Система взаимодействия. Семинар — практикум «Интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми Планы и обратная связь

Светлана Серебренникова (Фортова)
Семинар - практикум «Интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми»

Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Цель семинара - это обобщение и распространение опыта работы по использованию интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный , асt – действовать) . Интерактивный - означает , находящийся в режиме взаимодействия , беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие . (слайд)

Термин «интерактивное взаимодействие » в настоящее время все чаще используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов . При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Результативность применения интерактивных форм и методов во многом определяется способностью педагога создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества, раскрыть потенциал каждого участника группы. Характеризуются личностные качества, профессиональные умения и навыки педагога (наставника, мастера, тьютора, организующего интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий .

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. (слайд)

Интерактивные методы направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений :

Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов . Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность ) . В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы :

словесные, наглядные, практические .

Включение интерактивных методов активизирует познавательную активность детей, усиливает их интерес и мотивацию , развивает способность к самостоятельному получению знаний; обеспечивает обратную связь между воспитанниками и педагогами. Новую, современную классификацию методов предлагают Скаткин и Лернер К ним относятся : эвристический, репродуктивный, информационно-рецептивный , метод проблемного изложения материала, исследовательский.

Предлагаю рассмотреть основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционных : (слайд)

принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающимися и обучающей системой;

изменение роли воспитателя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

субъектно-субъектные отношения между воспитателем и ребенком как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

К интерактивным методам можно отнести :

- метод проектов ;

Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах воспитанников;

Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы , направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;

Ролевые игры – метод , используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков» , каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации . Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.

Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций воспитанники имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;

Получение знаний с использованием компьютерных технологий;

Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию , выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий .

В первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Предлагаю Вам обратить внимание на памятки, которые находятся у вас на столах, где предложены активные методы обучения с использованием ИКТ.

Интерактивные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей обобщение ранее пройденного материала, эффектное предъявление большого по объему материала; развитие способностей к самообучению повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра) ; отработка изучаемого материала (тренинги) ; применение знаний, умений и навыков (баскет – метод ) ; использование опыта детей при предъявлении нового материала; обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра) ; эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов ) ; развитие навыков работы в группе (метод проектов ) ; выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод ) ; развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций , баскет-метод ; развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия) .

Интерактивные методы обучения – это методы , включающие детей в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют : стимулировать мыслительную деятельность ребёнка; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у детей творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе .

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

На стенах в кабинетах географии раньше висели карты с изображениями частей нашей планеты в разных масштабах. Теперь этого недостаточно. Карты сегодня нужны интерактивные. И не только карты...

Интерактивный - это какой?

Перевод слова с английского языка звучит как "взаимодействие". То есть интерактивность - это свойство системы, точнее ее способность к взаимодействию. Если какой-либо объект способен отвечать на действия другого объекта в режиме реального времени, здесь и сейчас, он интерактивен.

Где используется интерактивность

В самых различных сферах жизнедеятельности человека применяются такие технологии, их становится все больше с развитием общества. Сейчас интерактивность наиболее востребована в информатике, программировании, телекоммуникациях, социологии, образовании, дизайне. Рассмотрим несколько примеров взаимодействия.

Информационные системы

Любая система, способная ответить на действия извне определенным решением через максимально короткое время, будет более предпочтительной в глазах пользователя. Так, наличие возможности отправить смс или совершить звонок в прямой эфир на телевидение - это еще не интерактивность. Но если ваше и любое поступающее сообщение тут же будет обработано, и выдан результат, например, смена значений в опросе на экране телевизора, то эта система работает онлайн.

Программирование

В программировании интерактивность наиболее ярко проявляется в создании анимации. Здесь движение может начинаться по клику пользователя. Такой эффект часто используется в презентациях и образовательных методиках. Более сложный уровень интерактивности - когда в процессе движения пользователь может менять параметры и характеристики анимированного объекта.

