Е. Рыбалко

Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. 1923–2001.

Елена Федоровна Рыбалко - доктор психологических наук, профессор относилась к славной когорте ученых, чьими трудами создавалась психологическая школа Ленинградского - Санкт-Петербургского университета. Елена Федоровна родилась 16 марта 1923 года в Ленинграде. Войну и блокаду пережила в Ленинграде, работала в эти годы в детском саду. В 1944 году Е. Ф. Рыбалко оказалась в числе первых студентов-психологов открывшейся в СПбГУ кафедры психологии. По окончании университета Елена Федоровна поступила в аспирантуру и в 1952 году защитила кандидатскую диссертацию, тема которой была связана с изучением школьников.

По окончании аспирантуры молодой ученый начинает преподавательскую деятельность, сочетая ее с научными исследованиями. Е. Ф. Рыбалко в течение многих лет изучала возрастные преобразования зрительных функций у детей и подростков, а затем и в старших возрастах. Эти исследования послужили моделью, в которой был реализован сравнительно-генетический подход в применении ко всему жизненному циклу человека, и позволили сформулировать положения об основных онтогенетических свойствах зрительно-пространтвенных функций: меж функциональной и внутрифункциональной гетерохронности, неравномерности, стадиальности развития психических функций, их структурности. Результатом проведенных исследований явилось определение сенситивных периодов, наиболее эффективных для педагогического воздействия. В 1970 году Е. Ф. Рыбалко защитила докторскую диссертацию «Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций». Реализация структурно-генетического подхода к исследованию психических функций, заложенная в диссертационном исследовании, позволила в дальнейших работах связать воедино проблемы онтогенеза сенсомоторных и перцептивных функций, мнемических и интеллектуальных способностей, интересов и потребностей личности.

Елена Федоровна участвовала в создании нового подхода к изучению онтогенеза человека, сущностью которого является целостное изучение развития человека на разных уровнях его структурной организации. Развивая системный подход в психологии развития, она впервые выделила динамический, структурный, онтологический и каузальный аспекты изучения. В содержании онтологического аспекта развития ею были выделены естественные и социализированные формы психического развития. Она показала, что в процессе социализации происходит преобразование естественных форм и создание новых психических структур, при этом естественные формы психического приобретают подчиненный характер. Необходимо отметить коренное отличие подхода к проблеме социализации психического, развиваемого Е. Ф. Рыбалко, от большинства точек зрения, понимающих социализацию только как социализацию личности. Подход, реализуемый Е. Ф. Рыбалко, позволяет лучше понять механизмы социализации.

С 1973 года Е. Ф. Рыбалко стала профессором факультета психологии и работала на кафедре общей психологии. С этого времени, после кончины своего учителя академика Б. Г. Ананьева и до 2001 года, она возглавляла специализацию подготовки студентов по направлению «Психология развития и дифференциальная психология». Начиная с ранних работ и кончая последними Елена Федоровна разрабатывала проблему билатерального регулирования. Это позволяет выявить различные типы межполушарных отношений и экспериментально показать, что степень специализации полушарий различна на разных стадиях онтогенеза. Степень зрелости и качественные особенности механизма межполушарного взаимодействия оказывают регулирующее влияние как на уровневые показатели психического развития, так и на его качественные особенности. Ученый справедливо полагала, что отнесенность к тому или иному типу асимметрии и степень выраженности динамических характеристик билатерального регулирования имеют значение для диагностики возможностей психофизиологического и в целом умственного развития человека. Продуктивность этих идей нашла свое отражение в последующих работах в области психофизиологии. Е. Ф. Рыбалко последовательно развивала учение об онтопсихологии как синтетической науке, интегрирующей многие научные дисциплины и, прежде всего возрастную и дифференциальную психологию. Она полагала, что первостепенную важность имеет изучение возрастных феноменов психики, связанных с индивидной организацией человека, а также данные дифференциальной психологии об индивидуальных различиях человека на разных уровнях его организации. При таком подходе наиболее полно раскрывается сложное, многогранное и противоречивое становление человека как биосоциального существа.

В своих работах разных лет ученый продолжила и развила учение об основных законах онтогенетической эволюции. Она показала, что гетерохронность играет огромную роль в оптимизации потенциалов человека, особенно в ранние и поздние периоды развития. Большое значение Е. Ф. Рыбалко придавала исследованию структурности развития. В своих исследованиях она выявила факторы, влияющие на интенсивность процессов структурообразования, и показала значение законов структурообразования для практики обучения и развития. Цикл работ Е. Ф. Рыбалко посвящен вопросам становления человека как субъекта общения, учебно-познавательной, музыкально-исполнительской, литературной деятельности.

Елена Федоровна никогда не была кабинетным ученым. Она живо откликалась на запросы и проблемы практики. Так, в 1970–1980-е годы под ее руководством развернулись исследования на производстве. Это были одни из первых исследований в отечественной психологии, показавшие влияние личностных факторов на производственный травматизм. Результаты этих работ привлекают внимание Елены Федоровны к проблемам личностных потенциалов развития и трудоспособности человека в поздние периоды онтогенеза. Они показали, в частности, что в данный период жизни сохранность трудоспособности обеспечивается за счет развития рефлексивных свойств личности, тесно связанных с целями жизни и деятельности, с ценностными ориентациями и установками.

