Наземно – древесные млекопитающие

Цель: сформировать у учащихся знания о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих.

Образовательная – формирование у учащихся знаний о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих, закрепление умений узнавать и систематизировать изученных животных класса Млекопитающие.

Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.

Воспитательная – прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к животным, правильного поведения в природе.

Тип урока: изучение нового материала, урок путешествие.

Оборудование: презентация, выступления учеников, мультимедийный комплекс карта Мира, Саратовской области, фотографии животных.

Вид урока: представление урока в виде презентации (Приложение 1) в Microsoft Power Point.

Формы работы: индивидуальная, в парах.

Предварительная подготовка: задание учащимся за урок – подготовить сообщения об экологических группах животных: лесные звери, звери открытых пространств, роющие звери, водные животные, летающие.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Обеспечение мотивации процесса обучения на данном уроке.

Воспитание дисциплинированности, собранности, внимания.

Организация начала занятия.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мы изучили все основные отряды млекопитающих (учитель просит повторить отряды животных). На данном уроке продолжим знакомиться с многообразием животного мира. Сегодня на уроке нам предстоит научиться распределять животных на группы по их местам обитания. Для этого мы совершим небольшое путешествие по некоторым географическим местам. Мы побываем в лесу, на лугу, в степи, в саванне, у берега водоема, в море (слайд 2).

У: Догадайтесь, какие это группы? (экологические)

(Сообщается тема урока, раскрывается смысл понятия “экологическая группа”)

У: На доске (слайд 3). представлены разнообразные фотографии животных, распределите их на группы по своему усмотрению. Названия животных: соболь, лось, медведь, зебра, рысь, хомяк, бобер, кит, тюлень, летучая мышь, крот, мышь. Объясните ваш выбор (работа парами).

У: А теперь мы проверим правильность ответов. Для этого всем необходимо пройти по маршруту экспедиции, нам помогут проводники. И как любые путешественники, мы будем фиксировать все услышанное и увиденное в дневнике наблюдений т. е. в таблице “Экологические группы млекопитающих” (слайд 5).

Давайте совершим наше первое путешествие в леса северо-восточной части Саратовской области.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Закрепление совершается по мере заполнения учащимися таблицы в тетради.

По вопросам: (слайд 6, 7)

  1. Перечислите основные экологические группызверей.
  2. Какими общими чертами во внешнем строении и поведении обладают млекопитающие открытых пространств?
  3. Назовите черты приспособлений у животных к древесно-лазающему образу жизни на нескольких примерах.
  4. Что характерно для роющих зверей? Подтвердите примерами.
  5. Какими общими чертами обладают водные млекопитающие?

6. Типично-наземные млекопитающие:

  1. Имеют короткое тело, слабые ноги.
  2. Имеют пропорционально сложенное тело, развитую шею.
  3. Чаще это животные из отряда Грызунов.
  4. Представлены в основном хищниками.

7. Подземные млекопитающие:

  1. Имеют короткое тело, вальковатое, короткий мех, густой, без ворса, направления роста.
  2. Ушные раковины и зрение развиты хорошо.
  3. Представителями являются лисы, зайцы, барсуки.

8. Водные млекопитающие имеют:

  1. Рыбообразную форму тела, без шейного отдела, горизонтальный хвостовой плавник.
  2. Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.
  3. Конечности, которые превратились в плавники.
  4. К группе относят выдр, акул, дельфинов, тюленей, моржей.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. § 58 учебника, вопросы, задания в рабочей тетради.

2. Творческие задания: подготовить сообщения о хозяйственных группах домашних животных нашей местности.

V. ИТОГ УРОКА.

Подводится учителем или детьми.

У: Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить природные сообщества, природные зоны, а главное – познакомиться с многообразием экологических групп млекопитающих и приспособлениями животных к определенным местам обитания.

Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов, семейств. Однако они обладают сходными приспособительными чертами к одинаковым условиям обитания.

Мы поняли, что любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.