Общение

Интерактивное общение - это возможность осуществить диалог в режиме реального времени, находясь на значительном расстоянии друг от друга. Сейчас множество программ и приложений помогают людям быстро и конструктивно общаться (Skype, ICQ и многие другие). Это большой прорыв в социальном развитии человечества. Ведь такой способ общения позволяет не только проводить в режиме онлайн бизнес-переговоры между представителями разных континентов, он дает возможность социальной адаптации разных слоев населения (подростков, инвалидов и др.).

Интерактивное ТВ - что это?

Привыкнув получать большинство услуг и функций онлайн, потребители катастрофически стали терять интерес к ТВ, даже в цифровом формате. Люди не хотят быть пассивными пользователями, подстраиваться под расписание трансляций, смотреть рекламу и прочее. Теперь для продвинутых потребителей есть интерактивное телевидение. Это платная услуга, которая дает абоненту ряд преимуществ:

  • выбирать любой фильм или передачу для просмотра;
  • смотреть трансляции всех ТВ-каналов в удобное для себя время;
  • развлекаться посредством индивидуальных и сетевых игр;
  • разговаривать с другим телефонным абонентом посредством телеэкрана;
  • получать желаемые новости по предварительной подписке;
  • иметь возможность выйти в интернет прямо "с телевизора".

Сегодня популярно интерактивное телевидение "Ростелеком". Что этот универсальный оператор может предложить потребителю? Необходима специальная подключив и настроив которую, вы получите доступ ко всем возможностям интерактивного ТВ. "Ростелеком" предоставляет данную услугу на всей территории России. Например, онлайн-телевидение от "Билайн" не хуже, но будет ли от него толк в далекой деревушке?

Итак, основные преимущества пакета ТВ-услуг "Интерактивный" - это:

  1. Тематическое разделение каналов: детские, спортивные, новостные и т. д., количество ограничено тарифом абонента.
  2. Возможность разбить каналы по возрастным группам, защитить детей от нежелательной информации.
  3. Возможность выбора (из обширного списка) любого фильма для просмотра (услуга оплачивается отдельно).
  4. Собственно интерактивный просмотр, т. е. абонент может приостановить, перемотать, записать любую трансляцию здесь и сейчас.
  5. Доступ к социальным сетям.
  6. Дополнительные услуги, такие как онлайн-карты, прогноз погоды, курсы валют и прочее.

Насколько это удобно и актуально, безусловно, каждый решает для себя сам.

Обучение

Процесс обучения - это не только поэтапное усвоение новых знаний (фактов, теорий, правил и т. п.), но и воспитание различных качеств личности, способностей, норм поведения. В образовании существует множество моделей и методик обучения, которые направлены на достижение всех вышеперечисленных целей. - направленная на создание таких условий, при которых все учащиеся активно взаимодействуют друг с другом. Ее использование требует высокого профессионализма от преподавателя, потому что это инновационная методика проведения занятий. Взаимодействие всех участников процесса происходит в режиме диалога, обсуждения, совместного анализа, усвоение знаний - в процессе ролевой игры, прохождения, преодоления смоделированной жизненной ситуации.

Главная цель при использовании такого метода обучения, как интерактивный, - это развитие в ребенке целостной, гармоничной личности. Только при таком варианте взаимодействия педагог выполняет свою прямую работу - ведет учащегося к знаниям. То есть сопровождает, помогает, направляет ребенка к самостоятельному восприятию, анализу, усвоению новой информации.

Основные цели интерактивного обучения:

  • пробудить индивидуальные умственные возможности, способности учащегося;
  • активизировать внутреннее обсуждение у ребенка;
  • помочь принять и понять информацию, пришедшую в процессе обмена;
  • вывести учащегося на активную позицию;
  • приблизить процесс взаимодействия (обмена информацией) к индивидуальному;
  • настроить между учениками.

Необходимо также помнить об интерактивных технологиях в обучении, которые стали возможны с развитием телекоммуникаций и интернета. Во-первых, это использование компьютерных программ для активизации процесса обучения: от создания презентаций для улучшения наглядных качеств излагаемого материала до моделирования ситуаций в виртуальной реальности для полного погружения в тему занятия. Во-вторых, возможность частичного или полного дистанционного обучения: от передачи конспектов и дидактического материала в электронном виде до занятий с виртуальным (или реальным) преподавателем и онлайн-проверки знаний.

