Какие бывают экологические группы млекопитающих. Презентация.Экологические группы млекопитающих,их значение в природе и жизни человека

Перечислите основные экологические группы зверей. Какими общими чертами во внешнем строении и поведении обладают млекопитающие открытых пространств? Назовите черты приспособлений у животных к древесно-лазающему образу жизни на нескольких примерах. Что характерно для роющих зверей? Подтвердите примерами. Какими общими чертами обладают водные млекопитающие? Повторение.

Слайд 6 из презентации «Группы млекопитающих» . Размер архива с презентацией 421 КБ.

Биология 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Внешнее строение листа» - Объясните, чем различаются листья сидячие и черешковые. Какое жилкование свойственно однодольным растениям? Внешнее строение листа. Какое жилкование свойственно двудольным растениям? Биология, 7 класс. Вопросы для повторения. Назовите основные части листа. Видоизмененные листья. Жилкование листьев.

«Внутреннее строение птиц» - Строение пера. Строение и роль ног в жизни птиц. Дыхательная система. - Добывают, удерживают пищу. Нервная система. Воздушная. Органы размножения и выделения. Гнездовые. Как приспособлено тело птицы во внешнем и внутреннем строении к полету? Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок.

«Моллюски биология» - Морской гребешок сейчас один из перспективных объектов. Источник пищи Источник перламутра и жемчуга. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги. Воспитывать бережное отношение к природе. Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу). Органы дыхания – жабры, у наземных представителей - легкие. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Кальмар Устрица. Цель урока. Головоногие имеют хорошо развитые глаза. Некоторые моллюски не имеют раковины.

«Хоботные по биологии» - В зоопарках, например, слоны легко собирают с пола монеты или пуговицы. Сообщение по биологии на тему «Хоботные» Ученика 7В класса школы №5 Бережняка Никиты. Хобот для слона гораздо больше, чем рука для человека. Своеобразна и зубная система хоботных.

«Кольчатые черви по биологии» - Женские клетки образуют яйцеклетки. Нереис. Выделительная система. Пескожил расстаётся со своим хвостом, спасая себе жизнь. Полукольцевые сосуды. Дождевой червь. Автор: Копейкина Е.В. Учитель биологии МОУ «ООШ» с. Трубетчино. Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Тело покрыто однослойным эпителием. Внешнее строение. Брюшной кровеносный сосуд. Изучить особенности внешнего, и внутреннего строения, жизнедеятельности кольчатых червей. Мужские организмы образуют сперматозоиды. Пищеварительная система.

Филиал МБОУ СОШ с. Красавка в с. Полоцкое

Урок по экологии

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ»


Учитель экологии филиала МБОУ СОШ с. Красавка в с. Полоцкое С.И. Емчинова


Тема урока: «Экологические группы млекопитающих»
Цель урока: Выявить общие адаптивные черты разных представителей класса Млекопитающих к конкретным условиям своей среды обитания. Задачи урока:

