Коллектив школы имени Ю.А.Гагарина всегда был инициатором инновационных направлений: участвовал в эксперименте по программе «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, успешно внедрил систему Л.В.Занкова, сотрудничает с вузами авиакосмической направленности.

Именно эта работа вывела нас на новый этап, и мы подошли к Программе «Школа планетарного мышления».

В 2006-2007 учебном году школа стала победителем конкурса лучших инновационных образовательных учреждений и получила президентский гранд. Эта победа дала коллективу многое: 1) уверенность в том, что мы на правильном пути; 2) возможность расти и развиваться; 3) реализовывать программу развития «Школы планетарного мышления».

Программа «Школа планетарного мышления» разработана с целью создания образовательного учреждения нового типа, призванного осуществлять педагогическую деятельность на основе современных достижений в области педагогики, психологии, технологии и техники. Данная программа развития предполагает создание условий для обучения детей с целью воспитания граждан с высоким уровнем образования, планетарным мышлением, национальным самосознанием, при этом с сохранением их физического и психического здоровья.

Перед нами стоит стратегическая задача воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей.

Программа предусматривает развитие деятельности по следующим направлениям:

■ профильность обучения за счет совершенствования его содержания и структуры, использование информационных технологий в процессе обучения;

■ развитие здоровьесберегающих технологий как основы обучения учащихся в инновационном образовательном учреждении;

■ научно-методическая исследовательская деятельность;

■ развитие в школе единой информационной среды, призванной расширить имеющиеся возможности доступа к различным информационным базам и ресурсам Интернет-сети;

■ развитие единой системы дополнительного образования;

■ развитие системы управления образовательным учреждением.

В программном документе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» подчеркивается, что модернизация нашего общества предполагает становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы. Образование может и должно играть важнейшую роль в этом процессе. Поэтому система образования в современной России призвана формировать новые поколения, обладающие планетарным уровнем мышления, способные добиваться социальной, экономической и экологической гармонии в обществе, быть хранителями и распространителями общечеловеческих ценностей в условиях глобализации.

Планетарное мышление - это мышление, в котором равновесные целостности философских систем, религий, научных концепций, произведений искусства взаимно дополняют друг друга, рассматриваются исходя из планетарных масштабов и образуют единое мировоззрение (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров,

Н.К.Рерих и др.)

Согласно психолого-педагогическим позициям Д.Л.Андреева, Ш.А.Амонашвили, К.Н.Вентцеля, Б.Т.Лихачева, Б.Г.Корнетова, Е.Н.Спасской и других ученых, планетарное мышление может строиться только на духовной основе, в соответствии с принципами свободы, гуманизма, гармонии целей деятельности, объективности, историзма, дополнительности, синергетики, герменевтики, самоорганизации, самоуправления, самовоспитания. Названные исследователи отмечают, что суть планетарного мышления состоит в умении видеть мир как целостную систему и ощущать себя его самоценной системообразующей частью.

Педагоги и психологи Д.Майерс, А.В.Мудрик,

А.В.Хуторской, Л.Хьелл и другие отмечают, что переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы приобретения и распространения знаний становятся главными, обусловливает такие приоритеты в формировании планетарного мышления, как: развитие дистанционного образования и Интернет-образования, создание сети центров дистанционного обучения; поддержка вхождения подрастающего поколения в открытое информационное сообщество; развитие эколого-диалектической модели образования. Эти ученые подчеркивают, что человек с планетарным мышлением умеет подчинять свои интересы тем нормам поведения, которым необходимо следовать в целях сохранения и дальнейшего развития человеческого общества; является международно-ориентированной личностью, мыслящей в духе общечеловеческих ценностей, подготовленной к общению с представителями других народов.

Миссия человека, обладающего планетарным мышлением, согласно взглядам ученых прошлого и настоящего времени, необходимо предполагает ори-

ентацию выпускников образовательных заведений на готовность и способность:

Общими усилиями предотвращать военные и экологические катастрофы,

Разумно и по назначению пользоваться природными ресурсами,

Ограничивать безудержный рост потребления,

Наращивать творческий, интеллектуальный, культурный и технологический потенциал в гуманистически ориентированных реальных и виртуальных коммуникациях.

Для решения социальных и нравственных проблем в поле мультикультурного образования в современной России аксиоматичным стало положение о том, что в центре учебно-воспитательного процесса должно находиться своеобразие и неповторимость личности подрастающего человека как самоценной части творческого космоса (ноосферы). Поэтому свои профессиональные действия педагогам нужно соотносить с тем, в какой степени они способствуют антивикгимному холистическому развитию индивидуальности, ее космического самосознания. При таком подходе педагогические отношения в образовательных учреждениях можно строить лишь на основе духовного и эмоционального единства и сотрудничества детей и взрослых в поле микро (семья, группа сверстников, соседство, микросоциумы), мезо (регион, средства массовой коммуникации), макро (общество, государство) и мега (космос, планета, мир) факторов социализации.

Программа призвана осуществлять воспитание гражданина с планетарным мышлением, ориентированным на создание духовных и материальных условий в настоящем и сохранение гарантированного потенциала для обеспечения человечества в будущем, то есть воспитание человека, для которого «Земля - наш общий дом», где жизнь и благополучие каждого зависит от жизни и благополучия всех.

Сегодня учителя широко используют в работе современные образовательные технологии. Особенно школьников увлекла проектная технология, многие работают над проектами по биологии, химии, русскому языку, информатике, экологии. Старшеклассники подготовили проекты по истории школы «Дорога в космос начинается на Земле», «Заочная экскурсия по городу», «Памятные места города Гагарина». Ученики выпускают стенную газету «Школьный вестник». В школе существует НОШ (научное общество школьников).

Мы выбрали данное поле деятельности, потому что ноосфера - глобальное понятие, которое сфор-

На базе школы создана ноосферная лаборатория, которая объединяет работу учителей и учащихся. Деятельность в ней развивается по следующим секциям: «Человеки космос», «Человек-общество-мир», «Человек и биосфера», «Человек путешествует по миру».

мировалось на основе представлений о качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

Формирование планетарного мышления и сознания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности;

Выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место;

Дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах, перспективах их решения.

Учащимися подготовлены следующие проекты:

1. Секция «Космонавтика и молодежь» Гагаринских чтений - 2008 (темы выступлений «Экология и космос», «Гагарин и Терешкова. Они были первыми...» , «Влияние на экологию планеты выброса радиоактивных отходов в космос» , «На зов таинственного Марса» и др. 9 марта мы провели первый в области телемост с учениками и учителями школы имени

В.Терешковой г. Ярославля на тему «Космос и мы».

2. Исследовательские работы по краеведению «Комплексное исследование парка князя Голицына в с. Самуйлово», «Казанская церковь г. Гагарина», «А.Н.Тихонов - выдающийся русский математик», «Экологические проблемы реки Гжать», «Загрязнение г. Гагарина бытовыми отходами и влияние данного фактора на здоровье населения».

3. Исследовательские работы на темы «Гормоны, их роль в жизнедеятельности организма», «Пищевые добавки в продуктах», «Влияние солнечной деятельности на жизнь на Земле», «Наши биологические часы», «Влияние Луны на геологические и биологические процессы на Земле» и др.

В 2007 году 92% учителей школы закончили курсы повышения квалификации «Современные информационные технологии в профессиональной педагогической деятельности». Большинство из них используют ИКТ на уроках. Несомненно, это делает обучение эффективным, интересным, максимально приближенным к требованиям сегодняшнего дня.

Каждый педагог школы понимает: «Дорога в космос начинается на Земле». Конечно, это метафора. Но если ученику создать условия не только для учения, но и для развития, творчества, то он сможет выбрать правильную дорогу в жизни.

Школа - это живой и действующий организм, воплощение единства трех времен: прошлого, настоящего и будущего. И только при этих условиях она может жить и развиваться. Мы не забываем о прошлом, традициях, но стремимся всегда быть первыми.

