Япония в период 16 18 веков. Япония в XVI-XVII вв

Синтоизм- религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в сверхъестественные силы духов и во множество богов;

Буддизм - сёгунат использовал для подчинения себе народа, в XVIII в. стали закрываться все буддийские храмы.

Конфуцианская теория - проповедуемая китайским философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему правителю.

Просмотр содержимого документа
«Япония 17-18 века»

Япония

в 17-18 вв.


План работы

1 Социально – политический строй Японии

4 .Культура Японии эпохи Токугавы




I . Японии в XVII веке.

  • 260 княжеств с населением 18 млн. человек, из которых

80 % занято в с/х.


I . Социально-политическое положение Японии в XVII веке.

  • Микадо – японский император – номинальный

правитель

  • 1603 г. – власть захватил сёгун (военачальник)

Токугава Иэясу

Установлен военный порядок


сёгун (военачальник) Токугава Иэясу


Двоевластие в Японии

Микадо – «живой бог» - царствовал, следил за религиозными обрядами и традициями, но не управлял государством.

Сёгуны реально правили государством.

Столица – г. Киото

Столица – г. Эдо , резиденция сёгунов.

Крупные города Японии

Эдо, Киото, Осака, Нагоя, Нагасаки, Хаката


Феодальная структура сёгуната

1.Кугэ – аристократическое окружение императора

2.Даймё – богатые феодалы


Социальная структура сёгуната: СИ-НО-КО-СЁ

СИ – самураи;

самые богатые слои населения и сёгуны

Социальная структура

КО

ремесленники

НО

крестьяне

СЁ - торговцы


Внешняя политика сёгуната Токугавы

  • Династия Токугава налаживает контакты с иностранцами.
  • 1542 г. португальцы , первые иностранцы, обосновались на о. Кюсю и принялись насаждать католическую религию.

Токугава Иэмицу ввёл политику «закрытых дверей» - запрещение японцам покидать страну

1614 г. – указ, запрещающий принимать

иностранную веру


1637 г. – восстание жителей г. Симабар на о. Кюсю

против порядка Токугавы

1638 г. – Япония объявлена страной, совершенно

закрытой для иностранцев.

порт Нагасаки, 2 раза в год, корейские и китайские корабли

Ввоз научной и религиозной литературы, ценили открытия в области техники, медицины

Принцип: «Восточная мораль – западная техника»


Роль религии в Японии.

В XVIII в. в Японии прочно утвердились синтоизм и конфуцианство.

Синтоизм – религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в сверхъестественные силы духов и во множество богов;

Буддизм – сёгунат использовал для подчинения себе народа, в XVIII в. стали закрываться все буддийские храмы.

Конфуцианская теория – проповедуемая китайским философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему правителю.





В Японии можно встретить два типа одежды - традиционную - вафуку и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно - буквально переводится «одежда, наряд» - общий термин для обозначения любой одежды, а в узком - разновидность вафуку.


  • Богатые феодалы:

Д) ронины

Е) микадо


2 «Микадо» в Японии называли:

А) Самураев.

В) Крестьян.

С) Императора.

D) Чиновников.

Е) Городских жителей.


3. Главная резиденция японских сегунов-город:

В) Хиросима.

С) Нагасаки.


4. К началу 17 века в Японии было:

А) 200 княжеств.

В) 260 княжеств.

С) 300 княжеств.

D) 360 княжеств.

Е) 160 княжеств.


5.Подавив в 1637 году восстание на острове Кюсю, сегун объявил Японию:

А) Закрытой для иностранцев.

В) Открытой для иностранцев.

С) Демократической страной.

D) Рабовладельческим государством

Е) Независимым государством


6. «Си-но-ко-сё»-это по Японски:

А) Ремесленный центр.

В) Ювелирная мастерская.

С) Титул императора.

D) Аристократы.

Е) Название сословной системы


7. Основная религия в Японии:

А) Христианство.

С) Синтоизм.

D) Конфуцианство.

Е) Иудаизм.


8. Аристократическое окружение императора называлось:

В) Сегуны.

Е) Самураи


Политическое положение. В то время, когда в XVI веке в Европе формировалось новое общество - капитализм, в стра­нах Азии продолжали существовать отношения феодального средневекового общества. Одним из таких государств была Япония. В начале XVI века Япония, в результате внутренних междоу­собных войн, практически распалась на ряд мелких государств.

Внутренние междоусобные войны закончились лишь в 1573 году с низвержением династии второго сегуна Асикага.