    образовательные: обобщить знания учащихся о многообразии сред обитания животных и их особенностях, о классификации млекопитающих. Познакомить учащихся с основными экологическими группами млекопитающих, в которые они объединяются, наиболее характерных особенностях строения, жизнедеятельности, поведения наземных, летающих, подземных, водных млекопитающих; развивающие: продолжить формирование познавательных способностей учащихся и их интереса к изучаемым предметам (биологии и экологии), их умения работать с терминами, рисунками, дополнительной литературой, выделять особенности внешнего строения организмов в связи со средой их обитания. Совершенствовать умения работать с учебными мультимидийными пособиями, используя компьютер, продолжить развитие логического мышления, речи, памяти, умения переносить знания в новые ситуации, анализировать, обобщать, классифицировать. воспитательные: Продолжить формирование естественно – научного мировоззрения, формирование общеучебных навыков (работа с книгой, внимание, аккуратность), эстетических навыков при оформлении записей и выполнении творческих работ. Продолжить формирование таких качеств личности, как трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность.
Оборудование: Сменные таблицы «Отряды млекопитающих»; кроссворд наоборот; рисунок «Факторы среды обитания»; наборы для выполнения самостоятельной работы (инструктивная карточка и картинки с изображением животных различных экологических групп); CD диск «Биология 6 – 11 классы»; по ходу урока на доске (в виде аппликации) составляется схема по средам обитания и экологическим группам млекопитающих. Ход урока: I. Организационный момент Учитель экологии : Ребята, урок у нас сегодня непривычный, Но работаем как обычно. Приложим вместе старание И получим нужные знания. Проверим, всё ли на партах в порядке? Готовы ль к работе ручки, тетрадки? Настройтесь на рабочий лад. Улыбнитесь! Здравствуйте! Садитесь. ( Звуки млекопитающих ) Учитель биологии Голоса, каких животных вы слышите? Что их объединяет? Какой класс? (Класс млекопитающие). Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”? Запишите в мыслительном листе. ( Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери). Где можно встретить млекопитающих? В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе. Особенности их строения обусловили возможность широкого распространения млекопитающих в самых разнообразных условиях. Географически они распространились почти повсеместно, за исключением Антарктиды. Это самый высокоорганизованный класс среди позвоночных животных, общее число видов современных млекопитающих составляет 4,5 тысяч. Учитель экологии:

Мы изучили все основные отряды млекопитающих. На данном уроке продолжим знакомиться с многообразием животного мира. Сегодня на уроке нам предстоит научиться распределять животных на группы по их местам обитания. Догадайтесь, какие это группы? (экологические).

Сообщается тема урока, раскрывается смысл понятия “экологическая группа”. Какие прогрессивные черты организации млекопитающих обеспечили им широкое распространение по планете и какие приспособительные особенности позволили занять все основные среды обитания и какие отличительные особенности во внешнем строении у представителей разных экологических групп?

С целью обобщения и повторения темы «Многообразие млекопитающих» предлагаем вам зоовикторину. 2. Актуализация знаний. Зоовикторина. Кроссворд наоборот. Учитель называет млекопитающее, а учащиеся – отряд или семейство, которому оно относится. 1. Горилла – Приматы. 2. Лошадь – непарнокопытные 3. Кролик – Зайцеобразные. 4. Кенгуру – Сумчатые. 5. Лось – Жвачные парнокопытные. 6. Вампир – Рукокрылые. 7. Ёж – Насекомоядные. 8. Дельфин – Зубатые Китообразные. 9. Морж – Ластоногие. 10. Слон – Хоботные. 11. Крокодил – это не млекопитающее, а рептилия. 12. Человек – Приматы. 13. Лев – Хищные, Кошачьи. «Дальше, дальше…» 1. Сумчатое яйцекладущее. (Ехидна.) 2. Перечислите человекообразных обезьян. (Шимпанзе, горилла, орангутан.) 3. Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не уменьшаются? (Они постоянно растут.) 4. Чёрный барс. (Пума.) 5. Чем лев отличается от львицы? (Гривой.) 6. Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны.) 7. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит.) 8. Имя какого учёного носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе? (Н. М. Пржевальского.) 9. Сколько шейных позвонков у жирафа? (Семь.) 10. Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация.) 11. У хищных – когти, у копытных – копыта, а у приматов? (Ногти.) 12. Мышечная перегородка, разделяющая грудную полость от брюшной, участвующая в дыхании. (Диафрагма.) 13. Самый высокоорганизованный Примат. (Человек.) 14. Сумчатый медведь. (Коала.) 15. Вымершее млекопитающее из отряда хоботных. (Мамонт.)
В качестве домашнего задания вам предлагалась творческая работа – составить кроссворд и красочно его оформить. (Дежурный собирает работы.) Учитель экологии: А мы со своей стороны тоже подготовили для вас кроссворд, но необычный – кроссворд наоборот. Ваша задача – правильно поставить и сформулировать к нему вопросы. Например: Норка – пушной хищный зверёк, разводимый на зверофермах.

