Гласные звуки в старшей группе. Ннод по обучению грамоте для старшей группы

Цели занятия:

  • «у»
  • учить выделять звук «у» из ряда гласных
  • познакомить с буквой «У» .
  • развивать слуховое внимание
  • развивать мелкую моторику
  • развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

«У» «У»

Ход занятия.

I. Организационный момент

II. Основная часть.

1. - Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. (Слайд №2)

На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?

Уля приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:

уши, улитка, утюг, утка, улица. (Слайд №3)

– Правильно, слышится звук «У»

2. Артикуляция звука.

Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ» . (Слайд №4)

«У» , нужно губы вытянуть трубочкой:

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем.

– Повторите за мной стихотворение: (Слайд №5)

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

3. – Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У» .

4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» :

а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.

5. Игра «Третий лишний» .

«У» .

Уши, удочка, стол. (Слайд №6)

Улица, учительница, арка. (Слайд №7)

Утюг, усы, забор. (Слайд №8)

6. Знакомство с буквой «У» . (Слайд №9)

– Послушайте стихотворение:

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У» .

– Посмотрите, вот буква «У» . «У» ) .

– Найдите букву «У» (обведите)

– Потому что звук «У»

7. - Давайте отдохнем:

Гуси серые летели Выполняют движения по тексту.

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро убежали.

Гуси серые летели

На лужайку тихо сели.

8. – Нарисуйте в воздухе букву «У» . (Слайд №10)

Выложите букву «У» из палочек.

9. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

МАДОУ «Детский сад №16»

Занятие по обучению грамоте

«Знакомство со звуком и буквой «У»

(старший возраст)

Составила: учитель-логопед Бурова О.А.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • вырабатывать навык четкого произношения звука «а»
  • учить выделять звук «а» из ряда гласных
  • формировать умение согласовывать притяжательное местоимение с существительным

Познакомить с буквой «а» .

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематические процессы
  • развивать мелкую моторику

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «А» - красный круг, карточка с буквой «А» , счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Дети, кто назовет какое сейчас время года?

А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?

Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.

II. Основная часть.

2. - Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня, она горько плачет: а-а-а-а (Слайд №2)

На какой звук начинается ее имя? Кто скажет? Какой звук она произносит, когда плачет?

Аня приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:

Астра, арка, аист. (Слайд №3)

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «А» . Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.

2. Артикуляция звука.

Посмотрите на картинку: Аня плачет и слышим звук «ААААА» . (Слайд №4)

Давайте вместе произнесем звук «А» , нужно открыть широко рот и произнести: «аааааа»

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

3. Символ звука.

– Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А» .

4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» :

а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.

5. Игра «Третий лишний» .

– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «А» .

Автобус, антенна, дом. (Слайд №5)

Аист, зонт, альбом. (Слайд №6)

Автомат, слон, арка. (Слайд №7)

6. Знакомство с буквой «А» . (Слайд №8)

– Посмотрите, вот буква «А» . (Выставляется карточка с изображением буквы «А» ) .

– Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. - Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)

Инструкция воспитателя Выполняемые движения

Осенние листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. Дети сидят на полу и не двигаются.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели Дети тихо бегают друг за другом.

И на землю тихо сели, Дети садятся на пол.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил Дети крутятся вокруг себя

И на землю опустил. Дети тихо садятся на пол.

8. Место звука в слове.

Как вы думаете, в словах: аист, автобус, арка, где стоит звук «А» ? Обозначьте его. (Слайд №9)

9. – Нарисуйте в воздухе букву «А» . (Слайд №10)

Выложите букву «А» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

10. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель : Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

Коррекционно - образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ - ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.

Дети, получают билеты, отвечают.

Повторение пройденного.

Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили?

Логопед: Как называются эти звуки?

Логопед: Почему они гласные?

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка" ) Мы определяли место звука в слове.

Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды ).

Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

Игра «Читалочка» - по сигналам гласных звуков.

Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих - выставляют на доске .

А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом - символом гласных звуков. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы занятия

Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите как обозначаем звук на письме - буквой.

Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.

Правило : Буква - это графический знак, обозначающий звуки на письме.

4. Игра «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.

Вот они!

Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)

5. Игра «Заколдованные картинки»

Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой дружок!

Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.

Почему картинок меньше чем букв?

(В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

Кто будет кидать первым?

Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.

Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль - и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА - птица

Выполняют упражнение - «тело-буква».

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы: О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау !
  • Как зовут ослика: Иа!
  • Малыш плачет: Уа !
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

__, а _ __. Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___ у-у-у!

_______ _________ Уа,уа!

У и ,

а у и .

У ..

_____ О .

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)

9. Итог занятия. Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.

Дерево - дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета.

Если вы испытывали затруднения - оранжевого.

Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).

