Таблица на тему систематические группы простейших. Планирование темы урок история развития зоологии

Систематические группы простейших: В настоящее время известно около 70000 видов простейших. Подцарство Простейшие включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки. Эта клетка выполняет все функции живого организма: она самостоятельно перемещается, питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет из своего организма ненужные вещества, размножается. Антони ван Левенгук, голландский натуралист, первым увидел простейших в капле воды.

Слайд 3 из презентации «Биология 7 класс простейшие» . Размер архива с презентацией 417 КБ.

Биология 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Семейство Бобовые» - Декоративные растения. МИМОЗА, род растений семейства бобовых. Люпин однолетний. Кормовые бобы. Возделывают сою обыкновенную (культурную) зерновая, масличная (до 37% масла), кормовая культура. ЛЮЦЕРНА, род одно- и многолетних трав семейства бобовых. Мимозой называют также акацию серебристую, выращиваемую на Черноморском побережье Кавказа. Глициния. Ч5 л5 т9+1 п1. Медоносы. В культуре 10 видов - кормовые травы.

«Фрукты разных стран» - Аргентина. Витамин Е. Апельсины. Груши. Рынок. География фруктов. Поэтому лучше есть свежие фрукты. Советы покупателям: Сезонные поставки фруктов из разных стран. Эквадор. Ананасы. Работу выполнили: Кондрашина Валентина 7 «А» Синятуллин Руслан 7 «Б». Витамин С. Витамин D. Бананы. Марокко. Малайзия. Грузия. Китай. Лимоны. Магазин. Витамины. Мандарины. Молдова. Грейпфруты. Минеолы. Жизнь фруктов коротка… Узбекистан.

«Классы типа Членистоногие» - Крустология – наука о ракообразных Арахнология – наука о паукообразных Энтомология – наука о насекомых. Особенности строения основных систем органов. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Повторительно-обобщающий урок на тему: «Тип Членистоногие» 7 класс. Класс Ракообразные. Учитель биологии и экологии: Захарова Яна Валерьевна.

«Кишечнополостные 7 класс» - 1) В.М. Константинов, В.Г. Бобенко, В.С. Кучменко Биология. Сообщество кораллового рифа. Литература. Тест. Актиния. Красный коралл. Модели животных типа кишечнополостных. Москва «Лист» 1998 год. Медузы. Москва «Просвещение» 1981 год 6) Г. И. Лернер Уроки зоологии. 1. К колониальным кишечнополостным относятся: Белый коралл. Аурелия. Технологические карты урока 7 класс. Цианея.

«Внешность человека» - Учитель А.С.Мезина МОУ СОШ №1 г.Светлый Калининградской области. Люди помогите, пожалуйста. К уроку русского языка в 7 классе. Описание внешности. Цвет волос зеленый, с красными и синими перышками. В криминалистике: Начинаем от макушки и постепенно спускаемся до подбородка. Вступление. В искусствоведении: Составьте план описания внешности. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1651_page_34.html. Примерный план сочинения по картине. В описаниях соблюдена подробная градация частей тела и элементов лица.

«Класс Рыбы 7 класс» - Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Критерии оценивания: 100% выполнена работа – «5»; 75% выполнена работа – «4»; 50% выполнена работа – «3»; Холоднокровные. 7) Размножаются путём вымётывания икринок в воду, оплодотворение наружное. Овальная (тунец). Обозначьте на рисунке все рассматриваемые части. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Как по чешуйке определить возраст рыбы? Хорда. Определение возраста рыб.

4.6. Многообразие животных. Царство Животные, их многообразие. Особенности строения и жизнедеятельности клетки, тканей, органов, систем органов животных, их взаимосвязь как основа целостности организма. Регуляция процессов жизнедеятельности. Поведение животных

Простейшие

Простейшие, как правило, одноклеточные животные, но встречаются и колониальные формы (вольвокс). Простейшие обитают во всех 4 средах.

Свободно живущие простейшие имеют органоиды передвижения (псевдоподии, жгутики или реснички), особенности строения которых учитываются в классификации этих животных (корненожки, жгутиковые). Для клетки простейших характерны все признаки организма: питаются более мелкими одноклеточными формами (растениями, бактериями, простейшими, грибами); дышат всей поверхностью тела; функцию удаления воды и жидких продуктов обмена выполняют сократительные вакуоли; размножаются бесполым путём (делением материнской клетки на 2 дочерние или отделением от колонии вольвокса группы материнских клеток, из которых образуется новая колония (вегетативное размножение, как вариант бесполого) и половым, при котором происходит обмен ядерным веществом (конъюгация) или слияние специализированных половых клеток (вольвокс).


