Проверочная работа по темам «Цветок. Соцветия. Плоды. Семена. Двойное оплодотворение цветковых растений. Остановка «Пещера страха». Остановка «Заброшенная шахта»

Тема урока: «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.»

Цель урока:

Изучить особенности строения цветка как органа размножения растения;

Познакомиться с разнообразием цветов, плодов, семян;

Изучить их биологическую роль.

Задачи:

Образовательные: формировать знания обучающихся о строении генеративных органов цветковых растений в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие: продолжить развивать у обучающихся внимательность, умения логически мыслить, выделять главное, работать в парах.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Оборудование : Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : словесный с элементами беседы, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос:

Что изучали на прошлом уроке? (побег)

Из чего состоит побег? (из стебля, листьев, почек)

Побег – это какой орган? (вегетативный)

2.Тест по теме «Строение и значение вегетативных органов»

3. Проблемный вопрос:

Итак, побег это вегетативный орган, что еще относится к вегетативным органам? (корень)

Корень и побег –это вегетативные органы.

Все ли органы цветкового растения мы изучили? (нет)

С какими органами цветковых растений мы знакомы, но не изучали? (репродуктивными)

Назовите репродуктивные органы цветкового растения. (цветок, семя, плод)

Целеполагание и мотивация

Учитель зачитывает стихотворение подводит к теме урока.

У растений орган есть,

Что нельзя и глаз отвесть!

Самый яркий и заметный,

Ароматный, разноцветный.

Если ты всего знаток,

Он называется (цветок) !

Как тот орган отцветет,

Образуется в нем (плод).

Он покрывает (семена),

Покрывает и питает,

От всего их защищает.

Семя в почву попадет

Вскоре снова прорастет,

На свет появится росток,

И расцветет опять цветок.

Итак, тема урока: «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян. »(слайд)

Постановка целей урока обучающимися.

Цель урока: изучить особенности строения цветка как органа размножения растения, познакомиться с разнообразием цветков, соцветий,плодов и семян. Изучить их биологическую роль. (слайд)

Учитель. Записываем тему урока в тетрадях.

4. Передача и усвоение новых знаний

4.1 Цветок у цветковых растений – самый яркий и заметный, он может быть крупным и мелким, пахучим и без запаха. Цветок состоит из венчика, чашечки, пестика и тычинок. (слайд)

Венчик состоит из ярких лепестков, их может быть пять, четыре, или много. (слайд)

Чашечка состоит из зеленых лепестков, которые называются чашелистики. (слайд)

Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. (слайд)

Бывает и простой околоцветник, когда нет чашечки, а присутствует только венчик.

Вопрос: Вы встречали такие цветы? (тюльпаны)

Вопрос: Ребята, как вы думаете, зачем нужен яркий венчик для цветов? (для привлечения насекомых)

Вопрос: Какую функцию выполняют насекомые? (опыляют растения)

У цветка есть главные органы: пестик и тычинки.

Пестик –женский орган, состоит из рыльца, столбика и завязи. (слайд)

Тычинка- мужской орган, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором находится пыльца (слайд)

Вопрос: Почему тычинки и пестик называют главными органами? (это органы размножения)

Количество тычинок и пестиков у разных видов растений может быть различно(слайд)

Цветы бывают однополые и обоеполые. (учебник стр.44- обсуждение)

Все части цветка располагаются на цветоложе, которая является расширенной частью цветоножки.

Вопрос: Функция цветка? (привлечение насекомых-опылителей, содействие опылению, происходит оплодотворение)

4.2 Цветы на побеге могут быть одиночные (н-р тюльпан, георгин) или собраны в соцветия. Соцветия- это группа цветков(слайд) : зонтик, кисть, корзинка, колос, головка.

Задание: составить кластер «Соцветия»

Физминутка

А сейчас мы проведём упражнение на снятие мышечного напряжения.

Сядьте на корточки. Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток (Вставайте, поднимите и разведите руки в стороны) и из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо.

(Садитесь)

Продолжаем.

