"Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем". Основные этапы развития генетики

Технологическая карта урока биологии в 9 классе

ФИО

Романова Т. С.

Предмет

Биология

Класс

9 класс

«Биология. Введение в общую биологию и экологию» /А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник

Тема

«Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем»

Программно-технические средства на уроке

Компьютер, проектор, экран, презентация по теме, раздаточные материалы, плакаты «Хогвартс», «Новый год в школе чародейства и волшебства», «Расписание уроков», флаг Хогвартса.

Цель

Познакомить учащихся с новой наукой – генетикой, изучив ее основные понятия и термины, применение их в практической деятельности, подчеркнуть роль генетики для будущей жизнедеятельности людей.

Основные термины, понятия

Генетика, наследственность, изменчивость, чистая линия, аллельные гены, доминантный ген, рецессивный ген,

Г. Мендель, гибридизация, закон единообразия гибридов 1-го поколения.

Задачи:

Обучающие:

    Обеспечить усвоение основных понятий темы;

    познакомить учащихся с практическим применением знаний по генетике;

    способствовать формированию ключевых биологических компетентностей;

    способствовать пониманию важности знания основных понятий генетики для объяснения биологических закономерностей.

Развивающие:

    Развивать личностно-смысловое отношение к генетике;

    развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий;

    вырабатывать навыки самооценки.

Воспитательные :

    Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля;

    создать условия для понимания важности изучения науки генетики, закономерностей наследования признаков, способствовать пониманию важности генетики в повседневной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная

Технология: развитие критического мышления, ИКТ-технология.

Планируемые результаты учебного занятия

Предметные :

Знать:

    Основные понятия урока: генетика, наследственность, изменчивость, гибридизация, чистая линия, гибридологический метод, рецессивные и доминантные гены;

    практическое применение знаний по генетике;

    роль генетики в жизнедеятельности человека;

    вклад Г. Менделя в развитие генетики.

Уметь:

Личностные :

    Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

    устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    оценивать собственный вклад в работу группы;

    формировать ценностное отношение к природе.

Метапредметные :

- регулятивные:

    Самостоятельно определять тему и задачи урока;

    участвовать в коллективном обсуждении задания;

    оценивать свою деятельность на уроке с помощью разработанных критериев;

    умение осуществлять действие по плану и оценивать результат.

- коммуникативные:

    Уметь самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе и индивидуально;

    слушать товарища и обосновывать свое мнение;

    выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:

    Работать с учебником;

    выполнять предложенные задания;

    работать с информационными текстами;

    сравнивать, анализировать и делать выводы;

    уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Продолжить формирование умения работать с текстом.

2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять рассказы-предположения по ключевым словам, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.

3. Продолжить формирование навыков поиска и отбора необходимой информации.

Коммуникативные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и индивидуально.

2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять тему и задачи урока.

2. Продолжить формирование умения участвовать в работе группы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3. Продолжить формирование умения оценивать свою деятельность с помощью разработанных критериев.

4. Продолжить формирование умения работать по плану, оценивая результат самостоятельно.

Личностные УУД

1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

5.Создавать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Структура и ход урока:

Таблица 1

Этапы урока (время)

Прием урока, название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организа-ционный момент

Презентация

Метод стимулирова-ния интереса и мотивации учебной деятельности

1.Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность учащихся к уроку.

Здравствуйте, дорогие ребята. Поздравляю вас с новым учебным годом в школе чародейства и волшебства Хогвартс. Надеюсь, обучение в нашей школе вам понравится и вам будет интересно изучать и познавать новое.

Процедуру распределения по факультетам: Гриффиндор, Когтевран, Слизерин и Пуффендуй, вы уже прошли. А сейчас я познакомлю вас с правилами поведения в нашей школе, с системой нашего оценивания и с расписанием уроков.

Итак:

1)На уроках ведем себя тихо;

2)Если знаем ответ на вопрос, поднимаем руку;

3)Помогаем товарищу, если ему понадобится ваша помощь;

4)Будьте всегда внимательны, не всегда видимое будет явным.

Ребята, за каждый правильный ответ на уроке, вам будет начисляться по 10 баллов. Эти баллы пойдут вам в личный зачет.

Если вы заработаете сегодня 50 и выше баллов, то получите пятерку за урок.

Если 40 баллов – четверку.

Если меньше 40 баллов, то тройку.

Все заработанные вами баллы пойдут также в копилку баллов вашего факультета. По завершении урока учащиеся факультета, набравшие большее количество баллов, получат дополнительные пятерки за урок. Поэтому, остается добавить: Вперед, факультеты!

А теперь, немного о вашем расписании. Сегодня у вас три урока:

1)Урок травологии;

2)Урок по изучению магических существ;

3)Практическая магия.

Все сегодняшние уроки проведу у вас я.

1.Учащиеся встают из-за парт и приветствуют учителя и настраиваются на работу на уроке

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Регулятивные (учащиеся настраиваются на работу на уроке)

Актуализа-ция знаний (Стадия вызова)

Презентация

Видеосюжет «О чем сегодня на уроке мы будем говорить?»

Рассказ-предположение по “ключевым” словам”

Индивидуаль-ная работа

1.Итак, приступим. Первый урок-травология.

Травология – это наука. Что она изучает?

Уч-ся: она изучает травы и различные растения.

Уч-ль: Верно. Травология – это наука, изучающая различные растения, лечебные и откровенно волшебные. Отдельное внимание уделяется внутреннему строению этих растений.

Уч-ль: Травология – это очень обширная наука. О чем же мы будем говорить сегодня?

Ребята, прошу вас посмотреть видео. Ваша задача ответить на вопрос: о чем мы сегодня будем говорить?

(видео, в котором дети говорят о генетике, не упоминая этого понятия).

Уч-ль: О чем же мы будем сегодня на уроке говорить?

Уч-ся: О генетике.

Уч-ль: Верно. Какова же тема нашего занятия?

Уч-ся: Генетика как наука.

Уч-ль: Верно. «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем».

Уч-ль: А какие мы поставим перед собой задачи на уроке?

Уч-ся:

1)Изучить особенности науки генетики;

2)Рассмотреть практическое применение знаний по генетике;

Уч-ль: Да, верно. Но давайте добавим еще одну задачу.

3)Изучить работы Г. Менделя.

А для начала предлагаю вам, ребята, составить по ключевым словам рассказ. Сколько слов, столько и предложений должно получиться. Необязательно, что все ваши предложения окажутся верными, потом по ходу изучения темы, мы их исправим.

Ключевые слова для составления рассказа: генетика, наследственность, изменчивость, Г. Мендель, горох, чистая линия, гибридизация.

Уч-ся: (Пример) Генетика-это наука о наследственности и изменчивости. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки потомству.

Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки. Г. Мендель-основоположник генетики. Объект исследований Г. Менделя – горох. Чистая линия – это потомство от самоопыляющегося растения.

1.Учащиеся внимательно слушают учителя

2.Учащиеся смотрят видео и формулируют тему урока «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем».

3.Учащиеся формулируют задачи урока. Учитель дополняет ответы учащихся.

4.Учащиеся составляют рассказ-предположение по ключевым словам.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог)

Регулятивные (умение определять тему и задачи урока)

Познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания)

Усвоение новых знаний (Стадия осмысления)

Поисковая беседа

Поисковая беседа

Фронтальная работа

Прием «мудрые совы»

Групповая работа

Поисковая беседа

Объяснение

Видеосюжет «Пересаживание Мандрагоры»

Практическая работа по инструктив-ной карточке

(физкультми-нутка)

1.Уч-ль: Ребята, вы составили правильные предложения относительно генетики.

Генетика-это наука о наследственности и изменчивости.

Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки потомству из поколения в поколение.

Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки.

Г. Мендель – это ученый, изучавший генетику.

Горох – это растение, на котором проводил свои исследования Г. Мендель.

Г. Мендель – великий маг и волшебник, действительно является основоположником науки генетики. Он проводил гибридизацию то есть скрещивание. Скрещивание он проводил с растениями гороха. А что вы знаете о Г. Менделе?

Сообщение учащегося (Гермиона):

    Грегор Мендель родился в небогатой крестьянской семье, с детства привык к крестьянскому труду, особенно полюбил пчеловодство и садоводство.