Какое дерево получилось?

Осеннее, разноцветное.

Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.

О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», - что значит багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото - желто - оранжевое.

Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Ещё по данной теме:

Конспект занятия в старшей группе.

ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Цели:

  • учить слышать и выделять гласные первого ряда;
  • развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения;
  • воспитывать бережное отношение друг к другу.

Оборудование:

Зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; карточки в виде домика с гласными буквами; карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Артикуляционная гимнастика

Сказка о веселом язычке.

Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались.

Дети открывают и закрывают рот.

Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом налево (выполняют упражнение «Часики»),

потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко

(упражнение «Лопаточка»).

Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл в домик и закрыл за собой дверь.

Дома язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики»). Котенок потянулся и лег спать. А на дворе солнышко спряталось за тучки, стало прохладно, послышалось сердитое «з-з-з». Как вы думаете, кто это был?

Дети. Комар.

Логопед. Большой комар пел: з-з-з, а маленький ему подпевал: з΄ - з΄ - з΄.

Гимнастика для рук (су-джок).

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой

Любимый мячик!» -

Скажет утром каждый

Пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

По столу (руке) круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый

Палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч

Гоняю.

Мячик мой не отдыхает –

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу

Правой –

Я его катаю браво.

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные башмачки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы.

Логопед. Закройте глаза и пощупайте башмачок. Что спряталось в нем?

Дети. Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы].

Логопед. Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия?

Дети. Гласные звуки и буквы.

Игра «Угадай звук».

Логопед показывает артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют .

Логоритмика.

Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением:

[а] – руки плавно разводят в стороны;

[о] – руки поднимают вверх в виде овала;

[у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; ; указательный вытягивают вперед;

[и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы сжимают в кулачок, указательный вытягивают вперед;

[ы] – пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу».

Игра «Самый внимательный и быстрый».

Дети получают карточки.

Логопед. Внимательно рассмотрите буквы. Вычеркните только гласные.

АВЩБЭУКЩСЫФТПЭКОТИЭНУАМ

Дети выполняют.

Посмотрите на вычеркнутые буквы. Какая из них лишняя? Почему?

Дети. Гласная и, потому что она из второго ряда.

Игра «Рассели картинки».

По комнате разложены «домики» с гласными буквами а, о, у, ы. Дети их находят и называют. Затем вытягивают себе по четыре карточки с картинками (дом, стол, мак, жук, рак, дым, кот…).

Логопед. Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.

Дети выполняют, проверяя правильность расселения картинок.

А теперь припомните и назовите картинки, которые вы раскладывали.

Дети выполняют.

Игра «Угадай, что напишу»

Дети встают в кружок.

Логопед. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на нее.

Дети выполняют.

Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

Итог занятия

Логопед. Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?

Дети отвечают.


Цель: продолжать учить детей определять количество предложений в тексте; формировать знания дошкольников о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие; побуждать детей к самостоятельному поиску путей решения задачи гласный – согласный; проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками; закреплять умение проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги; развивать внимание; воспитывать аккуратность.

Материал: индивидуальные карточки с изображением животных и дорожек к домикам, фишки для обозначения гласных, согласных мягких и твердых, предметные картинки, карандаши.

Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками

Воспитатель: Со сказкой мы уже встречались не раз,

И снова она придет к нам сейчас.

— Любите ли вы сказки? Почему?

— Садитесь на стулья, сказка начинается.

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одном бумажном замке жили братья – звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:

— Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук…..(о).

— Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).

— Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).

Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых.- А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и…]- гласные звуки)

— Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)

Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.

— А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)

— Какой фишкой их обозначают?

Дети показывают фишку на обозначение согласного звука.

— Фея сказала, что все звуки очень важны, потому что, сливаясь, они образуют…что? (Слова)

— Поэтому я буду называть слова, а вы с помощью фишки будете определять, с какого звука они начинаются.

Слова: оса, заяц, антенна, коза, ученик, улитка, индюк, птица, собака, рука, журавль, жук, арбуз, указка, игла.

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

— Из звуков складываются слова, а из слов состоят …. (предложения).

— Звуки с недоверием слушали фею. Поэтому она предложила им создать слова, из слов составить предложения, а из предложений-текст. Но звуки были невнимательными и не смогли найти окончаний предложений. Я буду читать вам текст, а вы помечайте концовку каждого предложения хлопанием в ладоши.

У мамы сын. Его зовут Дима. Дима поймал сома. На, мама, сома.

Воспитатель: Сколько в этом тексте предложений? Как вы определяете, что предложение закончено? (Делается пауза.)

— Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем. Есть ли в этом предложении слово-помощник?

— Составьте схему первого предложения.

— Молодцы, вы помогли звуками. Все стало на свои места, и всем стало понятно, что жить надо дружно.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Ходьба на месте.)