(Экология – НАША первейшая планетарная ЗАДАЧА).

Девиз ПРОЕКТА:

Осознай, мой ДРУГ, ИСТИНЫ простые!

Мыслями, ДЕЛАМИ – свой СТАТУС утверждай,

Что ТЫ – ДИТЯ Создателя*, ТРУДАМИ подтверждай!

Разве благородно – полнить ряд КАЛЕК?

Будь НУЖНЫМ и МОГУЧИМ, как РЕКА Нурек!

Целебными РУКАМИ – ПЛАНЕТУ обнимай,

И новый ДЕНЬ – УЛЫБКОЙ да СЧАСТЬЕМ, награждай!

Создатель*, он же – Творец.

Творец происходит от слова ТВОРИТЬ, то есть ТРУДИТЬСЯ, СОЗДАВАТЬ, СОЗИДАТЬ.

Наш Создатель – вечный ТРУЖЕНИК.

Поэтому, всем нам, предначертано – следовать его ПРИМЕРУ.

Энергия планетарного МЫШЛЕНИЯ.

Состояние ЗДОРОВЬЯ нашей родной ПЛАНЕТЫ таково, что нам всем предстоит срочно меняться, чтобы остановить сползание к собственному закату.

Для того, чтобы увидеть масштабность происходящего, нам всем следует включить и активизировать своё дремлющее планетарное (космическое) МЫШЛЕНИЕ.

Человек – ДИТЯ Природы и, именно поэтому, для обеспечения своего присутствия ВНУТРИ Природы, ему предопределено – ЗНАТЬ природные закономерности и СЛЕДОВАТЬ им.

У каждого ЯВЛЕНИЯ есть свои ПРИЧИНЫ.

Для того, чтобы браться приводить к РАВНОВЕСИЮ жизнь окружающей Природы, сначала нужно увидеть ПЕРВОПРИЧИНЫ, приведшие к разбалансировке ВЗАИМОСВЯЗЕЙ.

Наше НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ – в наших РУКАХ.

Обоснование:

Почему у нас такие ТЕМПЫ экономического развития?

И каким ОБРАЗОМ нам следует измениться, чтобы преобразовать родную СТРАНУ и нашу ЖИЗНЬ?

Всестороннее развитие любой страны обеспечивается совокупным трудом её граждан.

Каков духовный и физический потенциал населения страны, ровно таковы и темпы развития государства.

Против очевидности этого факта сложно возражать.

Да и смысл в возражении отсутствует.

Очень важно совсем другое:

1). Где находятся глубинные ПРИЧИНЫ низких темпов развития?

2). Каким образом, возможно, обеспечивать высокие ТЕМПЫ развития экономики СТРАНЫ?

Первопричиной является сам ЧЕЛОВЕК.

К примеру, если ЧЕЛОВЕК употребляет спиртные напитки и свои МЫСЛИ выражает с помощью матерных СЛОВ, то от этого будут страдать его потомки вплоть до седьмого поколения.

Вот такова программа разрушения.

Каждый сомневающийся в этом, может проверить это по любой человеческой родословной.

Всевозможные «вредные привычки», включая и матерные выражения, приводят к отклонениям в природной программе на генном уровне.

В результате образуется шлейф разрушения, тянущийся до седьмого поколения.

В этом и состоит СУТЬ деградации.

Почему такое явление широко распространено?

Ответ находится в том, насколько велики наши ЗНАНИЯ.

Ведь от объёма ЗНАНИЙ напрямую зависит мировоззрение ЧЕЛОВЕКА и уровень его СОЗНАНИЯ.

Дело в том, что поведением ЧЕЛОВЕКА руководит его собственный уровень СОЗНАНИЯ.

Для прояснения СИТУАЦИИ:

Уровень СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА – это его прямые ЗНАНИЯ о Мироустройстве и о закономерностях, управляющих всеми МИРАМИ и ФОРМАМИ в Мироздании.

Человек, ведающий о ПРИЧИНАХ и СЛЕДСТВИЯХ Вселенского БЫТИЯ, знает своё предназначение и идёт по предопределённому МАРШРУТУ.

Поскольку в учебных учреждениях очень мало внимания уделяют изучению СУТИ Вселенского БЫТИЯ, то результатом этого является, почти всеобщая, невежественность.

Вот поэтому, 90 % населения Земли пребывают в состоянии спящего СОЗНАНИЯ (или мнимого бодрствования).

Чем меньше ЗНАНИЙ, тем предсказуемее поведение.

Человек, не знающий своего предназначения (для чего он воплотился на Земле), будет всё пробовать, особенно то, что запрещается.

Вот вам – вся МОРАЛЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ.

Отсутствие ЗНАНИЙ – это всеобщая БЕДА и великое напряжение для защитников МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ.

Человеку нужны ЗНАНИЯ.

Самый устойчивый ЧЕЛОВЕК – это знающий ЧЕЛОВЕК, поскольку он ВСЕГДА знает, что последует за любым его ДЕЙСТВИЕМ.

В чём отличие ЗНАНИЙ и СОЗНАНИЯ?

Знания в чистом виде – это информация.

Сознание ЧЕЛОВЕКА – это его ЗНАНИЯ, слитные с жизненным ПОТОКОМ и приобретаемым им жизненным ОПЫТОМ.

Жизненный ПОТОК – это предопределённая Божественная ДАННОСТЬ.

Считается, что ЧЕЛОВЕК на планете Земля – свободен в своём ВЫБОРЕ.

Эта свобода ВЫБОРА составляет 30 %.

А 70 % – это, обусловленный Мировыми ЗАКОНАМИ, жизненный ПОТОК.

То есть 70 % составляет ВОЛЯ Творца, а свободный выбор ЧЕЛОВЕКА составляет оставшиеся 30 % от всего объёма возможностей.

Существуют 2 способа развития ЖИЗНИ:

1). Путём СТРАДАНИЙ и

2). Путём ЗНАНИЙ.

Поскольку человечество в большинстве своём пребывает в состоянии спящего СОЗНАНИЯ, то этим и объясняются все те проблемы и сложности, (включая ЭКОЛОГИЮ), которые оно тщетно пытается преодолевать.

Поэтому, ближайшей ЗАДАЧЕЙ человечества является – закономерный переход на путь ЗНАНИЙ.

А именно, вот к этому ТРИЕДИНСТВУ:

1). К осознанию своего Божественного происхождения.

2). К осознанию своего ВЕЛИКОДУШИЯ, то есть стать ДОБРЫМ и всегда поступать ВЕЛИКОДУШНО (в соответствии со своей СУТЬЮ).

Человек – ЧАСТЬ Мировой ДУШИ.

А его физическое ТЕЛО – это «инструмент», при помощи которого ДУША реализует свои жизненные ПРОГРАММЫ.

3). К развитию своего речевого аппарата до совершенного владения СЛОВОМ.

Слово – это «инструмент» РАЗВИТИЯ и управления пространственной ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.

4). Переход к здоровому образу ЖИЗНИ.

5). К возращению ЕДИНСТВА с Природой.

6). К всеобщему обретению ЗНАНИЙ о пространственной СУТИ Вселенского БЫТИЯ.

4, 5 и 6 пункты являются логическим следствием, вытекающим из великой триединой ЗАДАЧИ человечества.

Истины ПРОСТЫЕ – осознай НАВЕК,

Здоровая ПЛАНЕТА – здоровый ЧЕЛОВЕК!

Существенные изменения КЛИМАТА за последние годы прямо указывают на то, что Природа нуждается в срочном оздоровлении.

Ведь НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ человечества напрямую зависит от состояния ЗДОРОВЬЯ экосистемы Земли.

Вот лишь несколько ФАКТОВ, говорящих о том, что нам всем нужно срочно меняться и приниматься за оздоровление окружающей Природы:

1). 40 миллионов лет назад количество кислорода в атмосфере было в 2 раза больше, чем сейчас.