В своих работах Е. Ф. Рыбалко убедительно показала, что особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека, имеет его творческая активность. Выявленные закономерности, обоснованные многочисленными данными, подтверждает и сама жизнь ученого. До последних дней она не прерывала связи с факультетом и учениками, продолжала напряженно работать, превозмогая недуги, читала лекции, руководила работами аспирантов и докторантов, была полна замыслов новых исследований. Елена Федоровна была чрезвычайно одаренным ученым и педагогом. Под ее руководством выполнено огромное количество дипломных работ и диссертационных исследований. Ученики продолжают исследование самых разнообразных проблем психологии развития: микровозрастной анализ развития внимания, памяти, мышления в детском и подростковом возрасте, психология удовлетворенности учебной деятельностью, психология музыкальной одаренности, механизмы психологической защиты у подростков, становление системы ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте, адаптация воспитанников и выпускников детских домов, изучение творчества и креативности взрослых и множество других. Исследованиями Елены Федоровны и ее учеников были охвачены все возрастные периоды жизненного цикла человека. Она работала над созданием синтетической науки, изучающей индивидуальное развитие человека на протяжении всего онтогенеза и жизненного пути. Елена Федоровна обобщила все результаты исследований, проводившихся на факультете в этом направлении, в учебном пособии «Онтопсихология». В 1998 году ей было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 2001 году «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета». Она ушла из жизни в декабре 2001 года. Ученики Елены Федоровны работают на факультете психологии, в других учебных заведениях и психологических центрах, во многих городах России, в ближнем и дальнем зарубежье, продолжаются исследования, начало которым было положено ее трудами.

Основные публикации

  • Игра и потребности ребенка // Учен. зап. ЛГУ. 1957. № 224.
  • О потребностях в знании и практической деятельности у детей в дошкольном возрасте // Учен. зап. ЛГУ. 1960. № 287.
  • К вопросу о функциональной асимметрии полей зрения // Проблемы восприятия пространства и времени. Л., 1961.
  • К вопросу о функциональной асимметрии зрения // Проблемы общей и индивидуальной психологии. Л., 1963.
  • Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. Л., 1969.
  • Возрастные изменения внутрифункциональных отношений в связи с фактором учебной успешности // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 7. Л., 1976.
  • Коммуникативные и личностные аспекты надежности работы оператора // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Ярославль, 1979 (в соавторстве).
  • Психологические проблемы трудоспособности // Вестн. Ленингр. ун-та. Вып. 1. 1983. № 5 (в соавторстве).
  • О психологическом факторе снижения травматизма на производстве // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 12. Л., 1987 (в соавторстве).
  • Онтопсихология. СПб., 2003 (соавтор и соредактор).

Е.Ф. Рыбалко

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Все усиливающийся интерес к онтогенетическим проблемам обусловлен тем, что практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст, обучение не только детей, но и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни человека. Современное общество в связи с научно-техническим прогрессом заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышении уровня творческого потенциала и работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни.

Современный характер требований общественной практики, предъявляемых возрастной психологии, обусловливает ее сближение не только с педагогикой, но и с медициной и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека.

Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при построении эффективных режимов тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях космических полетов. Исследований в этом направлении проводится крайне мало. Между тем, к примеру, выполненный нами цикл работ на металлургическом производстве показал важность учета возрастного фактора при разработке комплекса мероприятий по снижению травматизма.

Сближение медицинских наук и возрастной психологии происходит на основе возрастающих требований клинической диагностики в целях более точной профилактики, лечения и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, определение возрастных норм психических функций.

В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию личности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Практическая работа с людьми в различных областях общественной жизни, в сфере обслуживания, управления также требует дифференцированного подхода на основе знаний о возрастных и других особенностях личности человека.

Взаимодействие возрастной психологии с практикой осуществляется непосредственно и через целый комплекс наук о человеке, таких, как медицина, спорт, педагогика и психологические науки, образованные в результате расширения междисциплинарных связей. Однако не только контакты с отдельными дисциплинами, но и междисциплинарные связи создают новые возможности для развития проблематики возрастной психологии. Особое значение интеграции наук в системе человекознания придавал Б. Г. Ананьев: «Все больше углубляется понимание относительности границ между гигиеной и воспитанием, оздоровительно-восстановительной практикой и формированием человека, психотерапией и социально-педагогическими воздействиями. Со сближением оздоровительно-гигиенической и педагогической практики связано современное понимание целостности развития, зависимости его не только от гомогенных (например, физического развития от физического воспитания), но и от гетерогенных связей (например, физического развития от умственного воспитания)».

Интегральный подход к индивидуальному развитию личности предполагает исследование его внутренних закономерностей и основных характеристик, раскрывающих временную и топологическую структуру онтогенеза психики.

Цикл работ, проведёный коллективом, возглавляемым Б.Г. Ананьевым был посвящён возрастным особенностям психофизиологических функций взрослых. В результате была показана необходимость дифференцированного подхода к возрастным различиям, поскольку таким образом выявляется внутренняя противоречивость и разновременность возрастной изменчивости функций. Одной из актуальных задач является расширение знаний в этом направлении путем микровозрастного анализа психофизиологических функций в период их роста и инволюции. Продолжение исследований в указанном плане на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание.

На основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода в возрастной психологии могут решаться прикладные и теоретические задачи. К их числу относится определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни.

Знание возрастных норм необходимо для оценки отклоняющихся форм поведения и в целях прогноза психического развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать неодинаковую степень связи изменений различных функций с возрастом. Наиболее тесным образом с возрастной изменчивостью связаны индивидные характеристики. В наименьшей степени связь с возрастом выражена в становлении личности и субъекта деятельности. Поэтому при общем глобальном подходе к возрастным нормам ведущее значение имеет классификация периодов и отдельных фаз жизни, которые характеризуются сочетанием метрических и топологических свойств и имеют определенные возрастные границы. Кроме того, в зависимости от содержания направленности социально значимых требований к человеку в разные периоды его онтогенеза на первый план в определении норм психического развития выступают различные критерии, которые определяют специфику комплексной оценки того или иного периода жизни. Так, при поступлении в школу, наряду с другими показателями биологического и социального развития, решающее значение имеет интеллектуальная зрелость. Пенсионный возраст оценивается прежде всего с точки зрения состояния работоспособности человека как субъекта деятельности в структуре его других характеристик.

