Генетическая символика. Генетические символы

краткое содержание других презентаций

«Задачи по генетике с решением» - Множественные аллели. Решение задач по генетике. Единственная сохранившаяся страница расчетов Менделя. Аутосомно- рецессивный тип наследования. Сцепленное наследование генов. Биологический диктант. Цветовая слепота. Рисунки из коллекции профессора Е. Б. Рабкина. Закон Томаса Хант Моргана. Наследование признаков. Законы Менделя. Наследование, сцепленное с полом. Терминологическая разминка. Наследование гена гемофилии представителями династии Романовых.

«Составление и анализ родословной» - Родословная семьи с наследованием серповидноклеточности. Ген нормы. Серповидноклеточная анемия. Дефект зубной эмали. Родословная семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины. Пробанд болен врожденной катарактой. Синдактилия. Типы наследования. Неуважение к предкам. Гемофилия. Правила, используемые при составлении графического изображения. Решение генетических задач. Родословная семьи. Родословная семьи с наследованием гемофилии.

«Решение генетических задач» - Генотип организма. Основные закономерности наследования. Заслуга Г.Менделя. Определите по фенотипу родителей и потомков. Случайный характер. Гомозигота. Определите гаметы. Практическая работа. Гибридологический метод Г.Менделя. План действий. Решать задачи. Потомство, не дающее расщепления. Алгоритм решения прямых задач. Алгоритм решения обратных задач. Генетика. Анализирующее скрещивание. Пример решения задачи.

«Генетические задачи» - Ген раннего облысения. Правша. Ребёнок будет левшой. Половые хромосомы. Решение задач на дигибридное скрещивание. Розовая мечта. Эффект отбеливания. Судебно-медицинская экспертиза. Ошибка режиссера. Обобщить знания о материальных основах наследственности. Генотипы родителей женщины. Закономерности наследования признаков. Генетика. Цитогенетический анализ. Вероятность рождения ребёнка. Семена львиного зева.

«Примеры решения задач по генетике» - Наследование признаков. Биологический диктант. Виды гамет. Условные обозначения. Условие задачи. Пример оформления генетической задачи. План решения задач по генетике. Ген тонких губ. Совокупность свойств. Тип скрещивания. Доминантный признак. Решение задач по генетике. Карие глаза.

«Примеры задач по генетике» - Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание. Моногибридное скрещивание. Символы. Наследование признаков. Множественный аллелизм. Неполное доминирование. Анализирующее дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Наследование. Гаметы. Болезни, сцепленные с полом. Определение пола. Генотип. Анализирующее скрещивание. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Фенотип.

Символика генетики

Символика - перечень и объяснение условных названий и тер­минов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.

Основы генетической символики были заложены Грегором Менде­лем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латин­ского алфавита А, В, С и т. д., рецессивные - малыми буквами - а, в, с и т. д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгеб­раическая форма выражения законов наследования признаков.

Для обозначения скрещивания принята следующая символика.

Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents - родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают сим­волом ♂ (зеркало Венеры), мужской - ♀ (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской - на втором.

Первое по­ коление обозначается F1 (Filli - дети), второе поколение - F2 и т. д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.

Словарь основных терминов и понятий

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

Гаметы (от греч. «гаметес » – супруг) – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, т. к. образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.

Ген (от греч. «генос » – рождение) – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного конкретного белка.

Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Генотип - совокупность наследственных задатков (генов) организма.

Гетерозигота (от греч. «гетерос » – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb ).

Гомозигота (от греч. «гомос » – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные).

Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос » – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.

Доминантный признак (ген ) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный признак (ген) подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д

Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.

Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Фенотип - совокупность всех внешних признаков и свойств организма, до­ступных наблюдению и анализу.

ü Алгоритм решения генетических задач

1. Внимательно прочтите уровень задачи.

2. Сделайте краткую запись условия задачи.

3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

7. Запишите ответ на вопрос задачи.

(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)

ü Оформление задач

1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).

2. Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).

3. При записи генотипа, буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ; неверная запись -♀ ВВаа).

4. Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв ).

5. Под генотипом всегда пишут фенотип.

6. Гаметы записывают, обводя их кружком (А).

7. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество

верная запись неверная запись

♀ АА ♀ АА

А А А

8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.

9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.

10. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или ½. Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1:1).

Пример решения и оформления задач

Задача. У арбуза зелёная окраска (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов.

При анализе результатов скрещивания пользуются общепринятыми генетическими символами и условными обозначениями:

– скрещивание обозначают знаком ;

– при написании формулы скрещивания на первое место ставят генотип материнской особи и обозначают знаком ♀;

– генотип отцовской особи обозначают знаком ♂;

– родительские особи обозначают знаком Р;

– потомство полученное от скрещивания родительских форм с альтернативными признаками называют гибридами, а совокупность таких гибридов- гибридным поколением и обозначают буквой F с цифровым индексом поколения семян (F 1 ; F 2 ; F 3 ;…F n).

Скрещивание гибридного потомства F 1 c одной из родительских форм называют возвратными скрещиваниями или беккроссом , а полученное потомство обозначают F в. Возвратное скрещивание гибридов F 1 с родительскими формами, имеющими данный признак в рецессивном состоянии, называют анализирующими и обозначают знаком F а;

Гены, обуславливающие развитие того или иного признака принято обозначать буквами латинского алфавита. При этом, доминантный аллель обозначают заглавной буквой, рецессивный – строчной. Например, доминантный аллель гена пурпурной окраски венчика цветка можно обозначить буквой "А", рецессивный аллель, обуславливающий белую окраску - буквой "а".

Альтернативные признаки детерминируются генами, локализованными в одинаковых локусах (участках) гомологичных хромосом. Гены, обуславливающие альтернативные признаки называют аллелями . Аллель, обуславливающий доминантный (преобладающий, подавляющий) признак, называют доминантным аллелем и обозначают заглавной буквой латинского алфавита – A, B, C,…и т.д. Рецессивный аллель обуславливает проявление рецессивного признака (подавляемого, скрытого, не проявляющегося) и обозначается строчной буквой – а, в, с…и т.д.

Доминантные и рецессивные аллели находятся в одинаковых локусах гомологических хромосом. В мейозе гомологичные хромосомы расходятся в дочерние клетки, и каждая гамета получает только один аллель «А» или «а». При оплодотворении гаметы сливаются, восстанавливается диплоидный набор хромосом, и каждая соматическая клетка будет содержать два аллеля одного гена – АА, Аа или аа.

Если скрещиваются формы, различающиеся не по одному, а двум или более признакам, то и каждая соматическая клетка будет содержать по два аллеля каждого гена– (ААВВСС, ааввсс, АаВвСс), половая клетка соответственно по одному аллелю каждого гена: (АВС) или (авс).

Совокупность генов, присущих данному организму, называется генотип . Совокупность признаков и свойств организма, являющихся результатом взаимодействия генотипа с условиями окружающей среды, называется фенотипом .


Растения, имеющие генотип АА или аа, ВВ или вв, образуют один тип гамет (А) или (а), (В) или (в). При самоопылении или близкородственном скрещивании эти генотипы дают нерасщепляющееся потомство и называются гомозиготными . Гибридные растения, имеющие генотип Аа или Вв, образуют два типа гамет (А) и (а), при самоопылении они дают расщепляющееся потомство, которое называется гетерозиготным .

Гаметами называют половые клетки, образующиеся в результате мейоза, с одинарным (гаплоидным) набором хромосом. Поэтому, в гаметах содержится только один из каждой пары аллельных генов. Обычно гаметы обозначают кружком (), куда вписывают соответствующее буквенное обозначение генов

Занятие 2. Моногибридное скрещивание .

При моногибридном скрещивании родительские формы различаются по одной паре альтернативных признаков.