«О чём плачут лошади» - Объект исследования. «Лошадь выдержит. «Скажите, были ли такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо?». Горькая повесть заставляет вспомнить о нашей ответственности за всё живущее на земле. Произнося имя Холстомера, мы вспоминаем о человеческой неблагодарности, о несправедливости. Выводы: Цель работы:

«Зайцеобразные» - Отряды высших млекопитающих: Повторение и проверка знаний по ранее изученному материалу: Слабо дифференцированные зубы, невыделяющиеся клыки. Отряды Грызуны и Зайцеобразные. Закрепление знаний по систематике: Какие особенности характерны для яйцекладущих? Особенности: а) строение резцов, б) высокая плодовитость.

«Отряд млекопитающих» - Температура тела утконоса… от 230 С до 360 С. Отряды. Распространены по всем материкам, кроме Антарк-тиды и Австралии. Китообразные. Второй и пятый пальцы недоразвиты, а первый редуцирован. Об авторе. Общее число известных видов – около 400. Млекопитающие. Живут в Австалии, Новой Гвинее и близлежащих островах, в Америке.

«Урок Млекопитающие» - На основе фотографий и текста §63 составить таблицу: 3.Изучение новой темы. 2.Организационный момент. г.Троицк. Этапы урока: 4.Закрепление. Гельмель Лидия Эмануиловна. Живые объекты (хомячки, мыши, крысы и др.), Таблица « кожа». Биология. На доске фотографии различных млекопитающих. Моу " сош №11".

«Размножение млекопитающих» - Яйцеклад. Амнион – защитная оболочка, выделяет жидкость, в которой находится зародыш. Выявите противоречия в развитии зародыша млекопитающих. (индивидуально, в группе, защита работы.). Почему яйцеклетки млекопитающих имеют микроскопические размеры?(0,5- 0,4 мм) Выявите противоречие. Найдите лишнее, установив логическую связь между понятиями.

«Внешнее строение млекопитающих» - Типично наземные млекопитающие. Населяют леса и открытые пространства. Лабораторная работа. Среды обитания млекопитающих Почвенная Наземно – воздушная 3. Водная. Наземно – древесные млекопитающие. Класс Млекопитающие или Звери. Подземные млекопитающие. Чем отличаются млекопитающие от пресмыкающихся?

Всего в теме 17 презентаций

Краткосрочное планирование урока

Тема занятия:

«Экологические группы млекопитающих»

Общие цели:

отметить экологические группы Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания

Задачи. Образо-вательные:

обобщить знания учащихся о многообразии сред обитания млекопитающих, экологических группах, в которые они объединяются, наиболее характерных особенностях строения, жизнедеятельности, поведение наземных, летающих, подземных, водных млекопитающих.

Развивающие:

c пособствовать развитию памяти, мышления, внимания, устной и письменной речи через дидактические игры, работу в тетради, словарную работу; развивать зрительное и слуховое восприятия через показ слайдов с иллюстрациями и фотографиями,

Воспитательные:

формировать активность и самостоятельность на уроке, воспитывать бережное отношение к окружающей среде

презентация

Тип урока:

изучение нового материала

Методы:

Беседа, словесно-наглядный, работа с учебником

Результаты обучения:

Ученик: А – Знает основные экологические группы млекопитающих; В - Умеет выделять основные особенности и отличать их; С - сможет приводить примеры из практики

Этапы

Время

Действия учителя

Действия учеников

Орг. Момент

3 мин+3 мин

Приветствие

Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.

Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

Актуализация знаний -3 мин

Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Записывают тему урока

Изучение нового материала.

15 мин

Зоологи насчитывают сейчас около 4700 видов млекопитающих (большую часть которых составляют грызуны), которых они объединяют в 1100 родов, 139 семейств, 28 отрядов и 2 подкласса. По числу таксонов большого разнообразия среди наземных позвоночных достигают только птицы, однако и их млекопитающие превосходят по разнообразию экологических «форм и функций».