Проблема возрастных норм психического развития имеет целый ряд аспектов. Наряду с разработкой возрастной периодизации жизненного цикла как наиболее комплексной и сложной важное прикладное значение придается возрастному нормированию по отдельным подструктурам и функциям, реально используемым в общественной практике. Становление человека как личности, как субъекта познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе. Начало формирования субъекта познания датируется семилетним возрастом. В известном смысле определена и граница творческой научной активности взрослого человека, связанная со сроком предоставления творческого отпуска для подготовки докторской диссертации (45 лет). В трудовом законодательстве фиксируются возрастные пределы зрелости человека как субъекта трудовой деятельности в общем и профессиональном плане. И, наконец, в государственных законодательствах устанавливаются также возрастные ступени созревания человека как личности, как субъекта общественного поведения, приобретающего с определенного возраста гражданские права и обязанности. А с формированием индивидных качеств человека наряду с другими его характеристиками связан возраст вступления в брак и создания семьи. Установление «старта» и «финиша» в развитии человека как субъекта практической, трудовой деятельности, выделение периодов наивысших достижений в научной и художественной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспособности имеют существенное значение для более глубокого, дифференцированного подхода к социальному возрастному нормированию.

Стратегия поиска возрастных различий должна учитывать относительный характер возрастного фактора, который выражен неодинаковым образом не только в развитии различных подструктур и функций человека, но и на отдельных этапах человеческой жизни. Как отмечал Б. Г. Ананьев, в наибольшей степени его действие проявляется в первые недели и месяцы жизни человека. Специфика возрастного фактора заключается не только в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла. Его изучение осложняется тем обстоятельством, что он выступает в единстве с индивидуальными особенностями, которые важно учитывать при разработке возрастных нормативов.

Следует отметить, что с возрастом развитие человека все более индивидуализируется. С. Л. Рубинштейн писал, что чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б. Г. Ананьев: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирующейся личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы «перекрываются» типом индивидуального развития, характером практической деятельности и т. п.».

Своеобразие индивидуальности, по его мнению, накладывает определенный отпечаток на переход от зрелости к старению. Преждевременная старость одних, активность, «молодость» других в процессе геронтогенеза - все эти особенности свидетельствуют об огромной роли, какую в возрастной динамике играет индивидуальное развитие человека, мера его социальной активности, особенности его характера, личности и профессиональной деятельности. Поэтому, изучая возрастную динамику психических функций и особенности отдельных периодов, нельзя абстрагироваться от жизненного пути человека, от истории его индивидуального развития в разнообразных общественным связях. Возрастное нормирование имеет как социальный, так и дифференциальный смысл, поскольку возрастные эталоны позволяют определять как степень выраженности индивидуальных различий, так и их возрастную динамику, степень продвижения в психическом развитии в конкретном периоде жизни, т. е. производить сопоставление в поперечном и в продольном «разрезах».

Проблема возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Кроме того, индивидуальные различия выступают как самостоятельная проблема в структуре возрастной психологии. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для изучения обучаемости, для определения генеза и степени зрелости психологических функций. Выявление различных путей развития психических функций и разнообразия темпов их возрастной динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого возрастного «среза», но главным образом самого процесса индивидуального развития с точки зрения множественности и разнообразия проявлений возрастной нормы. В этом случае речь идет о дальнейшей разработке научной основы индивидуально-педагогического подхода к человеку, о психологическом обосновании широкого набора управленческих задач, воспитания и обучения.

Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселерации и ретардации остаются мало изученными именно вследствие того, что сами возрастные критерии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными.

Для дальнейшего исследования одной из основных проблем возрастной психологии - классификации периодов жизни - первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека. Благодаря корреляционному и факторному анализу на этапе коллективного комплексного исследования психофизиологических функций взрослых, выполненного под руководством Б. Г. Ананьева, удалось выявить функциональные структуры внимания, памяти и мышления. Рассматривая корреляционные плеяды, объединяющие разные параметры одной и той же функции и межфункциональные структуры, Б. Г. Ананьев выявил их разнородность и возрастную изменчивость в период взрослости. Определенные сочетания связей внутрифункциональных структур и межфункциональных образований являются, по мнению Б. Г. Ананьева, основанием для построения возрастных синдромов микро- и макропериодов зрелости.

Следующая серия работ, выполненных с учетом школьного периода, подтвердила факт функционального структурирования на этапе интенсивного становления человека. Структурный подход к возрастной изменчивости психики в широком диапазоне способствует углубленному изучению ее качественных особенностей на современном уровне научных знаний и проникновению в психологические механизмы самого процесса развития. Выявление структурной специфики динамической многоуровневой организации психики имеет существенное значение для построения периодизации и выделения как отдельных фаз жизни, так и переходных, критических моментов развития. В этом плане представляют особый интерес дальнейшие исследования самых ранних и поздних этапов онтогенеза, где, как можно думать, располагаются «старт» и «финиш» внутренней взаимосвязанности, сложных цепей корреляций между многими нейропсихологическими функциями, процессами, состояниями и свойствами личности.

В комплексе задач, направленных на выяснение структурных особенностей развития, важное место занимают психофизиологические исследования процессов интеграции с учётом целостной работы мозга и специфики функционирования механизма билатерального регулирования на разных этапах жизни человека. Другое направление состоит в изучении возрастной динамики структурирования психофизиологических функций с точки зрения типологии корреляционных взаимосвязей, что крайне существенно для понимания внутренних детерминант онтогенеза человека. Еще одно направление исследований связано с практической значимостью феномена функциональной интегрированности, знание которого может быть использовано для задач управления процессом развития. Экспериментальное изменение отдельных параметров психических функций приводит к значимым сдвигам именно в тех характеристиках, которые находятся с этими параметрами в корреляционных отношениях. Изучение действенности функциональных связей и их активное практическое использование для направленного воздействия на возрастную динамику будет способствовать процессу ускорений развития не только в парциальном, но главным образом в глобальном смысле. С исследованиями процессов структурообразования в онтогенезе связано решение и такой очередной комплексной задачи, как изучение сензитивных периодов, меры сензитивности формирующегося человека по отношению к определенным воспитательным и обучающим воздействиям.