Среди наземных зверей много растительноядных видов: олени, лошади, антилопы. Это травоядные животные. Особые приспособления имеют млекопитающие, которые кормятся ветками и листьями деревьев. Особенно длинная шея развита у жирафа. Это позволяет ему не только срывать листья, недоступные другим наземным животным, но и обеспечивать себе хороший обзор местности. У слонов массивная голова и короткая шея ком­пенсируется длинным подвижным хоботом. Хищные звери имеют не такие длинные ноги, как растительноядные. Однако сравнительно длинные ноги у хищников, преследующих добычу быстрым бегом, например у волка и гепарда, а относительно короткие конечности у хищников, подстерегающих добычу, например у льва, тигра, рыси.

Прыгающие наземные млекопитающие, например заяц, кенгуру, имеют сильные и длинные задние конечности и укороченные, более слабые передние. У кенгуру слабые передние ноги потеряли свое значение опоры при прыжках. Зато развит длинный хвост, который при медленном движении животного играет роль дополнительной опоры, а при больших прыжках – балансира и руля. Тушканчики, ночные обитатели пустынь, скачут на задних лапках, словно кенгуру, ибо так легче двигаться по сыпучему песку. Большие глаза, длинные вибриссы, огромные уши – радары помогают прекрасно ориентироваться в темноте. Наземно-древесные млекопитающие, живущие в лесах, связаны с древес­но-кустарниковой растительностью. Они устраивают гнезда на деревьях, а кормятся как на земле, так и на деревьях. У этих зверей вытянутое, сильное и гибкое тело, укороченные конечности, вооруженные острыми когтями. К этой группе относятся лесная куница, соболь, белка, бурундук. У многих мелких наземно-древесных видов хорошо развит хвост с длинными остистыми волосками, что способствует планирующим прыжкам. У летяги по бокам тела развита кожистая складка, улучшающая ее планирующие способности. Учитель экологии: Подземные млекопитающие приспособлены к роющему образу жизни. Почти все время они проводят под землей, редко появляясь на поверхности. Тело землероев короткое, вальковатое, шейный отдел не заметен, хвост редуцирован. Мех короткий, густой, без ворса, ноги короткие с сильной му­скулатурой и большими когтями. Ушные раковины редуцированы. Зрение плохо развито, а у некоторых подземных зверьков глаза скрыты под кожей. Хорошо развиты у землероев обоняние и осязание. Крот роет землю силь­ными, вывернутыми наружу лопатообразными передними конечностями и выталкивает землю на поверхность головой. Слепыш роет землю крупны­ми, выдающимися вперед резцами. Учитель биологии: Л етающие млекопитающие в полной мере освоили воздушную среду. К этой группе относятся представители отряда рукокрылых.

Передние конечности у летучих мышей превратились в длинные и гибкие крылья, в которых натянута перепонка между сильно вытянутыми костями кисти передней конечности, туловищем, задней конечностью и даже хвостом. У быстро летающих зверьков, например у рыжей вечернице, крылья длинные и узкие; у медленно летающих, ушанов - широкие и тупые. В связи с полетом сильно развиты грудные мышцы, которые, как и у птиц, прикрепляются к ки­лю грудины. Летучие мыши не только добывают насекомых в воздухе, но, как и птицы, совершают сезонные миграции: на зимовку улетают в теплые райо­ны. У всех рукокрылых хорошо развиты ушные раковины: они улавливают отражённые от предметов издаваемые в полете зверьками ультразвуки, которые помогают ориентироваться и даже в темноте находить добычу.

Более подробно с образом жизни рыжей вечерницы нас познакомит Панчелюга Татьяна.

