Конспект НОД в старшей группе «Подводный мир моря. Конспект нод "путешествие в подводный мир" Познание подводный мир подготовительная группа

Методическая разработка:

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» по теме:

«Подводный мир – в поисках буквы Р»

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепить навык произношения звука [Р] в словах, фразах;
  2. упражнять в проведении звукового анализа слова, составлении слова по первому звуку (букве).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую и артикуляционную моторику, дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей умение работать в команде.

Оборудование и материалы:

  • сундук, письмо, предметная картинка «корабль», 3 удочки, дидактическое пособие «Узнай по первым буквам», плакат с изображением морских обитателей, предметные картинки с изображением морских обитателей (морской конёк, акула, кит, дельфин, морская черепаха, морская звезда, медуза, осьминог, краб, наборы для составления звуковых схем слов (пенал); пластмассовые фигурки морских обитателей «Подводное царство».

Ход образовательной деятельности

Ребята, когда я зашла в свой кабинет, то обнаружила вот этот предмет. (Занавеска убирается.)

Вы знаете, что это за предмет? (Сундук).

Как вы думаете, как этот сундук попал в наш детский сад? (Ответы детей).

Может, мы заглянем в него и это узнаем?!

Но сначала давайте произнесём заветные слова:

Сундучок, Сундучок,
Приоткрой-ка свой бочок!

(Открывают сундук, в котором лежит письмо, читают его).

До…огие …ебята!
В нашем подводном ца…стве случилась беда: злая волшебница похитила нашу любимую букву. Веселье навсегда исчезло из нашего ца…ства, а вместе с ним исчезли и многие подводные обитатели. На наше ца…ство злая волшебница наложила заклятье, кото…ое снимется лишь в том случае, если я найду себе хо…оших и ве…ных д…узей, кото…ые смогут выполнить все её задания и снять заклятье. Пожалуйста, помогите мне ве…нуть нашу букву. Очень надеюсь на вашу помощь.
Ваша …усалочка.

Как вы думаете, какую букву похитила злая волшебница? (Букву Р).

Ребята, поможем Русалочке? (Ответы детей).

Вы готовы выполнить все задания волшебницы?

Не подведём Русалочку? (Ответы).

Характеристика звука. (Согласный, твердый, звонкий (дрожащий)).

Ребята, где живет Русалочка? (В воде).

Кто из вас умеет плавать?

Кто умеет нырять?

Как мы ныряем? (Показывают дети).

Дыхательная гимнастика «Дельфин плывёт»:

И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох-выдох, наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого колена; 2 – вдох-выдох, наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, и.п.

Ребята, сможем мы разговаривать под водой? (Нет).

Можем мы «улыбаться» под водой? (Упражнение «Улыбка»).

Как мы будем переговариваться с рыбками? (Упражнение «Клювик»).

Давайте надуем щёки как рыба-шар! (Надувают щёки).

Молодцы, команда готова!

Задание №1.

Злая волшебница хочет узнать, насколько хорошо вы знаете рыб, ведь вы должны стать настоящими друзьями Русалочки. Отвечайте полным предложением.

Чья голова у рыбы? (У рыбы рыбья голова).

Чьи жабры у рыбы? (У рыбы рыбьи жабры).

Чьё туловище у рыбы? (У рыбы рыбье туловище).

Чья чешуя у рыбы? (У рыбы рыбья чешуя).

Чей хвост у рыбы? (У рыбы рыбий хвост).

Чьё брюшко у рыбы? (У рыбы рыбье брюшко).

Чьи икринки у рыбы? (У рыбы рыбьи икринки).

Чьи кости у рыбы? (У рыбы рыбьи кости).

Молодцы, и с этим заданием вы справились!

Задание №2. «Рыбалка»

Нужно обязательно вернуть в подводное царство тех обитателей, в названии которых есть звук [Р]: морской конёк, акула, кит, дельфин, морская черепаха, морская звезда, медуза, осьминог, краб. (Дети берут удочки, встают на узкий мостик (дощечку) и «вылавливают» морских обитателей, определяют место звука в слове).

Задание №3.