На основе знания основных характеристик жизненного цикла человека, его внутренних закономерностей и механизмов может быть осуществлена разработка синтетической проблемы о скрытых возможностях и резервах самого психического развития, которая была выделена Б. Г. Ананьевым в связи с задачами социального прогнозирования, поскольку, по его мнению, истинные потенциалы развития еще крайне недостаточно используются в современном обществе.

В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают социально-экономические, политико-правовые, идеологические, педагогические, а также биотические и абиотические факторы. Одна из главных задач состоит в том, чтобы рассмотреть «полифакторные поля» основных компонентов целостной структуры человека, складывающихся в процессе индивидуального развития. При этом с общетеоретических позиций важно изучение законов соединения факторов в целостности и функционирования их по законам данной диалектико-динамической системы, представление их как переменного системного комплекса.

Построение системы частных задач, направленных на выявление специфики отдельных эпох и фаз жизни, определяется конкретизацией общих законов онтогенеза и практическими требованиями общества. В плане выявления возможностей индивидуального развития особый интерес представляют самые ранние годы жизни человека. Долголетие и увеличение сроков сохранения трудоспособности и творческой активности в пожилом возрасте является важнейшей проблемой возрастной психологии и других смежных наук о человеке. К числу актуальных частных проблем относится также изучение особенностей подросткового возраста и исследование механизмов развития и возрастной изменчивости психики в зрелый период жизни. Другие задачи связаны с выяснением возрастных особенностей, отдельных функций и сторон психической организации человека.

Таким образом, намечается определённая иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которой подчинено основной цели – дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширения возможностей приложения научных знаний по возрастной психологии к решению задач социальной и производственной практики, поскольку сейчас научное исследование закономерностей психического развития становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.

В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале - детская, затем школьная психология, психогеронтология и, наконец, акмеология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психологии, посвященным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как относительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возрастным симптомокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психических функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, (Чувств и пр.», - писал ученый .

С. Л. Рубинштейн включил генетические проблемы в систему общей психологии, рассматривая понятие развития в качестве важнейшего методологического принципа психологической науки. В его трудах наряду с обобщением фактов развитии психических функций и способностей у детей и школьников дается целостное описание развития личности, самосознания на протяжении всего жизненного пути человека.

Принципиально новые возможности для более глубокого понимания проблем возрастной психологии открывают труды Г. Ананьева, который рассматривал психическое развитие в системе человекознания в качестве предмета целого комплекса наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и личностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и индивидуальности. Различая эти свойства, он вместе с тем подчеркивал их единую историческую природу.

Важно заметить, что одной из главнейших особенностей современногочеловекознания будет применение системно-струк-турного подхода как одного из главных методологиче-ских оснований исследований. Вот к примеру, в психо-логии суть ϶ᴛᴏго подхода состоит по сути в том, что чело-век (индивид, личность) рассматривается не как сово-купность отдельных психических процессов, состояний,.ϲʙᴏйств, а как некᴏᴛᴏᴩое целостное образование, вклю-чающее в себя множество характеристик и элементов,.объединенных определенными связями.

Б. Г. Ананьев, анализируя многоплановые разроз-ненные данные, накопленные в разных областях науч-ного знания, подчеркивал необходимость построить це-лостную систему возрастного развития человека, вклю-чающую данные обо всех фазах в стадиях человеческойжизни, раскрывающей единство его. индивидуальногоразвития. При ϶ᴛᴏм необходимо, указывал он, раскрыть.взаимосвязи и взаимопереходы между стадиями, про-тиворечиями, сопровождающие стадии, выявить сенси-тнвные и критические периоды развития, что позволитпостроить теорию индивидуального развития человека,.являющуюся одной из фундаментальных проблем есте-ствознания и психологии.

Решение ϶ᴛᴏй проблемы возможно исключительно в комплекс"ном исследовании, опирающемся на системный анализ.данных. Организация комплексного исследования чело-века как индивида, .личности, субъекта деятельности всложных взаимоотношениях с окружающей средой сог-ласуются с общепризнанным системным подходом иимеет важнейшее значение во все периоды онтогенети-ческого развития.

Сегодня стало возможным сблизить воз-растную психологию с психологией личности.и постро-ить единую теорию индивидуального развития человека-Основы общей и прикладной акмеологии.-М., 1995.

Кстати, эта теория может объединить учение об онтогенетиче-ской эволюции и учение о жизненном пути человека вобществе. Подобное объединение крайне важно для цело-стного жизненного цикла человека, для психологическо-го исследования самого человека как индивида и лично-сти. В связи с данным важнейшее значение приобретаетпроблема периодизации онтогенетического развития че-ловека...

В психологии и педагогике проблема периодизациивстает в связи с диагностикой и управлением резервамии ресурсами человека, повышением эффективности обу-чения и воспитания и в конечном счете упирается впроблему индивидуального равзития человека.

Начало системного подхода к описанию онтогенезачеловека, заложенное в психологии (П. П. Блонский,Л. С. Выготский), явилось основой построения общейтеории индивидуального развития. Этот факт.объясня-ется тем ключевым положением, кᴏᴛᴏᴩое занимает пси-хология в системе научного знания и в силу кᴏᴛᴏᴩогоона осуществляет взаимосвязи между естественными иобщественными науками о человеке (Ж. Пиаже, Б. Г.Ананьев, Ф. В. Константинов) Б. Ф. Ломов отмечал,что поражает чрезвычайная широта и многообразиесвязей "психологии с другими науками. В ϶ᴛᴏм с ней неможет сравниться никакая иная область научного зна-ния»...

Последние десятилетия характеризуются становле-нием системы человекознания как в отечественной нау-ке, так и за рубежом. Изучение субъекта труда, позна-ния и общения потребовало объединение столь широко-го диапазона характеристик человека как индивида,личности, что с новой остротой встал вопрос о их систе-матизации.