4.3 После опыления и оплодотворения из завязи образуется плод (слайд)

Вопрос: Какие вы знаете плоды? (сухие и сочные) .Приведите примеры.

(обратимся к учебнику стр.46-47- обсуждение)

Вопрос: Чем сочные плоды отличаются от сухих?

Чем односемянные плоды отличаются от многосемянных?

Итак, внутри плода находятся семена. Следовательно, главная функция плода- это защита семян и их распространение.

Задание: составить кластер «Плоды»

4.4 Семена бывают(слайд) однодольные (зародыш имеет одну семядолю, н-р пшеница) и двудольные(зародыш имеет две семядоли, н-р фасоль)

Вопрос: Функция семян? (воспроизведение себе подобных.)

Итог темы на доске и в тетрадях: Цветок- Плод- Семя- Цветковое растение.

5. Закрепление

1.Выполнение заданий № 37, 52 в рабочих тетрадях.(самооценка)

2. Работа в парах

6. Рефлексия.

Работа с карточками

Оценка обучающимися своей работы на всем уроке

7. Подведение итогов урока

7.1 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Все ли вам понятно было при изучении данной темы

Что больше всего вам понравилось на уроке?

Какие задания больше всего понравилось выполнять?

7.2. Учитель выставляет оценки, с комментариями.

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь.

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

Проверочная работа по темам «Цветок. Соцветия. Плоды. Семена. Двойное оплодотворение цветковых растений».

Из предложенных вариантов выберите один верный ответ

А1 . На цветоножке у многих растений имеются маленькие листочки, которые называются:

1.Чашелистики;

2.Прицветнички;

3.Лепестки;

4.Околоцветником.

А2. Только к однодомным растениям относятся: а) тополь;б) кукуруза;в) лещина; г) берёза; д) ива.

А3. Процесс формирования микроспор из материнских клеток у семенных растений называют:

1.микрогаметогенезом;

2.микроспорогенезом;

3.мегоспорогенезом;

4.мегогаметогенезом.

А4. Тонкая внутренняя оболочка интина, состоящая из пектиновых веществ характерна для:

1.Микроспор семенных растений;

2.Зародышевого мешка цветковых растений;

3.Генеративной и сифоногенной клеток пыльцы;

4.Нуцеллуса и интегументов.

А5.Простые цветки с отсутствующим или слабо развитым околоцветником, с длинными свисающими тычинками характерны для:

1.насекомоопыляемых растений;

2.самоопыляемых растений;

3.ветроопыляемых растений;

4.растений опыляемых птицами.

А6. Установите соответствие между способом опыления и растениями, для которых оно характерно:

I.а.г,е; II.б,в,д.

I.а.ж,е; II.б,в,г.

I.б,.ж,в; II.а,в,е.

I.а.г,е; II.ж,в,г.

А7. Установите соответствие между видами соцветий и растениями, для которых они характерны:

1.I. а,б;II.в,е,ж;III.только д;

2.I.д,ж; II.в,г; III.б,е,з;

3.I.б,з; II.в,г,ж; III.д,е;

4.I.д,а; II.в,е; III.б,з;

А8. Оплодотворение у цветковых называют двойным так как…

1.в оплодотворении участвуют два спермия;

2.в оплодотворении участвуют две яйцеклетки;

3.процесс оплодотворения включает в себя опыление и слияние спермия с яйцеклеткой;

4. два спермия оплодотворяют одну яйцеклетку.

А9. В процессе двойного оплодотворения из завязи образуется:

3.Эндосперм;

4.Зародыш семени.

А10. К сухим односеменным плодам не относится:

1.зерновка;

2.семянка:

4.коробочка.

А11. Плод фрага характерен для:

2.грецкого ореха;

4.земляники.

А12. Плод сухая костянка характерен для:

3.грецкого ореха;

4.абрикоса.

А13.Зоохория встречается у: а) лопуха; б) череды; в) недотроги; г) ясеня; д) лещины.

А 14. Какое растение, занесённое из Европы в Америку европейцами, индейцы называют «следом белого человека»?