Виртуальная реальность чаще всего используется в профессиональном образовании. Помогает освоить различные навыки на довольно высоком уровне (обучение вождению и т. п.). Также существует множество специализированных программ и ресурсов, помогающих в профессиональной деятельности. Это программы для архитекторов, физиков, химиков, дизайнеров, программистов и так далее. Самым перспективным в настоящее время является направление развития интерактивных технологий обучения с применением игровых методик, элементов, процессов. распространены среди людей разного возраста и социального статуса.

"Интерактивный" - это понятие в большинстве своем относящееся к виртуальной реальности. Главное - не забывать, что по-настоящему интерактивен мир реальный...

Интерактивность, интерактивный - слова, которые сегодня очень популярны в описании различного рода услуг, будь то услуги банка, магазина, цифрового телевидения, информационного портала или образовательной организации. И это неслучайно. Интерактивность востребована на современном рынке услуг, а это значит, что интерактивные услуги привлекут больше людей, повысят их активность в пользовании услугой. Что такое интерактивность, и чем она привлекательна для потребителя?

Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») - понятие, раскрывающее особенности взаимодействия при коммуникациях - используется в характеристике свойств информационных и телекоммуникационных систем, в программировании, а также социальных науках - таких, как социология, психология, педагогика. Интерактивность может характеризовать любую систему, ориентированную на взаимодействие с кем-то или чем-то. Например, интерактивный дизайн продукта - это такой дизайн, который обеспечивает разнообразное взаимодействие пользователя с приобретённым продуктом.

Интерактивность как возможность пользователя участвовать в управлении процессом

Интерактивность в широком смысле часто понимается как возможность потребителя самому управлять процессом потребления. Интерактивные информационные технологии позволяют нам управлять информационным потоком. Пользуясь интерактивным телевидением, мы можем просматривать фильмы и телепередачи в удобное для нас время, при желании останавливать кадр, прокручивать назад, размещать на экране сразу несколько каналов, формировать свой список любимых каналов, просматривать ТВ-программу, следить за новинками кинопроката и т.д. В интерактивном магазине - супермаркете - мы сами берём товары с полок, можем передумать и положить их обратно и повторить эту процедуру сколько угодно раз, а потом сразу рассчитаться за все выбранные нами товары. В каждом из приведённых примеров с помощью интерактивных технологий производители товаров и услуг решают задачу увеличения прибыли.

Интерактивное обучение позволяет обучающемуся самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта, приобретения компетенций, а задача, которую решает посредством этого педагог - увеличить эффективность обучения.

Привлекательность интерактивного обучения давно используется в сфере коммерческих образовательных услуг. Например, сайт, предлагающий курсы английского языка в Москве , использует слоган, который характеризует важнейшую особенность интерактивного образования: «Вы определяете цели! Мы гарантируем их достижение!»

Клиент-обучающийся сам выбирает, что ему надо! Это характерно для андрагогической модели организации учебного процесса, ведь в данном случае речь идет о платном обучении, причём обучающиеся - как правило, взрослые люди, осознающие свои цели и хорошо мотивированные на результат.

Если говорить об обычном учебном процессе, который организуется, например, в школе, то под интерактивностью понимается, прежде всего, диалоговый режим взаимодействия педагога с учащимися и возможность ученика самостоятельно выбрать формат участия в этом диалоге . Таким образом, для интерактивного обучения необязательно использование каких-либо специальных интерактивных технических средств вроде компьютера или интерактивной доски. Главное - организовать постоянное двустороннее общение, наладить эффективные коммуникации во взаимодействии учителя с учениками (причём не только с о всем классом или группой учащихся, но и с каждым отдельным учеником), а также учащихся друг с другом.

Интерактивность как показатель интеллектуальности системы

Из-за разнообразия сфер использования в настоящее время не существует единого универсального определения интерактивности, в каждой науке и каждой сфере человеческой деятельности она трактуется по-разному.