Т. А. Косоревская выделяет группы признаков, наосновании кᴏᴛᴏᴩых можно построить возрастную перио-дизацию онтогенеза: биологические, социальные. Важно заметить, что одна-ко выделение только данных групп признаков недостаточ-но. Необходим более полный учет имеющихся данныхдля системного описания онтогенеза человека.

С ϶ᴛᴏй целью нам представляется важным рассмот-реть некᴏᴛᴏᴩые данные о принципах деления онтогене-за на временные отрезки. Л. С. Выготский в качествекритериев выделения возрастных периодов предлагаетвозникновение новообразований в процессе.развития,понимая под ними те психические и социальные изменеиия, кᴏᴛᴏᴩые на данной ступени возникают впервые,т. е. имеется в виду появление нового качества, однако,ограниченного только психическим и социальным уров-нями.

А. И. Аршавский и П. Г. Светлев пишут о том, чтокритерием следует считать изменение способа взаимо-действия организма с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими условиямисреды. При ϶ᴛᴏм изменение условий среды (в широкомсмысле слова - социальной и биологической) влечетза собой Преобразование деятельности различных си-стем организма, обеспечивающее его адаптацию к суще-, ственно новым условиям среды, с кᴏᴛᴏᴩыми организм; ранее не взаимодействовал, т. е. и здесь идет речь о ка-! чественных перестройках.

Опыт 15-летнего коллективного комплексного иссле-дования многоуровневой организации человека, вклю-чающей интеллектуальное развитие, общую реактив-ность и нейродинамику, психомоторику и перцептив-ные процессы, мотивацию и характер, проведенного подруководством Б. Г. Ананьева на возрастном диапазонеот 18 до 35 лет, свидетельствует о противоречивости инеравномерности развития функций в каждом из перио-дов взрослое™. Накопленные в науке данные свиде-тельствуют о том, что не все функции имеют скачкооб-разный характер изменений, по϶ᴛᴏму нарушение непре-рывности при переходе от одной стадии к другой можетзаключаться в том, что происходит пересечение с поро-говыми значением функции, что равносильно ее качест-венному изменению. Это можно видеть на примере ди-намики окислительных процессов в лимфоцитах крови,кᴏᴛᴏᴩые, начиная с 20-летнего возраста человека, уси-ливаются, достигая максимума у 40-49-летних, затемснижаются к 50-59 годам, достигая уровня, отмечае-мого у 20-летних, а затем идет прогрессирующее сниже-ние интенсивности окислительных процессов. Жизнен-ная емкость легких такого порогового значения дости-гает у человека тоже в возрасте 50 лет, сила мышц ки-сти - в возрасте 45-50 лет.

Периодизация онтогенеза затрудняется сложностьюсамого процесса развития, его неравномерностью (про-являющейся в разном темпе развития и созреванияфункций в разные фазы онтогенеза), а также гетерох-ронностью, разновременностью и созревания, и разви-тия. Б. Г. Ананьев пишет о том, что зрелость человека.как индивида (умственная) и труда (трудоспособность)

во времени не совпадают. Это доказано и современны-ми данными на примере развития опорно-двигательногсаппарата, сердечно-сосудистой системы, эндокринногостатуса и нервной системы, а также на примере прост-ранственно-различительных функций, функции внима-ния, памяти, мышления, психомоторных функций, реак-тивности организма. Фазное протекание целостного жиз-ненного цикла человека есть последовательная сменамоментов становления, эволюции и инволюции (Б. Г.Ананьев)

Важно знать, что большинство авторов выделяет три основных стадиионтогенеза. У В. В. Бунака - ϶ᴛᴏ прогрессивная, ста-бильная, регрессивная, с границами 20-21 год и в 40-55 лет. В более дробной классификации И. А. Аршав-ского можно выделить 1-й этап постнатального онтоге-неза, длящийся от рождения до 20-21 года, второй пе-риод стационарного состояния от 21 до 60 лет и 3-й пе-риод - после 60 лет.

А. В. Нагорный, В. И. Никитин, принимая за исход-ную характеристику рост тела, выделяет 3 основных пе-риода: первый период - прогрессивного роста. Стоит заметить, что он ха-рактеризуется увеличением длины тела, нарастаниемроста и объема, усиливающейся дифференцировкой -до 20 лет жизни человека. Второй период - стабильно-го роста. Стоит заметить, что он характеризуется прекращением роста вдлину и увеличением массы, завершением дифференци-ровки возраста до 60 лет. Третий период - регрессив-ного роста: постепенная инволюция, длина и масса телауменьшается - после 60 лет жизни. Границу между 1-йи 2-й стадиями, исходя из мнения "большинства авторов,.выделяют в 19-21 год. Проследим динамику развитияосновных характеристик на ϶ᴛᴏм начальном периоде зре-лости. (Здесь и дальше использованы среднестатистиче-ские характеристики, описанные в литературе для соот-ветствующих возрастных групп) Анализируемый воз-растной отрезок характеризуется завершением главнойфазы биологического развития, замедлением роста: кон-станта роста снижается с 1.553 до 0.619 с 19 до 23 лет,а затем рост прекращается. Заканчивается формирова-ние скелета, происходит синостозирование затылочно-основного синходроза, что будет морфологическимпризнаком зрелости. Масса тела начинает увеличивать-ся на фоне прекратившегося роста. Интенсивность ос-новного обмена после 20 лет уменьшается на 0.12 ед. вгод (от года до 20 лет уменьшалась на 0.7 ед. в год),