    После деревенской школы учился в гимназии в г. Опаве, а затем в философских классах в г. Оломеуц, где обучали не только философии, но и математике и физике. После того, как платить за учебу становится очень трудно, Грегор принимает монашество.

    В этот период он начал преподавать в городской школе. Его любимыми предметами были биология и математика. И с самого утра Г. Мендель трудился в маленьком монастырском садике и склонял свои колена не перед иконами, а перед грядками с горохом. Именно горох по многим показателям стал объектом его исследований.

Уч-ль: Отлично, 10 баллов Гриффидору.

Уч-ль: Ребята, а почему Г. Мендель выбрал для своих исследований именно горох? Может у него какие-то особенные внешние признаки?

Уч-ся отвечают.

Гермиона, снова ты? Давайте, дадим возможность ответить Когтеврану. Пож-та.

Сообщение учащегося (Когтевран): 1)Горох имеет короткий период развития (можно получить несколько урожаев гороха за лето) и многочисленное потомство;

2)Горох имеет много альтернативных, то есть хорошо заметных признаков (окраска венчика: белая, красная; окраска семян: зеленые или желтые; форма семян: морщинистые или гладкие; окраска боба: желтые или зеленые и др.);

3)Горох является строгим самоопылителем, то есть полученное от него потомство – это чистые линии.

Уч-ль: Всё верно. Когтевран получает 10 баллов. Значит, чистая линия – это потомство от самоопыляющегося растения.

Уже в 19 веке великий маг и волшебник – Грегор Мендель предположил, что за каждый признак у растений гороха отвечает какой-то наследственный задаток (эти наследственные задатки позднее были названы генами). На основе многочисленных опытов Мендель пришел к выводу, что каждому признаку соответствуют два наследственных задатка или гена. Гены он обозначил маленькими и большими буквами латинского алфавита: A, B, C, D, a, b, c, d и др.

Гены, обозначаемые большими буквами, характеризуют проявление какого-либо признака и называются доминантными, то есть проявляющимися.

Доминантный – «проявляющийся»

Гены, обозначаемые маленькими буквами, не проявляются, если находятся в паре с доминантным геном и называются рецессивными.

Рецессивный – «подавляемый».

Два гена, отвечающие за проявление одного признака, называются аллельными.

Например: признак цвет семян растений гороха. Семена могут быть желтыми и зелеными. За цвет семян как за один признак отвечают два гена: один за желтый цвет. Обозначим его А. Другой за зеленый цвет – а. Вместе эти два гена называются аллельными, так как отвечают за проявление одного признака. А сочетания этих генов могут быть различны:

АА

Аа

аа

Давайте, определим, какого цвета будут семена гороха.

Уч-ль: В верхнем записи две большие буквы, как называются такие гены?

Уч-ся: доминантные.

Уч-ль: Верно. Значит какой цвет будет у семян гороха в данном случае?

Уч-ся: желтый

Уч-ль: Во втором варианте записи аллельных генов, какие гены есть?

Уч-ся: доминантный и рецессивный.

Уч-ль: Верно. Какой цвет у семян?

Уч-ся: желтый.

Уч-ль: и наконец третий вариант записи представлен только рецессивными генами, значит каков цвет семян?

Уч-ся: они зеленого цвета.

Уч-ль: Верно. А сейчас, ребята, я раздам вам тексты, ваша задача – прочитать текст и выполнить задания после него (прием «мудрые совы»)

Текст: Г. Мендель – великий человек, его открытия, сделанные еще в 19 веке, используются в 21 веке. Его метод исследований – гибридологический применяется для создания новых сортов растений с полезными для нас свойствами. Прежде всего этот метод, он заключается в скрещивании то есть гибридизации растений с альтернативными признаками (противоположными, например, скрещивание растений с желтыми и зелеными семенами) и в последующем математическом подсчете растений с разными признаками.

Введенная им генетическая символика используется сегодня всеми генетиками мира: для определения наследования всех признаков – от цвета глаз и волос до возможности проявления различных наследственных заболеваний. Для письменного обозначения скрещивания Мендель ввел следующие символы:

Р (пэ) – родители

Х – знак скрещивания

G (же) - гаметы

F 1 (эф) – гибриды (потомство) первого поколения

Женская особь

Мужская особь

Нельзя переоценить значение работ Грегора Менделя для развития генетики. Его имя проходит через века.

Вопрос: В чем проявляется значимость работ Г. Менделя для будущей деятельности и жизни людей?

Уч-ся: Да. Г.Мендель многое сделал для развития генетики. Сейчас его работы используются для создания сортов растений, что, безусловно, важно для развития человечества; для диагностики наследственных заболеваний и возможности их проявления с целью предотвращения их развития.

Уч-ль. Молодцы, все верно. А Г. Мендель еще известен нам тем, что создал три закона наследственности и один из них мы сейчас рассмотрим.

Напомните-ка, ребята, на каком растении проводил исследования Мендель?

Уч-ся: на горохе

Уч-ль: А какие по цвету могут быть семена гороха?

Уч-ся: желтые и зеленые.

Уч-ль: А как называются парные гены, отвечающие за проявление одного признака?

Уч-ся: аллельными

Уч-ль: Верно. Итак, Г. Мендель скрещивал растения гороха с желтыми и зелеными семенами. Используя его генетическую символику, этот процесс можно записать так:

Р ♀ АА х ♂ аа

В результате, мы должны получить гаметы, в каждую гамету поступает один ген из аллельной пары генов. Эту фразу запомните, она вам пригодится не раз. Запишем:

G А а

Нам нужно каждую женскую гамету соединить с мужской, в результате мы получаем такое потомство.

Р Аа

Какого цвета будут семена этого растения?

Уч-ся: желтый.

Уч-ль: верно, то есть все особи первого поколения несут признак одного из родителей. Грегор Мендель сформулировал закон так: При скрещивании особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, в первом поколении всё потомство будет нести признак одного из родителей, то есть по этому признаку будет единообразным. Поэтому этот закон получил название: Закон единообразия гибридов первого поколения.

А скрещивание особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, было названо моногибридным.

Уч-ль: Ребята, мы сейчас с вами много говорим о генетике. Но какое исследование может быть без практики? Поэтому сейчас мы посмотрим небольшой сюжет, как старшекурсники пересаживают растения очень опасные.

Ребята, любое растение, когда его вынимают из земли, а еще хуже срывают без причины, плачет. Этот плачь слышится как стон и негативно влияет на слуховую систему, поэтому пересаживают мандрагору старшекурсники в наушниках. Работа старшекурсников будет сходна с нашей, смотрим видео.

Ребята, а мы сегодня будем работать с семенами гороха. Посмотрите, они проросли, коснитесь семени, дотроньтесь до него рукой, передайте семени часть своей энергии, часть своего тепла, ведь каждом семени заключена необыкновенная жизненная сила. А потом дайте ему коснуться земли, из него вырастет замечательное растение, которое будет радовать вас и ваших близких. Ребята, работать будем по инструктивной карточке на слайде.

Инструктивная карточка

1.Возьмите стаканчик с землей и палочку

2.Сделайте палочкой углубление в стаканчике

3.Поместите в углубление семя с горохом и присыпьте землёй

Уч-ль: Хорошо, вы справились с заданием. И теперь нам останется подождать, какого цвета венчики и форма семени будут у наших растений. Пусть это будет для вас Новогодним сюрпризом, а на последующих уроках, вы расскажете мне, какие растения гороха выросли у вас.

А сейчас мы приступаем к изучению магических существ. И самое время открыть ваши волшебные книжки.

1.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

2.Учащиеся слушают сообщение ученика

3.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

4.Учащиеся слушают сообщение ученика.

5.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

6.Учащиеся читают текст и выполняют задание после текста.

7.Учащиеся отвечают на вопрос по предложенному тексту.