Большинство зверей - наземные животные, однако есть млекопитающие, навсегда ушедшие в воду - киты, дельфины, сирены. Ластоногие - тюлени, котики, сивучи, моржи и морские львы - выходят на сушу только для размножения и отдыха. Есть млекопитающие, полностью или частично потерявшие зрение и скрывшие себя под землей. Это кроты, гоферы, слепыши и слепушонки. Есть, наконец, звери никогда или почти никогда не спускающиеся с деревьев на землю (ленивцы, некоторые лемуры и обезьяны), и есть те, кто освоил воздушное пространство, - разнообразные летучие мыши и шерстокрылы. Разброс «рекордных значений» жизненных «форм и функций» впечатляет не менее, чем разнообразие сред, освоенных этим классом.

Самое маленькое млекопитающее - свиноносая летучая мышь весит 1,5 г, что в сто миллионов раз меньше массы голубого кита. Серый волк имеет участок обитания до 1000 км 2 , тогда как похожий на лишенную волосяного покрова крысу голый африканский землекоп всю жизнь не покидает своей единственной норы. Самка этого землекопа рождает до 28 детенышей, а самка орангутанга только одного. Африканский слон проживет возраст человека, тогда как самец бурой сумчатой мыши живет меньше года и даже не может увидеть появления на свет своего потомства. Общие для всего класса структурные элементы также весьма разнообразны в частных своих проявлениях. Конечности могут быть изменены в ласты и крылья. При ходьбе звери могут опираться на всю стопу (медведи), на стопу и пальцы (кролики), на пальцы (большинство зверей) и даже на фаланги пальцев (копытные). В последнем случае число пальцев может сократиться до двух (корова) и даже до одного (лошадь). Хвост может полностью отсутствовать (некоторые приматы, рукокрылые). Волосы могут превращаться в жесткую щетину (кабан), иглы (дикобразы, ежи) или совсем исчезнуть (зубатые киты).

- С чем же связано появление такого большого разнообразия форм млекопитающих?

В процессе приспособления к разным местам обитания млекопитающее разделились на следующие экологические группы:

1. Наземные звери - наиболее обширная группа млекопитающих. Среди них можно выделить зверей, населяющих лес и заросли кустарников, и животных-обитателей открытых пространств. К первым относятся виды, проводящие большую часть жизни на деревьях и устраивающих там гнезда (белки, куницы и др.). Удивительным примером приспособленности к древесному образу жизни служат обитатели тропиков Центральной и Южной Америки - ленивцы, о которых мы сейчас и послушаем небольшое сообщение.

Другие лесные животные ведут полудревесный - полуназемны й образ жизни и лишь частично добывают пищу на деревьях. Многие виды используют лес в основном как укрытие, добывая корм на земле (бурые медведи, лоси, олени и др.).

Обитатели открытых пространств (копытные, тушканчики, суслики) живут в условиях отсутствия естественных убежищ и обилия растительной пищи. Сюда же относятся многие насекомоядные, хищные, приспособившиеся к жизни в степях и пустынях. Жизненная форма тушканчиков приспособлена к быстрому передвижению прыжками. В связи с этим у них развились особенности во внешнем строении, с которыми мы и познакомимся, прослушав сообщение об этих зверьках.

2 . Подземные млекопитающие - небольшая группа специализированных видов животных. Один из таких зверей нам хорошо известен - это крот, мы уже знакомились с ним, изучая отряд насекомоядных.

3. Водные звери - наблюдается ряд переходов от наземных видов, ведущих полуводный образ жизни, к полностью водным . Например, норка устраивает норы на суше - по берегам пресных водоемов, а кормится как в воде, так и на суше (рыбой, амфибиями, водяными крысами). Больше времени проводит в воде выдра, ее пищевой рацион в основном состоит из рыбы. У нее уже появляются приспособления к водному образу жизни - укороченные конечности, наличие перепонки между пальцами, редукция ушной раковины. В еще большей мере связаны с водой тюлени, которые вне воды спариваются и рождают детенышей. Полностью водными млекопитающими являются китообразные.

4. Летающие звери , к которым относятся рукокрылые, или летучие мыши. С их особенностями мы уже знакомились в процессе изучения многообразия млекопитающих. Давайте вспомним основные черты приспособленности данной группы животных к своему образу жизни.

Записывают в тетрадь.

Работа с учебником, заполнение таблицы

Закрепление:

1. Кто из перечисленных животных ведет полуводный образ жизни:

а) выхухоль; б) суслик; в) белобочка.