«у.еет место скачок. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что возраст 20 лет яв-ляется пиком общесоматического развития. Прирост ве-са желез внутренней секреции, интенсивно увеличиваю-щийся до 20 лет, после 20 лет значительно замедляется.Гистологическое артериальное давление достигает уров-ня взрослой нормы 118-120 мм. рт. столба. Пик всехвидов чувствительности, по данным П. П. Лазарева,наблюдается также в 20 лет. Вместе с тем, пик психо-физиологических, психических и интеллектуальныхфункций отмечен Б. Г, Ананьевым и его сотрудникамив 19 лет, когда имеется фронтальное повышение функ-ционального уровня психомоторных характеристик, вни-мания, памяти, мышления, когда наблюдается такжепик динамичности возбудительного и тормозного про- -цессов. К 21 году жизни человека происходит заверше-ние формирования основных векторов развития высшихэмоций: эстетических, данныеческих, интеллектуальных исамосознания. Д. Б. Бромлей, описывая динамику соци-альных характеристик, отмечает в ϶ᴛᴏм возрасте появ-ление собственной семьи, уход из родительского дома,рождение первого ребенка, оϲʙᴏение профессиональныхролей, установление круга знакомых, связанных с рабо- той. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что существенные изменения вносят нетолько количественный, но и качественный характер, и,-что особенно важно, по многим функциям прослежива-ется скачкообразный характер изменений.

После всего сказанного перейдем к рассмотрениюдинамики психологических показателей внутри периодазрелости. Необходимо отметить очень малую изучен-ность ϶ᴛᴏй стадии человеческой жизни, как со стороныгенетиков, физиологов и медиков, так и со стороны пси-хологов, педагогов и акмеологов. Пионером изучения϶ᴛᴏго возрастного отрезка жизни в нашей стране былБ. Г. Ананьев. Вполне понятно, что в силу малой изученно-сти, в ϶ᴛᴏй стадии выделяются всего исключительно два периода.Их граница находится в возрасте 32-35 лет. Какие су-щественные сдвиги происходят в ϶ᴛᴏм возрасте? Этовозраст "максимальных достижений по показателям фи-зического развития: силы, роста и веса, жизненной ем-кости легких (И. И. Шмальгаузен, В. В. Бунак, В. Н.Никитин, А. В. Нагорный, И. Н. Булавкин) На ϶ᴛᴏт пе-риод приходятся и оптимальные характеристики неко-торых психофизиологических и психологических показа-телей: динамичность торможения имеет оптимум в33 года; оптимум объема и избирательности внимания

наблюдается также в 33 года, оптимум его устойчиво-сти - в 34 года. Важно заметить, что один из пиков интеллектуального раз-вития приходится на возраст в 35 лет (М. Д. Дворяши-на, Е. И. Степанова) Пик невербального интеллекта от-мечается у человека, когда ему 32-33 года, после чегоначинается снижение его уровня. С возрастными изме-нениями психологических и психофизических функций,определяющих индивидуальную и личностную структу-ру человека, соᴏᴛʜᴏϲᴙтся изменения показателей, ха-рактеризующих человека как субъекта деятельности.

В процессе изменения основных видов деятельностичеловека (от самых элементарных общих форм до слож-ных видов профессиональной деятельности) формирует-ся характер и способности, общая одаренность и трудо-способность.

Как известно, нормальный человек - субъект дея-тельности - обладает определенным потенциалом -работоспособностью, специальными способностями, ак-тивностью в форме ценностных ориентации, мотивов,сформированными определенным жизненным и профес-сиональным опытом. Рассматривая трудоспособностьчеловека, Б. Г. Ананьев повествовал, что она есть явлениеисторическое, непосредственно связанное с развитиемсредств общественного производства. По мере формиро-вания трудовых функций человека от энергетических ктехнологическим, от них к управляющим и контрольнымвозникают новые компоненты трудоспособности, изме-няются взаимосвязи между ними и преобразуется самаструктура работоспособности.

Производственная деятельность человека в совре-менных условиях представляет собой такое сочетаниеумственного и физического труда, при кᴏᴛᴏᴩом именноумственные, т. е. познавательные, функции управленияи регулирования приобретают особое (ведущее) значе-ние. С психологической точки зрения, данные функции раз-нородны, так как они не ограничиваются логическимипроцессами. В состав умственных функций должныбыть также включены и многообразные сенсорные, точ-нее, сенсомоторные процессы, являющиеся непосредст-венными регуляторами действий.

Рассматривая структуру человека как субъекта дея-тельности, Б. Г. Ананьев выделил четыре уровня актив-ности: 1-й - уровень целостной деятельности, как исто-рически сложившейся системы программ, операций исредств производства материальных и духовных ценностей общества; 2-й - уровень отдельного акта деятель-ности; 3-й - уро-вень макродвижений, из кᴏᴛᴏᴩыхстроятся действия; 4-й - уровень микродвиже-ний, из кᴏᴛᴏᴩых строятся микродвижения. Первые двауров.ня будут молярными, вторые два - молеку-лярными. Молярные уровни рассматриваются Б. Г.Ананьевым в системе связей «субъект - личность». Мо-лекулярные уровни развиваются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно при-родным ϲʙᴏйствам человека и могут быть поняты в си-стеме связей «субъект - индивид». Микродвижения,как указывает Б. Г. Ананьев, не будут самым низ-ким и общим уровнем активности. В основе микродви-жений раз"ных типов лежит спонтанная двигательнаяактивность (автоколебания мышечнодвигательных, ре-чедвигательных, сосу до двигательных систем с обрат-ной связью), определяемая энергетическими процесса-ми организма и преобразуемая под влиянием информа-ционных потоков деятельности. Материал опубликован на http://сайт
«Взаимопереплетениеэнергетических и информационных потоков в человече-ской активности составляет одну из важнейших психо-физиологических проблем деятельности».

Выделенные уровни двигательной активности субъ-екта деятельности объясняют сложность процесса раз-вития, разновременность и гетерохронность созреванияи развития разных функций в разные фазы онтогенеза.Проблема субъекта деятельности как личности подня-та в трудах С. Л. Рубинштейна. Согласно ϶ᴛᴏму пони-манию естественно, что формирование субъекта дея-тельности и деятельности личности не прекращается дотех пор, пока эта деятельность осуществляется. Поня-тие субъекта деятельности и личности настолько пере-плетены, что часто отождествляется и забывается, чтоосновной характеристикой субъекта деятельности явля-ется его продуктивность.