Многообразие простейших, их характеристика

Группы простейших

Представители

Характеристика

Жгутиковые

Эвглены, трипанозомы, лямблии, лейшмании

Вольвокс

Колониальные формы в виде пластинок из 4-16 одинаковых клеток, которые снабжены жгутиками (2-4), или в виде колоний сферической формы, которые состоят из сотен и тысяч особей. Они представляют собой автотрофные или миксотрофные формы

Корненожки

Амёбы, фораминиферы, радиолярии, солнечники

Среда обитания водная (пресная и морская вода), организменная, органоиды передвижения - псевдоподии; фораминиферы имеют известковый скелет, радиолярии - кремневый.

Ресничные

Инфузории (трубач парамеция, стилонихия)

Среда обитания водная, большинство свободноживущих, некоторые ведут прикреплённый образ жизни (трубач), некоторые приспособились к жизни в организменной среде в качестве симбионтов (в желудке жвачных)

Споровики

Грегарины, кокцидии, малярийный плазмодий

являются одноклеточными организмами

живут в бескислородной среде

размножаются при помощи спор

2. Установите соответствие между органоидами и представителями простейших, для которых они характерны в случае нормальной освещённости.

Эвглену зелёную характеризуют такие органоиды (из представленных), как хроматофоры, светочувствительный глазок, жгутик. Эти органоиды обеспечивают автотрофное питание эвглен на свету. Светочувствительный глазок реагирует на свет, жгутик обеспечивает движение (в том числе к более освещённым участкам), в хроматофорах при наличии хлорофилла происходит фотосинтез. При недостатке света эвглены питаются как гетеротрофы, при этом образуют пищеварительные вакуоли. В данном задании пищеварительная вакуоль рассматривается как органоид, характерный только для инфузории-туфельки. Остальные органоиды также характерны для инфузорий. Трихоцисты (в виде палочек) располагаются в верхнем слое цитоплазмы. В случае опасности они выбрасываются наружу, превращаясь в длинные нити, и поражают противника.

3. Какие выводы можно сделать, анализируя типы питания простейших?

Ответ:

2) Среди простейших есть организмы (жгутиковые), питающиеся и как растения, и как животные, что подтверждает их родство.

3) Разнообразные типы питания простейших подтверждают многообразие организмов - всеобщее свойство живого.

Кишечнополостные

Кишечнополостные являются многоклеточными двухслойными организмами с лучевой симметрией тела. Наружный слой - эктодерма, внутренний слой - энтодерма, внутри - кишечная полость. Для них характерна диффузная нервная система, хорошо выражена регенерация. Размножаются бесполым (почкование) и половым путём, обитают в основном в морской воде, реже - в пресной. Почти все хищные, питаются мелкими животными. Встречаются одиночные формы и колониальные. У многих кишечнополостных известны 2 поколения: полипы и медузы. Мешковидные полипы прикрепляются к субстрату подошвой и ведут малоподвижный образ жизни, рот со щупальцами оказывается сверху. Медузы содержат волокна поперечнополосатой мышечной ткани, могут активно передвигаться благодаря сокращению зонтика. Ротовое отверстие со щупальцами располагается на нижней стороне тела.


Введение (2 ч)

Задачи темы: познакомить учащихся с зоологией - наукой о животных, этапами ее развития, основными достижениями, многообразием животного мира, характерными признаками животного организма, чертами сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями; раскрыть роль животных в природе и их значение в жизни человека, продолжить на этой основе формирование представлений о единстве живой природы; познакомить учащихся с учебником «Животные», его структурой, с правилами работы с ним, а также с учебной литературой для внеклассного чтения.

^ Планирование темы

Урок 1. История развития зоологии

Урок 2. Современная зоология

История развития зоологии

Задачи: дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными систематическими категориями, с учебником зоологии и учебной литературой.

Оборудование: живые животные, чучела, коллекции, портреты К. Линнея, Ч. Дарвина, Аристотеля и др., литература для внеклассного чтения, таблицы «Бактерии», «Грибы», «Одноклеточные зеленые водоросли», таблицы по зоологии (изображения разнообразных представителей животного мира).

I. Актуализация знаний

Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира (с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения»). Заполнение схемы.

Схема № 1

Зоология - наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие Животного мира; строение и жизнедеятельность животных, связь их со средой обитания, индивидуальное и историческое развитие. (Беседа.)