Учитель экологии:

Водные и полуводные млекопитающие. Типичными из них, полностью утратившими связь с землей, являются китообразные. Тело их приобрело об­текаемую рыбообразную форму, голова сливается с туловищем, шейный от дел отсутствует. Основным органом движения служит хвостовой плавник, расположенный (в отличие от рыб) в горизонтальной плоскости. Передние конечности, видоизмененные в ласты , выполняют роль рулей. Задние ко­нечности редуцированы полностью, исчезли ушные раковины, закрыт на­ружный слуховой проход, носовые отверстия закрываются клапанами, отсут­ствует шерстный покров. Хорошо развит подкожный жир , обеспечиваю­щий теплоизоляцию. В связи с питанием планктонными организмами у уса­тых китов исчезли зубы, и развился особый цедильный аппарат, состоящий из большого числа роговых пластин.

Большую часть жизни проводят в воде ластоногие. Однако они не утра­тили связи с сушей: выходят на лежбища в период размножения.

У ластоногих две пары ластов, принимающих участие в движении в воде. Шерстный покров редуцирован, хотя детеныши рождаются покрытыми густым мехом. Термоизолирующую роль выполняет толстый слой подкожно­го жира.

Есть млекопитающие, которые ведут полуводный образ жизни. Они при­надлежат к различным систематическим группам, используют разную пищу, но имеют общие черты в связи с полуводным образом жизни. Их конечно­сти снабжены плавательными перепонками, функцию руля в воде выполняет хвост. Шерстный покров хорошо развит, имеет густой теплый подшерсток. За шерстью зверьки, ведущие полуводный образ жизни, тщательно ухажива­ют: разбирают, расчесывают, смазывают жирным секретом кожных желез. К млекопитающим, ведущим полуводный образ жизни, принадлежат утко­нос, выхухоль, бобр, выдра, ондатра и др. В воде они прекрасно плавают и ны­ряют, свободно перемещаются по суше, хотя в скорости заметно уступают типичным наземным зверям.

Самый крупный из современных грызунов – водосвинка – прекрасно плавает и ныряет. Подробнее о ней вы узнаете, послушав сообщение Казаковой Ирины.

Учитель биологии:

Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (на­земной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов и се­мейств. Однако они обладают сходными адаптивными (приспособитель­ными) чертами к одинаковым условиям обитания.

Учитель экологии:

А сейчас мы предлагаем вам, используя коллекцию видеофрагментов в электронной программе «Биология 6 – 11 классы», понаблюдать за жизнью и особенностями поведения животных различных сред обитания. Последовательность просмотра указана в инструктивных карточках. Физкультминутка. Учитель биологии: С чертами приспособленности млекопитающих в связи с образом жизни вы ознакомитесь в ходе выполнения лабораторной работы «Экологические группы млекопитающих». Для её выполнения вам выданы карточки с изображением некоторых млекопитающих животных. Кроме того, с особенностями некоторых животных вы уже ознакомились в процессе изучения многообразия млекопитающих. Внимательно рассмотрите выданных вам животных, с помощью инструктивной карточки, текстов соответствующих параграфов выявите особенности представителей различных экологических групп. Самостоятельная работа Инструктивная карточка
    Рассмотрите фотографию млекопитающего. Выясните, какова форма его тела? Из каких отделов оно состоит? Назовите особенности строения тела. Рассмотрите покровы тела млекопитающего. Видоизменился ли волосяной покров млекопитающего? Как повлиял образ жизни данного млекопитающего на формирование волосяного покрова? Изучите голову млекопитающего. По его форме можно определить ведущий орган чувств, а исходя из этого и способ добывания корма, и образ жизни. Исходя из наблюдений, сделайте предположение. Обратите внимание на лапы млекопитающего. При передвижении зверь опирается на стопы, на пальцы или копыта? Есть ли у данного животного перепонки между пальцами, или конечности видоизменены в ласты, плавники или крылья? Если да, то какую среду обитания освоило это животное? Подведение итогов работы: обобщите полученные результаты и на их основании заполните таблицу.