Причём в последние десятилетия содержание кислорода в атмосфере снижается с УСКОРЕНИЕМ.

2). За последнюю четверть века количество углекислого газа в атмосфере возросло на 8 %.

То есть ВОЗДУХ становится, всё менее, пригоден для дыхания.

Больше всего страдают жители мегаполисов.

Результатом загрязнения окружающей среды, являются такие факторы, как вялость ЛЮДЕЙ, их быстрое старение и слабое МЫШЛЕНИЕ.

3). Из-за загрязнения ОКЕАНОВ в теле морских рыб накапливаются токсичные ВЕЩЕСТВА.

В частности, в тунце обнаружены 3 канцерогена, которые действуют разрушающе на иммунную систему ЧЕЛОВЕКА.

ВОЗ уже задумывается о запрете морских РЫБ к употреблению в ПИЩУ.

Небу ведомо, где находится ТОЧКА невозврата.

Да ведь, нам то, должно быть СТЫДНО за то, в каком состоянии пребывает наша РОДНАЯ Обитель.

Вот ПОЭТОМУ, первейшей ЗАДАЧЕЙ человечества является оздоровление ЭКОСИСТЕМЫ Земли.

От ЗДОРОВЬЯ планеты напрямую зависит наше ближайшее БУДУЩЕЕ, то есть наша возможность присутствовать и здравствовать на Земле.

Для того, чтобы правильно восстанавливать экологическое равновесие на ПЛАНЕТЕ, опять же нужны ЗНАНИЯ.

Получается, что лишь ЗНАНИЯ – способны обеспечивать сбережение окружающей Природы и самой ЖИЗНИ.

Самым первым ШАГОМ является – полное восстановление ЛЕСОВ на всей ПЛАНЕТЕ.

Тем самым, МЫ остановим ДВИЖЕНИЕ к своему ЗАКАТУ и станем расширять и углублять наши ПЕРСПЕКТИВЫ на ГРЯДУЩЕЕ.

Также требуется – повсеместное создание САДОВ и ЛЕСОПАРКОВ.

Все пустыри и овраги следует обращать на «службу» Природе и ЧЕЛОВЕКУ.

Постепенно заменять картофель – другими овощами, фруктами и ягодами.

Фрукты и ягоды многократно полезнее картофеля.

От картофеля страдают кровеносные сосуды, что приводит к угнетению организма и к ослаблению силы ВОЛИ самого ЧЕЛОВЕКА.

На месте картофельных полей следует закладывать САДЫ да овощные и ягодные плантации.

Для внутрисадовых работ переходить на электротранспорт.

Для зарядки аккумуляторов применять солнечные панели.

Для этого – строить навесы с крышами из солнечных панелей.

Под крышами навесов можно создавать сушильные и перерабатывающие цеха.

При творческом подходе да ещё с ДУШОЙ и ЛЮБОВЬЮ – возможно, превратить человеческую ЖИЗНЬ в удивительное и увлекательное ДЕЙСТВО, причём в содружестве с МАТУШКОЙ Природой.

Ведь человеческого великодушия, внимания и заботы ждут: ЛЕСА, все ВОДОЁМЫ и обширные Земные ПРОСТОРЫ, включая ПУСТЫНИ.

Все ФОРМЫ жизни – с надеждой смотрят на ЧЕЛОВЕКА и на его ПОВЕДЕНИЕ.

Вся наша синеокая ПЛАНЕТА рассчитывает на то, что Природа и ЧЕЛОВЕК – это единый РИТМ с одинаковым дыханием, сердцебиением и общей устремлённостью в сияющее БУДУЩЕЕ.

Наша родная ПЛАНЕТА – это живой ОРГАНИЗМ, рождающий многообразие ФОРМ жизни и обеспечивающий их РАЗВИТИЕ.

Планета Земля – это ЖИВАЯ проявленная Природа (при РОЖДЕНИИ или РОЖДАЮЩАЯ).

Результатом ОСОЗНАНИЯ этой ДАННОСТИ, является – ВСЕОБЩЕЕ торжество МИРА на ВСЕЙ нашей родной ПЛАНЕТЕ.

(((Как только ЧЕЛОВЕКУ – стало СТЫДНО за своё потребительское отношение ко ВСЕМУ окружающему и к самой ЖИЗНИ, с этого МОМЕНТА – его СОЗНАНИЕ – ПРОСНУЛОСЬ))).

Всего одной ФРАЗОЙ объясняется:

1). Что такое СОВЕСТЬ и

2). В чём состоит РАЗЛИЧИЕ между спящим и пробуждённым СОЗНАНИЕМ.

Эта ключевая МЫСЛЬ достойна того, чтобы её помещать – у ИЗГОЛОВЬЯ каждой КРОВАТИ и на каждой ДВЕРИ.

Для спящего СОЗНАНИЯ, все ПРАВИЛА, СОВЕСТЬ, МОРАЛЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ – это ПУСТОЙ звук.

Преодоление (решение) такой СИТУАЦИИ состоит в следующем:

В терпеливом повсеместном распространении ЗНАНИЙ о СУТИ Мироустройства (всеобщего БЫТИЯ), как единого ЭНЕРГОПОТОКА по имени ЖИЗНЬ.

Понимание закономерностей и всей СУТИ бытия, должно стать первейшим и, в то же время, ОБЫЧНЫМ всеобщим ЗНАНИЕМ.

1). Всем исследователям следует всегда ПОМНИТЬ, что все МИРЫ и ФОРМЫ жизни – это ЖИВЫЕ сущности.

2). Все СУЩИЕ, то есть ФОРМЫ жизни – РАВНЫ, в своём присутствии, в Мировом пространстве.

3). Динамическое РАВНОВЕСИЕ в Мироздании обеспечивается – взаимодействием всех ФОРМ жизни.

4). Развитие самой ЖИЗНИ обеспечивается – ВЗАИМОПОЛЕЗНОСТЬЮ всех СУЩНОСТЕЙ Мироздания.

5). В свою очередь, само Мироздание – это живая полнообъёмная СУЩНОСТЬ, представляющая собой – волновой ПОТОК развития (вечное течение ЖИЗНИ).

6). Преобладание духовного НАЧАЛА над материальным НАЧАЛОМ в 2 % (51 к 49), по всей видимости, обеспечивает ИМПУЛЬС движения и РАЗВИТИЯ («крутящий МОМЕНТ» жизненного ПОТОКА).

7). Бог ОТЕЦ (чувственный АСПЕКТ – «Бог есть ЛЮБОВЬ»), Бог СЫН (материальный АСПЕКТ) и объединяющий их – Бог ДУХ Святой (духовный АСПЕКТ).

Дух – это информация, то есть ЗНАНИЯ.

Для устойчивого НАСТОЯЩЕГО и уверенного БУДУЩЕГО, важно – всеобщее ПОНИМАНИЕ простой ИСТИНЫ:

Настоящее обеспечивается – ЛЮБОВЬЮ к ЖИЗНИ и к нашей МАТЕРИ по имени Природа.

Практически это выглядит достаточно ПРОСТО:

Следует прекращать сверлить живую ПЛАНЕТУ и переходить на возобновляемые вечные источники ЭНЕРГИИ.

Простая СУТЬ состоит в том, что МЫ сами являемся ЭНЕРГИЕЙ и, буквально плаваем, в ОКЕАНАХ, родственной нам, ЭНЕРГИИ.

Человек, ТЫ – СЫН Великого Творца.

Проснись ЧЕЛОВЕК, ТЫ – ЭНЕРГИЯ Мира,

Какова ж ещё, ТЫ ищешь КУМИРА?

Будь для Природы – ПОМОШНИКОМ, БРАТОМ,

Рад, в Просторах, ТЕБЕ – каждый АТОМ!

Великая ДУША, верши великие ТВОРЕНИЯ!

Центр "СИНТЕЗ"

В.И. ВЕРНАДСКИЙ и СОВРЕМЕННОЕ

ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

2. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

2.1. Организованность живого вещества и биосферы планеты.