Этапы развития зоологии: донаучный и научный. (Рассказ учителя с демонстрацией учебника, портретов Аристотеля, К. Линнея, Ч. Дарвина.)

Многообразие животных, их широкое распространение на Земле. (Беседа с демонстрацией живых животных, коллекций, чучел, таблиц.)

Классификация животных - распределение всего множества животных на соподчиненные группы. (Объяснение учителя с использованием текста учебника на с. 2.)

"Учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником. (Самостоятельная работа учащихся с учебником.)

^ III. Закрепление знаний

Что изучает зоология? Какие этапы можно выделить в истории развития зоологии? Какое значение имеет систематика животных? Каковы основные систематические категории в зоологии? (Фронтальная беседа.)

^ IV. Задание на дом

Изучить § 1 «История развития зоологии»; повторить по учебнику для VI класса «Бактерии, Грибы. Растения» строение бактериальной, грибной, растительной клеток.

^ Современная зоология

Задачи: познакомить учащихся с признаками сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями; со структурой зоологии как науки; раскрыть роль животных в природе и их значение для человека; показать необходимость охраны животного мира.

I. Актуализация знаний

Индивидуальный опрос.

Что способствовало выделению знаний в науку зоологию? Чем характеризуется донаучный этап развития зоологии? Каковы наиболее яркие примеры научного этапа развития зоологии? Что такое «язык систематики» и какова его роль в развитии зоологии?

II.Изучение нового материала

Сходство и различие между животными, растениями, грибами, бактериями. (Беседа; продолжение работы с моделью-аппликацией «Характерные черты строения царств органического мира».)

Структура науки зоологии. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Структура науки» § 2

По заданиям: а) прочитайте статью, составьте схему «Структура науки зоологии»; б) объясните, почему наука зоология подразделялась на отдельные науки.)

Значение животных в природе: в жизни растений, почвообразовании, образовании осадочных пород; участие животных в цепях питания; санитарная роль животных. (Рассказ с элементами беседы; демонстрация чучел, коллекций, таблиц.)

Особенности строения и жизнедеятельности корненожек, их значение. (Беседа с элементами рассказа учителя и с использованием рисунков 3, 4 учебника.)

Особенности строения, жизнедеятельности радиолярий, их значение. (Беседа с элементами рассказа учителя и с использованием рисунка 5 учебника.)

Особенности жизнедеятельности и значение солнечников, споровиков. (Рассказ учителя с использованием рисунков 6, 7 учебника.)

^ III. Закрепление знаний

На основании каких признаков животных относят к простейшим? Почему тело простейших является самостоятельным организмом? О чем свидетельствует сходство простейших и растений? (Фронтальная беседа.)

^ IV. Задание на дом

Изучить § 3, ответить на вопросы к параграфу.

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности систематических групп простейших (жгутиконосцев, инфузорий), с их многообразием, значением в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Простейшие».

I. Актуализация знаний

1. Индивидуальный опрос.

Как приготовить микропрепарат простейших? Каковы особенности строения и передвижения простейших, увиденных под микроскопом? Как доказать, что тело простейших является самостоятельным организмом? Каковы черты сходства простейших с растениями? О чем они свидетельствуют? Каковы характерные особенности корненожек и радиолярий? Какие признаки характеризуют солнечников и споровиков?

2. Работа по карточкам. Учащиеся должны исправить ошибки, допущенные в общей характеристике простейших.

Карточка 1

Инфузории - одноклеточные, наиболее просто устроенные простейшие.

II. Изучение нового материала

Особенности строения, жизнедеятельности жгутиконосцев, их значение. (Беседа с элементами рассказа и с использованием рисунков 8, 9, 10, 11 учебника.)

Особенности строения, жизнедеятельности и значение инфузорий. (Беседа с элементами рассказа и использованием рисунка 12 учебника.)

^ III. Закрепление знаний

Сравнительная характеристика систематических групп простейших. (Самостоятельная работа учащихся по заданию: используя текст § 4, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика систематических групп простейших».)

Таблица № 2

^ Сравнительная характеристика систематических групп простейших

К простейшим животным не относится:

А) амеба;

Б) инфузория;

В) гидра;

Г) малярийный плазмодий.

2. К систематическим группам простейших не относятся:

А)радиолярии;

Б) полипы;

В) солнечники;

Г) жгутиконосцы.

3. Переваривание пищи у простейших происходит в:

А) цитоплазме;

В) специальной вакуоли;

Г) оболочке.