В 60-е годы в Ленинграде под руководством Б. Г.Ананьева было организовано комплексное исследованиечеловека периода «акме». Сегодня данные ис-следования продолжаются Санкт-Петербургским отделе-нием Академии акмеолопических наук. В итоге получе-ны уникальные данные по психофизиологическому и со-циальному развитию взрослых в возрасте от 17 до60 лет. Эти данные сломали понятие «мертвого плато»периода взрослости и показали, что на всех этапах ϶ᴛᴏ-^ пр,пиода выделяются сенситивные и критические пе----„ „„опчтия. зоелость раз-

периода взрослости и показали, чш nu ^-го периода выделяются сенситивные и критические пе-риоды психофизиологического развития, зрелость разнородна и противоречива. Эти данные, соотнесенные сданными социологов, свидетельствуют, насколько важ-но создание подлинно научной теории по управлениюпотенциалом взрослого человека.

Отметим, что техническое перевооружение производства и возник-новение новых профессий требует не только ориентациии переориентации, "но и дообучения и переобучениявзрослых непосредственно в процессе их трудовой дея-тельности. Материал опубликован на http://сайт
Все данные особенности развития общества оз-начают и новые, значительно большие, чем когда-либсв истории человечества требования к интеллекту взрос-лого человека, его мобильности и переключаемости.Эти требования не ограничиваются суммированием,обобщением и отбором информации, они включают всебя преобразование концептуальных систем и самогоаппарата деятельности. Материал опубликован на http://сайт
В данном случае речь идет обинтеллектуальных потенциалах человека, его готовно-сти к определенному ходу индивидуального развития, охарактеристике психофизиологических возможностейего обучения, обучаемости на всех этапах онтогенеза.

В ϶ᴛᴏм плане представляют интерес различные дан-ные по особенностям интеллектуального развитиявзрослого человека, обогатившие теоретические пред-ставления о закономерностях такого развития. Важно знать, что боль-шинство исследователей приводит относительно ранниесроки появления оптимумов функционального развитияи постепенное их снижение с возрастом. Так, Фульдеци Ровен, рассматривая логическую способность, счита-ют, что если уровень развития логической способно-сти 20-летних принять за 100%, то дальнейшая"харак-теристика будет выглядеть: 30 лет - 96%, 40 лет -87%, 50 лет - 80%, 60 лет - 75%. Надо полагать, чтооптимума интеллектуальные функции достигают в юно-сти. В дальнейшем характеристика интеллекта опреде-ляется двумя факторами: внутренними и внеш-ними. Внутренним фактором будет.одаренность.У более одаренных интеллектуальный прогресс "болеедлителен и инволюция нарастает позже, чем у менее ода-ренных. Внешним фактором будет образование, ко-торое противостоит старению и несколько затормажи-вает эволюцию. В. Овенс и Л. Шоэнфельд на базеряда исследований показали, что вербально логическиефункции, достигая оптимума в ранней молодости, мо-гут держаться на довольно высоком уровне длительныйпериод, снижаясь к 60 годам. Лонгитюдным методом

прослежено резкое возрастание индексов от 18 до50 лет и установлено незначительное снижение данных ин-дексов у людей, занимающихся творческой деятель-ностью, к 60 годам. По Д. Векслеру, интенсивное интел-лектуальное развитие возможно с 19 до 30 лет. Пики. некᴏᴛᴏᴩых функций, например, лексических, достигаютоптимума в 40 лет. В комплексных исследованиях подруководством Б. Г. Ананьева показано, что на всем диа-пазоне от 17 до 50 лет жизни человека.существует не-равномерное развитие вербально-невербальных компо-нентов интеллекта. Критическими периодами в разви-тии интеллекта будут периоды 20-летнего возраста,23-летнего, 31 год, 34 года, 42 года, 43 года, сенситив-ными периодами можно считать периоды 19, 24, 25, 30,44, 49 лет. Оказались исключительно важными не толь-ко уровень развития интеллекта, но и структура соот-ношения вербально-невербальных его компонентов.Еще большее значение имеет уровень образования. Ссамого начала комплексного исследования были выде-" лены 5 групп испытуемых: имеющих неполное среднееобразование и прекративших обучение, имеющих непол-ное среднее образование и возобновивших обучениепосле перерыва, группы с непрерывным образованиеми группы, имеющие высшее образование. Данные пока-зали, что сам процесс учения будет фактором опти-мизации интеллектуального потенциала. У лиц с выс-шим образованием, продолжающих обучаться, уровеньвысокого интеллекта сохраняется на всем исследуемомдиапазоне. Рассматривая структуру психофизиологиче-ского развития взрослых, Б. Г. Ананьев подсчитал, чтостационарное состояние встречается только в 14°/о отобщего числа исследованного периода. Противоречиваяструктура развития характеризует как самые сложныеобразования: интеллект, логические и мнемоническиефункции, так и самые элементарные процессы, вклю-чая метаболизм и разноуровневые характеристики пси-хомоторики.

Анализ возрастных особенностей производственнойактивности свидетельствует о наличии возрастных кон-стант в различных видах труда. Так, в возрасте от 18до 25 лет основная масса рабочих обслуживает кон-вейерное производство, станки-автоматы и полуавтома-ты. В 26-30 лет 75,2% от общего числа обследованныхрабочих будут операторами на пультах управления,15% - слесари-наладчики и т. д. Люди пожилого возраста не могут соревноваться с молодежью на конвейере, но в то же время на токарном и фрезерном станках соревнуются с успехом.