Пособие «Отгадай по первым буквам». (Узнать, какое слово зашифровано: фартук, лук, аквариум, гриб; шапка, арбуз, рыба; репка, апельсин, дуб, утка, гриб, арбуз; гусь, ракета, удочка, шишка, арбуз).

«Четвёртый лишний»: флаг, шар, радуга, груша. (Лишний флаг, потому что в этом слове нет звука и буквы Р).

Ребята, может быть, это подсказка от самой Русалочки. Где же может быть спрятана буква Р? (Ответы детей).

Слово «флаг» вам ни о чём не говорит? (Корабль и другие ответы детей).

Верно, волшебница спрятала букву Р в корабле. Для того чтобы вернуть ее, вы должны справиться с последним заданием.

Задание №4.

Составить звуковую схему слова «Русалка». (Составление схемы слова детьми индивидуально).

Ребята, сегодня вы были настоящей командой, и стали верными и надёжными друзьями Русалочки. Такие друзья, как вы, никогда не оставят друга в беде. Вы помогли вернуть букву Р в подводное царство и, самое главное, вернули Русалочке её имя.

Ребята, что-то сундук тяжёлый. Давайте посмотрим, не осталось в нём чего-нибудь. (Дети обнаруживают «второе дно» в сундуке и находят письмо с подарком от Русалочки – пластмассовые фигурки «Морские обитатели»).

Дорогие ребята!

Я очень надеялась на вашу помощь, и вы не подвели меня!

К сожалению, рыбкам тяжело дышать на открытом воздухе, они дышат растворенным в воде кислородом. В благодарность за вашу помощь и доброту я дарю вам свои любимые игрушки, чтобы вы знали, что я всегда буду рядом с вами, в ваших сердцах, мои дорогие друзья!

Cергеева Анна Николаевна,
учитель-логопед

Татьяна Образцова
Конспект НОД в старшей группе «Подводный мир моря»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Подводный мир моря »

Цель : дать первоначальное представление о подводном мире .

Задачи :

Формировать представление детей о морском дне, морских обитателях;

Закрепить вычислительные навыки счёта до 10;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы.

Оборудование : презентация «Морские обитатели» , стаканы с водой,

трубочки, аквариум с морскими камешками и ракушками.

Ход НОД

Дети становятся в круг.

Воспитатель :

Ребята встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой

По ручкам немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть – чуть побьём.

Хлоп – хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки

И ручки, и ножки.

Ребята дружно скажут «Да» ,

Прыгать весело, друзья!

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Угадайте, что это?

Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода. (море)

Что вы знаете о море? Какое оно по размеру? По цвету? Какая в нём вода?

Вы много знаете о море, а хотите узнать кто живёт на дне моря ?

Тогда отправляемся в путешествие. Путь до моря неблизкий .

Сначала идём по горячему песочку (Ходьба на носках, руки вверх)

Потом по каменистой дорожке (Ходьба на пятках, руки за спиной)

Впереди извилистая дорожка (Бег змейкой)

А вот высокая трава (Ходьба с высоким подниманием коленей)

Теперь спускаемся с горки (Лёгкий бег)

И идём по ровной дорожке (ходьба)

Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря . (Звучит фонограмма «Море» .На экране берег моря Давайте подышим прохладным морским воздухом.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки

развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох).

Как же нам погрузиться на морское дно?

Подводный мир . Он так прекрасен.

Веками под водою скрыт.

Лишь стайкам рыб глубины все известны,

И от того ещё сильней он нас манит.

Нас удивляет красота кораллов,

Разнообразие животных, думы бередит.

Дельфин веселый мимо проплывает,

Здесь краб морской на дне лежит.

Предлагаю вам погрузиться в морскую пучину на подводном батискафе Это такой самоходный подводный аппарат для исследования морских глубин. Хотите услышать какие звуки издаёт батискаф при погружении?

Опыт с водой : Дети берут стаканчики с водой и при помощи трубочек дуют (слышно бурление)

Теперь занимайте свои места в батискафе (садятся на стульчики)

На экране морская вода.

Кто является основным обитателем моря ? (рыбы)

Посмотрите, появилась стайка маленьких рыбок. Давайте их сосчитаем(10) . Рыбки очень пугливые и несколько рыбок уплыло. Сколько рыбок осталось? (6) Сколько рыбок уплыло(4) .