2.Подорожник;

3.Одуванчик;

А 15. Из предложенных утверждений выберите не верное: а) семенной рубчик -место прикрепления плодоножки; б) вода в семя проникает через микропиле; в) при прорастании семени первым в рост трогается зародышевый стебелёк с листьями; г) для огурца характерно надземное прорастание; д) эндосперм характерен только для однодольных растений.

1.только а,в;

А16. Мучнистый эндосперм характерен для:

1.Пшеницы;

4.Все ответы верны.

А 17. Место прикрепления семядолей к стебельку зародыша называют:

1.Семядольным рубчиком;

2.Подсемядольным коленом;

3.Семядольным узлом;

4.Корневой шейкой.

А18. Плод у кукурузы:

1.зерновка;

2.крылатка;

3.семянка;

А19.Плод померанец характерен для:

3. абрикоса и айвы;

4.хлебного дерева.

А20. Клетки семени, запасающие вещества для зародыша:

А21. Основную часть семени однодольных растений занимает:

1.семядоля;

2.зародыш;

3. эндосперм;

4. оболочка.

А22. К поликарпическим растениям относятся:

1.однолетние травы;

2. двулетние травы;

3. многолетние травы;

4.все ответы верны.

А23. Пыльца цветковых растений - это:

1.мужской заросток (гаметофит);

2.женский заросток (гаметофит);

3.половая клетка;

4.редуцированный спорофит.

В1. Способ опыления растений с цветками, раскрывающимися днём, с длинным венчиком, с яркой окраской, но без запаха называется…………?

В2. Какая структура цветковых растений имеет клетки с триплоидными ядрами?

В3. Сколько спермиев сливается с яйцеклеткой у цветкового растения, для которого характерны многосемянные плоды? (ответ запишите словом.)

В4. Какая структура в семени злаковых растений представляет собой видоизмененную семядолю?

В5. Составьте последовательность расположения структур цветкового растения, начиная с наружной:

В6. Назовите ткань, которая образуется внутри семязачатка голосеменных растений до оплодотворения, а у покрытосеменных - после оплодотворения.

В7. Расположите последовательно этапы образования семени у покрытосеменных:

Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Ответы к работе:

А10. 4;

А11. 4;

А12. 3 ;

А14. 2;

А15. 1;

А16. 4;

А19. 1;

А 21. 3;

А23. 1;

В1. Орнитофилия

В2. Эндосперм

В3.Один

В4. Щиток

В5.1,5,3,4,2

В6. Эндосперм

Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т.В.

Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии, плоде и семенам; совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральнымчы объектами, микроскопами; способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.

Тип урока: изучение и первичное закрепление материала
МЕТОДЫ:
Словесный – рассказ с элементами беседы.
Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала (фиксированные цветки), иллюстраций учебника.
Практический – лабораторная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, модели, иллюстрации, фиксированный материал, препаровальные иглы, лупы.
ХОД УРОКА:
УЧИТЕЛЬ: -
В: - Что вы изучали на предыдущем уроке?
В: - Что же такое побег?
О: - Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

УЧИТЕЛЬ: - У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация слайда).

Деление органов на репродуктивные и генеративные
О: - Цветок.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы...

Мы прослушали стихотворение о цветах, о цветах можно говорить бесконечно. Их красота вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.

Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии.

Цветы могут быть даже символами могущества и королевской власти. “Геральдическая лилия”, прообразом которой была вовсе не лилия, а ирис-касатик, украшала гербы и национальные флаги многих стран Европы. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с X века, с XII века изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было также на королевской печати и монетах.

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению?

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий пробег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями

В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок . Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков , в которых образуется пыльца , и тычиночной нити , по которой подводятся питательные вещества и вода. (Слайд 5) . Женский половой орган – гинецей (пестик ). Он состоит из рыльца , на которое должна попадать пыльца, выполняющего опорные функции столбика и завязи , содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники , которые выделяют сахаристый нектар.

Закрепление материала. Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое пестик? Что такое тычинка?

Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь

Завязь – часть пестика, из которого образуется плод. Приложение 1

Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.

1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным

2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым Приложение 1

3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.

