Генри гудзон открытия. История географических открытий генри гудзона

Генри Гудзон, биография и открытия которого являются предметом настоящего обзора, был известным английским мореплавателем и первооткрывателем 16-17 веков. Он внес большой вклад в развитие географической науки, изучил и описал Северный Ледовитый океан, а также новые проливы, заливы, реки и острова. Поэтому его именем назван целый ряд объектов на территории североамериканского материка и некоторых водных пространств.

Общая характеристика эпохи

Путешествия капитана следует рассматривать в контексте эпохи. Он совершил свои исследования в годы, когда на троне сидела королева Елизавета I, правление которой ознаменовалось бурным развитием английского мореплавания и торговли. Она поощряла предприимчивость морских компаний, а также частные инициативы моряков. Именно в годы ее царствования осуществил свое знаменитое кругосветное путешествие Ф. Дрейк. Казна королевы обогащалась за счет морской торговли, поэтому при ней многие английские компании инициировали исследование водных пространств для поиска более выгодных путей сообщения с другими материками и странами.

Некоторые сведения о личности

Гудзон Генри родился в 1570 году, и многие исследователи полагают, что в семье моряка. О ранних годах будущего мореплавателя почти ничего неизвестно. Полагают, что он юность провел у моря, обучаясь морскому делу, стал юнгой, а впоследствии дослужился до звания капитана. Сохранились известия, что путешествие Д. Дейвиса организовывалось в доме некоего Д. Гудзона, который, вероятно, был родственником будущего первооткрывателя. Следовательно, Гудзон Генри был опытным моряком и еще до начала своих знаменитых плаваний успел приобрести славу талантливого мореплавателя.

Первое путешествие

Английская «Московитская компания» была заинтересована в поиске северо-восточных путей для торговли в обход испанских и португальских владений. В 1607 году была организована экспедиция для поисков северного пути в азиатские страны. Командование должен был осуществлять Гудзон Генри. В его распоряжении был всего лишь один корабль с небольшой командой.

Выйдя в море, он направил судно в северо-западном направлении, пока не достиг гренландских берегов. По пути мореплаватель составлял карту этого региона. Он достигнул Шпицбергена и достаточно близко подошел к Северному полюсу. Поскольку дальнейшее путешествие было невозможно из-за того, что льды мешали продвижению судов, Гудзон Генри отдал приказ о возвращении на родину. Здесь он рассказал о возможностях в северных морях, чем способствовал развитию данной отрасли в стране.

Второе путешествие

На следующий год капитан осуществил новую экспедицию с той же целью, что и прежде: попытаться найти морской путь в Китай и Индию через северо-восток или северо-запад. Путешественник хотел найти пространство, свободное ото льдов, и в ходе поисков попал в море между Новой Землей и Шпицбергеном. Однако Гудзон так и не смог найти здесь свободного прохода, и потому повернул на северо-восток. Но и здесь его снова ждала неудача: льды опять преградили ему путь, капитан был вынужден вернуться на родину.

Третье путешествие

В 1609 году мореплаватель пустился в новое плавание, но теперь уже под голландским флагом. Эта страна была соперником и успешным конкурентом британской короны в деле освоения новых земель и основания колоний. Гудзон мог по-своему усмотрению выбирать направление плавания. Он проплыл в Баренцево море и здесь оказался застигнутым врасплох плохой погодой. Экспедиция оказалась в крайне сложных условиях: наступили холода, среди команды начался ропот, грозивший перейти в бунт. Тогда первооткрыватель предложил плыть в направлении пролива Дейвиса или направиться к североамериканскому побережью.

Был выбран второй вариант, и корабли направились в северо-западном направлении в поисках берега, на что рассчитывал Генри Гудзон. Северная Америка была исследована им достаточно подробно: он подходил к землям современных штатов, вошел в бухту и проплыл по большой реке, которая в настоящее время носит его имя. Это были очень важные открытия, однако капитан удостоверился, что так и не достиг цели своего путешествия, и найденный путь не ведет в Китай.

Интересен тот факт, что в то же самое время французский исследователь и путешественник Шамплейн также исследовал эти места с той же целью: найти водный путь в Китай. Ему удалось добраться туда же, где был Гудзон, но только с другой стороны, их отделяло всего сто пятьдесят километров.