Интересно, кто же спугнул наших рыбок?

Властелин семи морей, в океане всех сильней.

Он плывет – вода бурлит, это чудо – рыба (кит)

На экране появляется кит и дельфин.

Кто рядом с китом?

Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха-мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей.

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты» . Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение : вдох носом, пауза (под счёт «раз» , «два» , «три» ) и выдох ртом.

На экране появляется акула.

А это что за рыба?

Акула известная морская хищница. У неё очень острые зубы и встреча с ней не обещает ни чего хорошего. Так давайте поскорее опустимся на морское дно.

На экране морское дно.

Какие растения растут на морском дне? (водоросли)

Морские водоросли полезные, их употребляют в пищу (морская капуста) В них содержится много полезных веществ не обходимых человеку.

на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет).

На экране морской конёк.

Морские коньки - это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Это драгоценные жемчужины. Жемчуг - это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный.

На дне ещё много камешков и ракушек, а само дно покрыто песком.

Ребята, давайте на память о нашем путешествии наберём ракушек и камешков.

Дети из аквариума на ощупь достают камешки и ракушки.

Нам пора возвращаться (на экране пузырьки)

Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Вы всё запомнили?

Сейчас мы проверим как вы запомнили как выглядит морское дно и кто живёт в море.

Дети составляют коллаж из камешков, ракушек, водоросли делают из бумаги, приклеивают готовые шаблоны рыб.

Молодцы, всё правильно запомнили, а этот коллаж будет нам напоминать о путешествии.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия «Морской подводный мир» для старшей группы Цель занятия: 1. Закрепить навыки энергично подпрыгивать на месте, прыгать вверх, доставая предмет, энергично отталкиваться двумя ногами.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в подводный мир» Тема: Путешествие в подводный мир. Цель: 1. Развитие лексического строя речи (обогащение, активизация и уточнение словаря по теме «Морские.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.