4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми

5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные

6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.

7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.

8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными

9) Формула цветка:

Л – лепестки,

Ч – чашечка,

Т – тычинка

П – пестик(и),

^ - неправильный цветок,

*- правильный цветок,

♀ - пестичные (женские цветки),

♂ - тычиночные (мужские цветки),

♂♀ - обоеполые цветки,

() – сросшиеся части цветка,

Цифры – количество частей цветка

∞ - число частей цветка больше 12.

Лабораторная работа “Строение цветка” . Выполняется по инструктивной карточке

СОЦВЕТИЯ

Физминутка

Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.

Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно(руки на пояс)

Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.

Образование и классификация плодов. Работа с текстом учебника

Семя. Строение семени

УЧИТЕЛЬ: -Что же вы узнали сегодня на уроке?
- Давайте повторим.

Учитель диктует:

1. цветоножка;

2. пыльник;

3. тычиночная нить;

4. рыльце;

5. столбик;

6. завязь;

7. цветоложе;

8. чашелистик;

9. лепесток.

Отгадай загадки?

О каких плодах ведется речь?
Было зеленое платье атласное
нет, не понравилось –
Выбрала красное.
Но надоело так же и это
Выбрала платье синего цвета.

(слива, плод костянка)

На ветки – конфетки
С начинкой медовой
А кожа на ветке
Породы ежовой.

(крыжовник, плод ягода)

Целый табун лошадей
На одной привязи.

(виноград, плод ягода)

Формой яблоко иль груша
Этот плод приятно кушать
Ароматный, твердый с юга
Угощу таким я друга.

(айва, плод яблоко)

Вкусны – оближешь пальчики
Оранжевые мячики
Но только в них я не играю
А неизменно их съедаю.

(апельсины, плод померанец)

В желтеньком улье
Пчелки уснули.
Сбились в клубок
А в семках медок.

(дыня, плод тыквина)

На жарком солнышке подсох
и рвется из стручков...

(горох, плод боб)

Золотое решето –
Черных домиков панно.
Сколько черных домиков,
Столько беленьких жильцов.

(подсолнух, плод семянка)

А теперь, ребята, давайте сравним семя фасоли с семенем зерновки пшеницы. Итак, что же у них общего? (Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Рефлексия

На дом Изучить раздел 6 до конца; подготовить тестовое задание на следующий урок; подготовить сообщение об использовании человеком семян различных растений

Тема: Обобщающий урок «Цветок - соцветия. Семя - плод»

Цель: выяснить уровень знаний и умений по изученному материалу.

Задачи: проверить знание основных терминов и понятий; проверить практические умения: определять виды плодов, распознавать части семени, применять свои знания на практике; проверить знания по строению цветка; развивать стойкий интерес к предмету; формировать коммуникативную компетентность: умение работать в группе; умение обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения; развивать исследовательские навыки.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор

Ход урока

Сегодня у нас урок обобщения знаний по пройденным темам, но у нас он будет необычным: мы вместе отправляемся на поиски сокровищ капитана Флинта. Сокровища – это ваши оценки, найти которые вам помогут ваши знания. Для этого мы разделяемся на два экипажа, получаем карту и отправляемся в путь навстречу приключениям

Учащиеся делятся на группы, выбирают командира.

1 остановка – «Переправа».

Чтобы удачно переправиться через речку вам необходимо решить кроссворды

С двумя долями.

Слово из 10 букв

С одной долей


Слово из 11 букв

Она есть у подсолнечника.

Слово из 7 букв

С двумя створками.

Слово из 3 букв

2 Остановка «Заросли лиан».

Мы попали с вами в тропический лес. Для того чтобы пробраться сквозь заросли, вам необходимо ответить на 15 вопросов за 1 мин. Если ответа нет, нужно сказать “дальше”.

Учитель задаёт командам вопросы. Максимальное количество баллов за задание -15.

Семя”
1.Запасающая ткань семени (
эндосперм ).

2. Оболочка, покрывающая снаружи семя боба (семенная кожура ).