8.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

9.Учащиеся выполняют задание по пересаживанию гороха по инструктивной карточке. (физкультминутка)

Коммуникативные (умение слушать других людей и высказывать своё мнение)

Познавательные (умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания)

Познавательные (умение добывать новые знания)

Коммуникативные (умение слушать учителя и участвовать в поисковой беседе)

Коммуникативные (умение слушать учителя и высказывать свое мнение)

Коммуникативные (умение доходчиво и понятно высказывать свою мысль)

Коммуникативные (формирование умения самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе)

Познавательные (формирование умения ориентироваться в тексте, находить нужную информацию)

Личностные (личностная позиция по данному вопросу)

Коммуникативные (участие в поисковой беседе с учителем)

Коммуникативные (умение слушать учителя и сотрудничать в поисковой беседе с ним)

Личностные (бережное отношение к природе как личностная позиция)

Регулятивные (умение осуществлять действие по плану и оценивать результат)

Предметные (умение выполнять работу по инструктивной карточке)

Коммуникативные (умение сотрудничать с учителем)

Обобщение и системати-зация знаний

Презентация

Уч-ль: Знакомьтесь, гиппогрифы! Туловище, задние ноги и хвост коня, передние лапы, крылья и голова орлиные, сильный, стального цвета клюв и огромные, блестящие как апельсины, глаза. Кто хочет с ними познакомиться и выполнить первое упражнение?

1)Чистокровный гиппогриф бело-серого цвета Клювокрыл (А) встретил Орлицу – гиппогрифа рыжего цвета (а). Подскажите, как будет выглядеть потомство.

Уч-ся выходит к доске, решает задачу.

Р ♀ АА х ♂ аа

G А а

F 1 Аа

Всё потомство будет бело-серого цвета.

2) Определите генотипы родителей Окапи (Аа), если за формирование полос отвечает ген А. Рассмотрите все возможные варианты.

1)Р ♀ АА х ♂ аа

G А а

F Аа

2) Р ♀ Аа х ♂ аа

G А а а

F Аа аа

3) У Мары с серым цветом шерсти (а) и мары с коричневым цветом шерсти (А), родились все дети с коричневым цветом шерсти. Определите генотипы родителей.

Р ♀ АА х ♂ аа

G А а

F Аа

Уч-ль: молодцы, вы хорошо разобрались в этих заданиях, поэтому мы приступаем к следующему уроку – к практической магии.

Уч-ль: Сейчас каждый факультет получит конверт, в котором находятся отдельные фрагменты фотографии интереснейшего животного. Собрав пазл, с обратной стороны, вы увидите вопрос, на который вам необходимо дать ответ. Какой факультет первым выполнит задание, поднимает руку.

Вопросы:

1)Зачем нужно изучать генетику?

2)Какой ученый проводил исследования на горохе? Что он сделал для развития генетики?

3)Почему Г. Мендель выбрал для своих исследований горох?

4)Что означают основные генетические понятия: генетика, наследственность, изменчивость, чистая линия?

Уч-ль: Спасибо, ребята. Таким образом, мы сегодня узнали, что:

1)Генетика – это наука о наследственности и изменчивости. Изучение генетики необходимо для создания новых сортов растений и пород животных, для диагностики генетических заболеваний.

2)Г.Мендель – ученый, узучавший закономерности наследования признаков; вывел три закона наследственности, создал гибридологический метод и генетическую символику. Свои исследования Г. Мендель проводил на горохе.

3)Зная генетическую символику, используя закон единообразия гибридов первого поколения, можно решать задачи и определять генотипы родителей и потомства в зависимости от условия задачи.

1.Учащиеся решают задачу.

Учащиеся составляют пазл и отвечают на полученный вопрос

Познавательные (выполнение заданий)

Регулятивные (проверка прочности усвоения новых знаний)

Коммуникативные (умение слушать мнения других учащихся и высказывать свое)

Познавательные (умение анализировать и делать выводы)

Коммуникативные (умение работать в группе)

Подведе-ние итогов урока

Презентация

1.Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке.

1.Учащиеся слушают учителя и участвуют в оценивании

Регулятивные (умение оценивать себя, свою работу с использованием критериев оценки)

Домашнее задание

Презентация

1.Учитель сообщает о домашнем задании:

Параграф 9, написать синквейн, выбрав любое понятие из рассмотренной темы.

1.Учащиеся записывают домашнее задание.

Коммуникативные (умение слушать учителя)

Рефлексия

Презентация

Ребята, а теперь напишите мне телеграмму, ответив в ней на три вопроса:

    1.Что вы усвоили из новой темы?

    2.Что вам было непонятно?

    3.Напишите о своих впечатлениях по уроку.

Регулятивные (умение осознанно оценивать усвоение нового материала и выявлять возможные пробелы в понимании)

Приложение к плану-конспекту урока «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем»

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Фрагмент фильма «Гарри Поттер и тайная комната»

Интернет

Видеосюжет

___

Презентация по теме «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем»

Интернет

Презентация

___

Видеосюжет «О чем мы будем сегодня на уроке говорить?»

Видеосюжет создан учащимися

Видеосюжет

___

Людей всегда интересовали закономерности наследования признаков. Почему дети похожи на своих родителей? Есть ли риск передачи наследственных заболеваний? Эти и многие другие вопросы оставались под завесой тайны вплоть до XIX века. Именно тогда Менделю удалось аккумулировать все накопленные знания по данной теме, а также путем сложных аналитических опытов установить конкретные закономерности.

Вклад Менделя в развитие генетики

Основные закономерности наследования признаков - это принципы, в соответствии с которыми определенные характеристики передаются от родительских организмов к потомству. Их открытие и четкая формулировка явля.тся заслугой Грегора Менделя, который проводил по данному вопросу многочисленные опыты.

Главное достижение ученого - это доказательство дискретного характера наследственных факторов. Иными словами, за каждый признак отвечает конкретный ген. Первые карты были построены для кукурузы и дрозофилы. Последняя является классическим объектом для проведения генетических опытов.

Заслуги Менделя трудно переоценить, о чем говорят и отечественные ученые. Так, знаменитый генетик Тимофеев-Ресовский отметил, что Мендель был первым, кто провел фундаментальные опыты и дал точную характеристику явлениям, которые ранее существовали на уровне гипотез. Таким образом, его можно считать пионером математического мышления в области биологии и генетики.

Предшественники

Стоит отметить, что закономерности наследования признаков по Менделю были сформулированы не на пустом месте. Его исследования основывались на изысканиях предшественников. Стоит особенно отметить следующих ученых:

  • Дж. Госс проводил эксперименты на горохе, скрещивая растения с плодами разного цвета. Именно благодаря этим исследованиям были открыты законы единообразия первого поколения гибридов, а также неполного доминирования. Мендель лишь конкретизировал и подтвердил данную гипотезу.
  • Огюстен Саржэ - это растениевод, выбравший для своих опытов тыквенные культуры. Он первым стал изучать наследственные признаки не в совокупности, а по отдельности. Ему принадлежит утверждение, что при передаче тех или иных характеристик они не смешиваются между собой. Таким образом, наследственность является константной.
  • Ноден проводил исследования на различных видах такого растения, как дурман. Проанализировав полученные результаты, он счел нужным говорить о наличии доминирующих признаков, которые в большинстве случаев будут преобладать.

Таким образом, уже к XIX веку были известны такие явления, как доминантность, единообразие первого поколения, а также комбинаторика признаков у последующих гибридов. Тем не менее всеобщих закономерностей выработано не было. Именно анализ имеющейся информации и выработка достоверной методики исследования являются главной заслугой Менделя.

Методика работы Менделя

Закономерности наследования признаков по Менделю были сформулированы в результате фундаментальных исследований. Деятельность ученого осуществлялась следующим образом:

  • наследственные признаки рассматривались не в совокупности, а по отдельности;
  • для анализа выбирались только альтернативные признаки, которые представляют существенную разницу между разновидностями (именно это позволило наиболее четко объяснить закономерности процесса наследования);
  • исследования были фундаментальными (Мендель исследовал большое количество сортов гороха, которые были как чистыми, так и гибридными, а потом скрещивал "потомство"), что позволило говорить об объективности результатов;
  • использование точных количественных методов в ходе анализа полученных данных (используя знания в области теории вероятностей, Мендель снизил показатель случайных отклонений).


Закон единообразия гибридов

Рассматривая закономерности наследования признаков, стоит уделить особое внимание единообразию гибридов первого поколения. Он был открыт путем опыта, в ходе которого производилось скрещивание родительских форм с одним контрастным признаком (форма, окраска и т. д.).