Воссоединением Японии в единое государство руководил Ода Нобунага - глава одного из могущественных кланов, на долю кото­рого выпала столь высокая историческая миссия. Он же, после напряженной, изнурительной борьбы, в 1573 году лишил Асикага сёгунства. К середине XVI века ему удалось воссоединить почти половину всех провинций.

Ода Нобунага осуществил в стране ряд реформ. Он отменил местные налоги и таможенные выплаты, препятствующие экономи­ческому развитию. Распорядился починить дороги и мосты. Дал право открытию в городах рынков. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов.

При нем были введены в обращение золотые и серебряные мо­неты. Реформы Оды Нобунаги способствовали политическому вос­соединению и экономическому развитию Японии.

Торговая экспансия европейцев. В 40-х годах XVI века в Япо­нию впервые прибыли португальские купцы. В 1543 году порту­гальский купец Мендиш Пинту подписал договор с правителем провинции Бунго о ввозе в Японию, наряду с другими товарами, оружия и пороха в обмен на золото и серебро. Важной стороной проникновения европейцев в Японию стал ввоз огнестрельного оружия и налаживание на острове его производства. Мендиш Пинту способствовал овладению японцами искусства изготовления ог­нестрельного оружия. Вслед за европейскими купцами в Японию начали прибывать католические миссионеры. Они принялись проповедовать среди японцев христианство. После них в Япо­нию стали приезжать испанские католические миссионеры.

Рас­пространению христианского учения в Японии покровительство­вал сёгун Ода Нобунага, так как в тот период предводители буд­дийской религии были на стороне его врагов. Буддизм являлся опорой тех сил, которые выступали против единения Японии. Ода Нобунага поддерживал католических миссионеров еще и потому, что спешил вооружить свою армию огнестрельным ев­ропейским оружием.

Продолжение борьбы за воссоединение Японии. В 1582 году Ода Нобунага стал жертвой заговора. Начатое им дело воссоеди­нения Японии продолжил его близ­кий друг и соратник Тоётоми Хидаёси. Он уничтожил группу заго­ворщиков. Правда, Тоётоми Хидаёси не удалось полностью воссоеди­нить Японию, но тем не менее он добился заметных успехов. Он даже предпринял меры расширить грани­цы Японии за счет соседних госу­дарств.



Так, в 1592 году он напал на Ко­рею, но из-за противостояния ко­рейского народа и военной помощи, оказанной Корее со стороны Китая, планы Хидаёси не осуществились. В 1587 году Хидаёси издал указ о высылке из Японии всех католических миссионеров. В стране разре­шалось пребывание лишь порту­гальских купцов.

Завершение воссоединения Японии. В 1598 году Хидаёси умер. После длительной борьбы сёгунский престол занял Токугава Иаясу. В стране установилась абсолютная власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но сохранил неприкосновенность императорской власти. Потому что для японского народа божествен­ность императора была неоспорима. Куда легче было вести полити­ку от имени императора, чем игнорировать его власть.

Самоизоляция Японии. Токугава продолжил политику из­гнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно этому закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии, должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония ока­залась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут по­давлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С дру­гой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчи­няться центральной власти.

Опасения сегуна были не напрасны. К этому времени Ин­дия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками, и шла интенсивная колонизация этих стран.

Реформы Ёсимуне. Ёсимуне был самым известным государ­ственным деятелем из рода Токугавы. Это был седьмой сёгун из этого клана. Он правил в 1716 - 1745 годах. При нем были освое­ны новые земли, и он вел политику поощрения целинных земле­дельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных соору­жений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в за­лог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов „Указ из 100 пунктов", регулирующий жизнь общества и страны.

В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили. В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Но в начале XVIII в. появились первые признаки разложения сословного строя. В частности, появились такие самураи, которые по разным причинам отказывались от своих обязанностей и лишались средств к существованию.

Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, а также хлопок, табак, чай и др. Одевались

крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться. И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Япония в XVI-XIX вв.

Подготовил:

преподаватель истории

школы № 5

Юнусабадского района г. Ташкента

Султанов Ш.А


Начало XVI в.:

Император царствовал, но не правил; феодальная вольница

дайме- крупнейших оенных феодало в средневековой Японии ;

Распад государства на части (междоусобицы, крестьянские

восстания), т.н. «Период воюющих стран» с 1507 г.

необходимость в твёрдом правлении


Ода Нобунага

Ода Нобунага (1573 - 1582 гг.) - глава одного из

могущественных кланов, на долю которого выпала высокая

историческая миссия воссоединения страны. Он после

изнурительной борьбы, лишил Асикага сёгунства.