2. Нутрия живет в местах, где водоемы не промерзают, потому что:

а) у нее непостоянная температура тела;

б) она строит норы под водой;

в) лед затрудняет добычу подледных растений.

3. На колебания численности млекопитающих больше всего могут повлиять:

а) низкая температура воздуха;

б) инфекционные заболевания;

в) отсутствие удобных укрытий.

4. Приспособление к подземному образу жизни у крота:

а) одинаковое строение зубов;

б) волосяной покров на теле;

в) лопатоообразные конечности.

5. У морских млекопитающих приспособление к жизни в воде:

а) развитое зрение; б) обтекаемая форма тела;

в) густой мех.

Распределите животных по экологическим группам:

1. Кашалот. 2. Белка. 3. Соболь. 4. Выхухоль. 5. Еж. 6. Коала. 7. Тушканчик. 8. Летучая мышь. 9. Летяга. 10. Кулан. 11. Слепыш. 12. Касатка. 13. Вампир. 14. Утконос. 15. Крот.

Выполняют работу

1- а

2- в

3- б

4- в

5- б

Наземные-

2,3,5,6,7,10,

Подземные-

11,14, 15

Водные-

1,4,12,

Летающие-

8,9,13,

15- «5»

11-14- «4»

7-10- «3»

М.7- «2»

Рефлексия

2 мин

Предлагает ответить на вопросы на стикерах.

С какой темой вы познакомились на уроке? Вам было интересно на уроке? Что вы узнали нового на уроке?

Отвечают на вопросы, делают записи на стикерах.

Д/з -1мин

п. вопросы

Записывают Д/з

Тема: Экологические группы млекопитающих, их значение в природе и жизни человека.

Биология. 7 класс.



Цель:

1.дать характеристику биологическим

особенностям представителей разных экологических групп млекопитающих.

2.определить значение млекопитающих в природе и жизни человека.



В путешествие!

побываем в лесу, на лугу, в степи, в саванне, у берега водоема, в море.



Роющие животные

Летающие млекопитающие

Наземно-древесные животные



Экологические группы млекопитающих

Экологическая группа

Представители группы

Систематическая группа

Признаки животных

Заполняем таблицу по ходу урока,используя презентацию и текст учебника.





Роющие животные

К подземным млекопитающим относятся преимущественно грызуны. Среди них имеется полный ряд переходов от норников - сусликов, сурков, полевок и т. д., проводящих значительную часть жизни на поверхности земли, до землероев - слепышей и ряда других, почти никогда не выходящих на ее поверхность.

Животные

Хордовые

Позвоночные

Инфракласс:

Млекопитающие

Плацентарные

Подотряд:

Мышеобразные

Семейство:

Слепышовые

В связи со слабым зрением важную роль в жизни подземных млекопитающих играет осязание. У кротов осязательную функцию выполняет сильно вытянутое и снабжённое острой гибкой косточкой рыло - хоботок

Слепыш обыкновенный



У барсука имеются некоторые черты, связанные с роющей деятельностью

У звездоноса на конце носа располагаются звездообразно расположенные осязательные придатки

Одни из них прокладывают свои ходы при помощи коротких, но чрезвычайно мощных передних конечностей, например, крот, другие пользуются для этого зубами, например, слепыш, слепушонка и ряд других грызунов.У некоторых представителей нижняя челюсть может перемещаться на добавочную сочленовную поверхность, расположенную позади «нормальной», и в таком случае зверек может действовать верхними резцами наподобие мотыги.



Наземно-древесные животные

К древесным млекопитающим относится огромное большинство обезьян и полуобезьян, целый ряд грызунов ц сумчатых. Имеются древесные формы и среди насекомоядных (тупайя), и среди неполнозубых (ленивцы, цепкохвостые муравьеды), и среди хищных. Для древесных млекопитающих характерны хватательные или цепкие лапы, как у обезьян, полуобезьян, многих сумчатых, часто цепкий хвост, например, большинство широконосых обезьян, некоторые сумчатые (кускусы и опоссумы), древесные формы муравьедов, ящеров и дикобразов, из хищных - южноамериканские носухи. Сумчатые летяги, шерстокрыл, из грызунов - настоящие летяги и африканские колючехвостые белки обладают кожной складкой на боках тела, увеличивающей его «несущую поверхность» при прыжках.