4. При дыхании простейшие выделяют:

А) кислород;

Б) углекислый газ;

В) угарный газ;

5. К животным, способным питаться как зеленые растения, относится:

А) амеба;

Б) эвглена;

В) инфузория;

Г) плазмодий.

6. Простейшие погибают в кипяченой воде, так как им не хватает:

А) органических веществ;

Б) минеральных веществ;

В) углекислого газа;

Г) кислорода.

7. Благодаря цисте простейшие:

А) передвигаются;

Б) переносят неблагоприятные условия;

В) питаются;

Г) удаляют непереваренные остатки пищи.

8. Средой обитания простейших не является:

А) кровь человека;

Б) воздух;

В) почва;

Г) кровь животных.

9. В движении простейших не участвует:

А) жгутик;

Б) ресничка;

В) сократительная вакуоль; г) цитоплазма.

Общие сведения о многоклеточных беспозвоночных животных: появление тканей, объединение тканей в органы, органов - в системы органов; возникновение симметрии, отсутствие внутреннего осевого скелета, происхождение от одноклеточных; подразделение на двухслойных и трехслойных животных, животных с лучевой и двусторонней симметрией. (Объяснение учителя с использованием оглавления и рисунков учебника, таблиц с изображениями простейших, губок, кишечнополостных червей, членистоногих.)

Общая характеристика типа губок. (Рассказ учителя с использованием рисунка 13 учебника, таблицы «Тип Губки».)

Образ жизни представителей типа губок. (Самостоятельная работа учащихся со статьей § 5 «Образ жизни» по вопросам и заданиям: какова среда обитания губок? Объясните, что такое колония; как она может образовываться. Каковы способы пассивной защиты у губок? Установите взаимосвязь между ролью губок в природе, их пассивной защитой и питанием.)

Систематика типа губок. (Самостоятельная работа учащихся со статьями: «Класс Известковые губки», «Класс Стеклянные губки», «Класс Обыкновенные губки» по заданиям: какой признак является основой систематики типа губок? Заполните таблицу «Характерные черты строения губок».)

Таблица № 3

^ Характерные черты строения губок

Значение губок в природе и в жизни человека. (Самостоятельная работа учащихся с учебником нас. 19 по вопросам: какова роль губок в природе? С какими особенностями строения губок связано их использование в природе?)

^ III. Закрепление знаний

В чем сходство и различие губок и простейших? Каковы особенности специализации клеток в теле губки? В чем особенность образа жизни губок? Как прикрепленный образ жизни губок связан с их способом защиты? (Фронтальная беседа.)

^ IV. Задание на дом

Изучить § 5, ответить на вопросы в конце параграфа.

Тип Кишечнополостные.

Классы: Гидроидные, Сцифоидные,

^ Коралловые полипы

Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой типа кишечнополостных, особенностями строения и жизнедеятельности этих животных, их многообразием, классификацией; показать родство кишечнополостных с одноклеточными животными; сформировать понятие о лучевой симметрии; раскрыть особенности строения гидроидных, сцифоидных, коралловых полипов.

Оборудование: таблицы «Тип Губки», «Тип Кишечнополостные», влажные препараты.

/. Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа.

На основании каких признаков животных относят к многоклеточным беспозвоночным? По каким признакам животных объединяют в тип губок? В чем проявляется связь строения и процессов жизнедеятельности губок с их средой обитания?

2. Индивидуальный опрос.

Каковы доказательства того, что губка - это многоклеточный организм, а не скопление клеток? Как построена систематика типа губок? Каковы характерные особенности классов в типе губок?

//. ^ Изучение нового материала

1. Общая характеристика типа кишечнополостных: лучевая симметрия (беседа с элементами рассказа, с использованием рисунка 16 учебника); особенности строения и функций эктодермы и энтодермы (объяснение учителя, заполнение таблицы «Особенности строения кишечнополостных»); регенерация, ее значение в жизни животных (рассказ учителя); чередование поколений (объяснение учителя).

^ Таблица № 4

Особенности строения кишечнополостных

2. Образ жизни кишечнополостных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Образ жизни кишечнополостных» по вопросам: как связано образование рифов с образом жизни кишечнополостных?

Какие особенности строения кишечнополостных обусловили их хищный образ жизни?)

Систематика типа кишечнополостных: класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся со статьями «Класс Гидроидные», «Класс Сцифоидные», «Класс Коралловые полипы» по выяснению вопроса: какие особенности строения и образа жизни явились
основой выделения классов в типе кишечнополостных?)