Между тем, на борту английского корабля снова начались волнения, и путешественник был вынужден вернуться. По дороге он зашел в английский порт, где был арестован вместе с другими соотечественниками: ведь по законам страны они должны были плавать только под флагом королевства. Скоро они были отпущены, и в следующем, 1610 году, была организована новая экспедиция.

Четвертое путешествие

На этот раз Генри Гудзон, открытия которого сыграли важную роль в развитии географических исследований, был нанят британской Ост-Индской компанией. Он снова отправился на север, проплыл к исландским и гренландским берегам, а потом вошел в пролив, который теперь носит его имя. Двигаясь вдоль лабрадорских берегов, корабль путешественников вошел в залив, который также был назван в его честь.

Следующие несколько месяцев мореплаватель занимался картографированием американских берегов, а зимой экспедиция была вынуждена сойти на берег на зимовку. Когда льды сошли, капитан решил продолжить исследования, однако на корабле начался бунт: его вместе с сыном и семью матросами высадили на шлюпку без еды и воды. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно, скорее всего, он погиб.

Значение

Большой вклад в открытие земель и развитие географической науки сделал Генри Гудзон. Что открыл мореплаватель, мы рассмотрели выше. Его открытия заполнили многие белые пятна на картах рассматриваемого времени. Залив, который он обнаружил, в несколько раз обширнее Балтийского моря. Описанное им побережье впоследствии стало выгодным местом торговли мехом, которую на протяжении долгого времени вела компания. Гудзонов пролив является удобным выходом в арктические воды из Атлантического океана. Многие географические объекты носят имя путешественника, в том числе река, округ, город.

Стал одним из самых выдающихся первооткрывателей своего времени Генри Гудзон. Фото, а также карты материков подтверждают, что мореплаватель увековечил свое имя. К сожалению, он так же, как и многие другие путешественники того времени, не сразу получил признание. Мореплаватель не имел возможности путешествовать на нескольких судах, ему давали один или два корабля. Тем не менее его вклад в географическую науку трудно переоценить. Благодаря ему были описаны труднодоступные районы северных морей и побережий.

В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс.
Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул обратно.
Установил рекорд свободного продвижения на север 800 23", продеожавшийся 158 лет.


О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания"* (также называвшаяся "Русской компанией", * Организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила несколько экспедиций На поиски Северо-восточного прохода.) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген).

Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же Целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался пройти голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом ледяных полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай.

В июне, когда "Хальф-Моон" был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).

Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.

В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.

У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества.

Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.

17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.

2 августа у 63°20" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер).

Гудзон Henry Gudzon Карьера: Мореплаватель
Рождение: Великобритания
В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс.Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул обратно.Установил рекорд свободного продвижения на север 800 23", продеожавшийся 158 лет.

О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно шибко немного. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, жутко грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания"* (ещё называвшаяся "Русской компанией", * Организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила немного экспедиций На поиски Северо-восточного прохода.) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию сквозь Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился первоначально на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на мерзлый барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (в настоящее время Шпицберген).

Здесь ему удалось одолеть путь до 80 северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

В 1608 году Гудзон совершил второе турне в Арктику с той же Целью, что и в основополагающий раз: раскрыть Северо-восточный доступ в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в доля моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался миновать голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон ещё раз попытал счастья на северо-западе, но и в этом месте вынужден был отойти перед грозным фронтом ледяных полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена воля выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже сызнова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в крайне трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати мужчина начались ссоры, расположение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: ходить к берегам Америки, где, соответственно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, рядом 60 северной широты имелся пролив, или разыскивать стезя севернее, сквозь современный пролив Дейвиса. Решили разыскивать дорогу, которую направлял капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался найти несуществующую дорогу в Китай.

В июне, когда "Хальф-Моон" был поблизости от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах позволительно новости меновую торговлю, а море богато треской. После этого он ещё два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).

Гудзон обогнул тот самый мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива в этом месте не оказалось, и Гудзон снова повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (в настоящее время реченька Гудзон). Добравшись до места, где в настоящее время находится городок Олбэни, он убедился, что тот самый дорога не ведет в Китай.

В том же году прочий европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озерко, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с иной стороны. Их разделяли всего 150 километров.

У Гудзона сызнова возникли недоразумения с командой, и он решил возвратиться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их действовать в пользу своего собственного отечества.

Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская фирма взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не совершенно доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были крайне недовольны своим командиром и это недовольство немного раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его целиком надежным человеком.

17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялся ропот посреди команды, с которой капитан и на тот самый раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал опускаться на юг, зазря отыскивая доступ в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул тот самый полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в всамделишный пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел близкое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал мощный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, далее завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.

2 августа у 6320" северной широты показалась почва, которую Гудзон принял первоначально за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон вписал следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

Остальное посредством полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, мореходец с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло немного недель вдоль берега. На западе вдалеке от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это полярный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепочка островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер).

Сергей Борисов

Генри Гудзон

капитан за бортом

Генри Гудзон получил то, что заслужил, его бросили на произвол судьбы В этой мрачной истории много загадок. Вот лишь главные. И первая из главных: кто он, этот странный, угрюмый человек, возникший словно бы ниоткуда и сгинувший без следа? И почему, на каком бы корабле он ни плавал, какая бы команда ни была под его началом, он всегда вызывал общее недовольство? И что же, в конце концов, случилось после того, как Гудзон, его сын Джон и еще семь человек, не пожелавших примкнуть к бунтовщикам, были оставлены в шлюпке без оружия и запасов пищи? И напоследок: почему по возвращении в Англию мятежники не были повешены, фактически, за убийство нескольких человек? Ни один из этих вопросов не имеет не то чтобы однозначного, но даже сколько-нибудь убедительного ответа. Нам остается строить догадки и проверять на прочность новые и новые гипотезы, сверяя их с немногочисленными достоверными фактами. Человек без прошлого О Генри Гудзоне известно до прискорбия мало. Даже год его рождения, и тот определяется приблизительно. Вроде бы 1550-й. Кем были его родители, где родился, где учился, чем вообще занимался Гудзон до того, как в 1607 году на него обратила внимание торговая Московитская компания, все в тумане. Есть, впрочем, предположение, что в качестве офицера Гудзон участвовал в экспедиции Джона Дэвиса в Америку в 1585 году. Известно, что экспедиция Дэвиса планировалась в доме купца Джона Гудзона в лондонском Истэнде, и вроде бы у этого купца был то ли сын, то ли родственник по имени Генри, который страстно желал стать моряком. Но можно ли на таком хлипком основании строить какие-то версии? Если вы писатель - да, если серьезный историк - поостерегитесь. В одном можно не сомневаться: к 1607 году Генри Гудзон был опытным мореходом, иначе известные своей скаредностью и холодной расчетливостью отцы-основатели Московитской компании и внимания на него не обратили бы. А они обратили, и даже преклонный по тем временам возраст моряка - за 50, не стал тому помехой. Безусловно, сыграло свою роль и то, что Генри Гудзон был сумасшедшим. Вернее, одержимым, что в своих крайних проявлениях является одной из форм умопомешательства. И как многие одержимые люди, он обладал редким даром убеждения. Он подавлял собеседника своей убежденностью, заставляя уверовать в осуществимость самых, казалось бы, нереальных планов. Конечно, лондонские купцы были заинтересованы в том, чтобы разведать северный морской путь в Индию, Китай и Японию в обход испанских и португальских владений. Однако они вверили Гудзону свой корабль и свои надежды не только из безудержной алчности. Сверкая глазами, Генри Гудзон сказал, что сможет сделать то, что никто до него не делал, и