В информационно-коммуникационных системах интерактивность понимается как способность системы адекватно реагировать на действия пользователя, проявлять активность, включать его в процесс взаимодействия. В системах программирования интерактивность характеризуется возможностью внесения изменений в готовую работающую программу.

Пожалуй, один из ярких примеров, наглядно иллюстрирующих свойство интерактивности в информационно-коммуникационных технологиях - интерактивная анимация . Просматривая обычный «мультик», его можно лишь включать и выключать, останавливать кадр, изменять скорость, регулировать звук. В интерактивной анимации мы можем, например, увеличивать отдельные элементы анимированной картинки, получать их текстовые описания по наведению или клику мыши на определённую область анимации, можем запустить вращение объекта его для обзора со всех сторон или можем поворачивать мышью, выбирая тот или иной ракурс. Иначе говоря, в интерактивной анимации картинка не просто изменяется, её приводят в движение действия пользователя.

В любом из перечисленных случаев интерактивность свидетельствует об интеллекте системы, о том, что она способна подстраиваться под потребности пользователя .

Комарова И.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются существенные характеристики интерактивного образовательного взаимодействия подростков в процессе обучения. Анализируется содержание понятий «взаимодействие», «интерактивность», «интеракция», «интерактивные технологии как совокупность интерактивных форм, методов и средств обучения» с целью обобщения существующих знаний по данной проблематике.

Ключевые слова: инновация, взаимодействие, интерактивность, интеракция, интерактивное обучение, интерактивное образовательное взаимодействие.

Сегодня система образования в России претерпевает существенные изменения, связанные с переходом от традиционных форм обучения к инновационным. Инновационный подход предполагает внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями развития жизни в обществе, потребностями личности, социума и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, качеств, отношений и опыта поведения.

Понятие «инновации» стало прочно входить в арсенал науки в 40-е годы, поэтому не случайно считается, что «инновация» одна из важнейших форм проявления современной научно-технической революции. Основоположниками теории инноваций являются немецкие ученые В. Зомбарт,

В. Метчерлих и австриец И. Шумпетер, которые применяли эти положения в связи с социальноэкономическими и технологическими процессами. Затем эти понятия стали использоваться и в педагогических работах, обозначая все то новое, что входит в систему образования .

Педагогическая инновация представляет собой нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности . Современная педагогика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании .

Педагогические модели гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемые как направленность на человека, или личностно-центрированный подход, активно разрабатываются в современной науке (Е.В. Бондаревс-

кая, С.В. Кульневич, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, О.Л. Подлиняев, К. Роджерс, В.В. Сериков, А.В. Хуторской), формируется тенденция интеграции гуманитарной и технической подготовки на основе новых информационных технологий, компьютерных телекоммуникаций и глобальной компьютерной сети Интернет (Ю.С. Брановский, В.Г. Буданов, Я.А. Ваграмен-ко, М.П. Лапчик, Л.В. Мантатова, И.В. Роберт).

В настоящее время важными результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Основным результатом образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых выделяют коммуникационную .

Гуманистическая парадигма современного образования в России, определяющая развитие всех уровней образовательных систем и ставящая во главу развитие человека, особое внимание уделяет становлению человека как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми . Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие .

Взаимодействие, являясь одной из базисных философских, онтологических категорий (Г. Гегель, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Ф. Энгельс), носит универсальный и объективный характер, так как связи внутри и между явлениями существуют независимо от человеческого сознания, и практически нет таких явлений, которые нельзя было бы объяснить через взаимодействие.

Взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя друг на друга и дополняя друг друга, вместе эти задачи успешно решают. Естественно, происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. При этом взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) и внешним (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами).

В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) между педагогами и учащимися, самими педагогами, самими учащимися, педагогами и родителями и т. д., следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях .

По мнению А.В. Мудрика, отрочество является оптимальным периодом подготовки к взаимодействию, когда подросток наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими. Именно в подростковом возрасте учащиеся стремятся проявить себя в общественной, творческой, познавательной, трудовой, межличностной активности. Широкий спектр взаимодействия объясняется О.А. Ещеркиной «новообразованиями этого возраста - становлением самосознания, Я-концепции, выражающемся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие».