К концу ХVI в. Ода Нобунага воссоединил почти половину

всех провинций и осуществил в стране ряд реформ:

1. Отменил местные налоги и таможенные выплаты,

препятствующие экономическому развитию;

2. Распорядился отремонтировать старые и построить новые

дороги и мосты;

3. Дал указание открыть в городах рынки;

4. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов;

5. Ввел в обращение золотые и серебряные монеты.

Реформы Ода Нобунага способствовали политическому

воссоединению и экономическому развитию Японии


Сёгунат Токугавы (1615-1868гг )

  • Сёгун- «великий полководец», покоряющий варваров, главный советник при императоре, верховный военный правитель.

титул правителей Японии в 1192-1867, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сёгунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335(1338)-1573), Ода Набунага (1573-1582), Токугава (1603-1867).

Контроль над дайме:

  • учёт доходов, поступающих в казну;
  • запрет на междоусобицы;
  • подчинение законодательству.

Династия сёгунов

В 1603 год в Японии началось фактическое правление

третьей династии сёгунов - семейного клана Токугавы.

Она стояла у власти до 1867 года и завершила дело

воссоединения Японии. В стране установилась абсолютная

власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но

сохранил неприкосновенность императорской власти,

потому, что для японского народа божественность

императора была неоспорима. Куда легче было вести

политику от имени императора, чем игнорировать его власть.

Божественность императора (микадо) закреплена

национальной политической религиозной системой

синтоизмом


СИНТОИЗМ

Аматэрасу (яп. аматэрасу о:миками , «великое божество,

озаряющее небеса») - богиня - солнце, одно из

главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто,

согласно синтоистским верованиям, прародительница

японского императорского рода. Считается, что первый

император Дзимму был её праправнуком правительницы

небесных полей Такамагахара . Согласно легенде, в

прошлом император Сёму испытывал трудности с

завершением Великого Восточного Храма Тодайдзи и

грандиозной статуи будды Вайрочана в нем

Самоизоляция Японии

Токугава продолжил политику изгнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии, должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония оказалась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут подавлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С другой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчиняться центральной власти.

Опасения сёгуна были не напрасны. К этому времени Индия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками, и шла интенсивная колонизация этих стран. В ряде государств европейцы проводили политику миссионерства, т.е. вовлечение местных народов в христианство


Реформы Ёсимуне

  • Ёсимуне самый известный государственный деятель из рода Токугавы. Он был седьмым сёгуном из этого клана. Правил в 1716 - 1745 годах. При нем были освоены новые земли и он вел политику поощрения целинных земледельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных сооружений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в залог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов «Указ из 100 пунктов», регулирующий жизнь общества и страны.

2. Передача городов в собственность государства.

3. Препятствия для производства и торговли:

  • мелочная регламентация;
  • принижение роли купцов и предпринимателей.

4. Полное бесправие крестьян.


Реставрация Мэйдзи

  • Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) - череда событий, которая привела к значительным изменениям в японской политической и социальной структуре. Четырёхлетний период с 1866 по 1869 гг. Реставрация Мэйдзи была прямым следствием открытия Японии для Западных стран, произошедшего после прибытия «чёрных кораблей» коммодора Мэтью Пэрри.
  • Власть перешла в руки 15-летнего императора Муцухито (1852-1912). Его коронуют императором Мэйдзи («просвещенное правление»).

1868-1895: Модернизация Японии

  • После Реставрации Мэйдзи в 1868 году, новое правительство Японии взяло курс на модернизацию страны. Девизом реформ был выбран лозунг «богатая страна, сильная армия» («фококу кехей»).

Реформы Мэйдзи

  • 1871 - распущены все клановые армии и правительства и, таким образом, ликвидирована феодальная система управления.
  • 1872 – создание национальной призывной армии, заменившей войска самураев.
  • Административная реформа уничтожила власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с чиновником.

  • Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях.
  • Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии.
  • Также были провозглашены гарантии прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Следствия

  • Реставрация Мэйдзи послужила катализатором для последующей бурной индустриализации Японии, которая к 1905 году вывела Японию в разряд сильнейших мировых военных держав.
  • После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу - Токио. Политическая власть перешла из рук Сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знати и бывших самураев.

Традиционные искусства

соединение живописи, поэзии и почерка мастера-каллиграфа

архитектура дворцовых ансамблей (каменные сады, колодцы, мостики, храмы)


искусство чайной церемонии : жесты, чашки, композиции из цветов, свиток со стихами .


нэцкэ

гравюра на дереве


Приход европейцев в Японию.

В 15 столетии в Западной Европе начался период великих географических открытий. В 16 веке европейцы - торговцы, миссионеры и военные - обратили свое внимание на Восточную Азию.