3. Что произойдёт с семенем, если его на ночь замочить? (набухнет, увеличится в размерах).

4. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли? (в семядолях ).

5. Сколько семядолей имеет зародыш семени двудольного растения? (две ).

6. Где запасаются питательные вещества в семенах? (в семядолях и эндосперме ).

7. Способность семян к прорастанию (всхожесть).

8. Помещение, где хранится зерно (зернохранилище/ элеватор ).

9. Условия, необходимые для прорастания семян (вода, воздух, определённая температура).

10. При дыхании семена поглощают углекислый газ (нет/ кислород ).

11. Перечислите органические вещества семени (жир, белок-клейковина, крахмал ). 12. С помощью какого реактива можно обнаружить крахмал? (йода ).

13. В присутствии какого вещества йод синеет? (крахмала ).

14. Зависимость глубины заделки семян от их размера (чем крупнее семена, тем глубже их сеют).

15. Назовите части семени перца (семенная кожура, зародыш и эндосперм).

Цветок”
1.Цветок – вегетативный орган растения (
нет/ репродуктивный ).

2. Главные части цветка (пестик и тычинки ).

3. Место, где образуется и созревает пыльца (пыльник ).

4. Все части цветка располагаются на …(цветоложе ).

5. Созревают внутри плода …(семена ).

6. Из чего образуются семена? (из семязачатков ).

7. Местонахождение семязачатков (в завязи пестика ).

8. Цветок, содержащий только тычинки или только пестики (однополый ).

9. Цветок, имеющий только тычинки (мужской цветок/тычиночный/однополый ).

10. Растение, у которого тычиночные и пестичные цветки находятся на одном растении (однодомное ).

11. Плод развивается из …(завязи пестика ).

12. Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых … (цветоножкой).

13. Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика (двойной ).

14. Группа цветков, расположенных близко к друг другу в определённом порядке (соцветие ).

15. Соцветие черёмухи (кисть ).

Дополнительные вопросы:

Плод”
1.Плод – вегетативный орган растения (
нет/репродуктивный ).

2. Плоды бывают у всех растений (нет/ только у цветковых ).

3. Плод персика, сливы (костянка ).

4. Плод дуба ( жёлудь ).

5. Коробочка – сухой односемянной плод (нет /многосемянной ).

6. Плод мака ( коробочка).

7. Зерновка – сухой многосемянной плод (нет/односемянной ).

8. Плод арбуза ( ягода ).

9. Плод злаков ( зерновка ).

10. От чего зависит количество семян? (от количества семязачатков ).

11. Способы распространения плодов и семян (ветром, водой, животными, человеком и само разбрасыванием).

12. Способ распространения семян у недотроги и “бешеного огурца” (само разбрасывание ).

13. Способ распространения плодов осоки, имеющих мешочки с воздухом (водой ). 14. Приспособления, имеющиеся у плодов и семян, распространяемых животными и человеком (выросты, прицепки, крючки) .

15. Плод подсолнечника (семянка ).

16. Плод стручок у капусты или гороха? (у капусты ).

3 Остановка «Паучий каньон».

Чтобы пробраться через каньон, необходимо построить паутинную сеть, и по ней выбраться наружу.

Сопоставь растение и его плод. Максимальное количество баллов за задание -6.

    Вишня

Костянка

    Томат

Ягода

    Мак

Коробочка

    Горох

Боб

    Капуста

Стручок

    Пшеница

Зерновка

    Подсолнечник

Семянка

    Дуб

Желудь

    Черемуха

Костянка

    Тюльпан

Коробочка

    Яблоня

Яблоко

    Айва

Яблоко

4 Остановка «Стрельба по попугаям».

Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопросы.

Ниже перечислены термины. Слева термину соответствует цифра, а справа – буква.