Значение кишечнополостных. (Беседа; самостоятельная работа учащихся со статьей «Значение кишечнополостных» по заданиям: прочитать текст статьи», используя знания о строении и образе жизни кишечнополостных раскрыть значение кишечнополостных в природе и жизни человека.)

^ IV. Задание па дом

Изучить § 6, ответить на вопросы в конце параграфа; повторить § 5.

Тип Плоские черви.

Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

Оборудование: таблицы «Тип Губки», «Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик», влажные препараты.

/. Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа.

Абраам Трамбле - первооткрыватель кишечнополостных (1742) назвал пресноводных полипов «водными насекомыми». В чем биологическая ошибочность такого сравнения? Один из сверстников Трамбле писал, что две вещи прославят XVIII век - это опыты с электричеством и опыты с пресноводными полипами. В чем суть этого выказывания? Какие особенности жизнедеятельности пресноводных полипов послужили Карлу Линнею для установления этим животным названия «гидры»?

2. Индивидуальный опрос.

На основании каких признаков животных объединяют в тип кишечнополостных? Многоклеточных животных можно подразделить на группы по разным признакам. На основании какого признака губок и кишечнополостных относят к одной группе, а других многоклеточных - к другой? Каковы характерные особенности классов типа кишечнополостных? (Работа у доски с самодельной моделью-аппликацией «Характеристика классов типа кишечнополостных»).

^ II. Изучение нового материала

Общая характеристика типа плоских червей: двусторонняя симметрия тела; кожно-мускульный мешок; системы органов (пищеварительная, выделительная, нервная, половая); размножение; развитие. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Класс Ленточные черви. (Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся со статьей «Класс Ленточные черви» и рисунком 22 по заданию: выяснить, чем строение ленточных червей отличается от сосальщиков.)

Значение плоских червей. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

///. ^ Закрепление знаний

^ IV. Задание на дом

Изучить § 7; повторить § 6 и 5; начать заполнять таблицу «Сравнительная характеристика типов плоских, круглых, кольчатых червей».

Таблица № 5

^ Сравнительная характеристика типов плоских, круглых, кольчатых червей

Одноклеточные организмы, имеющие в строении ядро с ДНК, называют простейшими. Долгое время ученые не могли с уверенностью определиться – относить их к животным или к растениям. Большинство из них гетеротрофы, т.е. получают пищу из готовых органических соединений, как животные. Но есть и фототрофы, берущие энергию из фотосинтеза, как растения. В результате их выделили в отдельную группу с названием Protozoa.

К болезнетворным простейшим относят одноклеточные организмы, имеющие ядро и способные самостоятельно существовать: малярийные плазмодии, жгутиковые трипаносомы, лейшмании, амебы, лямблии. Вирусы и бактерии не относятся к простейшим, так как не содержат ядра, но опасность представляют не меньшую, если не большую. Это виновники инфекционных заболеваний, гнойных процессов, сепсиса и многих других опасных болезней.

Простейшие микроорганизмы могут принести человеку как пользу, так и вред

Микроорганизмы живут внутри нас, на поверхности тела, на земле, в воде и воздухе, буквально окружают нас. Они образуют микрофлору организма, являются важнейшей частью природных процессов. На настоящий момент ученым удалось описать примерно 30 тысяч их видов, но регулярно появляются сообщения, что кто-то открыл новый вид одноклеточных.

Большинство бактерий давно стали симбионтами живых организмов. Без их существования невозможно представить работу кишечника, слизистых покровов, создание устойчивого иммунитета. Но эти же «соседи» иногда показывают свой дурной нрав и в подходящих условиях начинают быстро размножаться, провоцируя возникновение болезней, нагноений, грибковых заболеваний.

Порой болезнетворные простейшие попадают к нам от других людей или животных, а иногда причиной проблем становятся наши «родные» микробы. Но все эти болезнетворные организмы объединяет одно – они могут быть очень и очень опасными, если не позаботиться о защите.

Простейшие, бактерии и вирусы с точки зрения биологии

К простейшим относят живые организмы, не видимые невооруженным взглядом (микроорганизмы, микробы), хотя некоторые из них образуют довольно большие колонии, которые можно заметить и без микроскопа. Это первые живые организмы, сформировавшие ядро в процессе эволюции. Строго говоря, в науке не существует такого определения, как «болезнетворные микробы», это название используется в обиходе для обозначения мелких пакостников, разрушающих здоровье.

Простейшие состоят из одной-единственной клетки с ядром. В науке их называют эукариоты (от греческих слов «хорошо» и «ядро»). Вопреки названию, это не самые простые организмы, окружающие нас. Есть еще так называемые доядерные клетки (прокариоты), у которых нет даже ядра с генетическим материалом (ДНК). К прокариотам относятся бактерии.