В 1543 году представители Европы достигли японского острова Танэгасима. Они дали японцам огнестрельное оружие, выпуск которого вскоре был установлен по всему японскому архипелагу. В 1549 году в город Кагосима приехал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, который первым сообщил японцам о христианстве.

Япония 16 век

В Японию принялись наведываться испанские и португальские торговцы, исполняющие обязанности перекупщиков в торговле Восточной Азии, меняя товары из Европы и Китая на японское серебро. Так как европейцы приезжали из поселений на юге, японцы именовали их «южными варварами».

Корабль Португалии (17 век)

Церковь Додзаки (Гото, Нагасаки)

Японским правителям была выгодна торговля с чужеземцами, поэтому они с удовольствием встречались с купцами и миссионерами, иногда даже становились христианами. Например, Омура Сумитада,первый правитель-христианин с острова Кюсю, даровал Обществу Иисуса город Нагасаки, позднее ставший японским «окном в Европу». При поддержке региональных владык христиане построили церкви в Ямагути, Сакаи, Киото. Во второй половине 16 столетия в Японии проживало порядка 300 000 христиан. Наиболее высокопоставленные из них впервые послали в 1582 году японскую делегацию к Папе Римскому, которая

Объединение Японии 16 век

В начале 16 века на Японских островах продолжались междоусобицы между самурайскими родами. После того, как разобщенность государства стала социально-политической нормой, нашлись люди, стремящиеся объединить Японию. Ими стал руководить Ода Нобунага, богатый правитель провинции Овари. При помощи сёгуна, он взял в 1570 году Киото и в течение трех лет уничтожил ослабевший сёгунат Муромати. Вследствие поддержки христианства и благодаря применению огнестрельного оружия, Нобунага за десятилетие смог захватить наиболее важный регион Кинки и весь центр Японского архипелага. С течением времени он осуществлял замысел объединения Японии: безжалостно усмирял децентрализующие возмущения аристократии и буддистов, помогал возрождению авторитета императорской власти и восстанавливал подорванную междоусобицами экономику.

Нобунага (16 век)

Истребление мятежных буддистов

В 1582 году Нобунага был убит своим генералом, так и не реализовав свой план. Однако политику единства Японии возобновил его одаренный подданный - Тоётоми Хидэёси. Он разгромил оппозицию старейшин и захватил автономные родовые государства региональных правителей. В 1590 году Хидэёси полностью объединил Японию, и принялся самолично руководить государством. По его приказу был написан Всеобщий японский земельный кадастр, уничтоживший систему частных владений и устанавливающий степень эффективности земель. Земельные наделы отдавались крестьянам, которые были обязаны платить государству налог в соответствии с этой степенью. Кроме того, Хидэёси осуществил общественное преобразование, поделив жителей на военных распорядителей и гражданских подданных методом изъятия оружия у гражданских. В конце жизни Хидэеси вступил в военный конфликт с Кореей и преследовать и уничтожать христиан, что стоило власти его отпрыскам.

Осака, «столица Хидэёси»

Культура Момояма 16 - 17 век

Культуру Японии конца 16 - начала 17 столетия называют культурой Момояма, по наименованию резиденции Тоётоми Хидэёси. Данная культура основывалась на принципах богатства, величественности и мощи. Самыми оригинальными примерами их реализации стали японские замки с монументальными высшими башнями в Осаке,Адзути, Химэдзи, Момояме. Снаружи эти постройки были отделывались позолотой, а внутри - картинами лучших художников того времени Кано Санраку, Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку.

Замок Химэдзи

«Китайские львы» художника Кано Эйтоку

Замки преобразовались в театральные площадки для постановок театра Но, в которых играли знаменитые актеры трупп Кандзэ и Компару, и места проведения чайных церемоний, которыми заведовали мастера, такие как Сэн-но Рикю.

В обществе простолюдинов, в частности в больших городах, получили популярность гедонистические учения (удовольствие является целью жизни) и увлечение всем ярким и необычным. Именно в народном обществе был придуман «чудаковатый» танец Кабуки, позже ставший независимым видом театрального творчества. Одновременно был основан новый стиль рифмованной прозы дзёрури, которая читалась под звучание привезеного с Кюсю музыкального инструмента сямисэн.

Основной особенностью культуры Момояма являлась её распахнутость влиянию Европы. Иезуиты завезли на Японские острова новые знания в сфере медицины, астрономии, книгопечатания, морской навигации и изобразительного искусства. Японцы сильно интересовались заграничным, и даже некоторые начали носить европейскую одежду и делать «южных варваров» героями своих картин и повестей. Кроме того в японский язык попал ряд испанских и португальских слов.