В системе взаимодействия со сверстниками подросток получает возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетворить свое стремление к самосовершенствованию. Как подчеркивает М.В. Оленникова, общаясь с ровесниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Проведенные психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элько-ниным и др. исследования убеждают, что главное для подростков - не просто приобретение качеств, а раскрытие этих качеств через активность, задающую его новую социальную пози-

цию, признаваемую обществом. Важным аспектом, характеризующим активное взаимодействие, является его многопрофильность.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и меж-групповых) формах познания . Интерактивный подход рассматривает взаимодействие как центральное звено образовательного процесса, а обучение как управление взаимодействием, что расширяет возможности обучения не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах .

Интерактивный (от англ. «interactive») означает основывающийся на взаимодействии. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» - взаимный, между и «actio» - действие. Таким образом, интерактивность - одна из характеристик диалоговых форм процесса познания .

С точки зрения степени интерактивности взаимодействия М.А. Ларионова рассматривает следующие уровни:

Неинтерактивное взаимодействие, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

Реактивное взаимодействие, когда сообщение связано только с одним предыдущим сообщением;

Диалоговое (интерактивное) взаимодействие, когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними .

Интерактивная деятельность, по мнению Д.А. Махотина, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим . Поэтому в ходе диалогового обучения подростки учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом.

Проблемы применения интерактивности в процессе развития и формирования личности

рассматриваются учеными с различных позиций достаточно давно (Х. Абельс, Г. Блумер). Однако долгое время на них не акцентировалось внимание, и интерактивность не выделялась как важная самостоятельная единица в педагогическом процессе и жизни общества. Ее рассматривали как одну из сторон общения и взаимодействия (Г.М. Андреева, Е.В. Коротаева). В современных условиях к понятию интерактивность стали обращаться многие ученые, такие как Н.А. Виноградова, Л.К. Гейхман, Н.П. Клушина, Т.И. Матвиенко, Т.С. Панина, Л.А. Пескова.

Одновременно термины интеракция, интерактивное обучение, интерактивные формы, методы, средства и технологии появляются в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т.Ю. Аветова, Б.Ц. Бадмаев, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин, Е.Л. Руднева) .

Понятие «интеракция» (от англ. «interac-tion» - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания.

В психологии интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)», а социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос, что обусловлено процессами демократизации современного общества, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых подросткового возраста, задачами, стоящими перед современным образованием. В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое

качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» .

«Интерактивное обучение» является переводом англоязычного термина «interactive learning», который обозначает одновременно научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии . Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.

По мнению ведущих ученых, интерактивное обучение рассматривается как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется содержание понятия «интерактивного обучения» - «обучения, построенного на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучения, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучения, понимаемого как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» .

При интерактивном обучении осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Оно основано на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому

осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообога-щения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большой продуктивности обучения .

Использование интерактивного обучения, считает Д.А. Махотин, должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, практиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы по аналогичным проблемам. Автор выделяет следующие характерные черты интерактивного обучения:

Во-первых, это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимо-обучения и коллективной мыследеятельности.

Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий.

В-третьих, это обучение «реальности», т. е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. В том случае, если это обучение не является таковым, то его нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.

По мнению Н.А. Виноградовой, обязательными условиями организации интерактивного обучения являются:

Доверительные, позитивные отношения между учителем и учащимися;

Демократический стиль общения;

Сотрудничество в процессе обучения между учителем и учащимися, учащимися между собой;

Опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их мобильность;

Включение внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно-познавательной позиции учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного образовательного процесса .

Однако, несмотря на существование значительного количества работ, посвященных вопросам интерактивного обучения, определение существенных характеристик интерактивного образовательного взаимодействия подростков остается незавершенным. Обобщающий анализ педагогической теории и практики позволил выделить характерные черты интерактивного образовательного взаимодействия подростков: инициативность, мобильность во взаимодействии; социальная позиция, признаваемая обществом; многонаправленность.