Интересный факт - по поводу классификации вирусов ученые так и не смогли прийти к общему мнению. Эти опасные болезнетворные организмы находятся где-то посередине между живой и неживой природой. У них нет цитоплазмы, клеточных органоидов и собственного обмена веществ. Попадая в организм, вирус начинает действовать как живое существо – питается, выделяет отходы жизнедеятельности, размножается. Но в отрыве от организма-носителя вирус перестает быть живым и переходит в кристаллическую форму.

Вирус не может жить вне организма-носителя

В отличие от вируса, болезнетворные бактерии являются живой клеткой, хотя и без четко выраженного ядра, функции которого выполняет единственная молекула ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), несущая в себе основную часть генетической информации. Но это все равно не позволяет отнести ее к простейшим. Тем не менее, распространение болезнетворных бактерий представляет не меньшую угрозу. Это связано с тем, что споры болезнетворных бактерий способны выдерживать крайне неблагоприятные условия (жару, холод, отсутствие влаги и пищи) и сохранять способность к воспроизводству. Такие возможности делают выживание болезнетворных микробов почти абсолютным.

Подробнее о простейших

  • единственная клетка покрыта оболочкой, внутри которой есть различные органоиды;
  • в клетке обязательно есть одно или несколько ядер;
  • есть органы движения: реснички, жгутики, псевдоподии (ложноножки);
  • иногда есть наружный минеральный скелет (панцирь);
  • в неблагоприятных условиях образуют цисты.


Ученые классифицируют простейших по способу передвижения

Простейшие грибы

Грибы – это примитивные растительные организмы, не содержащие хлорофилла. Они имеют более сложное строение, чем бактерии: оболочку, ядро, вакуоли. Классификация простейших грибков базируется в основном на способах размножения и внешней структуре. Различают:


Иногда грибы меняют форму: дрожжи могут образовывать длинные нитевидные связки, похожие на мицелий, а плесень уподобляется по форме дрожжам.

Размножение простейших грибов идет вегетативным (бесполым) и половым способами. При бесполом способе образуются споры или появляются отростки на поверхности клетки (дрожжи). При половом две клетки соприкасаются, их оболочка растворяется в месте касания, генетический материал перемешивается. Затем образуется спора, которая прорастает после периода покоя.

Есть опасные для здоровья патогенные грибы, вызывающие заболевания кожи, волос, ногтей:

  • трихофитон;
  • микроспорон;
  • ахорион Шенлейна (парша);
  • кандида (молочница) и т.д.

Простейшие грибы могут быть возбудителями заболеваний

Простейшие грибы могут быть не только опасными, но и полезными. Та же плесень используется в промышленности для получения некоторых сортов сыра или лимонной кислоты, в медицине из нее получают мощнейший антибиотик. Об использовании дрожжей знает каждый.

Как защитить себя

Болезнетворные микроорганизмы исключительно опасны, они вызывают тяжелые, иногда смертельные заболевания, могут обитать в экстремальных условиях, не теряя способности к воспроизводству. Болезнетворные простейшие и болезни, которые они вызывают:

  • дизентерийная амеба (амебная дизентерия или амебиаз);
  • трихомонады (заболевания женских половых органов);
  • лейшмании (висцеральный и кожный лейшманиоз);
  • трипаносомы (сонная болезнь в Африке, болезнь Чагаса в Южной Америке):
  • лямблии (заболевания кишечника);
  • балантидии (балантидиаз);
  • плазмодии (малярия, токсоплазмоз).

Интересный факт: болезнетворный возбудитель малярии плазмодиум для нормального существования должен менять хозяина, т.е. передаваться между человеком и комаром.

Комары могут быть переносчиками опасных простейших

Чтобы исключить заражение болезнетворными простейшими, нужно просто соблюдать некоторые правила:

  1. Личная гигиена и защита. Мытье рук после посещения туалета, общественных мест, поездки в транспорте должно стать привычкой. В тропических странах, где распространены болезни, переносимые кровососущими насекомыми, обязательно применение репеллентов, закрывающая тело одежда. Необходимо ограничивать контакт с бродячими животными – в их шерсти могут поселяться опасные переносчики болезней.
  2. Обработка продуктов. Тщательно мойте овощи и фрукты, яйца и мясо. Не приобретайте продукты питания на стихийных рынках. Подвергайте термической обработке молочные и мясные продукты. Не используйте воду из открытых источников без предварительного кипячения.
  3. Не контактируйте с больными людьми или животными. Если такой контакт неизбежен, позаботьтесь о чистоте своих рук и одежды после него.