2.2. Становление научной мысли как новой геологической силы.

2.3. Переход биосферы в ноосферу под действием Разума и труда человека.

3. Современные научные концепции и идеи В.И. Вернадского.

3.1. Развитие идей В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Автотрофность.

3.2. Планетоведение.

3.3. Структурные единицы ноосферы.

3.4. Неомобилизм и ико-додекаэдрическая модель структура Земли.

3.5. Новая теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

3.6. Этология.

3.7. Глобальная экология.

3.8. Человекознание.

3.9. Кибернетические науки.

3.10. Космонавтика.

3.11. Универсальный эволюционизм.

3.12. Синергетический анализ исторического развития.

3.13. Гуманистика и биоэтика.

3.14. Мыслящий универсум.

3.15. Парапсихология.

4. Общие выводы:

4.1. Классификация наук и процессы синтеза научного знания.

4.2. Переход к новой цивилизации сознательной эволюции и сотрудничества с Космосом.

1. Глобальные проблемы и ускорение культурного развития.

Становление единого планетарного мышления есть уникальное явление в истории человечества. Оно является следствием не только внутренних потребностей на современном этапе развития, но и следствием противоречия человек – природа, человек – духовный космос (информационная Вселенная). Внутренние и внешние процессы и противоречия развития человечества принимают мощь общепланетарного характера, входят в общественное сознание в форме глобальных проблем человечества. Выделяются следующие глобальные проблемы:энерготехническая (военная) катастрофа; экологический, продовольственный, демографический, топливно-энергетический кризисы; обеднение генофонда человечества и биосферы в целом; борьба с болезнями; освоение Мирового Океана и Космоса, преодо-ление отсталости развивающихся государств, национальные конфликты, рост преступности, наркомании.

Дефицит времени, выраженный в том, что кризисные явления нарастают быстрее, чем их научное понимание, требующее времени на проведение фундаментальных исследований, диктует необходимость ускорения культурного развития (Печчеи А), выработки общих стратегических подходов к решению глобальных проблем (Моисеев Н.Н.). Революционный сдвиг в культуре, изменение социально-по-литических и экономических отношений на принципах кооперации и сотрудничества, является единственным доступным средством выхода из глобального кризиса. Важнейшим моментом становления еди-ной культуры является распространение научного мышления (на что указывал В.И. Вернадский), соединение науки и гуманизма, выра-ботка планетарно-космического мышления с учетом своеобразия регионов и этносов, их населяющих, становление новых ценностных установок и подходов (прогресс морали), проникновение в Запад-ное мышление мировоззрений, выработанных на Востоке в течение тысячелетий, нового углубленного (духовного) понимания места человека в Космосе как Микрокосмоса, как сознательного сотрудника Космических сил.

2. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

20 век ознаменовался революцией в научном познании,когда чело-веку предстали три пласта реальности – мир космических просто-ров (мегамир), мир планетной жизни (макромир) и микромир мик-роскопической жизни и субатомных квантовых явлений. Изучение планетной жизни как целого было положено русским ученым-энцик-лопедистом В.И. Вернадским.

Можно выделить три пласта в творческом наследии Вернадского:

1) Организованность живого вещества и биосферы планеты;

2) Становление научного мышления как особого глобального явления в духовно-культурной деятельности человечества;

3) Учение о переходе биосферы в ноосферу под действием Разума (научной мысли социального человечества) и направляемого им труда (Казначеев, см. список литературы).

2.1. Организованность живого вещества и биосферы планеты.

Центральным является учение о Биосфере. Биосфера – это опреде-ленная концентрическая оболочка жизни, расположенная в земной коре (до 3 км), гидросфере, нижних слоях тропосферы. Биосфера имеет определенную организованность, занимает в строении планеты закономерное место. Организованность определяет движение всех ее мельчайших частиц (никогда ни одна из ее материальных или энергетических точек не возвращается в ту же точку в ходе времени). В значительной мере Биосфера обусловлена существова-нием в ней живого вещества, непрерывным его материально-энерге-тическим обменом с окружающей средой , размножением. Вернадский выделял 7 типов вещества в Биосфере. Резкие материально-энергетические и пространственно-временные отличия живого вещества от косного сведены в 16 пунктов.

Основные отличия следующие:

Способность к неограниченному размножению - накопление и рост свободной энергии в Биосфере;

Биогенные отложения былых биосфер (почти все горные породы и полезные ископаемые);

Ускорение биогенной миграции атомов в земной коре, накопление в ней атомов тяжелых металлов, в том числе радиоактивных;

Эволюция живого вещества и биосферы в целом - цефализация как направленность эволюции;

Наличие автарктического объема организма; дисимметрия внутреннего пространства (поляризация света); определенный изотопный состав;

Постоянное взаимодействие со средой, влияние на среду. "Всюдность" жизни проявляется в древних отложениях в геологических слоях, ее данность сразу всей своей биомассой. Жизнь как неотъемлемая составляющая Космоса, такая же общая сущность, как пространство, время, энергия и другие.

2.2. Становление научной мысли как новой геологической силы.

Индивидуальность живого вещества в аспекте биосферы впервые проявляется в человеке. Появление человека на Земле знаменует начало новой геологической эры – психозойской и антропогенной. Развитие человека связано с эволюцией биосферы как целого и его направленностью – цефализацией. Выявляются критические периоды в истории планеты, когда происходит резкое изменение биосферы под действием причин, выходящих за рамки земной коры. Человек появляется в один из таких периодов. Современные леса и степи, крупные млекопитающие появились 70-90 млн. лет назад. Человек (не род Homo) начал выделяться 25-20 млн. лет назад. Древность человек позволяет говорить о стирании граней между геоло-гическим и историческим временем. Укорененность культуры (речь, традиции, способы мышления) в природно-биологических связях предка человека.

Основные этапы в становлении человеческой цивилизации.

Борьба с млекопитающими, овладение огнем, земледелие, скотоводство (создание искусственной живой среды – уничтожение многих видов растений и животных и выведение новых культурных рас). Образование городов, государственно-политических образований и науки - 10-20 тыс. лет назад. Древние цивилизации и культурные центры – Ближний Восток, Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Тихоокеанский и Американский центры. Взаимодействие культур на протяжении тысячелетий.

Неравномерность развития науки и цивилизации в целом – научные революции 6 в. до н.э.,17 в., 19-20 вв. Научная революция свя-зана с проявлением природы нашей расы: подходящие социально-по-литические и бытовые условия; наличие в близких поколениях ода-ренных людей.

Из всех созданий человеческого духа (научное мировоззрение, художественное творчество, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская и религиозная мысль, техника) только наука создает действительное единство человека (единство культуры,ее целей и смыслов, возможность социально-экономического и политического единства).

Наука не является ищущим истину аппаратом, здание науки всегда логически несовершенно. Истину нельзя познать логически, можно только жизнью, действие – характерная черта науки. Значение народной жизни для выработки новых идеалов, достижение новой гармоничности.

Рост логически непротиворечивой части науки – логика, математика, научный аппарат фактов, эмпирических обобщений.

Научная мысль постоянно охвачена философским, религиозным, художественным, техническим обобщением. Значение философии для науки, необходимость развития логики естествознания, где рассматриваются такие понятия, как природное тело, живое природное тело, значение симметрии и дисимметрии; применить к биосфере такие понятия, как энтропия, обратимость физико-химических процессов.

Для современного подъема научного творчества характерна: быстрота, созидательный характер, открытие новых областей исследований. Носит общепланетный характер, является следствием всей истории биосферы. Значение истории знаний для ускорения научной революции, "понимать прошлое и провидеть будущее", отбор новых ценных научных представлений.