1. Однодольные

2. Тычиночная нить, пыльник

3. Простым

4. Пестик

5. Соцветия

6. Околоплодник

7. Околоцветник

8. Эндосперм

9. Однодомным

10. Семядоли

11. Цветок

12. Семязачатка

    Первые листья зародыша растения. (к)

    Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. (е)

    Из чего развивается семя? (м)

    Растения, имеющие в зародыше одну семядолю. (а)

    Если в цветке только один пестик, то плод, резвившейся из него называют…(в)

    Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани. Какой? (з)

    Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. (л)

    Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. (д)

    Совокупность чашелистиков и лепестков. (ж)

    Если на растении находятся и мужские и женские цветки, то растение называют… (и)

    Женский орган цветка. (г)

    Назовите составляющие тычинки. (б)

5 Остановка «Заброшенная шахта»

У входа в шахту вы видите надпись «Береги голову». Значит, нам немного надо переключиться. Проверим вашу реакцию: если я называю плод, то вы хлопаете.

Яблоко, груша , картофель, капуста, малина, пшеница , мак, слива .

6 Остановка «Кокосовая роща»

Кокосовая пальма интересна своим способом распространением плодов. Каким? Водой. Вам необходимо рассмотреть плоды, указать способ их распространения, черты приспособленности к распространению, назвать растение.

Одуванчик, клен, рябина, череда

7 Остановка «Пещера страха»

Мы все ближе к нашей цели. Пещера, которая находится перед нами, позволит нам преодолеть свои страхи неуверенности в своих знаниях.

1. Вам надо отгадать кроссворд.



По горизонтали : 1. Название цветковых растений. 2. Название плода у гороха. 3. Многосемянной плод с сочными слоями околоплодника. 4. Растение, у которого твердый одревесневший околоплодник с одним семенем внутри. 5. Раскрывающийся плод с множеством семян.

По вертикали : 1. Генеративный орган цветковых растений. 2. Часть цветка. 3. Название плода у мака. 4. Название плода арбуза и дыни. 5. Нераскрывающийся сухой плод, у которого околоплодник прочно срастается с семенем.

Ответы.

По горизонтали: 1. покрытосеменные. 2. боб. 3. ягода. 4. орех. 5. коробочка.

По вертикали: 1. плод. 2. цветоложе. 3. коробочка. 4. тыквина. 5. зерновка

2. Викторина «Правда ли, что »:

а) В тропических островах растет хлебное дерево? Правда , в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб).

б) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды? Правда . Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны.

в) Правда ли, что есть на Земле конфетное дерево? Правда . Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.

8 Остановка «Кодовый замок»

Мы у цели. Однако, нам надо открыть замок.

1. Надо угадать слова (названия растений и частей цветка) по отдельным слогам.

Задание для первой команды

1.Ты_ _ _ка.

3. Ва _ _ лек.

5. Цве _ _ ло _ _ .

7. Оду _ _ _ чик.

9. Ми _ _ за.

Ответы: тычинка, василек, цветоложе, одуванчик, мимоза.

Задание для второй команды

2. Цве _ _ нож _ _ .

4. Ро _ _ _ ка.

6. Ге _ _ гин.

8. Ле _ _с_ _к.

10. Ши _ _ _ ник.

Ответы: цветоножка, ромашка, георгин, лепесток, шиповник.

2. Решите «Шарады»

За каждый правильный ответ присуждается один балл.

1. Если мне на место «А»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите.

Ответ .(Лебеда - лебедь.)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь, поставь меня в вазу...

Но с буквою «к» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу.

Ответ (Роза - коза.)

Охотно ты по мне пройдешь

И свежим воздухом подышишь.

Когда с конца меня прочтешь,

То что-то шумное услышишь.

Ответ (Луг -гул.)

Шараду запишите так:

Две ноты, буква, мягкий знак,

Все - куст, его вы без труда

Найдете в парках и садах.

Отве т (Си-ре-нь.)

Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной...

Если «к» сочтете лишним,

Смысл получите иной.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня,

Могут выйти из меня.

Ответ (Клен - лен.)

Чтоб отгадать - имей терпенье,

С «л» - часть лица, а с «б» - растение.

Ответ (Лоб - боб.)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Использованные материалы :

1.Шарипова Н.И., учитель биологии Татарско-Бурнашевской средней общеобразовательной школы. Обобщающий урок-игра в 6 классе