Представитель

Основные особенности строения млекопитающих Название экол.группы
    Крот


    Дельфин
- афалина


    Летучая мышь


    Белка


Учитель экологии: Выполняя лабораторную работу, вы смогли убедиться в том, что различные условия жизни млекопитающих привели к возникновению большого количества жизненных форм млекопитающих, которые различаются пропорциями тела, способами передвижения и т. д. Одна и та же жизненная форма может возникать у неродственных между собой видов и отражает лишь сходство условий их существования. Учитель биологии: 4. Рефлексия. А теперь мы предлагаем вам проверить свои знания, поработав с тестом по данной теме. Займите места за компьютерами, откройте программу «Тест» и приступайте к работе. (Результаты теста высвечиваются на экране.)
Альтернативный вариант тест «Белка»

Кто из перечисленных животных ведёт полуводный образ жизни: а) выхухоль (25-2-14-27); б) суслик (25-20-6-5); в) белобочка (3-17-26-7)
2. У морских млекопитающих приспособление к жизни в воде а) развитое зрение (19-11-24-8); б) большие клыки (9-22-13-6); в) обтекаемая форма тела (11-24-8-20)
3.Подземный роющий образ жизни ведет: а) бурозубка обыкновенная (3–11–5–33);
б) бурундук (17–4–29–33);
в) слепыш обыкновенный (10-18-6-13)
4. Шерстный покров полностью отсутствует у всех: а) тюленей (5-25-23-2);
б) китов (27-16-9-1);
в) носорогов (24–20–16-9).
5.К прогрессивным чертам строения млекопитающих не относится: а) высокое развитие центральной нервной системы (14-2-23–25);
б) живорождение и выкармливание детенышей молоком (11-4-16-27);
в) обилие кожных желез (23-17-5-25).
6.Приспособление к подземному образу жизни у кротов а) волосяной покров на теле (22-10-18-12); б) лопатообразные конечности (23-3-19-11); в) одинаковое строение зубов (5-17-25) 7. Структура волосяного покрова млекопитающих различна. Функцию осязания выполняют: а) остевые волосы (23-17-19-24);
б) вибриссы (1-15-21-7);
в) пуховые волосы, или пух (2–-14-27-4);
8. В состав отряда рукокрылых не входит: а) ушан (1-9-13-10);
б) летяга (20-4-22-10);
в) вечерница рыжая (23-17-19-24).
9. Крупнейшим наземным животным мировой фауны является: а) слон индийский (16–9–1–10);
б) слон африканский (7-12-28);
в) жираф (17–1–9–12);
10. Рекорд скорости (128 км/ч на короткой дистанции) среди наземных животных принадлежит: а) вилорогу (1–13–6–21);
б) гепарду (13-26-28);
в) джейрану (5–17–3-23)
(Правильные ответы: 25–2–14–27; 11–24–8–20; 10–18–6–13; 27–16–9–1; 23–17–5–25; 23–3–19–11; 1–15–21–7; 20–4–22–10; 7–12–28; 13–26–28.)

Дополним нашу схему, распределив указанных животных по экологическим группам. (Учащимся раздаются карточки с названиями и изображениями животных различных экологических групп)

    Итоги урока.
Ребята, на уроке мы с вами обобщили и систематизировали знания о многообразии млекопитающих и их средах обитания. Вы познакомились с основными экологическими группами млекопитающих и выяснили, что среди представителей одной и той же экологической группы зверей есть виды из разных отрядов и семейств, так как, освоив одинаковую среду обитания, у них выработались сходные адаптивные приспособления. Млекопитающие – класс наиболее эволюционно развитых позвоночных, имеющих прогрессивные черты: вынашивание детёнышей в утробе матери, живорождение, выкармливание их молоком. Сочетание этих свойств с хорошо развитым мозгом и сложным поведением позволили млекопитающим освоить все среды обитания, широко расселиться по Земле, достичь большого разнообразия и высокой численности. Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов, семейств. Однако они обладают сходными приспособительными чертами к одинаковым условиям обитания. Мы выяснили, что окружающая среда оказывает влияние на животных и любое изменение окружающей среды может привести к исчезновению животных. Экологическая задача В Казахстане проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Однако помимо сусликов при этом погибали лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не поедали. Объясните причину гибели хищников. (Ответ. Хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели).