В. В. Унгул отмечает регресс моторного научения уже в возрасте 27-33 лет при продолжающемся прогрессе вербального научения. Б. Г. Ананьев по ϶ᴛᴏму поводу отмечал, что сравнительная долговечность вербальных функций, конечно, характеризует поступательный ход психофизической эволюции взрослого человека. При этом вряд ли ϶ᴛᴏ прогрессирующее нарастаниевербальных функций происходит за счет инволюциипсихомоторных функций. Это столь же маловероятно,как объяснение раннего старения психомоторных функ-ций прогрессом речевых функций. В работах, выполнен-ных Т. Е. Алексеевой и под ее руководством, отмечает-ся, что в деятельности операторов почтовой связи наи-более сложный, критический период отмечается в 25-27 лет, у операторов телефонной станции в 23-27 лет.В исследованиях, проведенных под руководством Е. Ф.Рыбалко, получены данные, свидетельствующие о до-вольно раннем «старении» профессий, связанных с ра-диомонтажными работами, точных движений сборщицоптической и радиоэлектронной промышленности, фик-сируемом в 28-35 лет.

В НИИ непрерывного образования взрослых РАОбыло проведено изучение социально-педагогическихпроблем деятельности учителей, кᴏᴛᴏᴩое охватило -воз-растной этап от начала и до завершения профессио-нальной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Это исследование позволило вы-делить ряд этапов возрастного и профессиональногоразвития. 1-й этап: от 23 до 30 лет - этап вхожденияв профессию. Стоит заметить, что он характеризуется социально-профессио-нальной адаптацией. При прохождении его имеют ме-сто компенсация недостающих знаний, выработка про-фессионального мировоззрения, осознание гражданскихправ и обязанностей. Этот период связан также с соз-данием семьи, налаживанием внутрисемейных отноше-ний, решением бытовых и семейных проблем. На ϶ᴛᴏмэтапе 40% опрошенных учителей считают, что их преж-ние представления об учительском труде не совпали спрактикой. Лишь 7% учителей включились в деятель-ность без особых проблем. 80% считают себя неподго-товленными к воспитательной работе, 72% -к учебной.Этот этап характеризуется высоким эмоциональнымнапряжением специалиста, в результате чего у 10%

мазанный период называют dicik^.,- -^на 4 периода: нормативный кризисный период - йо-40 лет; кризис середины жизни - 40-45 лет или 37-43 года; стабильный период - 43-50 лет. Норматив-ный кризис 30-33 лет обусловлен рассогласованиеммежду жизненными планами человека и реальной воз-можностью осуществления задуманного, что ведет к пе-ресмотру системы ценностей. Стабильный период -33-40 лет характеризуется тем, что человек ставит оп-ределенные цели и добивается их реализации. Стоит заметить, что он в ϶ᴛᴏвремя получает профессиональное и общественное при-знание. Период от 40 до 45 лет будет кризисным длямногих, так как в ϶ᴛᴏт период человек пытается осмыс-лить и переосмыслить жизненные цели, обрести новоезначимое для себя содержание в общечеловеческих цен-ностях. Период от 45 до 50 лет рассматривается какстабильный. Человек реализует ϲʙᴏй профессиональ-ный и гражданский долг, понимает и терпит других, об-наруживает сострадание и согласие с другими людьми.

Интересные данные о динамике творческой активно-сти получены в исследовании 3. Ф. Есаревой. Как ейудалось установить (см. таблицу 1), творческая актив-ность ученых разных специальностей во время зрело-сти имеет целый ряд чередующихся периодов оптиму-мов и спадов. Причем оптимумы и подъемы приходят-ся даже на такой поздний период как возраст 58-67-70 лет. Таким образом, и на примере творческой актив-ности показана непрерывность развития зрелого чело-века.

цшамика творческой активности ученых

Для системного подхода необходимым будет не-только рассмотрение явлений в их развитии, но и уста-новление связей между ними. Б. Ф. Ломов отмечает, ɥᴛᴏбыло бы ошибкой полагать, что простое расположениеданных, накапливаемых в разных областях психологической науки, и есть реализация системного подхода.Действительная задача заключается в том, ɥᴛᴏбы понять закономерные связи между ними. Б. Г. Ананьевговорит о том, что теория связей - ϶ᴛᴏ первостепеннаязадача, кᴏᴛᴏᴩую психология может и должна ставитьСтруктурность общей природы развития пробудет всложных противоречивых зависимостях одних функцийот других, их соотносительности и скоррелированности.И. И. Шмальгаузен оповествовал три основных типа связей ивзаимозависимостей: геномные, морфогенетические, эр-гонтические. Исследование названных связей поможетпонять, каким образом складывается система и каковыособенности ее организации в тот или иной периодфункционирования. Вопрос об исследовании связейостается все еще очень малоизученным. Имеются дан-ные, полученные в лаборатории Б. Г. Ананьевым, а так-же его учениками Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степановой идр. о том, что возрастные особенности характеризуютсяне только динамикой уровневых показателей той илииной функции, но и изменением всей структуры интер-и межфункциональных связей, что исключает возмож-ность чисто локального изменения какой-либо отдель-ной функции (например, вербально-логической или мне-монической) под внешним воздействием без тех или со-путствующих сдвигов в других функциях и позволяетпостроить возрастной синдром. Так, исследуя возраст-ные периоды развития человека от 18 до 35 лет, сот-рудники лаборатории дифференциальной психологии и;

антропологии под руководством-Б. Г. Ананьева показа-ли, что для возраста 18-21 год характерной будетпростая структура межфункциональных связей, имею-щая характер «цепочки», в 22-25 лет связи приобрета-ют уже иной характер и представляют собой сложно-ветвящуюся констеляцию, в 30-35 лет происходит пе-рестройка всего комплекса связей. Не менее существен-ные качественные изменения происходят и на границемежду 2-й и 3-й стадиями постнатального онтогенеза,.временные границы кᴏᴛᴏᴩой приходятся на возраст от55 до 65 лет, т. е. на завершающий этап зрелости. Нагенетическом, морфологическом и физиологическом