Название НОД, тема, возрастная группа: Работа в изостудии по теме «Подводный песочный мир» в старшей группе
Вид деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия.
Форма деятельности: Творческая мастерская (рисование, лепка, худ. труд по
интересам) (1 раз в неделю для старшей группы. Обр. программа МБДОУ «ДС №8»)Образовательные области: ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Познакомить с приемами нетрадиционного рисования, расширяя знания о подводном мире, развитие творческих способностей, создание положительного эмоционального фона
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Извлечение из ФГОС ДОТехнические умения
‒ Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умений самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ. Программа «Детство»
Образовательная:
1.Формировать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативности, проявлении индивидуальности, творчества.
2.Формировать умения создавать изображения по представлению, памяти, с натуры; умение анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Развивающая:
1. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
2. Обогащать личный опыт дошкольников, обеспечивать интеграцию между познавательно исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
3. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы.
Воспитательная:
1.Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать у детей трепетное отношение к животным
Оборудование:
(Д.М., принцесса «Песчинка», большая раковина Р.М столы для рисования песком, емкости для мытья рук, влажные салфетки
ТСО ноутбук, презентация).Предварительная работа: Чтение стихов Т. Люшнина «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», В. Берестов «Песочница», Н. Дилакторской «Песочная страна»; игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы», наблюдения на прогулках.
Обогащение словаря: подводный мир, представление о морских обитателях, разновидность водорослей, кораллы.
Ход (организация деятельности):
Дети входят в кабинет и встают за столами с песком. В кабинете включена музыка.
Воспитатель: Здравствуйте дети. Сегодня мы вновь в гостях у принцессы «Песчинки». Давайте вспомним правила поведения в этом царстве».
Дети отвечают: «Нельзя брать песок в рот, бросать его на пол, работать грязными руками, кричать, бегать по царству, нужно вымыть руки после работы».
Воспитатель: Молодцы ребята. Принцесса «Песчинка» рада, что вы помните все правила поведения.Этот домик я могу отыскать на берегу
В нём укрытие моллюска, и хозяин гордый:
«Домик выдержит нагрузку, известковый, твёрдый».
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы побывать в сказочном подводном мире? Познакомиться с обитателями подводного мира.
Сказочный он потому, что мы не знаем, кого можем встретить!
Все девчонки и мальчишки,
Знаем, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там, где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Воспитатель: А как же мы попадем в подводное царство?
Ответы детей.
Воспитатель: Нам поможет волшебная раковина (Звучит релаксационная музыка). Положите на нее свои руки и закройте 1 -2 -3 – все замрём! В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса! Надо только открыть глаза. (Светомузыка и слайд) (Открывают глаза).
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
Воспитатель: Прямо по курсу
Через море океан,
Плывёт чудо-великан.
Кто это? Правильно, это кит, как - будто большой пароход.
Воспитатель: Видите, там, вдали подставляя людям спины. В море нас спасут (дельфины).
Воспитатель: Озорные, весёлые, рыбки. Вот как резвятся. Какого они цвета? Да, морские рыбки бывают разной окраски: жёлтые, синие, полосатые, пятнистые, серебристые…Воспитатель: Как красиво. Что это? Что вам напоминают? На что похоже? На кусты, на деревья, как будто лес под водой. Ребята, это кораллы. Они бывают разные в разных морях и океанах.
Воспитатель: А это что такое вы знаете? Правильно это водоросли. Водорослями питаются рыбы.
А мы продолжаем погружаться все дальше в глубину, здесь уже темнее становится, солнечные лучи не могут пробиться через толщу воды.
- а это кто? Вы знаете? Осьминог. А почему его так назвали, кто-нибудь знает? Оказывается у него восемь ног.
-Я кого - то вижу на дне, кто это?
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
-Конечно это морская звезда. Сколько у неё лучей? Пять. Какого цвета? Правильно красного. А есть такие морские звезды, у которых 50 лучиков.
Воспитатель: В подводном царстве обитают медузы. В воде она напоминает огромный гриб, у которого вместо ножки растет целый пучок длинных щупалец.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько под водой разнообразных животных, рыб. Давайте вспомним, из каких частей состоит рыбка. Воспитатель включает видео на экране слайд с рыбками. Можно ли сказать, что все рыбы одинаковы?
Дети: Нет.
Воспитатель: А в чем вы заметили отличия?