В настоящее время наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с современными информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн и т. д. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени».

Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п. Таким образом, осуществление интерактивного обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для педагогической науки является новшеством, инновацией.

Интерактивное взаимодействие субъектов образования в аспекте познания его природы и сущности, функциональных и организационных особенностей исследовали философы, психологи, педагоги (В.В. Архипова, Ю.К. Бабанский,

С.Л. Братченко, Е.Г. Волкова, О.А. Голубкова, И.В. Гравова, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Д. Ли, Т.Л. Чепель, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин, Т.Д. Яковенко). Поэтому интерактивные методы - современные, но уже широко известные и активно исследуемые методы обучения .

Научное сообщество отмечает личностносо-зидающую роль интерактивных методов обучения и считает их фактором личностного развития обучаемых, который активизирует мышление, стимулирует личностный рост эмоциональных состояний, момент интеракции активизирует самоанализ, рефлексию, мобилизует волю .

К методам интерактивного обучения в научной литературе относятся: эвристическая беседа, метод дискуссии, «мозговой штурм», метод «круглого стола», метод «деловой игры», тренинг, «большой круг», «кейс-метод».

Интерактивные методы обучения позволяют внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. К ним следует отнести:

Метод «Модерации», который позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;

Метод «Кейсов» (Case study) - метод анализа ситуаций (учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);

Презентация.

В настоящее время выделяют достаточно много интерактивных форм работы, однако наиболее распространенными являются:

Общая дискуссия;

Практикумы;

Различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;

Лабораторно-исследовательские работы / защита проекта - форма работы, при которой обучающийся проводит самостоятельное исследование различных тем в течение длительного

периода времени, в конце которого предоставляет и защищает свою работу;

Проблемно-поисковое обучение;

Презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера);

Работа в малых группах и парах сменного (динамического) / постоянного (замкнутого) состава - форма диалогового взаимодействия;

Дистанционное обучение .

Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами интерактивного взаимодействия выступают учителя и учащиеся, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т. д.

Интерактивные доски, компьютеры, проекторы, панели, дисплеи, планшеты, системы голосования и тестирования, проекционные комплекты и приставки, учебный кабинет и урок - все это становится интерактивными средствами обучения.

Появление новых средств интерактивного взаимодействия, основанных на информационных технологиях, оказывает влияние на педагогический процесс, включающий в себя три составных компонента: содержание образования, форму организации обучения и виды педагогического взаимодействия. Эти средства обладают мощным педагогическим потенциалом и охватывают все три компонента педагогического процесса, обогащая их, активизируя инновационные формы обучения и создавая активную образовательную среду .

К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов), протекающего в поисковых созидательных ситуациях, можно отнести коллективную мыслитель-ность (КМД) - форму взаимодействия педагога - учебной группы, модерацию, коллективный способ обучения В.К. Дьяченко и др. .

Наиболее полно основные идеи и принципы интеракитвного обучения реализуются в инновационной для российского образования форме обучения - модерации. Модерация реализуется на трех уровнях: 1) предметном (содержа-

тельный уровень); 2) уровне переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровне взаимодействия (коммуникации и сотрудничества в группе).

Многие ученые отмечают, что модерация -это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности обучающихся, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в своей деятельности, поиска путей их разрешения, неформального соомысления опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.

Таким образом, методы модерации предполагают ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированы на перенос полученных знаний в практическую деятельность, что является первостепенным для формирования практических умений и навыков будущих выпускников. Высокая степень продуктивности обучения с использованием данного метода достигается за счет благоприятной психологической атмосферы и за счет визуализации, т. е. долгосрочного использования зрительной наглядности .

Под интерактивным взаимодействием в узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением) понимают диалог пользователя с программой, т. е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При интерактивном

взаимодействии в процессе обучения учитель общается не напрямую с каждым подростком и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и /или средство обучения.

В ходе этого общения происходит не только процесс познания, личностного роста подростков, но и процесс взаимодействия их личностей, где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае происходит не столько «обмен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.