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения , отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П –
позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец,
четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Оценки за урок. Домашнее задание:

О разнообразии хвостов в животном мире мы даже не задумываемся, но они отличаются друг от друга величиной, окраской, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Выяснить какую роль играет хвост в жизни различных экологических групп. Истории про хвост очень интересны. Вы узнаете, какой это незаменимый орган для многих видов млекопитающих, как его функции связаны с условиями обитания.

Биология. § 35; доклад «Звери, которых больше никогда не увидим» Экология. Индивидуальные задания. (Тесты с рисунками.)

Продолжи фразу: Сегодня я узнал Было трудно Я выполнял задания Я понял, что Теперь я могу У меня получилось Мне захотелось

Тема: Экологические группы млекопитающих, их значение в природе и жизни человека.

Биология. 7 класс.



Цель:

1.дать характеристику биологическим

особенностям представителей разных экологических групп млекопитающих.

2.определить значение млекопитающих в природе и жизни человека.



В путешествие!

побываем в лесу, на лугу, в степи, в саванне, у берега водоема, в море.



Роющие животные

Летающие млекопитающие

Наземно-древесные животные



Экологические группы млекопитающих

Экологическая группа

Представители группы

Систематическая группа

Признаки животных

Заполняем таблицу по ходу урока,используя презентацию и текст учебника.





Роющие животные

К подземным млекопитающим относятся преимущественно грызуны. Среди них имеется полный ряд переходов от норников - сусликов, сурков, полевок и т. д., проводящих значительную часть жизни на поверхности земли, до землероев - слепышей и ряда других, почти никогда не выходящих на ее поверхность.

Животные

Хордовые

Позвоночные

Инфракласс:

Млекопитающие

Плацентарные

Подотряд:

Мышеобразные

Семейство:

Слепышовые

В связи со слабым зрением важную роль в жизни подземных млекопитающих играет осязание. У кротов осязательную функцию выполняет сильно вытянутое и снабжённое острой гибкой косточкой рыло - хоботок

Слепыш обыкновенный



У барсука имеются некоторые черты, связанные с роющей деятельностью

У звездоноса на конце носа располагаются звездообразно расположенные осязательные придатки

Одни из них прокладывают свои ходы при помощи коротких, но чрезвычайно мощных передних конечностей, например, крот, другие пользуются для этого зубами, например, слепыш, слепушонка и ряд других грызунов.У некоторых представителей нижняя челюсть может перемещаться на добавочную сочленовную поверхность, расположенную позади «нормальной», и в таком случае зверек может действовать верхними резцами наподобие мотыги.



Наземно-древесные животные

К древесным млекопитающим относится огромное большинство обезьян и полуобезьян, целый ряд грызунов ц сумчатых. Имеются древесные формы и среди насекомоядных (тупайя), и среди неполнозубых (ленивцы, цепкохвостые муравьеды), и среди хищных. Для древесных млекопитающих характерны хватательные или цепкие лапы, как у обезьян, полуобезьян, многих сумчатых, часто цепкий хвост, например, большинство широконосых обезьян, некоторые сумчатые (кускусы и опоссумы), древесные формы муравьедов, ящеров и дикобразов, из хищных - южноамериканские носухи. Сумчатые летяги, шерстокрыл, из грызунов - настоящие летяги и африканские колючехвостые белки обладают кожной складкой на боках тела, увеличивающей его «несущую поверхность» при прыжках.