Менделем было принято решение провести эксперимент на двух разновидностях гороха - с красными и белыми цветками. Как результат, гибриды первого поколения получили пурпурные соцветия. Таким образом, появилось основание говорить о наличии доминантных и рецессивных признаков.

Стоит отметить, что данный опыт Менделя был не единственным. Он использовал для экспериментов растения с другими оттенками соцветий, с разной формой плодов, разной высотой стебля и прочие варианты. Опытным путем ему удалось доказать, что все гибриды первого порядка единообразны и характеризуются доминантным признаком.


Неполное доминирование

В ходе изучения такого вопроса, как закономерности наследования признаков, проводились опыты как на растениях, так и на живых организмах. Таким образом, удалось установить, что далеко не всегда признаки находятся в отношениях и подавления. Так, например, при скрещивании кур черного и белого окраса удалось получить серое потомство. Так же было с некоторыми растениями, когда разновидности с пурпурными и белыми цветками на выходе давали розовые оттенки. Таким образом, можно скорректировать первый принцип, указав, что первое поколение гибридов будет иметь одинаковые признаки, при этом они могут быть промежуточными.

Расщепление признаков

Продолжая исследовать закономерности наследования признаков, Мендель счел необходимым подвергнуть скрещиванию двух потомков первого поколения (гетерозиготных). Как результат, было получено потомство, часть которого носило а другая - рецессивный. Из этого можно сделать вывод, что второстепенный признак у первого поколения гибридов не исчезает вовсе, а лишь подавляется и вполне может проявиться в последующем потомстве.

Независимое наследование

Много вопросов вызывают закономерности наследования признаков. Опыты Менделя коснулись также особей, которые отличаются друг от друга сразу по нескольким признакам. По каждому в отдельности предыдущие закономерности соблюдались. Но вот, рассматривая совокупность признаков, не удалось выявить какой-либо закономерности между их комбинациями. Таким образом, есть основания говорить о независимости наследования.

Закон чистоты гамет

Некоторые закономерности наследования признаков, установленные Менделем, носили чисто гипотетический характер. Речь идет о законе чистоты гамет, который заключается в том, что в них попадает лишь по одному аллелю из пары, содержащейся в гене родительской особи.

Во времена Менделя не было технических средств для подтверждения данной гипотезы. Тем не менее ученому удалось сформулировать общее утверждение. Суть его состоит в том, что в процессе образования гибридов наследственные признаки сохраняются в неизменном виде, а не смешиваются.

Существенные условия

Генетика - это наука, изучающая закономерности наследования признаков. Мендель сделал существенный вклад в ее развитие, выработав фундаментальные положения по данному вопросу. Тем не менее, чтобы они выполнялись, необходимо соблюдение следующих существенных условий:

  • исходные формы должны быть гомозиготными;
  • альтернативность признаков;
  • одинаковая вероятность формирования разных аллелей у гибрида;
  • равная жизнеспособность гамет;
  • при оплодотворении гаметы сочетаются случайным образом;
  • зиготы с разными комбинациями генов жизнеспособны в равной степени;
  • численность особей второго поколения должна быть достаточной, чтобы считать полученные результаты закономерными;
  • проявление признаков не должно быть зависимо от влияния внешних условий.

Стоит отметить, что данным признакам соответствует большинство живых организмов, в том числе человек.


Закономерности наследования признаков у человека

Несмотря на то, что изначально генетические принципы исследовались на примере растений, для животных и человека они также справедливы. Стоит отметить такие типы наследования:

  • Аутосомно-доминантный - наследование доминирующих признаков, которые локализуются посредством аутосом. При этом фенотип может быть как сильно выраженным, так и едва заметным. При данном типе наследования вероятность получения ребенком патологического аллеля от родителя составляет 50 %.
  • Аутосомно-рецессивный - наследование второстепенных признаков, соединенных с аутосомами. Заболевания проявляются посредством гомозигот, причем пораженными будут оба аллеля.
  • Доминантный Х-сцепленный тип подразумевает передачу доминантных признаков детерминированными генами. При этом у женщин заболевания встречаются в 2 раза чаще, чем у мужчин.
  • Рецессивный Х-сцепленный тип - наследование происходит по более слабому признаку. Заболевание или его отдельные признаки всегда проявляются у потомства мужского пола, а у женщин - только в гомозиготном состоянии.


Основные понятия

Для того чтобы понять, как работают закономерности наследования признаков Менделя и прочие генетические процессы, стоит ознакомиться с основными определениями и понятиями. К ним относятся следующие:

  • Доминантный признак - преобладающая характеристика, которая выступает в качестве определяющего состояния гена и подавляет развитие рецессивных.
  • Рецессивный признак - характеристика, которая передается по наследству, но не выступает в качестве определяющей.
  • Гомозигота - диплоидная особь или клетка, в хромосомах которой содержатся одинаковые клетки указанного гена.
  • Гетерозигота - диплоидная особь или клетка, которая дает расщепление и имеет разные аллели в рамках одного гена.
  • Аллель - это одна из альтернативных форм гена, которая расположена в определенном месте хромосомы и характеризуется уникальной последовательностью нуклеотидов.
  • Аллель - это пара генов, которые расположены в одних и тех же зонах и контролируют развитие определенных признаков.
  • находятся на разных участках хромосом и несут ответственность за проявление различных признаков.


Заключение

Мендель сформулировал и на практике доказал основные закономерности наследования признаков. Описание их приведено на примере растений и слегка упрощено. Но на практике оно является справедливым для всех живых организмов.

Выполненные упражнений к рабочей тетради:
"Рабочая тетрадь по биологии. 10-11 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г."
(Москва: Дрофа, 2010 - 2014 г.)

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика как наука


Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.
Изменчивость – разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

2. Охарактеризуйте вклад известных вам ученых в развитие генетики как науки, заполнив таблицу.

История развития генетики

3. Какие методы генетики как науки вам известны?
Основной метод генетики – гибридологический. Это скрещивание определенных организмов и анализ их потомства. Этот метод использовал Г. Мендель.
Генеалогический – изучение родословных. Позволяет определить закономерности наследования признаков.
Близнецовый – сравнение однояйцевых близнецов, позволяет изучать модификационную изменчивость (определять воздействие генотипа и среды на развитие ребенка).
Цитогенетический – изучение под микроскопом хромосомного набора – числа хромосом, особенностей их строения. Позволяет выявлять хромосомные болезни.

4. В чем состоит сущность гибридологического метода изучения наследования признаков?
Гибридологический метод – один из методов генетики, способ изучения наследственных свойств организма путем скрещивания его с родственной формой и последующим анализом признаков потомства.

5. Почему горох можно считать удачным объектом генетических исследований?
Виды гороха отличаются друг от друга малым количеством хорошо отличимых признаков. Горох легко выращивать, в условиях Чехии он размножается несколько раз в год. Кроме того, в природе горох является самоопылителем, но в эксперименте самоопыление легко предотвратить, и исследователь легко может опылить растение одной пыльцой с другого растения.

6. Наследование каких пар признаков у гороха изучал Г. Мендель?
Мендель использовал 22 чистые линии гороха. Растения этих линий имели сильно выраженные отличия друг от друга: форма семян (круглые – морщинистые); окраска семян (желтые – зеленые); форма бобов (гладкие – морщинистые); расположение цветков на стебле (пазушные – верхушечные); высота растения (нормальные – карликовые).

7. Что понимают в генетике под чистой линией?
Чистая линия в генетике – это группа организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомству в силу генетической однородности всех особей.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

1. Дайте определения понятий.
Аллельные гены – гены, ответственные за проявление одного признака.
Гомозиготный организм – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена.
Гетерозиготный организм – организм, содержащий два различных аллельных гена.

2. Что понимают под моногибридным скрещиванием?
Моногибридное скрещивание - скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

3. Сформулируйте правило единообразия гибридов первого поколения.
При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

4. Сформулируйте правило расщепления.
При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют? часть от всего числа потомков первого поколения.

5. Сформулируйте закон чистоты гамет.
При образовании в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности», отвечающий за данный признак.

6. Используя общепринятые условные обозначения, составьте схему моногибридного скрещивания.