Как следует из названия, данная группа животных обитает в степных, лесостепных, пустынных либо приполярных ландшафтах, лишенных древесной растительности, каковой факт, с одной стороны, делает их местообитание "открытым" для обзора хищниками, с другой - предполагает небольшое количество естественных убежищ, отсутствие ярусности и наличие в рационе преимущественно травянистой растительности. По способу приспособленности к указанным условиям можно выделить три типа: копытные,тушканчики,суслики.





Летающие млекопитающие

К настоящим летающим зверям относятся только рукокрылые, из которых большинство в то же время связано с древесными насаждениями. Таковы крыланы, питающиеся плодами и отдыхающие среди ветвей, многие насекомоядные летучие мыши, проводящие день в дуплах. Из наших форм наиболее связана с деревьями рыжая вечерница, живущая исключительно в дуплах.

Водные и околоводные млекопитающие

Водные млекопитающие , пожалуй, наиболее разнообразная из всех основных экогрупп млекопитающих: здесь полный ряд переходов от таких форм, как норка, белый медведь, водяная полевка, у которых приспособления, связанные с полуводным образом жизни, едва выражены, вплоть до китов и дельфинов, строго водных животных, быстро гибнущих вне воды.

Полуводный образ жизни ведут многие млекопитающие: из однопроходных - утконос, из сумчатых - южноамериканский плавун (единственное водное сумчатое), из насекомоядных - наша водяная землеройка и африканская выдровая землеройка, из грызунов - водяная полевка, ондатра, нутрия, водосвинка и ряд других, из хищных - норка, выдра, белый медведь, а из копытных - бегемот.Более водными животными являются бобр,выхухоль и калан, или камчатская морская выдра. За исключением бегемота, все эти животные характеризуются чрезвычайно густым мехом, резко разделенным на ость и подшерсток. Ушные раковины или отсутствуют, или сильно уменьшены. У многих задние конечности снабжены хорошо развитыми плавательными перепонками (выхухоль, бобр, утконос, имеющий перепонки и на передних лапах), а у калана они превратились в настоящие ласты. Хвост, по крайней мере у более мелких форм, развит хорошо.

Три отряда млекопитающих - ластоногие, сирены и китообразные - всецело перешли к водному образу жизни, особенно два последних, никогда не покидающие эту среду.





Повторение

Перечислите основные экологические группы зверей.

Какими общими чертами во внешнем строении и поведении обладают млекопитающие открытых пространств?

Какими общими чертами обладают водные млекопитающие?

Назовите черты приспособлений у животных к древесно-лазающему образу жизни на нескольких примерах.

Что характерно для роющих зверей? Подтвердите примерами.



Повторение

1. Типично-наземные млекопитающие:

  • Имеют короткое тело, слабые ноги.
  • Имеют пропорционально сложенное тело, развитую шею.
  • Чаще это животные из отряда Грызунов.
  • Представлены в основном хищниками.

2. Подземные млекопитающие:

  • Имеют короткое тело, вальковатое, короткий мех, густой, без ворса, направления роста.
  • Ушные раковины и зрение развиты хорошо.
  • Представителями являются лисы, зайцы, барсуки.

3. Водные млекопитающие имеют:

  • Рыбообразную форму тела, без шейного отдела, горизонтальный хвостовой плавник.
  • Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.
  • Конечности, которые превратились в плавники.
  • К группе относят выдр, акул, дельфинов, тюленей, моржей.


Вывод

Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов, семейств. Однако они обладают сходными приспособительными чертами к одинаковым условиям обитания.

Любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.



Давайте подумаем вместе!

Положительное значение млекопитающих

Отрицательное значение млекопитающих



Значение млекопитающих в природе.