так сказал, что не поверить ему было невозможно. Лишь потом, много позже, когда чары развеялись, купцы стали корить себя, но Hopewell , корабль Гудзона, был уже в море. Покинув Англию 1 мая 1607 года, двигаясь при исключительно благоприятных ледовых условиях вдоль восточных берегов Гренландии, Гудзон достиг 73® с. ш. Здесь путь ему преградили льды, и он повернул на северо-восток. В конце июня он увидел берега острова Ньюланд (теперь Шпицберген). Он обогнул остров с севера, достигнув 80® северной широты, чего еще не делал никто. А потом повернул назад, домой, и принудили его к тому не сплошные льды, а начавшая роптать команда. Что примечательно, все одиннадцать человек потребовали изменить курс, ну хоть бы кто-нибудь поддержал капитана! В Лондоне Гудзон сообщил своим нанимателям, что ему не удалось пройти Северо-Западным проходом "напрямик через полюс", однако в краях, где он побывал, море богато рыбой и китами, а на берегах островов полным-полно морского зверя. Готовые рассчитать капитана-авантюриста, купцы задумались: похоже, упустив одну выгоду, они выиграли в другом. Поразмыслив, они дали Гудзону еще один шанс. Весной следующего года Гудзон вновь отправился в плавание. У него был все тот же верный Hopewell , но другая команда, ставшая больше на двух человек. А еще рядом с ним был его сын Джон, которого, начиная с этого плавания, Генри Гудзон всегда будет брать с собой. Наконец, при той же цели - найти северный путь в Индию и Японию, сейчас Hopewell плыл не на Запад, а на Восток. В поисках свободной ото льда воды Гудзон оказался между Шпицбергеном и Новой Землей, однако дальше пробиться не смог - льды стеной стояли перед ним. Презрев инструкции, которые ему были даны в Лондоне, Гудзон приказал поворачивать, но идти не к Англии, а к Гренландии, чтобы вновь попытаться открыть Северо-Западный проход. И вновь осуществлению его планов помешала команда. Она ненавидела капитана. За высокомерие - Гудзон никогда не снисходил до того, чтобы поделиться с нею своими планами. За безразличие к нуждам матросов - они могли болеть, да хоть умирать, капитана это нисколько не трогало. И вообще, трудно находиться на борту корабля, которым правит безумец. А в том, что капитан безумен, не сомневался никто. Даже его сын. С Восток а на Запад В Лондоне купцы окончательно рассчитали Гудзона, после чего он, свободный от обязательств и предрассудков, обратился к их конкурентам из недавно, в 1602 году, созданной нидерландской Ост-Индской компании. Без проволочек Генри Гудзон был принят на службу, получил в свое распоряжение галеон Halve Maen английском написании - Half Moon , "Полумесяц") и даже выбор на свое усмотрение - искать Северо-Восточный или Северо-Западный проход. Лишь бы найти! Что касается команды, она состояла из двадцати трех человек, и только поэтому не делилась поровну - на англичан и голландцев. И обе эти неравные половины относились друг у к другу с плохо скрываемой неприязнью, а в чем были едины, так это в лютой ненависти к своему безумному капитану. 25 марта 1609 года Гудзон вышел из залива Зейдер-Зе и направился на север. Обогнув мыс Нордкап, в начале мая он уже был близ Новой Земли. И снова тяжелые льды, страшный холод и непроглядные туманы заставили его отступить. Да и в разношерстной команде, донельзя измученной непосильными вахтами, началось брожение, грозящее закончиться бунтом. И все же до открытого выступления было еще далеко, и Гудзон направил Halve Ma en к Америке. В средине мая Гудзон зашел на Фарерские острова, где и принял решение, каким будет его дальнейший путь. У него было два варианта: искать проход на севере, продолжив дело Джона Дэвиса, или прислушаться к словам капитана Джона Смита, главы английских колонистов в Виргинии - тот утверждал, что вожделенный пролив находится на 60® с. ш. В схватке за явным преимуществом победил второй вариант. Галеон был рядом с Ньюфаундлендом, когда в шторм сломалась одна из мачт. Тем не менее Гудзон благополучно добрался до американского берега у 44® с. ш.. Там корабельный плотник сделал новую мачту. Заодно Гудзон убедился, что в этих краях море полно рыбой, а с туземцами вполне можно вести меновую торговлю. Теперь, когда рангоут был в порядке, можно было начинать поиски прохода в Тихий океан. Обогнув мыс Код, Гудзон спустился