Охарактеризуйте на данном примере цитологические основы моногибридного скрещивания.
Р – родительское поколение, F1 – первое поколение потомков, F2 – второе поколение потомков, А – ген, отвечающий за доминантный признак, а – ген, отвечающий за рецессивный признак.
В результате мейоза в гаметах родительских особей будет присутствовать по одному гену, отвечающему за наследование определенного признака (А или а). В первом поколении соматические клетки будут гетерозиготными (Аа), поэтому половина гамет первого поколения будет содержать ген А, а другая половина – ген а. В результате случайных комбинаций гамет во втором поколении возникнут следующие комбинации: АА, Аа, аА, аа. Особи с тремя первыми комбинациями генов будут иметь одинаковый фенотип (из-за наличия доминантного гена), а с четвертой – иной (рецессивный).

7. Решите генетическую задачу на моногибридное скрещивание.
Задача 1.
У арбуза зеленая окраска плода доминирует над полосатой. От скрещивания зеленоплодного сорта с полосатоплодным получены гибриды первого поколения, имеющие плоды зеленой окраски. Гибриды переопылили и получили 172 гибрида второго поколения. 1) Сколько типов гамет образует растение зеленоплодного сорта? 2) Сколько растений F2 будут гетерозиготными? 3) Сколько разных генотипов будет в F2? 4) Сколько в F2 будет растений с полосатой окраской плодов? 5) Сколько гомозиготных растений с зеленой окраской плодов будет в F2?
Решение
А – зеленая окраска, а – полосатая окраска.
Так как при скрещивании растений с зелеными и полосатыми плодами получили растения с зеленым плодом, можно сделать вывод, что родительские особи были гомозиготными (АА и аа) (по правилу единообразия гибридов первого поколения Менделя).
Составим схему скрещивания.


Ответы:
1. 1 или 2 (в случае гетерозиготы)
2. 86
3. 3
4. 43
5. 43.

Задача 2.
Длинная шерсть у кошек рецессивна по отношению к короткой. Длинношерстная кошка, скрещенная с гетерозиготным короткошерстным котом, принесла 8 котят. 1) Сколько типов гамет образуется у кота? 2) Сколько типов гамет образуется у кошки? 3) Сколько фенотипически разных котят в помете? 4) Сколько генотипически разных котят в помете? 5) Сколько котят в помете с длинной шерстью?
Решение
А – короткая шерсть, а – длинная шерсть. Так как у кошки была длинная шерсть, она гомозиготна, ее генотип аа. У кота генотип Аа (гетерозиготный, короткая шерсть).
Составим схему скрещивания.


Ответы:
1. 2
2. 1
3. 4 с длинной и 4 с короткой
4. 4 с генотипом Аа, и 4 с генотипом аа
5. 4.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

1. Дайте определения понятий.
Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития в данных условиях и являются результатом взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды.
Генотип – это совокупность всех генов организма, являющихся его наследственной основой.

2. Почему понятия о доминантном и рецессивном генах являются относительными?
У гена какого-либо признака могут быть и другие «состояния», которые нельзя назвать ни доминантными, ни рецессивными. Это явление может произойти в результате мутаций и называется «множественный аллелизм».

3. Что понимают под множественным аллелизмом?

Множественный аллелизм - это существование в популяции более двух аллелей данного гена.

4. Заполните таблицу.

Типы взаимодействия аллельных генов



5. Что такое анализирующее скрещивание и каково его практическое значение?
Анализирующее скрещивание используют для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу. При этом особь, генотип которой нужно установить, скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивному гену (аа).

6. Решите задачу на анализирующее скрещивание.
Задача.

Белая окраска венчика у флокса доминирует над розовой. Скрещено растение с белой окраской венчика с растением, имеющим розовую окраску. Получено 96 гибридных растений, из которых 51 имеет белую окраску, а 45 – розовую. 1) Какие генотипы имеют родительские растения? 2) Сколько типов гамет может образовывать растение с белой окраской венчика? 3) Сколько типов гамет может образовывать растение с розовой окраской венчика? 4) Какое соотношение по фенотипу можно ожидать в поколении F2 от скрещивания между собой гибридных растений F1 с белыми цветками?
Решение.
А – белая окраска, а – розовая окраска. Генотип одного растения А.. – белый, второго аа – розовый.
Так как в первом поколении наблюдается расщепление 1:1 (51:45), генотип первого растения Аа.
Составим схему скрещивания.


Ответы:
1. Аа и аа.
2. 2
3. 1
4. 3 с белым венчиком:1 с розовым венчиком.

Дигибридное скрещивание

1. Дайте определения понятий.
Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, у которых учитывают отличия друг от друга по двум признакам.
Решетка Пеннета – это таблица, предложенная английским генетиком Реджинальдом Пеннетом в качестве инструмента, представляющего собой графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов.

2. Какое соотношение фенотипов получается при дигибридном скрещивании дигетерозигот? Ответ проиллюстрируйте, расписав решетку Пеннета.
А – Желтая окраска семян
а – Зеленая окраска семян
В – Гладкая форма семян
в – Морщинистая форма семян.
Желтый гладкий (ААВВ) ? Зеленый морщинистый (аавв) =
Р: АаВв?АаВв (дигетерозиготы)
Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав.
F1 в таблице:


Ответ: 9 (желтых гладких):3 (зеленых гладких):3 (желтых морщинистых):1 (зеленых морщинистых).

3. Сформулируйте закон независимого наследования признаков.
При дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, наследуются независимо друг от друга.

4. Решите генетические задачи на дигибридное скрещивание.
Задача 1.

Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. Какова вероятность получения в F2 чистопородного сиамского котенка; котенка, фенотипически похожего на персидского; длинношерстного палевого котенка (выразить в частях)?
Решение:
А – черная окраска, а – палевая.
В – короткая шерсть, в – длинная.


Составим решетку Пеннета.


Ответ:
1) 1/16
2) 3/16
3) 1/16.

Задача 2.

У томатов округлая форма плодов доминирует над грушевидной, а красная окраска плодов – над желтой. От скрещивания гетерозиготного растения с красной окраской и грушевидной формой плодов и желтоплодного с округлыми плодами получено 120 растений. 1) Сколько типов гамет образует гетерозиготное растение с красной окраской плодов и грушевидной формой? 2) Сколько разных фенотипов получилось от такого скрещивания? 3) Сколько разных генотипов получилось от такого скрещивания? 4) Сколько получилось растений с красной окраской и округлой формой плодов? 5) Сколько растений получилось с желтой окраской и округлой формой плодов?
Решение
А – округлая форма, а – грушевидная форма.
В – красная окраска, в – желтая окраска.
Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания.


Составим решетку Пеннета.


Ответ:
1. 2
2. 4
3. 4
4. 30
5. 30.

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

1. Дайте определения понятий.
Кроссинговер – процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе I мейоза.
Хромосомная карта – это схема взаимного расположения и относительных расстояний между генами определенных хромосом, находящихся в одной группе сцепления.

2. В каком случае происходит нарушение закона независимого наследования признаков?
При кроссинговере происходит нарушение закона Моргана, и гены одной хромосомы не наследуются сцепленно, так как часть из них заменяется на аллельные гены гомологичной хромосомы.

3. Напишите основные положения хромосомной теории наследственности Т. Моргана.
Ген представляет собой участок хромосомы.
Аллельные гены (гены, отвечающие за один признак) расположены в строго определенных местах (локусах) гомологичных хромосом.
Гены располагаются в хромосомах линейно, то есть друг за другом.
В процессе образования гамет между гомологичными хромосомами происходит конъюгация, в результате которой они могут обмениваться аллельными генами, то есть может происходить кроссинговер.

4. Сформулируйте закон Моргана.
Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцепленно.

5. От чего зависит вероятность расхождения двух неаллельных генов при кроссинговере?
Вероятность расхождения двух неаллельных генов при кроссинговере зависит от расстояния между ними в хромосоме.

6. Что лежит в основе составления генетических карт организмов?
Подсчет частоты кроссинговера между какими-либо двумя генами одной хромосомы, отвечающими за различные признаки, дает возможность точно определить расстояние между этими генами, а значит, и начать построение генетической карты, которая представляет собой схему взаимного расположения генов, составляющих одну хромосому.