Например, скрещивают родительские формы с желтой и зеленой окраской зерна. В F 1 все семена бут желтого цвета. Признак желтого цвета оказался преобладающим, или доминирующим. Зеленый – оказался рецессивным. Такая же закономерность прослеживается и при скрещивании по другим альтернативным признакам. В случае полного доминирования в первом поколении будет проявляться только признак родителя, несущего доминантный аллель данного гена. Часто доминирование не бывает полным. В случае не полного доминирования потомство первого поколения гибридов также будет единообразным, но проявится промежуточный признак, отсутствующий у родительских форм.

Эта закономерность нашла отражение в первом законе Менделя который был назван законом доминирования или законом единообразия первого поколения .

Потомство второго поколения, полученное от самоопыления F 1, будет иметь различную окраску: 3/4 желтую, 1/4 зеленую. Т. о. в F 2 происходит расщепление гибридов по признаку окраски семян в отношении 3:1. Это соотношение четко прослеживается и по другим признакам. Выявленная закономерность легла в основу второго закона, названного законом расщепления .

В третьем поколении гибридов наблюдалась следующая картина.

От зеленых семян F 2 получено потомство только с зелеными семенами. 1/3 желтых семян F 2 дала только желтое потомство. 2/3 желтых семян F 2 дали в F 3 расщепление на желтые и зеленые семена в отношении 3:1. Следовательно, желтые семена в генетическом отношении не однородны хотя и имеют один цвет.

В нашем случае генотип чистосортного, гомозиготного растения с желтыми семенами обозначают АА, с зелеными семенами аа, гетерозиготного поколения F 1 – Аа.

Во втором гибридном поколении проявились генотипы АА, Аа, аа в отношении 1:2:1.

Для анализа расщепления удобно пользоваться решёткой Пеннета, предложившего при анализе расщепления по генотипу, гаметы матери расположить по вертикали, гаметы отца по горизонтали. Образующиеся от слияния соответствующих типов гамет генотипы располагаются внутри решётки.

Основным методом генетики был и остаётся гибридологический. Это связано с тем, что главный вопрос генетики — механизм передачи признаков родитель-ских форм потомству, а исследовать его можно, прежде всего, именно этим методом.

В генетике гибридизацией называют не всякое скрещи-вание, а только такое, в котором скрещиваемые особи чётко различаются своими генотипами. Потомство, получаемое от таких скрещиваний, называют гибридным (от лат. гибрида — помесь), а отдельные особигибридами .

Для записи результатов скрещиваний в генетике используют специальные символы. Гены, относящиеся к одной аллельной паре, обозначают одной буквой латинского алфавита. Доминант-ные аллели записывают прописной буквой, например А , рецессивные — малой, например, а . Таким образом, запись АА означает: гомозиготный генотип (организм) по данному признаку содержит два доминантных аллеля гена А , запись аа — гомозиготный гено-тип (организм) по данному признаку содержит два рецессивных аллеля гена а , запись Аа — гетерозиготный генотип (организм).

Для записи схемы скрещивания в генетике родительское поколение принято обозначать буквой Р (от лат. парентс — родители), скрещивание — знаком X . Записывая схему, на первое место ставят женский пол, который обозначают символом ♀ (зеркало Венеры), на второе — мужской, обозначаемый символом ♂ (щит и копьё Марса).

Гибриды, полученные в результате скрещивания, обозначают буквой F (от лат. филиала — дети): первое поколение — F1 , второе — F2 и так далее.

При образовании гамет в результате мейоза гомологичные хромосомы (те, в которых находятся аллельные гены) расхо-дятся в разные гаметы. Гомозиготный (АА или аа ) организм имеет два одинаковых аллеля, и все гаметы несут только этот ген, а значит гомозиготные особи дают только один тип гамет. Гетерозиготный организм имеет аллели А и а и образует равное число гамет, которые несут первый и второй ген. Таким образом, гетерозиготная особь, в отличие от гомозиготной, продуцирует два типа гамет (таблица).

Таблица. Пример записи схемы скрещивания Материал с сайта

Употребление терминов в генетике предполагает использование специальной символики, которую нужно запомнить.