Основываясь на общем представлении феномена взаимодействия, Д.А. Махотин утверждает, что интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая, высказанная партнером, мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу .

Результаты исследований отечественных психологов и педагогов (Б.С. Гершунский, Е.С. По-лат, Л.Г. Сандакова, С.А. Христочевс-кий, Е.Н. Ястребцева) показывают, что интерактивное взаимодействие подростков позволяет одновременно решать несколько образовательных задач: помогает установлению эмоциональных контактов между участниками диалогового общения, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей через взаимопонимание и поощрения их творчества, обеспечивает интериоризацию опыта продуктивных взаимодействий друг с другом, регулирует волевую сферу личности .

Таким образом, интерактивное образовательное взаимодействие подростков оптимизирует образовательный процесс обучения при понимании сути интерактивности, основополагающих принципов, а не внешних проявлений интеракции. Интерактивные же формы обучения помогают одновременно решать учебнопознавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные задачи.

Список литературы:

1. Гейхман, Л.К. Интерактивный подход как современная трактовка педагогического взаимодействия: мат. междунар. науч.-практ. конф. «Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца» / Л.К. Гейхман. -Пермь: ПГПУ, 2009 - Ч. I. - 324 с.

2. Виноградова, Н.А. Интерактивное обучение педагогов-практиков в системе методической работы в ДОУ [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - М.: Изд-во «ОбразПресс», 2007. - №4. - Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru

3. Кирьякова, А.В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография / А.В. Кирьякова. - М.: ИПК ОГУ, 2000. - 239 с.

4. Клушина, Н.П. Интерактивные формы и методы обучения как условие формирования субъектности личности в образовательном процессе вуза: мат. XIII науч.-техн. конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» / Н.П. Клушина. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 181 с.

Свойство коммуникативной интерактивности считается третьей приметой интернет-СМИ, их органичным, специфическим свойством. Правда, говорить об интерактивности исключительно применительно к этому каналу было бы не вполне корректно. В «старых» бумажных СМИ пока еще никто не отменял письма и пресс- анкеты как формы общения со своим читателем. Более «молодые» электронные СМИ успешно используют другие формы интерактивности, т.е. двустороннего взаимодействия с читателем: например, на радио и телевидении сегодня популярны звонки в эфир, телефонные и студийные рейтинговые опросы, разнообразные игровые способы общения с аудиторией. Однако в массовом масштабе потребитель информационного продукта традиционных СМИ является пассивным участником коммуникационного процесса, одностороннего по своей природе. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями. Он выводит на новый уровень и коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим группам людей.

Попробуем разобраться в этом феномене. Известный американский исследователь интернет-журналистики Нора Пол предлагает рассматривать интерактивные возможности интернет-СМИ в следующих проекциях 14:

@ направленности коммуникации;

@ используемых форматов общения;

@ их синхронности/асинхронности;

@ характера модерации;

@ целевых задач.

Как отмечалось, интерактивность с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса может иметь четыре основные конфигурации.

  • 1. От одного к одному (пользователь обращается по электронной почте к журналисту/редактору).
  • 2. От одного ко многим (журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо, используя лист рассылки).
  • 3. От многих к одному (пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне: «задай вопрос президенту/ депутату/писателю и т.п.», интервью).
  • 4. От многих ко многим (участие в форуме).

Подчеркнем, что принципиальное отличие интерактивности в интернет-СМИ от интерактивных взаимодействий с аудиторией, используемых традиционными медиаканалами, состоит в том, что здесь двустороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т.е не «газета - почта» или «радио - телефон», а «Интернет - Интернет». При этом общение может принимать синхронный, онлайновый характер.

На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися формами сетевого общения - электронными письмами, чатами, форумами, SMS (Short Message Service) - служба коротких сообщений, передаваемых по мобильной связи). Это несомненно расширяет диапазон их коммуникативных возможностей: от диалоговой коммуникации, выражающейся в общении редакции с отдельными представителями аудитории, до форумов, когда обсуждение событий, вынесенных на повестку дня, проходит в многостороннем режиме - между редакцией и читателями, или чатов, когда коммуникационный процесс завязывается между отдельными пользователями.