Как следует из названия, данная группа животных обитает в степных, лесостепных, пустынных либо приполярных ландшафтах, лишенных древесной растительности, каковой факт, с одной стороны, делает их местообитание "открытым" для обзора хищниками, с другой - предполагает небольшое количество естественных убежищ, отсутствие ярусности и наличие в рационе преимущественно травянистой растительности. По способу приспособленности к указанным условиям можно выделить три типа: копытные,тушканчики,суслики.





Летающие млекопитающие

К настоящим летающим зверям относятся только рукокрылые, из которых большинство в то же время связано с древесными насаждениями. Таковы крыланы, питающиеся плодами и отдыхающие среди ветвей, многие насекомоядные летучие мыши, проводящие день в дуплах. Из наших форм наиболее связана с деревьями рыжая вечерница, живущая исключительно в дуплах.

Водные и околоводные млекопитающие

Водные млекопитающие , пожалуй, наиболее разнообразная из всех основных экогрупп млекопитающих: здесь полный ряд переходов от таких форм, как норка, белый медведь, водяная полевка, у которых приспособления, связанные с полуводным образом жизни, едва выражены, вплоть до китов и дельфинов, строго водных животных, быстро гибнущих вне воды.

Полуводный образ жизни ведут многие млекопитающие: из однопроходных - утконос, из сумчатых - южноамериканский плавун (единственное водное сумчатое), из насекомоядных - наша водяная землеройка и африканская выдровая землеройка, из грызунов - водяная полевка, ондатра, нутрия, водосвинка и ряд других, из хищных - норка, выдра, белый медведь, а из копытных - бегемот.Более водными животными являются бобр,выхухоль и калан, или камчатская морская выдра. За исключением бегемота, все эти животные характеризуются чрезвычайно густым мехом, резко разделенным на ость и подшерсток. Ушные раковины или отсутствуют, или сильно уменьшены. У многих задние конечности снабжены хорошо развитыми плавательными перепонками (выхухоль, бобр, утконос, имеющий перепонки и на передних лапах), а у калана они превратились в настоящие ласты. Хвост, по крайней мере у более мелких форм, развит хорошо.

Три отряда млекопитающих - ластоногие, сирены и китообразные - всецело перешли к водному образу жизни, особенно два последних, никогда не покидающие эту среду.





Повторение

Перечислите основные экологические группы зверей.

Какими общими чертами во внешнем строении и поведении обладают млекопитающие открытых пространств?

Какими общими чертами обладают водные млекопитающие?

Назовите черты приспособлений у животных к древесно-лазающему образу жизни на нескольких примерах.

Что характерно для роющих зверей? Подтвердите примерами.



Повторение

1. Типично-наземные млекопитающие:

  • Имеют короткое тело, слабые ноги.
  • Имеют пропорционально сложенное тело, развитую шею.
  • Чаще это животные из отряда Грызунов.
  • Представлены в основном хищниками.

2. Подземные млекопитающие:

  • Имеют короткое тело, вальковатое, короткий мех, густой, без ворса, направления роста.
  • Ушные раковины и зрение развиты хорошо.
  • Представителями являются лисы, зайцы, барсуки.

3. Водные млекопитающие имеют:

  • Рыбообразную форму тела, без шейного отдела, горизонтальный хвостовой плавник.
  • Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.
  • Конечности, которые превратились в плавники.
  • К группе относят выдр, акул, дельфинов, тюленей, моржей.


Вывод

Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов, семейств. Однако они обладают сходными приспособительными чертами к одинаковым условиям обитания.

Любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.



Давайте подумаем вместе!

Положительное значение млекопитающих

Отрицательное значение млекопитающих



Значение млекопитающих в природе.

Обеспечивают

и энергии в

экосистеме

Помощники

растениям

распространении

Участвуют

процессах

образования

и обогащения

выступают

регулятора

численности

растительноядных

животных

Растительноядные

животные

регулируют

биомассу

растений

экосистемах



Конституция

Законы

Образование

Поведение

в природе

Доброта

Совесть

Сострадание

Они как мы.