Одновременно почти по всей линии науки меняются основные черты картины космоса. Меняются представления о материи, об энергии, о времени, о пространстве. Создаются новые понятия такового же основного значения. Коренным образом меняется наше мышление:

1) реальность разбивается на три пласта – мего-, макро-, микромир;

2) 20 век есть век научного атомизма;

3) несводимость атомных явлений к жесткой структуре, к геометрическим образам (открытие электрона, кванта действия, принципов неопределенности и дополнительности);

4) другое несводимое на движение представление – учение о симметрии (кристаллография, захватывает химию и минералогию, растет ее значение в физике). Симметрия определяет физическое состояние пространства;

5) учение об относительности, новое понятие пространство - время;

6) химия – отождествление атома и химического элемента. Открытие радиоактивности - история атомов;

7) картина эволюции звездного мира. Область изменений охватывает весь космос;

8) скачок в понимании положения человека в мире. В научной истине всегда есть влияние личности человека. Впервые входит в научное знание древность человека и его культуры; все проявления духовного творчества сливаются в одно целое. Перелом научного понимания космоса совпадает с глубоким изменением наук о человеке. Впервые интересы народных масс выступили на арену государственной, политической жизни. Социализм как первое народное движение под влиянием науки.

Науки о человеке смыкаются с науками о природе; с другой стороны, их объект совершенно меняется (парапсихология);

9) впервые ставится задача научного изучения сознания (каким образом сознание может влиять на материальные процессы?). Научным эмпирическим путем доказано единство всего живого – от микроба до человека. Существование вплоть до микробов таких проявлений сознательности, какие резко выражены у человека ;

10) специализация научного знания по проблемам, а не по наукам. История знаний все более аккумулирует в себе опыт развития всех цивилизаций. История знаний ускоряет научную революцию. Мы находимся в самом ее начале;

11) общий ход развития во времени научной революции можно отразить схемой:

Математика – физика – астрономия

химия – физическая химия

(электронная химия или

химия пленок)

науки о (биология, антропология,

человеке палеоэтнология)

исторические науки

экономическая (вскрытие условий

мысль экономического

неравенства)

сознание как научная

проблема

12) начало нового подъема философского и религиозного творчества. Философия должна переработать всю сумму новых научных фактов.

2.3. Переход биосферы в ноосферу под действием Разума и труда человека.

Переход Биосферы в Ноосферу – процесс стихийный, естественно-исторический. От человека зависит сделать этот процесс сознательным. Перед человечеством открывается широкое будущее, если он применит силу разума на созидание, а не на разрушение (в том числе силу атомной энергии). Человек должен научиться мыслить в планетном аспекте, а не отдельной семьи, личности, рода, государства.

Человек своей технической деятельностью расширяет пределы биосферы, стремится выйти в космическое пространство. Геологическое значение человека постоянно растет с ростом научного знания и научной техники. Начало становления ноосферы, которое займет целую геологическую эпоху, связано со следующими явлениями:

1 - заселение планеты, бытовые условия позволяют жить в различных условиях. Благодаря технике человек проникает в нижние слои биосферы и тропосферы (авиация);

2 - выход в космическое пространство;

3 - взрыв научного творчества. Наука как главный фактор объединения людей;

4 - развитие коммуникаций – транспорт, связь;

5 - интересы научных масс впервые выступили на первое место. Социальный переворот 20 века – следствие научного определения социальных задач человечества и форм его организации;

6 - единство и равенство всех людей, доказанное наукой;

7 - появилась возможность создания благоприятных условий (социально-экономических и политических) для свободного развития личности, свободного развития научной мысли;

8 - появилась возможность ликвидировать недоедание, голод, нищету, болезни; увеличить продолжительность жизни;

9 - постепенное становление единой организации человеческой жизни – единой государственно-политической и экономической организации человечества;

10 - распространение науки ее популяризации;

11 - распространение Европейской культуры. Диалог культур;

12 - цивилизация культурного человека является формой организации новой геологической силы в биосфере. Образуя ноосферу, цивилизация всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества не было. В то же время человек становится все более независимым от других форм жизни, эволюционирует к новому жизненному проявлению. Перед человеком встает одна из величайших практических задач – синтез пищи из ее элементов. Это одна из самых глубоких форм использования естественных производительных сил. Расщепление ствола жизни – появление автотрофного млекопитающего. Первый этап к автотрофности человечества – овладение автотрофными земными организмами (до этого геологическое влияние человека было мало). Использование человеком энергии былых биосфер. Человек эволюционирует к проявлению новой расы, обладающей более совершенным мыслительным аппаратом, автотрофностью.

Использована литература:

В.И. Вернадский, "Философские Мысли Натуралиста", М.,1988.

"Пространство и время в живой и неживой природе".

"Научная мысль как планетное явление".

"Труды по всеобщей истории науки".

3. Современные научные концепции и идеи В.И. Вернадского.
3.1. Развитие идей В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Автотрофность.

Ускорение развития науки, геометрический рост новых научных данных и фактов, дифференциация наук и предметов исследования с особой силой ставят вопрос об основных направляющих идеях (парадигмах науки).Одной из таких идей является идея В.И. Вернадс-кого об автотрофности человечества. Выделяется три основных закона ноосферогенеза: 1 – необходимость разумного и гармоничного развития человеческого общества, 2 – целенаправленное управление организованностью биосферы, эволюцией видов, 3 – автотрофность.

Автотрофность интегрирует, включает в себя оба первых закона. Автотрофность означает рост независимости человека от окружающей среды:

1) освоение Космоса, вынос промышленности и части сельскохозяйственного производства в космос (К.Д.Урсул);

2) использование небиосферных источников энергии – атомной, термоядерной;

3) образование искусственной среды жизни;

4) синтез пищи и кислорода, поиск источников жизненной энергии в глубинном строении космоса.

В промышленность, быт, строительство внедряются искусственные, синтетические материалы; синтез лекарственных препаратов, пищевые добавки – витамины, микроэлементы и другие – характеризуют внедрение искусственного синтеза в образ жизни человека. Однако в вопросах синтеза пищи не решены вопросы: значения определенного изотопного состава организма, наличия левых и правых изомеров, роль рассеянных атомов. Использование былых биосфер (нефть, каменный уголь, газ, древесина и т.п.) не является развитием автотрофности.

Одним из существенных моментов развития автотрофности является непосредственное использование солнечной энергии, тем самым человек овладеет источником энергии зеленых растений, которая ис-пользуется им для пищи и топлива. Так же человек учится исполь-зовать энергию теплоты Солнца, радиоактивной энергии (атомной), ядерной. Совсем не изучен вопрос источников кислорода, помимо выделений растениями (разложение воды, выделение кислорода в процессе формирования ядра Земли).

Развитие автотрофности тесно связано с эволюцией человека. Опыты автотрофности, достигнутые разумом и трудом, должны будут вернуться человеку изменением его телесной и духовной организации (положение Флоренского – технические возможности возвращаются сознанию). Если появление разума остановило естественный отбор (перевело его в групповой отбор, т.е. отбор социальных форм, форм ненаследственной памяти – система Учитель, первых запретов как основы нравственности), то само мышление становится для человека двигателем эволюции. С появлением разума человек несет ответственность за судьбу своей эволюции и связанной с ней эволюции биосферы. Автотрофность означает революцию в эволюционном развитии человека, поэтапный переход к новой расе. По-видимому, должно произойти резкое изменение мыслительного аппарата, способов питания, дыхания, размножения. Идея новой расы развивается не только в западной культуре (например, Ницше, Вернадский), но главным образом, на Востоке (Ауробиндо Гхош), теософской теорией рас. Теософия выделяет 7 рас, как при разложении белого луча трехгранной призмы. Нынешняя пятая раса должна смениться шестой, в которой дух соединиться с интеллектом, человек получит возможность непосредственно ощущать то, что сейчас считается абстрактными сущностями. В "Агни Йоге" подчеркивается усиление центров легких, в том числе для непос-редственного использования жизненной энергии (праны), содержа-щейся в воздухе.

В плане изменения способа размножения интересны замечания Мечникова об ортобиозе, Циолковского о патерогенезе. Е.П.Блаватская на основании библейских источников делает вывод, что половое размножение появилось только в третьей расе.