Обеспечивают

и энергии в

экосистеме

Помощники

растениям

распространении

Участвуют

процессах

образования

и обогащения

выступают

регулятора

численности

растительноядных

животных

Растительноядные

животные

регулируют

биомассу

растений

экосистемах



Конституция

Законы

Образование

Поведение

в природе

Доброта

Совесть

Сострадание

Они как мы.

Лицензии

добычу.

Банк

яйцеклеток

Соблюдение

Правил

производства

Охрана животных

За последние 2тыс. лет на земном шаре вымерло

более 100 форм разнообразных млекопитающих.

Только в нашем веке полностью уничтожено не

менее 100 видов зверей и птиц. На 2010 год в

Красную книгу МСОП (Международный союз охраны

природы), занесено 318 видов и подвидов

млекопитающих. Этот процесс затронул практически

все уголки земного шара, и конечно, Тюменская

область не стала исключением. Добыча нефти и

газа привела к ухудшению экологической

обстановки и это не могло не сказаться на животном мире.

Красная книга

Зоопарки

Заповедники

Заказники



Символика и животные

Томск

Тюменская область

Соболя держат девиз

«СИБИРЬЮ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ»

Республика Саха.

Среднеколымск.

Тюмень

Девиз "От сего

града начинается "

Новосибирск

Владивосток.

Самара

Нижний Новгород

Псков

Памятники животным

В Эдинбурге (Шотландия), у входа на кладбище Грейфрайерз, поставлен памятник скайтерьеру по кличке Бобби.Он в течении четырнадцати лет (1858

1872 гг.) не покидал могилы своего хозяина и друга старого пастуха Джона Грея. После смерти хозяина Бобби последовал за похоронной процессией на

кладбище, где и остался на долгие годы.Сначала его выгоняли, но каждую ночь пёс пробирался обратно к могильному холмику. Сердобольные люди

подкармливали собаку. В 1872 году, тронутые исключительной верностью и преданностью собаки хозяину, жители Эдинбурга собрали средства и поставили Бобби памятник. На круглом,художественно исполненном постаменте

сидит лохматый пёс - скатерьер Бобби

Сенбернары столетиями использовались спасения людей в снежных заносах Альп. Многие собаки спасли по 30-35 человек. Рекордсменом среди них был пёс Барри. Он спас 40 человек, о нем знали многие жители Италии, Швейцарии, Франции. Спасение сорок первого человека оказалось для Барри роковым. В 1814 году его не стало. Чучело Барри стоит в музее в Берне. В 1899 году в Париже был открыт памятник Барри, о чём свидетельствует высеченное на памятнике имя. На постаменте - большая собака - сенбернар, а на её спине, крепко держась за шею, сидит маленькая девочка.



14 ноября 2002 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России ПАМЯТНИК КОШКЕ. Памятник несет в себе собирательный образ всех кошек и задуман как людская благодарность кошкам - одним из самых любимых и наиболее популярных в наш век домашних животных, живущих бок о бок с человеком с древних времен. Идея создания памятника принадлежит кафедре анатомии и физиологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и старейшему петербургскому клубу любителей кошек "Фелис". Автор памятника - известный скульптор, заслуженный художник России, профессор Анатолий Гордеевич Дема. Памятник установлен во дворе главного здания СПбГУ на Васильевском острове.

Памятник бездомной собаки в Мехико - это бронзовая фигура дворняги по кличке Пелусо, призывающая к милосердию к этим животным со стороны людей. Ассоциация «Собачье чудо» стало организатором в сборе денег на этот памятник. Изваял эту скульптуру мастер Хирасол Тельо за 2, 5 месяца.





Благодарность животным за огромный вклад в развитие науки

Люди, будьте милосердны!



Домашнее задание

  • Текст учебника по данной теме, вопросы, задания в рабочей тетради.

2. Творческие задания: подготовить сообщения о хозяйственных группах домашних животных Воронежской области.





Использованные источники.

https://yandex.ru/images/search?text

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_animals/56/Семейство

http://ru.wikifur.com/wiki/Систематика_волчьих

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кошачьи

http://beauty-around.com/drugie-reitingi/item/380

https://www.yandex.ru/yandsearch?text

https://ru.wikipedia.org/wiki/Слоновые

http://animalsfoto.com/jivotnyie