На этой странице материал по темам:

  • Конспект символика генетики

  • Что обозначают данные символы в генетике

  • Что означает символ f1 в генетике

  • Символы радительские, гаметы гебриты в генетике

  • В генетике буквенная латинская символика f1 f2

Вопросы по этому материалу:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БАЛАКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическое пособие

к внеаудиторной самостоятельной работе

по теме: «Законы наследственности»

для студентов 1 курса

по дисциплине: «Биология»


Одобрено

предметной цикловой комиссией

Дисциплин

Председатель:

__________________________

«____» ____________ 200__ г.

Разработал преподаватель: Горбатова М.А.


1 Введение …………………………………………………........................…….4

3 Правила решения………………………………………………........................6

4 Примеры решения задач Моногибридное скрещивание……........................8

5 ……………….......................……….9

6 Примеры решения задач. Неполное доминирование и кодоминирование.10

7 Задачи для самостоятельного решения........................……………………..11

8 Примеры решения задач. Дигибридное скрещивание..................................13

9 Задачи для самостоятельного решения. Дигибридное скрещивание...…...14

10 Литература........................…………………………………………………...16


Введение

Раздел «Генетика» является одним из самых сложных для понимания в курсе биологии. Лучшему усвоению этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Использование таких задач развивает логическое мышление студентов, позволяет глубже понять теоретический материал по теме, убеждает в необходимости знаний в практической деятельности. У преподавателя появляется возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных знаний. Задачи основаны на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека.

В пособии рассматриваются общие принципы решения и оформления генетических задач, тексты задач разного уровня сложности. Пособия и сборники подобного содержания, как правило, немногочисленны, в учебнике по биологии отсутствуют задачи генетического содержания и методические рекомендации по их решению.

Контроль результатов самостоятельной работы по решению задач генетического содержания легко осуществлять в учебное время.


Для успешного решения задачи по генетике научитесь выполнять некоторые несложные операции, прочитайте рекомендации .

− Прежде всего, внимательно изучите условие задачи .

− Определите тип задачи . Для этого выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки.

− Определите число классов фенотипов и количественное соотношение этих классов.

− Запишите схему скрещивания (брака) на черновике, отмечая генотипы и фенотипы, известных по условию задачи. Затем выполняйте операции по выяснению неизвестных генотипов.

− Решение задачи всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, т.к. они гомозиготные и их генотип однозначный – аа .

− Генотип организма, несущего доминантный признак, может быть гомозиготным – АА или гетерозиготным – Аа .

Гомозиготные организмы являются представителями «чистых линий», т.е. их предки несли тот же признак. Гомозиготными являются также особи, оба родителя которых были гомозиготными по этому признаку, а также особи, в потомстве которых (F 1) не наблюдается расщепление.

− Организм гетерозиготный (Аа ), если один из его родителей или потомков несет рецессивный признак, и если в его потомстве наблюдается расщепление.

− Доминантный признак во всех случаях, кроме неполного доминирования, проявляется у гетерозиготный особей. Он всегда проявляется у потомства при моногенном наследовании при скрещивании гомозиготных родителей с разным фенотипом.

− Не следует повторять гаметы одинаковых типов, т.е. содержащие одни и те же сочетания генов.

− Гены одной аллельной пары следует писать рядом (например, ААВВ , а не АВАВ ).

− Конечный этап решения – это запись схемы скрещивания .

Правила, применяемые при решении задач:

– Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы имеются в гаметах.

– В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели)

– Число возможных вариантов гамет равно 2 n , где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии

– Одно гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую от матери

Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организм с рецессивным признаком всегда гомозиготный

Оформление задач по генетике

– женский организм – мужской организм

x – знак скрещивания

Р – родительские организмы

F 1 – дочерние организмы первого поколения

A , B , C … – гены, кодирующие доминантные признаки

a , b , c … – аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки

АА – генотип особей моно гомозиготных по доминантному признаку

Аа – генотип моно гетерозиготных особей

аа – генотип рецессивной особи

АаВ b – генотип дигетерозигот


– гаметы

Моногибридное скрещивание

Задача 1-1

У человека альбинизм – рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на девушке с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.