вдоль берега до 36-й параллели, но никакого пролива не обнаружил. Тогда он вновь повернул на север, на этот раз внимательно исследуя побережье. В августе Гудзон заходил в заливы Делавер и Чезапик, а в сентябре у 40®,5" с. ш. вошел в бухту, которую поначалу принял за вход в желанный пролив. Об этом есть соответствующая запись в судовом журнале. А рядом с ней еще одна, весьма примечательная: "Мне доложили, что впередсмотрящий видел русалку с пятнистым хвостом". Надо полагать, не только у капитана, что было для Гудзона делом обычным, но и у многих его подчиненных от невзгод и испытаний помутилось в голове, вот и мерещилась им всякая чертовщина. Покрытые лесом берега оказались населены, и появление галеона произвело на индейцев огромное впечатление. Свидетельствуют о том не только записи самого Генри Гудзона, но и древний голландский документ, составленный 50 лет спустя на основе беседы со стариками индейцами, видевшими прибытие Halve Maen . Согласно документу и рассказу, несколько индейцев в долбленых каноэ ловили рыбу в том месте, где "море становится шире" - иными словами в водах бухты Лоуэр-Бей. Вдруг "на далеком расстоянии от себя они заметили что-то огромное, плывущее по воде". Таинственный предмет оказался "домом", в котором было полно живых существ "самого разного цвета". Одного из них, с ног до головы одетого в сверкающий красный наряд, индейцы приняли за Великого Духа, Властелина Жизни. (Капитан Гудзон редко, но иногда одевал свое парадное платье - красный мундир с золотым позументом.) "Дом" оказался огромным "крылатым челном", и когда он остановился, его белые крылья затрепетали. Вскоре от "крылатого челна" отошел челнок поменьше, и через несколько минут "человек в красном" сошел на берег. Где именно? Считается, что это был Кони-Айленд, напротив Грейвсенда (Лонг-Айленда). В бухте чувствовалось течение, и в сентябре Гудзон стал подниматься вверх по "большой северной реке", впадавшей в бухту. Он прошел 250 километров от устья до места, где сейчас находится Олбани, и повернул обратно. Один из бывших с ним англичан, Роберт Джуэтт, написал в своем дневнике: "Мы убедились, что и этот путь не ведет в Китай". Пора было возвращаться домой. Но Гудзон не спешил. По пути Halve Maen еще дважды подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пенобскот и мыса Код. Здесь терпение команды иссякло, и офицер Джуэтт, взявший на себя роль парламентера, поставил капитана перед выбором: или галеон немедленно идет в Голландию, или... капитан будет исследовать новые земли "пешим порядком". Гудзон уступил, однако, будучи человеком злопамятным, решил сыграть с командой злую шутку. Не имея на то никакой необходимости, оставив позади океан, он зашел в английский порт Дартмут. Здесь Halve Maen был арестован, а Гудзону и другим его соотечественникам был запрещен выезд в европейские страны. В том числе в Голландию, где моряки должны были получить причитающееся им вознаграждение за дальнее опасное плавание. Правда, Гудзон и сам пострадал, но отомстить для него было важнее. Все, что он смог сделать, это отправить в Амстердам подробный отчет о своей экспедиции с приложением собственноручно вычерченных карт. Во многом благодаря этому докладу голландцы начали успешно колонизировать американское побережье. Последнее плавание Казалось, капитан Гудзон более никогда не выйдет в море. Будучи "невыездным", он не мог рассчитывать на иностранные компании, в то же время ни одна английская не хотела связываться с этим желчным человеком. В бесплодных поисках работы прошел год, и вдруг ему повезло. Исключительно, чтобы уязвить своих "одноименных" соперников из Голландии, английская Ост-Индская компания призвала Генри Гудзона в свои ряды. Для поисков все того же Северо-Западного прохода она предоставила ему маленькое судно D iscovery водоизмещением 55 тонн, с командой из 23 человек. Гудзону не вполне доверяли. Оснований к тому было два: во-первых, его служба у голландцев, а во-вторых, слухи о его несносном характере распространились среди английских моряков до такой степени, что даже самый пропащий матрос не хотел служить под началом такого капитана. Потому и команду на D iscovery набрали, что называется, из всякого отребья. Желая подстраховаться, компания настояла на том, чтобы старшим офицером D iscovery был их человек. Гудзон не стал возражать, но это была мнимая покорность. 