Враги или друзья?

Простейшие не так сильно влияют на нашу жизнь, как бактерии, но и они играют довольно значительную роль в природе. Вот несколько интересных фактов о простейших:

  • они работают как санитары, контролируя распространение и рост бактериальной массы, поддерживая чистоту водоемов;
  • сами являются пищей для мелких беспозвоночных и мальков рыб;
  • активно участвуют в почвообразовании: раковины амебы и фораминиферы образуют известняк – распространенный строительный камень;
  • в кишечнике жвачных животных обязательно должны жить инфузории, они входят в симбиоз с животным и способствуют перевариванию клетчатки.


Простейшие микроорганизмы участвуют во многих природных процессах и жизни человека

Вирусы, бактерии, водоросли, грибы и простейшие были первыми существами, поселившимися на нашей планете. Бактерии и водоросли позаботились о создании пригодной для дыхания атмосферы, простейшие и грибы принимали активное участие в почвообразовании. Собственно, только благодаря этим крохотным одноклеточным человечество получило шанс появиться на свет. Да, не все из них помогают нам, есть и непримиримые враги, но последних гораздо меньше. Так, из микроорганизмов, составляющих микрофлору человека (а их около 4 кг в организме), только 1% болезнетворных бактерий. Остальные являются нашими симбионтами и в буквальном смысле не могут жить без нас, как, впрочем, и мы без них.

Систематические группы простейших: В настоящее время известно около видов простейших. Подцарство Простейшие включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки. Эта клетка выполняет все функции живого организма: она самостоятельно перемещается, питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет из своего организма ненужные вещества, размножается. Антони ван Левенгук, голландский натуралист, первым увидел простейших в капле воды.


Царство тип класс Саркодовые (11000 видов) Жгутиковые (6000 видов) Инфузории (6000 видов) Споровики (3600 видов) представ ители Амёба- протей Амёба - дизентерийная Фораминифе ра Радиолярия Эвглена зелёная Трипаносома Лямблия Лейшмания Инфузория- туфелька Инфузория- бурсария Сувойка Балантидий Малярийный плазмодий Кокцидии Грегарина





1. Строение амёбы. Самостоятельный одноклеточный организм содержит цитоплазму, покрытой цитоплазматической мембраной. Наружный слой цитоплазмы прозрачный и более плотный – это эктоплазма. Внутренний слой цитоплазмы зернистый и более текучий – это эндоплазма. Ядро и 2 вакуоли. 2. Среда обитания. Амёба обитает на дне небольших пресных водоёмах. 3. Движение. Движется амёба с помощью ложноножек – выростов. 4. Питание. Амёба питается бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими организмами, частицами. (Фагоцитоз –захват и поглощение твёрдой пищи) 5. Выделение. Сократительная вакуоль выводит из тела амёбы вредные веществ и воду, попадающие из окружающей среды. 6. Дыхание. Амёба дышит растворенным в воде кислородом через всю поверхность тела. 7. Размножение. Амёба размножается бесполым способом, путём деления клетки надвое. 8. Раздражимость. Амёба реагирует на сигналы, поступающие в её организм из окружающей среды (таксис - двигательная реакция на раздражения)




Раковинные корненожки (фораминеферы) Морские корненожки – одни из самых древних животных, некоторые их виды жили миллионы лет назад, когда такие корненожки погибали, их раковинки скапливались на дне моря, и постепенно из них образовались месторождения ценного строительного материала – известняка, а также нефти.

















Эглена зеленая Обитатель пресных водоемов. Клетка имеет один жгутик, ядро, хлоропласты, форма тела постоянная. Способы питания – автотрофный и гетеротрофный, в зависимости от условий. Ядро – основа клетки Сократительная вакуоль – выводящая ненужные вещества из организма Пелликула – оболочка эвглены Клеточный рот –орган питания эвглены Жгутик – орган передвижения Глазок – орган распознавания света Базальтовое тельце – основание жгутика Хлоропласты – органоиды, отвечающие за покраску


1. Среда обитания. Эвглена - обитает на дне небольших пресных водоёмах 2. Движение. Движется эвглена с помощью жгутика. 3. Питание. Автотрофное питание за счёт фотосинтеза Гетеротрофное – питание готовыми органическими веществами. 4. Выделение. Сократительная вакуоль выводит из тела эвглены вредные веществ и воду, попадающие из окружающей среды. 5. Дыхание. Эвглена дышит растворенным в воде кислородом через всю поверхность тела. 6. Размножение. Эвглена размножается бесполым способом, путём деления клетки надвое. 7. Раздражимость. Эвглена реагирует на сигналы, поступающие в её организм из окружающей среды.