Дети: Все рыбы отличаются по цвету, по форме, по размеру.
Воспитатель: Чем рыбы отличаются от животных? (Живёт в воде, есть чешуя, плавники, хвост, дышит жабрами, а помогает плавать хвост - он, как руль).
ФИЗМИНУТКА «Подводный мир»
Подводный лес качается, Дети изображают водоросли,
Как будто на ветру плавно покачивая рукам
В нем сказочно, таинственно
И в холод, и в жару.
В море выросли цветы, Встают на одно колено, сохраняя равновесие,
Небывалой красоты. Изображая распускающийся цветок
А цветы те не простые:
Лепестки у них живые. сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами
Заблестели ярко струйки,
Серебристые чешуйки. Ходят по группе,
Рыбки разные порхают, руками, имитируя плавательные движения рыб
Словно звездочки, сверкают.
Звезды в небе высоко,
Звезды в небе глубоко. Поднимают и опускают руки в такт словам.
Там сияют, тут сверкают,
А достать их нелегко.
Воспитатель: Итак, начинаем работать (воспитатель работает за большим столом, изображение с которого передается на экран телевизора, дети смотрят, как делает воспитатель, и воспроизводят у себя на столах.) Воспитатель помогает при необходимости и следит, чтобы дети использовали в работе обе руки и рисовали определенными пальцами).1. Для начала очищаем наши столы от песка. Собираем песок в кучку в центре стола. Работаем обеими руками. Молодцы. Сейчас устроим с вами непогоду в царстве: песочный дождь (песок берется в кулаки, руки поднимаются над столом, песок сквозь пальцы «вытекает» подобно струям дождя). Делаем дождь сначала правой рукой, затем – левой, затем – обеими руками сразу. Справились? Молодцы!
2. Сейчас отодвигаем песок в сторону. И засыпаем поверхность стола один слой, чтобы можно было рисовать. Сейчас мы погружаемся в подводный мир. Делаем волны: тремя пальцами рисуем волны слева-направо, по всей поверхности стола. Молодцы. На дне моря у нас лежат камни: круглые, гладкие. Давайте нарисуем их: большими пальчиками обеих рук рисуем камни. Хорошо. Итак, камни нарисовали. Ребята, а как называются подводные растения?»
Дети: «Водоросли».
3. Воспитатель: «Правильно, водоросли. Давайте их нарисуем. Итак, большим пальцем правой руки в правой стороне стола, начиная снизу, от камней, мы ведем к верху стола дорожку, но не прямую, и извилистую. Затем тоже самое делаем большим пальцем левой руки в левой части стола. Итак, вот у нас получились замечательные водоросли. Подводный мир становится все красивее и красивее. Молодцы! Сейчас подошла очередь заселить наш подводный мир. Ребята, а кто живет под водой?»
Дети: «Рыбки, медузы, осьминоги, улитки, черепашки».
4. Воспитатель: «Правильно, вы много знаете о подводном мире. Итак, давайте заселять его жителями. Рисуем рыбку: указательным пальцем рисуем петельку, «выдвигаем губки», сверху и снизу рыбки рисуем плавники, сзади рисуем хвостик. Чем покрыта рыбка? Человек покрыт кожей, а рыбка - …..?»
Дети: «Чешуей».
Воспитатель: «Правильно! Рыбка покрыта чешуей. И именно чешуя делает рыбок блестящими. Давайте ка и нашей рыбке нарисуем чешую: средними пальцами рисуем кружки, не просто рисуем, а начиная с точки, расчищаем песок, пока не получится кружок. И такой «чешуей» нам нужно покрыть все тело рыбки. Работаем пальчиками и правой и левой руки, по очереди. Сейчас давайте нарисуем пузырьки воздуха от рыбки вверх: мизинчиками расчищаем небольшие кружочки.
5.Чтобы нашей рыбке было не скучно, давайте нарисуем ей друга – черепашку! Итак, на камнях рисуем фигуру, похожую на шляпку гриба. Это панцирь черепашки. Сейчас большим пальчиком «отодвигаем» песок от панциря в бок, чтобы получилась голова черепашки. Рисуем ножки черепашки, панцирь украшаем узорами. Так, рисуем. Я иду смотреть – что у вас получилось». Воспитатель подходит к каждому из детей, смотрит что получилось, помогает при необходимости.
Воспитатель: «Молодцы ребята. Сегодня мы потрудились на славу, каждый из нас нарисовал свой собственный подводный мир! Сейчас отряхиваем ручки, идем их мыть. Не забываем убирать за собой рабочее место.
Воспитатель: Пора возвращаться в д/с. Нам поможет волшебная раковина (Звучит релаксационная музыка). Положите на нее свои руки и закройте 1 -2 -3 – все замрём! В д/с попадём.
Вам понравилось? А что было трудным?
Художественно-эстетическое развитие 1. НОД
2. Эстетика быта
3. Экскурсии
4. Посещение музеев 1. Музыкально – художественные досуги
2. Индивидуальная работа
3. Работа в изостудии
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ДЕТСКОМ САДУ НА ДЕНЬ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Примерная сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие детей
мл ср стподгМузыкально-театральная
гостиная 1 раз в 2
недели 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю
Творческая мастерская
(рисование, лепка, худ. труд по
интересам) 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю
Чтение лит. произведений ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно

НОД Познание. Исследовательская деятельность.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»
(для детей подготовительной группы)
Автор: Жулина Любовь Васильевна, МБДОУ Детский сад № 35 г. Энгельса Саратовской области, воспитатель детского сада.


Цель:
1. Продолжать и расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении.
2. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.
3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной посудой (стеклышки, пробирки).
4. Работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
5. Активизировать умственные способности детей через головоломки, рассказывание по схеме.
6. Воспитывать потребность детей в общении с живой природой,повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения.

Словарная работа: актиния, Мировой океан, кристаллы, выпаривание.
Активизация словаря: морские обитатели, кораллы, морская соль.
Материалы и оборудование: глобус, «подводные» маски для каждого ребенка, грамзапись (шум моря), схемы опытов, держатель, спиртовка, черный экран, пипетка, стекла, куриные яйца, морская соль, аквариум, рыбка из пенопласта, нефть, стеклянные трубочки, тазик, сочки, осьминожки - сувениры.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, карты, оборудования для проведения опытов с морской водой; обитателей подводного мира на иллюстрациях; чтение произведений: Коллин Пэйни «Приключения маленьких дельфинов», Б.Заходер «Отшельник и Роза», «Кто в домике живет?». Проведение опытов экспериментов с водой. Наблюдение за рыбками (как они дышат, питаются, плавают).
Ход занятия:
Дети входят в зал (занавес закрыт).
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.
Воспитатель: А что это? (показываю на глобус) (Глобус)
А что он изображает? (Модель Земли)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой). Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т.д.). Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т.д.).
Воспитатель: Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир, для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте: «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие).
Воспитатель: А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами).
А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны). И так, надеваем маски, ласты, кислородные баллоны и погружаемся на морское дно (звучит музыка, открывается занавес и детей встречает царь – Нептун с осьминожками).
Нептун: «Я пучины повелитель
Грозный царь соленых вод.
И хотите, не хотите
Только дальше извините
Вы и шагу не сделаете вперед».
Воспитатель: Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство, чтобы познакомиться с твоими владениями.
Нептун: А что вы знаете о моем царстве? (дети рассказывают о 2-х рыбах: морском коньке и морском петухе; затем о водорослях, дельфине, а остальных обитателей просто называют: рыба-молот, рыба-пила, рыбы-прилипалы, скаты).
Нептун: А теперь разгадайте головоломку. Морской художник специально перепутал части тела у обитателей морского дна. (дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся: морской конек, акула, креветка, рыба-молот). Вы должны это исправить. (дети исправляют ошибку).
Нептун: Вы исправили ошибку моего художника. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. (Нептун по схеме рассказывает, что на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет).
Нептун: А вот мое следующее задание. Расскажите о том, что изображено на этих иллюстрациях? (дети рассказывают о морской звезде, что она любительница устриц. Передвигается на своих лучах с присосками. У нее 5 лучей, рот может быть расположен в центре тела с нижней стороны).
Нептун: А что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная).
Я вам, ребята, предлагаю пополоскать рот морской водой (поласкают). Действительно, морская вода соленая на вкус. В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая. (дети проходят в лабораторию, где на столах все необходимое для опыта).
Опыт: (проводит Нептун).
Разделение однородной смеси – соль + вода методом выпаривания.
Для эксперимента нам понадобится следующее оборудование: спиртовка, держатель, фарфоровая чашка для выпаривания, черный экран, лупа, стекла.
1 этап. – Выпаривание. Закрепляем держатель на чашке для выпаривания, наливаем немного морской воды, зажигаем спиртовку и начинаем нагревание. В процессе выпаривания, вода испаряется, а кристаллики соли остаются на дне чашки.

ВНИМАНИЕ! Чтобы погасить пламя горелки, ни в коем случае нельзя дуть на огонь.

Взяв специальный колпачок, накрываем пламя. Горение прекратилось.
Вывод: При выпаривании морской воды, вода испарилась, а осталась морская соль.
Нептун: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (дети рассматривают). На что они похожи? (на сахар, иней и т.д.).
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т.д.)
Имеют ли запах (нет).
2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая стеклянной палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились).
Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т.д.).
Нептун: а теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотел бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).
Эксперимент (по схеме).
1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т.к. яйцо тяжелое.
2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.
Нептун: какие вы молодцы, выполнили все мои задания.
Воспитатель: Морской царь, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Нептун: подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы. Сейчас я вам покажу, как это происходит.
Опыт с нефтью.
Нептун: Это модель моря (показывает на аквариум с прозрачной водой, на дне рыбка из пенопласта, придавленная грузом). Представьте себе, что в море попала нефть (при помощи стеклянной трубочки Нептун набирает нефть и капает несколько капель на поверхность «моря»).
Нептун: Посмотрите, образовалась пленка, покрывая всю поверхность «моря». Кислород теперь не поступает вглубь «моря». Нашей рыбке стало тяжело дышать на глубине и она стала всплывать на поверхность (убирают груз и пенопластовая рыбка всплывает, погибает).
Нептун: что можно сделать, чтобы очистить воду от нефти? (дети предлагают способы: можно промокнуть многослойной салфеткой, собрать сачком с фильтром или же стеклянной трубочкой. Затем дети берут стеклянные трубочки и собирают нефть с поверхности воды).
Нептун: мы на этом маленьком опыте предотвратили экологическую катастрофу.
Воспитатель: Дети, а если бы вы были волшебниками, чтобы вы сделали, чтобы не загрязнялись водные просторы, чтобы вода была в водоемах чистая, полезная? (не бросать мусор, не мыть машины около водоемов и т.д.).
Воспитатель: воду надо беречь. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Нептун: Спасибо вам друзья мои за все. Эти осьминожки вам, помните обо мне и моих обитателях (он дарит им «осьминожек» и макет морского дна с его обитателями). Дети благодарят Нептуна и отправляются в детский сад.