17 апреля 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта, и уже на следующий день в устье Темзы высадил на берег навязанного ему соглядатая. Сначала Гудзон пошел к Исландии, откуда направился к Гренландии, обогнул южную ее оконечность и повернул на запад. 5 июля D iscovery вошел в пролив. Боясь поверить своему счастью - ведь, похоже, он нашел то, что искал так долго, - Гудзон повел свое судно вдоль северного берега пролива. Через неделю разразился шторм, но D iscovery держался молодцом. Только 3 августа льдины, которые пятнали белым свинцово-черную воду пролива, вдруг исчезли, и перед мореплавателями открылось чистое, голубое, безбрежное водное пространство. На следующий день, 3 августа 1610 года, Генри Гудзон записал в судовом журнале: "Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это была последняя запись: далее - пустые страницы. С чужих слов Что случилось дальше, известно со слов штурмана Роберта Байлота и палубного матроса Абакука Приккета. За мысом Вулстенхолм берег повернул к югу. В конце сентября, пройдя более 1200 километров, моряки попали... в тупик. Здесь, в заливе, из которого им еще надо было выбираться, Гудзон высадил на берег моряка, которого считал главным зачинщиком готовящегося бунта. Все понимали, что моряк обречен на смерть в этих диких местах, все осуждали Гудзона, и положение капитана D iscovery стало совсем шатким. И все же Генри Гудзону удавалось как-то управляться и с людьми , и с кораблем. К ноябрю , однако, терпение команды лопнуло . Она потребовала изменить курс - и возвращаться. Но было поздно: судно окружили льды. И вновь все взоры - испуганные, жаждущие слова надежды, - обратились на капитана. Гудзон отдал приказ корабельному плотнику Филиппу Стаффу строить зимовье. Но прежде, соорудив вороты, с помощью канатов и блоков, они вытащили D iscovery на берег. Зимовка была сносной: топлива много, пищи достаточно, от цинги пили отвар сосновой хвои с лиственничными почками. Ледоход начался в конце мая, а в середине июня 1611 года D iscovery спустили на воду. Команда рассчитывала на то, что им обещали все долгие зимние месяцы, на возвращение в Англию. Вместо этого Гудзон решил продолжать поиски Северо-Западного прохода. И через неделю начался бунт. 22 июня Гудзона, его сына, помощника штурмана и еще шесть матросов, оставшихся верными капитану, заставили спуститься в шлюпку. Им не дали ни оружия, ни продовольствия. С палубы D iscovery кричали: "Мне отмщение и аз воздам" . Бунтовщики полагали свою жестокость справедливой : они поступили с капитаном так же, как он поступил с их товарищем в сентябре прошлого года. Потом D iscovery распустил паруса, и вскоре шлюпка исчезла из вида. Ни о ком из находившихся на ней больше ничего не известно. Хотя кое-какие следы обнаружились... В 1631 году капитан Томас Джеймс нашел на острове Данби посреди залива остатки лачуги. А еще, по утверждению трапперов - охотников на пушного зверя, промышлявших в этих краях десятилетия спустя, им не раз попадались камни с нацарапанными буквами "НН". Хотя, возможно, это были не инициалы Генри Гудзона (Henry Hadson), а какие-то индейские символы. Бытовала и такая легенда: Генри Гудзон с Гудзон с товарищами добрался до берега, где они были схвачены и убиты туземцами. По другой легенде, подходящей скорее приключенческому роману, на своей шлюпке они проплыли более 3 тысяч миль до Шпицбергена, где и погибли. Что касается мятежников, то осенью 1611 года они вернулись в Англию. Это была заслуга единственного уцелевшего офицера, штурмана Роберта Байлота. Вернулись не все: трое умерли в пути. Остальные же по возвращению на родину были арестованы. Им грозила виселица, но после долгого разбирательства бунтовщиков помиловали. Для проявления такого немыслимого по тем жестоким временам милосердия было два основания. Они знали маршрут на север - в земли, отныне принадлежащие английской короне. Однако, помимо такого циничного объяснения, было еще одно: нельзя считать виновным в неповиновении начальству человека, если начальство его - безумно. Капитана Генри Гудзона, наверное, можно причислить к неудачникам. Особенно с учетом его трагического конца. Но не получается - посмертная слава не дает: "большая северная