Лицензии

добычу.

Банк

яйцеклеток

Соблюдение

Правил

производства

Охрана животных

За последние 2тыс. лет на земном шаре вымерло

более 100 форм разнообразных млекопитающих.

Только в нашем веке полностью уничтожено не

менее 100 видов зверей и птиц. На 2010 год в

Красную книгу МСОП (Международный союз охраны

природы), занесено 318 видов и подвидов

млекопитающих. Этот процесс затронул практически

все уголки земного шара, и конечно, Тюменская

область не стала исключением. Добыча нефти и

газа привела к ухудшению экологической

обстановки и это не могло не сказаться на животном мире.

Красная книга

Зоопарки

Заповедники

Заказники



Символика и животные

Томск

Тюменская область

Соболя держат девиз

«СИБИРЬЮ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ»

Республика Саха.

Среднеколымск.

Тюмень

Девиз "От сего

града начинается "

Новосибирск

Владивосток.

Самара

Нижний Новгород

Псков

Памятники животным

В Эдинбурге (Шотландия), у входа на кладбище Грейфрайерз, поставлен памятник скайтерьеру по кличке Бобби.Он в течении четырнадцати лет (1858

1872 гг.) не покидал могилы своего хозяина и друга старого пастуха Джона Грея. После смерти хозяина Бобби последовал за похоронной процессией на

кладбище, где и остался на долгие годы.Сначала его выгоняли, но каждую ночь пёс пробирался обратно к могильному холмику. Сердобольные люди

подкармливали собаку. В 1872 году, тронутые исключительной верностью и преданностью собаки хозяину, жители Эдинбурга собрали средства и поставили Бобби памятник. На круглом,художественно исполненном постаменте

сидит лохматый пёс - скатерьер Бобби

Сенбернары столетиями использовались спасения людей в снежных заносах Альп. Многие собаки спасли по 30-35 человек. Рекордсменом среди них был пёс Барри. Он спас 40 человек, о нем знали многие жители Италии, Швейцарии, Франции. Спасение сорок первого человека оказалось для Барри роковым. В 1814 году его не стало. Чучело Барри стоит в музее в Берне. В 1899 году в Париже был открыт памятник Барри, о чём свидетельствует высеченное на памятнике имя. На постаменте - большая собака - сенбернар, а на её спине, крепко держась за шею, сидит маленькая девочка.



14 ноября 2002 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России ПАМЯТНИК КОШКЕ. Памятник несет в себе собирательный образ всех кошек и задуман как людская благодарность кошкам - одним из самых любимых и наиболее популярных в наш век домашних животных, живущих бок о бок с человеком с древних времен. Идея создания памятника принадлежит кафедре анатомии и физиологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и старейшему петербургскому клубу любителей кошек "Фелис". Автор памятника - известный скульптор, заслуженный художник России, профессор Анатолий Гордеевич Дема. Памятник установлен во дворе главного здания СПбГУ на Васильевском острове.

Памятник бездомной собаки в Мехико - это бронзовая фигура дворняги по кличке Пелусо, призывающая к милосердию к этим животным со стороны людей. Ассоциация «Собачье чудо» стало организатором в сборе денег на этот памятник. Изваял эту скульптуру мастер Хирасол Тельо за 2, 5 месяца.





Благодарность животным за огромный вклад в развитие науки

Люди, будьте милосердны!



Домашнее задание

  • Текст учебника по данной теме, вопросы, задания в рабочей тетради.

2. Творческие задания: подготовить сообщения о хозяйственных группах домашних животных Воронежской области.





Использованные источники.

https://yandex.ru/images/search?text

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_animals/56/Семейство

http://ru.wikifur.com/wiki/Систематика_волчьих

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кошачьи

http://beauty-around.com/drugie-reitingi/item/380

https://www.yandex.ru/yandsearch?text

https://ru.wikipedia.org/wiki/Слоновые

http://animalsfoto.com/jivotnyie