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №1 «Сказка»

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР

Подготовила: Арнаутова

Ольга Александровна.

2015

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр;

- Совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстомдвигательных упражнений, выполнять движения легко и свободно;

- Закреплять и расширять знания детей о морских обитателей и их особенностях;

- Сформировать представление о солёной морской воде;

- Закрепить знания о свойствах предметов, погружённых в воду: тонет-не тонет;

Развивающие:

- Развивать умение выполнять упражнения с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа;

- Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы;

- Воспитывать чувство прекрасного.

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, просмотр мультфильма « Немо», игра - лото «Подводный мир».

Создание предметно - пространственной среды:

Одежда для почтальона Печкина, конверт, диск с морскими звуками, проектор, 4 ёмкости с разной по вкусу водой, картинки с морскими обитателями, таз с водой, предметы для экспериментирования: пробка, палочка, камушек, гвоздь, бусинки, монетки, посылка, ракушки, мешочек с песком, пластилин, клей, водоросли из бархатной бумаги.

Ход НОД:

Вы задания выполнять.

Дружно в круг скорей вставайте

И за мной всё повторяйте.

Слышишь, музыка играет -

На зарядку приглашает.

Игра - массаж

Дети выполняют за взрослым движения в соответствии с текстом.

Ребята встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой

По ручкам немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть - чуть побьём.

Хлоп - хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки

И ручки, и ножки.

Ребята дружно скажут «Да»,

Прыгать весело, друзья!

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон Печкин.

Печкин: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Печкин: Это группа «Медвежонок»?

Печкин: Вам письмо, возьмите, пожалуйста. До свидания.

Дети: Спасибо. До свидания.

Воспитатель: Нам письмо, интересно, от кого оно. Ребята будем открывать?

Дети открывают конверт. Взрослый читает:

«Здравствуйте, ребята. Я морской царь Нептун. Хочу пригласить вас в путешествие на морское дно, но для начала вам нужно отгадать загадку».

Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в гости к Нептуну в морское царство?

Дети: Да. Очень хотим.

Воспитатель: Хорошо тогда слушайте загадку.

Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода.

Дети: Это Море.

Воспитатель: Какие молодцы, отгадали. Но для того чтобы попасть на дно морское, необходимо подготовиться. Скажите ребята, а как и на чём можно погружаться но дно моря?

Дети: На подводной лодке или в костюме водолаза.

Воспитатель: Хорошо молодцы. А я вам, предлагаю с помощью волшебства. Но для начала так как мы будем погружаться глубоко, нам надо уметь правильно дышать.

Дыхательная гимнастика (с платочками)

Дети по показу воспитателя выполняют дыхательные упражнения под спокойную музыку.

  1. «Подуй» - и. п. стоя, ноги слегка расставлены, платочки в руках, руки опущены. Поднять правую руку с платочком перед грудью, подуть на него. То же самое с левой рукой. (4 раза)
  2. «Помаши» - и. п. стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках платочки. Руки поднять вверх - вдохнуть и помахать платочками. Опустить - выдох. (4 раза)
  3. «Шумит море» - и. п. сидя на платочке, одно рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух, опуская грудь выпячивая живот при выдохе произносим звук «ш - ш - ш». (4 раза)

Воспитатель: Ребята, если вы готовы, то можно отправляться.