7. Для чего составляют хромосомные карты?
При помощи генетических карт можно узнать расположение генов животных и растений и информацию из них. Это поможет в борьбе с различными неизлечимыми пока заболеваниями.

Наследственная и ненаследственная изменчивость

1. Дайте определения понятий.

Норма реакции – способность генотипа формировать в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы. Она характеризует долю участия среды в реализации признака и определяет модификационную изменчивость вида.
Мутация – стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.
2. Заполните таблицу.



3. От чего зависят пределы модификационной изменчивости?
Пределы модификационной изменчивости зависят от нормы реакции, которая обусловлена генетически и наследуется.

4. Что имеют общего и чем отличаются комбинативная и мутационная изменчивость?
Общее: оба вида изменчивости обусловлены изменениями в генетическом материале.
Отличия: комбинативная изменчивость возникает из-за рекомбинации генов во время слияния гамет, а мутационная вызвана действием на организм мутагенов.

5. Заполните таблицу.

Виды мутаций


6. Что понимают под мутагенными факторами? Приведите соответствующие примеры.
Мутагенные факторы – воздействия, приводящие к возникновениям мутаций.
Это могут быть физические воздействия: ионизирующее излучение и ультрафиолетовое излучение, повреждающее молекулы ДНК; химические вещества, нарушающие структуры ДНК и процессы репликации; вирусы, встраивающие свои гены в ДНК клетки-хозяина.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни у человека

1. Дайте определения понятий.
Генные заболевания – болезни, причинами которых являются генные или хромосомные мутации.
Хромосомные болезни – болезни, вызванные изменением числа хромосом или их строением.

2. Заполните таблицу.

Наследование признаков у человека


3. Что понимают под наследованием, сцепленным с полом?
Наследованием, сцепленное с полом – это наследование признаков, гены которых расположены в половых хромосомах.

4. Какие признаки у человека наследуются сцепленно с полом?
Сцепленно с полом у человека наследуются гемофилия и дальтонизм.

5. Решите генетические задачи на наследование признаков у человека, в том числе на наследование, сцепленное с полом.
Задача 1.

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчин с короткими ресницами. 1) Сколько типов гамет образуется у женщины? 2) Сколько типов гамет образуется у мужчин? 3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами (в %)? 4) Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
Решение
А – длинные ресницы
а – короткие ресницы.
Женщины гетерозиготна (Аа), так как у отца были короткие ресницы.
Мужчина гомозиготен (аа).


Ответ:
1. 2
2. 1
3. 50
4. 2 генотипа (Аа) и 2 фенотипа (длинные и короткие ресницы).

Задача 2.

У человека свободная мочка уха доминирует над несвободной, а гладкий подбородок рецессивен по отношению к подбородку с треугольной ямкой. Эти признаки наследуются независимо. От брака мужчины с несвободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке и женщины, имеющей свободную мочку уха и гладкий подбородок, родился сын с гладким подбородком и несвободной мочкой уха. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с гладким подбородком и свободной мочкой уха; с треугольной ямкой на подбородке (в %)?
Решение
А – свободная мочка уха
а – несвободная мочка уха
В – треугольная ямка
в – гладкий подбородок.
Так как у пары родился ребенок, с гомозиготными признаками (аавв), генотип матери Аавв, а отца – ааВв.
Запишем генотипы родителей, типы гамет и схему скрещивания.


Составим решетку Пеннета.


Ответ:
1. 25
2. 50.

Задача 3.

У человека ген, вызывающий гемофилию, рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын альбинос и гемофилик. 1) Какова вероятность того, что у их следующего сына проявятся эти два аномальных признака? 2) Какова вероятность рождения здоровых дочерей?
Решение:
Х° - наличие гемофилии (рецессивен), Х – отсутствие гемофилии.
А – нормальный цвет кожи
а – альбинос.
Генотипы родителей:
Мать - Х°ХАа
Отец – ХУАа.
Составим решетку Пеннета.


Ответ: вероятность проявления признаков альбинизма и гемофилии (генотип Х°Уаа) – у следующего сына - 6,25%. Вероятность рождения здоровых дочерей – (генотип ХХАА) – 6,25%.

Задача 4.

Гипертония у человека определяется доминантным аутосомным геном, а оптическая атрофия вызывается рецессивным геном, сцепленным с полом. Женщина с оптической атрофией вышла замуж за мужчину с гипертонией, у которого отец также был с гипертонией, а мать была здорова. 1) Какова вероятность, что ребенок в этой семье будет страдать обеими аномалиями (в %)? 2) Какова вероятность рождения здорового ребенка (в %)?
Решение.
Х° - наличие атрофии (рецессивен), Х – отсутствие атрофии.
А – гипертония
а – нет гипертонии.
Генотипы родителей:
Мать - Х°Х°аа (так как больна атрофией и без гипертонии)
Отец – ХУАа (так как не болен атрофией и его отец был с гипертонией, а мать здорова).
Составим решетку Пеннета.

Ответ:
1. 25
2. 0 (только 25% дочерей не будут иметь данных недостатков, но они будут носителями атрофии и без гипертонии).

Данные об авторе

Мартынова Татьяна Геннадьевна

Место работы, должность:

МКОУ Чулымский лицей, преподаватель

Новосибирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Биология

Цель урока:

Цель урока : восприятие, осознание нового материала о генетике, закрепление.

Форма урока: урок-презентация.

Задачи :

Обучающие:

  • Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».
  • Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.
  • Охарактеризовать работы австрийского ученого Г. Менделя.
  • Объяснить, что возникновение генетики было вызвано реальными потребностями человеческого общества.
  • Возобновить в памяти учащихся знания о важнейших свойствах всего живого - наследственности и изменчивости.
  • Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.
  • Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.
  • Познакомить с логикой научного открытия.
  • Способствовать формированию ключевых биологических компетентностей.

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.
  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.
  • Вырабатывать навыки самооценки.

Воспитательные:

  • Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.
  • Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля.
  • Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Урок по этой теме является первым в разделе «Наследственность и изменчивость» согласно программе Н.И. Сонина и ориентирован на учебник В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой (базовый уровень -1 час в неделю).

Используемая методическая литература:

Опорная схема-конспект «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

Список использованной литературы:

  1. Спирина Е.В. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Трудные вопросы цитологии и генетики. УИПК ПРО г. Ульяновск 2009 год - 82 с.
  2. Зверева И.В. Почему мы не похожи друг на друга? Учебное пособие для факультатива. Волгоград: «Корифей», 2005. - 80 с.
  3. Киселёва З.С. и Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 класса. М., «Просвещение», 1977 год - 176 с.
  4. Лобашев. М.Е. Генетика. - Л.: Университет.1967.- 750с

5. Петров Д.Ф. Генетика с основами селекции. - М.: Высш. шк.- 1976.

6. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Саратов: ИЦ «Добродея», 1997. - 80 с.

Используемое оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Краткое описание:

Методы: Словесные: беседа, рассказ; Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО; Практические: решение задач.

Ресурс для профильной школы:

Ресурс для профильной школы

Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.

Звучит музыка, на её фоне зачитывается притча.

Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которыми кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…

Что ответил философ?

«Площадь большого круга - это познание мною, а площадь малого круга - познание вами. Как видите, знаний у меня действительно больше чем у вас. Но всё вне этих кругов - это непознанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а, следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов. На сегодняшнем уроке мы постараемся снять часть из них.

2. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

Слайд 1. Тема нашего урока: генетика - наука о …. Ребята, продолжите, о чём это наука? (учащиеся говорят ).

Слайд 2. Высвечивается тема и записывается в тетрадь. А какова же наша цель? (учащиеся высказывают своё мнение ). На слайде постепенно выходят задачи урока:

1. Сформировать знания о генетике как науке, о наследственности и изменчивости организмов.

2. Познакомиться с историей, основными методами и задачами генетики.

3. Раскрыть сущность гибридологического метода.

4. Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики.

5. Воспитывать информационную культуру.

Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)

(Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор )

Слайд 3. Великие люди говорили (работа по цепочке - читают высказывания). Я буду рада, если кто-то из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.

Слайд 4. Учитель предлагает план урока, который учащиеся записывают в тетрадь.