В этой связи у журналистов появились новые профессиональные обязанности - модераторов, организаторов этой разнонаправленной коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения, влиять на повестку дня данного СМИ.

Возможность вступить в контакт с аудиторией позволяет интернет-журналистам в полном объеме почувствовать ее социальные потребности, а значит, и максимально удовлетворить информационные запросы. Вопрос о том, будет ли редакция использовать интерактивный ресурс Интернета, является существенным при определении информационных стратегий работы с аудиториями.

Интерактивное общение может протекать как вживую, синхронно, например, в чатах, так и в форме отложенного контакта участников коммуникационного обмена - в форумах и в электронной переписке. Заметим, что если послание в чате используется как часть основного контента, оно переходит в разряд несинхронного общения.

Применяя возможности интерактивного общения, редакция может преследовать несколько функциональных задач:

  • 1) информационного обмена с потребителем, что позволяет последнему запрашивать дополнительную информацию (например, воспользоваться функцией поиска) или прокомментировать событие, высказать свое суждение;
  • 2) навигации, т.е. помощи по ориентированию в контенте сайта;
  • 3) регистрации - для налаживания прямых контактов редакции с пользователями, пополнения листов рассылки;
  • 4) в редких случаях интерактивность преследует коммерческие задачи, например, если на сайте организованы торговые операции (например, оформление подписки своего «материнского» издания).

Мониторинг 2003 г. выявил следующие тенденции в использовании интерактивности российскими интернег-СМИ. Практически все попавшие в выборку сайты пользуются интерактивными сервисами. При этом самой популярной у создателей ресурсов является «старая», традиционная форма взаимодействия - приглашение вступить с редакцией в переписку по электронной почте (26% попавших в выборку сайтов). Однако тог факт, что не менее активно привлекаются возможности форумов и гостевых книг (25%), говорит о том, что постепенно от отложенного контакта редакции переходят к синхронному общению со своими аудиториями. Голосования, рейтинги, анкеты, чаты также довольно популярны (13%). Поисковые возможности использует четвертая часть попавших в выборку изданий, причем большинство из них предоставляют услуги по поиску внутри сайта (20%) и лишь некоторые сайты (5%) предлагают пользователям воспользоваться поисковыми возможностями других ресурсов. К сожалению, не все создатели контент-ресурсов уделяли должное внимание онлайн-ин гервью и конференциям (3%). Однако два последующих мониторинга выявили тенденцию углубления и расширения возможностей интерактивности, использованной российскими интернет-СМИ.

Новым явлением, возникшим в интернет-пространстве в 2005- 2007 гг. и активно используемым на практике производителями медийных сайтов, стал аутсорсинг интерактивного общения, т.е. перенос на другие интернет-площадки обсуждения материалов, проблем, да и просто разговоров пользователей с журналистами или между собой. Как правило, это происходит на блог-хостингах или в социальных сетях (Live Journal, Live Internet, My Space, Facebook и прочих массовых «коммунальных» сервисах). В последнее время к вышеназванным добавился и сервис микроблогов Twitter, в котором создаются короткие сообщения с доставкой не только через сайт, но и с помощью службы коротких сообщений, SMS, электронной почты и /(55-рассылки. Наблюдения исследователей за применением интерактивных сервисов we/ьизданий выявили, что это явление становится модным и в Рунете.

Если понимать интерактивность шире - не только как разные способы общения с аудиторией, но и как предоставление различных потребительских услуг, то надо непременно сказать и об адаптивной функции. В этом случае каждый отдельный потребитель может с помощью встроенного программного обеспечения адаптировать сайт под свои собственные вкусы, отключить некоторые настройки, запросить интересующий его контент. Например, заказать домашнюю страницу в окно своего браузера или рассылку ленты новостей по электронной почте, используя /?55-тсхнологии. Некоторые медийные сайты предлагают пользователю выбрать наиболее привлекательный или экономичный дизайн. Правда, пока такую адаптивную интерактивность применяют лишь немногие интернет-СМИ, да и используют ее лишь отдельные продвинутые потребители.