река", открытая до него Джованни да Веррацано, названа его именем - рекой Гудзон; пролив, открытый Себастьяном Каботом, - Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, -- Гудзоновым заливом. Чудны дела твои, история. Выносы Что в имени тебе моем? Мы говорим - Генри Гудзон, а должны бы - Хенри Хадсон. Это если оглядываться на "родное" Henry Hudson и забыть о традиции. Но тогда и река- Хадсон, и залив - Хадсонов, или вообще Хадсоновский. Не правда ли, режет слух? Но согласимся - это с непривычки. Говорили бы с самого начала Хадсон, ничего бы и не резало. Внятных объяснений, почему возникло такое написание-звучание - Гудзон, нет. Наверное, историки минувших дней заботились о... сладкоречии. Как они его понимали. Подобная забота привела к тому, что мы говорим Рим, а должны бы - Рома, и не Парис, а Париж, не Ландон, а Лондон, несть числа примеров. Так что же, сделать усилие над собой и вернуться к "оригиналу"? Можно, но зачем? Мы же не обижаемся, когда они говорят Моску про нашу Москву. А о городе Выдропужск Тверской губернии вообще молчим. Так что пусть все остается, как есть. И пусть так будет. Чисто английская Москов ская компания В 1551 году в Англии была создана компания, основатели которой - Р ичард Ченслор, Хью Уиллоб и и С ебастьян Кабот, - мечтали найти север о-восточный путь в Китай . В мае 1553 года три "компанейских" корабля покинули Лондон. Плавание закончилось тем, что Уиллоби погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки , а Ченслор на третьем корабле доплыл до Белого моря и вошел в Двинский залив . Затем он отправился в Холмогоры, а оттуда - в Москву. Там Ченслор получил аудиенцию у Ивана Грозного и выпросил разрешение торгов ать в России английским купцам. В Англии оценили открывающиеся перспективы, и компания стала называться "Московитской", или " Московской". Ченслор же вновь отправился в Москву, и царь выдал ему льготную грамоту, дававшую компании право беспошлинной торговли . Боле е того, Иван Васильевич заверил, что другим иностранцам в подобном будет отказано. Англичане оставались монополистами до конца XVII века, когда Петр I положил конец любым торговым п референциям. И тут же Москов ская компания перестала быть первой, она стала "одной из", и в таком со с тоянии просуществовала вплоть до октября 1917 года, когда и почила в бозе. Первые становятся вторыми Принято считать, что первым европейцем, увидевшим земли будущего Нью-Йорка, и открывшим остров, названный Манхэттеном, был Генри Гудзон. Во всяком случае, именно от него Нью-Йорк ведет свою "родословную" ведет. Однако это не более, чем исторический казус. Еще в 1524 году венецианец Джованни да Веррацано, проплыл вдоль побережья Америки от Северной Каролины до Род-Айленда. В Нью-Йоркской бухте Веррацано не только останавливался, но и вел переговоры с индейцами племени ленни-ленапе об устройстве в этих местах поселения колонистов. Устье реки итальянец принял за большое озеро и... поплыл дальше. Надо отдать американцем должное: славя Гудзона, о Веррацано они тоже не забывают - его именем названы несколько мостов. Хотя что такое мост по сравнению с рекой? Особенно если эта река - Гудзон. "Полумесяц" Галеон Halve Maen/Half Moon был типичным купеческим судном того времени - c бочкообразными бортами и зауженной палубой. Первое было сделано для повышения остойчивости, что же касается второго... По таможенным законам того времени, налог с судна взимали не за вместимость, не за длину, не за площадь парусов, а за ширину палубы. Вот и старались ушлые купцы вместе с судостроителями обойти закон. О тех, кому на этом судне предстоит плавать, думали в последнюю очередь, или совсем не думали. Наследники по прямой В 1909 году, на военно-морском параде, посвященном 300-летию открытия острова Манхэттен и 100-летию постройки Робертом Фултоном первого коммерческого парохода, появилось судно, словно сошедшее со старинных гравюр. Это была копия корабля Генри Гудзона Half Moon . Публика была в восторге. Прошло еще 100 лет, и в честь уже 400-й годовщины Манхэттена в гавань Нью-Йорка снова вошел Half Moon - еще одна реплика знаменитого галеона. И все повторилось - восторги, рукоплескания и удивление: "Как же они не боялись на таком суденышке?.." Что ж, может, и боялись, а дело делали. Такие были люди.