  1. Краткая история развития генетики.
  2. Из биографии Грегора Менделя.
  3. Роль других наук в возникновении генетики.
  4. Работы Г. Менделя
  5. Методы генетики.
  6. Сущность гибридологического метода.
  7. Модель генетики как науки, её разделы.
  8. Сравнение классических и современных идей о природе гена.
  9. Значение генетики.

3. Изучение нового материала.

Слайд 5 . Ставится проблемный вопрос: Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей? (выслушиваются мнения ребят об изменчивости ).

Слайд 6. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки? (Правильно, потомство похоже на родительские особи.)

На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей.

Почему подобное рождает подобное?

«Как он похож на своего отца!» - восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты.

Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть - неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

Наследственность и изменчивость - два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

- Какая наука занимается изучением этих свойств? (Генетика).

Слайды 7 - 8. Раздел «Основы генетики» вы уже изучали в 9 классе. Давайте проверим ваши базовые знания. На слайдах 5 вопросов, за 3 минуты вы выполняете тест.

  1. Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?

А) В. Мишер

Б) А. Уотсон

В) Г.Мендель

  1. Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?

А) Цитология

Б) Генетика

В) Дарвинизм

  1. Что такое генетика?

А)Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?
Б) Наука, изучающая строение клетки.
В) Наука о жизни.

  1. Что такое ген?

А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.

Б)Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом

В) Совокупность внешних и внутренних признаков.

5. Что такое гибрид?

А) Родительская особь.

В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.

Слайд 9. Предлагаю теперь вам проверить себя и оценить (на слайде правильные ответы и критерии оценок).

Критерии оценок:

Без ошибок- 5

1 ошибка - 4

2 ошибки - 3

3 и более - 2

Слайд 10. А какова же история классической генетики? Давайте её рассмотрим (сообщения учащихся ). (на слайде портреты учёных).

Иозеф Готлиб Кельрейтер (1733-1806) - первые исследования по гибридизации в России. Занимался главным образом получением межвидовых гибридов. Не обратил внимание на наследование отдельных признаков, что помешало ему открыть закономерности наследования.

Французский исследователь Сарже (1763-1851)- первый ввёл представление о контрастных, или альтернативных (взаимоисключающих) признаках и построил ряды контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.

Грегор Мендель - чешский исследователь. В 1866 году вышел в свет его труд «Опыты над растительными гибридами», в котором изложены закономерности наследования, открытые им в результате восьмилетних исследований на различных сортах гороха.

1900 год - официальная дата рождения науки, когда сразу в 3-х лабораториях

Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли законы наследования признаков, установленные Грегори Менделем.

Как вы думаете, каковы же причины, приведшие к успеху Менделя? Поработайте с учебником на странице 138 и найдите ответ.

  • Личностные качества (аккуратность, скрупулёзность, педантичность, аналитический ум)
  • Впервые применил математические методы и статистическую обработку материала в биологии.
  • Удачный выбор объекта.

Слайд 11. Ребята, а почему именно горох посевной был выбран объектом исследований Менделя? (ответы учащихся, найденные в учебнике )

  • - имеет короткий жизненный цикл;
  • - большое количество потомков;
  • - особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;
  • - наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);
  • - возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

Слайд 12 . О горохе даже слагались стихи, вот одно из них. Давайте его прочитаем.

Вот кто поработал во славу науки - горох!

Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

Вот кто для генетики мок под дождями и сох

Под ветром, кого увлекала и грела идея!

И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

В наследственность верил и гибко считал варианты.

И ежели друга найти в поколенье другом

Не смог, не печалься, быть может, найдешь его

Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.

Слайд 13. На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки (сообщение ученика ).

Биология - учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

Слайд 14. А логика любого научного открытия такова (на слайде схема).

Идея Факты и явления Гипотезы Законы Теории

Слайд 15. - В чём же заключается вклад Менделя?

  1. Показал, что наследуются не признаки, а факторы (задатки).
  2. Показал, что наследственность не слитная, а дискретная.
  3. Вывел первые законы.
  4. Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).
  5. Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания.
  6. Ввёл новый методический подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки. Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал правильную биологическую интерпретацию. Впервые применил гибридологический метод.

Слайд 16. Любая наука имеет свои методы исследования (схема на слайде с классификацией методов).

Методы делятся на специфические (гибридологический метод) и неспецифические (цитогенетический, иммуногенетический, онтогенетический, популяционно-статистический и генеалогический).

Учитель даёт пояснение каждому методу.

Слайд 17. - В чём же сущность гибридологического метода? (на

странице 139 учебника найдите характеристику этого метода и его этапы)

Гибридологический метод - это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Этот метод включает в себя несколько этапов:

  1. Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.
  2. Изучение отдельных альтернативных признаков.
  3. Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.
  4. Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.

Слайд 18 . Современная генетика - наука комплексная и имеет следующие разделы:

  • Биохимическая;
  • Физиологическая;
  • Экологическая;
  • Эволюционная;
  • Генетика микроорганизмов;
  • Популяционная генетика;
  • Молекулярная генетика и др.

Слайд 19. Итак, генетика - это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. А какова же модель этой науки? Попытайтесь её нарисовать в своих конспектах (приложение 1).Один учащийся выходит к интерактивной доске и рисует схему на пустом слайде.

Слайд 20. Сегодня на уроке мы с вами повторили очень много основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, гены. Это наш понятийный аппарат урока.

Слайд 21. Задание для учащихся (им раздаются листочки с текстом)

Сравните классические и современные идеи о природе гена и сформулируйте современное определение гена.

Классические идеи о природе гена.

Ген в свете молекулярной генетики

  1. Ген - морфологический объект, участок хромосомы.
  2. Ген - единица мутации. Функции и рекомбинации.
  3. Ген - неделимая единица.
  4. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов.
  5. Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов.
  1. Ген - физико-химический объект. Участок молекулы ДНК.
  2. Ген - единица функции, мутации, и рекомбинаций; последней подвергаются и более мелкие единицы.
  3. Ген делим, обладает сложной структурой.
  4. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах.
  5. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
  6. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах (у прокариотов).

Ген - это материальная и функциональная единица наследственности, которая определяет развитие признака или функции.

А теперь выполним терминологический диктант. Необходимо соотнести определения с терминами.

Внимательно прочтите определения и вставьте номера правильных терминов в таблицу:

  1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости -
  2. Совокупность всех генов организма -
  3. Совокупность всех признаков организма -
  4. Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей -
  5. Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения -
  6. Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении -
  7. Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении -
  8. Наследственный фактор -
  9. Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака -
  10. Основоположник генетики -
  1. Генетика
  2. Гомозигота
  3. Гетерозигота
  4. Доминирование
  5. Фенотип
  6. Генотип
  7. Рецессивный ген
  8. Аллели
  9. Г. Мендель

Слайд 22. Высвечиваются ответы и критерии оценки (взаимопроверка).

Слайд 23. Проблемный вопрос учащимся

Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследования признаков от родительских форм к потомкам, не смотря на то, что они проводили большое количество опытов погибридизации растений и животных?

Слайд 24. Ребята, ХХ век считается веком генетики. А ХХIвекознаменовал свой приход многими достижениями в различных областях науки и техники, культуры и искусства. Но самым ярким событием наступившего века стало успешное завершение международной программы “Геном человека”, позволившей заглянуть в святая святых организма человека - в его наследственный материал. Расшифрованы и описаны подробно многие хромосомы человека, выяснено положение отдельных генов. Все это раскрывает дополнительные возможности перед наукой по влиянию непосредственно на генный набор организма, по улучшению генофонда человечества. То, о чем писатели-фантасты могли только мечтать - свершается на наших глазах. Можно менять наследственную природу организмов, придавать продуктам питания новые свойства, получать безопасные лекарства, пересаживать органы и ткани, клонировать организмы, повышать урожайность сельскохозяйственных культур…И все это благодаря открытию, которое было сделано никому в то время неизвестным монахом из маленького города Брюнна, Грегором Менделем.

А генетика - продолжает развиваться, невозможно остановить прогресс. В нашей стране чуть медленнее, за границей - гораздо быстрее, но научный процесс идет. Нобелевские премии получают ученые за свой вклад в генетическую науку, все новые и новые открытия будоражат умы ученых. И нам с вами можно гордиться тем, что значительный вклад в этот процесс сделали наши соотечественники, по-настоящему талантливые ученые.