Автотрофность является своеобразной манифестацией космической значимости человеческих деяний. Человек начинает преодолевать создавшееся расслоение космоса (Казначеев), что является, как будет видно далее, характерной чертой науки наших дней. Автот-рофность связана с антропным принципом, но здесь лишь констатирована связь.

Космизация жизни человека, расширение Биосферы в космос, снимает многие экологические противоречия, уменьшает давление человеческой деятельности на биосферу, приблизившиеся к своим пределам нарушения биосферных равновесий (экологические императивы). Для преодоления ноосферных противоречий необходимо использование высших психических, личностных свойств, всех потенциальных возможностей личности (И.Т. Фролов, Н.Н. Моисеев). Мобилизация психифизических свойств человека названа В.П. Казначеевым "реакцией Прометея" – зажечь внутренний огонь духа.

Рост автотрофности становится мерой гуманной экономики, ее фундаментальным принципом (Н.Н. Моисеев). Автотрофность является новым мощным стимулом интеграции наук, всей культуры.

3.2. Планетоведение.

Исследование энтропийных и негэнтропийных процессов динамики ноосферогенеза знаменует становление планетоведения, космической антропоэкологии. В изучении планеты как космического явления объединяются практически все фундаментальные науки, естественные и гуманитарные. Планета исследуется с точки зрения биогеотермодинамики – концепция Геи, биогеохимическими, геофизическими, биогеофизическими, аэрокосмическими методами. Последние открывают возможность постоянного наблюдения геологических, тектонических смещений в земной коре; обнаруживаются зоны разломов земной коры и связанные с ними аномалии геофизических полей. С аномалиями полей связаны климатические условия (атмосферные течения), особенности (земной коры) выпадения осадков, круговорота воды, накопление загрязняющих веществ, возможность тектонической активности.

3.3. Структурные единицы ноосферы.

Происходит развитие идей структуры ноосферы:

1) выделение различных сфер: антропосферы, этносферы, техносферы, агросферы, аэрокосмосферы, этосферы, пневматосферы;

2) попытки выяснить таксономические единицы:

Солнечно-бассейновые единицы (В.П.Казначеев);

Совокупность геобиоценозов (экосистема);

Ландшафтно-историческое деление (связь территории и этносов, ее населяющие, исторические особенности культуры);

По типам цивилизаций;

Обучающие территории как начало становления космополисов

Городов будущего, зарождение новой культурной среды (Я.В.Рейзема).

3.4. Неомобилизм и ико-додекаэдрическая модель структуры Земли.

Попытки объединить культурно-историчекий, геоло-биосферный и космогонический подходы. Это теория неомобилизма в геологии, а так же разрабатывающая теория кристаллизация ядра Земли последовательно по идеальным телам Платона (ико-додэкаэдрическая модель Земли, см. "Техника Молодежи", 1981, №1, 1982, №1). Происхождение жизни связывается с началом кристаллизации ядра. С процессом кристаллизации связывается эволюция биосферы, эволюция видов, появление человека и распространение культуры из вершин додэкаэдра и совмещенного с ним икосаэдра.

3.5. Новая теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

Новая теория этногенеза Гумилева – теория пассионарного напряжения, нахождение его источника в жестком излучении центра Галактики. Импульсы, достигающие Земли в определенные критические периоды, возбуждают генотип народности. Это возбуждение на уровне сознания сказывается пассионарным напряжением. Оно объединяет вокруг себя зарождающийся этнос.

3.6. Этология.

Становление этолгии (Лоренц) – учение о внутривидовой агрессии, которая присуще и человеку. Необходимость в настоящий момент ликвидировать, блокировать агрессивность через становление общепланетарного мышления. Агрессия должна быть направлена против нее самой. Это становится возможным, когда мышление человека направлено само на себя, на внутреннее строение, самопознание.

3.7. Глобальная экология.

Центром синтеза новой конгломерации наук, которую можно назвать планетоведением, является, по-видимому, глобальная экология. С одной стороны, экология – наука об отношениях открытых систем и среды (именно эта теоретическая сторона экологии будет играть в будущем ведущую роль), с другой – преметом глобальной экологии является биосфера в целом и ее взаимоотношения с другими оболочками Земли (шире – со строением планеты), а также с космическим окружением и влиянием дальнего космоса.

Рассматривая влияние космоса на биосферу, нельзя ограничиваться ролью солнца. Основатель космической биологии А.Л. Чижевский считал, что жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. "Она создана воздействием творческой динамики космоса". Результаты последних космологических исследований показывают, что структура и эволюция биосферы были в основном предопределены начальными условиями, существовавшими до современного состояния Вселенной, и самим процессом космогенеза. (Н.М. Мамцов, с. 256 в кн. "Взаимодействие общества и природы", М, 1986).

Существенным моментом становления глобальной экологии является распространение этических и эстетических отношений не только на взаимоотношениях людей, но и на отношения человека ко всему окружающем миру, живому и неживому. Вводится понятие этосфе-ры,связанной с гуманистикой и биоэтикой (будут рассмотрены ниже), с принципом благоговения перед жизнью, внутренней необходимости помогать всему живому. (А. Швейцер, "Культура и этика", М. 1973).

Другим важным моментом экологии является необходимость учета нашего незнания в выработке общих стратегических решений, что является следствием дефицита времени – императива современности (см. выше). Сила незнания становится ощутимой угрозой современности. Развитие трансцендентальной этики.

3.8. Человекознание.

Другой формирующей, активно развивающейся констелляцией наук, является человекознание. Рассмотрение становления проблемы человека в центр современного естествознания было начато

Б.Г. Ананьевым ("Человек как предмет познания", М, 1978, "О проблемах современного человекознания", М, 1980).

Три важнейшие особенности современной науки:

1 - превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, включая точные и технические;

2 - дифференциация научного изучения человека;

3 - тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.

Современное человекознание насчитывает около 200 дисциплин, которые строятся в разряды, классы и подсистемы. Такими подсистемами являются:

а) науки о человеке как биологическом виде;

б) науки о человечестве;

в) науки о взаимоотношении человека с природой; ноосфера и освоение космоса;

г) онтогенетика человека;

д) науки о личности или персоналитика;

е) науки о человеке как субъекте практической и теоретической деятельности.

Центром синтеза человекознания является психология, она же является средством связи различных систем, а также естественных и общественных наук. Однако прогресс в различных дисциплинах, изучающих человека,связан с их дальнейшей специализацией и не-возможен без развития философской теории человека. Прогноз развития психологии включает в себя:

1) развитие психодинамики;

2) единая классификация всех феноменов психического развития от психофизиологических функций и кончая психическими свойствами личности;

3) возможность открытия периодического закона – классификация психических свойств, состояний и процессов;

4) открытие первичных свойств индивида – объекты онтофизиоло-гии и возрастной психологии - 1, сексологии - 2, соматологии - 3, типологии высшей нервной деятельности.

Важной особенностью является развитие теоретической, интегральной медицины. Открытие билатерального регулирования процессов нервной деятельности – неиерархического взаимодействия структур. Этот принцип используется в теории самоорганизации систем.

Отметим новые научные дисциплины, связанные с человекознанием:

1. Эргономика – специальная наука о трудовой деятельности, особый подход к технике как к совокупности усилителей, преобразователей, ускорителей психофизических функций человека.

2. Семиотика – специальная дисциплина о знаковых системах. Имеет большое значение для изучения механизмов культуры.

3. Аксиология – наука о ценностях жизни и культуры, содержании внутреннего мира личности. Семиотика и аксиология – философские науки, приобретают черты конкретных наук в системе познания человека.

4. Эвристика – общая теория творческого мышления человека (на базе психологии, логики и теории познания, нейрофизиологии и биофизики).

5. Науковедение – общественно-исторические дисциплины.

6. Психолингвистика – психология речи и общения в связи с общей теорией языка.

7. Характерология – объединение психологии личности с социологией и этикой.