Тип Инфузории Инфузории –обитатели морских и пресных водоемов. Органоиды движения – реснички. Представитель типа – инфузория-туфелька. Реснички – орган передвижения Сократительная вакуоль – выводящая ненужные вещества из организма Цитоплазма – жидкость с растворенными в ней органическими веществами Большое ядро – основной органоид Малое ядро - участвует в половом размножении (конъюгация) Мембрана – оболочка клетки Клеточный рот - орган питания Пищеварительная вакуоль - орган питания


1. Среда обитания. Инфузория обитает на дне небольших пресных водоёмах. 2. Движение. Движется инфузория с помощью ресничек. 3. Питание. Инфузория питается бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими организмами, частицами. 4. Выделение. Сократительная вакуоль выводит из тела инфузории вредные веществ и воду, попадающие из окружающей среды. 5. Дыхание. Инфузория дышит растворенным в воде кислородом через всю поверхность тела. 6. Размножение. Бесполым и половым способом. При половом способе размножения увеличения числа особей не происходит, а происходит обмен информацией. 7. Раздражимость. Инфузория реагирует на сигналы, поступающие в её организм из окружающей среды.






























1. Место вывода остатков пищи у инфузории. 2. Один из видов хищных инфузорий. 3. Жидкое содержимое клетки. 4. Органоид в центре клетки. 5. Оптический прибор. 6. Органоид эвглены, обеспечивающий её питание на свету. 7. Временные выросты амёбы. 8. Органоиды передвижения инфузории. 9. Заболевание человека простейшим, живущим в крови. 10. Группа простейших, живущих в крови. 11. Покоящееся состояние простейших при неблагоприятных условиях. 12. Орган передвижения зелёной эвглены. 13. Род инфузорий.




1. Простейшие обитают только в водной среде. 2. Простейшие были известны до изобретения микроскопа. 3. Тело простейших состоит из одной клетки. 4. Все простейшие способны к активному движению. 5. Инфузория – туфелька питается в основном бактериями. 6. У всех простейших при питании образуется пищеварительная вакуоль 7. Остатки непереваренной пищи у инфузории – туфельки удаляются через порошицу. 8. Продукты обмена веществ и избыток воды удаляются из тела простейших через сократительную вакуоль. 9. Инфузория – туфелька имеет две сократительные вакуоли, находящиеся в противоположных концах тела. 10. Простейшие дышат растворенным в воде кислородом.



«Вставьте пропущенное слово» 1. Амеба обыкновенная передвигается при помощи ___________ 2. Эвглена зеленая пере двигается при помощи _____________ 3. Инфузория-туфелька передвигается при помощи ________ 4. Опалина.лягушачья передвигается при помощи ___________ 5. Инфузории-туфельки выводят непереваренные остатки наружу через особое отверстие _________ 6. Промежуточным хозяином малярийного плазмодия является _________ 7. Переносчиком сонной болезни является _________ 8. Сонную болезнь вызывает (является возбудителем) ____________ 9. Основным хозяином малярийного плазмодия является _________ 10. Ядрышко (малое ядро) инфузории-туфельки носит название _________ 11. Большое ядро инфузориитуфельки носит название ______________ 12. Раздел зоологии, изучающий одноклеточных животных ________________


1.Потомство одной инфузории – туфельки за год может достигнуть 75х особей. По объему такое количество инфузорий заняло бы полный шар диаметром в расстояние от Земли до Солнца. Почему в природе этого не происходит? 2. В пробирку с культурой эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете погибли ли эвглены? Что произойдет если пробирку поставить на свет?


1.Каких животных считают самыми древними из одноклеточных и почему? 2. Какое значение в жизни инфузории – туфельки имеет половой процесс? 3. Какую роль простейшие играют в природе? (3 примера) 4. Какую роль простейшие играют в жизни человека? (3 примера)


Кроссворд наоборот: СОСТАВИТЬ КРОСВОРД ПО ТЕРМИНАМ. В этом и будет состоять ваше задание. 1.Порошица. 2. Бурсария. 3.Цитоплазма. 4.Ядро. 5.Микроскоп. 6.Хлоропласт. 7.Ложноножки. 8. Реснички. 9. Малярия. 10. Споровики. 11. Циста. 12. Жгутик. 13. Туфелька.