А – нормальная пигментация

а – альбинизм

− нормальной пигментации

♂− альбинос

F 1 нормальной пигментации и альбинос

1) Запись брака по фенотипам Р ♀ А* x ♂ аа

норма альбинос

F 1 аа А*

альбинос норма

2) Определение генотипов организмов по генотипам родителей и потомков.

2.1 Генотип мужчины и ребенка альбиноса аа, так как оба они несут рецессивный признак.

2.2 Женщина и здоровый ребенок имеют в своем генотипе доминантный

ген А, потому что у них проявляется доминантный признак.

2.3 Генотип ребенка с нормальной пигментацией – Аа, поскольку его отец гомозиготен по рецессиву (аа ) и мог передать ему только один ген а .

2.4 Один из детей имеет генотип аа, один аллельный ген ребенок получает от матери, а другой от отца. Поэтому мать должна нести рецессивный ген а . Её генотип – Аа.

3) Запись хода задачи по выяснению генотипов и схемы брака:

Р ♀ Аа x ♂ аа

норма альбинос

F 1 аа Аа

альбинос норма

Ответ. Генотипы родителей ♂ аа, ♀ Аа, ребенка с нормальной пигментацией – Аа , альбиноса – аа

Моногибдное скрещивание

Пример решения и оформления задачи

Задача 1-2

Ген черной масти у крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F 1 получиться от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами. Какое потомство F 2 получится от скрещивания между собой гибридов?

А – ген черной масти

а – ген красной масти

♂- генотип АА (Бык несет доминантный признак и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип АА)

- генотип аа ( Красные коровы несут рецессивные гены, их генотип аа )

Запись скрещивания

Р ♀ аа x ♂ АА

красные черный


F 1 Аа

100 % черные

F 1 ♀ Аа x ♂ Аа

черные черные


F 2 АА; Аа; Аа; аа

75 % черные 25 % красные

Ответ. При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании гибридов F 1 в их потомстве (F 2 ) будет наблюдать расщепление: ¾ особей будет черного цвета, ¼ - красного.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1-3

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство можно ожидать от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задача 1-4

Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный признак. В семье мать и сын ощущают вкус ФТМ, отец и дочь не ощущают. Определить генотипы всех членов семьи.

Задача 1-5

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Задача 1-6

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что матери есть седая прядь, а у отца – нет. Из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Задача 1-7

Комолость (безрогость) у крупнорогато скота доминирует над рогатостью. Какое потомство можно ожидать при скрещивании комолого гетерозиготного быка с рогатыми коровами?

Задача 1-8

Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией у здоровых гетерозиготных родителей.

Задача 1-9

Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?

Задача 1-10

У двух здоровых родителей родился ребенок альбинос. Второй ребенок был нормальным. Определить генотипы родителей и детей.

Задача 1-11

Организм с резус-положительным фактором несет доминантный ген R , а резус-отрицательный − рецессивный ген r . Жена резус-положительная гетерозиготная, у мужа резус-отрицательный ген. Какова вероятность рождения ребенка с резус-отрицательным фактором?

Пример решения и оформления задачи

Задача 2-1

При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?

АА – красные плоды, т.к. в их потомстве расщепления не было

аа – белые плоды

Аа – розовые плоды, т.к. фенотип отличается от предыдущих

Р ♀ АА x ♂ Аа

красноплодная розовоплодная


F 1 АА Аа

красноплодная розовоплодная

Ответ. 50 % растений будут иметь красные и 50% - розовые плоды.

Группы крови наследуются в системе АВО. Фенотипы и генотипы лиц с разными группами: I – OO , II – AO , III – BO , IV – AB .

Задача 2-2

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

Генотип мальчика ОО , следовательно, каждый из родителей несет ген О .

Генотип его сестры – АВ , значит, один из родителей несет ген А , его генотип АО

(II группа), другой родитель имеет ген В. Его генотип ВО (III группа)

Ответ. У родителей II и III группа крови.