Эти науки носят не только прикладной, чисто научный характер, но и комплексный. Можно предположить, что подходы, развиваемые в этих науках, могут стать универсальными, подобно тому, как стали универсальными кибернетика, синергетика, математическое моделирование (кибернетика начиналась как прикладная наука по изучению управления в технических системах; синергетика – как термодинамика неравновесных дисперсных систем).

в) способность переносить, передавать и воспринимать различные виды информации на любые расстояния,

г) аккумулирует в себе историю прошедших поколений,

д) проявляется через суггестивное или мануальное воздействие,

е) способна к кратковременной или длительной экстериоризации из организма,

ж) действует на основе резонансного механизма, а ее энергия может быть сконцентрирована или рассеяна,

з) экранирует только мысленным воздействием,

и) проявляет физические черты, сходные с гравитационным полем,

к) оказывает влияние на поведение человека и его функциональное состояние.

4. Имеется информационно-энергетическое поле как одна из оболочек Земли. Человек способен взаимодействовать с этим и други-ми типами информационно-энергетических полей, окружающих Землю. Парапсихология является одним из центров синтеза и интеграции современного познания, развивая эту общую тенденцию к объединению наук в изучении человеческой жизни во Вселенной.

4. Общие выводы.

4.1. Классификация наук и процессы синтеза научного знания.

Основываясь на классификации наук Б.М. Кедрова (Б.М. Кедров, "Энгельс и современное естествознание", М, 1970), приведем схему основных, фундаментальных наук.

1 - Логика.

2 - Математика.

3 - Механика.

4 - Астрономия.

5 - Физика.

7 - Геология.

8 - География.

9 - Биология.

10 - История.

11 - Науки о базисе и надстройке.

12 - Психология.

Характерная особенность схемы:

1) сходство со звуковой (нотной), цветовой гаммами;

2) а - при этом математика, астрономия изучают ближний и дальний Космос:

математика - совокупность мыслимых миров,

астрономия - география звезд;

б - геология, биология, науки о базисе и надстройке изучают планетную жизнь,

в - эти пять наук соответствуют промежуточным нотам и цветам;

3) 7 основных наук, изучающих основные структурные уровни Космоса:

Логика – источник развития – борьба и взаимодействие, взаи-модополнительность начал, дающих равновесие разумного действия;

Механика – отражение (развертывание) - притяжение (свертывание) – процесс, лежащий в основании Вселенной;

Физика – условия перехода от мыслимых миров (виртуальных) к реальным, время жизни которых много больше характерного времени локального взаимодействия;

Химия – процессы развития на атомном уровне, процессы кристаллизации надатомных структур;

География – пояса ландшафтов, сеть геомагнитного поля на поверхности планеты; наука о пространственных различиях и их взаимодействии как основной процесс Универсума: "прамышление в прапространстве", бессознательный разум и природа;

История – накопление и отбор опыта – развитие культуры;

Психология – основные процессы психической жизни, диалектика внутреннего и внешнего, индивидуального и целого (условие Бессмертия).

4) в настоящее время появилась возможность дополнения приведенной схемы следующими фундаментальными науками:

Парапсихология – физические основы сознания;

Философия – этика основ бытия;

Теософия – развитие Разума и его эволюции на Земле и в Космосе.

Тогда схема наук получает следующий вид:

1) Логические науки – логика, диалектика.

2) Математические науки – математика, механика.

3) Естествознание и техника – астрономия, физика, химия, геология, география, биология.

4) Социальные науки – история, наука о базисе и надстройке.

5) Философские науки – философия, абстрактные основы Бытия, этика, теория познания.

6) Психологические науки – психология, парапсихология.

7) Науки о "сакральном", сверхчеловеческом начале космоса – теософия.

5) Основные образующиеся констелляции наук:

Логические науки – наличие множественности логик, в том числе математических, требуют перехода к непрерывной, континуальной логике, которая связывала бы имеющиеся логики в одно целое, постоянно взаимодействовала со своими основаниями. (Библер, Вопросы Философии, №6,"Из заметок впрок").

Математические науки – общая теория систем, общая теория информации, кибернетика, математическое моделирование объединяются в работах по искусственному интеллекту.

Естественные науки – космонавтика с центром в космологии и ракетостроении, ноокосмогенез (В.И. Вернадский), физикалистские теории Универсума, планетоведение с центром в экологии, космогонии, объединение неомоболизма и ико-додэкаэдрической модели структуры Земли, ноосферогенез - преобразование биосферы в ноосферу, биоэтика и гуманистика.

Социальные науки - общая теория цивилизации, общая теория культуры, учение о преобразовательной деятельности человека с центром в общей политэкономии и социологии.

Психологические науки – человекознание с центром в психологии, физические основы сознания (парапсихология), общая теория воспитания.

Философские науки – философская теория человека, философская теория сознания, этика основ бытия.

В современной философии выделяются следующие основные течения:

а) "новая метафизика" – философия жизни, экзистенциализм и другие близкие направления,

б) аналитическая философия,

в) марксизм (П. Рикер, "Человек", 1990, №3).

Эти три основных течения соответствуют трем структурам сознания, которые выделял Мамардашвили и которые выделяются в истории как основные парадигмы в становлении научного познания:

Символическое удвоение мира (Платон) – мир идей,

Рациональная разрешимость (Декарт),

Деятельностный подход (Маркс).

Появление этих структур в общественном сознании сыграло решающую роль в переходе от мифа к современному научному познанию. Процесс образования наук, сфер научного познания можно представить как прохождение нерасчлененного знания мифа через трехгранную призму структур сознания и разложение его на составляющие отдельных наук. Этот процесс исторически длителен и происходит в настоящее время. В современной ситуации характерно развитие обратного процесса, нового мифотворчества – создание универсальных теорий развития космоса, теорий Универсума.
4.2. Переход к новой цивилизации сознательной эволюции

и сотрудничества с Космосом.

Отметим другие особенности современной ситуации в науке и исторического момента.

1. Принцип развития пронизывает все сферы познания, общее направление движения спирали познания:

а) история эволюции Вселенной, общая теория Универсума;

б) к изучению более тонких и глубоких уровней космоса, к изучению духовных явлений, научному изучению сознания, познанию физических основ психических явлений.

2. Взаимодействие культур Запад-Восток: необходимость изучения эзотерических учений Востока, учений Йоги.

3. Кристаллизация, объединение наук в сферы познания.

4. Описание в одном подходе микро-, макро- и мегамира сопровождается определением места человека и Разума во Вселенной, предсказанием будущего, направленности процессов общественного, социального, биологического, политико-экономического развития.

5. Дальнейшая дифференциация наук – образование смежных наук – физическая химия и др., геофизика, физическая география, биофизика и др., частные комплексные науки – бионика, новые области исследования – минералолгия, гелиобиология, космическая медицина.

6. Образование комплексных наук – экология, кибернетика, синергетика, общетеоретических наук – общая теория систем, информации.

7. Превращение науки в непосредственную производительную силу.

8. Попытки создания общих стратегических подходов к решению глобальных проблем, этика и культура как выход.

9.Обращение науки на себя:

а) История развития науки и техники,

б) Науковедение, прогноз развития науки.

10. Современная наука пронизана тенденциями, идущими от фундаментальных наук и комплексных научных дисциплин:

а) рационализация, математизация, технизация наук, кибернетизация,

б) космизация и физикализация,

в) 20 век есть век научного атомизма,

г) гуманизация и антропологизация, экологизация,

д) историзм и эволюционизм (идея развития),

е) культурософичность и психологизм,

ж) рассмотрение процессов с точки зрения энтропии – негэнтропии.

11. Изучение ритмических структур строения Космоса, планеты, человека, спиралевидного характера эволюции, способов преобразования структур, перехода к новым уровням организации.

12. Новое понимание единства пространства-времени, материи – движения, энергии - информации.

13. Совпадение выводов науки на определенном этапе развития с выводами религиозной морали.

14. Проблема человека становится главной проблемой всех наук.