Слайд 25. Формулируется домашнее задание.

  1. Проработать параграф 3.10
  2. Составить тест или кроссворд, используя генетические термины.
  3. Подготовить сообщения:

Значение генетики для медицины.

Значение генетики для сельского хозяйства.

Значение генетики для микробиологической промышленности и биотехнологии.

Слайд 26. Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.

  1. Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?
  2. Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?
  3. Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?
  4. По каким вопросам вы хотели бы получить дополнительные сведения, новейшую научную информацию?
  5. Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?

Слайд 27. Подводятся итоги урока, и зачитывается стихотворение.

Как вы понимаете смысл этих строчек?

Слайд 28. Уходя с урока, учащиеся размещают свои рожицы на витках спирали ДНК, чем выше, тем выше их уровень знаний, полученных на уроке.

Тема урока «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости»Цели урока:
1. Сформировать знания о генетике как
науке о наследственности и изменчивости
организмов;
2. Познакомиться с историей, основными
методами и задачами генетики;
3. Раскрыть сущность гибридологического
метода;
4. Способствовать развитию познавательного
интереса к изучаемым проблемам
генетики;
5. Воспитывать информационную культуру.

План изучения нового материала

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Краткая история развития генетики.
Из биографии Грегора Менделя.
Роль других наук в возникновении
генетики.
Работы Г. Менделя
Методы генетики.
Сущность гибридологического метода.
Модель генетики как науки, её разделы.
Сравнение классических и современных
идей о природе гена.
Значение генетики.

Проблемный вопрос

Почему живое на нашей
планете существует в виде
множества неисчерпаемых
форм, а не представляет собой
один вид, состоящий из
сходных между собой особей?

Выполнение тестового задания Цель: провести диагностику знаний за курс 9 класса по теме «Основы генетики»

1)
Кто из учёных первым открыл закономерности, по
которым признаки организмов передаются из
поколения в поколение?
А) В. Мишер
Б) А. Уотсон
В) Г.Мендель
2)
Какая наука изучает закономерности наследования
признаков организмов?
А) Цитология
Б) Генетика
В) Дарвинизм

3) Что такое генетика? А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов? Б) Наука, изучающая строение кле

3) Что такое генетика?
А) Наука, изучающая закономерности наследственности и
изменчивости живых организмов?
Б) Наука, изучающая строение клетки.
В) Наука о жизни.
4)
Что такое ген?
А) Совокупность наследственных факторов, которую
организм получает от родителей.
Б) Элементарная единица наследственности,
представляющая собой участок ДНК хромосом
В) Совокупность внешних и внутренних признаков.
5) Что такое гибрид?
А) Родительская особь.
Б) F1.
В) Организм, получающийся в результате скрещивания
особей, различающихся наследственными задатками.

Правильные ответы

1-В
2-Б
3-А
4-Б
5-В
Критерии оценок:
Без ошибок- 5
1 ошибка - 4
2 ошибки - 3
3 и более - 2

Краткая история развития классической генетики

Иозиф Готлиб Кельрейтер
(1733-1806)
французский исследователь
Сажрэ (1763-1851)
Грегор Мендель 1866 год
«Опыты над растительными
гибридами».
- В чём секрет его успеха?
1900 год – официальная дата рождения генетики

Почему именно горох посевной был выбран объектом исследования?

Имеет короткий жизненный цикл;
Большое количество потомков;
Особое строение цветка, которое
позволяет контролировать опыление;
Наличие альтернативных признаков;
Возможность создавать чистые
линии т.к.является строгим самоопылителем.

А. Кушнер * * *

Вот кто поработал во славу науки - горох!
Зеленых и желтых цветков для нее не жалея,
Вот кто для генетики мок под дождями и сох
Под ветром, кого увлекала и грела идея!
И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,
Стараясь для Грегора признак явить доминантный.
Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз
В наследственность верил и гибко считал варианты.
И ежели друга найти в поколенье другом
Не смог, не печалься, быть может, найдешь его
Средь желтых цветов стебелек зацепив рукавом,
Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.

Роль других наук в возникновении генетики

Биология - учение Ч.Дарвина,
клеточная теория
Физика - идея элементарности,
атомарности, дискретности
Статистика - раздел математики.

Логика научного открытия
Теории
Законы
Гипотезы
Факты Явления
Идея

В чём заключается вклад Менделя?

1) показал, что наследуются не признаки, а факторы
(задатки);
2) показал, что наследственность не слитная, а
дискретная;
3) вывел первые законы;
4) ввел новые понятия (доминантность, рецессивность);
5) ввел буквенные обозначения и запись схемы
скрещивания;
6) ввел новый методический подход: упростил проведение
эксперимента, выбрав альтернативные признаки,
изучил наследование каждого признака в отдельности,
выявил статистические закономерности, дал
правильную биологическую интерпретацию, впервые
применил гибридологический метод.

Методы генетики

специфические
неспецифические
Гибридологический
Цитогенетический
Онтогенетический
– изучение строения Популяционно- статистический
– используется для
хромосом, их репликации и
анализа действия
функционирования.
Иммуногенетический
Генеалогический
и проявления
генов в онтогенезе
- используется для
– применяется
при
при
различных
изучения групп крови,обработке результатов
условиях среды.
белков и ферментов
скрещивания, изучения
– использование
сыворотки крови и
связи между признаками.
родословных
тканей.
для изучения
закономерносте
й наследования
признаков.

В чём сущность гибридологического метода?

Гибридологический метод – это..
Этот метод включает несколько этапов:
1) проверка признака на константность в
течение 2-3 лет;
2) изучение отдельных альтернативных
признаков;
3) строгий количественный учет всех потомков
в каждом поколении по каждому признаку;
4) индивидуальный посемейный анализ всего
потомства от каждого скрещивания.

Разделы генетики

Биохимическая генетика
Физиологическая генетика
Экологическая генетика
Эволюционная генетика
Генетика микроорганизмов
Популяционная генетика
Молекулярная генетика и др.

Модель науки генетики

Понятийный аппарат урока

Наследственность
Изменчивость
Генотип
Фенотип
Гибридологический метод
Гены

Задание:

Сравните классические
и современные идеи о гене.
Сформулируйте современное
определение гена.

Терминологический диктант

1-2
2-7
3-6
4-5
5-8
6-3
7-4
8-1
9-9
10-10
Ключ:
Без ошибок -5
1-2 ош - 4
3-4 ош - 3
5 и более -2

Проблемный вопрос:

Почему многим учёным в течение
длительного времени не удавалось
выяснить закономерности наследования признаков от родительских
форм к потомкам, несмотря на то,
что они проводили большое количество опытов по гибридизации
растений и животных?

Домашнее задание:

Проработать пункт 3.10
Составить тест или кроссворд с генетическими
терминами.
Подготовить сообщения о
- Значение генетики для медицины
- Значение генетики для сельского хозяйства
- Значение генетики для микробиологической
промышленности, биотехнологии.

Рефлексия

Какие вопросы изучаемой темы показались
вам наиболее интересными и значимыми?
Какие вопросы вызвали затруднения в
понимании?
Какой материал данной темы нуждается в
дополнительной доработке?
По каким вопросам вам бы хотелось получить
дополнительную информацию?
Какие вопросы вы сами хотели бы включить в
изучение по данной теме?

Н. Галеева * * *

Стремясь познать все тайны и законы,
Живем – как будто в собственной квартире,
Мы не во времени – в его стомиллионной,
И не в живом – в молекулярном мире.
Все расщепляем – нужно и не нужно.
Стремимся вглубь, упрямые такие.
И, как ребенок сложную игрушку,
Мы разбираем мир на составные.
И верим – в безграничность нашей власти,
Собрать все снова – точно, без ошибки,
Из сотых времени – часы и годы счастья,
А из молекул – слезы и улыбки.
Пусть все сложней игра – по силам сложность:
Не зря науку создавали...
Но иногда шальная мысль тревожит:
А вдруг уже мы что-то потеряли?

Наталья
Ксения
Олеся
Анна Ж.
Ольга
Елена
Зарина
Анна С.
Самира
Дмитрий
Сергей
Петр
Денис