Неполное доминирование и кодоминирование

Задачи для самостоятельного решения

Задача 2-3

У растения ночная красавица наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу. Гомозиготные растения имеют красные и белые цветы, у гетерозигот – розовые. При скрещивании двух растений половина гибридов имела розовые, а половина – белые цветы. Определить генотипы и фенотипы родителей.

Задача 2-4

Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Белые и темные норки гомозиготны. Какое потомство можно ожидать от скрещивания между собой кохинуровых норок?

Какое потомство ожидается от скрещивания кохинуровых с белыми норками?

Задача 2-5

Пестрые куры получаются от скрещивания белых и черных птиц. Какого цвета оперение у петуха, если известно, что курица белая, оперение гибридов F 1 белое и пестрое?

Задача 2-6

У редиса круглые и длинные корнеплоды – гомозиготные признаки. От скрещивания растений с круглыми и длинными корнеплодами образуются

растения с овальными корнеплодами. Какое потомство можно ожидать от скрещивания растений с овальными и круглыми корнеплодами?

Задача 2-7

У отца IV группа крови, у матери I. Может ли ребенок унаследовать группу крови отца? Матери?

Задача 2-8

Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать от потомства?

Задача 2-9

Родители имеют II и I группы крови. Может ли у них появиться ребенок с III группой?

Задача 2-10

У женщины III группа крови, у её ребенка – I. Что можно сказать о группе крови отца?

Задача 2-11

В каких случаях с большой вероятностью можно определить группы крови детей? Родителей?

Задача 2-12

У родителей II и IV группы. Каковы группы крови у детей?

Независимое наследование

Дигибридное скрещивание

Дигибридным называется скрещивание, при котором рассматривается наследования двух альтернативных признаков, кодируемых генов, расположенными в разных парах гомологичных хромосом. Для определения генотипов и фенотипов потомства удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси следует отметить гаметы одного родительского организма, а по горизонтали – другого.

Пример решения и оформления задачи

Задача 3-1

Какое можно ожидать потомство при скрещивании растений гороха с желтыми гладкими семенами, гетерозиготными по обоим признакам?

А – желтая окраска семян (ж)

а – зеленая окраска семян (з)

В – гладкая форма семян (г)

в – морщинистая форма семян (м)

Решётка Пеннета:

Р ♀ АаВв x ♂ АаВв

ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

ААВв

ААвв

АаВв

Аавв

АаВВ

АаВв

ааВВ

ааВв

АаВв

Аавв

ааВв

Аавв

ж.г. А*В* – 9 ж.м. А*вв – 3 з.г. ааВ* – 3 з.м. – 1

Ответ. Ожидается независимое наследование признаков в соотношении:

Ж.г. – 9 ж.м. – 3 з.г. – 3 з.м. – 1

Независимое наследование

Дигибридное скрещивание

Задачи для самостоятельного решения

Задача 3-2

У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки. Какова вероятность рождения ребенка альбиноса и левши у гетерозиготных по обоим признакам родителей?

Задача 3-3

У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки. Какое следует ожидать потомство от гетерозиготной по двум признакам самки и желтого без щетинок самца?

Задача 3-4

Чистопородного черного комолого быка (доминантные признаки) скрестили с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды F 1 ?

Задача 3-5

У человека ген близорукости доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости. Какова вероятность рождения в семье кареглазого с нормальным зрением ребенка, если у матери голубые глаза и она гетерозиготна по гену близорукости. У отца нормальное зрение, ген кареглазости гетерозиготен.

Задача 3-6

У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша (ген гетерозиготный) женился на кареглазой (ген гетерозиготный) левше. Может у них родиться голубоглазый левша?

Задача 3-7

У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей?

Задача 3-8

У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Какое потомство можно ожидать при скрещивании гетерозиготного черного короткошерстного самца и кофейной длинношерстной самки?


Литература

1 Общая биология. Учебник для 10 – 11 классов школ с углубленным изучением биологии./ Под редакцией А.О. Рувинского – М.: Просвещение, 1993.

2 Биология для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией В.Н. Ярыгина – М.: Высшая школа, 1997.

3 Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. – Саратов: Издательство Лицей, 1998.