15. Невозможность управления сложными системами – направленность развития, переход к этике, еще большая сложность – эстетика, личное отношение, равновесие красоты и воли.

16. Развитие современной науки (бифуркационные процессы, невозможность математического описания индивидуальности, физика вакуума, космология, нединамическое взаимодействие возможностей в сложных системах и др.) по-новому ставят вопрос о взаимоотношении познаваемого – непознаваемого, наблюдаемого – ненаблюдаемого.

17. Относительность знаний – до сих пор наука была в основном геоцентричной – изучала условия жизни на нашей планете, переход к изучению других планет и начало освоения космоса - начало Космической эры.

18.а) Самодостаточность Вселенной ("колесо Бытия" – древняя Индия, бесконечный круговорот). Вселенная полагает себя (и другие Вселенные) Бытием,

б) Безначальный процесс в Космосе – появление и взаимосвязь различий в пространстве ("прамышление в прапространстве"),

в) Беспредельность спирали космической жизни Разума. Космическая Иерархия (Братство Разумных) как основной закон Космоса.

19. Осознание неразрывной связи человека с Космосом на всех уровнях его строения.

20. Двадцать первый век должен стать веком психической энергии.

21. Человечество подходит к новому этапу развития, новой цивилизации сознательной эволюции и сотрудничества с Космосом. Этот этап требует от человека высшего напряжения всех духовных и физических сил. Личность становится главным ресурсом общества, творчество – массовым видом деятельности. Несмотря на это – личность должна подчиниться высшему – Духовному источнику, "перестать себя жалеть", личность должна отбросить саму себя, отставить в сторону мелкие, собственные эгоистические интересы ради Духа Святого, Общего Блага.

Принцип единения, следующий из закона функционирования нелинейных структур: система жизнеспособна (поддержание гомеостаза), если она стремится к единению со своим центром – Творцом, напряженные связи элементов системы, исходящие из ее центра, образуют ее внутреннее искривленное пространство. Человечество подходит к новому видовому скачку: поэтапный переход к новой расе, к автотрофному человечеству.

22. Роль России в этом процессе: Россия должна явить миру образцы жизни общины, построенной на принципах братства и сотрудничества.

Литература.

В.И. Вернадский:

1. "Философские Мысли Натуралиста", М, 1988.

("Пространство и время в живой и неживой природе".

"Научная мысль как планетное явление").

2. "Труды по всеобщей истории науки".

3. "Техника Молодежи", 1981, №1, 1982, №1.

4. Н.М. Мамцов, в кн. "Взаимодействие общества и природы", М, 1986.

5. А. Швейцер, "Культура и этика",М.1973.

Б.Г. Ананьев:

6. "Человек как предмет познания", М, 1978,

7. "О проблемах современного человекознания", М, 1980.

8. "Методологический анализ физического познания", Киев, 1985, гл.7.

9. Н.Н. Моисеев, "Вопросы философии", N3, 1991, "Человек и Ноосфера", М, 1990.

10. "Человек", №3, 1990.

11. Я.В. Рейзема, "Мыслящий Разум. Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума", 1991, М.

12. Ю.В. Рождественский, "Типология Слова", М, 1969.

13. А.П. Дубров, В.Н. Пушкин "Парапсихология и современное естествознание", М, 1990.

14. Б.М. Кедров, "Энгельс и современное естествознание", М, 1970.

15. П. Рикер, "Человек", 1990, №3.

16. И.Т. Фролов "Перспективы человека". М., 1983.

17. В.П. Казначеев "Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере", 1989.

18. Л.Н. Гумилев "Этногенез и биосфера Земли".

В беспредельном океане энергий, управляемом Великими законами Космоса, происходят те таинственные движения, которые создают новые миры и формируют наше историческое и повседневное Бытие. Человек, являясь частью этого Океана, несет в себе его энергию, его формы, его эволюционные процессы. Через человека - справедливо утверждал один из крупнейших ученых нашего века Тейяр де Шарден - эволюция познает себя. И поэтому все, что происходит на нашей Планете, связано с потенциальной и проявленной энергетикой самого человека, с его мышлением, с его действиями, с осознанием им своих космических связей.

Человеческое мышление и сознание находятся в пространстве магистрального направления космической эволюции и определяют пути совершенствования и восхождения человека. И то и другое, тесно связанные друг с другом, являются двумя сторонами одного и того же энергетического процесса. Мышление не существует без сознания, сознание не может сформироваться без мышления. Одно является выражением другого в такой взаимопроникающей степени, что иногда заменяя одно другим, мы не совершаем грубой ошибки. Вопрос о том, что из этих понятий первично, а что вторично, не корректен. Являясь производными космического энергетического процесса в духовном пространстве самого человека, мышление и сознание принадлежат Беспредельности, где нет ни начала, ни конца. Одно, во времени и пространстве, перетекает в другое, одно определяется энергетическим уровнем другого. Однако механизм действия каждого их них имеет свои особенности, которые обуславливаются степенью их связей с энергетикой более высокого состояния материи.

Мысль, безвременная и безразмерная, принадлежит Высшему и является одним из важнейших элементов этого Высшего в эволюции земного человечества. Вестники иных миров, мысли, имеют различную степень утончения и вибраций, которые зависят от качества духа человека, где они проявляются. Мысль огненная, возникшая в таком пространстве, обладает огромным энергетическим потенциалом и может послужить импульсом для складывания целой исторической эпохи. Именно мышление такого огненного свойства создает условия для дальнейшего продвижения человечества по лестнице Космической эволюции и обуславливает совершенствование его общественного бытия.

Изменение мышления и сознания, происходящее под влиянием различных энергетических процессов, составляет суть Духовных революций. Такие явления как Учения Будды и Христа, философские системы Конфуция и Вивекананды, или научные открытия Нильса Бора и Циолковского стоят в едином ряду таких революций.

Но мы обычно обращаем внимание на другой тип революций - социальных. Духовные пока остаются в тени и их истинная история пока не написана. В отличие от социальных революций Духовные имеют цели непреходящего значения, они обращены к духу человека и менее всего к его материи. Время их действия длительно, результаты не скоры. Социальные революции не меняют сознание человека столь кардинальным образом, как это делают Духовные революции. Ибо цели социальных революций были обращены, как правило, к внешней жизни, к ее материи.

В истории человечества, по крайней мере в той, которая нам доступна, нет периодов когда социальная и духовная революции совпадали бы в своем изначальном времени. Феномен такого совпадения мы впервые наблюдаем в XX веке в пространстве России. Это обстоятельство определило многие духовные и социальные процессы на ее территории. Оно же сделало уникальным российское пространство в энергетическом, духовном и материальном смысле этого слова. Совпав во времени и пространстве, обе революции шли своими путями, как бы противостоя друг другу. И в этом противостоянии, в котором сошлись Дух и материя, Свет и тьма, была своя историческая логика, свой Космический смысл.

В 1933 году Николай Константинович Рерих написал картину, которая называлась "Странник Светлого Града". По равнине, опираясь на посох, идет человек туда, где между гор сверкают купола храмов и видны белокаменные здания. Сюжет кажется на первый взгляд незамысловатым и простым. Но если в картину попристальней вглядеться и поразмышлять над ней, то она вырастает в некий символ, наполняясь духом и звонами России. В этом пронзительно одиноком страннике с его неуклонной устремленностью заключен духовный многослойный образ целого народа, целой беспредельной страны. Чтобы создать именно такой образ, надо было глубоко почувствовать характер народа, проникнуть в его внутреннюю суть и извлечь из всего ту единственную Россию, которая, как говорил сам художник, "поверх всех Россий". Так иногда через искусство мы постигаем самые сложные явления, распутываем ускользающие нити разнообразных времен и пространств, синтезируя все это в один четкий и ясный образ, где "ни прибавить, ни убавить".

Географическое, культурное и историческое пространство России раскинулось на многие десятки тысяч километров, соединив в себе то, что мы называем Востоком и Западом.