Вправо, влево, ноги шире.

(Повороты туловища, руки на поясе.)

Встали, спинки все ровненько.

(Основная стойка, руки согнуты в локтях.)

И на месте побежали.

(Легкий бег на месте.)

Надо мышцы размять.

Будем вместе прыгать

(Прыжки на обеих ногах.)

Все присели-встали.

Вновь присели-встали.

(Приседания.)

Разомните хорошенько пальцы,

(Руки вытянуть вперед, несколько раз сжать пальцы в кулачки и разогнуть.)

Потанцуйте стильные танцы.

(Танцевальные движения.)

Время уже немножко нам поиграть

И загадки отгадать.

Воспитатель выставляет картинку с изображением лиса.

Воспитатель выставляет картинку с изображением леса.

Звуковой анализ слов лиса и лес, моделирование их на основе схемы звукового анализа и фишек.

Игра с мячом «Назови звук»

Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука и бросает мяч воспитателю.

Усложнение: воспитатель называет мягкий согласный звук, а ребенок –твердую пару названного звука.

Игра «Проведи животное»

— У вас на столах лежат карточки с изображением животных. Среди них найдите животное, название которого начинается на _________ звук, и проведите эту зверушку к любимому лакомству.

Проведите линию, не отрывая карандаша и не заходя за линию дорожки. (Раздать карточки с дорожками.)

Итог. Рефлексия

— Закончилась наша сказка.

— С каким настроением слушали сказку о звуках?

Какие звуки вы запомнили?

Задачи: закреплять знания детей о звуках, умение различать гласные твердые и мягкие согласные и гласные звуки; закреплять умение проводить звуковой анализ слов; учить составлять и читать короткие слова; ; прививать интерес к игре со словом.

Оборудование: касса букв, листы бумаги, фломастеры, «рисунок из прошлого», картинки-схемы для игр «Путешествие по городу», «Прочти слово».

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это? (Звук.)

Воспитатель (В.). Правильно, это звук. Какие звуки вы знаете? (Дети отвечают.)

На какие группы можно разделить все звуки? (Твердые, мягкие, согласные, гласные.)

Приведите примеры гласных, твердых и мягких согласных. Как вы думаете, какие звуки главнее? Попробуйте сказать слово «мама» без гласных звуков, а слово «папа» - без согласных. (Дети пытаются ответить.)

В. И что у нас получилось? Мычание да заикание, больше ничего. (Дети улыбаются.) Значит, все звуки одинаково главные.

Игра «Угадай, каких звуков больше».

А-а-а,- заплакала Аленка.

На-а-а,- сказала ей сестренка.

Алый цветик подняла

И Аленушке дала.

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

В. А при помощи чего обозначаются звуки на письме? (При помощи букв.) Какие буквы вы знаете? (Дети отвечают.) Давайте поиграем в игру «Живые буквы». Вам нужно с помощью частей своего тела изобразить букву.

Дети живо включаются в эту интересную игру.

В. Как вы думаете, где живут звуки и буквы? (Ответы детей.) А я думаю, что есть такая страна - «Страна звуков и букв». Как вы себе представляете эту страну? (Ответы детей.) Правильно, в этой стране, как и в любой другой, есть реки, озера, деревни, города и горы, но они не обычные, они состоят из звуков и букв. Давайте сядем за столы и попробуем нарисовать эту страну.

Все садятся за столы и рисуют.

В. Дети, а как вы думаете, всегда ли люди умели читать и писать? (Нет.) Было время, когда люди не умели писать, но они все-таки умели передавать сообщения. Как вы думаете, как они это делали? (Ответы детей.) Они делали это при помощи картинок. Вот, например, однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. На ней было выбито изображение: лодка с гребцами, над ней - луна, три кружочка солнца, стрелы и олени. Как вы думаете, что здесь написано? (Предположения детей.)

В. Рисунки говорят, что «они плыли на лодке один месяц и три дня, нашли место, богатое дичью». Такими картинками-знаками пользуются и сейчас. Вот представьте, мы попали с вами в другую страну, в незнакомый город, нам захотелось кушать, языка мы не знаем. Как нам быть? В этом городе много магазинов, библиотек, больниц и т. д. (Проанализировать ответы детей.)

Игра «Путешествие по городу».

В. Как можно указать дом, где находятся аптека, магазин, где продаются хлеб, овощи? Нарисуйте это при помощи символов.

Дети рисуют, обозначая хлебный магазин, молочный и т. д.

В. А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово».

Перед нами - «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первую букву и записать ее. Давайте попробуем: колобок - осы - тигр - получается слово «кот».

Дети читают слова по картинкам-схемам.

Итог занятия.

В конце занятия каждый ребенок получает подарок от доброй Феи