Дети: Да. Готовы.

Воспитатель: Тогда поплыли.

Рече - двигательное упражнение

Я плыву, плыву, плыву (имитация движений плавания)

В гости в царство к Нептуну. (руки над головой в форме крыши)

Многое хочу познать, (круговые движения двумя руками)

Мир подводный изучать. (шаги на месте)

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю сесть на ковёр, закрыть глаза и произнести слова.

Чудо чудное, явись,

Нашим детям покажись,

Дверь волшебную открой.

Подводный мир зовёт с собой!

На экране появляются картинки морского царства, слышны звуки моря.

Воспитатель: Кто из вас ездил на море и знает, какая на вкус в нём вода?

Дети: Вода на море чистая, прозрачная, на вкус солёная.

Воспитатель: Правильно, солёная. Ребята, подойдите к столу и давайте определим, в каком из этих стаканчиков морская вода?

Игра - экспериментирование

«Солёная вода»

Перед детьми стоят несколько стаканчиков с водой под номерами 1,2,3,4,и.т. д. - с солёной, сладкой, кислой, с простой водой. Дети на вкус определяют, какая вода морская, и объясняют почему.

Воспитатель: Скажите ребята, под каким номером морская вода?

Дети: Морская вода под номером 1.

Воспитатель: Как вы это определили?

Дети: Вода в стаканчике №1на вкус солёная, в море вода тоже солёная.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, каких морских обитателей вы знаете?

Дети: Осьминог, разные рыбы, морские звёзды и коньки, дельфины, крабы, медузы.

Воспитатель: Хорошо много назвали обитателей. А царь Нептун оставил для вас видеоальбом с морскими жителями. Давайте посмотрим.

На экране проектора появляется слайд - шоу с изображением морских жителей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. « Море волнуется раз». Под музыку вы перемещаетесь по залу, выполняя движения, представляя себя какими - то морскими обитателями. Когда я произношу слова « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри» вы «замираете». А я подхожу к одному из вас и дотрагиваюсь рукой. После этого тот до кого я, дотронулась начинает двигаться, представляя морского жителя. Я должна угадать, если угадаю, тот ребёнок становится ведущим.

Воспитатель: Ну, а теперь предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика « Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у Нептуна есть свой музей? Хотите его посетить?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Проходите и посмотрите. Что вы видите?

Дети: Камушки, ложка, пробка, гвоздь, ракушки.

Воспитатель: Ребята, все эти предметы разные, но есть то, что их объединяет. Хотите узнать.

Дети: Очень хотим.

Воспитатель: Подойдите к столу, я предлагаю по экспериментировать.

Игра - экспериментирование

« Тонет - не тонет»

На столе стоит таз с водой.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю по очереди опускать эти предметы в таз с водой и наблюдать, что с ними происходит. Давайте опустим гвоздь и пробку что произошло? Сделаем вывод.

Дети: Гвоздь утонул, а пробка осталась на поверхности воды.

Вывод: Есть предметы которые тяжелей воды - они тонут. Но есть и другие предметы, которые легче воды и не тонут.

Воспитатель: Ребята, очень интересно изучать морское дно и его обитателей, но нам пора возвращаться в детский сад.

Дети закрывают глаза и под звуки моря оказываются в детском саду.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась путешествие? Что больше всего?

Дети: Да, понравилось. Играть, смотреть видео, делать эксперименты.

Вдруг раздаётся стук в дверь входит почтальон Печкин.

Печкин: Добрый день, мои путешественники! Вам письмо и посылка.

Дети: Спасибо Печкин.

Воспитатель: «Дорогие ребята, это царь Нептун. Я очень рад, что вы побывали у меня в гостях, но я не успел подарить вам подарки, поэтому отправляю эту посылку и жду вас в гости снова». Давайте откроем и посмотрим что в посылке. В посылке (ракушки, камушки, веточки, песок, пластилин, картинки морских жителей) Ребята, я предлагаю выполнить коллективную работу о нашем путешествии и назвать её « Морской мир».

На готовом ватмане дети располагают морских жителей, ракушки, веточки.