Сэр Ге́нри Гудзо́н (Ха́дсон) (англ. Henry Hudson ; 22 сентября - ?) - английский мореплаватель начала XVII века . Известен благодаря исследованиям территорий современной Канады и Северо-Востока США. Дата и место его рождения точно неизвестны, но по некоторым предположениям, он родился 22 сентября 1570 года в Лондоне . Полагают, что он погиб в 1611 году в нынешнем Гудзоновом заливе в Канаде в результате бунта на корабле.

Рождение и ранние годы

Детали рождения и юных лет Хадсона практически неизвестны. Некоторые источники утверждают, что Хадсон родился около 1565 года; по другой информации его рождение датируется 1570-м годом. Предположительно, Хадсон много лет провёл в море, начиная свою карьеру как юнга и постепенно дослужился до звания капитана.

Исследования

В 1607 году Московская торговая компания , одна из немногих английских компаний, имевших королевскую грамоту , наняла капитана Генри Гудзона на поиски северного пути в Азию . В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Гудзон вышел на корабле Халве Ман в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении, при этом составляя карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северной оконечности архипелага Шпицберген 17 июля . В этом месте корабль находился всего в 577 морских милях (1,100 километрах) от Северного полюса , и дальнейший путь преграждали льды. 31 июля Гудзон решил вернуться обратно в Англию. На обратном пути Гудзон, возможно, открыл остров Ян-Майен (по другим сведением, его позднее обнаружил голландский капитан, чьим именем он и назван).

В 1608 году Гудзон ещё раз попытался найти северный торговый путь, на этот раз двинувшись восточнее, но, достигнув архипелага Новая Земля , снова наткнулся на преграждающие путь льды и был вынужден вернуться. Этой предельной точки и прежде достигали другие корабли компании, но северный путь в Азию так и не был найден.

Гудзон желал продолжать поиски и нанялся в голландскую Ост-Индскую компанию . Эта компания также была чрезвычайно заинтересована найти северный путь, и для этих целей был снаряжён корабль «Халве Маан» (нидерл. Halve Maen ), капитаном которого был назначен Гудзон.

В мае 1609 года корабль взял курс к Новой Земле, но, не дойдя до неё, был вынужден повернуть назад из-за недовольства команды. Вместо этого корабль поплыл на запад, пересёк Атлантический океан и в начале июля достиг отмели Большой Ньюфаундлендской банки у берегов острова Ньюфаундленд в Северной Америке . Затем 4 месяца было потрачено на исследование берегов Северной Америки. 11 сентября 1609 года был открыт остров Манхэттен . Также было исследовано и описано побережье современного штата Мэн и полуостров Кейп-Код . Несмотря на то, что эти земли впервые были открыты итальянским исследователем Джованни да Вераццано в 1524 году , Генри Гудзон стал первым европейцем, кто письменно запечатлел эти земли. Он также проплыл вверх по течению реки, ныне носящей его имя (Гудзон), до места, где сейчас расположена столица штата Нью-Йорк город Олбани (англ. Albany ). Позднее в устье этой реки голландцы основали город Новый Амстердам , ставший затем городом Нью-Йорком . Полагают, что название острова Статен (нидерл. Staaten Eylandt ) также дал Генри Гудзон в честь Генеральных штатов (Нидерландов) , официального названия парламента Нидерландов того времени.

По возвращении в Англию в ноябре 1609 года Гудзон был арестован за плавание под чужим флагом, согласно Навигационному акту (англ. Navigation Act ), ряду английских законов, установленных для защиты торговых путей от голландцев (не следует путать с кромвелевским Навигационным актом). Тем не менее, он был вскоре освобождён.

Карта экспедиций Генри Гудзона в Северную Америку.

Карта четвёртой экспедиции Генри Гудзона, 1610-1611.

В 1610 году Гудзон снова отправляется в экспедицию на корабле Дискавери (англ. Discovery ), на этот раз под английским флагом, будучи нанятым Вирджинской и Британской Ост-Индской компаниями . Он взял курс на север, прибыв к берегам Исландии 11 мая , затем 4 июня к южной Гренландии, потом обогнул её южную оконечность и взял курс на запад. Было сильное ощущение, что северный путь в Азию наконец-то найден. 25 июня путешественники достигли Гудзонова пролива к северу от Лабрадора . Двигаясь вдоль побережья на юг, 2 августа они вышли к заливу Гудзона. Следующие несколько месяцев Гудзон потратил на исследование и картографирование побережья Америки. В ноябре корабль застрял во льдах в заливе Джеймс , и команда была вынуждена сойти на берег на зимовку.

Мятеж

Весной 1611 года , после того как путь был освобождён ото льда, Гудзон планировал возобновить исследования. Однако команда корабля взбунтовалась, требуя возврата домой. В июне 1611 года 8 человек из команды возвратились домой, предварительно высадив Гудзона, его сына и ещё 7 матросов на гребную лодку, не оставив им воды и пищи. Больше о его судьбе достоверно ничего не известно. Последующие поиски, включая экспедицию